Научная статья на тему 'Внеаудиторная работа с иностранными студентами как фактор формирования межкультурной коммуникации'

Внеаудиторная работа с иностранными студентами как фактор формирования межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романюк Е.С.

Статья посвящена актуальным проблемам обучения иностранных студентов русскому языку, вопросам организации внеаудиторной работы, формирующей основы межкультурного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романюк Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная работа с иностранными студентами как фактор формирования межкультурной коммуникации»

структуру нравственного сознания (равно как и убеждения): эмоционально-чувственный, художественно-интеллектуальный и деятельностно-практический.

В процессе вокально-хорового обучения музыка тонко, незаметно, исключая назидательность, проникает в духовную сферу подростка. Именно через нее осуществляется сближение певческого искусства с его нравственным миром. Поскольку вокально-хоровая деятельность связана с голосом (а именно последний дает возможность исполнителю раскрыть себя, проявить свои чувства и убеждения через выразительную, наполненную личностным смыслом интонацию), она способна формировать в ребенке внутреннее отношение к жизни, искусству, способность к размышлению, соучастию, сопереживанию.

Только благодаря оживлению и наполнению внутренней энергией каждого звука, пропущенного через сознание, чувства, согретого личной

заинтересованностью певца, можно добиться выразительного вокально-хорового исполнения.

В заключение отметим, что в процессе вокально-хоровой деятельности рождается новое по качеству соборное «чувство-мысль», имеющее нравственно-этическую направленность. Общение с хоровой музыкой, понимание ее подростком начинается с интонационного прочувствования художественного образа, с узнавания в музыке себя, своих переживаний.

Литература

1. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000. С. 320.

2. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М., 1993. С. 54.

3. Целковников Б. М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла. М., 1999. С. 38.

4. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки... С. 224.

T. A. MALTSEVA. THE FORMATION OF MENTAL-MORAL NATURE OF PUPIL-TEENAGER BY MEANS OF VOCAL-CHORAL MUSIC

This article deals with the questions concerning the improvement of individual's internal world in the process of choral education. According to the author, the solution of this problem must be carried out through the dialect mutual connection of ethic and aesthetic perception of choral art.

Key words: immateriality, morality, choral art, singing voice, teenager.

Е. С. РОМАНЮК

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена актуальным проблемам обучения иностранных студентов русскому языку, вопросам организации внеаудиторной работы, формирующей основы межкультурного общения.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, адаптация, внеаудиторная работа, социокультурная среда, этническая идентичность.

Довузовский этап обучения иностранных учащихся представляет собой сложный период их адаптации. Они должны приспособиться к жизни в данном социуме, к новой для них системе образования, социокультурной среде. В это время их этническая идентичность может размываться или частично утрачиваться. Задача преподавателя - сформировать навыки межкультурного взаимодействия так, чтобы у студентов сохранилось уважение к собственной национальной культуре.

Противоречие между этноцентризмом личности иностранного студента и его стремлением к межкультурному общению в процессе обучения можно разрешить при правильной организации учебной аудиторной и внеаудиторной работы, которая является важнейшим средством достижения целей обучения.

В российских вузах 50% учебного времени занимает самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Вопросы, связанные с ней, иссле-

дуют как отечественные ученые (Е. А. Буренок, Т. М. Кузнецова, И. И. Постникова, Г. П. Сиротина, Е. В. Степаненко и др.), так и зарубежные (В. Девор, Б. Лэгей, В. Поллард, Г. М. Мамедова, Н. А Мишонкова и др.).

Е. А. Буренок понимает под внеаудиторной любую деятельность студентов, которая осуществляется в рамках учебного заведения, не связана с учебными планами, направлена на формирование и развитие профессионально значимых качеств, способствует их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний (1). Данный вид работы характеризуется разнообразием форм, носит творческий характер и является важнейшим средством, позволяющим интенсифицировать процесс обучения иностранных студентов подготовительного факультета. Внеаудиторная работа тесно связана с формированием личности иностранного студента, развитием его мировоззрения. Это важный элемент пе-

№ 3 (28), 2008

"Культурная жизнь Юга России"

дагогической деятельности преподавателей русского языка как иностранного.

