Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СВЯЗИ НОВОГО И ТРАДИЦИОННОГО В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

РЕАЛИЗАЦИЯ СВЯЗИ НОВОГО И ТРАДИЦИОННОГО В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
российская государственность / интерактивные формы обучения / менталитет / патриотизм / мировоззрение / преподавание / лекции / практические занятия.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рущицкая Ольга Александровна, Кружкова Татьяна Ивановна, Ручкин Алексей Владимирович, Смирнова Ирина Юрьевна, Фетисова Анастасия Викторовна

В настоящее время сложная политическая и экономическая ситуация в РФ ставит задачу изменения подходов к преподаванию дисциплин гуманитарного цикла в высших учебных заведениях. В декабре 2022 года президентом страны В.В. Путиным было объявлено о введении нового курса «Основы российской государственности». Важным фактором должно стать активное использование во время аудиторных занятий интерактивных средств обучения, это апробирована авторами в ходе преподавания дисциплины в Уральском государственном аграрном университете на всех курсах, начиная от направления «Ветеринария» и заканчивая направлением «Профессиональное обучение». Авторы статьи отмечают, использование нового в преподавании дисциплины «Основы российской государственности» позволяет развивать у студентов творческий подход к решению проблем, инициативу, способствует выработке активной жизненной позиции по отношению к происходящим в стране и мире процессам. Совершенствование преподавания вновь введенной в образовательные программы вузов дисциплины «Основы российской государственности» должно проявляться в четком структурировании и логическом построении курса, в регулярном контроле и объективной оценке полученных знаний, во внедрении новых приемов и методов обучения, в расширении самостоятельной работы студентов. Однако авторы выявили в ходе преподавания дисциплины, что не все форматы и методы взаимодействия со студентами легко ими воспринимаются. Необходим синтез разных подходов к обучению для обеспечения адаптации студентов и глубокого восприятия материала. Следует подчеркнуть, что возможность для анализа вызовов перед нашей страной ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО No 9 • 2023 396 ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ ÍÀÓÊÈ сегодня дают не только индивидуальные самостоятельные задания, но совместная работа преподавателя и группы, например, по итогам представления результатов анализа в формате «печа-куча». Результатами этой работы могут быть реферативные материалы сверх программы или в пределах ее с целью более глубокой проработки тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рущицкая Ольга Александровна, Кружкова Татьяна Ивановна, Ручкин Алексей Владимирович, Смирнова Ирина Юрьевна, Фетисова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СВЯЗИ НОВОГО И ТРАДИЦИОННОГО В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

РУЩИЦКАЯ Ольга Александровна,

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]

КРУЖКОВА Татьяна Ивановна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: [email protected]

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии, Уральский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]

СМИРНОВА Ирина Юрьевна,

старший преподаватель кафедры философии, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: [email protected]

ФЕТИСОВА Анастасия Викторовна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ СВЯЗИ НОВОГО И ТРАДИЦИОННОГО В ОБУЧЕНИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В настоящее время сложная политическая и экономическая ситуация в РФ ставит задачу изменения подходов к преподаванию дисциплин гуманитарного цикла в высших учебных заведениях. В декабре 2022 года президентом страны В.В. Путиным было объявлено о введении нового курса «Основы российской государственности».

Важным фактором должно стать активное использование во время аудиторных занятий интерактивных средств обучения, это апробирована авторами в ходе преподавания дисциплины в Уральском государственном аграрном университете на всех курсах, начиная от направления «Ветеринария» и заканчивая направлением «Профессиональное обучение». Авторы статьи отмечают, использование нового в преподавании дисциплины «Основы российской государственности» позволяет развивать у студентов творческий подход к решению проблем, инициативу, способствует выработке активной жизненной позиции по отношению к происходящим в стране и мире процессам. Совершенствование преподавания вновь введенной в образовательные программы вузов дисциплины «Основы российской государственности» должно проявляться в четком структурировании и логическом построении курса, в регулярном контроле и объективной оценке полученных знаний, во внедрении новых приемов и методов обучения, в расширении самостоятельной работы студентов. Однако авторы выявили в ходе преподавания дисциплины, что не все форматы и методы взаимодействия со студентами легко ими воспринимаются. Необходим синтез разных подходов к обучению для обеспечения адаптации студентов и глубокого восприятия материала. Следует подчеркнуть, что возможность для анализа вызовов перед нашей страной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-396-400 NIION: 2018-0076-9/23-733 MOSURED: 77/27-023-2023-9-733

