Научная статья на тему 'Сопровождение студентов первого курса в процессе адаптации в образовательном пространстве педагогического вуза'

Сопровождение студентов первого курса в процессе адаптации в образовательном пространстве педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АDAPTATION / СОПРОВОЖДЕНИЕ / MAINTENANCE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТ / STUDENT / БАКАЛАВР / BACHELOR / КУРАТОР / CURATOR / TEACHING HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна

В статье обоснована актуальность проблемы адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве педагогического вуза. Автором определены формы и методы деятельности кураторов, педагогов, психологической службы по сопровождению бакалавров в Сургутском государственном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support of first-year students in the process of adaptation in the educational space of pedagogical high school

In the article the urgency of the problem of adaptation of first-year students in the educational space of pedagogical high school. The author defined the forms and methods of activity of curators, educators, psychological support services for bachelors in the Surgut State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Сопровождение студентов первого курса в процессе адаптации в образовательном пространстве педагогического вуза»

6. Kroeber, A. L. & Kluckhohn, C. (1952). Culture: A critical review of concepts and definitions. New York, NY: Vintage Books.

7. Leenen, Rainer (2007): Interkulturelles Training: Psychologische und pädagogische Ansätze. In: Straub, Jürgen/Weidemann Arne/Weidemann, Doris (Hrsg.): Handbuch interkulturelle Kommunikation und Kompetenz. Grundbegriffe - Theorien - Anwendungsfelder. Stuttgart: Metzler/Poeschl, S. 773-784.

8. Pedersen, P. B. & Ivey, A. E. (1993): Culture-centered counseling and interviewing skills: A practical guide. Westport, CT: Praeger.

9. Thomas, A. (2003): Interkulturelle Kompetenz - Grundlagen, Probleme und Konzepte. Erwägen, Wissen, Ethik - Streitforum für Erwägungskultur, 14 (1), S. 137-228.

10. Triandis, H. C. (2002): Subjective culture. In W. J. Lonner, D. L. Dinnel, S. A. Hayes, & D. N. Sattler (Hrsg.): Online Readings in Psychology and Culture (Kapitel 1, Abschnitt 15). Bellingham, WA: Western Washington University, Center for Cross-Cultural Research. Verfügbar unter: http://www.wwu.edu/~culture/triandis1.htm [26.02.2007].

11. Yousefi, Hamid Reza/Braun, Ina (2011): Interkulturalität. Eine interdisziplinäre Einführung. Darmstadt: Wiss. Buchgesellschaft.

УДК 378.14

Л.Л. Лашкова, г. Сургут

Сопровождение студентов первого курса в процессе адаптации в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье обоснована актуальность проблемы адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве педагогического вуза. Автором определены формы и методы деятельности кураторов, педагогов, психологической службы по сопровождению бакалавров в Сургутском государственном педагогическом университете.

Адаптация, сопровождение, педагогический вуз, студент, бакалавр, куратор.

L.L. Lashkova, Surgut

Support of first-year students in the process of adaptation in the educational space of pedagogical high school

In the article the urgency of the problem of adaptation offirst-year students in the educational space of pedagogical high school. The author defined the forms and methods of activity of curators, educators, psychological support services for bachelors in the Surgut State Pedagogical University.

Key words: аdaptation, maintenance, teaching high school, student, bachelor, curator.

Современная система педагогического образования России опирается на новую парадигму, предполагающую для ее субъектов в ситуации выбора самостоятельное принятие решений и прогнозирования их возможных последствий. В связи с этим, нивелирование большинства проблем, с которыми сталкивается студент вуза, находится в сфере изучения его личности и категорий качества высшего образования. Правильность решения задач, поставленных перед современной высшей школой, во многом зависит от умения правильно организовать работу со студентами [5].

