САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ШАМСУДИНОВА РАФОАТ САИДОВНА
Доцент кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им.
Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан
САФАРХОДЖАЕВА ЗАРИНА АЗАМОВНА
Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан
АЛИХАНОВА ГУЗАЛ ХИКМАТАЛИЕВНА
Старший преподаватель кафедры методики и практикума обучения русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар,
Таджикистан
АШУРОВ ХУРШЕД КУЛОБИЕВИЧ
Преподаватель кафедры методики и практикума обучения русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан
Аннотация. Авторами в данной статье рассматривается организация самостоятельной деятельности в вузе как важный фактор совершенствования и расширения знаний по русскому языку. В статье отмечается, что приобретение умений и навыков самостоятельной работы особенно актуально при овладении языком, так как сам характер познавательной деятельности по овладению вторым языком носит сугубо индивидуальный характер и успешность результатов этой деятельности во многом зависит от приложения самостоятельных усилий.
Ключевые слова: самостоятельная работа, совершенствование, знания, владение языком, деятельность, успешность результатов.
Основным показателем мыслительной активности обучаемого является его самостоятельность в познавательном процессе. Специфика вузовского обучения, в отличие от обучения в школе, заключается в значительной актуализации самостоятельности. Студент является не столько объектом педагогического воздействия, сколько активным субъектом его.
В связи с ростом количества необходимой для усвоения информации в настоящее время изменяется и функция вузовского педагога, значительно ослабевает его функция как информатора - передатчика знаний и усиливается функция как организатора познавательного процесса. Значительную актуальность приобретает развитие в обучающихся потребности к самостоятельности, навыков самостоятельной работы.
В нашей многонациональной стране, где знание русского языка стало для каждого насущной потребностью, интерес к его изучению и стремление к овладению им формируется с первых шагов сознательной жизни. Обучение русскому языку в республике начинается с детского сада, и к моменту окончания средней школы интерес к нему в определенной степени уже сформирован. Вот почему, имея в виду студентов, следует говорить не о формировании интереса, а о его развитии и расширении, о педагогическом руководстве этим процессом [1, с.32].
«Каким бы квалифицированным и опытным ни был вузовский преподаватель, он лишь определенным образом организует познавательную деятельность студентов, и в этом - суть процесса обучения. Но само познание осуществляет студент: эту работу за него не может выполнить никто, и ее эффективность зависит, в первую очередь от характера собственной познавательной деятельности обучаемого» [2, с.58].
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Приобретение умений и навыков самостоятельной работы особенно актуально при овладении языком, так как сам характер познавательной деятельности по овладению вторым языком носит сугубо индивидуальный характер и успешность результатов этой деятельности во многом зависит от приложения самостоятельных усилий.
Обучение русскому языку в вузе отличается от обучения школьников тем, что здесь, как и при обучении другим вузовским дисциплинам, учебная деятельность носит самостоятельный, научно-поисковый характер.
И сама самостоятельная работа в условиях вуза носит совершенно иной характер. Если в процессе самостоятельной работы школьников преимущественно закрепляется и повторяется преподнесенный учителем материал, то самостоятельность студентов направлена на добывание знаний, на решение познавательных задач, а роль преподавателя в этом случае заключается в том, чтобы быть не столько источником знаний, сколько помощником в поиске наиболее оптимального способа решения познавательных задач, вовремя ставить перед ними нужные познавательные задачи. Только в этом случае может возникнуть у студента потребность в новых знаниях и интерес к их приобретению [8, с 148].
Самостоятельная деятельность охватывает все моменты познавательного процесса: с первого знакомства с предметом познания и до полного овладения знаниями. «Необходимо приучать студента к мысли, что его самостоятельная работа начинается в самом ходе учебного занятия, а не после него, что преподавателям нужно не просто присутствие студента, а его стремление вникнуть в изучаемый предмет, без чего высиживание в аудитории не только бесполезно, но и вредно, ибо оно приучает к времяпровождению, как говорил еще К.Д.Ушинский, «без дела в руках, без мысли в голове» [2, с.138].
Самостоятельность студентов, например, при объяснении преподавателем нового материала заключается в самостоятельных размышлениях по поводу причин тех или иных языковых явлений, самостоятельных выводах о взаимосвязи этих явлений, в самостоятельном сопоставлении сродным языком. Все эти активные мыслительные действия, сопровождая объяснение преподавателя при изложении нового материала, способствуют интересу студентов к этому материалу.
Различаются два вида самостоятельной работы - самостоятельное повторение и закрепление знаний, самостоятельные и тренировочные упражнения с целью выработки автоматизированных навыков и умений и самостоятельная работа по добыванию новых знаний, по расширению и углублению имеющихся знаний. Каждый из видов самостоятельной работы имеет свою специфику и в разной степени оказывает стимулирующее влияние на выработку интереса к языку. В этом отношении, бесспорно явное преимущество имеет второй вид самостоятельной работы, так как более всего способствует развитию потребности в самообразовании.