сегодня дают не только индивидуальные самостоятельные задания, но совместная работа преподавателя и группы, например, по итогам представления результатов анализа в формате «печа-куча». Результатами этой работы могут быть реферативные материалы сверх программы или в пределах ее с целью более глубокой проработки тем.

Ключевые слова: российская государственность, интерактивные формы обучения, менталитет, патриотизм, мировоззрение, преподавание, лекции, практические занятия.

RUSHCHITSKAYA Olga Alexandrovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Management and Economic Theory,

Ural State Agrarian University,

KRUZHKOVA Tatyana Ivanovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory,

Ural State Agrarian University,

RUCHKIN Aleksey Vladimirovich,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy, Ural State Agrarian University,

SMIRNOVA Irina Yurievna,

Senior Lecturer, Department of Philosophy, Ural State Agrarian University,

FETISOVA Anastasia Viktorovna,

Senior Lecturer, Department of Management and Economic Theory,

Ural State Agrarian University

IMPLEMENTATION OF THE CONNECTION OF NEW AND TRADITIONAL IN THE TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

Annotation. Currently, the difficult political and economic situation in the Russian Federation poses the task of changing approaches to teaching humanities disciplines in higher educational institutions. In December 2022, President of Russian Federation V. V. Putin announced the introduction of a new course "Fundamentals of Russian Statehood".

An important factor should be the active use of interactive teaching aids during classroom lessons; this was tested by the authors during the teaching of the discipline at the Ural State Agrarian University in all courses, from the "Veterinary" direction to the "Vocational Training" direction. The authors of the article note that the use of new things in teaching the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" allows students to develop a creative approach to solving problems, initiative, and contributes to the development of an active life position in relation to the processes taking place in the country and the world. Improving the teaching of the newly introduced discipline "Fundamentals of Russian Statehood" into the educational programs of universities should be manifested in a clear structuring and logical construction of the course, in regular monitoring and objective assessment of acquired knowledge, in the introduction of new techniques and teaching methods, in the expansion of independent work of students. However, the authors discovered during the course of teaching the discipline that not all formats and methods of interaction with students are easily perceived by them. A synthesis of different approaches to teaching is necessary to ensure student adaptation and deep perception of the material. It should be emphasized that the opportunity to analyze the challenges facing our country today is provided not only by individual independent tasks, but by the joint work of the teacher and the group, for example, based on the results of presenting the results of the analysis in the "pecha-kucha" format. The results of this work may be abstract materials beyond the program or within it for the purpose of deeper elaboration of topics.

Key words: Russian statehood, interactive forms of education, mentality, patriotism, world-view, teaching, lectures, practical classes.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Введение

Процесс преподавания курса «Основы российской государственности» в вузах нашей страны, содержание курса и методика определяются такими факторами, как состоянием гуманитарных наук и идеологической (идейной) линии государства [1]. Данная дисциплина является междисциплинарной, включая в себя элементы: истории, экономики, юриспруденции, социологии, философии, политологии, культурологии и психологии. Преподавание дисциплины началось с 1 сентября 2023 г. в вузах России для студентов первых курсов всех направлений подготовки [2]. Необходимость обязательного изучения основ российской государственности можно объяснить тем, что формирование способностей студентов к профессиональной деятельности часто вступало в противоречие с идеологическим аспектом высшего образования. То есть способность студентов первого года обучения творчески и критически осмысливать какие-либо события, обрабатывать информацию, полученную из социальных сетей, фактически сводилась к минимуму [3]. Кроме того, рассматриваемая дисциплина являет собой некий синтез тех знаний, которые, с одной стороны, ранее изучались студентами в школе на курсе «Обществознание», с другой, за счет концентрической парадигмы образования (постепенное наращивание знаний, умений и навыков на основе ранее усвоенного материала) готовит студентов к более сложным дисциплинам, например, «Правоведение», «Философия», «Экономическая культура». Соответственно, предлагаемая дисциплина становится своеобразным образовательным мостиком между школой и вузом, решая проблему адаптации к системе знаний, требованиям высшей школы.

