Научная статья на тему 'Компетентностный подход как доминирующее средство повышения качества подготовки специалиста'

Компетентностный подход как доминирующее средство повышения качества подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамула Л.А., Хамула А.Я.

В статье поднимается проблема повышения качества подготовки специалиста за счет внедрения компетентностного подхода. Рассматриваются методы модернизации системы образования, в результате применения которых человек пропускает информацию через свои переживания и поступки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как доминирующее средство повышения качества подготовки специалиста»

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (28), 2008

62 —

коммуникации, но и способствует формированию основ межкультурной компетентности. Как правило, многие из этих студентов впоследствии активно участвуют в различных университетских, городских и даже всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Одна из форм внеаудиторной работы - подготовка и проведение вечеров знакомства с русской литературой Х1Х-ХХ веков. Театральные постановки осуществляются силами наиболее талантливых студентов филологических групп и стажеров. Основной целью этих мероприятий является личностное развитие студентов.

Таким образом, основными принципами внеаудиторной деятельности являются: сочетание различных форм работы (индивидуальных, групповых, факультетских, общеуниверситетских), учет национальных особенностей учащихся, преемственность с кафедрами основных факульте-

тов и межпредметность, широкое использование страноведческого и краеведческого материала. Эффективными результатами внеаудиторной деятельности можно считать снятие языкового барьера, повышение мотивации обучения и уровня знаний учащихся, развитие основ межкультурного общения.

Литература

1. Буренок Е. А. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения английскому языку студентов туристкого вуза: дис. ... канд. пед. наук. Сходня, 2004 //http:// www.disser.bis/1328/htm

2. Степаненко Е. В. Организация внеаудиторной работы с иностранными студентами как фактор управления адаптационными процессами в вузе // Научный вестник МГТУ ГА. Общество, экономика, образование. 2003. № 67. С. 97.

Е. S. ROMANYUK. OUT-OF-CLASS WORK WITH FOREIGN STUDENTS AS MEANS OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION FORMING

This article is dedicated to disputable problems concerning the teaching of foreign students to the Russian language as well as organization of out-of-class activity which is the bases of cross-cultural communication.

Key words: cross-cultural communication, adaptation, out-of-class activity, social and cultural environment, ethnic identity.

Л. А. ХАМУЛА, А. Я. ХАМУЛА

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ДОМИНИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

В статье поднимается проблема повышения качества подготовки специалиста за счет внедрения ком-петентностного подхода. Рассматриваются методы модернизации системы образования, в результате применения которых человек пропускает информацию через свои переживания и поступки.

Ключевые слова: качество образования, компетентностный подход, образовательная система, формы организации учебной деятельности.

Качество образования, как и качество вообще, - понятие довольно сложное. Традиционно о качестве профессионального образования судят по оценкам успеваемости обучаемых, полученным в результате выполнения ими контрольных процедур, включая зачеты, экзамены, тесты. Но мало кто сомневается насчет того, что эти академические процедуры ничего общего не имеют с тем, насколько компетентным окажется выпускник в социальной жизни и профессиональной деятельности.

Знания и даже умения и навыки, которые не находят своего практического применения, забываются еще во время обучения. Да и нет смысла держать в памяти горы учебной информации, востребованной лишь на экзаменах и зачетах.

Качество высшего образования, по мнению Н. А. Селезнева, представляет собой сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, процесса, образовательной системы)

многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) (1). При этом его критериями являются признаки степени соответствия качества установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам (там же).

В теории справедливо говорится об ориентации системы высшего образования на воспитание развитой личности специалиста, однако «цену» выпускника устанавливает рынок труда в зависимости, прежде всего, от качества его практической подготовки и уровня компетентности. Очевидно, что главным для работодателя является результат профессионального образования, представляющий собой соответствие личностных, профессиональных и социальных характеристик молодого специалиста жизненным потребностям, включая потребности самого выпускника вуза, производства и общества.