Целевые установки внеаудиторной деятельности таковы: расширение знаний о культуре России, вовлечение учащихся в процесс межкультурного общения, развитие навыков и умений межкультурной коммуникации, подготовка к дальнейшему обучению в вузах Российской Федерации, проведение досуга в рамках программ культурно-организационной работы факультета и вуза, приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности, развитие личности иностранного студента как главной цели обучения в рамках профессионального образования.

Наиболее важными задачами внеаудиторной деятельности можно считать ознакомление студентов с историей и культурой России и других стран, подготовку групповых, факультетских и внеаудиторных мероприятий, воспитание учащихся в духе интернационализма и толерантности к другим культурам. Для достижения полной адаптации иностранных учащихся к новым условиям обучения преподаватель должен помогать им в решении проблем межнационального и межкультурного общения. Данная работа реализуется во время и после занятий, во внеучебное время. На занятиях общение преподавателя с учащимися строится с помощью условно-речевых ситуаций и нередко носит несколько условный характер. Внеаудиторная деятельность может быть более разнообразной и естественной. Чем успешнее будет эта работа, тем быстрее представители разных культур смогут достигнуть взаимопонимания.

Остановимся более конкретно на основных практических моделях внеаудиторной работы и ее формах.

Учебная работа студентов после занятий может быть самостоятельной и организованной преподавателями или вспомогательным персоналом кафедры и факультета. Она включает подготовку к учебным занятиям, научно-исследовательскую работу (подготовка и написание курсовой работы) и внеаудиторное чтение. Данные виды деятельности осуществляются в учебной аудитории, библиотеке и компьютерном классе. Таким образом, внеаудиторной учебной работой преподавателя можно считать организацию научно-исследовательской работы студентов, чтение научно-популярной и художественной литературы, а также работу в компьютерном классе.

Внеучебная, или культурно-организационная, работа - это широкий спектр различных адаптационных мероприятий. Как отмечает Е. В. Степаненко, она является фактором управления адаптационными процессами в вузе (2). Принимая во внимание важность данного вида работы в адаптации иностранных студентов в условиях обучения на довузовском этапе, мы можем называть ее культурно-адаптационной. Преподаватель должен учитывать менталитет студентов, высокую степень их патриотизма и национального самосознания. Главное в этот период - осознание ими специфики родной культуры, взаимовлияния

разных культурных сообществ при сохранении их уникальности.

Для формирования основ межкультурного общения на довузовском этапе необходимо увеличивать контакты иностранных учащихся с российскими студентами. Конечно, на подготовительном факультете они происходят не так уж часто. Например, на факультете подготовки иностранных специалистов Волгоградского государственного технического университета проводятся совместные литературные вечера, посвященные творчеству А. С. Пушкина, с участием студентов Волгоградского института искусств и культуры, совместные выступления студентов подготовительного факультета и студентов ВГТУ на общеуниверситетских и городских концертах, празднование национальных дат, спортивные соревнования. Ежегодно во время каникул для иностранных учащихся организуется отдых в спортивно-оздоровительных лагерях и пансионатах совместно со студентами и сотрудниками университета. Таким образом, учащиеся приобретают и развивают навыки межкультурного общения.

Традиционной формой внеаудиторной работы являются экскурсии, которые проводятся в течение всего учебного года и имеют разную направленность и различные цели (от знакомства с прилегающим к общежитию районом до поездок в разные города и страны). Они помогают иностранным студентам быстрее адаптироваться к жизни и учебе в новых условиях.

