ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2024, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика
ART 241054 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11054 УДК 378.14.015.62
Внедрение дисциплины «Основы российской государственности» в образовательный процесс высший школы: восприятие обучающимися и методика преподавания
The introduction of the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" into university curriculum: students' attitude and teaching methods
Авторы статьи
L
Authors of the article
Галимуллина Надия Мидхатовна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ», г. Казань, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-5073-2758
Вагаева Ольга Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0003-0161-746X
Nadiia M. Galimullina,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Political Science and Management, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, Kazan, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-5073-2758
Olga A. Vagaeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Penza State Technological University, Penza, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-0161-746X
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для
цитирования
For citation
L
Галимуллина Н. М., Вагаева О. А. Внедрение дисциплины «Основы российской государственности» в образовательный процесс высший школы: восприятие обучающимися и методика преподавания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04. - С. 235250. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241054.htm DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11054
N. M. Galimullina, O. A. Vagaeva, The introduction of the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" into university curriculum: students' attitude and teaching methods // Scientific-methodological electronic journal "Kon-cept". - 2024. - No. 04. - P. 235-250. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241054.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11054
Поступила в редакцию Received 20.02.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.03.24
Принята к публикации Accepted for publication 28.03.24 Опубликована Published 30.04.24
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Галимуллина Н. М., Вагаева О. А., 2024
Аннотация
Начиная с 2023/2024 учебного года основные образовательные программы всех направлений подготовки вузов России включают дисциплину «Основы российской государственности». Она призвана помочь обозначить своевременный ответ на актуальные вызовы образовательной и социальной политики России, способствовать формированию у студентов чувства гражданственности и патриотизма, что является важной задачей на высшем государственном уровне. Цель статьи - исследование особенностей внедрения новой дисциплины в образовательный процесс высшей школы, ее восприятия обучающимися, их отношения к ней, описание методических наработок из опыта преподавания предмета. Для проведения исследования были использованы общетеоретические методы (анализ, синтез, обобщение теоретических сведений по проблеме) и эмпирический метод - анкетирование в онлайн-формате. Базой исследования выступила группа студентов первого курса технических вузов Пензы и Казани в количестве 173 человек. Исследование позволило выяснить отношение первокурсников к дисциплине в целом, к ее отдельным разделам, педагогическим средствам и методам, примененным в ходе преподавания данного курса. Более половины опрошенных ответили, что полностью удовлетворены полученным на занятиях результатом. Студенты отметили важность личностного взаимодействия с преподавателем в процессе проведения занятий, обратили особое внимание на интересное содержание дисциплины, выделив этот параметр как явное преимущество курса. Они определили самыми важными для изучения разделы дисциплины «Российское государство-цивилизация» и «Политическое устройство России». Наиболее эффективными средствами обучения студенты считают видеоролики, интерактивные онлайн-игры, лекции преподавателя и работу с картой. Считаем, что цели и задачи, поставленные в правовом поле и обозначенные в медийном пространстве перед вузами и конкретными преподавателями, были выполнены. Результаты опроса этот факт подтверждают. Большинство студентов убеждены, что основная польза от изучения предмета заключается в расширении имеющихся знаний по истории России, в то же время респонденты отметили в качестве значимого результата обучения формирование чувства гордости за свою страну и свой народ, расширение имеющихся знаний по географии России, лучшее понимание геополитических процессов, происходящих сегодня. Дисциплина на практике способствует формированию у молодежи таких качеств, как гражданственность и патриотизм, которые определяют ценностное отношение личности к историческому прошлому своей страны, принадлежности к своему народу, чувство гордости за свое Отечество.
Ключевые слова
удовлетворенность обучающихся, основы российской государственности, интерактивные методы обучения, гуманитаризация образования
Благодарности
Авторы выражают благодарность обучающимся Пензенского государственного технологического университета и Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ за участие в опросе, объективность оценок и аргументированную критику.
Abstract
Starting from the 2023-2024 academic year, the main educational programs of all areas of higher education in Russia include the discipline "Fundamentals of Russian Statehood". It is intended to help recognize a timely response to the current challenges of Russia's educational and social policy, to contribute to the formation of students' sense of citizenship and patriotism, which is an important task at the highest state level. The aim of the article is to study the specific features of the introduction of a new discipline into university curricula, its perception by students, their attitude to it, and a description of practical methodological recommendations for teaching the subject. To conduct the research, general theoretical methods were used (analysis, synthesis, generalization of theoretical information on the problem) and an empirical method - an online questionnaire. The research involved 173 first-year students of technical universities in Penza and Kazan. The research made it possible to clarify the attitude of first-year students to the discipline as a whole, to its individual sections, pedagogical tools and methods used for teaching of this course. More than half of the respondents replied that they were completely satisfied with the results obtained in the classroom. The students noted the importance of personal interaction with the teacher in the course of classes, paid special attention to the interesting content of the discipline, highlighting this parameter as a clear advantage of the course. They noted the sections of the discipline "The Russian state-civilization" and "The political structure of Russia" as the most important for studying. Students consider videos, interactive online games, original lectures and working with a map to be the most effective means of learning. We think that the goals and objectives set in the legal field for universities and academic staff and outlined in the media space have been fulfilled. The survey results confirm this fact. Most students are convinced that they get benefit from studying the subject and expand their knowledge of the history of Russia. At the same time, respondents noted as a significant learning result the formation of a sense of pride in their country and their people, the expansion of existing knowledge of the geography of Russia, and better understanding of the geopolitical processes taking place today. In practice, the discipline contributes to the formation of such qualities among young people as citizenship and patriotism, which determine the value attitude of an individual to the historical past of his country, belonging to the nation, and a sense of pride in our Fatherland.
Key words
student satisfaction, fundamentals of Russian statehood, interactive teaching methods, humanitarization of education
Acknowledgements
The authors express their gratitude to the students of Penza State Technological University and Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI for participating in the survey, the objectivity of assessments and reasoned criticism.
Введение / Introduction
В современной системе образования в последние годы четко наметилась тенденция гуманитаризации. Особый акцент в учебных планах сделан на изучение общественных дисциплин. Так, в школах, помимо традиционных и уже привычных нам истории, обществознания и других подобных предметов, преподают основы духовно-нравственной культуры народов России, ведутся «Разговоры о важном», а в вузах с 2023/2024 учебного года федеральный компонент основной образовательной программы включает предмет «Основы российской государственности». Эти изменения обусловлены в том числе необходимостью выстраивать конструктивное и основанное на взаимном уважении общение между представителями разных народов внутри страны, формировать толерантность и ценностное отношение к родной культуре и истории.
