ВНЕАУДИТОРНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
АЛИМОВА ЗАЙНАБ МУСЛИМОВНА
Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан
НИЛУФАРИ ФАТХУЛЛО АБДУЛЛОЗОДА
Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан
СУЛАЙМОНОВ ДЖАМОЛИДДИН ИЛХОМОВИЧ
Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан
ХАЛИЛОВ ЗОКИР КУРБАНОВИЧ
Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают внеаудиторное чтение как средство развития интереса студентов при обучении русскому языку. Обучение студентов русскому языку должно содействовать развитию их мышления и языкового чутья, пробуждать у них интерес к русскому языку, способность анализировать те или иные языковые явления и в конечном итоге служить целям развития речи. Особая роль в осуществлении этих задач принадлежит практическому курсу русского языка, главной целью которого является углубление, развитие и совершенствование знаний русского языка, русской устной и письменной речи.
Авторы считают, что внеаудиторное чтение - это как предусматриваемое планом самостоятельной работы обязательное чтение дополнительной литературы, так и чтение художественной, общественно-политической, научно-популярной и специальной литературы, а также статей в периодической печати.
Ключевые слова: внеаудиторное чтение, оптимальные условия, обучение, русский язык, студенты, индивидуальная работа, цель, качество, активизация, процесс.
Наиболее распространённой, наиболее удобной с точки зрения организации с учетом степени интереса и степени знаний студентов формой внеаудиторной работы является индивидуальная работа преподавателя с каждым из студентов в отдельности. Индивидуальную внеаудиторную работу надо отличать от индивидуальных дополнительных занятий, проводимых во внеаудиторное время. Смешение этих двух видов работы и превращение индивидуальной внеаудиторной работы в дополнительные занятия может стать причиной утери интереса студентов к внеаудиторной работе вообще.
Дополнительное занятие непосредственно связано с программой и проводится с отстающими студентами как обязательное, в целях восполнения пробелов в их знаниях. Внеаудиторная индивидуальная работа - дело добровольное. Она проводится по инициативе самих студентов в целях дополнения, углубления и расширения знаний, полученных на занятиях. Связь содержания этой работы с программой аудиторных занятий иногда желательна, но соблюдать ее постоянно необязательно [1, 232].
Одной из основных форм индивидуальной внеаудиторной работы является внеаудиторное чтение, т.е. чтение любого вида художественной, общественно-политической, научно-популярной или специальной литературы (книг, брошюр, статей из журналов и газет),
не входящей в программу обязательного чтения, предусмотренного программой самостоятельной работы в курсе русского языка вуза.
Кроме внеаудиторного чтения, к индивидуальной внеаудиторной работе относится и следующее: подготовка доклада, выступления или краткого сообщения по той или иной теме, написание частного письма, подбор материала для кружковой работы по русскому языку, оформление стендов, изготовление наглядных пособий, индивидуальная работа с аудиовизуальными средствами обучения и т.п. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Умением подготовить сообщение, выступление или доклад на русском языке и выступить с ним на собрании, совещании или конференции должен владеть каждый специалист народного хозяйства, на какой бы должности он ни работал. Выработка элементов такого умения предусматривается в программах практического курса русского языка неязыковых вузов, но специальной целенаправленной работы в этом направлении программа не предусматривает. Так что проведение этого вида индивидуальной работы во внеаудиторное время в какой-то мере может восполнить этот пробел [3, 42].
Желательность проведения такой работы не групповым, а индивидуальным способом объясняется тем, что выработка умения составить и написать такой вид письменной работы во многом зависит от степени владения языком, а успешность овладения этим умением зависит от мотивированности выполнения этой работы в каждом конкретном случае, т.е. если студенту обязательно надо выступить с докладом или сообщением на каком-то конкретном собрании или конференции, то он с желанием и охотой сам возьмется за эту работу, сам начнет искать и подбирать материал и не раз обратится к преподавателю русского языка за консультацией, будет заниматься этой работой каждый день, пока не выполнит ее, успешность же ее выполнения зависит от степени его знаний по русскому языку.
Но такая необходимость может возникнуть не всегда и не у всех студентов одновременно. Поэтому работа осуществляется индивидуальным путем.
