Научная статья на тему 'Организация куратором профессионально ориентированных мероприятий у будущих педагогов'

Организация куратором профессионально ориентированных мероприятий у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / CURATOR / FUTURE TEACHERS / PROFESSIONALLY ORIENTED ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовиченко Алена Александровна

В статье затронута тема организации профессионально ориентированных мероприятий у будущих педагогов. Перечислены основные функции куратора студенческой группы в условиях педагогического вуза и описана деятельность куратора по организации и привлечению студентов будущих педагогов к участию в профессионально ориентированных мероприятиях. Приведены примеры основных мероприятий, проводимых кураторами будущих педагогов-математиков на 1-2 курсах в СГУ им. Н. Г. Чернышевского: кураторских часов, творческой мастерской, различных олимпиад и конкурсов, студенческой научной конференции, имитационного моделирования. Перечисленные профессионально ориентированные мероприятия способствуют вхождению студентов в профессиональное образовательное пространство, дальнейшему профессиональному самоопределению и являются основой для этапа творческой самореализации на старших курсах. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании и организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED ACTIONS AT FUTURE TEACHERS BY THE CURATOR

The article touches upon the organization of professionally oriented activities for future teachers. The main functions of the curator of the student group in the conditions of pedagogical University are listed and the activity of the curator on the organization and attraction of students-future teachers to participation in professionally oriented events is described. Examples of the main activities carried out by the curators of future teachers-mathematicians in 1-2 courses at Saratov State University: curatorial hours, creative workshop, various competitions, student scientific conference, simulation modeling. These professionally oriented activities contribute to the entry of students into the professional educational space, further professional self-determination and are the basis for the stage of creative self-realization in senior courses. The obtained results can be used in the design and organization of the educational process in vocational education institutions.

Текст научной работы на тему «Организация куратором профессионально ориентированных мероприятий у будущих педагогов»

педагогически науки

Вдовиченко Алена Александровна ОРГАНИЗАЦИЯ КУРАТОРОМ ...

UDC 378.016: 51

DOI: 10.34671/SCH.HBR.2019.0304.0023

ОРГАНИЗАЦИЯ КУРАТОРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© 2019

Вдовиченко Алена Александровна, ассистент кафедры основ математики и информатики Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье затронута тема организации профессионально ориентированных мероприятий у будущих педагогов. Перечислены основные функции куратора студенческой группы в условиях педагогического вуза и описана деятельность куратора по организации и привлечению студентов - будущих педагогов к участию в профессионально ориентированных мероприятиях. Приведены примеры основных мероприятий, проводимых кураторами будущих педагогов-математиков на 1-2 курсах в СГУ им. Н. Г. Чернышевского: кураторских часов, творческой мастерской, различных олимпиад и конкурсов, студенческой научной конференции, имитационного моделирования. Перечисленные профессионально ориентированные мероприятия способствуют вхождению студентов в профессиональное образовательное пространство, дальнейшему профессиональному самоопределению и являются основой для этапа творческой самореализации на старших курсах. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании и организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования.

Ключевые слова: куратор, будущие педагоги, профессионально ориентированные мероприятия.

THE ORGANIZATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED ACTIONS AT FUTURE TEACHERS BY THE CURATOR

© 2019

Vdovichenko Alena Aleksandrovna, assistant lecturer of mathematics and computer sciences basics chair Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: [email protected])

Abstract. The article touches upon the organization of professionally oriented activities for future teachers. The main functions of the curator of the student group in the conditions of pedagogical University are listed and the activity of the curator on the organization and attraction of students-future teachers to participation in professionally oriented events is described. Examples of the main activities carried out by the curators of future teachers-mathematicians in 1-2 courses at Saratov State University: curatorial hours, creative workshop, various competitions, student scientific conference, simulation modeling. These professionally oriented activities contribute to the entry of students into the professional educational space, further professional self-determination and are the basis for the stage of creative self-realization in senior courses. The obtained results can be used in the design and organization of the educational process in vocational education institutions.

Keywords: curator, future teachers, professionally oriented activities.

Внеучебная деятельность в вузе осуществляется через множество каналов связи со средой: органы студенческого самоуправления, дополнительное образование, институт кураторства, клубные объединения и др. Особое место в системе внеучебной работы вуза занимает кураторская деятельность, которая приобщает преподавателей к внеучебной работе со студентами, является составной ее частью, преломляясь через взаимоотношения преподавателей и студентов, обеспечивает взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.

