12. Татур Ю.Г. Компетентность в модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование. - 2004. - № 3. - С. 24-31.
13. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компе-тентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - №8.-С.26-31.
14. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения Ч.1. / П.М. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1992.- 175 с.
УДК 378.147-322 ББК Ч 481.26. 7
Г.И. Голобокова
реализация компетентностного подхода при самостоятельной работе студентов в вузе
В статье рассмотрены современные требования к специалисту, проведено сравнение квалификационной (зна-ниевой) и компетентностной модели высшего профессионального обучения, выявлено значение самостоятельной работы студентов в системе профессиональной подготовки, обозначена роль самостоятельной работы студентов при формировании компетентностного специалиста.
Ключевые слова: Компетентность, компетенции, квалификация, подход, самостоятельная работа студентов, профессиональная деятельность.
G.I. Golobokova
Realisation of cometentive approach in independent work of students at highshool
In clause modern requirements to the expert are considered, comparison qualifying and competence models of the maximum vocational training is lead, value of independent work of students in system of vocational training is revealed, the role of independent work of students is designated at formation competence the expert.
Keywords: Competence, the competence, qualification, the approach, independent work of students, professional work..
Действующие в нашей стране стандарты высшего профессионального образования созданы на базе квалификационной модели специалиста, достаточно жестко привязанной к объекту и предмету труда. В последнее время наметилась тенденция к переходу от квалификационной модели к компе-тентностной. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года, предусматривает «введение новых образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода, в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности» [6, с. 11].
Под компетентностным подходом можно понимать «метод моделирования результатов образования и их представления как нормы качества высшего образования»[1]. Над этой темой работали многие ученые (В.И. Байденко,
Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.). Каждый автор предлагает свой подход к определению компетенций. Анализируя работы исследователей, можно выделить в них общую идею, что компетенция содержит в себе не только профессиональные знания и умения, но
и внепрофессиональные навыки, характеризующие конкретную личность.
Изменения, происходящие в современном мире, ведут к становлению такого типа культуры, для которого чисто «знаниевое» образование оказывается неэффективным и нецелесообразным. Действующий в настоящее время «квалификационный» (он же «знаниевый») подход в сфере образования входит в противоречие с характером последующей профессиональной деятельности выпускника. В статье Н. Сальникова и
С. Бурухина «Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели» [7, с. 4] приведена таблица, в которой представлены противоречия учебной и профессиональной деятельности в рамках существующего подхода (см. табл.1 ).
Преодоление существующих противоречий, решение сформулированных временем задач становится невозможным в рамках существующей модели образования. В последнее время одним из ключевых направлений реформиро-
Таблица 1
Противоречия учебной и профессиональной деятельности в рамках «знаниевой» модели образования
Учебная деятельность Профессиональная деятельность
Цель - формирование предметных и предметно-технологических знаний, умений и навыков (ЗУН) Включает в себя помимо предметных и предметнотехнологических знаний, умений и навыков компетенции социальности, культуросообразности, мотивированности к профессиональной деятельности и жизни
Предполагает развитую познавательную мотивацию Предполагает профессиональную мотивацию
Предмет учения - учебная информация Предмет профессиональной деятельности -объект, на котором реализуется профессиональная деятельность (учитель - ученик, его сознание, психика, душа)
Содержание обучения рассыпано по множеству учебных дисциплин Содержание труда предполагает системное применение зун
У студента в основном эксплуатируются внимание, восприятие, память и моторика Предполагает триединство души и тела
Студент занимает «пассивную» позицию. Активность только как ответная реакция на управляющее воздействие преподавателя Предполагает у субъекта активность и инициативность
Студент получает статичную учебную информацию Использование информации в трудовой деятельности динамично во времени и в пространстве
В обучении студент выступает как одиночка (принцип индивидуализации) Совместная деятельность специалистов
Таблица 2
«квалификационный» и «компетентностный» подходы [ 7, с. 5]
Квалификационный подход Компетентностный подход
Ориентирован на получение квалификации и жестко привязан к предмету профессиональной деятельности. Предполагает прежде всего влияние предметного контекста будущей профессиональной деятельности на процесс и результаты учебной деятельности Ориентирован на формирование личности специалиста, выраженной в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности и высокой мотивации осуществлять все вицы профессиональной и социальной деятельности. Предполагает активное и взаимодополняющее влияние предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности
Дисциплинарная (предметно-содержательная) модель обучения. Содержание подготовки выстраивается из большого набора дисциплин, каждая из которых разворачивается исходя из логики своей предметной области Междисциплинарная, интегративная (надпредмет-ная) модель обучения. Комплексная подготовка, междисциплинарные знания и умения, готовность к профессиональной деятельности
