Научная статья на тему 'Политическое и правовое просвещение обучающихся в национальном исследовательском вузе'

Политическое и правовое просвещение обучающихся в национальном исследовательском вузе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / высшее образование / политическая социализация / правовое просвещение / образовательные технологии / политологическое знание / юридическая грамотность студентов / общекультурные компетенции / university / higher education / political socialization / legal enlightenment / educational technologies / political science knowledge / legal literacy of students / general cultural competencies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дианов С.А., Дианова Ю.В.

В фокусе исследования авторского коллектива ‒ анализ состояния системы политического и правового просвещения в российских вузах. Выявлены и охарактеризованы этапы развития в первой четверти XXI века политологических знаний и основ юридической грамотности в образовательной среде организаций высшего образования. Приведены аргументы в пользу гипотезы о том, что сегодня в национальном исследовательском университете востребованы программы политико-правового просвещения для всех участников образовательного процесса. Авторы дают высокую оценку последним инициативам Минобрнауки России по утверждению Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей, по разработке учебного курса «Основы российской государственности». Преподавателям и студентам предстоит принять активное участие в обсуждении данной проблематики на научно-практических конференциях и общественных форумах. В статье подчёркивается, что внедрение в университетах новой системы политического и правового просвещения послужит стимулом для перезагрузки всей сферы российского гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дианов С.А., Дианова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and legal enlightenment of students in national research university

The subject of the research of the author’s team is the analysis of the state of the system of political and legal enlightenment in Russian universities. The stages of development in the first quarter of the XXI century of political science knowledge and the basics of legal literacy in the educational environment of higher education organizations are identified and characterized. Arguments are given in favor of the hypothesis that today the National Research University requires programs of political and legal enlightenment for all participants in the educational process. The authors highly appreciate the latest initiatives of the Ministry of Education and Science of Russia to approve the Concept of teaching Russian History for non-historical specialties, to develop a training course “Fundamentals of Russian Statehood”. Teachers and students will take an active part in the discussion of this issue at scientific and practical conferences and public forums. The article emphasizes that the introduction of a new system of political and legal enlightenment at universities will serve as an incentive to restart the entire sphere of Russian humanities education.

Текст научной работы на тему «Политическое и правовое просвещение обучающихся в национальном исследовательском вузе»

Дианов С.А.

Доктор исторических наук, профессор кафедры Государственного управления и истории, Пермский национальный исследовательский политехнической университет.

Дианова Ю.В.

Кандидат культурологии, доцент кафедры Дизайна, графики и начертательной геометрии Пермский национальный исследовательский политехнической университет.

Политическое и правовое просвещение обучающихся в национальном исследовательском вузе

В 1990 - 2000-е гг. в российских образовательных организациях общего, профессионального и высшего образования происходило формирование системы политического и правового образования, складывались её теоретико-методологические и учебно-методические основы. На этом этапе вне зависимости от профиля подготовки в гуманитарных и технических вузах студенты осваивали комплекс знаний о политике, государственном устройстве страны и формах полезной политической активности гражданина в рамках обучения на занятиях по политологии. В торгово-экономических и фармацевтических институтах студенты посещали занятия по дисциплинам «Основы социального государства», «История политических и правовых учений», «Основы социологии и политологии». В процесс обучения активно внедрялись информационно-компьютерные и мультимедийные технологии, ставшие доступными профессорско-преподавательскому составу благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование». Можно констатировать, что в рассматриваемый период времени доминировали целевые установки по созданию условий для реализации процесса политической социализации студентов.