Нормативно-правовую базу курса составляет Конституция РФ [1], «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2], указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3], Стратегия национальной безопасности [4], Концепция внешней политики РФ [5].
В состав разработчиков курса вошли теоретики и практики, представители различных региональных научных школ, которые в ходе сессий и нескольких этапов взаимного обучения и повышения квалификации консолидировали все наработки академического сообщества на специально созданном портале «ДНК России», продолжающем пополняться и расширяться. Согласно концепции учебно-методического комплекса модуля «Основы российской государственности», данная дисциплина должна помочь обозначить системный и своевременный ответ на актуальные вызовы образовательной и социальной политики нашего государства, используя процедуры и механизмы формирования необходимых условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе общепринятых ценностей и норм поведения, а также через формирование у обучающихся развитого чувства гражданственности и патриотизма. При этом четко указывается на необходимость наряду с классическими методиками образования использовать публичные дискуссии и проблемные лекции, студенческие дебаты и иные форматы взаимодействия [6].
Авторы статьи реализовали заявленные принципы на практике в течение осеннего семестра, наработанные в ходе преподавания дисциплины педагогические методы и средства легли в основу данного исследования.
Обзор литературы / Literature review
Проблематика исследования раскрыта в трудах отечественных и зарубежных авторов недостаточно полно. В первую очередь это обстоятельство обусловлено тем, что преподавание дисциплины «Основы российской государственности» было начато только в сентябре 2023 года. По мере накопления практического педагогического опыта количество исследований об особенностях ведения и изучения дисциплины будет расти.
Тем не менее можно отметить ряд работ, в которых авторы концентрируются на содержательных особенностях дисциплины.
Так, П. Е. Бойко и Г. Л. Галустьянц [7] раскрывают трактовку понятия «идеология», используя методологию цивилизационного и логико-исторического анализа, и
указывают на то, идеология может быть оценена в качестве основополагающего элемента общественного сознания, призванного отражать идейное содержание, характерное для конкретного исторического этапа. Отталкиваясь от этой позиции, авторы делают вывод о возможности существования только одной государственной (официально признанной) идеологии при наличии нескольких идеологических концептов, как и наличии одной «национальной идеи», отражающей уникальность нации на конкретном историческом этапе развития, выступающей в качестве всеобщей и сплачивающей этносы идеи целостного существования национального государства. В статье сделан вывод, что идейное содержание сознания определенного общества связано с особенностями исторического становления государства (например, как в «теории официальной народности»), поэтому концепция современной российской идеологии должна включать в себя философско-историческую и историко-культурную составляющие.
Коллектив авторов: А. А. Гребенкина, С. К. Сергеев, О. В. Колесникова, О. Д. Ро-манников - анализирует собственно понятие «государственность» применительно к нашей стране, в частности, утверждая, что в понимании российской государственности содержится преобладание коллективного начала над индивидуальным. При этом в работе содержится расширенное понятие государственности, где наряду с системой отношений публичной власти («государство») включается такая важная надсистема, обеспечивающая «контекст» развития и устойчивого функционирования государства, как отношения публичной власти с негосударственными общественными институтами (такими как объединение этнических групп и другие) [8].
Н. В. Асонов в статье, хронологически предшествующей внедрению курса, комплексно раскрывает особенности становления российской государственности и делает выводы о наличии специфических черт российского опыта государственности как исторически обусловленного результата тесного взаимопроникновения положительных национальных и византийских социально-политических ценностей и целей. Таким образом, в статье на основе привлечения значимого исторического материала резюмируется содержательная основа понимания российской государственности как особого цивилизационного типа - славяноправославной цивилизации [9].
В статье А. Б. Шатилова, З. И. Волхонской, Д. Д. Осининой раскрывается ценностное насыщение российской государственности, при этом выделяются пять приоритетных аксиологических компонентов, таких как уважение к традициям и истории страны, самовосприятие человека как «хозяина своей земли», самоидентификация в рамках семьи, внедрение гражданской идентичности как чувства общности с народом и страной, понимание и принятие России как страны глобальных проектов [10].
Другие авторы сосредоточены на целевой направленности курса.
Например, А. А. Гуляев декларирует, что дисциплина призвана придать российской молодежи уверенность в ее будущем в России как государстве-цивилизации [11]. Автор раскрывает и характеризует программу курса, при этом отмечая, что именно завершающий раздел «Вызовы будущего и развитие страны», реализующий прогностическую функцию, наиболее важен для освоения.
М. А. Широкова отмечает, что курс способен восполнить пробелы в политическом образовании в российской высшей школе. Автор, базируясь на системном и структурно-функциональном подходах, подвергает анализу содержание политического образования и его цель, указывает на связь системы политического образования
с внешней средой (социально-политическая практика российского общества, деятельность государственных институтов). В работе выделены факторы, способствующие повышению значимости политического образования, и сделан вывод о необходимости повышения политической культуры у молодежи в современных условиях, чего можно достичь с помощью обсуждаемой новой дисциплины [12].
Другие исследователи сосредоточились на методических аспектах преподавания применительно к новому курсу.
Так, Т. А. Борзова отмечает, что обучение студентов основам российской государственности, сочетая исторические, политические и социальные аспекты, а также адаптированный подход к разным направлениям подготовки, взывает к необходимости привлечения преподавателей, готовых выступить в роли экспертов во многих гуманитарных областях знаний. В ее статье «Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса "Основы российской государственности» в высшей школе"» обосновывается значимость знания и изучения основ российской государственности как базисной платформы для принятия обдуманных решений, учитывающих исторический и культурный контекст страны, и в конечном итоге для эффективного управления страной. В данной статье анализируется содержание курса «Основы российской государственности» с акцентом на первом разделе «Что такое Россия», для которого представлены сценарии нескольких семинарских занятий [13].