Результат образовательного процесса описывается ЗУНами Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций специалиста
Качество подготовки выпускника представляется как нечто производное от числа прослушанных курсов Качество подготовки определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности
Пассивная модель: учим предметам, а в конце обучения выясняем, какие компетентности сформировались, а какие нет Активная модель: направлена на формирование компетенций. Усиливает практико-ориентированность ценностно-смысловой и личностной составляющих образования, выделяет операциональную, навыковую сторону результата образования
Основывается на жестко регламентированных ГОС ВПО второго поколения Основывается на широкой вариативности ГОС ВПО третьего поколения, дающей, с одной стороны, возможность «конструировать» содержание образовательного процесса в соответствии с запросами заказчика - студента (индивидуальные образовательные траектории), работодателя (государство,бизнес), а с другой - позволяет сохранить высокое качество подготовки
Преимущественно «академический» характер образовательных технологий (передача знаний) Приоритетные образовательные технологии: проблемное обучение, технологии сотрудничества, метод проектов, ИКТ, модульное обучение. Предполагается обучение в контексте задач будущей профессиональной деятельности
Акцент квалификационного подхода направлен на содержание образования (что преподают) Акцент компетентностного подхода направлен на результат образования (какими компетенциями обладает студент, что он знает и готов делать)
Формирование социально-личностных компетенций определяется в рамках структуры и содержания цикла гуманитарных и социальных дисциплин Формирование социально-личностных компетенций определяется не только в рамках структуры и содержания цикла гуманитарных и социальных дисциплин, но и за счет социального контекста операциональной стороны освоения образовательных программ
Преподаватель осуществляет управляющее воздействие (активный участник образовательного процесса). Студент реагирует на управляющее воздействие (пассивный участник образовательного процесса) Преподаватель и студент выступают как равные субъекты учебного процесса, имеющие свои задачи и ответственность, но объединенные единой образовательной целью
Овладение профессией осуществляется как процесс накопления совокупности предметных знаний, умений, навыков Овладение профессией осуществляется как движение от учебной деятельности академического типа (через квазипрофессиональную и учебнопрофессиональную) к профессиональной деятельности посредством технологий контекстного обучения
вания российской высшей школы являются попытки спроектировать ком-петентностную модель специалиста. Авторы вышеназванной статьи попытались разобраться «в сходстве и различии «квалификационного» и «компе-тентностного» подходов, сопоставив их цели, содержание, технологии реализа-
ции, актуальность в контексте осуществления социальных стратегий развития общества» [7, с. 4]. Сравнительные характеристики обоих подходов они свели в таблицу, которая помогает увидеть преимущества и недостатки основных положений квалификационной и ком-петентностной модели специалиста.
В научных исследованиях, посвященных теме компетентностного подхода [1; 2; 3; 4; 5], выделено несколько десятков различных компетенций в тех или иных сферах человеческой деятельности. Соответственно, существуют различные подходы к классификации компетенций.
По Европейской системе квалификаций различают:
- когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте;
- функциональную компетенцию (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;
- личностную компетенцию, ориентирующую поведенческие умения в конкретной ситуации;
- этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.
Значительно более полной и продуманной представляется классификация, предложенная В.И. Байденко [2]:
- социально-личностные компетенции раскрывают способность личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию, а также обеспечивают жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом;
- экономические компетенции включают в себя способность личности к эффективному предпринимательскому поведению;
- общенаучные компетенции выражают готовность и способность личности к конструктивному использованию знаний, методов и технологий, которые постоянно обновляются и развиваются;
- организационно-управленческие компетенции представляют собой способность личности к целесообразной дея-
тельности по формированию производственных коллективов, управленческих команд;
- общепрофессиональные компетенции очерчивают круг способностей личности к методологическому использованию теоретических основ их профессиональной деятельности;
- специальные компетенции выражают собственно профессиональный профиль выпускника, идентифицирующий его профессиональную деятельность в конкретной предметной области на соответствующем квалификационном уровне.
И.А. Зимняя предлагает классификацию, построенную по иному основанию [4]:
- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
В работе Э.Ф. Зеера [3] структура компетенций представлена как характеристика социально - профессиональных единиц обновления содержания профессионального образования:
- базовые (ключевые) компетентности, овладение ими позволяет решать проблемные ситуации в повседневной, профессиональной и социальной сферах, они надпредметны и междисциплинарны;
- социально-профессиональные компетенции определяются как способность и готовность мобилизовывать в профессиональной деятельности собственные знания и умения, а также обобщенные способы выполнения действий, приобретенные в процессе обучения;
- ключевые квалификации - комплекс психологических качеств, способностей в структуре общей квалификации специалиста, которые имеют широкий
радиус действия, обеспечивая доступ к эффективному выполнению общепрофессиональных функций.
