В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ INTO THE TEACHER'S NOTEBOOK
Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4 (474). С. 85-90. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(4(474):85-90. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 141.2
doi: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-85-90
0 ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»
Павел Евгеньевич Бойко1, Григорий Львович Галустьянц2
1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, pboyko@mail.ru, OCRID 0000-0001-5903-4617
2 Краснодарский монтажный техникум, Краснодар, Россия, grigori.177@yandex.ru
Аннотация. Статья авторов, участвующих в разработке и апробации курса «Основы российской государственности», открывает серию публикаций в помощь преподавателям высшей школы, которым предстоит в следующем учебном году преподавать новый учебный курс. Статья носит дискуссионный характер и выражает субъективную авторскую позицию.
Ключевые слова: национальная идея, государственная идеология, стратегия развития
Финансирование. Статья подготовлена в рамках реализации проекта госзадания по теме «Философско-исторические основания российской государственности: ценности и смысловые практики Российской империи XVII-XIX вв.» (2022 г.).
Для цитирования: Бойко П. Е., Галустьянц Г. Л. О философско-историческом содержании курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4 (474). С. 85-90. doi: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-85-90
Original article
ABOUT THE PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL CONTENT OF THE COURSE "FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD"
Pavel Ye. BoykO, Grigory L. Galustyants2
1 Kuban State University, Krasnodar, Russia, pboyko@mail.ru, OCRID 0000-0001-5903-4617
2 Krasnodar Assembly College, Krasnodar, Russia, grigori.177@yandex.ru
Abstract. The article by the authors involved in the development and testing of the course "Fundamentals of Russian Statehood" opens a series of publications to help higher school teachers who will teach a new course in the upcoming academic year. The article is of a debatable nature and expresses the author's subjective position.
Keywords: national idea, state ideology, development strategy
Funding. The article was prepared as part of the implementation of the state task project on the topic "Philosophical and historical foundations of Russian statehood: values and semantic practices of the Russian Empire of the XVII-XIX centuries" (2022).
For citation: Boyko PYe, Galustyants GL. About the philosophical and historical content of the course "Fundamentals of Russian statehood". Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(4(474):85-90. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-85-90
© Бойко П. Е., Галустьянц Г Л., 2023
Введение
В течение более чем 30-летнего периода постсоветской истории России во многих ключевых направлениях государственной экономической, политической и культурно-образовательной политики нашей страной осуществлялось активное и зачастую механическое, подражательное и некритическое заимствование западных (преимущественно «атлантических», англосаксонских) идей, учений и ценностей, что не могло не привести к системному кризису многих сфер жизни российского общества. В первую очередь, кризису духовному, интеллектуально-нравственному. Его кульминационной точкой выступают события последних месяцев, условия жесточайшего и беспрецедентного всемирного санкционно-го режима. В этой ситуации разумное и научно обоснованное решение проблемы определения Россией своей истинной духовно-цивилизаци-онной идентичности имеет решающее значение для всего дальнейшего хода российской и мировой истории.
Методология исследования
Действительной основой научной методологии решения вышеуказанной проблемы может быть только философско-историческое знание, так как именно оно определяет истинные и всеобщие цели, идеи и ценности национальной культуры, которые в дальнейшем получают свою необходимую проработку в системе частных социогу-манитарных наук. Главной задачей на этом этапе осмысления столь трудной и фундаментальной научной проблемы выступает выбор адекватной, проверенной временем классической фило-софско-исторической позиции, отвечающей всем необходимым требованиям современного научного знания и образования. Очевидно, что такого рода вопросы должны опираться на положительный опыт российской истории, осмысленной с философской точки зрения (особенно в её «имперской части» — XVII-XIX вв.), как важнейшего этапа развития мировой христианской культуры и, одновременно, отечественной духовности. Нам необходимо избежать архаизации, изоляционизма, абстрактной идеологизации, политизации и даже «большевизации» столь глубокой и трудной проблемы, найти разумный баланс между историческим самосознанием и новейшими тенденциями мирового развития.
Опыт мировой и русской философии истории показывает, что разумный и истинный путь развития государства-цивилизации заключает-
ся в реализации ею универсальной диалектики «Родного и Вселенского», творческого развития мировой культуры, через свою особенную духовно-национальную, историческую форму. Именно об этом, по сути, писали и говорили выдающиеся русские мыслители, исторические и государственные деятели имперского периода российской истории, выделенного в качестве предмета данного исследовательского проекта.
