Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РФ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозерцев Евгений Петрович

Рассматриваются проблемные вопросы готовности педагогического сообщества к реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, закрепленных в нормативно-правовых документах Российской Федерации. Для этого проанализированы документы, составляющие основы стратегического планирования отечественного образования: материалы 24 Всемирного русского народного собора, указ Президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», постановление Государственной думы, Концепция внешней политики Российской Федерации. Обосновано, что педагог в настоящее время оказался в сложном и противоречивом состоянии: находясь ментально между философией, наукой и религией, а физически - между родным языком как кодом русской культуры и навязываемыми иноязычными понятиями, ценностями эпохи глобализации, он вынужден постоянно находиться в режиме выбора и самоопределения на пути к осознанию сущности и путей продвижения к миссии своей профессии. Аналитически осмыслен ряд современных педагогических публикаций, раскрывающих духовно-нравственный потенциал российской истории и культуры, акцентировано внимание на конструктивных и спорных точках зрения авторов. Сделан вывод, что отечественная гуманитарная мысль обладает потенциалом, достаточным для сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белозерцев Евгений Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PUBLICATIONS AND STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION

We consider problematic issues of readiness in pedagogical community to implement the foundations of state policy to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values enshrined in the normative legal documents of the Russian Federation. Analyzed documents that form the basis of strategic planning of domestic education are: materials of the 24th World Russian People’s Council, the Decree of the President of the Russian Federation “Fundamentals of state policy to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values”, the Resolution of the State Duma, the Foreign Policy Concept of the Russian Federation. The teachers are currently in a complex and contradictory state: being mentally between philosophy, science and religion, and physically between his native language as the code of Russian culture and the imposed foreign language concepts, values of the era of globalization, they are forced to constantly be in the mode of choice and self-determination on the way to understanding the essence and ways of moving towards the missions of his profession. A number of modern pedagogical publications revealing the spiritual and moral potential of Russian history and culture are analytically comprehended, attention is focused on the constructive and controversial points of view of the authors. It is concluded that national humanitarian ideas have the potential sufficient to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вопросы воспитания

УДК 37.017.92 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-2-45-55

Поступила в редакцию / Received 20.03.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 28.04.2023 Принята к публикации / Accepted 31.05.2023

оригинальная статья

Педагогические публикации и стратегическое планирование

развития отечественного образования

Белозерцев Евгений Петрович О

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» 394043, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Ленина, 86

belo zercev_e @mail. ru

Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы готовности педагогического сообщества к реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, закрепленных в нормативно-правовых документах Российской Федерации. Для этого проанализированы документы, составляющие основы стратегического планирования отечественного образования: материалы 24 Всемирного русского народного собора, указ Президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», постановление Государственной думы, Концепция внешней политики Российской Федерации. Обосновано, что педагог в настоящее время оказался в сложном и противоречивом состоянии: находясь ментально между философией, наукой и религией, а физически - между родным языком как кодом русской культуры и навязываемыми иноязычными понятиями, ценностями эпохи глобализации, он вынужден постоянно находиться в режиме выбора и самоопределения на пути к осознанию сущности и путей продвижения к миссии своей профессии. Аналитически осмыслен ряд современных педагогических публикаций, раскрывающих духовно-нравственный потенциал российской истории и культуры, акцентировано внимание на конструктивных и спорных точках зрения авторов. Сделан вывод, что отечественная гуманитарная мысль обладает потенциалом, достаточным для сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Ключевые слова: отечественное образование; нормативно-правовые документы; стратегическое планирование; духовно-нравственное состояние человека; духовно-нравственные ценности РФ; воспитание

Для цитирования: Белозерцев Е.П. Педагогические публикации и стратегическое планирование развития отечественного образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 2. С. 45-55. DOI 10.20310/1810-231Х-2023-22-2-45-55

© Белозерцев Е.П., 2023

original article

Pedagogical publications and strategic planning of development of national education

