Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевая деятельность / художественный текст / чтение / дополнительная литература / грамматика / правильность оформления

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашуров Хуршед Кулобиевич, Муродова Зулфия Бузбаловна, Сафарходжаева Зарина Азамовна, Шоитиборов Давлат Мадаброрович

Авторы данной статьи отметили, что чтение как вид речевой деятельности играет большую роль в овладении языком. В связи с этим с помощью чтения (вид речевой деятельности) при обучении русскому языку студентов неязыкового вуза предполагается разрешить целый ряд познавательных и коммуникативных задач. Оно способствует расширению лексики, является существенным средством получения дополнительной информации, обогащающей языковые знания, дает наглядное представление о сфере употребляемости слов, о характере и особенностях их сочетаемости, о синтаксическом строе языка, знакомит с образцами правильного оформления мысли и с грамматикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ашуров Хуршед Кулобиевич, Муродова Зулфия Бузбаловна, Сафарходжаева Зарина Азамовна, Шоитиборов Давлат Мадаброрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

АШУРОВ ХУРШЕД КУЛОБИЕВИЧ

Преподаватель кафедры методики и практикума обучения русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан

МУРОДОВА ЗУЛФИЯ БУЗБАЛОВНА

Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан

САФАРХОДЖАЕВА ЗАРИНА АЗАМОВНА

Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан

ШОИТИБОРОВ ДАВЛАТ МАДАБРОРОВИЧ

Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан

Аннотация. Авторы данной статьи отметили, что чтение как вид речевой деятельности играет большую роль в овладении языком. В связи с этим с помощью чтения (вид речевой деятельности) при обучении русскому языку студентов неязыкового вуза предполагается разрешить целый ряд познавательных и коммуникативных задач. Оно способствует расширению лексики, является существенным средством получения дополнительной информации, обогащающей языковые знания, дает наглядное представление о сфере употребляемости слов, о характере и особенностях их сочетаемости, о синтаксическом строе языка, знакомит с образцами правильного оформления мысли и с грамматикой.

Ключевые слова: речевая деятельность, художественный текст, чтение, дополнительная литература, грамматика, правильность оформления

Чтение как вид речевой деятельности играет большую роль в овладении языком. Оно:

1) способствует расширению лексики, является существенным средством получения дополнительной информации, обогащающей языковые знания;

2) дает наглядное представление о сфере употребляемости слов, о характере и особенностях их сочетаемости, о синтаксическом строе языка, знакомит с образцами правильного оформления мысли и с грамматикой;

3) обогащая речь обучаемых, оказывает положительное влияние на развитие всех других видов речи: аудирования, говорения и письма.

Этой ролью детерминируется интерес студентов к чтению как одному из видов учебной деятельности при обучении русскому языку.

Особое значение этот вид учебной деятельности приобретает в неязыковом вузе, являясь основным источником информации по специальности и источником получения знаний для самообразовательных целей и в дальнейшей практической деятельности [6, с.42].

В связи с этим с помощью чтения (вид речевой деятельности) при обучении русскому языку студентов неязыкового вуза предполагается разрешить целый ряд познавательных и коммуникативных задач, основными из которых являются две:

1) развитие навыков понимания письменно зафиксированного материала в целях извлечения нужной информации;

2) обучение устной и письменной речи и развитие навыков владения ими.

Решение этих задач в практическом курсе русского языка в неязыковых вузах предполагает одновременную работу по трем параметрам: работа над учебными текстами; использование на занятиях дополнительных источников информации; внеаудиторное чтение.

Интерес студентов к учебным текстам и к работе над ними предопределяется как соответствием содержания и характера этих текстов интересу студентов, так и методикой организации работы с ними.

С этой точки зрения, например, в действующих учебниках по русскому языку в неязыковых вузов Таджикистана нет специальных учебных текстов, предназначенных для обучения чтению, т.е. учебник рассчитан на работу, построенную не на тематической, а на грамматической основе [1, с.231]. Правда, каждая грамматическая тема включает небольшой по объему связный текст, максимально насыщенный конструкциями по этой теме. И хотя сам принцип подбора этих текстов представляет определенный интерес: среди них встречаются небольшие, с интересным сюжетом занимательные рассказы, шутки, отрывки из исторических документов, исторические воспоминания, сказки, легенды, мудрые изречения, полезные советы, тексты познавательного характера, и т.п., представлены они как один из видов упражнений по усвоению той или иной грамматической формы слова или грамматической конструкции. Никакой специальной работы по обучению чтению на основе этих текстов не предусматривается.

Совершенно на другой основе построено «Учебное пособие по практическому курсу русского языка». Каждый раздел этого учебника начинается с учебного текста. В дополнение к основному тексту даются небольшие дополнительные тексты, диалоги или стихотворения. Некоторые грамматические упражнения тоже даны в виде небольших текстов или стихотворений.

Основной текст каждого раздела снабжен специальными заданиями, предусматривающими потекстовую или послетекстовую работу: ответы на вопросы; пересказ по плану; пересказ диалога, составленного на основе текста; беседа с использованием грамматических конструкций, содержащихся в тексте; словарная работа (перевод, подбор синонимов, омонимов, антонимов, составление предложений с данными словами и т.п.). По теме некоторых текстов подобраны пословицы и поговорки, предназначенные для запоминания [5, с.22].

Низкая коммуникативная ценность заданий к текстам не может способствовать организации продуктивных речевых упражнений на основе текстов или на основе тематики этих текстов, т.е. «в зоне ближайшего развития» (термин Ю.К. Бабанского).

