Психолог
Правильная ссылка на статью:
Дианов С.А., Дианова Ю.В. — Ценностно-смысловые основания получения образования в аспирантуре национального исследовательского вуза // Психолог. - 2023. - № 2. DOI: 10.25136/2409-8701.2023.2.39896 EDN: CBLVMK URL: https//nbpublish.com1lbrary_read_article.ptp?id=39896
Ценностно-смысловые основания получения образования в аспирантуре национального исследовательского вуза
Дианов Сергей Александрович
доктор исторических наук
профессор, кафедра государственного управления и истории, Пермский национальный исследовательский политехнический университет; профессор, кафедра частного права, Пермский
институт ФСИН России
614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Комсомольский Проспект, 29
И sadianov@gmail.com
Дианова Юлия Викторовна
кандидат культурологии
доцент, кафедра дизайна, графики и начертательной геометрии, Пермский национальный
исследовательский политехнический университет
614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Комсомольский Проспект, 29
ЕЗ julok1@mail.ru
Статья из рубрики "Психология и педагогика"
DOI:
10.25136/2409-8701.2023.2.39896
EDN:
CBLVMK
Дата направления статьи в редакцию:
04-03-2023
Дата публикации:
29-03-2023
Аннотация: В статье рассматривается круг вопросов, связанных с факторами мотивации при поступлении в аспирантуру и поведенческими реакциями в процессе обучения по программам научных специальностей в современном национальном исследовательском вузе. На примере реализации программ аспирантуры по политическим наукам в техническом вузе выявлены ключевые мотивы молодых специалистов к продолжению обучения в университете. Определены особенности мотивационно-ценностной сферы аспирантов, осваивающих учебный план подготовки и выполняющих задачи научно-
исследовательской работы. Проанализированы причины отчисления из аспирантуры, причины неуспеваемости по образовательной программе, а также мотивы частого ухода в академические отпуска. В статье приведены аргументы в пользу авторской гипотезы о необходимости развития аспирантуры по гуманитарным и социальным наукам в технических вузах. Политологическое образование способствует не только осознанному выбору профессии инженера или высококвалифицированного специалиста для органов государственной и муниципальной службы. Молодой исследователь получает возможность распознать ценностно-смысловые основания осуществления трудовой деятельности в организации высшего образования. У потенциального преподавателя высшей школы формируются устойчивые представления о педагогической этике, о психологии общения со студентами разных возрастных групп, о недопустимости форм девиантного поведения при выполнении профессиональных задач.
Ключевые слова:
ценностные ориентации, мотивация, социализация личности, моральные нормы, ун и в е р с и те т, а с п и р а н тура , образовательная программа, процесс обучения,
педагогические приемы, профессиональное образование
Система аспирантского образования в первой четверти XXI веке претерпела значительные изменения. Уже в начале 2000-х гг. российские вузы столкнулись с проблемой сокращения числа выпускников, выразивших желание продолжить своё обучение в аспирантуре. Социологи зафиксировали отток значительной части творческой молодёжи из научно-образовательного пространства в другие области профессиональной занятости и личностного позиционирования - бизнес и финансы,
государственное управление, сервис, индустрия гостеприимства -Ш. В то же время сохранялась традиция рекомендации в аспирантуру лучших студентов-выпускников, показывавших высокий уровень мотивации к обучению и научно-исследовательской работе. На гуманитарных факультетах российских университетов на регулярной основе проводились мероприятия по выявлению из числа студентов наиболее способных и мотивированных для выполнения обязанностей младших научных сотрудников. Подобная практика давала положительные результаты. Так, например, на исторических факультетах в Пермском педагогическом университете, Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева и Нижнетагильской социально-педагогической академии студенты 3-4 курсов готовились к поступлению в аспирантуру посредством активного участия в археологических и этнографических экспедициях в качестве наставников первокурсников, участия в презентации результатов своих полевых исследований на
научных форумах и научно-практических конференциях 3]. Принимая личное участие в качестве студента, а затем аспиранта в указанных мероприятиях, констатируем наличие у большинства участников стойкого стремления не просто поступить в аспирантуру и защитить диссертацию, но и понимание исключительной важности сохранения научных традиций гуманитарного образования, оформившихся в XX веке. Заметим, что практически все участники тобольской научной конференции «Диалог культур и цивилизаций» (2002 - 2009) успешно защитили кандидатские диссертации.
