Научная статья на тему 'Компетентностный подход в подготовке бакалавров физики в системе высшего профессионального образования'

Компетентностный подход в подготовке бакалавров физики в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE ABILITY / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамбуева Альбина Борисовна

В статье рассмотрен вопрос подготовки бакалавров физики на физико-техническом факультете в условиях реализации компетентностного подхода. Формирование профессиональной компетентности студентов происходит в процессе изучения профильных дисциплин, в период прохождения учебной и производственной практик, при выполнении самостоятельных работ. На основе анкетирования получен рейтинг профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based approach to bachelor of physics training in the system of higher professional education

He article deals with the problem of bachelor of physics training at Physics and Technology Faculty through a competence-based approach. Formation of professional competence of students is based on studying core subjects, in the period of educational and production practice, while doing the independent work. On the basis of a survey a rating of professional competences has been got.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в подготовке бакалавров физики в системе высшего профессионального образования»

торых любовь к детям, эмпатия, нравственность являются ведущими.

Одной из форм решения проблемы нехватки кадров - это обучение в магистратуре бакалавров по предметным областям - физики, биологии, химии. Такая магистратура дает дополнительную (к «предметному» образованию) подготовку в области педагогики, психологии, теории и практики воспитания, методики преподавания, образовательных технологий, менеджмента, организации, экономики и правового обеспечения образования; предусматривает педагогическую стажировку, освоение навыков исследовательской работы. В нашем институте существует четыре программы магистров педагогики: «высшее образование», «начальное образование», «менеджмент в образовании», особое место занимает магистратура по психолого-педагогическому направлению.

Для поддержки класса методистов возможно создание при вузе Центра педагогического мастерства, где сильнейшие предметники научат лучше, чем любые методисты, во время уроков. А для самих учителей создать условия совершенствования через систему магистратуры и аспирантуры. Таким педагогам нужно дать возможность зарабатывать,

организуя курсы повышения мастерства, при этом будет осуществляться обратная связь - взаимодействие с работодателями и заказчиками педагогических кадров.

Что касается научных школ, то они нуждаются в реальной поддержке как федерального, так и регионального уровней. Например, исследование истории становления школ и науки в регионе должно финансироваться региональными структурами. На наш взгляд, нет смысла подгонять под общие критерии центральные и крупные вузы и региональные, а важно признать, что это вузы принципиально разные, служат различным целям и должны удовлетворять многие требования. Причем России абсолютно необходимо развивать и поддерживать и те, и другие. В любом случае жизнеспособная система образования обязана помогать троечникам стать профессионалами, а не считать своих молодых граждан неспособными, обвинять их в отсутствии таланта и мотивации. Даже если часть наших детей не пойдет работать в школу, это будут уже образованные люди, и повышение общего уровня образованности и воспитанности наших граждан - задача государственная.

Дагбаева Нина Жамсуевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, директор Педагогического института Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 442395.

Dagbaeva Nina Zhamsuevna, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy, director of Pedagogical Institute, Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 378:53

© А.Б. Дамбуева

Компетентностный подход в подготовке бакалавров физики в системе высшего профессионального образования

В статье рассмотрен вопрос подготовки бакалавров физики на физико-техническом факультете в условиях реализации компетентностного подхода. Формирование профессиональной компетентности студентов происходит в процессе изучения профильных дисциплин, в период прохождения учебной и производственной практик, при выполнении самостоятельных работ. На основе анкетирования получен рейтинг профессиональных компетенций.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, профессиональная компетенция.

© A.B. Dambueva

Competence-based approach to bachelor of physics training in the system of higher professional education

The article deals with the problem of bachelor of physics training at Physics and Technology Faculty through a competence-based approach. Formation of professional competence of students is based on studying core subjects, in the period of educational and production practice, while doing the independent work. On the basis of a survey a rating of professional competences has been got.

Keywords: competence-based approach, professional competence ability, professional competence.

В современной ситуации в условиях информатизации общества основная задача вуза заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности. Одним из подходов, позволяющих совершенствовать профессиональную деятельность специалистов, является компетентностный подход, потребность в котором в российском образовании определяется противоречием между содержанием современного образования и «потребностями современной экономики и цивилизации» [1].

Компетентностный подход рассматривается как совокупность принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [2]. Основными критериями качества подготовки выпускников становятся компетентность, под которой понимается совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности, и компетенция, которая объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, интегрирует близкородственные умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности [3].

Важным элементом профессиональной подготовки физиков является формирование профессионально важных качеств выпускника. Для этого образовательные программы учебных дисциплин должны быть направлены на формирование не только общих, но и профессиональных компетентностей.