Институт кураторства в своем становлении и развитии прошел несколько этапов: зарождения (XIX в.), повсеместного внедрения (в начале 1950-х гг.), активизации (60-80-е годы XX в.), свертывания (90-е годы XX в.) и возрождения (конец XX в. - по настоящее время). Кураторская деятельность на конкретном этапе общественного развития в зависимости от характера социальных задач высшей школы подвергалась существенным изменениям, менялось содержание функций, приоритетность ролей: на первых порах куратор был надзирателем, затем помощником в устройстве быта, агитатором, опекуном, руководителем всех сфер жизнедеятельности группы, наставником, старшим товарищем, оставаясь воспитателем и организатором. Содержание ролей и функций соответствовало требованиям к подготовке специалистов в стране. На всех этапах неизменной оставалась суть кураторской деятельности: помощь студентам в осуществлении связи со средой. Это позволяет рассматривать куратора как посредника между студенческой группой и вузовской средой [1].

Куратор сегодня - это педагог, сопровождающий профессиональную подготовку студентов, осуществляющий свою деятельность с целью формирования у студентов профессиональных ценностей и культуры через различные формы работы со студенческим коллективом, создающий условия для саморазвития и самореализации

студентов, обретения ими самостоятельности и опыта профессионального поведения и отношений [2-10].

Основными функциями куратора, по мнению А. Я. Шаиповой, являются:

- воспитательная функция (для реализации которой необходимы знание особенностей профессионального становления студентов, навыки и опыт работы в группе, умение устанавливать контакты, своевременно корректировать ход воспитательного процесса и др.);

- организационно-управленческая функция (выполнение которой требует необходимых знаний, умений и способностей организации деятельности студентов в группах для успешного ее осуществления);

- социально-культурная функция (предполагающая для ее эффективности осведомленность и опыт в области духовно-нравственных основ жизни человека, культурологических основ социальных, общественных явлений, традиций);

- личностно-самореализующая функция (для осуществления которой необходимы знание преподавателем приемов личностного самовыражения и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, умение анализировать и адекватно оценивать свою деятельность, эффективно организовывать ее на основе развития у себя потребности к личностному росту и самосовершенствованию) [1].

Учитывая особенности современной подготовки студентов в условиях педагогического вуза, Нестерова О. А. выделила следующие функции куратора студенческой группы [2]:

- диагностическая - направлена на изучение индивидуальных особенностей студентов группы, настроений, интересов, взглядов студентов, на определение вовлеченности студентов в молодежные субкультуры;

- адаптационно-социализирующая - призвана помочь студентам адаптироваться к системе вуза, к учеб-

Vdovichenko Alena Aleksandrovna pedagogical

THE ORGANIZATION OF PROFESSIONALLY ... sciences

ной и профессиональной деятельности, студенческому коллективу, к системе отношений «преподаватель - студент», социализироваться в обществе и профессии;

- мотивационная - предполагает выявление уровня мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности как учителей;

- организационно-деятельностная - обеспечивает индивидуальную, коллективную и групповую работу куратора со студентами;

- координаторская - заключается в согласовании учебной деятельности каждого студента и всей группы, самоопределения, самовоспитания и саморазвития студентов, а также в формировании коллектива, развитии творческих способностей, взаимоотношений с другими участниками обучения в вузе;

- консультативная - предусматривает проведение консультаций по текущим вопросам, касающимся учебы, научной работы, внутренней жизни в группе, куратор может помочь студенту в создании индивидуальной траектории профессионального образования в рамках программы;

- воспитательная - подразумевает реализацию в деятельности куратора таких направлений воспитательной работы со студентами, как гражданское, правовое, нравственное, духовное, творческое, спортивное и профессиональное воспитание;

- развивающая - состоит в развитии индивидуальности каждого отдельного студента посредством индивидуальной работы; развитии толерантности у студентов; воспитании у студентов самостоятельности (самоорганизации, самоконтроля).

- контрольно-корректировочная - предполагает наблюдение за ходом целостного процесса профессиональной подготовки студентов, становления личности каждого студента, его нравственного становления, профессионального роста, общей нравственной и социальной культуры и внесение необходимых корректив в данный процесс;

- рефлексивная - направлена на формирование у студентов умения осмысливать и обосновывать собственные состояния и поступки, результаты своей профессиональной деятельности через обращение сознания на себя.

Для реализации вышеперечисленных функций кураторами в Саратовском государственном университете ежегодно составляются планы воспитательной работы со студентами академической группы, в которые включаются мероприятия различной направленности: организационные, спортивные, культурно-массовые, патриотические и другие.

Между тем, как отмечает М. А. Горшкова, целевая направленность кураторской деятельности у будущих педагогов должна состоять в «воспитании у студентов интереса и любви к педагогической профессии, развитии необходимых профессиональных качеств, профессиональной этики, формированию активной жизненной позиции, включающей в себя понимание общественной значимости профессии учителя и ответственности за уровень профессиональных знаний» [11].