Участие преподавателя в подготовке студентов любого из трех видов сообщений заключается в том, чтобы помочь в составлении плана выступления, в подборе необходимой литературы, научить извлекать из литературы нужную информацию и уместно включать ее в выступление, выбирать нужный стиль изложения, грамотно оформлять его и т.п. Самое главное при проведении этого вида внеаудиторной работы - это максимальная самостоятельность и творчество самих студентов. Инициатива проведения каждого индивидуального занятия должна исходить не от преподавателя, а от самих студентов, заинтересованных в подготовке хорошего доклада, выступления или сообщения [5, 81].
Интересным видом индивидуальной работы со студентами является подбор материалов для кружка по русскому языку. Кружок русского языка - это экран для демонстрации наиболее интересной и нужной дополнительной информации о русском языке и литературе. Содержание кружка может быть различным: стенгазеты, ящик вопросов, объявление об очередном внеаудиторном мероприятии, постоянно обновляющиеся занимательные материалы: ребусы, загадки, кроссворды, викторины, интересные факты о русском языке; материалы об этимологии слов и фразеологизмах; различный информативный материал: списки наиболее трудных слов, образцы деловых бумаг, советы по написанию аннотаций, тезисов, докладов и т.п. Обязательным компонентом материалов кружка русского языка являются красочно оформленные высказывания о красоте и богатстве русского языка.
Стремление поместить в кружке как можно больше высказываний не оправдывается ни учебными, ни воспитательными целями. Когда материалы долго не обновляются, их перестают читать и вдумываться в их смысл. Поэтому лучше помещать несколько высказываний, но периодически менять их. В этом случае новизна материала привлекает внимание и появляется интерес к его содержанию.
Важно, чтобы материалы кружка сразу привлекали внимание студентов не только красочным оформлением и новизной, благодаря постоянному их обновлению, но и необычными, привлекательными названиями рубрик.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
В кружке могут быть даны также другие рекомендации по внеаудиторному чтению: списки рекомендуемой литературы, интересные статьи и публикации.
Для пробуждения и поддержания интереса к внеаудиторным занятиям русским языком можно использовать «Ящик вопросов», куда опускаются карточки с различными вопросами о правописании, употреблении, происхождении и возможных сочетаниях слов, о форме написания тех или иных видов документации, по содержанию прочитанных материалов, прослушанных передач по Интернету или телевидению. На обратной стороне карточки пишется факультет, курс, группа и фамилия студента, обратившегося с вопросом. Каждую неделю, в определенное время эти карточки забирает преподаватель и в индивидуальном порядке отвечает студентам. Можно отвечать на вопросы на занятиях кружка [6, 21].
К оформлению кружка русского языка, подбору материалов для него по каждой из рубрик, даже к организации консультаций по некоторым вопросам и ответам на некоторые вопросы привлекаются и сами студенты (чаще всего студенты с высоким уровнем знаний русского языка). Часто благодаря богатой фантазии и выдумке самих студентов кружок русского языка становится местом, где они с удовольствием проводят свободное время, где каждый находит для себя что-то интересное и полезное. Ответственными за порядок и обновление материалов уголка в кружке (т.е. заведующими кружком русского языка и их заместителями) назначаются студенты старших курсов. В оформлении и обновлении его материалов принимают активное участие и кружковцы. На занятиях кружка время от времени заслушиваются отчеты заведующих кружком, предложения отдельных кружковцев по оформлению кружковой документации.
К индивидуальной внеаудиторной работе относится также работа преподавателей с отдельными студентами по оформлению тематических альбомов и стендов. В альбомах и стендах дается не только иллюстративный, но и текстовой материал по той или иной теме. Например, в альбоме, посвященном истории Таджикистана, в частности Душанбе, можно собрать видеоматериал или слайд-шоу с изображением достопримечательностей и новостроек столицы Таджикистана, поместить краткий рассказ о прошлом города, описание его внешнего облика в прошлые века, некоторые статистические данные, свидетельствующие о размахе новостроек, о жителях Душанбе, о развитии промышленности и культуры города и т.п. Подбор и оформление подобных стендов и альбомов является еще одним видом индивидуальной внеаудиторной работы студентов под руководством преподавателя, способствующей повышению интереса к языку, к расширению и углублению знаний.
Работа по совершенствованию речевых умений и навыков студентов значительно облегчается при использовании современных технических средств. В индивидуальной самостоятельной работе студентов по развитию речи самое большое применение находит новые технологии, т.е. лингафонный кабинет. Он помогает совершенствовать навыки произношения слов, аудирования текста и другие навыки владения устной речью [2, 37].