Исследованиям профессиональной компетентности посвящено множество работ, разными авторами предложены различные определения [4-6]. Проведенный нами анализ психологопедагогической и методической литературы показал, что профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика личности, отражающая ее готовность в качестве субъекта к реализации профессионально значимых знаний, умений и опыта, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Предложена следующая структура формирования профессиональных компетенций выпускника: 1) определение состава компетенций; 2) построение профессионально обусловленной структуры личности выпускника; 3) проектирование содержания образовательного процесса, направленного на формирование компетенций [3].

Состав и содержание компетенций выпускника направления 011200.62 «Физика» определяются в соответствии с поставленными перед вузом задачами профессиональной подготовки, которые решаются в таких видах деятельности, как научно-исследовательская, научно-инновационная, организационно-управленческая, педагогическая и просветительская. Так, в области научно-исследовательской деятельности бакалавр физики должен решать такие задачи, как освоение методов научных исследований, теорий, моделей, и обладать такими профессиональными компетенциями, как способность эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование; способность использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин.

На наш взгляд, профессиональную компетентность бакалавра физики можно рассматривать как совокупность исследовательской, экспериментальной, информационной, коммуникативной и социальной компетенций.

Рассмотрим особенности формирования профессиональной компетентности бакалавров физики на физико-техническом факультете Бурятского государственного университета. Формирование профессиональной компетентности бакалавра физики в процессе профессиональной подготовки происходит при изучении цикла профессиональных дисциплин на лекционных и практических занятиях, на занятиях по общему физическому и специальному практикумам, в период прохождения производственной и учебной практик, а также при выполнении самостоятельной работы.

Профессиональный цикл дисциплин по физике составляет вариативную часть вуза по направлению подготовки 011200.62, для которой знания, умения и навыки предметной сферы профессиональной деятельности определяются основными образовательными программами вуза. В связи с этим преподавателями выпускающих кафедр - общей физики, экспериментальной и теоретической физики, космической физики -разработаны авторские спецкурсы и установлен перечень профессиональных компетенций, которые должны быть освоены студентами при их изучении.

Развитие профессиональной компетентности в условиях реализации компетентностного подхода имеет свои особенности на различных этапах образовательной подготовки в вузе.

На первом и втором курсах в процессе изучения дисциплин базовой части профессиональ-

ного цикла происходит формирование и развитие способностей использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач, применять на практике базовые профессиональные навыки. Именно на младших курсах необходимо создать условия для вовлечения всех студентов в учебный процесс, т.к. на данном этапе возникает внутренняя мотивация, определяющая активную позицию студентов в данном процессе, желание заниматься исследовательской деятельностью. Для достижения указанной цели преподавателями физико-технического факультета используется креативная организация учебного процесса с диалоговыми формами обучения: проведение поисковых бесед, дискуссий; исследовательские наблюдения, опыты и эксперименты; выполнение практических заданий, творческая работа, решение проблемных задач и т.д.

На третьем курсе студенты распределяются по трем профилям: физика конденсированного состояния вещества, фундаментальная физика, физика Земли и планет.

На ознакомительном этапе студентам предлагаются вводные спецкурсы (табл. 1, строка 1), позволяющие получить первоначальные сведения о реализуемых на факультете профилях.

Одним из научных направлений кафедры общей физики Бурятского государственного университета является исследование физических свойств некристаллических твердых тел, осуществляемое под руководством профессора Д.С. Сандитова. Научный и практический интерес, который проявляют к стеклообразным твердым телам, объясняется широким применением этих

материалов на практике. Вместе с тем природа стеклообразного состояния вещества остается до конца невыясненной и в настоящее время нет общепризнанного подхода к трактовке универсальных свойств, наблюдаемых у неорганических стекол, аморфных полимеров, металлических стекол и других стеклообразных систем. В связи с этим студенты активно вовлекаются в исследовательскую деятельность. С этой целью преподавателями кафедры разработаны и внедрены в учебный процесс спецкурсы интегративного характера, содержащие вопросы о физических свойствах полимеров и стекол, их химическом строении, а также широко используются понятия и методы молекулярной физики, термодинамики и статистической физики, а также физической химии (таблица 1).

Введение спецкурсов в учебный процесс рассматривается нами как один из факторов оптимизации условий подготовки бакалавров физики. Это связано с тем, что они создают благоприятные возможности для развития профессиональной компетентности студентов, т.к. их деятельность на спецкурсах содержит элементы будущей профессиональной деятельности: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, использование этих знаний в практической и экспериментальной деятельности; видение новой проблемы в знакомой ситуации; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые; нахождение различных решений проблемных ситуаций; установление связи между различными явлениями.