Evgeniy P. Belozertsev ©

Voronezh State Pedagogical University 86 Lenina St., Voronezh 394043, Russian Federation

belozercev e@mail.ru

Abstract. We consider problematic issues of readiness in pedagogical community to implement the foundations of state policy to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values enshrined in the normative legal documents of the Russian Federation. Analyzed documents that form the basis of strategic planning of domestic education are: materials of the 24th World Russian People's Council, the Decree of the President of the Russian Federation "Fundamentals of state policy to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values", the Resolution of the State Duma, the Foreign Policy Concept of the Russian Federation. The teachers are currently in a complex and contradictory state: being mentally between philosophy, science and religion, and physically between his native language as the code of Russian culture and the imposed foreign language concepts, values of the era of globalization, they are forced to constantly be in the mode of choice and self-determination on the way to understanding the essence and ways of moving towards the missions of his profession. A number of modern pedagogical publications revealing the spiritual and moral potential of Russian history and culture are analytically comprehended, attention is focused on the constructive and controversial points of view of the authors. It is concluded that national humanitarian ideas have the potential sufficient to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values. Keywords: national education; normative legal documents; strategic planning; spiritual and moral state of a person; spiritual and moral values of the Russian Federation; education

For citation: Belozertsev E.P. Pedagogical publications and strategic planning of development of national education. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 2, pp. 45-55. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-2-45-55

ВВЕДЕНИЕ

Совсем недавно выпускник филологического факультета, а теперь - почетный профессор Воронежского государственного педагогического университета подарил мне свою очередную книгу «Битва эпох и книг» [1], в которой автор предстает как «книжный пахарь, сеятель» и просветитель. Виктор Викторович Будаков - основатель и редактор известной, заслужившей российское признание книжной серии «Отчий край», изданной в Воронеже в последней трети двадцатого века. Он вдохновил философов и педагогов к размышлениям и дискуссиям, приведшим к более чем серьезному выводу: «Отчий край» -фундаментальное понятие русского мира, имеющее сакральный смысл для гражданина и его страны, диалектическую связь с педа-

гогическим понятием «культурно-образовательная среда».

А вот что привлекло мое внимание из написанного Виктором Викторовичем: «Давным-давно мне попалось на глаза выражение «битва книг». Несмотря на его необычность, оно не могло поразить или даже удивить: с молодости я наблюдал в своей семейной библиотеке, как в одном ряду, казалось бы, бестревожно-мирно, спокойно уживались разносодержательные, разносмысловые, раз-нодуховные издания, но чувствовалось: меж ними шла неслышимая и невидимая битва. Незримая битва. А существует ли она, незримая и зримая, между эпохами? У слова «битва» есть и прямой, и фигуральный смысл. В последнем смысле эпохи, сменяя друг друга, воюют. С разной степенью непримиримости. Разумеется, в унисон западной толерантности, действительных испыта-

ний не выдерживающей, приятнее бы сказать: меж эпохами, меж книгами - споры, поиски истины. Но современная история показывает, что именно битва по-прежнему идут между людьми, странами и народами. И между книгами - тоже».

Время, в котором мы живем - противоречивое и непредсказуемое. Происходит рас-культуривание России через русофобию, лишение права называться цивилизацией; борьба с русским языком и литературой представителями отечественной и мировой культуры, гуманитарным знанием, расчеловечивания образования через нескончаемую и большинством не принятую модернизацию, сертификацию, аккредитацию, стандартизацию, цифровизацию, навязываемую деструктивную идеологию трансгуманизма и мн. др.

Педагог нашего времени оказался в чрезвычайно сложном и противоречивом состоянии: находясь ментально между философией, наукой и религией, а физически -между родным языком как кодом русской культуры и навязываемыми иноязычными понятиями, ценностями эпохи глобализации, он вынужден постоянно находиться в режиме выбора и самоопределения на пути к осознанию сущности и путей продвижения к миссии своей профессии. Педагог в наши дни делает непростой выбор из сложившихся контекстов гуманитарного знания: светско-обывательского (частичного, неполного, нецелостного, секуляризированного), научно-академического (замусоренного иноязычными понятиями, лишенного мировоззренческих оснований, субъект без духовно-нравственной составляющей), религиозно-теологического контекста (замкнувшегося исключительно на святоотеческом наследии). Все эти контексты, однако, не породили еще общепринятого устоявшегося подхода к формулированию стратегии возвращения к отечественному образованию.

В связи с этим возросла ответственность публикаций, посвященных проблемам современного образования в РФ. В последние годы нас приучили к тому, что регулярно появлялись и спокойно уживались «разносо-держательные, разносмысловые, разноду-ховные» издания, часть из которых не вела дискуссию, не искала истину, а навязывала

точку зрения, несовместимую с историей нашей Родины и культурой нашего народа.

Сегодня приходится признать: между отдельными публикациями происходит неслышимая и незримая битва; водораздел -мировоззренческие основания отечественного образования и духовно-нравственное состояние воспитанника. Ясно одно: тема духовно-нравственного становления человека, пройдя досоветский (русский), советский, постсоветский (российский) периоды, оказалась в действительности наших дней.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа нормативно-правовых документов и педагогических публикаций, посвященных проблеме духовно-нравственного становления личности.