Автор ставит социально-ориентированной целью деятельности воспитательной работы педагогического вуза в целом и института кураторства студенческих групп - формирование профессиональной позиции будущего педагога.

Поэтому уже на младших курсах в план воспитательной работы со студентами - будущими педагогами кроме воспитательных мероприятий необходимо включать различные мероприятия профессионально ориентированной направленности.

Приведем примеры профессионально ориентированных мероприятий, которые организуются и проводятся на 1-2 курсах кураторами будущих педагогов-математиков в СГУ им. Н. Г. Чернышевского.

Создание интерактивной карты «Будущие педаго-

ги-математики Саратовского университета» [12] -проект, созданный с помощью сервиса Google Карты.

Интерактивная карта содержит два слоя: «Образовательные организации» и «Маршруты».

Студенты-первокурсники отмечают точками на интерактивной карте образовательные учреждения, выпускниками которых они являются, и соединяют разноцветными линиями эти точки с местом расположения университета.

Кураторский час, посвященный коллективному составлению карты, направлен на сплочение интернациональной по своему составу группы студентов и позволяет куратору осуществить диагностическую, адаптационно-социализирующую, мотивационную, организаци-онно-деятельностную функции.

Киногостиная «Большая перемена, или Что такое хороший учитель», посвященная Дню учителя - кураторский час, который проводится в медиазале Зональной научной библиотеки им. В. А. Артисевич, посвящен образу учителя в современной школе.

В рамках мероприятия студенты первого курса просматривают отрывки кинофильмов, связанных с профессией педагога, обсуждают личностные качества, которыми, по их мнению, должен обладать учитель, вспоминают своих любимых педагогов, а так же затрагивают различные проблемы современного образования.

Привлечение студентов-первокурсников к мероприятию позволяет куратору осуществить мотивационную функцию: выявить уровень мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности.

Творческая мастерская «Становление профессиональной биографии будущего педагога-математика» посвящена созданию на этапе вхождения в профессиональное образовательное пространство проекта собственной профессиональной биографии.

Организуя творческую мастерскую, куратор осуществляет мотивационную, организационно-деятель-ностную, координаторскую, воспитательную, развивающую функции.

Участие в творческой мастерской позволяет студентам изучить профессиональные биографии выдающихся педагогов-математиков, а также способствует осознанию значимости будущей профессиональной деятельности, формированию готовности к самоорганизации, самообразованию и развитию, формированию собственной индивидуальной траектории обучения.

Контрольно-корректировочная и рефлексивная функции выполняются куратором в конце второго курса - студенты дорабатывают проект собственной профессиональной биографии на этапе профессионального самоопределения с учетом сформировавшихся представлений о себе как о профессионале, находящемся на определенном уровне профессионального развития.

Участие студентов в различных математических олимпиадах и конкурсах, таких как Всероссийская физико-техническая контрольная «Выходи решать!», математический флешмоб MathCat, студенческая олимпиада СГУ по математике и др. - позволяет студентам проверить уровень своих знаний по математике, а также способствует развитию интереса к изучаемым математическим дисциплинам.

Привлечение студентов к участию в математических олимпиадах и конкурсах позволяет куратору осуществить координаторскую, развивающую и рефлексивную функции.

Привлечение студентов 1-2 курсов к проведению устных и письменных олимпиад различных уровней (как школьных, так и муниципальных), ежегодно проводимых на механико-математическом факультете СГУ им. Н. Г. Чернышевского и в базовой организации (МАОУ «Лицей математики и информатики» г. Саратова); позволяет куратору осуществить адаптационно-социализирующую, мотивационную, воспитательную и развивающую функции, а студентам - осознать значимость Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 4(6)

педагогически науки

Вдовиченко Алена Александровна ОРГАНИЗАЦИЯ КУРАТОРОМ ...

будущей профессии, овладеть мотивацией в осуществлению профессиональной деятельности.

Участие в Олимпиаде по педагогике в рамках ежегодной Недели педагогического образования, проводимой в университете.

Студенты-первокурсники привлекаются кураторами (адаптационно-социализирующая функция) к мероприятию в качестве болельщиков, а студенты второго курса

- в качестве участников команды от механико-математического факультета.

Участие в межфакультетской олимпиаде позволяет студентам первого курса адаптироваться к системе вуза и студенческому коллективу, а студентам второго курса

- проверить свои знания по педагогике, развить навыки командного взаимодействия.

Участие в ежегодной студенческой научной конференции «Математика. Механика» (подсекции «Проблемы математического образования», «Элементарная математика и методика обучения математике»).