Начало обучения в педагогическом вузе, принятие бывшим школьником новой социальной роли студента, будущего учителя - важный период, существенно влияющий на возможности профессионального самоопределения и построения

карьеры. Однако в процессе адаптации к вузу у бакалавров педагогики возникают такие трудности, как неопределенность мотивации выбора профессии, неумение придерживаться оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать и др. Вместе с тем, ученые отмечают у современных студентов ярко выраженный индивидуализм и интеллектуальный потенциал, свободную ориентацию в мировых информационных ресурсах [2].

Следует помнить, что адаптация первокурсников в образовательном пространстве педагогического вуза имеет свои особенности. Вхождение бакалавров в новую систему обучения может проходить достаточно длительное время, порой представляя острый и болезненный процесс. У студента может снизиться активность. Зачастую даже отличники на первом курсе не сразу обретают уверенность в собственных силах, что приводит к разочарованию, отчуждению и пассивности.

Преодолеть такие трудности поможет система сопровождения бакалавров в период адаптации, участниками которого являются все субъекты образовательного процесса в вузе и, прежде всего, кураторы. Опыт кураторской деятельности в Сургутском государственном педагогическом университете показал, что первокурсники по-разному относятся к учебе и будущей профессии. В связи с этим, важно проводить работу по формированию мотивации к учебной деятельности и вооружению студентов знаниями о научной организации умственного труда. Кроме того, необходимы изучение особенностей личности первокурсников, формирование у студентов готовности к преодолению трудностей, организация досуговой деятельности для смягчения эмоционального кризиса в период обучения, прогнозирование результатов адаптации в вузе.

В ходе бесед с преподавателями и студентами было установлено, что особенно сложными считаются первые две недели адаптации. Именно в эти дни проводятся кураторские часы на темы «Круг знакомств», «Кто, если не Я?», «Демократия: права и обязанности студента», «История СурГПУ», на которых первокурсники знакомятся с историей и традициями вуза, спецификой основной образовательной программы и будущей профессии, со своей группой и педагогами ведущей кафедры.

В начале обучения в вузе важно создать комфортную, доброжелательную атмосферу в коллективе, содействовать нравственному развитию студентов. В решении данных задач наиболее эффективными, на наш взгляд, являются кураторские часы «Мы такие разные, но мы вместе», «Семья и семейные ценности», «Здоровый человек - счастливый человек», где поднимаются вопросы толерантности, ценностей здорового образа жизни, организована коллективная игровая деятельность и внутригрупповое общение. Развитие культуры поведения проходит через программу тренингов общения и личностного роста, организованных психологической службой. В процессе тренингов традиционно решаются задачи создания активного интереса студентов друг к другу, сокращения эмоциональной дистанции между ними, получения информации о восприятии бакалавра сокурсниками и др.

Кроме того, под руководством психологической службы факультета проводятся тренинги на сплочение группы, определяются познавательные особенности и творческий потенциал каждого студента, межличностные отношения. Определенные сложности возникают при выявлении лидеров и формировании актива. Причины разные: поверхностное знание куратором и психологом в начале года потенциала каждого студента, застенчивость, зажатость, боязнь раскрыться в новой незнакомой обстановке некоторых членной группы.

Критическим периодом в жизни первокурсника является подготовка к первой сессии. Перед таким значимым событием куратору важно помочь студенту регулировать свое эмоциональное состояние, выработать способы эффективной подготовки к экзамену, продуктивно вести себя в период самих экзаменационных испытаний. Особое внимание бакалавров следует обратить на самостоятельность и ответственность за результат учебной деятельности, эффективные технологии обучения, навыки уверенного поведения и коммуникации.

Следует отметить, что для успешной адаптации необходимо проявление активной позиции, которая должна быть не только у куратора, но и у студентов. Будущий педагог должен сам находить и выбирать для себя средства и методы достижения той или иной образовательной цели, а куратор с командой преподавателей - создавать для этого определенные условия. В новой сложившейся ситуации педагогу необходимо научиться строить совершенно другие отношения с воспитанником, учитывая его право быть самим собой, право на свою нестандартность, а значит -стремление к творчеству [3].

