Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ВХОЖДЕНИЯ В БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ'

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ВХОЖДЕНИЯ В БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВХОЖДЕНИЕ В БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ / ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ / ВОЛОНТЕРСКАЯ / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Алексей Александрович, Керемли Ниджат Вахид Оглы, Червова Альбина Александровна

Данное исследование посвящено анализу вклада известных зарубежных (А. Адлер, М. Р. Гинзбур, А. Маслоу, К. Хорни, Э. Эриксон) и российских ученых (В. А. Айрапетова, Е. А. Александрова, Е. А. Бауэр, А. В. Малышев, A. B. Мудрик, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков) и авторов диссертационных исследований (А. В. Бугославская, К. И. Буякова, Е. А. Салахутдинова, С. Ф. Шляпина) в решение проблемы профессионального самоопределения и вхождения в будущую профессию студентов вузов разных профилей и направлений подготовки. Из приведенного обзора следует, что само понятие «профессиональное самоопределение», а также процесс вхождения в будущую профессию студентов разных направлений и профилей подготовки не изучены в должной мере, что и подчеркивает актуальность темы нашего исследования. Работа опирается на общетеоретические подходы (системный, компетентностный, деятельностный и др.), а также на высказывания ученых, приведенных в монографиях, диссертационных исследованиях и других научных изданиях. Акцент сделан на вопросах педагогического сопровождения, дана авторская интерпретация понятий «педагогическое сопровождение» и «вхождение в будущую профессию» будущих педагогов-психологов. Приведены результаты анкетирования студентов, поступивших на первый курс педагогического вуза, которые подтверждают, что выбор профессии ими обусловлен в большей степени уровнем оплаты труда и возрастанием влияния средств массовой информации, особенно Интернета. Отмечается, что большинство первокурсников не представляют особенностей своей будущей профессиональной деятельности. Считаем, что опыт организации педагогического сопровождения будущих педагогов-психологов в Ивановском государственном университете, Шуйском филиале, реализованный на основе идеи о необходимости интеграции вузовского и дополнительного образования средствами вовлечения студентов в волонтерскую, тьюторскую, кураторскую деятельность, привлечения к участию в проекте «Дети в университете», является интересным для широкой педагогической общественности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Алексей Александрович, Керемли Ниджат Вахид Оглы, Червова Альбина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND ENTRY INTO THE PROFESSION OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS

This study is devoted to the analysis of the contribution of both well-known foreign (A. Adler, M. R. Ginzbur, A. Maslow, K. Horny, E. Erikson), Russian (V. A. Ayrapetova, E. A. Alexandrova, E. A. Bauer, A. V. Malyshev, A. V. Mudrik, V. A. Slastenin, V. I. Slobodchikov) scientists and authors of dissertation research (A. V. Bugoslavskaya, K. I. Buyakova, E. A. Salakhutdinova, S. F. Shlyapina) in solving the problem of professional self-determination and entry into the future profession of university students of various training programs. It follows from the review above that the very concept of professional self-determination as well as the process of university students’ entering the future profession are not studied well enough which reveals the relevance of the research topic. The work is based on general theoretical approaches (systemic, competence, activity, etc.), as well as on the statements of scientists given in monographs, dissertation studies and other scientific publications. The emphasis is placed on the issues of pedagogical support, the author’s interpretation of the concepts of pedagogical support and entry into the profession of future educational psychologists is given. The results of the questionnaire survey of first-year pedagogical college students are presented, from which it follows that the choice of profession is largely due to the level of wages and the increasing influence of the media, especially the Internet. It is noted that the majority of first-year students do not imagine the peculiarities of their future professional activity. We believe that the experience of organizing pedagogical support for future educational psychologists at Shuya Branch Ivanovo State University due to the necessity to integrate higher education and additional education by involving them in volunteering, tutoring, mentoring, and participating in the project “Children at University” is interesting for the wide educational community of Russia.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ВХОЖДЕНИЯ В БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ»