В другой работе Т. А. Борзова, рассуждая об особенностях представления студентам дисциплины «Основы российской государственности», выделяет такие педагогические подходы преподавания, как проблемно-ориентированный, контекстный, исследовательский, а также проектный и диалоговый подходы [14], которые были высоко оценены студентами в ходе нашего опроса. В этом труде автор сконцентрировался на третьем разделе дисциплины - «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» - и представил содержательное наполнение лекционных (например, предлагается перед освоением концепции мировоззрения ознакомить студентов со смежными категориями: «культура», «менталитет», «традиция», «Я-кон-цепция», «идентичность», «культурный код») и семинарских занятий («Ценностные вызовы современной политики», «Концепт мировоззрения в социальных науках», «Системная модель мировоззрения», «Ценности российской цивилизации») с указанием форм и методов внедрения учебного материала.
С. Ф. Шляпина отмечает, что педагогическое сопровождение дисциплины, связанное с проблемой духовного самоопределения студентов, заключается в создании условий для развития когнитивного, операционального и ценностно-смыслового компонентов самоопределения и активизации рефлексии, стереотипизации и персо-нализации как трех компонентов психологического механизма развития личности. В данной работе после анализа основных понятий и методологических концепций на примере отдельно взятой темы показано, как можно способствовать развитию духовного самоопределения в рамках курса «Основы российской государственности» [15].
Так как основным методом исследования избран социологический опрос, при подготовке данной статьи необходимо было учесть работы, освещающие проблематику проведения опросов среди обучающихся в целом.
Исследователями З. Ф. Громовой, О. В. Калинкиной, М. А. Фроловой выявлено, что оценить качество образования можно как технологическим путем, за счет учета таких показателей, как успеваемость, так и гуманистическим - ориентированным на обеспечение потребности обучающегося в объективной оценке его образования [16],
т. е. с помощью социологических методик. Авторы отсылают нас к декларированной на уровне образовательной политики государства возможности и праву, представленному обучающимся оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. В статье на примере отдельной дисциплины раскрыта методология подобного социологического исследования.
П. Херат и К. Джаясингхе указывают, что со студентами могут проводиться качественные интервью, чтобы получить представление об их личности, представление о себе как о клиентах и их ожиданиях от образовательных учреждений, и количественные опросы, с помощью которых измеряют уровень удовлетворенности студентов и собирают данные о различных факторах, таких как академическая успеваемость, качество, методы обучения, вспомогательные службы и оперативность работы учреждений [17].
Н. Н. Таньков говорит о том, что удовлетворенность студентов учебным процессом входит в состав удовлетворенности учебной деятельностью и представляет собой эмоционально-оценочное отношение к учебному процессу и условиям его реализации. Автор убедительно доказывает, что учет в образовательном процессе интересов и способностей обучающихся приводит к повышению удовлетворенности студентов учебным процессом [18].
Е. В. Кузнецова всесторонне рассматривает методику мониторинга удовлетворенности студентов вуза и преимущества вовлечения студентов в данный процесс. На основе анализа опыта проведения опросов студентов в российской и зарубежной практике высшей школы на кафедре прикладной математики Липецкого государственного технического университета был разработан оценочный инструмент - методика мониторинга удовлетворенности студентов качеством образовательных программ, ставшая объектом анализа в статье [19]. Автор раскрывает механизм проверки опросов по критериям надежности (предлагается оценивать внутреннюю согласованность вопросов анкеты с помощью расчета значений А. Кронбаха), содержательной валидности (анализ согласованности результатов опроса с теорией и практикой обучения). Внедрение таких механизмов проверки повышает эффективность использования опросов для анализа качества образовательных программ в вузе.
В работе К. К. Хаусон и Ф. Матоса исследуется взаимосвязь между показателями удовлетворенности и вовлеченности с помощью институционального опроса, основанного на результатах двух крупнейших в мире опросов об опыте студентов высших учебных заведений: Национального опроса студентов (NSS), проводимого в Великобритании, и Национального опроса вовлеченности студентов (NSSE), проводимого в США. В их статье подчеркивается необходимость изменения точки зрения в отношении роли опросов учащихся в определении политики в сфере образования с подхода «студент как клиент» на подход, который рассматривает студентов и учреждения как совместно ответственных за обучение и вовлечение [20].
Опросы удовлетворенности могут принять характер лонгитюдного исследования, например, как в практике, описанной в работе [21], направленной на оценку уровня удовлетворенности студентов за девятилетний период.
Таким образом, в настоящее время в академическом сообществе идет процесс накопления педагогических практик и опыта отдельных преподавателей по внедрению в образовательный процесс новой дисциплины, характеризующейся комплексностью, актуальностью и полемичностью. Этим обусловлено малое количество опуб-
ликованных работ, в которых представлены отдельные аспекты заявленной проблематики. Так, можно отметить, что авторы рассматривают в своих исследованиях отдельные аспекты курса, оценивая дисциплину сквозь призму философского, исторического, политологического, культурологического подходов.
В то же время в научном сообществе сложилось устоявшееся мнение о необходимости привлечения обучающихся к оценке качества обучения в целом и эффектов от применения конкретных педагогических приемов в частности. Отечественные и зарубежные авторы отмечают эффективность применения опросных методик для этих целей, что подтверждает актуальность избранного нами эмпирического метода исследования.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
С целью исследования мнения студентов-первокурсников по итогам освоения дисциплины «Основы российской государственности» для дальнейшего повышения эффективности преподавания данного предмета нами была разработана анкета. В анкете представлены восемь вопросов, часть которых предполагает выбор, ограниченный вариантами ответа, предложенными разработчиками, другие дают возможность дополнить представленные варианты собственной версией объяснения своей позиции. В силу комплексности и сложности исследуемой проблемы часть вопросов предполагает одновременный выбор нескольких вариантов ответа. Три вопроса предполагают ранжирование представленных в вопросе слагаемых.
В онлайн-анкетировании приняли участие 173 обучающихся вузов Пензы и Казани. При отборе респондентов применялась простая случайная выборка. Авторы намеренно не делали разделение выборки по полу, точному возрасту, месту рождения и иным демографическим характеристикам или по направлениям подготовки, хотя в перспективе рассматривается возможность проведения дифференцированного социологического исследования, призванного проследить корреляции в восприятии и ожиданиях от курса у иностранных граждан, обучающихся на территории РФ, и россиян или специфику изучения дисциплины «Основы российской государственности» в зависимости от профиля обучения с условным разделением на обучающихся по естественному, техническому, социально-гуманитарному, военному профилю и студентов, проходящих подготовку в области точных наук.