Различают три степени самостоятельности при решении познавательных задач, в связи с чем познавательные задачи делятся на три типа: обучающе-познавательные (когда преподаватель ставит познавательную задачу, показывает способ и ход ее решения, обучает способу решения, с помощью которого учащиеся затем самостоятельно решают задачу; тренировочные, когда преподаватель после показа способа решения дает студентам подобные задачи для самостоятельного решения; поисково-познавательные, когда поиск способа решения и сам процесс решения целиком возлагается на студентов) [4, с.17].
На практических занятиях по русскому языку, да и в домашних заданиях обычно используется первый и второй тип познавательных задач, тогда как выработке потребности в знаниях, интереса к знаниям способствует третий тип задач.
Настоящая самостоятельная работа носит добровольный характер, основана на инициативе обучаемых, является самостоятельной деятельностью, направленной на поиск знаний, на «добывание» знаний. Такая самостоятельность вырабатывается не сразу. Как и всякое умение, она формируется в процессе целенаправленной работы преподавателя с обучаемыми и требует умелого руководства и управления им. Управление самостоятельной
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
деятельностью студентов начинается с обучения рациональным приемам работы с учебным материалом, с учебником и дополнительной литературой, со справочниками и словарями; со знакомства с различными приемами запоминания, анализа и синтеза языкового материала, с практических советов о том, как и где искать нужный дополнительный материал, как конспектировать и использовать его.
Такая работа проводится преподавателем на первых же практических занятиях по русскому языку в вузе, кроме того, в кабинетах русского языка могут быть оформлены специальные стенды «Как работать со словарем», «Книга - источник знаний», «Самостоятельная работа» и т.п.
Для выработки у студентов навыков самостоятельности немаловажное значение имеет также умелое руководство преподавателя их самостоятельной работой, которое заключается в подборе нужных заданий для самостоятельной работы в зависимости от уровня знаний и уровня самостоятельности, в наиболее рациональной организации контроля и взаимоконтроля между студентами, в своевременной поддержке и одобрении даже самых малых усилий, направленных на самостоятельное добывание знаний, в коррекции этой работы, в правильной оценке работы, в выравнивании уровней самостоятельности студентов каждой группы и повышении этого уровня, в выработке у каждого студента способности к самостоятельной работы и потребности в ней [8, с 146].
Во время обучения в вузе студенты имеют широкие возможности для самостоятельного совершенствования и расширения знаний по русскому языку: слушают передачи по радио и смотрят телепередачи, фильмы, посещают спектакли, участвуют в проведении собраний и вечеров, читают газеты и журналы, художественную литературу, часто находятся в русской речевой среде и в самом вузе, в общественных местах.
Обращение ко всем всевозможным дополнительным источникам информации и создается почва для использования русского языка как средства познания, что являет собой наиболее эффективную мотивационную основу формирования интереса к нему. Поэтому, для развития интереса важно использовать всевозможные приемы, побуждающие студентов самостоятельно извлекать различную информацию на русском языке из дополнительных источников. Приведем несколько примеров самостоятельных заданий, требующих использования дополнительных источников информации:
1. Конкурс на подбор пословиц и поговорок на определённую тему, интересного эпизода из жизни известного русского писателя или поэта, интересной журнальной статьи на определенную тему.
2. Краткое изложение содержания предыдущих серий демонстрируемого по телевидению многосерийного фильма.
3. Соревнование двух-трех групп студентов: кто за установленное время вспомнит и напишет больше лозунгов или призывов на определенную тему.
Таким образом, рациональной организации самостоятельной работы способствует и умелое использование учебника и учебных пособий в самостоятельной работе студентов. Учебник для студента - это руководство для самостоятельной работы, но не единственный источник знаний. Преподаватель только обучает студентов самостоятельной работе с учебником, но ни в коем случае не использует его в качестве основного источника материала для занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашурова, Ш.К. Особенности формирования содержания обучения русскому языку в вузах Республики Таджикистан // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2019. Том 8. № 3 (28), - С. 32-35.
2. Дьяченко, М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы, Минск: Изд-во БГУ, 2001. - С.138.
3. Ильин, В.В. Научно-технический прогресс и высшее образование. -Л., 1999, - С.11.
4. Ильина, Г.А. Актуальные проблемы дидактики в высшей школе. - В кн.: Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 2001. - С.4.
5. Лернер, И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук. М.: Педагогика, 1992. - С.17.
6. Педагогика высшей школы, Л., 1994, - С.58-59.
7. Колесник, Л.С. Преподавание русского языка (Основные методические положения). М., Изд-во ВПШ, 1985, с.85.
8. Талипова, Р.Т. Развитие интереса студентов к русскому языку. - 1996. - 156 с.
9. Чередов, И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск: Зап.-Сиб. Кн. Изд-во. -2003. -С.144.