Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активизация / система / управление / деятельность / метод обучения / формирование / повышение качества

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафарходжаева Зарина Азамовна, Исматуллои Бобомурод, Сулаймонов Джамолиддин Исмоилович, Халилов Зокир Курбанович

В данной статье авторы отмечают, что управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Понимание этого важно для работы преподавателя. Заботясь о развитии студентов, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Система работы преподавателя по активизации учебной деятельности студентов должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сафарходжаева Зарина Азамовна, Исматуллои Бобомурод, Сулаймонов Джамолиддин Исмоилович, Халилов Зокир Курбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

САФАРХОДЖАЕВА ЗАРИНА АЗАМОВНА

Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан

ИСМАТУЛЛОИ БОБОМУРОД

Преподаватель кафедры методики и практикума обучения русскому языку и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан

СУЛАЙМОНОВ ДЖАМОЛИДДИН ИСМОИЛОВИЧ

Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан

ХАЛИЛОВ ЗОКИР КУРБАНОВИЧ

Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан

Аннотация. В данной статье авторы отмечают, что управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Понимание этого важно для работы преподавателя. Заботясь о развитии студентов, необходимо чаще использовать активные методы обучения.

Система работы преподавателя по активизации учебной деятельности студентов должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения

Ключевые слова: активизация, система, управление, деятельность, метод обучения, формирование, повышение качества

Абстрактные значения являются наиболее трудным предметом для семантического анализа, поскольку часто не образуют четких парадигм, в силу чего не поддаются компонентному анализу. Экспериментальное исследование их семантики представляется наиболее надежным путем их семантического описания.

Если говорить о мыслительной деятельности в самом общем плане, то она выступает, прежде всего, как процесс решения задач [6]. Задача возникает перед человеком в том случае, когда имеются определенная цель (то, что надо получить) и условия реализации цели, но еще неизвестны конкретные пути и средства ее достижения. Где нет вопроса, задачи, проблемы, там нет и целенаправленной мыслительной деятельности. Поэтому в психологии процесс решения задач широко используется как модель для изучения мыслительной деятельности.

В одних задачах требуется только распознать данное явление и подвести его под известный студенту принцип, правило, закономерность. В других же он не может воспользоваться ни одним из имеющихся готовых способов для достижения поставленной цели. Такого рода задачи могут возникать в самых разнообразных ситуациях обучения: и при доказательстве теорем, и при выполнении учащимися лабораторных работ, и при написании сочинений, и при использовании грамматических правил, и при обосновании исторических фактов и т.д.

Бесспорно, каждый из указанных видов деятельности специфичен и требует разного «набора» способностей: часто люди, хорошо решающие математические задачи, испытывают

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

известные трудности при анализе исторических событий или художественных произведений. С другой стороны, эмоционально-образное мышление нередко мешает аналитическому восприятию математических зависимостей [6].

Однако, как бы ни были специфичны задачи в разных областях знания, все же есть общее, что объединяет их. Нередко даже студенты считают, что решение задач - это только математика, физика, химия. Что же касается гуманитарных предметов, то в них, якобы, требуется в первую очередь умение передать содержание. Это лишний раз свидетельствует о том, что и сами преподаватели, подчеркивая специфику своих предметов, забывают об общем, о том, что объединяет все сферы человеческого познания, о поисковой творческой деятельности, в какой бы форме она ни протекала.

Имеются две основные сферы познания: область отношений, существующих между объектами, и область отношений человека к действительности. С этим связана деятельность либо в более аналитическом, естественнонаучном плане, либо в более оценочном, гуманитарном направлении.

Поскольку при аналитическом мышлении человек стремится достичь по возможности точного и однозначного соответствия между различными сторонами объекта, он схематизирует многогранные конкретные явления, отвлекается от одних признаков, вычленяет другие, существенные в данном отношении.

В эмоционально-образном мышлении явление, наоборот, берется во всей полноте и конкретности, со всеми его сторонами и оттенками, так как именно благодаря жизненной полноте явление вызывает наиболее богатые и разносторонние эстетические оценки. Можно поэтому предположить, что способность к художественному мышлению тесно связана с системой не только достаточно ярких образов, но и очень тонких и дифференцированных эмоциональных оценок [2].

Было бы ошибочно считать, что аналитическая деятельность не сопровождается определенным эмоциональным отношением человека к задаче. Напротив, оно пронизывает весь процесс выработки и принятия решения. Радость открытия, сомнения и надежды, предчувствие успеха и горечь неудач постоянно сменяют друг друга, более того - без них и сам поиск был бы невозможен. Однако совершенно очевидно, что собственным предметом поиска в данном случае являются вовсе не эти эмоции, а связи и зависимости между объектами.

Познавательная мыслительная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении [2].

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности студента, стимулирующей учебную на основе познавательного интереса.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей студентов, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [3].