В качестве базовых источников рассмотрены: материалы 24 Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке», в которых представлены философско-религиозные основания жизнеустроения современного российского общества; Указ Президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», являющийся нормативно-правовой основой сопровождения духовно-нравственного становления человека; Постановление Государственной думы «О рекомендациях парламентских слушаний», которое раскрывает управленческо-образовательный контекст высшей школы и проблемы рабочих взаимоотношений в эшелонах высшей власти; «Концепция внешней политики российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ.

Подробно проанализирован ряд современных педагогических публикаций (2021, 2022 гг.), посвященных теоретическим и практическим аспектам духовно-нравственного становления личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Нами в обширной литературе конца XX -начала XXI вв. тема нравственного самосовершенствования находилась на периферии учительских забот, а тема духовного состояния ученика, студента для одних казалась иллюзорной, малозначимой; для других - надуманной, эфемерной, для третьих - просто

реакционной. И это несмотря на то, что в последние годы советского периода Ю.В. Шаров, доктор педагогических наук, профессор, много лет руководил исследованием «духовных потребностей школьников» (Новосибирск). Но это было исключением из общих правил образовательного сообщества и тех, кто занимался педагогикой.

К году педагога и наставника в РФ появились документы стратегического планирования, которые возродили надежду на возвращение к отечественному образованию, основанному на традициях духовно-нравственных ценностей.

24-25 октября 2022 г. в Москве проходил 24 Всемирный русский народный собор, главная тема которого звучит внушительно и масштабно: «Православие и мир в XXI веке». Святейший Патриарх Кирилл на пленарном заседании в контексте религиозно-философского мировоззрения раскрывает сущность таких понятий, которые являются базовыми для всех, кто служит в образовании: человек, традиция, трансгуманизм, секуляризм, секуляризация, секулярная культура, советское и научное сознание, глобализм, глобализация. Материалы 24 Всемирного русского народного собора представляют философско-религиозные основания жизнеустроения современного российского общества.

9 ноября 2022 г. Президент РФ подписал Указ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Настоящий указ является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему ценностей и задач, ключевых понятий (духовно-нравственные ценности, государственная политика, угрозы и риски, сценарии развития, основные направления сохранения духовно-нравственных ценностей), инструментов реализации стратегического национального приоритета. Указ президента представляет собой нормативно-правовую основу сопровождения духовно-нравственного становления человека.

25 ноября 2022 г. председатель государственной думы В.В. Володин направил председателю правительства РФ М.В. Мишустину постановление Государственной думы Феде-

рального собрания Российской Федерации «О рекомендациях парламентских слушаний». В постановлении сформулирована коллективная позиция парламентских слушаний. «Развитие системы высшего образования должно быть подчинено национальным интересам и обеспечивать на базе традиций классического российского образования и лучших мировых достижений в этой области, широкие возможности для многостороннего развития личности, ее вклад в удовлетворение научно-технологических, экономических, социальных, культурных иных потребностей общества и государства...».

Участники парламентских слушаний считают принципиально важным формирование национально ориентированной системы высшего образования (выделено нами -Е.П. Блозерцев), основанной на безусловном приоритете интересов и потребностей российского общества и государства; при обязательном исполнении правительством всех указов Президента. Постановление Государственной думы раскрывает управленческо-образовательный контекст высшей школы и проблемы рабочих взаимоотношений в эшелонах высшей власти.

25 января 2023 г. Президент РФ подписал Указ «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808». В Указе констатируется, что в России «накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур - на этом веками строилась российская государственность и формировалась общероссийская гражданская идентичность. Основой общероссийской гражданской идентичности является исторически сложившаяся система российских духовно-нравственных ценностей, объединяющая самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации ...».

31 марта 2023 г. опубликована «Концепция внешней политики российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ. Концепция высказывается по одному из важнейших и острейших вопросов современности - является ли Россия цивилизацией, что и породило русофобию в мире. «Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государст-

венности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп, определяют особое положение России как тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира».

В третьем разделе «Национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, стратегические цели и основные задачи внешней политики Российской Федерации» читаем:

«С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в мире национальными интересами Российской Федерации во внешнеполитической сфере являются:

- защита прав, свобод и законных интересов российских граждан и защита российских организаций от иностранных противоправных посягательств;

- сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни благосостояния граждан;

- укрепление традиционных российских нравственных ценностей, сохранение исторического наследия многонационального духовно-культурного народа Российской Федерации».