УДК 378.047:[37+159] DOI 10.37972/chgpu.2023.118.1.020

А. А. Михайлов, Н. В. Керемли, А. А. Червова

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ВХОЖДЕНИЯ В БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя, Россия

Аннотация. Данное исследование посвящено анализу вклада известных зарубежных (А. Адлер, М. Р. Гинзбур, А. Маслоу, К. Хорни, Э. Эриксон) и российских ученых (В. А. Айрапетова, Е. А. Александрова, Е. А. Бауэр, А. В. Малышев, A. B. Мудрик, В. А. Сластенин, В. И. Слободчи-ков) и авторов диссертационных исследований (А. В. Бугославская, К. И. Буякова, Е. А. Салахут-динова, С. Ф. Шляпина) в решение проблемы профессионального самоопределения и вхождения в будущую профессию студентов вузов разных профилей и направлений подготовки. Из приведенного обзора следует, что само понятие «профессиональное самоопределение», а также процесс вхождения в будущую профессию студентов разных направлений и профилей подготовки не изучены в должной мере, что и подчеркивает актуальность темы нашего исследования. Работа опирается на общетеоретические подходы (системный, компетентностный, деятельностный и др.), а также на высказывания ученых, приведенных в монографиях, диссертационных исследованиях и других научных изданиях. Акцент сделан на вопросах педагогического сопровождения, дана авторская интерпретация понятий «педагогическое сопровождение» и «вхождение в будущую профессию» будущих педагогов-психологов. Приведены результаты анкетирования студентов, поступивших на первый курс педагогического вуза, которые подтверждают, что выбор профессии ими обусловлен в большей степени уровнем оплаты труда и возрастанием влияния средств массовой информации, особенно Интернета. Отмечается, что большинство первокурсников не представляют особенностей своей будущей профессиональной деятельности. Считаем, что опыт организации педагогического сопровождения будущих педагогов-психологов в Ивановском государственном университете, Шуйском филиале, реализованный на основе идеи о необходимости интеграции вузовского и дополнительного образования средствами вовлечения студентов в волонтерскую, тьюторскую, кураторскую деятельность, привлечения к участию в проекте «Дети в университете», является интересным для широкой педагогической общественности России.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, вхождение в будущую профессию, педагоги-психологи, волонтерская, тьюторская деятельность

A. A. Mikhailov, N. V. Keremli, A. A. Chervova

STATE OF THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND ENTRY INTO THE PROFESSION OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS

Shuya Branch Ivanovo State University, Shuya, Russia

Abstract. This study is devoted to the analysis of the contribution of both well-known foreign (A. Adler, M. R. Ginzbur, A. Maslow, K. Horny, E. Erikson), Russian (V. A. Ayrapetova, E. A. Alexan-drova, E. A. Bauer, A. V. Malyshev, A. V. Mudrik, V. A. Slastenin, V. I. Slobodchikov) scientists and authors of dissertation research (A. V. Bugoslavskaya, K. I. Buyakova, E. A. Salakhutdinova, S. F. Shlyapina) in solving the problem of professional self-determination and entry into the future profession of university students of various training programs. It follows from the review above that the very concept of professional self-determination as well as the process of university students' entering the future profession are

not studied well enough which reveals the relevance of the research topic. The work is based on general theoretical approaches (systemic, competence, activity, etc.), as well as on the statements of scientists given in monographs, dissertation studies and other scientific publications. The emphasis is placed on the issues of pedagogical support, the author's interpretation of the concepts of pedagogical support and entry into the profession of future educational psychologists is given. The results of the questionnaire survey of first-year pedagogical college students are presented, from which it follows that the choice of profession is largely due to the level of wages and the increasing influence of the media, especially the Internet. It is noted that the majority of first-year students do not imagine the peculiarities of their future professional activity. We believe that the experience of organizing pedagogical support for future educational psychologists at Shuya Branch Ivanovo State University due to the necessity to integrate higher education and additional education by involving them in volunteering, tutoring, mentoring, and participating in the project "Children at University" is interesting for the wide educational community of Russia.