В 2010-е гг. реформы в сфере образования РФ положили начало процессу трансформации и системы послевузовского профессионального образования. Поддержим мнение ряда исследователей о том, что принятие в 2012 г. федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» существенно изменило статус аспирантуры и
привело к обновлению содержания подготовки аспирантов с- 41]. Аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, программы подготовки исследователей отныне подлежали процедуре государственной аккредитации. Данный поворот был поддержан отнюдь не всеми участниками образовательных отношений в вузах страны. Ряд видных представителей научного сообщества выступили с критичными заявлениями, подчеркнув
необоснованность перехода к образовательной модели аспирантуры 6]. Вместе с тем, аспирантура как уровень высшего образования вошла в стратегические программы развития федеральных и национальных исследовательских университетов.
В 2015 г. в Пермском национальном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ) состоялся первый набор на аспирантскую программу «Политические институты, процессы и технологии». В рамках настоящей статьи предпринята попытка обобщить результаты авторского исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы аспирантов-политологов. Прежде всего, следует иметь в виду, что приказом Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 900 был утверждён федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «41.06.01 - Политические науки и регионоведение». Именно этим документом руководствовались руководители рабочих групп по открытию программ политологической направленности в столичных и региональных вузах.
Выступив в 2015 г. в роли инициатора и руководителя аспирантской программы в ПНИПУ, мы имели возможность определить составляющие социально-психологического портрета кандидата в аспиранты. В начале реализации программы представлялось, что кандидат должен иметь внутреннюю мотивацию к обучению в аспирантуре. Для такого типа, как отмечают специалисты, «характерен наивысший уровень автономности индивида, когда локус контроля является внутренним и связан с интересом и / или
удовольствием от обучения и сопутствующей деятельности» ———49]. Внутренняя мотивация позволяет мыслящему индивидууму находится в перманентном состоянии поиска эффективных методов достижения целей, постулированных в научной работе. Далее, вполне логичным было ожидание поступления на программу аспирантуры людей, относительно недавно завершивших своё обучение в магистратуре или на уровне специалитета. Причём для освоения учебного плана программы «Политические институты, процессы и технологии» требовалась серьёзная подготовка в области социальных и гуманитарных наук (направления подготовки - «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Политология», «Социология» и др.). Наконец, учебный план программы и расписание учебных занятий было выстроено таким образом, чтобы аспирант имел возможность параллельно осуществлять профессиональную трудовую деятельность в организациях государственного и общественного секторов. Конечно, большие надежды возлагались на государственных гражданских и муниципальных служащих, которым данная программа адресовалась в первую очередь.
Аспирантская программа предусматривала, что аспирант на протяжении всего срока обучения (3 года - очно, 4 г. - заочно) знакомится со всеми традиционными и новаторскими приёмами обучения: лекционные занятия, практические занятия, научные семинары, научно-исследовательская деятельность, педагогическая и научно-исследовательская практики. Обучение завершалось процедурой ГИА: сдача государственного экзамена и представление научного доклада об основных результатах подготовленной диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.
Практика приёма в аспирантуру на программу «Политические институты, процессы и
технологии» в 2015 - 2021 гг. дала следующие результаты. Во-первых, образовательная программа оказалась востребованной у выпускников Пермского гуманитарно-педагогического университета и учителей-историков образовательных организаций общего и профессионального образования. Во-вторых, несколько представителей политических партий РФ, выразившие желание обучаться и начать работу над диссертацией, приняли решение об отчислении ещё на 1 курсе обучения. В-третьих, путём проведения собеседований с поступающими удалось предварительно ознакомиться с ценностно-смысловыми основаниями их выбора, а именно:
- мотивация профессионального роста (желание учителей истории - средний возраст 33 года - актуализировать свой багаж знаний, повысить квалификацию и претендовать на руководящие позиции в школе);
- мотивация научного роста (желание умело выражать свои идеи, мнения в виде научных работ: публикаций, монографий, диссертаций);
- мотивация карьерного роста (выйти из системы образования в систему государственного и муниципального управления, имея при этом учёную степень кандидата политических наук).
