В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ INTO THE TEACHER'S NOTEBOOK
Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 10 (480). С. 79-85. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(10(480):79-85. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 37.02
doi: 10.47475/1994-2796-2023-480-10-79-85
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДУХОВНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»
Светлана Федоровна Шляпина
Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень, Россия, [email protected], ORCID 0009-00057332-7551
Аннотация. Необходимость введения в учебные планы всех направлений обучения в вузах курса «Основы российской государственности» ставит перед педагогическим сообществом ряд задач. Они связаны с выбором методологических основ, работой над содержанием и выбором методов и средств преподавания. В статье представлена модель формирования духовного самоопределения обучающегося, что является одной из целей курса, на основе психологических механизмов развития личности: рефлексии, персонализа-ции и стереотипизации.
Ключевые слова: основы российской государственности, методология, традиционные нравственно-духовные ценности, духовное самоопределение личности
Для цитирования: Шляпина С. Ф. Модель педагогического сопровождения духовного самоопределения личности студентов как одна из основ проектирования курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 10 (480). С. 79-85. doi: 10.47475/1994-27962023-480-10-79-85.
Original article
MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SPIRITUAL SELF-DETERMINATION OF A PERSON AS ONE OF THE BASIS FOR DESIGNING THE COURSE "FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN STATEHOOD"
Svetlana F. Shlyapina
The Northern Trans-Ural State Agricultural University, Tyumen, Russia, [email protected], ORCID 0009-0005-7332-7551
Abstract. The need to introduce the course "Fundamentals of Russian Statehood" into the curricula of all areas of study at universities poses a number of tasks for the pedagogical community. They are related to the choice of methodological foundations, work on the content and the choice of methods and means of teaching. The article presents a model for the formation of a student's spiritual self-determination, which is one of the goals of the course, based on psychological mechanisms of personality development: reflection, personalization and stereotyping.
Keywords: fundamentals of Russian statehood, methodology, traditional moral and spiritual values, spiritual self-determination of the individual
For citation: Shlyapina SF. Model of pedagogical support of spiritual self-determination of a person as one of the basis for designing the course "Foundations of the Russian Statehood". Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(10(480):79-85. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023-480-10-79-85.
© Шляпина С. Ф., 2023
Введение
С введением в учебные планы всех направлений обучения в учебных учреждениях высшего образования курса «Основы российской государственности», о котором объявил президент Владимир Путин в декабре 2022 г. на Госсовете, перед педагогическим сообществом встаёт ряд задач. Задачи эти связаны прежде всего с формированием концепции данной дисциплины, выбором методологических основ, а затем работой над содержанием и выбором средств и методов преподавания [10].
В концепции курса отмечено, что содержание курса «Основы российской государственности» должно быть неразрывно связано с национальными целями и приоритетами развития России. Кроме того, важно значение долгосрочных целей, достижение которых зависит от процессов, происходящих в обществе, взаимодействия самих социальных институтов, влияющих и поддерживающих систему нашего мировоззрения.
Нормативно-правовая база курса определена — это Конституция РФ, Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [15] и Стратегия национальной безопасности [16], а также «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [14].
В УМК новой дисциплины отмечается, что главная цель курса — формирование у студентов системы компетенций и ценностных ориентаций, а также устойчивых способов поведения, которые будут служить маркером осознания принадлежности к российскому обществу, патриотизма и гражданской ответственности, активного духовно-нравственного самоопределения личности и внутренней культуры [4; 5].
В пяти разделах — элементах курса рассматриваются идеи, символы, нормы, ритуалы, институты, и это, с одной стороны, делает курс междисциплинарным, а с другой — требует тщательной работы над методологическим основанием, на котором будут строиться логика материалов курса и формирование мировоззрения и ценностных ориентаций студентов, особого восприятия российской цивилизации, их национальной идентичности, самоопределения их гражданской позиции и не только [4; 5].