Цель и задачи статьи

Традиционная практика проведения лекционных и семинарских занятий дает необходимые представления и формирует базисные знания по основам российской государственности. В статье авторы отметили необходимость соблюдения принципа связи нового и традиционного в материале лекций студентам. В этом заключается научная новизна данной статьи. Целью исследования является выявления интерактивных форм обучения в преподавании новой дисциплины. Задачи: 1) проанализировать формы взаимодействия на первых занятиях в рамках первого раздела, выявить основные методы подачи материала; 2) определить наиболее сложные для восприятия студентами методы подачи и изучения материала; 3) определить перечень наиболее эффективных методов преподавания дисциплины с учетом разработанного учебно-методического комплекса.

Методы

Авторами использовался метод компаративного анализа на основе практики проведения лекционных и семинарских занятиях в различных группах. После обобщения опыта подачи материала и хода проведения занятий были сделаны выводы и даны рекомендации для наиболее эффективного взаимодействия со студентами в ходе рассматриваемой дисциплины.

Результаты

В условиях сложной политической и экономической ситуации, сложившейся в России и в целом в мире необходимо в учебном процессе уделять больше внимания формированию патриотизма и воспитанию творческой, социально-ориентированной личности [4, 5]. Эту задачу должны решать во время аудиторных занятий по курсу «Основы российской государственности». Учебно-методический комплекс курса включает в себя пять разделов:

- «Что такое Россия». Цель - дать информацию студентам о территории нашей страны, о природных ресурсах, предпринимательстве, многонациональной культуре страны;

- «Российское государство - цивилизация». Изучить со студентами процесс формирования российской цивилизации: исторические, географические, институциональные основы. Уделить особое внимание роли и миссии России в современном многополярном мире;

- «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации». Цель- способствовать пониманию студентами основных ценностных принципов российской цивилизации - многообразии, суверенности, согласии, доверии, созидании;

- «Политическое устройство». В данном разделе уделяется особое внимание вопросу создания и развития государственных и общественных институтов. Частью раздела должен стать материал, посвященный основам конституционного строя, ветвях власти, институте президентства, региональном и местном уровне власти, национальных проектах и государственных программах.

- «Вызовы будущего и развитие страны». Задача раздела - проанализировать глобальные тренды, техногенные риски, экономические кризисы и обозначить траектории реализации творческого и профессионального потенциала личности [6].

Во время лекций и семинарских занятий преподаватели должны научить студентов не только размышлять и находить решения поставленных проблем, но и переживать различные исторические ситуации. Это требует широкого использования интерактивных форм обучения: просмотр тематических фильмов с последующим обсуждением, интеллектуальные игры и викто-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

рины, работа в проектных группах, иммерсивные перформансы, дискуссии, историко-деловые игры. Опыт проведения первых лекционных и практических занятий показывает, что необходимо сочетать методы обучения, ранее известные студентам по реализации школьной программы и новые для них формы, методы, инструменты. Так студенты легко готовятся к докладам, поскольку данный метод образования и изучения распространен в школе, но сложнее происходит процесс распределения поиска информации в малых группах в силу отсутствия ранее в практике данной формы взаимодействия и познания одновременно. Также непросто воспринимается, хоть и с интересом форматы «печа-куча» [7] (студентам тяжело контролировать время и выделить самое главное) и метод ассоциативных рядов (сложность возникает с обоснованием такого ряда). Однако использование различных методов обучения позволяет не только сменить активность и формат взаимодействия «преподаватель - студенты» и «студенты-студенты», но и с разных сторон исследовать рассматриваемую тему. Потребность разнообразия методов обусловлена тем, что важным фактором качественного обучения студентов по основам российской государственности является необходимость добиваться в конце семинарского занятия обоснования выводов и в случае постановки проблемы - определения путей ее решения.