Keywords: professional self-determination, entry into the future profession, educational psychologists, volunteering, tutoring

Введение. Проблемой профессионального самоопределения и вхождения в будущую профессию занимались такие зарубежные ученые, как М. Р. Гинзбур [6], Э. Эриксон [19], А. Адлер [1], К. Хорни [16], А. Маслоу [8], К. Роджерс [12]. В отечественной психолого-педагогической науке имеется много работ, раскрывающих механизмы организации сопровождения субъектов образовательного процесса в различных образовательных организациях. В них рассмотрены подходы к данной проблеме в контексте организации сопровождения обучающихся в системе вузовского и дополнительного образования, а также вопросы организации сопровождения студентов профессиональных образовательных организаций. В. А. Сластенин считает, что «педагогическое сопровождение - это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога» [14]. «Педагогическое сопровождение как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение» рассматривает В. И. Слободчиков в своей работе «Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности» [15]. A. B. Мудрик трактует понятие сопровождения как «особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение обучающегося к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития», что более всего соответствует нашему видению данной проблемы и положено в основу нашего исследования [10]. Е. А. Александрова приводит следующее определение: «педагогическое сопровождение как умение педагога находиться вместе с учениками, сопровождать их в индивидуальном освоении получаемых знаний» [2]. В. А. Айрапетова рассматривает «сопровождение как форму партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений» [9]. А. В. Малышев и Е. А. Бауэр считают, что «психолого-педагогическое сопровождение - это совокупность социально-психологической и педагогической деятельности на основе определенной методологии, обеспечивающей современное качество образования» [3], [7].

Актуальность исследуемой проблемы. Из приведенного обзора работ крупных ученых следует, что понятия профессионального самоопределения и вхождения в будущую профессию не устоялись в современной психолого-педагогической науке и что формы, методы профессионального самоопределения будут различными для студентов разных специальностей и профилей подготовки. Особенно важную роль профессиональное самоопределение играет при вхождении в будущую профессию педагогов-психологов, деятельность которых связана с общением с детьми разного возраста и состояния здоровья.

Этот аспект недостаточно отражен в психолого-педагогических исследованиях, требует пристального внимания научной общественности и подчеркивает актуальность темы нашего исследования.

Материал и методы исследования. В исследовании использованы монографии, учебники, учебные пособия, диссертационные исследования зарубежных и российских ученых, в которых приведены определения, формы, методы и средства осуществления профессионального самоопределения и вхождения в будущую профессию студентов вузов, которые обобщены и проанализированы на основе общетеоретических подходов (системного, компетентностного, деятельностного и т. д.). С учетом собственного опыта и проведенного педагогического эксперимента приводится авторское видение решения обозначенной проблемы.

Результаты исследования и их обсуждение. Материалом исследования стали диссертации, защищенные за последние 5 лет, в которых приводятся различные трактовки профессионального самоопределения студентов разных направлений и профилей подготовки. Как показывают имеющиеся диссертационные исследования, различные аспекты педагогического сопровождения обучающихся рассматриваются с точки зрения их профессионального самоопределения. Так, в диссертационном исследовании С. Ф. Шляпи-ной профессиональное самоопределение понимается как «специальная деятельность педагогов, ориентированная на оказание поддержки в адаптации, личностном и профессиональном росте студентов, принятии решения о выборе специализации, построении проекта дальнейшего профессионального пути» [18]. К. И. Буякова в своей работе определяет педагогическое сопровождение как «комплексную систему специально организованных мероприятий, направленных на создание условий для успешного воспитания, обучения и развития личности» [5].