Результаты вступительных экзаменов по специальной дисциплине («Политология») показали, что кандидаты в аспиранты не всегда демонстрировали хороший уровень теоретических знаний. Так, выпускники исторического факультета ПГГПУ, затруднялись в формулировании ответов на вопросы из предметной области государственного управления и регионалистики. Принимая во внимания данное обстоятельство, в учебный план аспиранта были включены такие курсы по выбору, как «Региональная политическая элита в России» и «Региональные политические процессы в современной России». Кандидатский экзамен по специальности аспиранты, как правило, сдавали на третьем курсе. Допуском к кандидатскому минимуму стало обязательное требование о наличии научных публикаций и об участии в научно-исследовательской работе по направлениям работы кафедры.
В процессе обучения аспиранты-политологи демонстрировали разные ценностные ориентации и поведенческие реакции при возникновении типовых проблем. Перечислим самые характерные ценностные ориентации.
1) Ориентация на достижение целей обучения и самореализацию.
В этом случаем можно констатировать наличие у аспиранта рабочего плана последовательных действий, использование стандартных и творческих приёмов достижения исследовательских задач, проявление терпимости и корректности при преодолении проблемных явлений. Научному руководителю в работе с аспирантом не приходится регулярно напоминать о своевременности подачи отчёта о выполнении индивидуального плана работы, о предстоящих научно-практических конференциях, об усилении темпов публикационной активности. Научному наставнику остаётся лишь ненавязчиво корректировать траекторию научно-исследовательской деятельности аспиранта, «вычитывать» тексты научно-квалификационной работы и вносить необходимые правки.
2) Ориентация на поддержание отношений с «людьми науки».
Установлено, что некоторые усердные в обучении аспиранты испытывают серьёзные трудности с написанием текста научно-квалификационной работы (диссертации). Зачёты
по учебным дисциплинам им даются легко, они демонстрируют высокий уровень целеустремлённости в реализации задач по педагогической практике. Однако, несмотря на регулярную контактную работу с научным руководителем и ведущими преподавателями программы, сроки представления текстов по диссертации постоянно срываются. Некоторые исследователи, указывающие на данное противоречие, приходят к выводу о том, что таким «аспирантам важен обмен идеями, опытом, встречи с учёными
на конференциях, возможность узнать их мнение о своих исследованиях» [7, с- 70]. Таким образом, главным мотивационным фактором здесь выступает стремление не столько заниматься самому научной работой, сколько иметь возможность регулярного общения с «людьми науки» - авторитетными учёными, научными сотрудниками, руководителями научных инновационных центров и лабораторий.
3) Ориентация на статусные позиции аспиранта - «образ преподавателя-ис с ле дов а те ля ».
Среди аспирантов-политологов были выявлены лица, демонстрирующие доброжелательный стиль поведения, готовность откликнуться на просьбу однокурсников и поддержать какую-либо инициативу научного руководителя (например, принять участие в организации тематической секции на научной конференции). Вместе с тем, к выполнению индивидуального плана работы такой аспирант подходит без явного желания. Нередко происходят серьёзные сбои в теоретической подготовке к научному семинару. Аспирант уклоняется от участия в значимых научных мероприятиях факультета и кафедры. Довольно быстро научному руководителю становится понятно, что данный аспирант не мотивирован к выполнению плана научно-исследовательской работы. Для него предпочтительнее завершить обучение и получить в качестве вознаграждения диплом «преподавателя-исследователя». Подобное явление Н.Г. Багдасарьян в своих публикациях называет «экстернальной мотивацией»
4) Ориентация на демонстрацию креативного «превосходства».