Вопросы о результативности политологического образования, как и о критериях эффективности используемых на занятиях методик гражданского-правового просвещения поднимались преподавателями-исследователями и экспертами в ходе развернувшейся дискуссии ещё накануне

трансформации архитектуры высшего образования. Так И.Н. Баранова в 2009 г. отмечала, что целью преподавания политологии является формирование многогранной развитой личности. «На занятиях по политологии студенты получают уникальную возможность почувствовать себя носителями определённых социальных знаний, посмотреть на различные жизненные ситуации с разных сторон, поучиться грамотно отстаивать свою позицию», - подчеркнула исследователь. В статье доцента Московского городского педагогического университета Л.В. Королевой говорилось о важности формирования у студентов чётких и ясных представлений о политике и политических явлениях: «Роль политического знания, на наш взгляд, в гуманитарном образовании студентов может заключаться в привитии молодому поколению мысли о том, что «политика это не только борьба, война одного с другим, да и просто «грязное дело». Но и то, что политика есть лишь форма общения между людьми и государством и от каждого из нас зависит, каким будет это общение...». В правоохранительных вузах России ведущие исследователи также подчёркивали особую значимость преподавания политологии и других смежных дисциплин для курсантов. «Политология является одной из гуманитарных, социально-экономических учебных дисциплин, теоретико-методологическое, образовательное, воспитательное и практиче-ско-прикладное значение которой сегодня не подвергается сомнению, как за рубежом, так и в России.», - писали В.Ю. Бельский и А.Н. Сацу-га. Параллельно с этим уже обращалось внимание на то обстоятельство, что само по себе наличие практики преподавания в вузе политологии отнюдь не свидетельствовало об органичном включении обучающихся в процесс политической социализации. Проводились исследования степени вовлеченности студентов в различные формы аудиторной и внеаудиторной работы.

В 2010 г. Н.С. Мари, основываясь на результатах проведённого социологического исследования в Курганском государственном университете, выдвинула довольно смелое предположение о том, что у большинства студентов можно было наблюдать такие явления, как «слабая заинтересованность в изучении политических наук, связанная с разочарованностью, как в качестве преподавания, так и в степени интерес-ности и полезности науки». Главная причина виделась в применении на учебных занятиях «педагогически неадаптированной политической идеологии, которая лишь декларирует превращение учащегося в субъект воспитания» [1]. Представляется, что исследователь имела в виду

использование преподавателями традиционных методов обучения, которые не побуждали студентов к дискуссионным формам обсуждения актуального событийного ряда из информационно-политического пространства.

Нельзя не согласиться с выводами коллег о том, что политология -это «живая», органичная дисциплина [2]. В том случае, когда руководители структурных подразделений вуза отводят политическим наукам только роль ознакомления обучающихся с общей картиной политических процессов, протекающих в России и за рубежом, тогда неизбежно происходит «торможение» политической социализации молодёжи. Отсутствие на учебном занятии элементов технологии развития критического мышления, кроме обнуления результативности обучения, мотивирует студентов искать альтернативные пути для своего гражданского политического просвещения. Погружаясь в массовые медиа, молодой человек не всегда подвергает различные новостные сообщения фильтрации на предмет их достоверности. Соответственно студент может и не осознавать те высокие риски, с которыми он сталкивался в социальных сетях при демонстрации личностных оценок даже в шуточной форме.

Говоря о правовом просвещении обучающихся следует иметь в виду реализацию в российских вузах ряда мер по повышению уровня их юридической грамотности, а также вырабатыванию непримиримого отношения к известным в обществе формам делинквентного поведения. В 2000-е годы в учебные планы образовательных институций включались такие новые учебные дисциплины, как «Образовательное право», «Нормативно-правовое обеспечение образования» [3; 4]. Освоение данных дисциплин синхронно с изучением курса «Правоведение», безусловно, закладывало в мировоззрение учащейся молодёжи сумму представлений о социальном портрете студента вуза. Факторы результативности правового просвещения можно было определить по таким параметрам, как:

- формы применения студентами индивидуально или в группе действий по восстановлению своих нарушенных прав (со стороны администрации вуза, педагогов и других лиц);

- виды и формы участия студентов в профсоюзном движении, в студенческом самоуправлении;

- количество выявленных фактов участия студентов конкретного вуза в несанкционированных митингах, пикетах, акциях протеста;

- факты совершения резонансных преступлений студентами вуза, и др.

