Научная статья на тему 'Индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут педагогической практики как средство формирования профессиональнопедагогической компетентности у студентов по направлению специального (дефектологического) образования, профиль «Логопедия»'

Индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут педагогической практики как средство формирования профессиональнопедагогической компетентности у студентов по направлению специального (дефектологического) образования, профиль «Логопедия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬ «ЛОГОПЕДИЯ» / A SPECIAL (DEFECTOLOGY) EDUCATION / THE PROFILE OF «SPEECH THERAPY» / INDIVIDUAL AND DIFFERENTIATED EDUCATIONAL ROUTE / TEACHING PRACTICE / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маринич Евгений Евгеньевич

В данной статье говориться о роли использования индивидуальнодифференцированного образовательного маршрута педагогической практики как средство формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов будущих логопедов. Индивидуальнодифференцированный образовательный маршрут рассматривается как личностно-ориентированная дифференцированная образовательная программа способствующая раскрытию личностного потенциала и профессиональноличностного самоопределения студента. Автор раскрывает и описывает основное содержание структуры индивидуально-дифференцированного образовательного маршрута студента, обучающегося по направлению специального (дефектологического) образования, профиль «Логопедия» Шуйского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маринич Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the role of individual and differentiated educational itinerary during the teaching practice as professional and pedagogical competence of the students future speech therapists. Individually differentiated educational route is seen as person-oriented differentiate educational program which promotes the disclosure of personal and professional potential of personal self-determination of the student. The author reveals and describes the basic content of the structure of individual differentiated educational student, learning route in the direction of a special (defectology) education, the profile of «Speech therapy» of Shuya State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут педагогической практики как средство формирования профессиональнопедагогической компетентности у студентов по направлению специального (дефектологического) образования, профиль «Логопедия»»

УДК 378.147.88

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФИЛЬ «ЛОГОПЕДИЯ»

Маринич Евгений Евгеньевич,

аспирант кафедры общей педагогики

Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя, Россия

Dragon-37 @mail. ты

В данной статье говориться о роли использования индивидуальнодифференцированного образовательного маршрута педагогической практики как средство формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов - будущих логопедов. Индивидуальнодифференцированный образовательный маршрут рассматривается как личностно-ориентированная дифференцированная образовательная программа способствующая раскрытию личностного потенциала и профессиональноличностного самоопределения студента. Автор раскрывает и описывает основное содержание структуры индивидуально-дифференцированного образовательного маршрута студента, обучающегося по направлению специального (дефектологического) образования, профиль «Логопедия» Шуйского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут; педагогическая практика; профессионально-педагогическая

компетентность; специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия».

INDIVIDUAL TRAINING DIFFERENTIAL ROUTE DURING THE TEACHING PRACTICE AS A TOOL FOR FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL STUDENTS OF SPECIAL (DEFECTOLOGY) EDUCATIONAL PROFILE «SPEECH THERAPY»

Evgeny Marinich,

Post-graduate student, faculty of general pedagogy

Shuya state pedagogical university, Shuya, Russia Dragon-37 @mail. ru

This article discusses the role of individual and differentiated educational itinerary during the teaching practice as professional and pedagogical competence of the students - future speech therapists. Individually differentiated educational route is seen as person-oriented differentiate educational program which promotes the disclosure of personal and professional potential of personal self-determination of the student. The author reveals and describes the basic content of the structure of individual differentiated educational student, learning route in the direction of a special (defectology) education, the profile of «Speech therapy» of Shuya State Pedagogical University.

Keywords: individual and differentiated educational route; teaching practice; professional and pedagogical competence; a special (defectology) education; the profile of «Speech therapy».

В настоящее время система высшего педагогического образования существенно обновилась и основная идея этого обновления состоит в том, что

оно становится индивидуализированным, функциональным, эффективным и личностно-ориентированным. В связи с этим в образовательном процессе появилось больше возможности для активного использования различных подходов, форм, технологий и способов организации учебно-профессиональной деятельности студентов. Одним из видов деятельности студентов выступает планомерная, целенаправленная педагогическая практика, которая обладает двойственной сущностью - учебная и профессиональная. Эффективным инструментом в подготовке профессионально-педагогически компетентных студентов выступает индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут практиканта (далее ИДОМ).