Ценностно-смысловым основанием в данному случае является энергичная деятельность аспиранта по доказыванию своего права на креативность. Аспирант мыслит себя за рамками программы обучения, показывает сильное стремление к доминированию над окружающими - коллегами, преподавателями, научными сотрудниками. Очевидно, что статус аспиранта даёт ему своеобразный «трамплин» для создания условий быстрого карьерного роста. В то же время, подобному типу поведения аспирантов сопутствует высокий риск неудачи. Вступая в конфронтацию, сознательно моделируя выигрышные ситуации исключительно для себя, аспирант становится уязвимым по отношению к оценкам и противодействиям вызову со стороны сплочённого научного коллектива единомышленников.
Завершая обзор, нельзя не выделить ещё одну тенденцию последнего времени. Сегодня приток в аспирантуру, особенно на очную форму обучения, наблюдается у людей, достигших солидного возраста (40 - 45 лет) и имеющих большой трудовой стаж работы, по профилю далёкой от мира науки. Так, в частном порядке, нам поступило несколько обращений от людей, заявивших о желании обучаться в аспирантуре, причём без каких бы то ни было научно-исследовательских проектных идей. Причём, о том, что ожидает кандидата в аспиранты на вступительных экзаменах, им не было известно. Естественно, что со своей стороны мы постарались в корректной форме объяснить данным лицам, что аспирантура - это не место для свободного времяпрепровождения. В том случае, если они все же подадут заявление и пакет документов, процедура вступительных экзаменов будет проведена в строгом соответствии духу и букве нормативно-правовых актов,
регламентирующих приём на аспирантские программы. В итоге никто из них так и не подал заявления о поступлении в аспирантуру. Опытным научным руководителям общеизвестны и такие факты, когда недобросовестные люди предпринимают попытки уклониться от призыва в армию, избрав кажущийся им «лёгким» путь в передовой вуз -в аспирантуру.
В настоящее время аспирантура вновь перестала быть третьей ступенью высшего образования ^—i0!. Несмотря на это, выразим уверенность в том, что обучение в аспирантуре не сведётся лишь к одному результату - защите кандидатской диссертации Не так много лет прошло с тех пор, как по завершению обучения в очной аспирантуре в вузах выдавали только справку об обучении. Безусловно, преподавание таких учебных дисциплин, как «Педагогика высшей школы», «Психология высшей школы», «История и философия науки» формируют личностные и профессионально деловые качества будущего преподавателя-методиста, исследователя-новатора. Перспективными направлениями развития политологического образования на уровне аспирантуры мы видим, во-первых, в привлечении к обучению государственных и муниципальных служащих с целью расширения их научного кругозора и привития исследовательских компетенций; во-вторых, в продолжении практики зачисления в ряды компетентных исследователей школьных учительских кадров, что соответствует
приоритетным задачам Министерства просвещения РФ^12^. Кроме того, следует поддержать точку зрения Н.Г. Багдасарьян о важности проведения комплексной работы, направленной на корректировку «неправильных» мотивов в процессе обучения в аспирантуре [8, с- 388].
Библиография
1. Балабанов С.С., Бедный Б.И., Козлов Е.В., Максимов Г.А. Многомерная типология аспирантов // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 71-85.
2. Диалог культур и цивилизаций: Тезисы IV науч. конф. молодых историков Сибири и Урала, 25-26 нояб. 2002 г. / Редкол.: Л. В. Останина и др. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2002. - 202 с.
3. Вестник Научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного педагогического университета. Серия «Studia histórica juvenum»: науч. журн. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2002. 124 с.
4. Терентьев Е.А., Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 1. С. 40-69.
5. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (5). С. 54-66.
6. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 55-70.
7. Лызь Н.А., Лабынцева А.С. Специфика обучения в аспирантуре: роль мотивации аспирантов // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 68-72.
8. Багдасарьян Н.Г., Балуева Т.В. Аспирантура регионального вуза: проблемы и пути решения// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 373-393.