Формы внеаудиторной работы с иностранными студентами зависят от традиций факультета или вуза. В ВГТУ на факультете подготовки иностранных специалистов существует традиция проведения занятий клуба русского языка. Основная цель работы клуба - закрепление и расширение языкового и речевого материала, изучаемого в аудитории, использование реальных ситуаций, которые способствуют процессу усвоения языка в естественных условиях. Исходя из общих целей внеаудиторной деятельности, можно выделить частные задачи работы клуба русского языка:

- развитие способностей к коммуникации с разными людьми за рамками стандартных ситуаций;

- выявление лингвистически и литературно одаренных студентов;

- воспитание умения говорить на иностранном языке публично и умения держать себя перед большой аудиторией;

- психологическая поддержка в студентах уверенности в своих силах и возможностях;

- активизация пассивного словарного запаса студентов;

- формирование у студентов инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Ежегодно на факультете подготовки иностранных специалистов в рамках клуба русского языка проводится олимпиада по русскому языку, которая состоит из двух туров: письменного (сочинения) и устного (конкурса чтецов). Данный внеаудиторный вид работы является не только эффективным средством развития межкультурной

коммуникации, но и способствует формированию основ межкультурной компетентности. Как правило, многие из этих студентов впоследствии активно участвуют в различных университетских, городских и даже всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Одна из форм внеаудиторной работы - подготовка и проведение вечеров знакомства с русской литературой Х1Х-ХХ веков. Театральные постановки осуществляются силами наиболее талантливых студентов филологических групп и стажеров. Основной целью этих мероприятий является личностное развитие студентов.

Таким образом, основными принципами внеаудиторной деятельности являются: сочетание различных форм работы (индивидуальных, групповых, факультетских, общеуниверситетских), учет национальных особенностей учащихся, преемственность с кафедрами основных факульте-

тов и межпредметность, широкое использование страноведческого и краеведческого материала. Эффективными результатами внеаудиторной деятельности можно считать снятие языкового барьера, повышение мотивации обучения и уровня знаний учащихся, развитие основ межкультурного общения.

Литература

1. Буренок Е. А. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения английскому языку студентов туристкого вуза: дис. ... канд. пед. наук. Сходня, 2004 //http:// www.disser.bis/1328/htm

2. Степаненко Е. В. Организация внеаудиторной работы с иностранными студентами как фактор управления адаптационными процессами в вузе // Научный вестник МГТУ ГА. Общество, экономика, образование. 2003. № 67. С. 97.

Е. S. ROMANYUK. OUT-OF-CLASS WORK WITH FOREIGN STUDENTS AS MEANS OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION FORMING

This article is dedicated to disputable problems concerning the teaching of foreign students to the Russian language as well as organization of out-of-class activity which is the bases of cross-cultural communication.

Key words: cross-cultural communication, adaptation, out-of-class activity, social and cultural environment, ethnic identity.

Л. А. ХАМУЛА, А. Я. ХАМУЛА

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ДОМИНИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

В статье поднимается проблема повышения качества подготовки специалиста за счет внедрения ком-петентностного подхода. Рассматриваются методы модернизации системы образования, в результате применения которых человек пропускает информацию через свои переживания и поступки.

Ключевые слова: качество образования, компетентностный подход, образовательная система, формы организации учебной деятельности.

Качество образования, как и качество вообще, - понятие довольно сложное. Традиционно о качестве профессионального образования судят по оценкам успеваемости обучаемых, полученным в результате выполнения ими контрольных процедур, включая зачеты, экзамены, тесты. Но мало кто сомневается насчет того, что эти академические процедуры ничего общего не имеют с тем, насколько компетентным окажется выпускник в социальной жизни и профессиональной деятельности.

Знания и даже умения и навыки, которые не находят своего практического применения, забываются еще во время обучения. Да и нет смысла держать в памяти горы учебной информации, востребованной лишь на экзаменах и зачетах.

Качество высшего образования, по мнению Н. А. Селезнева, представляет собой сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, процесса, образовательной системы)

многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) (1). При этом его критериями являются признаки степени соответствия качества установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам (там же).

В теории справедливо говорится об ориентации системы высшего образования на воспитание развитой личности специалиста, однако «цену» выпускника устанавливает рынок труда в зависимости, прежде всего, от качества его практической подготовки и уровня компетентности. Очевидно, что главным для работодателя является результат профессионального образования, представляющий собой соответствие личностных, профессиональных и социальных характеристик молодого специалиста жизненным потребностям, включая потребности самого выпускника вуза, производства и общества.

Образование - сфера духовного производства, уникальная особенность которого состоит в том,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.