Эти события произошли на фоне начавшийся и продолжающийся специальной военной операции на Украине и потому вздорожали слова правды.

Данные события, содержание документов добавляют уверенности в разработке стратегии и тактики отечественного образования. Дело за профессионалами-педагогами и наставниками, учеными и практиками.

А что им предлагают читать и что они сами читают? В свое время П. Флоренский с сожалением говорил о том, что современные ему ученые выстраивают тюрьму из терминов. Наши современники - ученые продолжают и довольно интенсивно эту тенденцию -научный зуд по производству «этаких словечек», не задумываясь о последствиях: чем больше новых понятий придумывает человек, тем более он дробит слово, загоняет себя

на зону, удаляясь все дальше и дальше от Истины. В результате молодое поколение и их наставники погрузились в подмены и соблазны узкознаний, скорознаний, лишенных облагораживающих нравственных и духовных основ истории и культуры России.

С большим сожалением приходится признать, что современная ситуация оказала отрицательное влияние на качество педагогических публикаций. Заметим, у нас нет задачи рецензировать отдельные издания; мы только обратим внимание на некоторые вопросы, касающиеся духовно-нравственного становления человека.

В 2021 г. московское издательство «Проспект» выпускает учебное пособие «Педагогика высшей школы». Трудно не согласиться с авторами, которые в предисловии пишут: «Как известно, предсказывать будущее очень сложно, но быть к нему готовым, опираясь на фундамент накопленной культуры, опыта и традиций существования высшей школы и происходящий инновационных процессов, необходимо» [2, с. 4].

Любой авторский коллектив выбирает для себя, в какой будущей обстановке будут жить и трудиться аспиранты, магистры, слушатели; на какой или чей опыт будут опираться в собственной повседневной профессиональной деятельности. Для того чтобы лучше понять замысел учебного пособия прочитаем аннотацию. «В учебном пособии раскрываются основы педагогики высшей школы, история возникновения и развития высшего образования в мире, современные тенденции реформирования высшего образования в мировой практике, участие отечественной высшей школы в международном сотрудничестве, нормативно-правовые аспекты деятельности учреждений высшего образования. Предназначено аспирантам, магистрам, слушателям системы психолого-педагогического повышения квалификации и переподготовки (здесь и далее выделено мною - Е.П. Белозерцев).

Итак, учебное пособие сориентировано на «образование в мире», «мировую практику», «международное сотрудничество». Такое учебное пособие нужно и должно! Пусть с этим разбираются специалисты сравнительной педагогики. Нельзя соглашаться только тогда и с тем, когда отечественная

высшая школа подверстывается под идеи и положения уважаемого авторами зарубежья.

Авторы в качестве эпиграфа вспомнили замечательные слова И.В. Гете: «А то, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий». Сами же обращаются к педагогу высшей школы в заключительной XII главе. Почитаем маленький раздел:

«Педагог высшей школы должен быть конкурентоспособной личностью. В условиях насыщения рынка педагогических услуг он должен постоянно совершенствовать свое мастерство, с тем, чтобы соответствовать высоким профессиональным требованиям, а для этого он должен знать, какими качествами надо обладать, чтобы стать конкурентоспособным...» [2, с. 480-481].

Конкурентоспособная личность - личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами (В.И. Андреев) [3].

Р.А. Фатхутдинов считает конкуренцию «процессом управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [4]. Так, В.А. Парил отмечает, что среди американских преподавателей есть установка: «печатайся или оставайся без работы», старайся, опережай конкурентов, если хочешь преуспеть».

Таким образом, конкуренция - стимул роста и развития; характеризуется энтузиазмом конкурента к обновлению; поиском, выбором и продвижением к цели; жаждой успеха. Исследователи установили, что конкуренция в образовательном пространстве бывает двух видов: добросовестная (соревновательная, честное ведение борьбы) и недобросовестная (хищническая, ведение борьбы нечестными способами). Недобросовестная конкуренция является малоизученным феноменом современного образования. А.Н. Поддьяков и соавторы основными методами называют «противодействие обучению конкурентов и троянское обучение

(скрытое обучение другого субъекта тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения) в социальных взаимодействиях» [5].