Е. А. Салахутдинова пишет, что «под педагогическим сопровождением адаптации обучающихся в группе следует понимать целенаправленную деятельность всех субъектов педагогического процесса (педагогов, кураторов, старшекурсников и ближайшего социального окружения студента), направленную на содействие в обретении студентом позиции субъекта внутригрупповых отношений, на его ориентацию в системе социальных отношений в вузе, организацию взаимодействия с сокурсниками и преподавателями в образовательном процессе и внеаудиторной деятельности» [13]. В работе А. В. Бугославской под педагогическим сопровождением будущих психологов понимается «комплекс целенаправленных педагогических действий, включающих создание условий для развития и профессионального становления личности с целью максимально самостоятельного поиска решения профессиональных задач любого уровня сложности при минимальном участии педагога; наблюдение за профессионально-личностным становлением, супервизию, совместную деятельность, партнерство» [4], что и позволило сформулировать нам основную идею нашего исследования о необходимости интеграции вузовского и дополнительного образования.

Опыт нашей работы с бакалаврами - будущими педагогами-психологами показал, что особенно важны первые этапы обучения студентов в вузе, от которых зависят результат овладения профессиональными компетенциями и успех в профессиональной деятельности.

С целью выявления уровня мотивации бакалавров - будущих педагогов-психологов к выбранной профессии на констатирующем этапе эксперимента нами был проведен опрос студентов, поступивших на первый курс вузов. Его результаты сопоставлялись с результатами, полученными Е. В. Шепелевой в диссертационном исследовании «Самоопределение старшеклассников под влиянием средств массовой информации» [17]. Нами было опрошено 300 студентов первого курса, поступивших в вуз на специальности психолого-педагогического направления.

Таблица 1 - Результаты опроса студентов на выявление уровня мотивации к выбранной профессии

Показатели, влияющие на выбор профессии Полученные результаты (%)*

Результаты из диссертации Е. В. Шепелевой 2006 г. Результаты нашего диссертационного исследования 2017 г. Результаты нашего диссертационного исследования 2022 г.

Уровень оплаты труда 13,5 24,1 35,6

Социальная престижность профессии 11,2 11,8 20,4

Советы родителей 24,7 12,8 14,3

Средства массовой информации, включая Интернет 25,1 16,9 31,6

Советы педагогов, психологов 6,5 15,7 16,3

Интерес к профессии 9,4 11,5 12,6

Советы друзей 8,6 7,2 5,6

День открытых дверей в вузе - 18,7 23,6

* Респонденты могли отвечать положительно на несколько пунктов анкеты.

Как следует из таблицы 1, одним из главных показателей, влияющих на выбор профессии, является уровень оплаты труда, и этот показатель растет из года в год. При этом наблюдается низкая мотивация к профессии педагога и педагога-психолога. Отмечается рост влияния средств массовой информации, особенно Интернета, возрастает также роль социальной престижности профессии педагога, что, возможно, связано с широким освещением значимости образования в развитии потенциала страны. Многие респонденты отвечают, что слабо представляют профессиональную деятельность будущего педагога-психолога, поскольку у них в школе таковых не было. Можно отметить, что значительная часть студентов-первокурсников вузов - будущих педагогов-психологов не определились с выбором профессии и слабо представляют себе особенности своей будущей профессиональной деятельности.

Б. М. Бим-Бад описывает профессиональную деятельность педагога-психолога следующим образом: «Педагог-психолог - это специалист, обеспечивающий развитие и сохранение психического, соматического здоровья учащихся и их социальное благополучие. Педагог-психолог входит в состав психологической службы образовательного учреждения, способствует созданию в нем гармонической социальной атмосферы и принимает меры по профилактике возникновения социальной дезадаптации учащихся. Педагог-психолог оказывает психолого-коррекционную и реабилитационную помощь учащимся и осуществляет консультативную помощь их родителям» [11].