Творческое научное освоение их наследия, постижение философских и духовно-исторических оснований российской государственности эпохи Романовых, несомненно, станет необходимым фактором построения эффективной национально-государственной и цивилизационной политики России на современном этапе.
В связи с вышеизложенным становится очевидной актуальность проблемы исследования идейно-исторических (идеологических) оснований российской государственности. В рамках научной дискуссии на эту тему в современных научных философских журналах появляется больше статей по идеологической проблематике. Учёные зафиксировали, что в конце XVIII — начале XIX в. понятие «идеология» раскрывается через систему знаний, призванную на научной основе восстановить их единство, и это значение до сих пор остаётся актуальным.
С точки зрения используемых в качестве базовых методологических подходов — методологии логико-исторического и цивилизационного анализа, в современной философско-исторической науке идеология понимается как идейная система, которая разрабатывается специальными усилиями занятых ею учёных (так называемых «интеллектуалов», или «идеологов»). Идеология представляет собою ведущий элемент общественного сознания, отражающего идейное содержание на данном историческом этапе.
Следовательно, идеологических концептов может быть много, однако государственной (официально признанной) идеологией может выступать одна.
Чтобы в научной форме выразить идейное содержание сознания определённого общества, необходимо ясно понимать логику исторического становления признающего её государства и чётко сформулировать её основные положения.
Прежде всего должна быть ясно понята и чётко сформулирована идея национального развития народов, населяющих это государство. Особенно актуально это для таких социальных систем, как Россия. Около полувека, начиная с перестройки,
86
РауеI Уе. Боуко, Grigory Ь. Galustyants
в нашей стране идёт активное обсуждение «русской национальной идеи». Содержание национальной идеи в XIX в. было конкретизировано через «православие, самодержавие и отечество», что и представляло собой государственную идеологию. В современной России определился актуальный социальный заказ на национальную идеологию, споры о сущности которой не прекращаются. Современная трактовка «русской идеи» — это уникальный исторический феномен, особенные идеи уникального социума, тождества которому в мире не предполагается.
Опираясь на философское толкование «идеала» и «идеи», предпримем попытку сформулировать понятия «национального идеала» и «национальной идеи».
Национальная идея в основном отражает уникальность «нации и национального государства, реализующуюся на конкретном историческом этапе развития человеческого рода. Предполагаем, что не может быть нескольких национальных идей, объединяющих социум. Национальная идея всегда одна, поскольку она выражает тенденцию исторического развития народов, населяющих государство. Национальная идея выступает в качестве всеобщей и сплачивающей народы идеи единого, целостного существования национального государства.
В свою очередь национальный идеал выражает тенденцию исторического развития и конечный результат реализации цели исторической перспективы. Национальный идеал — это образ возможного национального государства, соединяющий в себе как всеобщее, так и особенное народов, населяющих конкретное государство, элементы будущего устройства их гражданской и государственной жизни.
Содержание национальной (государственной) идеологии определяется определениями национальной идеи и национального идеала. Обращаясь к этимологии «идеологии», выделяем логически выстроенную систему, раскрывающую единую идейную сущность многообразного реального существования, включающую «идею» и «логос». Национальная идеология отнюдь не исключает многообразия представлений, становясь государственной. Идеология многообразные представления объединяет в единое, на основе которого даётся ясный и понятный всем гражданам государства ответ на вопрос: «С какой целью существует и должно существовать такое обширное государство, как Россия?» Следовательно, государственная идеология является осознанным научным вы-
ражением геополитической, социальной и экономической необходимости единства России во всемирно-историческом контексте, благодаря чему она служит залогом свободной духовно-нравственной деятельности всех её граждан.
Государственная идеология в научном контексте выражает единство различных органов и функций государственного организма России. Содержание определяет долговременную государственную стратегию, формирующую адекватные её всеобщей цели особенные средства, или инструменты своего осуществления — концепцию национальной безопасности, военную доктрину, внешнюю и внутреннюю политику и т. д.
Сама логика построения и цель государственной идеологии диктует следующий необходимый порядок связанных с нею понятий: национальная идея — национальный идеал — национальная идеология — национальная стратегия развития — национальные концепции и доктрины. Ни одно из звеньев этой цепи нельзя удалить или переставить местами» (2. С. 18).