В учебном пособии Г.М. Коджаспировой предлагается «Идеальная модель конкурентоспособной личности». Есть над чем размышлять и что комментировать! Но со всей определенностью необходимо заметить следующее: большинство образовательного общества пришло к осознанию необходимости сохранения и развития традиционных для нашей истории и нашей культуры ценностей, что проявляется в усилении возвращения мировоззренческих основ высшего образования. В данном учебном пособии в разделе «Содержание и направленность воспитательной работы в вузе» не упоминается даже такое наше традиционное понятие, как духовно-нравственное воспитание; в год педагога и наставника в России нам рассказывают о конкурентоспособном преподавателе вуза, тьюторе, технологиях и моделях их деятельности, цифровизации образования.

Учебное пособие «Педагогика высшей школы» без мировоззренческой составляющей преподавателя, студента и образовательной деятельности, к сожалению, не может нам оказать профессиональное содействие в сбережении традиционных духовно-нравственных ценностей России.

В конце 2022 г. опубликовано учебное пособие С.В. Веретенникова и Т.Н. Позняковой «Теория и практика духовно-нравственного воспитания молодежи во внеурочной деятельности». В кратком содержании аннотации читаем: «Учебное пособие призвано помочь будущим педагогам в приобщении старшеклассников к базовым национальным ценностям. Структурно состоит из двух частей, первая из которых представляет теоретическое обоснование, а вторая - методические рекомендации. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), а также для кураторов студенческих групп и классных руководителей» [6, с. 4].

А что на самом деле?

Глава 1. О «духовно-нравственном воспитании» и «базовых национальных ценно-

стях» как составляющих общепрофессиональной компетенции.

1.1 Что такое духовно-нравственное воспитание и каковы его сущностные характеристики.

1.2 Базовые национальные ценности или что является содержанием духовно-нравственного воспитания.

1.3 Основные правила организации процесса духовно-нравственного воспитания.

Как видим по структуре и пониманию содержания прочитанного, обещанное теоретическое обоснование не состоялось, что ввело в заблуждение УМС, и будет формировать ложные представления у всех тех, кто будет обращаться к данному учебному пособию - преподавателей педагогических дисциплин, кураторов, классных руководителей, будущих учителей.

Глава 2. Методические рекомендации по проведению тематических бесед духовно-нравственной направленности.

2.1 Методические рекомендации по приобщению молодежи к базовым национальным ценностям «Патриотизм», «Социальная солидарность», «Гражданственность».

2.2 Методические рекомендации по приобщению молодежи к базовым национальным ценностям «Семья» и «Человечество».

2.3 Методические рекомендации по приобщению молодежи к базовым национальным ценностям «Традиционные Российские религии», «Наука» и «Природа».

2.4 Методические рекомендации по приобщению молодежи к базовым национальным ценностям «Искусство и литература», «Труд и творчество».

В главе действительно представлены методические рекомендации по приобщению молодежи к базовым национальным ценностям. Сама по себе хорошая глава. Но в ней осуществляется подмена. Содержание данной главы не может раскрывать практику духовно-нравственного воспитания молодежи во внеурочной деятельности (понятие, не раскрытое в содержании учебного пособия). В педагогическом знании практика означает более широкий контекст, нежели «тематические беседы духовно-нравственной направленности».

Заметим также, что данное учебное пособие сориентировано на Концепцию духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России уважаемых авторов (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), которая так и не приобрела статус нормативного документа. Поэтому совсем не понятно, почему приведенный источник предлагается как «нормативное прочтение категории духовно-нравственного воспитания» [6, с. 9-10]. Странное впечатление складывается тогда, когда знакомишься с рекомендуемой литературой и источниками, на которые опирались авторы: Патриарх - 1 раз, протоирей Артемии Владимиров - 1 раз, протоирей Василий Попов - 1 раз, дьякон Андрей Кураев, отлученный от РПЦ - 4 раза.

Учебное пособие «Теория и практика духовно-нравственного воспитания молодежи во внеурочной деятельности» было подписано в печать в июне 2022 г. Научное издание «Духовно-нравственное становление человека: Беседы с преподавателями и студентами» подписано в печать в декабре 2021 г., а к концу января 2022 г. коллективная монография была на кафедре общей педагогики и в библиотеке ВГПУ. Тем не менее, авторы не сочли возможным обратиться к идеям и положениям ученых России и даже не упомянули данное издание. Что это? Иллюстрация понимания конкурентоспособности московскими авторами или элементарная научная непорядочность провинциальных коллег?

