Научная статья на тему 'Роль самостоятельной работы студентов в формировании предпосылок их будущего профессионального становления'

Роль самостоятельной работы студентов в формировании предпосылок их будущего профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1196
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / COMPETENCE / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старшинова Т. А., Хайруллина Э. И., Сайфуллин Р. С.

Рассмотрена организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Выявлено, что реализуемые в практике Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения, профессиональные программы, квалификационные характеристики специалистов отрасли связи показывают значительную долю распределения времени для самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старшинова Т. А., Хайруллина Э. И., Сайфуллин Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consider the organization of independent work of students in the context of the competence-based approach. It was revealed that realized in practice, federal state educational standards of vocational education of the third-generation professional programs, qualifying characteristics IT specialists show a significant share of the allocation of time for self-study students.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельной работы студентов в формировании предпосылок их будущего профессионального становления»

Т. А. Старшинова, Э. И. Хайруллина, Р. С. Сайфуллин РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ИХ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Ключевые слова: компетенции, самостоятельная работа студентов.

Рассмотрена организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Выявлено, что реализуемые в практике Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения, профессиональные программы, квалификационные характеристики специалистов отрасли связи показывают значительную долю распределения времени для самостоятельной работы студентов.

Keywords: competence, independent work of students.

Consider the organization of independent work of students in the context of the competence-based approach. It was revealed that realized in practice, federal state educational standards of vocational education of the third-generation professional programs, qualifying characteristics IT specialists show a significant share of the allocation of time for self-study students.

Самостоятельная работа как неотъемлемая часть педагогического процесса

многофункциональна. Участие в ней развивает личность, формирует ее познавательные интересы и познавательные потребности, способствует формированию интереса к профессии и профессиональных устремлений. Личностная значимость самостоятельной работы студентов проявляется прежде всего в том, что знания, умения, навыки, приобретенные в ходе ее, затрагивают всю его познавательную сферу: мышление, память, воображение, чувства, волю.

Самостоятельная работа студента (СРС) способствует развитию компетентности студентов: умению организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество, принимать решения и нести ответственность за принятые решения. То есть самостоятельная работа является значимым фактором, способствующим развитию

профессиональных компетенций будущих техников по эксплуатации многоканальных

телекоммуникационных систем.

Изучая вопрос организации СРС в условиях Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения (ФГОС СПО), перед нами встала задача: раскрыть понятие «самостоятельная работа». Рядом авторов самостоятельная работа определяется как метод обучения (А.Г. Ковалёв, А.И. Бушли, И.В. Кузьмин, П.А. Глориозов, И.Я. Лернер), как приём учения (А.Ф. Соловьёва, Т.П. Герасимова, В. А. Коринская,

A. В. Усова), как средство обучения и форма

учебно-научного познания (П.И. Пидкасистый, Е. Л. Белкин, М.Г. Г арунов), как система организации педагогических условий,

обеспечивающих управление учебной

деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов,

B.Я. Ляудис), как работа, выполняющаяся без

непосредственного участия преподавателя

(Б.П. Есипов, Р.М. Микельсон), как

самообразование (С.И. Зиновьев).

Самостоятельная работа понимается рядом авторов как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (И.И. Ильясов, В.Я.Ляудис, В.Граф). Иногда самостоятельная работа отождествляется с самообразованием (С.И. Зиновьев).

Как видно из приведенных выше определений и толкований, этот вид учебной деятельности рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

Довольно полное определение

самостоятельной работы дает в своих исследованиях Б. П. Есипов: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий». Автор также отмечает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность обучающихся [1].

В работе А. И. Зимней: «Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику

удовлетворение как процесс

самосовершенствования и самопознания» [2].

По мнению Вербицкого А. А «самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала, но и его расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени» [3].

По нашему мнению, наиболее полное определение самостоятельной работы дается В. И. Андреевым. Его точка зрения обусловливается тем, что в процессе самостоятельной работы обучающихся могут быть применены самые разнообразные методы и приемы обучения, и поэтому, по его мнению, подводить

самостоятельную работу под понятие «метод» в качестве родового понятия некорректно. Также он считает, что понятие «средство» является не основным, а лишь вспомогательным, частным признаком и не может быть взято за родовое понятие. Таким образом, самостоятельная работа учащихся - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств [4].

Опираясь на рассмотренные нами источники, видно, что самостоятельная работа рассматривается, прежде всего, как вид деятельности, направленный на достижение определенных учебных целей. Следует также отметить и то, что самостоятельная работа студентов формирует навыки самообразования и самоорганизации, которые необходимы для достижения высокого уровня профессиональной квалификации.

Самостоятельная работа студента может быть как аудиторной, то есть выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной и включает:

- выполнение самостоятельных заданий в лабораторных и теоретических практикумах, на семинарах и практических занятиях;

- работу над отдельными темами учебных дисциплин;

- выполнение контрольных и курсовых работ;

- прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий;

- подготовку ко всем видам контрольных испытаний;

- подготовку к итоговой аттестации и выполнение квалификационной выпускной работы;

- участие в научной и научно-методической работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах.

Проектирование современных

образовательных программ требует конкретизации новых методов, форм и технологий обучения, направленных на развитие профессиональной

компетентности [5]. В частности компетентностный поход предъявляет свои требования к организации самостоятельной работы студентов.

Требования к подготовке самостоятельного, активного, компетентного специалиста,

соответствующе современным потребностям единого информационного общества изложены в государственных образовательных стандартах. Модернизация современного профессионального образования предусматривает повышение самостоятельности студентов с целью формирования у них необходимых умений для освоения новой информации в сфере профессиональной деятельности, эффективной адаптации к новым условиям труда. В процессе подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена необходимо особое внимание уделять формированию профессиональных и личностных качеств.