Обобщая результаты анализа научных источников, итоги констатирующего этапа эксперимента, все вышесказанные определения, приведем наше видение понятия «педагогическое сопровождение будущих педагогов-психологов», под которым мы понимаем непрерывный процесс взаимодействия педагогов и студентов, направленный на формирование, развитие, контроль и коррекцию компетенций, способствующих формированию ценностного отношения к будущей профессии, пониманию важности теоретических основ изучаемых дисциплин, сформированности навыков практической деятельности и уважительного отношения к личности обучаемого.

Результатом педагогического сопровождения является раннее вхождение в профессию студентов вуза - будущих педагогов-психологов. Под профессиональным вхождением в профессию бакалавров - будущих педагогов-психологов мы понимаем процесс вхождения в профессиональную деятельность, изменяющий начало самостоятельной деятельности, при которой обучающийся ставит определенные цели, позволяющие реализовать

себя при выполнении различных видов профессиональной деятельности, организации профессионального саморазвития и самоконтроля.

Научно-методическое сопровождение вхождения в профессиональную деятельность бакалавров - будущих педагогов-психологов предусматривает:

- разработку и использование авторских учебных программ, курсов, учебных и методических пособий по организации учебно-воспитательной и внеучебной деятельности бакалавров данного профиля, содержание которых направлено на вхождение в профессиональную деятельность;

- организацию вхождения студентов в профессиональную деятельность в ходе дополнительной внеучебной деятельности (волонтерские отряды для работы с детьми в детских домах, коррекционных школах, участие в реализации программы дополнительного образования «Дети в университете», работа в загородных лагерях, тьюторская и кураторская деятельность и т. д.) на ранних этапах процесса их профессиональной подготовки.

В Шуйском филиале Ивановского государственного университета волонтерская деятельность осуществляется в рамках Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шуйский детский дом-школа»; Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шуйский детский дом»; Муниципального учреждения «Молодежный информационный центр»; Областного государственного учреждения социального обслуживания «Шуйский комплексный центр»; Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Шуйская коррекционная школа-интернат», Ивановского регионального отделения «Специальная Олимпиада России». Студенты-волонтеры объединяются в инициативные группы, разрабатывают и реализуют проекты социально-педагогической деятельности. Как правило, в качестве проектов выступают различные мероприятия по познавательному, творческому и духовно-нравственному развитию: игры по станциям, традиционные календарные праздники, интеллектуальные викторины и др. Можно отметить следующие мероприятия, организованные волонтерами: «Школа - Университет», «Уроки доброты», «Щедрый вторник», «Осенняя неделя добра», «Школы ждут учителей», «Точка роста», «Школа ждет психолога» и др.

Тьюторская деятельность заключается в том, что будущие педагоги-психологи оказывают психолого-педагогическую помощь городским и сельским школам (в которых зачастую нет ни педагога-психолога, ни социального педагога). Как правило, школа составляет запрос на оказание квалифицированной помощи в решении определенной проблемы (например, профориентационная работа со старшеклассниками, диагностика и коррекция познавательной сферы учеников, тренинг уверенного общения и др.). Студенты обрабатывают эти запросы, подготавливают и согласовывают с преподавателем программу мероприятий, направленных на решение конкретной проблемы, далее следует практическое воплощение разработанной программы (как в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, так и в рамках волонтерской деятельности).

Кураторская деятельность организовывается студентами 3-4 курсов со студентами 1-2 курсов. Старшекурсники проводят кураторские часы, на которых знакомят студентов младших курсов с особенностями работы педагога-психолога, организовывают психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации со студентами, не определившимися до конца в правильности выбранной ими профессиональной траектории. Эта деятельность нацелена на оказание помощи первокурсникам в адаптации к условиям обучения в вузе, в самоорганизации своей деятельности. Вся деятельность куратора направлена на активизацию коммуникации студентов друг с другом, со студентами других групп, других факультетов для развития у них рефлексии по поводу собственных действий, осознания себя в роли педагога-психолога, способного помочь детям в саморазвитии.