Опрос проводился после полного освоения дисциплины и завершения промежуточной аттестации по ней. Это дало возможность студентам сформировать к времени анкетирования объективное и полное представление о дисциплине и, что не менее важно, избежать различного рода опасений, связанных с тем фактом, что инициатором социологического исследования выступает преподаватель. Дифференциация мнений респондентов, в том числе наличие критических оценок по отношению к исследуемой проблеме, показало, что респонденты были достаточно откровенны в оценках, данные, собранные в ходе онлайн-опроса, можно признать достоверными.
Результаты исследования / Research results
Студентам было предложено оценить по 5-балльной шкале, насколько оправдались их ожидания от изучения дисциплины «Основы российской государственности».
62% опрошенных ответили, что полностью удовлетворены полученным на занятиях результатом, 24,3% - вполне удовлетворены. 8,1% респондентов отметили результаты изучения дисциплины «Основы российской государственности» как удовле-
творительные. У оставшихся 5,2% студентов ожидания от изучения курса не оправдались. В связи с данным вопросом важно обратить внимание: несмотря на то что информация о перспективах внедрения в учебные планы данной дисциплины стала объектом полемики как среди научного и преподавательского сообщества, так и среди представителей политических объединений, гражданского общества в силу общественной значимости и потенциальной идеологической направленности данного курса, обучающиеся в большинстве своем оказались вне этого обсуждения. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 68% российских граждан обозначили необходимость изучения нового курса в вузах, при этом 72% россиян высказали желание, чтобы их дети и/ или внуки изучили «Основы российской государственности». Показательно распределение ответов в отношении востребованности дисциплины по демографическому критерию «возраст»: 85% респондентов в возрастной когорте старше 60 лет высказались крайне положительно, тогда как участники опроса в возрасте 18-24 лет отнеслись к перспективам такого изменения учебных планов достаточно скептично, так как четверть молодых людей заявила об индифферентном отношении к изучению курса, 26% указали на нежелание получать знания и проходить оценку сформированности компетенций по данной дисциплине [22]. В то же время, согласно блиц-опросам обучающихся на первом занятии, 90,5% (67 из 74 первокурсников) ничего не слышали о данной дисциплине и бурном обсуждении, связанном с ней, до того, как увидели «Основы российской государственности» в расписании. Поэтому ожидания опрошенных первокурсников формировались спонтанно, были основаны на названии курса, описании содержания дисциплины и ее цели, задач, представленных преподавателем на вводном лекционном занятии. На наш взгляд, можно отметить, что цели и задачи, поставленные в правовом поле и обозначенные в медийном пространстве перед вузами в целом и конкретными преподавателями в частности, были выполнены. Результаты опроса студентов этот факт подтверждают.
■1 »2 "3 "4 "5
Рис. 1. Соответствие ожиданиям от дисциплины
При ответе на вопрос «Что из представленных факторов повлияло на Ваше впечатление относительно пройденной дисциплины?» студентам было предложено выбрать не более трех вариантов ответа.
Лидировал вариант «Диалог между преподавателем и студенческой аудиторией в процессе проведения занятий» (75,1%). Данный результат показывает значимость роли преподавателя в образовательном процессе, влияние его профессиональных и
личных качеств на ход обучения и усвоения материала, несмотря на глобальную информатизацию во всех сферах общественной жизни.
Конечно, полемическая форма обучения наиболее успешно реализуется в рамках практических занятий, тем более в рабочих программах доля занятий практического типа вдвое превышает встречи со студентами в лекционном формате. Согласимся, что логично использовать практические занятия не только для завершения изучения наиболее важных тем и контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине, но и для закрепления изученного материала, приобретения опыта аналитической работы, ведения дискуссии, аргументации и защиты полученных результатов [23]. Кроме того, личностный фактор, связанный с преподавателем, может быть выражением необходимости и ценности восприятия обучающихся как равных, что особенно актуально для первокурсников и обусловлено спецификой возрастной психологии. Например, согласно исследованиям китайских авторов, внимание преподавателя влияло на успеваемость студентов: среднее внимание преподавателя способствовало получению учащимися опыта обучения, удовлетворенности обучением и положительному влиянию, в то время как низкое внимание преподавателя сдерживало эти положительные эффекты от обучения [24].
Первокурсники обратили внимание на интересное содержание дисциплины (49,1%), его полное соответствие предварительной информации о ней (39,9%). Считаем, что высокий интерес обусловлен в том числе тем, что содержательно курс тесно связан с реалиями времени, с процессами, происходящими в обществе, помогает студентам получить ответы на возникающие у них вопросы, а также является в какой-то мере продолжением пройденных в школе учебных предметов «История», «Общество-знание» и других. Как известно, курс состоит из пяти разделов, утвержденных на федеральном уровне, рекомендованное тематическое планирование также было осуществлено на стадии разработки концепции преподавания дисциплины, но следует отметить, что в разных вузах расстановка акцентов в тематическом насыщении, определенное смещение в содержании тем может отличаться в зависимости от профиля кафедры: где-то большее количество часов может быть отведено политическим проблемам, в других вузах философские аспекты сильнее проникают в темы, связанные не только с мировоззрением, но и с футурологией.
Студенты выделили четкие и понятные требования по подготовке к занятиям (34,1%), использованию средств визуализации, обеспечивающих наглядность учебных материалов (30,6%). Респонденты отметили, что содержание дисциплины хорошо структурировано, учебный материал воспринимается логично, новая информация излагается понятно и последовательно (30,1%). Также первокурсники положительно оценили четкие правила аттестации и критерии оценки своих достижений (24,9%).
Безусловно, на выбор студентами данных факторов в качестве предпочтительных ответов оказал влияние высокий уровень ответственности преподавателей при подготовке к занятиям и подборе методических материалов. Поскольку дисциплина «Основы российской государственности» преподается на первом курсе, то она является логичным продолжением школьных предметов «Обществознание» и «История», позволяет сформировать целостное представление об особенностях развития нашей страны, о России как государстве-цивилизации, рассмотреть актуальные вызовы и проблемы, а также сценарии развития российской цивилизации. Курс комплексный, многоаспектный, требует знаний в области экономики, политики, социальной
сферы, правоведения, истории, географии и др. Ряд дисциплин преподается параллельно с ним, усиливая и дополняя, позволяя глубоко и с разных сторон изучать государство. Таким образом, и перед преподавательским составом, и перед обучающимися стоит непростая задача. Один из блоков нашей анкеты был направлен на выяснение оценки отдельных разделов дисциплины.