Обратили на себя внимание И.И. Коси-нова и М.Н. Шахова [7], опубликовавшие методические указания «Организация воспитательного процесса в высшей школе». Авторы вознамерились показать: концептуально-ценностные основания воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования; методологические подходы к организации воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования; цель, задачи и принципы организации воспитательного процесса в образовательной организации высшего образования; содержание и условия реализации воспитательной работы в образовательной организации высшего образования; управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования, что невозможно полноценно осуществить на 46 страницах.

К вопросу о жанре издания. В выходных данных типографии жанр называется «Учебное издание». Если это учебное издание, то оно предполагает вопросы к студентам и задания для самостоятельной работы, тем более авторы читают, что «духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность.». Вопросы и задания отсутствуют, стало быть, данное издание не соответствует учебному характеру опубликованного материала.

Авторы определили жанр данного издания как методические указания. В педагогической литературе принято - «методические рекомендации», предполагающие студента в статусе субъекта, равноправного участника воспитательного процесса. «Указания» - выполняют объекты. Данная установка авторов бесперспективна в деле организации и воспитания студентов. Кроме этого, авторам издания необходимо разобраться с понятиями, к которым они обращаются - пространство, среда, система. Это не просто «понятие» - это определенный конкретный взгляд на вуз, который и определяет методическое сопровождение воспитательного процесса. Понятия достаточно основательно разработаны современной педагогикой.

О ключевом понятии издания - духовно-нравственное воспитание. В последние годы на конференциях, в отдельных публикациях утверждается мысль о том, что духовно-нравственность есть сущностное состояние человека, ядро образования, главный результат воспитания, его показатель. У авторов есть собственное представление о духовно-нравственном, с которым нельзя согласиться. В список литературы вошли три нормативно-правовых документа РФ; ни одного педагогического. Встает вопрос: откуда появились заявленные столь серьезные педагогические разделы издания? Авторы ведут себя как начинающие студенты, собирая информацию из Интернета «на скорую руку».

Авторам - доктору геолого-минералогических наук и кандидату технических наук необходимо заметить: главная наука об образовании, а тем более воспитании - педагогика - гуманитарная интегрированная наука о развивающемся человеке в изменяющемся мире в XXI в. Опираясь на стратегию разви-

тия отечественного образования, пора уже научиться уважать гуманитарное знание.

К великой радости существуют, трудятся и публикуются авторы, которые знают, как профессионально ответственно обеспечить реализацию документов стратегического планирования в сфере образования. Рекомендую познакомиться с коллективной монографией «Духовно-нравственное становление человека: беседы с преподавателями и студентами» под редакцией Е.П. Белозерцева, Г.В. Заридзе [8]. С Вами беседуют: В.Э. Багдасарян, Е.П. Белозерцев, Э.Ф. Володин, А.А. и П.А. Гагаевы, С.Ю. Дивногорцева, М.В. Дюжакова, Г.В. Заридзе, И.А. Ильин, А.А. Корзинкин (митрополит Зиновий Саранский и Мордовский), А.А. Корольков, Н.И. Лифинцева, А.Н. Ма-хинин, Н.Б. Москвина, А.И. Овчинников, А.А. Остапенко, Паисий Святогорец, А.В. Ре-принцев, Е.В. Сафронова, В.И. Слободчиков, О.И. Тарасова, Б.Е. Фишман, Т.А. Хагуров, Л.Ф. Шеховцова. Беседы позволяют найти ответы на вопросы, Вас преследующие; убедиться в том, что духовно-нравственный феномен современного гуманитарного знания убедительно представлен учеными с религиозным мировоззрением.

Их много, больше, чем мы смогли представить в монографии. Вот, например, Компа-ниец Виктория Витальевна [9] - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления производственным и коммерческим бизнесом Украинского государственного университета железнодорожного транспорта (г. Харьков), профессор кафедры экономики и права Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия», член Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых», издает интереснейшую монографию, которое имеет отношение к теме нашего учебного пособия. Общее настроение автора можно понять, прочитав несколько следующих страниц.

«История формирования экономики как научного направления по своим последствиям для человека трагична. Оторвавшись от своих религиозно-философских корней, она забыла о человеке как творце экономики и пользователе ее благ, превратив его в ресурс. Экономические процессы лишились духовно-нравственного и социокультурного измерений, а цели

экономики и критерии ее развития оказались сформулированными исключительно в материальных параметрах. Но вот парадокс - экономический рост, доходы, количество материальных благ не сделали человека счастливым. Культура и история нашего народа, модель хозяйствования формировались в лоне православия. Православное осмысление экономики дает нам возможность понять универсальность действия духовных законов во всех сферах жизни человека и общества. А значит, осмыслить истинные причины кризисов и решить парадокс об успешности экономической деятельности и человеческом счастье. Сегодня для стран православной цивилизации стоит очередной выбор пути - построение экономики, которая служит человеку или встраивание в глобальную тотально-распределительную систему. Это выбор, ассоциируемый с жизнью или смертью» [9, с. 10].