В качестве примера приведем содержание практической деятельности будущих педагогов-психологов при работе в проекте «Дети в университете». Цель данного проекта заключается в организации досуга учащихся начальной школы и деятельности по подготовке детьми домашнего задания, а также в помощи в решении психологических проблем. На протяжении 5 лет при вузе функционирует своего рода «школьная продленка», посещая которую дети школ города не только занимаются выполнением домашнего задания, но и получают консультации от педагогов-психологов. Кроме этого, студентами организован досуг для детей (игры, спортивные соревнования, питание). Команда студентов динамичная, свои педагогические пробы могут осуществить все желающие, обучающиеся в вузе по образовательной программе «Начальное образование». Дети, посещающие этот досуговый центр, обучаются в различных школах и классах, некоторые имеют ограничения в состоянии здоровья. Для более продуктивного их взаимодействия осуществляется поддержка со стороны будущих педагогов-психологов. Каждого приходящего в центр ребенка наблюдает студент - будущий педагог-психолог, по желанию родителей (законных представителей) он может обследовать его (провести психодиагностику, направленную на изучение познавательной сферы и личностных особенностей). По результатам диагностики даются рекомендации как студентам, работающим в центре, так и родителям детей. Данную деятельность сопровождают преподаватели кафедры психологии и социальной педагогики, а также тьютор, являющийся руководителем образовательной программы «Психолого-педагогическое образование».

Выводы. По итогам нашего исследования достигнуты следующие результаты:

1) приведены, обобщены и проанализированы высказывания крупных российских ученых по проблеме профессионального самоопределения и вхождения в будущую профессию студентов вуза - будущих педагогов и педагогов-психологов;

2) даны авторские видения понятий «педагогическое сопровождение» и «вхождение в будущую профессию бакалавров - будущих педагогов-психологов»;

3) показаны необходимость и возможность осуществления педагогического сопровождения процесса вхождения бакалавров - будущих педагогов-психологов в профессиональную деятельность средствами интеграции вузовского и дополнительного образования (волонтерская, тьюторская, кураторская деятельность, проект «Дети в университете»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 212 с.

2. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс] // Институт системных исследований и координации социальных процессов. -Режим доступа : http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 25.04.2023).

3. Бауэр Е. А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07. - Нижний Новгород, 2012. - 60 с.

4. Бугославская А. В. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущих психологов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Ялта, 2020. - 22 с.

5. Буякова К. И. Педагогическое сопровождение волонтерской деятельности как образовательного ресурса для развития субъектной позиции студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Томск, 2021. - 22 с.

6. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52.

7. Малышев А. В. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07. - Нижний Новгород, 2013. - 60 с.

8. МаслоуА. Мотивация и личность / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. - СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.

9. Методология педагогики / Е. А. Александрова, Р. М. Асадуллин, Е. В. Бережнова и др. ; под общ. ред. В. Г. Рындак. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 296 с.

10. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. -8-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая российская энциклопедия, 2002. - 527 с..

12. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М. : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.

13. Салахутдинова Е. С. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Кострома, 2014. - 27 с.

14. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.

15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

16. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. - СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997. - 316 с.

17. Шепелева Е. В. Самоопределение старшеклассников под влиянием средств массовой информации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Нижний Новгород, 2006. - 26 с.

18. Шляпина С. Ф. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Тюмень, 2008. - 26 с.

19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М. : Прогресс, 1996. - 344 с.

Статья поступила в редакцию 27.04.2023

REFERENCES

1. Adler A. Praktika i teoriya individual'noj psihologii: lekcii po vvedeniyu v psihoterapiyu dlya vrachej, psihologov i uchitelej. - M. : Izd-vo In-ta psihoterapii, 2002. - 212 s.

2. Aleksandrova E. A. Vidy pedagogicheskoj podderzhki i soprovozhdeniya individual'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Institut sistemnyh issledovanij i koordinacii social'nyh processov. - Rezhim dostupa : http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (data obrashcheniya: 25.04.2023).