9- Касаткин П.И., Иноземцев М.И., Антюхова Е.А., Макарова А.А. Актуальные проблемы модернизации третьей ступени высшего образования и практики реформирования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 141-158.
10. Гретченко А.И. «Болонизация» российского образования: наши надежды и заблуждения // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: Сб. матер. XIII Международной науч.-практ. конференции. М.: Печатный цех, 2022. С. 123-128.
11. Ковба Д.М., Грибовод Е.Г. Российская аспирантура перед вызовами современности // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2022. Т. 32. Вып. 3. С. 289-296.
12. Малетина Е.Б. Обзор нормативных документов деятельности аспирантуры в соответствии с изменениями в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сб. науч. тр. молодых учёных УралГУФК. Вып. 19. Челябинск: УралГУФК, 2022 С. 128-133.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
На рецензирование представлена работа «Ценностно-смысловые основания получения образования в аспирантуре национального исследовательского вуза». Предмет исследования. Предмет исследования в работе не обозначен, но четко прослеживается. Предмет соответствует содержанию научной работы. В статье предмет раскрыт в соответствии с поставленной целью, задачами.
Методология исследования. В рецензируемой работе была поставлена задача - выявить ценностно-смысловые основания получения образования в аспирантуре. В качестве инструмента было использовано собеседование.
Актуальность исследования не вызывает сомнения. Автором обосновывается актуальность с позиции необходимости повышения значимости и престижности обучения в аспирантуре.
Научная новизна в работе не обозначена. Автор проанализировал опыт работы Пермского национального исследовательского политехнического университета. Значительное внимание было уделено особенностей обучения по аспирантской программе «Политические институты, процессы и технологии».
Эмпирическое исследование проводилось в форме опроса поступающих. Это позволило выделить ценностно-смысловые основания их выбора. Речь идет о:
- мотивации профессионального роста (желании учителей истории - средний возраст 33 года - актуализировать свой багаж знаний, повысить квалификацию и претендовать на руководящие позиции в школе);
- мотивации научного роста (желании умело выражать свои идеи, мнения в виде научных работ: публикаций, монографий, диссертаций);
- мотивации карьерного роста (выйти из системы образования в систему государственного и муниципального управления, имея при этом учёную степень кандидата политических наук).
Автором были выявлены ценностные ориентации и поведенческие реакции также в процессе обучения и при возникновении типовых проблем:
- ориентация на достижение целей обучения и самореализацию;
- ориентация на поддержание отношений с «людьми науки»;
- ориентации на статусные позиции аспиранта - «образ преподавателя-исследователя»;
- ориентация на демонстрацию креативного «превосходства».
Автором было отмечено, что в настоящее время обучаться в аспирантуре стремятся не только молодые люди, но и зрелые люди с большим трудовым стажем, непрофильным образованием и сферой работы.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный.
Структура работы практически не прослеживается. В начале статьи уделяется внимание актуальности рассмотрения системы аспирантского образования в настоящее время. Автор отмечает проблему сокращения количества аспирантов в начале XXI века. В то же время в 2010-х годах, благодаря трансформации системы послевузовского профессионального образования произошло обновление содержания подготовки а с пира нто в .
Далее автором подробно рассматривается опыт Пермского национального исследовательского политехнического университета при реализации аспирантской программы «Политические институты, процессы и технологии». На основании проведенной работы были сделаны основные выводы.
Заканчивается работа выделением перспективных направлений развития политологического образования на уровне аспирантуры.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 12 отечественных, значительная часть которых издана за последние три года. В списке представлены в основном научно-исследовательские статьи. Источники информации оформлены корректно. Апелляция к оппонентам.
Поставленные автором цель и задачи были реализованы. Однако рекомендациями я в ля е тс я :
- необходимость более подробного описания результатов анкетирования поступающих, выделения количественных значений, а также закономерностей и взаимосвязей;
- более полное описание мероприятий в рамках перспективных направлений развития политологического образования на уровне аспирантуры.
Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью, будет интересна исследователям. Работа может быть рекомендована к опубликованию.