Анализ ключевых конструктов обновления содержания профессионального образования позволяет структурировать их по следующим основным направлениям: общекультурные, социальные, учебно-познавательные, организационные и специальные [3].
Профессиональная подготовка будущего специалиста возможна на основе внедрения принципиально новых стратегий организации обучения, ориентированных на подготовку человека к будущей деятельности. Одно из требований времени к системе профессионального образования - это обеспечение инновационного содержания профессиональной деятельности специалистов на протяжении всей жизни, развитие нестандартного мышления в сочетании с нравственноэтическими критериями при выборе профессиональных решений.
В отличие от традиционного обучения, направленного на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, инновационные технологии в подготовке специалистов ориентированы на развитие способностей обучаемых к совместным действиям в новых ситуациях. В связи с этим осуществляется переход к новому принципу организации учебного процесса как целостной учебно-воспитательной ситуации, в структуре которой выделяются следующие компоненты: 1) учебно-познавательный; 2) учебно-организационный; 3) социально-коммуникативный; 4)личностно-ценностный;5)пространст-венно-временной. Взаимосвязь данных компонентов обеспечивает создание особого профессионально-образовательного пространства, характеризующегося многоуровневостью, системной организацией учебного процесса, в том числе на основе организации самостоятельной работы студентов [3].
На основе анализа работ ученых выделим цели и результаты самостоятельной работы (Ю.К. Бабанский, И.А. Зимняя, Г.М. Коджаспирова, П.И. Пидкаси-стый и др.)
Целями самостоятельной работы студентов являются:
• Формирование у учащегося необходимого объема и уровня знаний, умений и навыков для решения определенного класса познавательных задач;
• Выработка психологической установки на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и умений ориентироваться в потоке научной информации;
• Формирование навыков саморегуляции, личностных качеств, повышение предметной компетенции [4].
И.А.Зимняя определяет результатом самостоятельной работы совершенствование личностных качеств - высокого уровня самосознания, адекватной самооценки, рефлексивного мышления, самостоятельности, организованности, сформированности волевых качеств [4].
Роль самостоятельной работы в формировании современного высококвалифицированного специалиста исключительно велика. Именно в процессе индивидуальных самостоятельных занятий воспитываются такие важные качества личности как самостоятельность, ответственность, самодисциплина, организованность, приемы самообразования, развиваются знания, умения и навыки, способности к творческому изучению вопросов науки и техники, критичность ума, умение ориентироваться в стремительно возрастающем потоке научной информации. Таким образом, прослеживается взаимосвязь понятий «деятельность - самостоятельная работа -компетенции». Самостоятельная работа студентов занимает особое место в реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста в вузе.
Таблица 3
характеристика социально-профессиональных компетенций [3, с. 61]
Показатель
Качества
образования
Содержание
показателя
Критерии оценки показателя
Социальные
компетенции
Познавательные компетенции
методические
компетенции
организационные компетенции
Специальные
компетенции
Способность к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей и др.
Способность к систематизации, оценке учебнопрофессиональной информации, самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей
Способность и готовность к самостоятельному выбору и применению освоенных методов, способов при выполнении учебно-профессиональных заданий
Способность и готовность самостоятельно организовывать учебно-профессиональную деятельность на основе ее планирования и оценки
Способность самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм
Обмениваться информацией Способствовать сотрудничеству Использовать критику и самокритику Уметь улаживать разногласия и конфликты Проявлять эмоциональную устойчивость в ситуациях социально-профессиональной напряженности
Проявлять терпимость к другим мнениям и позициям
Оказывать при необходимости помощь Участвовать в работе команд Самостоятельно обрабатывать информацию Структурировать информацию Уметь конспектировать Самостоятельно учиться
Переносить освоенные способы учения в новые ситуации
Устанавливать межпредметные связи Находить источники информации Применять различные приемы учения Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами
Правильно обращаться с аудиовизуальной техникой
Выбирать соответствующие методы решения проблемы
Находить и оценивать альтернативы решения проблемы
Определять цели работы Определять порядок работы Обобщать результаты Осуществлять самоконтроль Выявлять ошибки
Использовать в работе ранее полученные результаты
Оценивать и корректировать планы Определять временной режим работы Уметь противостоять неуверенности и неопределенности
Применять знания и умения на практике Рационализировать отдельные производственные процессы
Гибко перестраиваться в новых ситуациях Обеспечивать качество выполняемой работы Определять параметры рабочих процессов и оценивать их
Оценивать результаты работы с экономической и экологической точек зрения
Использовать профессиональную терминологию Соблюдать технику безопасности Уметь использовать новые технологии информационного и коммуникационного взаимодействия
На основе анализа содержания показателя социально-профессиональных компетенций и уровней, форм и видов самостоятельной работы студентов (СРС) можно установить соответствие формирующейся социальнопрофессиональной компетенции уровням, формам и видам самостоятельной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки (табл.4).