При ответе на вопрос «Какие разделы дисциплины Вы считаете наиболее важными для изучения» студенты определили самыми важными (поставив на 1-е место) «Российское государство-цивилизация» и «Политическое устройство России». Наиболее интересными для изучения были разделы «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» и «Вызовы будущего и развитие страны». Самыми непростыми для первокурсников оказались разделы «Политическое устройство России» и «Российское государство-цивилизация». Как мы видим, философские и политологические аспекты традиционно являются не только важными и значимыми, но и весьма сложными для восприятия и освоения молодежью.
80 60 40 20 0
80 60 40 20 0
60
40
20
1.1.1 11Ш 111.1 111.1 |||.1
Раздел 5
Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4
■ 1 12 В3 В4 В5 Рис. 2. Распределение разделов по степени важности
||||| |||Н || ■! II II |||.1
Раздел 1
Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4
■ 1 12 В3 В4 В5 Рис. 3. Распределение разделов по степени интересности
Раздел 5
II
II
Раздел 1
|||.1 М
■I
Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4
■ 1 12 В3 В4 15 Рис. 4. Распределение разделов по степени сложности
Раздел 5
0
Студентов спросили: в чем конкретно они видят пользу от изучения курса? При ответе на этот вопрос можно было выбрать не более трех предложенных вариантов. 68,8% первокурсников убеждены, что основная польза от изучения предмета «Основы российской государственности» заключается в расширении имеющихся знаний по истории России. 39,9% респондентов отметили в качестве значимого результата обучения формирование чувства гордости за свою страну и свой народ, 39,3% - расширение имеющихся знаний по географии России, 34,7% - лучшее понимание геополитических процессов, происходящих в России и в мире, 33,5% - возможность узнать о государственных программах и национальных проектах, реализуемых в РФ. Полученные результаты показывают, что дисциплина на практике способствует формированию у молодежи таких ведущих качеств личности, как гражданственность и патриотизм, которые определяют ценностное отношение личности к историческому прошлому своей страны, принадлежности к своему народу, чувство гордости за свое Отечество.
В качестве важного итога работы по курсу 27,2% опрошенных выделили возможность принять участие в дискуссии, научиться грамотно выражать свои мысли, 23,7% - возможность определить свое место и место своей семьи в истории страны. Вместе с тем 7,5% отметили, что ничего полезного для себя не получили.
При ответе на вопрос «Какие средства обучения Вы считаете наиболее эффективными применительно к дисциплине "Основы российской государственности"» респондентам нужно было выбрать не более трех вариантов ответа. 68,8% опрошенных отметили видеоролики, 61,3%, подтвердив ранее высказанную позитивную оценку двусторонней симметричной коммуникации между участниками образовательного процесса (преподаватель - обучающиеся, обучающийся - обучающийся), -дискуссию на заданную тему, 41,6% выделили интерактивную онлайн-игру (соответствие традиционных народных костюмов и этносов и т. п.).
Следует отметить, что использование упомянутых выше видеороликов как средства обучения предполагает тщательную методическую проработку. Например, занятие с использованием видеоролика «Неформальные символы - единство в многообразии», кроме выбора аудитории для проведения занятия с упором на необходимое материально-техническое обеспечение (проектор, мультимедийная трибуна или ноутбук), заставляет преподавателя подготовить и дополнительные текстовые материалы, углубляющие сведения, о которых говорится в видео (например, факты об Олимпиаде-1980), составить вопросы для организации дискуссии: какова история нижегородского и казанского Кремля? Какие еще народные танцы, кроме хоровода, вы знаете? - и вопросы в тестовой форме для усвоения просмотренного материала: с правлением какого императора связано становление ювелирного дома «Фаберже» (Петр I, Екатерина II, Александр III, Николай II)? Выберите верные утверждения, характеризующие озеро Байкал (самое маленькое озеро в России, самое глубокое озеро в мире, крупнейший резервуар пресной воды, самое большое по площади озеро в мире).
Использование интерактивных онлайн-игр, с одной стороны, также требует особой подготовки, например, как указывают М. О. Беляева и И. В. Щукина, для реализации педагогических задач в рамках онлайн-форматов необходимо сформировать в обучающемся такие психолого-педагогические характеристики, как дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность [25].
С другой стороны, у обучающихся первых курсов в силу возраста уже сформированы навыки работы в онлайн-среде, кроме того, элементы геймификации хорошо вписываются в потребности молодежи. Например, на занятии, рассматривающем
константы российской цивилизации, студентам предлагается воспользоваться специальным интернет-ресурсом «Звуки России» [26], в котором реализована возможность не только оценить внешний вид и послушать звучание народных инструментов различных народностей России (тальян-гармун, варган, гусли, пандур, жалейка), но и создать свой трек с их использованием. Чтобы задание не превратилось в обычное развлечение, а стало все же элементом эдьютейнмента, необходимо снабдить студентов знаниями об истории этих инструментов, связи с народными традициями.
Безусловно, золотое правило дидактики, формулированное чешским педагогом Я. А. Коменским в XVII веке, не теряет актуальности и в современном информационном обществе. Для 40,5% респондентов значимыми были лекции преподавателя, 24,9% особо отметили выполнение презентации в группах. Например, на семинарском занятии «Испытания и победы России» студенты делали доклады с презентациями о ключевых событиях в истории страны и их влиянии на мировую политику. После развала СССР в российском обществе многие годы отмечалась некоторая недооценка нашей страны и ориентация на то, что за рубежом всегда лучше. Безусловно, это не так, поскольку Россия имеет богатую историю побед, огромное количество выигранных войн, неоднократный опыт иностранной интервенции и успешного сохранения государственного суверенитета и национальной идентичности. Всё это наглядно увидели студенты - в презентациях представлены и факты, и фотодокументы, и источники личного происхождения, что способствовало формированию чувства гордости за свою страну и народ.