Из вышеперечисленного очевидно, что речь идёт о формировании ценностей, идентичности, позиции, в целом о необходимости личности сделать собственный, осознанный выбор и опреде-
литься в своих ценностях, занять определённую позицию (желательно активную гражданскую), сформировать свою точку зрения в отношении текущей политической повестки. Иными словами, речь идёт о самоопределении личности.
Встаёт вопрос, какими методами, через какие психологические механизмы можно эффективно способствовать самоопределению личности в ходе образовательного процесса.
Материалы и методы исследования
В ходе нашего исследования мы использовали теоретический анализ и синтез при работе с научными источниками, а также моделирование процесса педагогического сопровождения духовного самоопределения личности. Было изучено более 20 источников научной литературы и нормативных документов.
Результаты и их обсуждение
Некоторые из методологических основ курса «Основы российской государственности» заложены в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [14].
В соответствии с этим Указом традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие своё уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Здесь важно и уместно рассмотреть ещё одно понятие — самоопределение личности.
Самоопределение личности — сложное и многоаспектное явление. Самоопределение представляет собой не только результат, но и процесс выбора человеком своих позиции, целей и средств
жизнедеятельности. В отечественной науке основы психологического подхода к самоопределению заложены в работах С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбурга, А. Е. Голомштока, Е. А. Климова и др.
Исследователи выделяют разные виды самоопределения: духовное, профессиональное, религиозное и другое. Но, поскольку уже в курсе «ОРГ» речь идёт о формировании ценностей и духовных основ, то уместно говорить о самоопределении духовном.
Именно духовное самоопределение определяет ценностные ориентации личности, жизненную позицию, отношение к происходящим глобальным событиям.
Из исследований отечественных учёных очевидно, что в структуре самоопределения присутствуют следующие компоненты [17]:
— когнитивный (знания, представления);
— ценностно-мотивационный (ценностные ориентации, влияющие на развитие других компонентов);
— операциональный (умение самопроектирования, рефлекция).
Учитывая сложность, длительность формирования самоопределения личности, этот процесс будет более эффективным при наличии педагогического сопровождения.
Формирование самоопределения невозможно без активизации внутренних психологических механизмов развития личности [17].
Поскольку самоопределение личности — это самостоятельный и активный выбор своих ориентиров и позиций, то формироваться оно должно с помощью интерактивных педагогических методов, позволяющих активизировать внутренние процессы личностного развития: рефлексию, стереотипизацию и персонализацию [17].
Корифеи психологической науки Л. С. Рубин-шштейн, Б. Г. Ананьев [1], Г. С. Костюк и др. были убеждены, что личность существует только в развитии. Например, Т. М. Титаренко говорила: «развитие является основным способом существования на протяжении жизненного пути» [13. С. 86].
Другие учёные в своих исследованиях раскрывают внутренние механизмы развития личности. Так, для М. В. Петровской и С. В. Щербака рефлексия — это механизм развития личности, а точнее её психологической культуры [7].
Благодаря именно рефлексии человек может осознать, для чего он предназначен в обществе,
а также мотивы действий окружающих нас людей и, конечно, своих собственных поступков [6].
В трудах отечественных учёных-психологов рефлексия не меньше, чем отправная точка мыс-ледеятельности (Н. А. Алексеев, Я. А. Понамарев, И. С. Ладенко, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин), часть теоретического и творческого мышления (В. В. Давыдов, В. К. Зарецкий, Г. И. Кат-рич, А. З. Зак, В. П. Зинченко, С. В. Семенов), одна из важных характеристик способностей (Д. В. Ушаков, А. В. Карпов, В. Д. Шадровиц-кий), условие развития личности (С. Л. Рубинштейн, А. А. Головин, И. И. Ильясов, М. В. Григорович и др.), способность индивида к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению себя (А. Г. Асмолов, Р. Бернс, В. П. Зинченко), естественное свойство человеческого сознания и самосознания личности (И. Н. Семенов, И. С. Кон, В. И. Слободчиков, О. С. Ноженкина, Е. Б. Старо-войтенко, Г. А. Цукерман) и др.