Развитие самостоятельности студентов в вузе выступает в качестве ключевого момента в процессе профессиональной подготовки. Студенты с высокоразвитой самостоятельностью, имеющие сформированную потребность повышать личный профессиональ-
ный потенциал, развивать предметнопрофессиональное мышление, в своей дальнейшей деятельности будут способны творчески, нестандартно подходить к решению профессиональных задач. Высокий уровень развития самостоятельности способствует процессу постоянного самообучения и самосовершенствования, тем самым формирует высокопрофессионального компетентного специалиста. Выпускник вуза способен и готов мобилизовывать в профессиональной деятельности собственные знания и умения, а также обобщенные способы выполнения действий, приобретенные в процессе обучения.
Таблица 4
Соответствие формирующейся социально-профессиональной компетенции уровням, формам и видам самостоятельной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки
Уровни СРС Формы и виды СРС Формирующиеся компетенции
1 уровень - воспроизводящие работы по образцу Умение самостоятельно работать с учебником, найти ответ на поставленный вопрос, решить примеры, задачу аудиторная СРС; внеаудиторная СРС; индивидуальная СРС; групповая СРС; коллективная СРС; теоретическая, практическая деятельность; Познавательная компетенция; Методическая компетенция; Организационная компетенция;
2 уровень - реконструктивновариативные работы Умение развить идею решения задания в конкретный способ применительно к условиям задачи. аудиторная СРС; внеаудиторная СРС; индивидуальная; групповая; коллективная; теоретическая, практическая деятельность; Познавательная компетенция; Методическая компетенция; Организационная компетенция; Специальная компетенция;
3 уровень - эвристические работы Умение разрешить проблемную ситуацию, созданную преподавателем по ходу занятия, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества аудиторная СРС; внеаудиторная СРС; индивидуальная; групповая; коллективная; теоретическая, практическая деятельность; деятельность с элементами исследования и творчества Социальная компетенция; Познавательная компетенция; Методическая компетенция; Организационная компетенция; Специальная компетенция;
4 уровень - творческие (исследовательские) работы Умение раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения, оценки на основе анализа исходных данных решаемой задачи внеаудиторная СРС; индивидуальная, групповая; теоретическая исследовательская творческая деятельность; практическая исследовательская, творческая деятельность; Социальная компетенция; Познавательные компетенции; Методические компетенции; Организационные компетенции; Специальные компетенции;
Список литературы
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России.- 2004. - №11. - С. 3-14.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2005. - 216 с.
4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня, 2005. - № 11. - С. 14-20.
5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицы-ной. - СПб.: Изд-во РГПу им. А.И.Герцена,2005. - 392 с.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010: Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г. // Бюллетень Минобразования. -2002. - №2. - С. 2-31.
7. Сальников Н, Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России, 2008. - № 8. - С. 3-12.
УДК 781 ББК Щ 310
Н.И. Козлов
к проблеме освоения семантики средств музыкальной выразительности в процессе развития восприятия произведений музыкального искусства
Вопросы о полноценности художественного переживания, освещаемых в статье - это вопросы о сущности развития слушательской культуры, о гуманности в содержании музыкальных произведений и их осмыслении.
В статье представлены взгляды музыковедов, психологов, искусствоведов, социологов на проблему развития восприятия и осмысления содержания музыкальных произведений посредством обращения к семантическим особенностям средств музыкальной выразительности, ибо каждое средство обладает своим кругом интонационных, т.е.
художественно-выразительных возможностей, находится в зависимости от конкретного контекста, в котором оно выступает.
Ключевые слова: восприятие, музыкальное мышление, семантика, музыкальный язык, музыкальная речь, выразительные средства, интонация, мелодия, лад, мажор, минор, метр, ритм, динамика, гармония, тембр, многоголосье, полифония, фабула, стиль, специфика музыки, музыкальность.
N.I. Kozlov
To The Issue of The Mastery by
Semantics' Facilities of the musical Expressive means In the Process of Perception Development of the Works of musical Art
The main issues describing in the article are the full value of artistic experience, i.e. the essence of the cultural development of hearers, the humanity of the contents of musical works and their interpretation.