В нескольких словах опишем результаты личного опыта преподавания дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования». В течение нескольких лет данный учебный курс был адресован студентам Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Анализ проведённых лекционных и практических занятий позволил убедиться в востребованности у студентов правовых знаний о той сфере, где им предстояло в будущем осуществлять профессиональную деятельность. Обучающиеся демонстрировали своё понимание недостаточности овладения только теоретическими знаниями по педагогике и методике преподавания своего предмета (истории, литературе, физической культуре, иностранному языку). На стадии же педагогической практики в общеобразовательной организации они сталкивались с вопросами правового регулирования образовательных отношений. Не секрет, что в школе перед учителем-стажёром порой возникают проблемы правового порядка (например, конфликтные ситуации), а отсутствие знания, а главное понимания технологии их разрешения приводят к негативным последствиям. Особенный интерес студенты проявляли и к вопросам правового регулирования образовательной организации высшего образования. Осваивая на первом курсе дисциплину «Правоведение», по признанию студентов, они мало думали над вопросами организации учебного процесса в вузе, а также о своих правах и обязанностях. Устав университета при поступлении читали далеко не все, а в процессе обучения и совсем о нем «подзабыли». Это явление было характерно не только для студентов педагогического вуза. Так, например, не все курсанты 1 года обучения Пермского института ФСИН России, по их словам, представляли себе организацию образовательного процесса в институте, режим занятий и отдыха, бытовые условия и др. [5]. Отсутствие правовых знаний и представлений компенсирует известное «привыкание к среде», выражающееся в лозунге: «Действуй как все.!». В свою очередь это порождает различные вариации девиантного поведения (попытка «договориться» с преподавателем, подделка ведомости, формализм при прохождении практики, прогулы по «болезни»). Разбирая на семинарских занятиях эти и другие сюжеты, студенты усваивали не только букву закона, но и «дух» правовой нормы.

Введение в 2010-х гг. новых федеральных государственных образо-

вательных стандартов, переход на компетентностную модель реализации основных профессиональных образовательных программ, а также внедрение проектных технологий в образовательный процесс привели к серьёзной трансформации архитектуры социогуманитарного образования в вузе. На данном этапе особенно высокие темпы развития демонстрировали вузы нового типа - федеральные университеты и национальные исследовательские университеты. Ряд инженерных вузов в довольно быстрые сроки получил статус «научно-исследовательского». Вместе с тем, в технических университетах в 2012 - 2018 гг. можно было наблюдать ситуацию резкого сокращения преподаваемых на инженерных специальностях социальных и гуманитарных дисциплин, включая политологию и культурологию. На периферии профессиональных образовательных маршрутов оказались комплексы политических и юридических знаний. Известны факты закрытия кафедр культурологии в ряде российских национальных исследовательских университетов.

В то же время, десять лет назад Россия столкнулась с целым рядом внешнеполитических вызовов, которые реально угрожают суверенному устройству страны. Объектом противоправных действий со стороны недружественных зарубежных государственных и негосударственных организаций является и российское студенческое сообщество. В настоящее время отсутствие действенных механизмов политического просвещения особенно остро ощущается в тех инженерных вузах страны, где студенты получают профессиональное образование и специальности, имеющие стратегическое значение для Российской Федерации. Не будет преувеличением признание того, что в последнее время задачи политического просвещения в вузах возлагались на неравнодушных пе-дагогов-«энтузиастов», не имеющих профильного образования и политического опыта.

Последние инициативы Минобрнауки России об утверждении Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей логично признать предварительным шагом к «перезагрузке» не только сферы вузовского гуманитарного образования, но и к созданию новой системы политико-правового просвещения. «Во все времена университеты ставили перед собой задачу подготовить патриотически настроенных граждан своей страны, людей думающих, с широким кругозором и навыками критического мышления», - такова сегодня позиция министра В.Н. Фалькова. В этом же ключе следует рассматривать и инициативу по подготовке силами профессионального экспертного

сообщества проекта содержания учебной дисциплины «Основы российской государственности». Введение курса предполагается уже с 1 сентября 2023 г. на факультетах общественных наук [6]. Мы не только поддерживаем данную инициативу, но и призываем к её апробации в национальных исследовательских вузах технического профиля. В то же время очевидна востребованность в возвращении в учебные планы подготовки инженерных специальностей политических и смежных дисциплин. Считаем логичным введение в практики обучения дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение профильного образования» для будущих инженеров, архитекторов, конструкторов-проектировщиков. Содержание уже существующих в учебных планах курсов «Ведение в специальность» целесообразнее всего интегрировать в качестве базового модуля к данной учебной дисциплине.