Например, Л. С. Рубинштейн рефлексию считает одним из основных этапов в становлении субъектности личности. И далее, рефлексия как бы «приостанавливает, прерывает процесс жизни и выводит человека мысленно за её пределы» [12].
Важнейшие показатели рефлексии, проявляющиеся в способностях:
— выявление, анализ, сравнение и оценка человеком своих ценностей и потребностей;
— выявление, анализ, классификация и оценка собственных компетенций;
— определение знаний, умений и навыков, недостающих человеку для успешной самореализации;
— разработка стратегии и тактики образования «через всю жизнь» и развития собственной личности [7].
Следующий важный механизм личностного развития — это персонализация.
В исследованиях отечественных учёных очень много внимания уделяется персонализации. Например, В. М. Бехтерев в своих трудах описывал личность, изменяющую своим существованием других людей и продолжающую социальную жизнь в них после своей физической смерти [2]. Эти прорывные для своего времени идеи Бехтерева в дальнейшем получили своё развитие в теории персонализации личности, раскрытой в исследованиях А. В. Петровского и В. А. Петровского. Они считали личность особой формой включённости индивида в жизненную реальность других людей. В результате этого происходит
значимое для их существования и развития изменение присущей этим людям системы отношений с реальностью [8].
Личность может влиять на окружающих её людей через их обучение и воспитание или в любых других форматах взаимодействия человека с другими людьми. В действительности, когда мы намеренно или ненамеренно демонстрируем другим образцы своей активности, наша личность специфическим образом продолжает себя в этих других, преобразовывает личностные смыслы этих людей, их поведение, а также мотивы их деятельности [3].
Именно таким образом процесс персона-лизации осуществляет усиление личностной персоны, являясь тенденцией к преобразованию всей эмпирической личности в одну персону. «Персонализация (от лат. persona — личность) — процесс, в результате которого субъект... может выступить в общественной жизни как личность» [9. С. 271]. Если говорить другими словами, то потребность в персонализа-ции — это потребность человека быть личностью [9. С. 272].
Ещё одним механизмом развития личности является стереотипизация.
Социальный стереотип является относительно устойчивым и упрощённым образом социального объекта, которым выступают группа, отдельный человек, события, явления и др., складывающимся в условиях нехватки информации как результат осмысления и объединения личного опыта и норм, принятых в обществе.
Явление стереотипизации в нашей жизни выполняет важнейшую функцию — позволяет быстро и просто категорировать социальное окружение. Механизм стереотипизации — это необходимый и полезный инструмент социального восприятия, при условии, что он имеет положительную направленность [11].
В. А. Ядов даёт такое определение стереотипа — это схематичный, стандартизированный образ о социальном объекте, который чаще всего имеет эмоциональную окраску и обладает высокой устойчивостью [18].
Занимаясь реализацией дисциплины «Основы российской государственности», педагог должен обеспечить педагогическое сопровождение формирования духовного самоопределения студентов.
Педагогическое сопровождение личности в процессе самоопределения — это взаимодействие педагога и студента, способствующее обеспечению условий для активного и адекватного осознания личностью своих путей развития [17].
Цель психолого-педагогического сопровождения духовного самоопределения студентов — создание условий для активизации внутренних механизмов развития личности, применение интерактивных методов, получение обратной связи через систему содержательных заданий.
В Концепции дисциплины «Основы российской государственности» предлагается активно использовать такие педагогические методы, как деловые и ролевые игры, дискуссии и дебаты, мозговой штурм, игры и викторины, создание проектных групп и другие. Это очень хорошо ложится на идею формирования духовного самоопределения личности студента, поскольку этот процесс требует активизации собственных внутренних механизмов развития личности.