Понимание этого важно для работы преподавателя. Заботясь о развитии студентов, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, что являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.

Система работы преподавателя по активизации учебной деятельности студентов должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей учащихся.

Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции.

Студент в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение преподавателя, работает с учебником и дополнительной литературой, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т.д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связь между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы.

Следовательно, активизировать познавательную деятельность студентов - это значит, прежде всего, активизировать их мышление [5].

Кроме того, развивать познавательные способности обучаемых - это, значит, формировать у них мотивов учения. Студенты должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у студентов мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач высшей школы.

Каким же образом можно предупредить пассивность студентов при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия: во-первых, само изложение материала преподавателем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме, во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность студентов и способствующие поддержанию их внимания.

Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении знаний преподаватель создает проблемные ситуации, ставит перед студентами познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться студентам. В такой ситуации, когда учащиеся переживают внутренние противоречия между знанием и незнанием, у них возникает потребность в разрешении этих противоречий, и они начинают проявлять познавательную активность.

В стимулировании познавательной активности большую роль играет умение преподавателя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении изучаемой темы, к выделению в ней главных и наиболее существенных положений [4].

Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности студентов при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее.

В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение преподавателя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего, здесь не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся.

Таким образом, на формирование значений слов морально-этической тематики оказывают влияние различные тенденции в общественной жизни, что проявляется в интенсивном развитии новой эмоционально-оценочной или стилистической окраски.

Значения многих из этих слов формируются стихийно, под влиянием неверно или недостаточно правильно понятых подростками фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведения взрослых.

С одной стороны, большинство единиц поля представлены в мышлении испытуемых небольшим количеством отказов: ложь, смелость, правда, честность, ответственность, совесть, благородство, порядочность.

Ярко в мышлении студентов представлены системные значения слова жадность -«скупость, стремление к наживе» (50 %); слова достоинство - «совокупность высоких моральных качеств, их уважение в себе» (51 %); слова зло - «нечто, противоположное добру» (52 %); слова честность - «искренность и прямота, правдивость» (68 %); слова ложь -«неправда, намеренное искажение истины» (76 %); слова смелость - «отсутствие страха; поведение, отличающееся храбростью, отвагой, решительностью» (88 %).

Обращает на себя внимание системность исследованных значений в мышлении испытуемых. Многие значения толкуются друг через друга, например: долг - обязанность, благодарность, добро; честь - достоинство, гордость, принципиальность; гордость -достоинство, принципиальность; благодарность - долг, обязанность; ответственность -обязанность; благородство - честность, достоинство, добро; порядочность -честность.Группа данных лексем образует психологически реальную парадигму в мышлении студентов [2].

Формирование морально-этической лексики в мышлении студентов происходит стихийно. На формирование значений морально-этической лексики оказывают влияние различные, часто противоречивые тенденции в общественной жизни современного Таджикистана; неверно или недостаточно правильно понятые подростками факты, книги, кинокартины; самостоятельный анализ поведения взрослых; те изменения, которые происходят с самими испытуемыми. Значения многих из исследуемых слов сформировалось в мышлении студентов под влиянием преподавательской речевой практики, прецедентных текстов.

Под влиянием, прежде всего, учебной деятельности в мышлении студентов формируются морально-этические значения культурологической тематической группы.

Анализ показал, что в целом морально-этические значения понимаются студентами недостаточно адекватно [2].

Целый ряд системных значений не нашел подтверждения в мышлении испытуемых, что свидетельствует о периферийности данных значений для мышления студентов, а в некоторых случаях - о неактуальности значения в системе языка в целом.

Анализ значений, не зафиксированных в словарях, позволяет характеризовать многие из них как результат семантического развития русского языка. Самое большое количество значений, не зафиксированных в словарях, выявлено в семантической группе морально-этической лексики, что свидетельствует о недостаточной сформированности и неустойчивости смысловой структуры этих единиц в мышлении студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашурова, Ш.К. Реализация разнообразия упражнений, способствующих повышению интереса студентов русскому языку // Вестник Бохтарского государственного университета им. Носира Хусрава. -2020. - С.70-74.

2. Ашурова Ш.К., Зарипова М. Организационно-педагогические особенности обучения русскому языку студентов вузов республики Таджикистан // Вестник Таджикского национального университета. -2020. - № 6. - С. 142-146.

3. Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации. -М.: Просвещение. -1982. -№ 11. -С.37.

4. Виноградов, В.В. Русский язык. - М. -2003. -С. 46-147.

5. Пауль, Г. Принципы истории языка. - М. -1960. -317 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2-х томах. М.; Педагогика. - 1989. -T.I. -485 с.

7. Топорова В.М. Диалектика абстрактного и конкретного в лексической семантике. -Воронеж. - 1992.- 22 с.

8. Уфимцева А.А. Лексическое значение. - М. - 1986.-197 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.