Чтобы не повторить грубой ошибки советской идеологии, которая приписывала философии и социальным наукам так называемую «идеологическую функцию» и тем самым ставила их в прямую политическую зависимость от злобы дня, лишая их теоретические рекомендации идейной перспективы и практической действенности, современную идеологию государства российского следует строить не на базисе предвзятой особенной социально-экономической теории, какой выступал марксизм-ленинизм, а на всеобщем философско-научном основании. В силу этого требования концепция современной идеологии российской государственности с необходимостью должна включать в себя философско-исто-рическую и историко-культурную составляющие, которые развивали бы логику классической зарубежной и отечественной философии истории и истории культуры.
Логическое развитие классической философии истории и истории культуры в состоянии выступить позитивной альтернативой постклассической философии, поскольку именно это направление завело мысль в скептический тупик постмодерна. Постмодерн вызвал негативные тенденции в духовной жизни народов России и нанёс самый заметный ущерб в области образования, непосредственно влияющего на их ближайшее и более отдалённое будущее.
На базе логического развития классической зарубежной и отечественной философии истории
и истории культуры следует, во-первых, логически выверенно и ясно изложить национальную идею современного российского государства. Это изложение составит основу его сознательно-разумной национальной идеологии и национальной политики, которые, предотвращая рецидивы национализма, интернационализма и мульти-культурализма, будут практически содействовать становлению народов России действительными нациями.
«Возникает актуальная необходимость современного философско-исторического понимания духовного бытия России как тотальности её идеи, реализующейся фактами всемирно-исторического процесса. Указанный философско-методологи-ческий императив реализуется в целостном культурно-историческом осмыслении духовного развития русской нации. Следуя логическому методу философии и историософии, логику движения духа русского народа следует рассматривать как один из необходимых моментов всемирно-исторического развития национальной идеи, субстанцией которого является свобода. Именно свобода есть абсолютное духовное состояние личности, общества и государства в России. Самоосвобождение русского духа есть не что иное, как тотальность всех особенных исторических этапов, или моментов его субъективного (сознание — самосознание — разум — дух), объективного (семья — община — сословное общество — имперское государство — конституционно-правовое государственное устройство) и абсолютного (художественного, религиозного и философского) развития» [1].
Логически выверенную и ясно изложенную национальную идею современного российского государства следует сделать теоретической предпосылкой реформы национального образования народов России. Модернизацию образования необходимо начать с реформирования профильного философского и общепедагогического образования, что обеспечит отвечающий духу времени подъём общей и высшей российской школы на уровень, превосходящий современное западное образование.
Придя на смену несвоевременной и неуместной модернизации, или, точнее, вестернизации российского образования, проводимой в последние четверть века, эта реформа даст возможность культивируемым в России естественным и прикладным техническим наукам, философии, искусству и религии, обретя конкретное единство друг с другом, соединёнными усилиями обеспе-
чить нашей стране статус мировой державы, то есть духовного центра, в перспективе возможной модели новейшего состояния мира, которое только при этом условии по праву будет носить имя русского мира.
Следует отметить, что, несмотря на обилие философских и культурологических работ, так или иначе связанных с проблематикой духовно-исторической самобытности России, в современной исследовательской литературе крайне незначительны исследования, посвящённые анализу диалектики ценностных и смысловых практик российской государственности имперского периода, исследованию лучших традиций отечественного национально-цивилизационного самосознания эпохи Романовых. В результате адекватное научное понимание феномена духовно-исторической самобытности России теряется в многообразии разрозненных концепций и остаётся во многом нераскрытым, что и определяет ключевую научно-проблематическую, концептуальную направленность нашего исследования.
Будучи методом разумного логико-интегрального познания своего предмета, диалектика выявляет всеобщее конкретное содержание культурно-исторической самобытности России и тем самым создаёт необходимые системно-методологические основания для дальнейших философ-ско-исторических исследований культуры России в контексте духовных процессов современности.