Использование художественных текстов в процессе практического освоения русского языка повышает интерес к уроку, способствующего формированию навыков всех видов речевой деятельности. Художественные тексты, не являясь предметом специального изучения на уроках русского языка, могут и должны стать материалом для обучения студентами речевой деятельности на русском языке. Как показывает опыт, их использование помогает связать воедино уроки русского языка и литературы, на интересном, ценном в воспитательном отношении материале осваивать нормы русского литературного языка, к овладению которыми должны стремиться все обучаемые [1, с.232].

Учет нынешнего уровня преподавания русского языка и литературы в средней школы и ближайших перспектив повышения этого уровня, возросших требований к знаниям, умениям и навыкам, как учащихся национальных школ, так и студентов национальных групп вузов, учет реальных возможностей большинства студентов и их интересов позволяют сделать вывод, что содержание большинства текстов ныне действующих учебниках и учебных пособий не отвечает этим условиям.

В практике преподавания используются, в основном, следующие виды работы: чтение и пересказ текста, словарная работа, вопросно-ответная беседа по тексту, постановка вопросов к отдельным частям текста и составление плана.

Дело не только в недостаточности интересных приемов работы над текстом, но и в неправильной организации существующих. Рассмотрим, например, такой момент, как опрос. Еще встречаются в практике работы формы опроса, нацеленные на точное воспроизведение тех или иных конструкций, для закрепления которых используется текст, на дословное заучивание содержания текста без всяких умственных операций с языковым материалом, таких, как элементарный анализ, синтез, сопоставление и обобщение. В результате установки на такое заучивание студенты могут в точности пересказать содержание текста, безошибочно воспроизводя при этом те или иные конструкции, но иной раз совершенно беспомощны в ситуациях, когда требуется употребление тех же самых конструкций при построении собственного высказывания.

Для устранения этих нежелательных явлений следует шире практиковать выполнение самостоятельных творческих упражнений на материале текста; заданий, требующих творческого подхода к языковому материалу, исключающих возможность употребления готовых конструкций из текста.

По каждой грамматической теме, по каждому тексту, нацеленному на выработку навыков употребления в речи конструкций, можно подобрать такие задания. Текст должен служить только основой, ориентируясь на которую, студенты самостоятельно оформляют свою речь, используя его материал для обучения такой работе. Такие задания и упражнения обычно являются заключающими в системе работы над текстом, они могут быть предварены вводной беседой, словарной работой, предтекстовыми упражнениями и заданиями по подготовке к усвоению текста, чтением или аудированием текста с одновременным выполнением текстовых упражнений и заданий по его усвоению, послетекстовыми упражнениями и заданиями по закреплению текстовой информации [5, с.69].

Предтекстовые задания направлены, в основном, на осмысление и понимание текста. Это, например, нахождение в тексте определенных форм слов и конструкций, узнавание и группировка их, перевод, замена синонимичными словами или конструкциями и т.п.

Потекстовые задания тоже частично направлены на понимание, а отчасти на выработку умения трансформации текста, на основе чего у студентов вырабатываются умения владения речью. К ним относится задания на деление текста на смысловые части, на сжатие или расширение некоторых частей, т.е. выделение узловых частей, несущих основную смысловую нагрузку, или внесение дополнительных примеров и пояснений к отдельным частям текста, конспектирование текста или составление его тезисов.

Послетекстовые задания даются с целью выработки у студентов навыков продуктивной речи на основе текстового материала.

Успех данной работы обеспечивается в том случае, когда преподаватель ориентируется на интерес обучаемых к выполняемой работе. Интерес к тексту, например, снижается, если текст многократно перечитывается без определенной целевой установки, если словарная работа ограничивается лишь одним способом семантизации незнакомой лексики, встречающейся в тексте. Лучшее понимание текста, интерес к его содержанию обеспечиваются путем лингвистического комментария, при котором используются различные способы семантизации лексики. Интерес к содержанию текста возрастает и в том случае, если сначала студентам задать ряд вопросов по проблемам текста, а затем предложить текст [4,с. 23].

Использование их ценно тем, что, во-первых, совершенные по идейному содержанию произведения литературы, верно отражающие историю народа и современную действительность, являются незаменимым орудием нравственного и эстетического воспитания студентов, воспитания чувства гуманизма, патриотизма. Во-вторых, совершенные по художественному оформлению, эти произведения являются источником богатого речевого материала, образцом правильного оформления мысли на русском языке.

Таким образом, использование на занятиях отрывков из произведений вызывает у студентов интерес к чтению всего произведения, т.е. способствует развитию читательских интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашурова, Ш.К. Разработка учебников русского языка на основе интегрированного подхода // Вестник Таджикского национального университета, 2018. - № 9. - С. 231-234.

2. Ашурова, Ш.К. Особенности формирования содержания обучения русскому языку в вузах Республики Таджикистан // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2019. Том 8. № 3 (28), - С. 32-35.

3. Вятютнев, М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) / М. Н. Вятютнев. - М.: Русский язык, 1984. - 144 с.

4. Диалло, А. А. Лингвометодические основы оптимизации учебной работы с художественным текстом: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Абдулай Ассаму Диалло М., 2002. - 24 с.

5. Леонтьев, А. А. Методика преподавания русского языка иностранцам / А. А. Леонтьев. - М.: Русский язык, 1988. - 263 с.

6. Макавчик, В. О. Языковая подготовка: коммуникативный подход / В. О. Макавчик, В. В. Максимов // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. - Вып. 6. - Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2003. - С. 47-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.