23,7% студентов отметили работу с картой Российской Федерации как эффективное методическое средство. Особенно актуально применение карт в разделе «Что такое Россия». На занятии «Россия: географические факторы и природные богатства» успешно применяется интерактивный практикум по исторической географии. В современном мире и текущей международной обстановке для будущего специалиста критически важно изучение влияния физико-географической среды на развитие человеческого общества в целом и российского в частности в разные исторические периоды.
Чтобы развить эту компетенцию, при помощи средств мультимедиа студентам выводится на экран карта современной России, включающая новые регионы. Первокурсники не только определяют значимые географические объекты (города, реки, острова и полуострова, горы и др.), но и вспоминают исторические события, связанные с ними, а также говорят о влиянии этих событий на политическое и экономическое развитие страны, на формирование особого культурного кода российского народа. Работа с картой не ограничивалась одним занятием, поскольку был отмечен явный недостаток знаний в этой области, неумение видеть межпредметные и причинно-следственные связи. Если говорить о методологии работы с картой, можно вспомнить такой прием, как географический силуэт, суть которого состоит в определении по очертанию географического объекта, который затем следует показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: местонахождение, особенности, чем он известен [27].
То, что данный вариант ответа не стал лидирующим, объяснимо и фактом, что карта как средство обучения применима не во всех разделах дисциплины, с одной стороны, и сложностью использования - с другой. Согласимся, что учащиеся должны обладать высоким уровнем когнитивного и концептуального развития, чтобы читать и интерпретировать карту [28]. В то же время чтение карты способно стимулировать логическое и диалектическое мышление, широко и многосторонне охватывая изоб-
раженные на ней явления и предметы, т. е., чтобы правильно прочитать карту, необходимо, используя условные знаки, ясно и отчетливо представлять изображенную местность [29]. Зарубежные исследователи отмечают, что современные учащиеся стремятся развить географическое объяснение и понимание экономических, экологических и социальных перспектив текущих проблем [30].
Наименьшей популярностью, по результатам опроса, пользовались студенческие доклады, тесты, работа с учебником.
Таким образом, исследование позволило выяснить отношение первокурсников как к дисциплине «Основы российской государственности» в целом, так и к отдельным ее разделам, а также педагогическим средствам и методам, примененным в ходе преподавания данного курса.
Заключение / Conclusion
На высшем законодательном уровне сегодня происходит формирование системы идей и ценностей российского общества, отмечается значимая роль традиционных духовных ценностей. Важным является сохранение общероссийской гражданской идентичности с опорой на накопленный народом России культурно-исторический опыт, его передача от поколения к поколению. Особый акцент делается на развитии человеческого потенциала, исходя из чего российская государственность опирается на принципы социальной ответственности и справедливости. В настоящее время эти положения, наряду с основами конституционного строя, являются важным фактором формирования индивидуальной идентичности России.
В целом отношение к дисциплине у студентов можно охарактеризовать как положительное. Они вдумчиво относятся к содержанию курса, отмечая его преимущества и на общеполитическом, и на личностном уровне. Обучающиеся смогли проявить рефлексию, оценив разделы по степени важности, интересности и сложности. Опрос выявил важность диалоговой системы в преподавании. Кроме того, обучающиеся ценят как нестандартные (онлайн-игры, работа с картой), так и классические (презентации, работа с учебником, тест) форматы обучения.
Однако отметим, что первый год преподавания выявил и проблемные зоны, приводящие к ограничениям в эффективности изучения дисциплины: недостаточные знания в области истории, правоведения, политологии. Особенно это касается студентов технических направлений подготовки, которые сдавали ЕГЭ по профильной математике, физике, информатике, русскому языку. Акцент на эти предметы в старших классах школы, а также обучение в профильных классах у некоторых студентов - всё это привело к явным пробелам в области общественных и гуманитарных наук. Вероятно, этот фактор стал причиной того, что раздел «Политическое устройство России» признан студентами самым сложным.
Ссылки на источники / References
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_28399/
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
4. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
5. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49090
6. Проект концепции учебно-методического комплекса модуля «Основы российской государственности». Документ зарегистрирован № М^Н/^^-ПК от 21.04.2023. - URL: https://fgosvo.ru/upload-files/method/Ps_MON_MN_11_1S16_PK_21042023.pdf
7. Бойко П. Е., Галустьянц Г. Л. О философско-историческом содержании курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. - 2023. - № 4 (474). - С. 85-90.
8. Гребенкина А. А., Сергеев С. К., Колесникова О. В., Романников О. Д. Российская государственность как дидактическая единица учебно-методического комплекса «Основы российской государственности» // Вестник педагогических инноваций. - 2023. - № 1(69). - С. 22-31.
9. Асонов H. В. Цивилизационные основы российской государственности // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 9. - С. 7-1S.
10. Шатилов А. Б., Волхонская З. И., Осинина Д. Д. Приоритетные ценности «генетического кода» российской государственности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2023. - Т. 2S. - № 1. - С. 97-112.
11. Гуляев А. А. Значимость новой дисциплины «Основы российской государственности» в вузах // Власть. -2023. - № S. - С. 100-103.
12. Широкова М. А. К вопросу о целях и содержании политического образования в современной России (на материале курса «Основы российской государственности») // Социодинамика. - 2023. - № 10. - С. 109-116.
13. Борзова Т. А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе // MHKО. - 2023. - № 4 (101). - С. 138-142.
14. Борзова Т. А. Приобщение студентов высшей школы к ценностным принципам русской цивилизации в рамках дисциплины «Основы российской государственности» // MHKО. - 2023. - № 6 (103). - С. 114-116.
15. Шляпина С. Ф. Модель педагогического сопровождения духовного самоопределения личности студентов как одна из основ проектирования курса «Основы российской государственности» // Вестник ЧелГУ. -2023. - № 10 (480). - С. 79-8S.
16. Громова З. Ф., Калинкина О. В., Фролова М. А. Анализ удовлетворенности студентов образовательным процессом по дисциплине как один из компонентов оценки качества высшего образования // Проблемы педагогики. - 2020. - № S (S0). - С. 14-17.