Рассмотрим, как можно способствовать развитию духовного самоопределения в рамках курса «Основы российской государственности» на примере темы, раскрывающей традиционные для России духовно-нравственные ценности (таблица 1).
Так, спланировав и организовав систему стимулирующих ситуаций, возможно активизиро-
Таблица 1 Table 1
Модель педагогического сопровождения духовного самоопределения
M odel of the formation of the spiritual self-determination of the individual
Компоненты/ механизмы Когнитивный Ценностно -смысловой Операциональный
Стереотипи-зация Знакомство с понятием и сущностью традиционных российских ценностей, историческими аспектами их формирования Стимулирование к размышлению о том, как традиционные ценности реализуются в практике повседневной жизни, каково их значение для граждан нашей страны, какие существуют для них угрозы Отработка умения самопрезентации, аргументации на практических занятиях темы «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации»
Окончание таблицы 1 End of the table 1
Компоненты/ механизмы Когнитивный Ценностно-смысловой Операциональный
Рефлексия Диагностика своих особенностей (в данном аспекте — ценностных ориента-ций) как основа для более эффективного самоанализа, дальнейшего самоконтроля и оценки своей личности Использование упражнений на определение иерархии личностных норм и ценностей, тренинг навыка рефлексии. Использование упражнений на самопознание, самопринятие своей личности Тренинг приёмов целе-полагания и соотнесения своих целей и ценностей.
Персонализа-ция Организация дискурса/дебатов об актуальности и значении традиционных ценностей в современном мире Организация обсуждений и соотнесения личных ценностей с традиционными. Упражнения на прояснение того, есть ли противоречия в ценностно-мотива-ционной сфере личности. Если да, то как это отражается в жизни Организация дискуссий, самопрезентаций для формирования навыка самовыражения личности
вать духовное самоопределение личности за счёт работы рефлексии, стереотипизации и персонализации, охватывая такие компоненты самоопределения, как когнитивный, ценностно-смысловой и операциональный.
Заключение
Таким образом, одной из задач курса «Основы российской государственности» является педагогическое сопровождение развития духовного самоопределения студентов.
Педагогическое сопровождение этого процесса позволит обеспечить более эффективное формирование духовного самоопределения.
Педагогическое сопровождение процесса формирования духовного самоопределения состоит в создании условий для развития компонентов самоопределения (когнитивный, ценностно-смысловой, операциональный) и активизации трёх психологических механизмов развития личности: рефлексии, стереотипизации и персо-нализации.
Список источников
1. Ананьев Б. Г. О проблемах советского человекознания: монография. СПб. : Питер, 2001. 263 с.
2. Бехтерев В. М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема // Вестник знания. 1918. Вып. 2. С. 2-23.
3. Костюк, Г. С. Учебно-вспомогательный процесс и психическое развитие личности : монография. Киев : Советская школа, 1989. 608 с.
4. Основы российской государственности: эксперты о новом учебно-методическом пособии // Актуальные комментарии. URL: https://actualcomment.ru/osnovy-rossiyskoy-gosudarstvennosti-eksperty-o-novom-uchebno-metodicheskom-posobii-2302091732.html (дата обращения: 13.04.2023).
5. Основам российской государственности студентов начнут учить с сентября 2023 года // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/society/artides/2023/02/10/962445-osnovam-rossiiskoi-gosudarstvennosti-nachnut-uchit-s-sentyabrya (дата обращения: 13.04.2023).
6. Петрова К. А. Рефлексия как базовый психологический механизм развития этнического самосознания личности // Омский научный вестник. 2009. № 3 (78). С. 128-131.
7. Петровская М. В., Щербаков С. В. Рефлексия как механизм развития психологической культуры личности // КПЖ. 2015. № 4-2. С. 400-403.
8. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности: монография. Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 512 с.
9. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
10. Путин поручил включить в программы вузов курс «Основы российской государственности» // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/16929183 (дата обращения: 13.04.2023).