Чаще всего у студентов возникают вопросы в связи с прослушиванием и просмотром телепередач. Индивидуальная беседа с преподавателем по разъяснению многих слов, выражений, смысла и значения некоторых фактов, содержащихся в этих передачах, составляет еще одну разновидность индивидуальной внеаудиторной работы преподавателя со студентами, направленной на выработку у них интереса к овладению русским языком.
Внеаудиторное чтение - это как предусматриваемое планом самостоятельной работы обязательное чтение дополнительной литературы, так и чтение художественной, общественно-политической, научно-популярной и специальной литературы, а также статей в периодической печати [4, 26].
Рассматривая внеаудиторное чтение как средство развития интереса, важно учесть, что к внеаудиторному чтению следует подходить с точки зрения трех выполняемых им функций: средство развития интереса, объект интереса, мерило интереса или орудие определения степени интереса. В связи с этим различаются два направления в развитии интереса к внеаудиторному чтению:
1. Развитие интереса студентов к самому процессу внеаудиторного чтения (например, развитие интереса к предусматриваемому учебным планом в вузе обязательному чтению дополнительной литературы).
2. Развитие интереса студентов к языку посредством интереса студентов к языку посредством внеаудиторного чтения, т.е. внеаудиторное чтение рассматривается как средство развития интереса к языку. Внеаудиторное чтение, обогащая студентов новыми знаниями, раскрывая их значение и показывая новые стороны известных им явлений, несомненно, способствует повышению интереса к языку.
Внеаудиторное чтение на русском языке позволяет студентам всегда быть в курсе событий дня, в курсе дел страны, политических событий в мире, своевременно узнавать о последних достижениях науки, техники и культуры, так что выработка интереса и привычки к регулярному чтению газет, журналов, произведений художественной литературы по специальности очень важна для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом и всесторонне развитым членом нашего общества.
Во внеаудиторной работе, направленной на развитие интереса к чтению дополнительной литературы, нужно иметь в виду следующие моменты:
1) вести ее по определенному плану;
2) фиксировать результаты работы, вести учет ее;
3) использовать специальные приемы, вызывающие заинтересованность студентов в чтении дополнительной литературы; обучать студентов работать с книгой, систематически подводить итоги этой работы (викторины, диспуты, конференции, конкурсы и т.п.) [8, 34].
Планируя внеаудиторное чтение художественной литературы, следует в списке рекомендуемой литературы учитывать имеющиеся в библиотеке книги и тематику занятий.
Список литературы для внеаудиторного чтения давать по частям три раза в год (список литературы, рекомендуемой для чтения в первом полугодии, во втором полугодии и на лето). Это дает возможность, во-первых, лучше учитывать меняющиеся интересы обучаемых, во-вторых, грамотно оформить рекомендательный список, сопровождая вошедшие в него книги, небольшими аннотациями. Такая форма стимулирования интереса к внеаудиторному чтению дает возможность лучше учитывать уровень знаний обучаемых.
Обучение студентов методике работы с книгой заключается в показе способов работы со словарем, в приучении их делать нужные выписки из книг, записывать наиболее интересные моменты и нужные для запоминания слова и словосочетания, составлять небольшие аннотации.
Учет проработанной дополнительной литературы ведется не только студентами, но и преподавателем в целях правильного планирования дальнейшей работы в этом направлении.
Таким образом, журнал учета чтения дополнительной литературы помогает также определению тематики и содержанию бесед, дискуссий и викторин по прочитанным книгам, а также тематики читательских конференций и различных конкурсов, которые проводятся на основе одной или нескольких прочитанных всеми книг, на основе газетных материалов за неделю и месяц.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашурова, Ш. Разработка учебников по русскому языку на основе интегрированного подхода // Вестник Таджикского национального университета, 2018. - № 9. - С. 231-234.
2. Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации, М.: Просвещение, 1982, № 11, с.37.
3. Левитов, Н.Д. Очерки педагогической психологии, М. 1998, с.88.
4. Морозов, Н.Ф. Психологические основы обучения. - В кн: Основы дидактики, М.: Просвещение, 1997, с.157.
5. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка. - М.: Русский язык, 1990. - 267 с.
6. Проблемы повышения активности студентов // Сборник статей, Уфа, 1998.
7. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина, М., 1971, с.139-140.
8. Талипова, Р.Т. Развитие интереса студентов к русскому языку. - 1986. - 156 с.