В связи с этим, уместно говорить о вовлечении первокурсников во внеучебную деятельность факультета и вуза. Участие в работе творческих студий, спортивных секций, научных студенческих объединений, волонтерском движении, проектной деятельности, движении КВН расширяет кругозор, способствует развитию у будущего педагога творческого потенциала, мобильности, развивает умения адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Кроме того, залогом успешного сопровождения студентов первого курса является сотрудничество куратора с родителями обучающихся. Работа с семьей может проводиться в разных направлениях. Практика кураторской деятельности показывает, что наиболее эффективны психолого-педагогическое консультирование, поддержка родителей в преодолении серьезных проблем их детей в обучении или коммуникации в студенческом коллективе.

Таким образом, кураторы групп совместно со всем педагогическим коллективом, осознавая трудности адаптации, создают для студентов развивающее образовательное пространство. Анализ возникших затруднений позволяет определить направления деятельности куратора, основными из которых являются разумная сохранность контингента, формирование у студентов устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности и развитие их профессионально значимых качеств.

В Сургутском государственном педагогическом университете определены следующие приоритетные задачи сопровождения бакалавров-первокурсников:

- освоение элементов корпоративной культуры университета, факультета;

- овладение учебной деятельностью, формирование общеучебных навыков;

- включение в социокультурную деятельность университета;

- обучение организации содержательного досуга в группе;

- формирование коллектива, развитие у студентов коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству и кооперации;

- знакомство со спецификой будущей профессиональной деятельности;

- воспитание чувства ответственности за свой профессиональный выбор;

- формирование у студентов социально необходимых знаний и навыков

[4].

В сложный адаптационный период необходимо комплексное сопровождение первокурсников силами кураторов, всего коллектива преподавателей вуза, заместителей декана по воспитательной работе, психологов, сотрудников библиотеки с

учетом специфики педагогического вуза и индивидуальных особенностей каждого студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багаутдинова, С.Ф. Разработка и организация системы мониторинга качества образовательной деятельности студентов в высшем учебном заведении [Текст] / С.Ф. Багаутдинова, Н.И. Левшина, С.Н. Санникова, В.И. Турченко // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1-1. - С. 109-114.

2. Исаева, Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] / Е. Р. Исаева // Медицинская психология в России. - Режим доступа: http://mprj.ru/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer20.php. -24.08.2016.

3. Леонова, Е.Н. Педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников в вузе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.Н. Леонова. - Хабаровск, 2010. - 25 с.

4. Положение о кураторе студенческой группы [Электронный ресурс] // Сургутский государственный педагогический университет : офиц. сайт. - Сургут : СГПУ, 2016. - Режим доступа: http://www.surgpu.ru/. - 01.01.2016.

5. Шматова, Е.П. Психологическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе обучения [Текст] / Е.П. Шматова // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 639-641.

УДК 378.17

К.А. Обухова, г. Шадринск

Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза

В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к здоровью у студентов, выделяются психолого-педагогические условия данного процесса.

Здоровье, ценностное отношение к здоровью, психолого-педагогические условия.

K.A. Obukhova, Shadrinsk

Psycho-pedagogical conditions of formation of the valuable relation to health at students of pedagogical high school

The article considers the problem of formation of the valuable relation to the students' health, highlighted the psychological and pedagogical conditions of the process.

Keywords: Health, value attitude to health, psychological and pedagogical conditions.

В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья молодежи. Большинство выпускников школ приходят в вуз недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция снижения качества здоровья (увеличилось количество врожденных аномалий, растёт число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, заболеваний верхних дыхательных путей и т. д.). Это приводит к тому, что в условиях систематических учебных нагрузок большинство абитуриентов, с традиционно организованной системой воспитания, оказывается в числе неуспевающих студентов, успехи которых в высшей школе достигаются ценой здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.