В начале монографии автор заявляет свою позицию: «Каждый ученый для обоснования своей теории, так или иначе, исходит из определенного мировоззрения, основу которого составляет вера или религия. Религия (вера) задает человеку и обществу ценности, нормы, идеалы, причем она задает их как абсолютные, те, которые не подвергаются критике и должны быть восприняты безусловно. Именно поэтому она является тем ядром, на основе которого формируется нравственность и общественная мораль, культура и право, формируются цивилизации, образуются особые типы социально-экономических систем» [9, с. 36].

Заявив собственную позицию, В.В. Ком-паниец подробно рассматривает такое понятие, как нравственность. Из множества определений данного понятия она выделяет два принципиально разных подхода: светский и теологический. Автор монографии поясняет: теологический взгляд на нравственность в экономике практически не известен широкому кругу по причине того, что носителями этого взгляда изначально являются богословы и представители восточнославянской фи-лософско-экономической мысли, теории которых только сейчас становятся доступными для всех желающих. Эта точка зрения состоит в признании определяющего влияния нравственности на экономику.

«Суть концепции, которую мы назвали теологической, состоит в признании определяющего влияния состояния нравственности общества на развитие экономики. Экономика носит служебный характер, она необходима для обеспечения временного земного существования человека, а ее состояние, впрочем, как и состояние других сфер жизни человека определяется нравственным состоянием общества. В этом проявляется действие закона духовно-нравственной детерминации общественного, в том числе социально-экономического, развития. Экономическое поведение человека определяется, прежде всего, его нравственными качествами, хотя на это поведение влияют и другие внешние и внутренние факторы» [9, с. 66].

Другой пример - в коллективной монографии обобщен опыт чтения курса в Елецком государственном университете имени И.А. Бунина по программе дополнительного образования «Современное математическое образование в контексте духовно-нравственной культуры» [10]. Монография адресована аспирантам и студентам физико-математических отделений педагогических вузов.

Авторы рассматривают зарождение математического образования в России, анализируют понятия «образование», «математическое образование», представляют воспитательный потенциал математики и математического образования, а затем переходят к проблеме воспитания духовно-нравственной культуры в среде математического образования.

Авторы, и это естественно, обратили внимание на проблему диагностики духовно-нравственной культуры, внимательно рассмотрели зарубежные методики и пришли к следующим выводам, которые мы полностью разделяем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Достоверно измерить и оценить педагогическими средствами уровень духовно-нравственного состояния человека практически невозможно, поскольку результат духовно-нравственного воспитания имеет пролонгированный характер. Никакая методика не может дать полностью адекватного ответа на вопрос о том, достиг ли человек цели духовного спасения. Существующие диагностики состояния духовно-нравственной культуры молодежи осуществляются часто путем калькирования зарубежных методик, без учета

русских православных традиций, что нередко приводит к искажениям полученных результатов. Обобщение опыта диагностических исследований современных авторов и проведение анкетирования студентов по опроснику, составленному с учетом православных традиций, показало, что в приоритете ценностей молодежи нет четко выраженных тенденций: для студентов важными являются здоровье родителей, богатство и доброта. Что свидетельствует о неустойчивости состояния духовно-нравственного развития молодежи и подтверждает тезис о пролонгированном результате этого феномена» [10, с. 122].

Представляется, что самый точный способ диагностирования достижения высокого уровня духовно-нравственной культуры, выраженный не количественно, а качественно, описал В.А. Сухомлинский: «Если Вам посчастливилось достичь того, что ребенок ваш впервые пережил настоящее горе и заплакал, познав умом и сердцем горе другого человека, - можете быть уверены в том, что вы правильно поставили его на тропинку социализации».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение наших размышлений есть основания сказать следующее: наступило

время серьезного намерения выстроить стратегическое планирование дальнейшего развития РФ, отечественного образования. При всей справедливости критики в адрес педагогов, отечественная гуманитарная мысль обладает потенциалом, достаточным для сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Наступило время соборного выполнения государственной задачи.