Реализуемые в практике Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения, профессиональные программы, квалификационные характеристики специалистов отрасли связи показывают значительную долю распределения времени для самостоятельной работы студентов.

Согласно ФГОС СПО третьего поколения, будущий техник по эксплуатации многоканальных телекоммуникационных систем должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные и профессиональные сведения.

Будущий техник по эксплуатации многоканальных телекоммуникационных систем в своей профессиональной деятельности будет обеспечивать техническую эксплуатацию

многоканальных телекоммуникационных систем и инфокоммуникационных сетей отрасли связи.

Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.

Развитие систем связи и информатизации является одним из важнейших приоритетов научно -технической и экономической политики в условиях формирования рыночной экономики, возрастает потребность в высококачественных, на уровне мировых стандартов, услугах связи, а следовательно в подготовке компетентных специалистов.

Будущий техник по эксплуатации многоканальных телекоммуникационных систем столкнется с необходимостью: уметь работать с

технической документацией; пользоваться нормативной и справочной литературой для проведения ремонтных и эксплуатационных работ,

использовать современные программные продукты для контроля соответствия качества обслуживания систем связи установленным нормативам.

Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов среднего

профессионального образования третьего

поколения, программ междисциплинарных

комплексов профессиональных модулей показывает, что для подготовки образованных,

конкурентоспособных специалистов, способных

решать сложные комплексные задачи, повышать уровень мастерства, быстро осваивать новые и смежные виды профессиональной деятельности необходимо усилить внимание к самостоятельной работе.

Сравнивая Федеральные государственные образовательные стандарты среднего

профессионального образования второго и третьего поколения, можно отметить увеличение процентной доли часов на самостоятельную работу студентов. В ФГОС-2 самостоятельная работа студентов составляла 30% от количества аудиторных часов, в ФГОС-3 самостоятельной работе студентов отводится 50% от количества аудиторных часов [6].

Изучая роль самостоятельной работы

студентов в развитии профессиональных компетенций будущих техников по эксплуатации многоканальных телекоммуникационных систем, мы провели анкетирование преподавателей ГБОУ СПО Казанский электротехникум связи.

В анкете было предложено ответить на вопрос: «Является ли самостоятельная работа

студентов (СРС) значим фактором развития профессиональных компетенций?». Результаты анкетирования представлены на диаграмме (рис.1). «1» - ответили: «Да, является», «0» - ответили «нет».

Рис. 1 - Результаты анкетирования

преподавателей

По результатам анкетирования 94,12 % процентов респондентов подтверждают значимость самостоятельной работы студента, как фактора развития профессиональных компетенций. Только 5,88 % опрошенных респондентов, считают, что самостоятельная работа студентов не будет играть важную роль в развитии профессиональных компетенций будущих техников по эксплуатации многоканальных телекоммуникационных систем, все необходимые знания, умения и навыки они получат во время аудиторных занятий.

Также преподавателям было предложено ответить на вопрос, что в большей степени влияет на освоение компетенций аудиторная работа или самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

Были предложены варианты ответов:

а) Аудиторная, но и СРС играет значимую

роль.

б) СРС - ключевой фактор.

в) Значение аудиторной работы и СРС равнозначно.

г) СРС не влияет.

д) Свой вариант ответа.

Результаты анкетирования представлены на рисунках 2 и 3.

Проведя анализ результатов анкетирования, стоит отметить, что ответ «СРС не влияет на развитие компетенции» вышел только в 3% случаях. Самый популярный ответ (46,57%) - «в развитии компетенций в большой степени играет роль аудиторная работа студентов, но и СРС играет значимую роль». 33,82 % процента получил ответ «СРС - ключевой фактор» (рис.2).

50.00

а - Аудиторная, но и СРС играет значимую роль. 6 - СРС - ключевой факюр в- Значение одинаково г-СРС не влияв!

Рис. 2 - Результаты анкетирования

преподавателей в процентном выражении ответов по всем компетенциям

Если оценивать результаты анкетирования по отдельным компетенциям, можно выделить компетенции, в развитие которых ключевым фактором является СРС (рис.3):

- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- Самостоятельно определять задачи

профессионального и личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Подводя итоги анкетирования можно отметить, что преподаватели считают, что профессиональным требованием к специалисту становится его готовность самостоятельно

осваивать новые виды техники и технологии, стремление к самообразованию, умение

ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях производства.

преподавателей по отдельным компетенциям

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что становлению компетентного специалиста в отрасли связи способствует в большой степени внутренняя потребность студентов в самообразовании, в стремлении студентов к профессиональному росту.

Стоит отметить, что именно в процессе самостоятельной работы студенты не только закрепляют знания, умения и навыки, но и приобретают профессиональное мировоззрение, начинают понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляют к

ней интерес, учатся самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимаются самообразованием,

осознанно планируют повышение уровня своей компетентности.

Литература

1. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М, Учпедгиз, 1961. - С.15-16., С 34

2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя - М.: Лотос, 2001. — 384 с.

3. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тезисы докладов Все-рос. науч.-метод. конференции. Волгоград: ВолгГТУ, 1994. С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

5. Старшинова Т.А. Психолого-педагогические механизмы формирования профессиональной компетентности в русле педагогической интеграции // Вестник Казан. технол. ун-та. — Казань, 2012. — № 3. — С. 210— 211.

6. Проекты Федерального государственного стандарта (ФГОС) начального и среднего профессионального образования // Федеральный институт развития образования № 927/09 от 5 ноября 2009 г.

© Т. А. Старшинова - канд. пед. наук, доцент каф. ИПП КНИТУ, [email protected]; Э. И. Хайруллина - преп. Казанского электротехникума связи, [email protected]; Р. С. Сайфуллин - д-р техн. наук, профессор каф. ТНВМ КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.