Выводы
«Проведённый анализ показал, что логика развития национальной идеи в отечественной истории соответствовала смысловой структуре понятия всемирно-исторического процесса в его субъективных (историческое сознание, самосознание, разум и дух), объективных (семья — народ — гражданское общество — имперское государство — конституционно-правовое состояние нации) и всеобщих (искусство — религия — философия) составляющих. Развитие этих основ определяло основные направления и периоды российской истории, каждый из которых выражал особенные моменты русского национального самосознания в его движении к всеобщей свободе конституционно-правового государства и классической философской образованности. На конкретных исторических фактах (реальных событиях, персоналиях, государственно-правовых документах и т. д.) мы должны показать становление идеи свободы духа в самой объективности русской жизни» [1].
88
Pavel Уe. Бoyko, Grigory Ь. Galustyants
Анализ логического и исторического развития России показывает, что российская нация, как и другие нации и народы, является одним из необходимых моментов общеисторической идеи. Идея есть всеобщее народа, которое может быть понято только на уровне философского мышления. Санкт-петербургский философ Е. С. Линьков справедливо отмечает: «Идея человеческого рода одна, а вот реальность идеи как особенное бытие — многообразна». Предположим, что не совсем верно утверждение о механическом заимствовании одним народом традиций другого. «Каждый народ, — подчёркивает Е. С. Линьков, — есть особенное бытие идеи. Каждый народ и действует, чтобы максимально, в пределах своих реальных возможностей, реализовывать и осуществлять эту абсолютную Идею всего человеческого рода на Земле. Идея осуществляет себя через особенные формы народов. И каждый особенный народ может иметь отношение к развитию Идеи особенным образом... Причём национальные идеи не зависят ни от воли, ни от сознания, ни от мышления ни индивида, ни народа, ни всех народов. Наоборот, народы от неё зависят! Общеисторическая идея определяет народы. Она реализует сама себя через них» [3].
«Что же действительно нужно России? — продолжает далее Е. С. Линьков. — Во-первых, определиться в понимании того, что есть идея человеческого рода как мировой абсолютный процесс, и, во-вторых, понять, что представляет собой Россия как момент этой абсолютной идеи человеческого рода. Вот подлинная духовная миссия России. Она не должна заменять ни другие государства, ни копировать и переносить от других государств на себя и надевать чужой костюм на своё тело» [3].
«В свете этого положения становится ясным тот факт, что «.на сегодняшний день систематическая критика метафизических, абстрактно-рассудочных тенденций в изучении духовных основ российской государственности становится логически необходимым условием сохранения и приумножения её истинного духовного содержания. Удержать это положительно-разумное в отрицательной стихии диалектической критики — значит поднять русскую мысль до всеобщности системы классической философии, которая и является результатом развития свободы человеческого духа. В этом и состоит действительная разумная сущность России и российской нации в современной мировой истории» [4].
Список источников
1. Идея России в контексте всемирной истории: классика и современность : дис. ... д-ра философских наук. Краснодар, 2006. 325 с.
2. Денисов Н. Г. Культурно-идеологическая основа российской цивилизации: исторические уроки и будущее государственности // Журнал института наследия. 2018. № 2 (13). С. 18.
3. Линьков E. С. Лекции разных лет. Т. 1. СПб. : ГРАНТ OTEœ, 2012. 494 с.
4. Бойко П. E. Идея России в русской философии истории. М. : Социально-политическая мысль, 2006. 160 с.
References
1. Ideya Rossii v kontekste vsemirnoj istorii: klassika i sovremennost'. Thesis. Krasnodar, 2006. 325 p. (In Russ.).
2. Denisov NG. Kul'turno-ideologicheskaya osnova rossijskoj civilizacii: istoricheskie uroki i budushchee gosudarstvennosti. Zhurnal instituta naslediya. 2018;(13):18. (In Russ.).
3. Lin'kov ES. Lekcii raznyh let. Tom 1. Saint Petersburg; 2012. 494 p. (In Russ.).
4. Bojko PE. Ideya Rossii v russkoj filosofii istorii. Moscow; 2006. 160 p. (In Russ.).
Информация об авторах
П. Е. Бойко — доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии. Г. Л. Галустьянц — преподаватель.
Information about the authors
P. Ye. Boyko — Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy. G. L. Galustyants — teacher.
Статья поступила в редакцию 20.04.2023; одобрена после рецензирования 01.06.2023; принята к публикации 12.06.2023.
Вклад авторов: оба автора сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 20.04.2023; approved after reviewing 01.06.2023; accepted for publication 12.06.2023.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
The authors declare no conflicts of interests.
90
Pavel Ye. Boyko, Grigory L. Galustyants