17. Herath P., Jayasinghe K. Student as a Customer: Exploring the Impact on Student Satisfaction and Educational Quality // Saegis International Research Symposium 2023 (SIRS). - Nuegodda. - 2023. - P. 20. - URL: http://sirs.saegis.ac.lk/assets/pdf/Proceedings.pdf
18. Таньков H. H. Мониторинг удовлетворенности студентов учебным процессом по дисциплине как компонент оценки качества высшего образования // Вестник ТГПУ. - 2016. - № 6 (171). - С. 106-111.
19. Кузнецова Е. В. Методика мониторинга удовлетворенности студентов вуза качеством образовательных программ // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2018. - № 2. - С. 56-62.
20. Howson C. K., Matos F. Student Surveys: Measuring the Relationship between Satisfaction and Engagement // Education Sciences. - 2021. - № 11(6). - Р. 297. - URL: http://dx.doi.org/10.3390/educsci11060297
21. Graven O. H., Helland M., Mackinnon L. The influence of staff use of a virtual learning environment on student satisfaction // Information Technology Based Higher Education and Training. - 2006. - URL: http://dx.doi.org/10.1109/ITHET.2006.339794
22. Можно ли научить государственности? - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-ob-zor/mozhno-li-nauchit-gosudarstvennosti
23. Баранова Е. М., Корчагина М. В. Проектирование содержания высшего образования по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» с учетом современных требований // Hижегородское образование. - 2023. - № 4. - С. 46-SS.
24. Shi Y., Wang M., Chen Z. et al. The impacts of instructor's visual attention and lecture type on students' learning performance and perceptions // Education and Information Technologies. - 2024. - № 1-29. - Р. 10. - URL: http://dx.doi.org/1007/s10639-024-12S12-6
25. Беляева М. О., Щукина И. В. Психолого-педагогические условия реализации электронного учебного курса по английскому языку в MOODLE // Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения инновационных методов обучения при реализации ФГОС ВО: материалы XLV науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. H. Толстого / под общ. ред. В. А. Панина. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. H. Толстого. - 2018. - С. 40-44.
26. «Слушай. Вдохновляйся. Создавай»: ко Дню народного единства Сбер и СберМаркетинг запустили музыкальный проект. - URL: https://www.sostav.ru/blogs/26207S/41711
27. Улезкина А. В. Использование игровых приёмов при работе с картой на уроках географии // Символ науки. -2021. - № 12-1. - С. 112-116.
28. Wedikandage L. Developing Topographic Map Study Skills in Advanced-Level Geography Students: A Teacher's Experiences // International Journal of Research and Innovation in Social Science. - 2024. - VIII. - Р. 616-621. - URL: http://dx.doi.org/10.47772/IJRISS.2024.801047
29. Мухтаров М. Ш. Алгоритм работы с топографической картой // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 2 (6). - C. 45-51.
30. Campos A. C. Preparing Pre-service Teachers for Practicing Sustainable Geographies Through Online Technology Integration // Understanding Sustainability with Pedagogical Practice. Advances in Geographical and Environmental Sciences. - Singapore: Springer, 2023. - URL: https://doi.org/10.1007/978-981-99-2687-9_13
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020)]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (in Russian).
2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej" [Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated 11/19/2022 "On Approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values"]. Available at: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/48502 (in Russian).
3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 № 474 "O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda" [Decree of the President of the Russian Federation dated 07/21/2020 No. 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030"]. Available at: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/45726 (in Russian).
4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 № 400 "O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii" [Decree of the President of the Russian Federation dated 07/02/2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (in Russian).
5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.03.2023 g. № 229. "Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Fed-eracii" [Decree of the President of the Russian Federation No. 229 dated 03/31/2023 "On Approval of the Concept of Foreign Policy of the Russian Federation"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49090 (in Russian).
6. Proekt koncepcii uchebno-metodicheskogo kompleksa modulya "Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti" [The draft concept of the educational and methodological complex of the module "Fundamentals of Russian Statehood"]. Dokument zaregistrirovan № MN-11/1516-PK ot 21.04.2023. Available at: https://fgosvo.ru/upload-files/method/Ps_MON_MN_11_1516_PK_21042023.pdf (in Russian).
7. Bojko, P. E., & Galust'yanc, G. L. (2023). "O filosofsko-istoricheskom soderzhanii kursa "Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti" [On the philosophical and historical content of the course "Fundamentals of Russian Statehood"], Vest-nik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, № 4 (474), pp. 85-90 (in Russian).
8. Grebenkina, A. A., Sergeev, S. K., Kolesnikova, O. V., & Romannikov, O. D. (2023). "Rossijskaya gosudarstvennost' kak didakticheskaya edinica uchebno-metodicheskogo kompleksa "Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti" [Russian Statehood as a didactic unit of the educational and methodological complex "Fundamentals of Russian Statehood"], Vestnik pedagogicheskih innovacij, № 1(69), pp. 22-31 (in Russian).
9. Asonov, N. V. (2018). "Civilizacionnye osnovy rossijskoj gosudarstvennosti" [The civilizational foundations of Russian statehood], Social'no-gumanitarnye znaniya, № 9, pp. 7-15 (in Russian).
10. Shatilov, A. B., Volhonskaya, Z. I., & Osinina, D. D. (2023). "Prioritetnye cennosti "geneticheskogo koda" rossijskoj gosudarstvennosti" [Priority values of the "genetic code" of Russian statehood], Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya, t. 25, № 1, pp. 97-112 (in Russian).
11. Gulyaev, A. A. (2023). "Znachimost' novoj discipliny "Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti" v vuzah" [The importance of the new discipline "Fundamentals of Russian Statehood" in universities], Vlast', № 5, pp. 100-103 (in Russian).
12. Shirokova, M. A. (2023). "K voprosu o celyah i soderzhanii politicheskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii (na materiale kursa "Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti")" [On the issue of the goals and content of political education in modern Russia (based on the course "Fundamentals of Russian Statehood")], Sociodinamika, № 10, pp. 109-116 (in Russian).
13. Borzova, T. A. (2023). "Vozvrashchenie k istokam: o podhodah k prepodavaniyu kursa "Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti" v vysshej shkole" [Returning to the roots: on approaches to teaching the course "Fundamentals of Russian Statehood" in universities], MNKO, № 4 (101), pp. 138-142 (in Russian).