11. Рогач М. С. Стереотипизация личности // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 4 (17). С. 73-79. EDN NTIIVF.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: монография. СПб. : Питер Ком, 1999. 720 с.
13. Титаренко Т. М. Жизненный мир личности: в границах и за граню обыденности: монография. Киев : Лебель, 2003. 376 с.
14. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 13.04.2023).
15. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 13.04.2023).
16. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 13.04.2023).
17. Шляпина С. Ф. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 25 с.
18. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
References
1. Ananyev BG. On the problems of Soviet human studies: monograph. St. Petersburg; 2001. 263 p. (In Russ.).
2. Bekhterev VM. Immortality of the human personality as a scientific problem. Bulletin of knowledge, 1918;(2):2-23. (In Russ.).
3. Kostyuk GS. Educational and auxiliary process and mental development of personality: monograph. Kyiv; 1989. 608 p. (In Russ.).
4. Fundamentals of Russian statehood: experts on the new teaching aid. Current comments. Available from: https://actualcomment.ru/osnovy-rossiyskoy-gosudarstvennosti-eksperty-o-novom-uchebno-metodiches-kom-posobii-2302091732.html (date of access: 04/13/2023). (In Russ.).
5. The fundamentals of Russian statehood will begin to be taught to students in September 2023. Vedo-mosti. Available from: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/02/10/962445-osnovam-rossiiskoi-gosu-darstvennosti-nachnut-uchit-s-sentyabrya (date of access: 04/13/2023). (In Russ.).
6. Petrova, KA. Reflection as a basic psychological mechanism for the development of a person's ethnic self-awareness. Omsk Scientific Bulletin, 2009;(3):128-131. (In Russ.).
7. Petrovskaya MV, Shcherbakov SV. Reflection as a mechanism for the development of psychological culture of the individual. KPZh, 2015;(4-2):400-403. (In Russ.).
8. Petrovsky VA. Personality in psychology: the paradigm of subjectivity: monograph. Rostov on Don; 1996. 512 p. (In Russ.).
9. Psychology: Dictionary. Ed. by AV Petrovsky, MG Yaroshevsky. Moscow; 1990. (In Russ.).
10. Putin instructed to include the course "Fundamentals of Russian Statehood" in university programs. Available from: https://tass.ru/obschestvo/16929183 (date of access: 04/13/2023). (In Russ.).
11. Rogach MS. Stereotyping of personality. Current problems of psychological knowledge, 2010;(4):73-79. EDN NTIIVF. (In Russ.).
12. Rubinstein SL. Fundamentals of general psychology: monograph. St. Petersburg; 1999. 720 p. (In Russ.).
13. Titarenko TM. The life world of the individual: within and beyond the boundaries of everyday life: monograph. Kyiv; 2003. 376 p. (In Russ.).
14. Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 No. 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values". Official website of the President of Russia. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (date of access: 04/13/2023). (In Russ.).
15. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030". Official website of the President of Russia. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (date of access: 04/13/2023). (In Russ.).
16. Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 No. 400 "On the National Security
Strategy of the Russian Federation". Official website of the President of Russia. Available from: http://www. kremlin.ru/acts/bank/47046 (date of access: 04/13/2023). (In Russ.).
17. Shlyapina SF. Pedagogical support for professional self-determination of university students. Thesis abstract. Tyumen, 2008. 25 p. (In Russ.).
18. Yadov VA. O dispozicionnoj regulyacii social'nogo povedeniya lichnost. In: Metodologicheskie proble-my social'noj psihologii. Moscow; 1975. (In Russ.).
Информация об авторе
С. Ф. Шляпина — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук.
Information about the author
S. F. Shlyapina — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities.
Статья поступила в редакцию 02.10.2023; одобрена после рецензирования 14.10.2023; принята к публикации 15.10.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 02.10.2023; approved after reviewing 14.10.2023; accepted for publication 15.10.2023.
The author declares no conflicts of interests.