Будущие педагоги-математики второго курса выступают на конференции с докладами по результатам своих курсовых исследований, а студенты первого курса традиционно привлекаются кураторами в качестве слушателей.

В ходе конференции у куратора, который также является председателем подсекции, появляется возможность осуществить адаптационно-социализирующую и мотивационную функции по отношению к первокурсникам (адаптировать в студенческом коллективе, развить отношения с другими участниками образовательного процесса, сформировать положительную мотивацию к учебно-исследовательской деятельности) и развивающую, контрольно-корректировочную и рефлексивную функции - по отношению к студентам второго курса (развить самостоятельность, отследить процесс становления личности студента, профессиональный рост, а также сформировать умения обосновывать результаты своей учебно-исследовательской деятельности).

Имитационное моделирование - организация и проведение студентами старших курсов (организаторы) для студентов младших курсов (участники) олимпиады по математике школьного уровня. Позволяет не только выявить все организационные особенности мероприятия, но и способствует обмену знаниями и умениями среди участников процесса в ходе реализации конкретных педагогических задач [13]. Каждая роль в процессе моделирования приобретает определенную личностную окраску, в ней фиксируются профессионально значимые или профессионально недопустимые черты личности. Разыгрывание действия происходит в ситуации, сопровождающейся возникновением различных реакций ее участников и требующей от них мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей [14-18].

Кроме перечисленных мероприятий, студенты -будущие педагоги имеют возможность участвовать: в ежегодном «Дне работодателя» на механико-математическом факультете, на который приглашаются руководители общеобразовательных учреждений г. Саратова, проходить различные онлайн-курсы компенсирующего характера, публиковать статьи и тезисы докладов в кафедральном сборнике научных статей, посещать семинары для учителей и открытые уроки, проводимые базовой организацией - Лицеем математики и информатики г. Саратова, и других мероприятиях профессионально ориентированной направленности.

Таким образом, кроме привлечения студентов к различным воспитательным мероприятиям, оказания индивидуальной помощи, адаптации студентов в условиях вуза, создания и развития студенческого коллектива, уже с первого курса обучения в университете кураторам для формирования устойчивой мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, для осознания значимости будущей профессии и формирования профессио-

нальной позиции будущего педагога, следует включать в структуру и содержание внеучебной деятельности студентов различные профессионально ориентированные мероприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шаипова А. Я. Формирование готовности преподавателей вуза к внеучебной работе со студентами (на примере реализации функции куратора в педвузе): автореф. на соиск ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Тюмень, 2010. 26 с.

2. Нестерова О. А. Повышение качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в деятельности куратора академической группы: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования. Москва, 2009. 26 с.

3. Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33-36.

4. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 70-72.

5. Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 235-238.

6. Венцель В.Д., Янчий С.В., Каргаполова Е.О. Из опыта работы куратора по адаптации студентов в техническом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 239-242.

7. Дмитриева Д.Д. Роль куратора в воспитательном процессе высших учебных заведений (на примере Курского государственного медицинского университета) // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 5-8.

8. Буянова Г.В. К вопросу об исторических предпосылках создания института кураторства в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 171-175.

9. Перевозчикова Н.Г., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 182-184.

10. Бейлина Н.С. Формы и методы организации воспитательной деятельности вуза по реализации компетентностного подхода //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 84-87.

11. Горшкова М. А. Модель воспитательной деятельность куратора студенческой группы в педагогическом вузе: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Москва, 2011. 20 с.

12. Вдовиченко А. А., Лебедева С. В. Интерактивные карты в профессионально ориентированной деятельности будущего учителя математики // Компьютерные науки и информационные технологии: Материалы Международной научной конференции. 2-3 июля 2018 г. / Под ред. В.А. Твердохлебова. Саратов, 2018. С. 78-82.

13. Быстрова И. Н. Имитационное моделирование как современная технология обучения будущих специалистов в вузе. URL: http://www.t21.rgups.ru/archive/doc2007/4/05.doc (дата обращения: 26.11.2019).

14. Малиева З.К. Применение имитационных образовательных технологий в процессе профилактики и коррекции морального отчуждения студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 255-257.

15. Чесноков А.Н., Якупова М.М., Епифанов С.В. Компьютерное моделирование и интернет-технологии в общеобразовательном процессе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 133-137.

16. Dzekun Y.O. Higher education as a way to developing the creative potential of a future professional // Jurnalul umanistic al Nistrului. 2018. №1.

17. Cherednyk А.А. Requirements for future rehabilitation specialists in the professional activity // Jurnalul stiintific al Dunärii. 2018. №1.

18. Богданова А.В. Возможности моделирования в диагностике качества образования на основе мультиагентных связей//Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 109-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.