Если мы сможем смотреть сквозь накопившиеся завалы проблем, проникнуть педагогическим взором к истинным ценностям нашей истории и нашей культуры, производной от которых является отечественное образование, то нам откроется перспектива, предусматривающая будущее развитие и утверждение сакральных оснований отечественного образования. Мы - это руководители разного уровня - от губернаторов до муниципальных служащих; коллеги - от ректоров, заместителей (деканов, заведующих кафедрами, главных бухгалтеров) до директоров образовательных организаций и их заместителей, учителей, воспитателей, родителей, то есть всего педагогического сообщества страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Будаков В.В. Битва эпох и книг. Воронеж: Научная книга, 2023. 408 с.

2. КоджаспироваГ.М. и [др.]. Педагогика высшей школы. М.: Проспект. 2021. 512 с. EDN: LYZYWU

3. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Сущность конкурентоспособности // Современная конкуренция. 2009. № 3 (15). С. 99-129. EDN: KWMSST

5. Жемерикина Ю.И., Кутасина С.Г., Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурентов и «троянское обучение» в социальных взаимодействиях // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 118-136. EDN: MNLCYR

6. Веретенников С.В., Познякова Т.Н. Теория и практика духовно-нравственного воспитания молодежи во внеурочной деятельности. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. 352 с.

7. Косинова И.И., Шахова М.Н. Организация воспитательного процесса высшей школе. Воронеж: Научная книга, 2022. 46 с.

8. Духовно-нравственное становление человека: беседы с преподавателями и студентами / под ред. Е.П. Белозерцева, Г.В. Заридзе. М.: АИРО-XXI, 2022. 504 с.

9. Компаниец В.В. Нравственные основы экономики или осмысления экономики сквозь призму православного мировоззрения. Воронеж: Научная книга, 2021. 576 с.

10. Дворяткина С.Н., Саввина О.А., Савина Ю.В., Черноусова Н.В. Современное математическое образование в контексте духовно-нравственной культуры. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. 167 с. EDN: MQIKTX

REFERENCES

1. Budakov V.V. Battle of Epochs and Books. Voronezh, Nauchnaya kniga Publ., 2023, 408 p. (In Russian).

2. Kodzhaspirova G.M. et al. Pedagogy of Higher School. Moscow, Prospect Publ., 2021, 512 p. (In Russian).

3. Andreev V.I. Competitology. Training course for creative self-development of competitiveness. Kazan, Center of Innovative Technologies Publ., 2004, 468 p. (In Russian).

4. Fatkhutdinov R.A. Essence of competitiveness. Journal of Modern Competition, 2009, no. 3 (15), pp. 99129. (In Russian).

5. Zhemerikina Yu.I., Kutasina S.G., Poddyakov A.N. Hindering competitors learning and «Trojan education» in social interactions. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, 2010, no. 2, pp. 118-136. (In Russian).

6. Veretennikov S.V., Poznyakova T.N. Theory and Practice of Spiritual and Moral Education of Youth in Extracurricular Activities. Voronezh, Voronezh State Pedagogical University Publ., 2022, 352 p. (In Russian).

7. Kosinova I.I., Shakhova M.N. Organization of the Educational Process in Higher School. Voronezh, Nauchnaya kniga Publ., 2022, 46 p. (In Russian).

8. Belozertsev E.P., Zaridze G.V., eds. Spiritual and moral formation of a person: conversations with teachers and students. Moscow, AIRO-XXI Publ., 2022, 504 p. (In Russian).

9. Kompaniets V.V. Moral Foundations of Economics or Understanding Economics Through the Prism of the Orthodox Worldview. Voronezh, Nauchnaya kniga Publ., 2021, 576 p. (In Russian).

10. Dvoryatkina S.N., Savvina O.A., Savina Yu.V., Chernousova N.V. Modern Mathematical Education in the Context of Spiritual and Moral Culture. Yelets, I.A. Bunin Yelets State University Publ., 2022, 167 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / П

Белозерцев Евгений Петрович - Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей педагогики, член Союза писателей. Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация. Е-таП: Ьекиегееу e@mail.ru ORCID: М^: //orcid.org/0000-0002-6177-1613 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ и обобщение источников, написание текста.

UMATION ABOUT THE AUTHOR

Evgeniy P. Belozertsev - Honoured Scientist in Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of General Psychology Department, Member of the Union of Writers. Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation. E-mail: belozercev e@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6177-1613 Contribution: main study conception, references analysis and evaluation, text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.