Образование - сфера духовного производства, уникальная особенность которого состоит в том,

№ 3 (28), 2008

"Культурная жизнь Юга России"

что обучаемый выступает в нем одновременно в двух аспектах. С одной стороны, его сознание и деятельность являются специфическим предметом профессионального труда преподавателей, направленного на его развитие как специалиста. С другой - обучаемый активно сотрудничает с педагогами, развивая свои общие и профессиональные способности. Следовательно, в системе образования совершается сложнейшая работа, качество результата которой может и должно оцениваться в конечном счете не академической успеваемостью обучаемых, а результатами их профессиональной деятельности по окончании вуза (2).

В традиционном обучении социально-нравственное содержание жизни и деятельности людей передается будущему специалисту в форме той же информации, абстрактной знаковой системы, что и предметно-технологическое содержание по профилю вуза. Поэтому оно оказывается для обучаемого «знаемым», а не прожитым еще в аудитории (3). И только пропущенная через собственные переживания и поступки человека информация может стать его живым знанием, отношением, нравственной нормой, воспитанностью.

Результаты производственной и социокультурной деятельности выпускника вуза - наиболее объективные и верные показатели качества его подготовки. Трудность состоит в том, что при существующем порядке вещей эти показатели отсрочены, они могут проявиться только через несколько лет. При этом их сложно, если вообще возможно, выявить и объективно оценить. Поэтому обращаются к внутрисистемным потребностям, требованиям, нормам, стандартам, в соответствии с которыми фактически и ведется мониторинг качества образования «как результата, как процесса, как образовательной системы» (4).

Но преобладающее объяснительно-иллюстративное обучение по своим содержанию, организационным формам и процессу является лишь весьма далекой искусственной моделью реалий социальной жизни и профессиональной деятельности, слабо с ними связанной.

Между тем к старшим курсам обучаемый попадает в промежуточную позицию: сегодня он еще студент, а завтра - молодой специалист. Переход от учения к профессиональной деятельности весьма непрост; процесс профессионально-предметной и социальной адаптации занимает, по недавним данным, 3-5 лет. Причем социальная адаптация зачастую проходит труднее и драматичнее, поскольку обучение социальной компетентности, практике совместной деятельности, ролевому и должностному взаимодействию не входит в содержание обучения (5).

Каждый отдельный преподаватель отвечает только за содержание своего предмета, организацию процесса его усвоения и академического контроля. При этом основные формы организации учебной деятельности также искусственны: они специально придуманы как формы образовательного процесса и вне его рамок практически не встречаются.

Образовательная система, состоящая из совокупности специальных программ, сети реализующих их учебных заведений и системы управления образованием, влияет на качество образования и его оценку. Ясно, что она должна соответствующим образом модернизироваться, чтобы обеспечить повышение качества подготовки специалистов. Компетентностный подход позволит ускорить этот процесс.

В образовательной системе России все еще остается основным традиционный, объяснительно-иллюстративный метод обучения, настроенный главным образом на передачу теоретической информации. Пятибалльная, а фактически четырехбалльная система оценки академической успеваемости школьников и студентов соответствует этому типу и исправно выполняет свои контрольные функции. Однако, как известно, с помощью устаревших технологий получить товар нужного качества невозможно.

Внедрение компетентностного подхода меняет не только результативную основу образования (во взаимодействии с которой можно задавать его цели, критерии и процедуры диагностики уровня их реального достижения), но и сам тип обучения с иными, адекватными этим целям, критериям и процедурам содержанием, формами, методами, средствами, организацией соответствующей образовательной среды и деятельности в ней обучающих и обучаемых.

Литература

1. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-докл. М., 2001.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

3. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: докл. на отд-нии философии образования и теории педагогики РАО 23 апр. 2002 г. Центр «Эйдос» //www/eidos.ru/news/compet/htm.

5. Байденко В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компе-тентностном формате. М., 2004.

L. A. KHAMULA, A. YA. KHAMULA. COMPETENCE APPROACH AS THE LEADING MEANS OF SPECIALIST PREPARATION QUALITY

The article deals with the problem of improving the quality of education by the competence approach usage. The methods of educational system modernization are under consideration. The appliance of such methods helps a person to master his knowledge much better.

Key words: the quality of education, competence approach, forms of educational activity organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.