Под индивидуально-дифференцированным образовательным маршрутом мы понимаем как персональный путь реализации дифференцированной образовательной программы, предназначенной для структурирования и самостоятельного решения учебно-образовательных задач и способствующей раскрытию личностного потенциала и профессионально-личностного самоопределения студента.

Как любая целостная система ИДОМ содержит цель, средства, результат. Содержательная наполняемость каждой из них предполагает как инвариантные, так и вариативные аспекты.

В зависимости от целевой направленности каждого вида практики и ее базой - типом образовательного учреждения (ДОУ, общеобразовательная школа, специальные и коррекционные учреждения, где оказывают логопедическую помощь детям дошкольного, младшего школьного и школьного возраста, имеющих речевые нарушения) - обуславливается цель маршрута.

Средства маршрута связаны с организационно-педагогическим обеспечением практики в учреждениях, которое включает в себя психологопедагогические и методические формы поддержки будущих логопедов в процессе педагогической практики.

К психолого-педагогическим и методическим формам и средствам мы относим нормативные, программные документы (программу педагогической практики, утвержденную в соответствии с ФГОС ВПО), учебно-методические пособия «Студенту о педагогической практике в учреждениях, где оказывают логопедическую помощь детям дошкольного, младшего школьного и школьного возраста, имеющих речевые нарушения (ДОУ, общеобразовательные и коррекционные учреждения)», «Методический пакет студента-практиканта» - все это представляется в форме дневника практиканта с системой дифференцированных заданий. В педагогическое обеспечение практики входит наличие психолого-педагогической и методической литературы, обеспеченное как фондом библиотеки вуза, кафедр, так и финансовыми возможностями самих студентов для приобретения необходимых книг.

Далее рассмотрим эти учебно-педагогические пособия более подробно.

1. «Студенту о педагогической практике в учреждениях, где оказывают логопедическую помощь детям дошкольного, младшего школьного и школьного возраста, имеющих речевые нарушения (ДОУ, общеобразовательные и коррекционные учреждения)» - данное пособие содержит описание целей и задач этапов практики, краткие методические рекомендации по планированию и анализу учебно-профессиональной деятельности (уроков, занятий, внеклассной, воспитательной и психологопедагогической работы). Оно содержит дифференцированные задания, информационные материалы для студентов-практикантов. В нем представлены критерии оценки работы будущих логопедов в период педагогической практики, требования к оформлению отчетной документации и список рекомендуемой литературы.

2. В «Методический пакет студента-практиканта» входят памятки, алгоритмы, инструкции, методические указания педагогической деятельности,

направленные на формирование профессионально-педагогической компетентности будущих логопедов в процессе педагогической практики в специализированных учреждениях.

Основными формами организационно-педагогической поддержки являются:

^ конференции (установочные и итоговые);

^ тренинги;

спецкурсы;

^ тьюторское сопровождение и т.д.

Особое место в организационно-педагогической поддержке отводится тьюторской форме сопровождения.

Тьюторское сопровождение в период педагогической практики понимается как организационная помощь субъекту в его профессиональном продвижении в соответствии с уровнем сформированности профессионально-педагогической компетентности будущих логопедов и инициирование движения к профессии студентов, имеющих затруднения в практической деятельности, выборе и построении ими собственного профессионального маршрута в процессе педагогической практики.

Тьютор педагогической практики - субъект, сопровождающий профессиональное становление и развитие будущих учителей в процессе профессионально-практической подготовки [2, с. 45].

Результаты ИДОМ связаны:

> с поставленными целями на каждом этапе практики;

^ с уровнем сформированности профессионально-педагогической

компетентности будущих логопедов посредством использования диагностических методик на каждом этапе практики.

По итогам прохождения педагогической практики студенты предоставляют отчетную документацию, в которой должны быть отражены результаты маршрута. В структуру отчетной документации входят три раздела:

1) официальные документы;

2) карта профессионально-личностного роста;

3) психолого-педагогические задания.

За студентом остается право (по своему желанию) включить в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

Бартош Д. К. выделяет основных функций педагогической практики: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую, организаторскую, мобилизационную, корректирующую, интегративную, информационную и мотивационно-стимулирующую [1, с. 28].