Следует отметить, что учебный процесс детерминирован и отчасти роль идеологической функции в нем выполняет менталитет. Менталитет служит для объяснения особенностей российской государственности. Он является объективной реальностью, включающей в себя характер народа, его психологию и осознание мира на культурно-бытийном уровне. Безусловно, в преподавании «Основ российской государственности» должен присутствовать национальный фактор, способствующий формированию у студентов патриотизма, чувства гражданственности, гордости за свою страну [8]. Но в тоже время принцип национальности часто противоречит принципу научности, объективности, особенно при исследовании какого-либо другого народа. Поэтому, изучая данную тему необходимо избегать резких оценочных суждений, так как крайность - одна из черт российского менталитета.

Одной из актуальных задач дисциплины «Основы российской государственности» является воспитание у студентов соответствующих форм правосознания, гуманизма, являющихся важнейшей составной частью менталитета нашего общества. Воспитание законности необходимо увязать с материалом, имеющим правовое содержание или с вопросами духовной культуры.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Например, по разделу «Политическое устройство семинарское занятие можно провести в форме ролевой игры. Организовать заседание областного суда, разделив группу на обвиняемых, обвинителей, защитников и судей. Результатом должно быть решение, основанное на законодательстве РФ. Еще одной формой активизации студентов на практических занятиях является проведение деловых игр. В каждом разделе курса «Основы российской государственности можно выбрать темы для организации деловых игр, методика проведения которых предусматривает ряд общих положений:

1.хорошее знание студентами изучаемой темы и возможность самостоятельно моделировать те или иные ситуации;

2.Соответствующая материально-техническая база;

3.Во время проведения деловой игры студенты в соответствии с заранее обусловленной ролью самостоятельно выполняют все действия, запрограммированные ситуацией.

Организация деловых игр формирует у студентов самостоятельное мышление, позволяет более уверенно ориентироваться в различных ситуациях, находить в них правильные решения, а также расширять профессиональный кругозор студентов.

Выводы

В целом формирование менталитета не ограничивается воспитанием правосознания, но крайне важно понимать, что изменение менталитета связано с познанием уже существующих его проявлений и форм.

Таким образом, задачи студента заключаются как в изменении одних компонентов менталитета (например, в отношении восприятия информации в результате постановки проблем), так и в развитии других его сторон, в частности практической. Данный факт необходимо учитывать в преподавании дисциплины «Основы российской государственности», что будет способствовать формированию в вузах духовно-нравственной и цельной личности, четко понимающей особенности исторического пути развития нашей страны, самобытность ее политической организации.

Список литературы:

[1] Склярова Н.Ю. Ценностные основы отечественного образования - фундамент российской государственности // Народное образование. 2023. № 1(1496). С. 27-38. DOI 10.52422/0130-6928_2023_1_27.

[2] Российская государственность как дидактическая единица учебно-методического комплекса «Основы российской государственности» /

А. А. Гребенкина, С. К. Сергеев, О. В. Колесникова, О. Д. Романников // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1(69). С. 22-30. DOI 10.15293/1812-9463.2301.03.

[3] Сорокина А.И., Мальцева А.С. Актуализация основ российской государственности в вузах // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2023. № 10. С. 348-349.

[4] Сорокина А.И., Мальцева А.С. Формирование основ российской государственности в вузах // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2023. № 20. С. 423-427.

[5] Колесникова А.В. Об актуальности, теоретической матрице и ценностных акцентах учебного курса «основы Российской государственности» // Технологии в образовании - 2023: Сборник материалов Международной научно-методической конференции, Новосибирск, 19-21 апреля 2023 года / Под общей редакцией Е.В. Добровольской. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2023. С. 184-193.