При развёртывании системы политического и правового просвещения в национальном исследовательском вузе необходимо учитывать следующие моменты:

1) методики и технологии политико-правового просвещения должны применяться в строгом соответствии с действующим законодательством РФ;

2) политическое и правовое просвещение адресовано не только студентам, но и всем участникам образовательного процесса в вузе, включая преподавателей и учёных;

3) в рамках системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей представляется важным наладить проведение на регулярной основе тематических курсов, связанных с вопросами политического просвещения и гражданского воспитания;

4) особое внимание уделять формам и техникам политико-правового просвещения в отношении иностранных студентов, а также приглашённых иностранных преподавателей;

5) в национальном исследовательском вузе стоит только приветствовать и оказывать меры поддержки устремлениям молодых преподавателей к повышению уровня профессиональной культуры и личностного развития в рамках обучения по программам аспирантуры (программы «Государственное и муниципальное управление», «Государственное управление и отраслевые политики», «Политические институты, процессы, технологии»).

Подчеркнём чрезвычайную важность обсуждения данной проблематики на научных конференциях, общественных форумах и молодёжных

слётах. Российскую студенческую молодёжь необходимо просвещать, используя в том числе и площадки университета. В завершении считаем уместным привести мнение доктора политических наук С.А. Шестакова, который ещё в 2017 г. высказал такие мысли: «Политическое сознание молодого поколения - это вакуум. Сейчас - наиболее опасный период, представляющий собой идеологическую лакуну, которую легко заполнить любым контентом. Необходимо, в конце концов, назвать вещи своими именами и воссоздать название рассматриваемой сферы деятельности: система политического просвещения». В условиях современного глобального вызова в каждом российском вузе, независимо от его профиля, должна быть эффективно действующая программа политико-правового просвещения.

Список литературы:

1. Мари Н.С. Некоторые особенности политической социализации студентов в высшем учебном заведении (опыт социологического исследования) // Всероссийский журнал научных публикаций. 2010. № 1 (ноябрь). С. 93-96.

2. Земляков Л.Е., Бондарь Ю.П. Политическая наука и образование в Республике Беларусь // Проблему управления. 2008. № 3. С. 129-135.

3. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Готика, 2002. 198 с.

4. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. 399 с.

5. Дианов С.А. К методике преподавания в вузе учебной дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования»: подходы, проблемное поле и личный опыт // Вторые Международные педагогические чтения, посвященные памяти профессора С.И. Злобина. Пермь: Пермский институт ФСИН России, 2016. С. 34-38.

6. Мухаметшина Е. Основам российской государственности студентов начнут учить с сентября 2023 года // Ведомости. 2023. 10 февраля. // URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/02/10/962445-osnovam-rossiiskoi-gosudarstvennosti-nachnut-uchit-s-sentyabrya (Дата обращения: 22.02.2023).

Bibliography

1. Mari N.S. Some features of political socialization of students in higher education (experience of sociological research) // Russian Journal of Scientific Publications. 2010. №. 1 (November). P. 93-96.

2. Zemlyakov L.E., Bondar Yu. P. Political science and education in the Republic of Belarus // The problem of management. 2008. №. 3. P. 129-135.

3. Syrykh V.M. Introduction to the theory of educational law. M.: Gothic, 2002. 198 p.

4. Yagofarov D.A. Regulatory and legal support of education. Legal regulation of the education system: studies. handbook for university students. Moscow: VLADOS, 2008. 399 p.

5. Dianov S.A. On the methodology of teaching the academic discipline "Normative and legal support of education" at the university: approaches, problem field and personal experience // The second International Pedagogical readings dedicated to the memory of Professor S.I. Zlobin. Perm: Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2016. P. 34-38.

6. Mukhametshina E. The basics of Russian statehood will be taught to students from September 2023 // Vedomosti. 2023. February 10. // URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/02/10/962445-osnovam-rossiiskoi-gosudarstvennosti-nachnut-uchit-s-sentyabrya (02.22.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.