3. Bauer E. A. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya social'no-psihologicheskoj adaptacii podrostkov-migrantov : avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk : 19.00.07. - Nizhnij Novgorod, 2012. - 60 s.

4. Bugoslavskaya A. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'no-lichnostnogo stanovleniya bu-dushchih psihologov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Yalta, 2020. - 22 s.

5. Buyakova K. I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie volonterskoj deyatel'nosti kak obrazovatel'nogo resursa dlya razvitiya sub"ektnoj pozicii studentov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Tomsk, 2021. - 22 s.

6. Ginzburg M. R. Psihologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya // Voprosy psihologii. -1994. - № 3. - S. 43-52.

7. Malyshev A. V. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya processa razvitiya kul'tury lichnosti podrostka v sovremennom informacionnom prostranstve : avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk : 19.00.07. - Nizhnij Novgorod, 2013. - 60 s.

8. Maslou A. Motivaciya i lichnost' / per. s angl. A. M. Tatlybaevoj. - SPb. : Evraziya, 1999. - 478 s.

9. Metodologiya pedagogiki / E. A. Aleksandrova, R. M. Asadullin, E. V. Berezhnova i dr. ; pod obshch. red. V. G. Ryndak. - M. : INFRA-M, 2018. - 296 s.

10. Mudrik A. V. Social'naya pedagogika : uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. - 8-e izd., ispr. i dop. - M. : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013. - 240 s.

11. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' / gl. red. B. M. Bim-Bad. - M. : Bol'shaya rossijskaya enci-klopediya, 2002. - 527 s..

12. Rodzhers K. R. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. - M. : Izdatel'skaya gruppa «Progress», «Univers», 1994. - 480 s.

13. Salahutdinova E. S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii studentov v uchebnoj gruppe : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kostroma, 2014. - 27 s.

14. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. V. A. Slastenina. - M. : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013. - 576 s.

15. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka: vvedenie v psihologiyu sub"ektivnosti : ucheb. posobie dlya vuzov. - M. : SHkola-Press, 1995. - 384 s.

16. Horni K. Nevroz i lichnostnyj rost. Bor'ba za samorealizaciyu. - SPb. : Vostochno-Evropejskij institut psihoanaliza, 1997. - 316 s.

17. Shepeleva E. V. Samoopredelenie starsheklassnikov pod vliyaniem sredstv massovoj informacii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Nizhnij Novgorod, 2006. - 26 s.

18. Shlyapina S. F. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya studentov vuza : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Tyumen', 2008. - 26 s.

19. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. - M. : Progress, 1996. - 344 s.

The article was contributed on April 27, 2023

Сведения об авторах

Михайлов Алексей Александрович - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и специального образования, директор Шуйского филиала Ивановского государственного университета, г. Шуя, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2222-5708, sgpu@sspu.ru

Керемли Ниджат Вахид оглы - преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики Шуйского филиала Ивановского государственного университета, г. Шуя, Россия, https://orcid.org/0009-0002-7081-8046, roxio_1993@list.ru

Червова Альбина Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры математики, информатики и методики обучения Шуйского филиала Ивановского государственного университета, г. Шуя, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0580-9293, innovacia-sgpu@mail.ru

Author Information

Mikhailov, Aleksey Aleksandrovich - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy and Special Education, Director of Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya, Russia, https://orcid.org/0000-0002-2222-5708, sgpu@sspu.ru

Keremli, Nijat Vahid oglu - Lecturer, Department of Psychology and Social Pedagogy, Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya, Russia, https://orcid.org/0009-0002-7081-8046, roxio_1993@list.ru

Chervova, Albina Aleksandrovna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Mathematics, Informatics and Teaching Methods, Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya, Russia, https://orcid.org/0000-0002-0580-9293, innovacia-sgpu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.