ИДОМ студента (по направлению специального (дефектологического) образования, профиль «Логопедия») Шуйского государственного педагогического университета проводится в следующих направлениях: профессиональное обучение и подготовка; профессиональное воспитание и развитие личности; формирование у него профессионально-педагогической компетентности в период прохождения практики.

Первое направление реализуется в течение всего обучения в вузе с помощью лекций, семинаров, коллоквиумов, лабораторных и практических занятий по предметам общепрофессиональных и предметной подготовки.

Реализация профессионального воспитания и развития личности направлена на формирование у студентов - будущих логопедов профессионально-педагогической компетентности.

Большую роль в этом играет проведение занятий на первом курсе, где студенты собирают необходимую информацию о будущей профессии, сравнивают и оценивают свои знания, умения и способности. В ходе прохождения педагогической практики будущих логопедов (2-4-е курсы)

особое внимание уделяется созданию условий для формирования профессионально-педагогической компетентности через организацию и проведение различных форм логопедагогической деятельности. На втором курсе проходит практика в дошкольных и школьных специальных коррекционных и иных учреждениях, оказывающих логопедическую помощь детям, имеющим речевые нарушения, где студенты знакомятся с направлением работы логопеда и системой его взаимодействия с другими специалистами образовательного учреждения, с индивидуальной и фронтальной работой логопеда; изучают нормативную документацию; осуществляют наблюдение за учащимися, которые имеют речевые нарушения, планирование и проведение индивидуального консультирование родителей с совместно со специалистами образовательного учреждения; проводят диагностические исследование; организуют коррекционные мероприятия.

Эффективным средством формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов - будущих логопедов является производственная практика в специальных коррекционных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и практика на логопункте при общеобразовательной школе, где студенты закрепляют умения проектировать собственную логопедагогическую деятельность, применяют различные инновационные технологии работы с разными категориями детей, у которых разная этиология речевых нарушений и приобретают истинный смысл своей профессиональный деятельности. В ответ на социальный заказ города профессиональнопедагогические компетентные бакалавры в области специального (дефектологического) образования, по профилю «Логопедия» работают в дошкольных и школьных специальных коррекционных и иных учреждениях, оказывающих логопедическую помощь детям, имеющим речевые нарушения.

Все это помогает в развитии профессионально-педагогической компетентности и ценностно-смыслового отношения к будущей профессии.

Итогом прохождения различных видов практик и являющейся одним из важных элементов в ИДОМ студентов является их участие в итоговых конференциях. Итоговые конференции - это рефлексивный этап, в ходе которого дается краткая характеристика целей и задач практики (удалось ли достичь поставленных целей, каков результат, что помогло и что помешало в работе, что получилось, а что не удалось реализовать в ходе практики, какие методы, приемы педагогического взаимодействия оказались эффективными в работе с детьми, родителями; в чем состояли трудности при исправлении речи у ребенка и какие дальнейшие перспективы развития у него речи, рекомендации родителям, специалистам данного учреждения, пожелания руководителям и тьюторам педагогической практики). Итоговые конференции проводятся в нетрадиционной форме - с обязательными выставками стенных газет, в которых отражаются самые яркие события практики, с мультимедийными презентациями.

Таким образом, в контексте формирования профессиональнопедагогической компетентности у студентов - будущих логопедов в процессе педагогической практики ИДОМ студента бакалавриата является одним из условий осуществления качественного и современного высшего профессионального педагогического образования, а так же решения образовательных проблем, которые появляются в учебном процессе -выявление психолого-педагогических барьеров в развитии учебных возможностей и путей их устранения, целенаправленное формирование эвристических умений, способствующих личностному осмыслению студентами содержания образования.

Литература

1. Бартош Д. К. Оптимизация профессиональной подготовки студентов-лингвистов: автореф. Дис. ... д. пед. наук. - М., 2011. - 45с.

2. Емельянова И.Е. Тьюторство как основная форма сопровождения будущих учителей в процессе педагогической практики [Текст]/И.Е.Емельянова// Среднее профессиональное образование. - 2008. - №9. - С. 44-46.

Рецензент:

Червова А.А., д. п. н., проф., Заслуженный работник Высшей школы РФ, проректор по инновационному развитию и международной деятельности ФГБОУ ВПО «ШГПУ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.