[6] Основы российской государственности: учебно-методическое пособие. Иркутск: Аспринт, 2023. 154 с. ISBN 978-5-6049703-9-3.

[7] Ребрина С.А., Казакова О.П. Развитие умений презентации: формат «печа-куча» // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2022. № 1. С. 70-76.

[8] Бойко П.Е., Галустьянц Г.Л. О философ-ско-историческом содержании курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4(474). С. 85-90. DOI 10.47475/1994-2796-2023474-4-85-90.

Spisok literatury:

[1] Skliarova N.Iu. Tsennostnye osnovy otechestvennogo obrazovaniia - fundament rossiiskoi gosudarstvennosti [The value foundations of domestic education are the foundation of Russian statehood] // Narodnoe obrazovanie [People's education]. 2023. № 1(1496). P. 27-38. DOI 10.52422/0130-6928_2023_1_27.

[2] Rossiiskaia gosudarstvennost' kak didak-ticheskaia edinitsa uchebno-metodicheskogo kompl-eksa «Osnovy rossiiskoi gosudarstvennosti» [Russian statehood as a didactic unit of the educational and methodological complex "Fundamentals of Russian Statehood"] / A. A. Grebenkina, S. K. Sergeev, O.

V. Kolesnikova, O. D. Romannikov // Vestnik peda-gogicheskikh innovatsii [Bulletin of pedagogical innovations]. 2023. № 1 (69). P. 22-30. DOI 10.15293/18129463.2301.03.

[3] Sorokina A.I., Mal'tseva A.S. Aktualizatsiia osnov rossiiskoi gosudarstvennosti v vuzakh [Updating the foundations of Russian statehood in universities] // Sovremennye tekhnologii i nauchno-tekhnich-eskii progress [Modern technologies and scientific and technical progress]. 2023. № 10. P. 348-349.

[4] Sorokina A.I., Mal'tseva A.S. Formirovanie osnov rossiiskoi gosudarstvennosti v vuzakh [Formation of the foundations of Russian statehood in universities] // Sbornik nauchnykh trudov Angarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Collection of scientific works of the Angarsk State Technical University]. 2023. № 20. P. 423-427.

[5] Kolesnikova A.V. Ob aktual'nosti, teoretich-eskoi matritse i tsennostnykh aktsentakh uchebnogo kursa «osnovy Rossiiskoi gosudarstvennosti» [On the relevance, theoretical matrix and value accents of the training course "Fundamentals of Russian Statehood"] // Tekhnologii v obrazovanii - 2023: Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii [Technologies in Education - 2023: Collection of materials of the International Scientific and Methodological Conference], Novosibirsk, 19-21 aprelia 2023 goda / Pod obshchei redaktsiei E.V. Dobrovol'skoi. Novosibirsk: Sibirskii universitet potre-bitel'skoi kooperatsii, 2023. P. 184-193.

[6] Osnovy rossiiskoi gosudarstvennosti: ucheb-no-metodicheskoe posobie [Fundamentals of Russian statehood: educational and methodological manual]. Irkutsk: Asprint, 2023. 154 p. ISBN 978-56049703-9-3.

[7] Rebrina S.A., Kazakova O.P. Razvitie ume-nii prezentatsii: format "pecha-kucha" [Development of presentation skills: "pecha-kucha" format] // Aktu-al'nye problemy germanistiki, romanistiki i rusistiki [Current problems of German studies, novelistic studies and Russian studies]. 2022. № 1. P. 70-76.

[8] Boiko P.E., Galust'iants G.L. O filosofsko-is-toricheskom soderzhanii kursa «Osnovy rossiiskoi gosudarstvennosti» [On the philosophical and historical content of the course "Fundamentals of Russian Statehood"] // Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. 2023. № 4(474). P. 85-90. DOI 10.47475/1994-2796-2023-474-4-85-90.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.