14. Borzova, T. A. (2023). "Priobshchenie studentov vysshej shkoly k cennostnym principam russkoj civilizacii v ramkah discipliny "Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti" [Initiating university students into the value principles of Russian civilization within the framework of the discipline "Fundamentals of Russian Statehood"], MNKO, № 6 (103), pp. 114-116 (in Russian).
15. Shlyapina, S. F. (2023). "Model' pedagogicheskogo soprovozhdeniya duhovnogo samoopredeleniya lichnosti studentov kak odna iz osnov proektirovaniya kursa "Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti" [The model of pedagogical
support for the spiritual self-determination of students as one of the principles of designing the course "Fundamentals of Russian Statehood"], Vestnik ChelGU, № 10 (480), pp. 79-85 (in Russian).
16. Gromova, Z. F., Kalinkina, O. V., & Frolova, M. A. (2020). "Analiz udovletvorennosti studentov obrazovatel'nym processom po discipline kak odin iz komponentov ocenki kachestva vysshego obrazovaniya" [Analysis of students' satisfaction with the educational process in the discipline as one of the components of assessing the quality of higher education], Problemy pedagogiki, № 5 (50), pp. 14-17 (in Russian).
17. Herath, P., & Jayasinghe, K. (2023). "Student as a Customer: Exploring the Impact on Student Satisfaction and Educational Quality", Saegis International Research Symposium 2023 (SIRS), Nuegodda, p. 20. Available at: http://sirs.saegis.ac.lk/assets/pdf/Proceedings.pdf (in English).
18. Tan'kov, N. N. (2016). "Monitoring udovletvorennosti studentov uchebnym processom po discipline kak komponent ocenki kachestva vysshego obrazovaniya" [Monitoring student satisfaction with the educational process in a discipline as a component of assessing the quality of higher education], Vestnik TGPU, № 6 (171), pp. 106-111 (in Russian).
19. Kuznecova, E. V. (2018). "Metodika monitoringa udovletvorennosti studentov vuza kachestvom obrazovatel'nyh programm" [Methodology for monitoring the satisfaction of university students with the quality of educational programs], Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya, № 2, pp. 56-62 (in Russian).
20. Howson, C. K., & Matos, F. (2021). "Student Surveys: Measuring the Relationship between Satisfaction and Engagement", Education Sciences, № 11(6), p. 297. Available at: http://dx.doi.org/10.3390/educsci11060297 (in English).
21. Graven, O. H., Helland, M., & Mackinnon, L. (2006). "The influence of staff use of a virtual learning environment on student satisfaction", Information Technology Based Higher Education and Training. Available at: http://dx.doi.org/10.1109/ITHET.2006.339794 (in English).
22. Mozhno li nauchit' gosudarstvennosti? [Is it possible to teach statehood?] Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mozhno-li-nauchit-gosudarstvennosti (in Russian).
23. Baranova, E. M., & Korchagina, M. V. (2023). "Proektirovanie soderzhaniya vysshego obrazovaniya po napravleniyu "Professional'noe obuchenie (po otraslyam)" s uchetom sovremennyh trebovanij" [Designing the content of higher education in the area of "Vocational training (by branches)" taking into account modern requirements], Nizhego-rodskoe obrazovanie, № 4, pp. 46-55 (in Russian).
24. Shi, Y., Wang, M., Chen, Z. et al. (2024). "The impacts of instructor's visual attention and lecture type on students' learning performance and perceptions", Education and Information Technologies, № 1-29, p. 10. Available at: http://dx.doi.org/1007/s10639-024-12512-6 (in Russian).
25. Belyaeva, M. O., & Shchukina, I. V. (2018). "Psihologo-pedagogicheskie usloviya realizacii elektronnogo uchebnogo kursa po anglijskomu yazyku v MOODLE" [Psychological and pedagogical conditions for the implementation of an electronic English language training course in MOODLE], Razrabotka uchebno-metodicheskogo obespecheniya dlya vnedreniya innova-cionnyh metodov obucheniya pri realizacii FGOS VO: materialy XLVnauch.-metod. konf. profes-sorsko-prepodavatel'skogosostava, aspirantov, magistrantov, soiskatelej TGPU im. L. N. Tolstogo, Tul'skij gosudar-stvennyj pedagogicheskij universitet im. L. N. Tolstogo, Tula, pp. 40-44 (in Russian).
26. "Slushaj. Vdohnovlyajsya. Sozdavaj": ko Dnyu narodnogo edinstva Sber i SberMarketing zapustili muzykal'nyj proekt ["Listen. Get inspired. Create": on the occasion of National Unity Day, BEAC and SberMarketing launched a musical project]. Available at: https://www.sostav.ru/blogs/262075/41711 (in Russian).
27. Ulezkina, A. V. (2021). "Ispol'zovanie igrovyh priyomov pri rabote s kartoj na urokah geografii" [Using game techniques when working with a map in geography lessons], Simvol nauki, № 12-1, pp. 112-116 (in Russian).
28. Wedikandage, L. (2024). "Developing Topographic Map Study Skills in Advanced-Level Geography Students: A Teacher's Experiences", International Journal of Research and Innovation in Social Science, VIII, pp. 616-621. Available at: http://dx.doi.org/10.47772/IJRISS.2024.801047 (in English).
29. Muhtarov, M. Sh. (2017). "Algoritm raboty s topograficheskoj kartoj" [The algorithm of working with a topographic map], Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik, № 2 (6), pp. 45-51 (in Russian).
30. Campos, A. C. (2023). "Preparing Pre-service Teachers for Practicing Sustainable Geographies Through Online Technology Integration", Understanding Sustainability with Pedagogical Practice. Advances in Geographical and Environmental Sciences, Springer, Singapore. Available at: https://doi.org/10.1007/978-981-99-2687-9_13 (in English).
Вклад авторов
Н. М. Галимуллина - подготовка обзора литературы, сбор ответов обучающихся КНИТУ-КАИ, обобщение результатов анкетирования, написание заключения.
О. А. Вагаева - организация сбора данных студентов ПензГТУ в рамках социологического исследования, обработка результатов анкетирования, написание аннотации и введения.
Contribution of the authors
N. M. Galimullina - preparation of a literature review, collection of responses from students of the University, generalization of the results of the survey, writing a conclusion.
O. A. Vagaeva - organization of data collection at Penza State Technical University within the framework of sociological research, processing of survey results, writing an abstract and introduction.