Таблица 1

Перечень спецкурсов, изучаемых по профилям

Физика конденсированного состояния вещества Фундаментальная физика Физика Земли и планет

Названия спецкурсов

Введение в физику твердого тела Введение в нанотехнологии Введение в солнечно-земную физику

Молекулярная акустика Теория колебаний и волн Физика Солнца

Физика неупорядоченных сред Электродинамика сверхвысоких частот Физика межпланетной среды

Практическая радиотехника Статистическая радиофизика Радиоастрономия

Физика квантовых жидкостей Основы радиофизических измерений Физика ионосферы

Основы моделирования физикохимических процессов Физика тонких пленок Физика магнитосферы

Важное место в профессиональной практической подготовке физиков, формировании у них навыков экспериментальных исследований занимают лабораторные практикумы. Они позволяют углубить представления о современной физической картине мира, научить экспериментальным научным методам познания законов окружающего мира и моделей современной физики с целью развития у студентов физического мышления и выработки физического мировоззрения.

Так, например, при изучении экспериментальных методов исследования некристаллических твердых тел студенты знакомятся с принципом работы дилатометра, вискозиметра, микротвердомера, ультразвуковой установки, определяют упругие постоянные по данным о скоростях ультразвука. Во время практических занятий широко используются графические методы при определении параметров уравнения Френкеля для вязкости стекол и аморфных полимеров, а также параметров уравнения Вильямса - Ланде-ла - Ферри для вязкости стеклообразующих расплавов в области стеклования [7].

Таким образом, процесс изучения профильных дисциплин связан с освоением таких профессиональных компетенций, как способность пользоваться современными методами обработки, анализа, синтеза научной информации, понимать и излагать получаемую информацию и т.д.

В процессе формирования профессиональной компетентности студентов на занятиях применяются объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские, проектные методы, а также интерактивные, компьютерные, мультимедийные технологии.

Важная роль отводится и самостоятельной работе студентов (СРС), которая углубляет и расширяет знания, формирует интерес к познавательной деятельности. Поэтому необходимо грамотно организовать СРС, т.к. освоение студентами компетенций, связанных с развитием творческих способностей, базируется на формировании у них познавательной самостоятельности [8]. Отчет по самостоятельной работе проводится в форме собеседования, коллоквиума, выступлений на занятиях.

Контрольные тесты, направленные на выяснение понимания курса общей и экспериментальной физики, связей между отдельными понятиями до и после изучения спецкурса, показали, что качество знаний в результате изучения спецкурсов повысилось на 25%. Это, по нашему мнению, обусловлено тем, что при организации

спецкурса использовались задачи, обеспечивающие поисковый, проблемный характер обучения. В частности, студенты использовали ранее усвоенные знания в новых ситуациях, самостоятельно комбинировали известные способы деятельности в новые, находили различные решения одной и той же проблемы.

В соответствии с выбранным профилем студенты проходят учебную и производственную практики в лабораториях физики конденсированного состояния вещества, физики наносистем, физики плазмы и плазменных технологий, а также в центре космических услуг БГУ, Институте физического материаловедения Бурятского научного центра СО РАН, Институте солнечно-земной физики СО РАН. Безусловно, это является первым шагом к осуществлению связи теории с практикой, проявлению способности студента действовать за пределами учебных ситуаций, самореализации личности.

На первом и втором курсах на прохождение учебной практики отводится 2 недели, на третьем и четвертом курсах - 4 недели. В этот период обучения появляется возможность соотнесения результатов освоения студентами основной образовательной программы с качеством приобретаемых компетенций.

После прохождения практики студенты сдают дневник с указанием характера ежедневных работ, отчет с результатами выполнения индивидуального задания, отзыв руководителя практики с оценкой его теоретической подготовки, способностей, дисциплинированности, заинтересованности в получении знаний и навыков.

Успешное прохождение практики позволяет решить важные педагогические и профессиональные задачи: определяется динамика учебно-познавательной деятельности, стимулируется учебная мотивация, поощряется активность и самостоятельность студентов, появляются дополнительные условия для проявления самообразования, развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формируются профессиональные навыки, развиваются логика мышления, умение анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать информацию [9].

Проверка сформированности профессиональной компетентности включает входной контроль знаний, умений и навыков студентов до внедрения в учебный процесс спецкурсов, рубежную диагностику освоения модулей спецкурсов, итоговый контроль сформированности профессиональной компетентности, диагностику удовлетворенности студентов качеством образо-

вания, а также осуществляется на основе анализа результатов успеваемости, защиты курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, выступлений на ежегодной студенческой научной конференции.

Большинство студентов отмечает повышение уровня сформированности основных компонентов профессиональной компетентности [10].

Для оценки уровня профессиональной компетентности было проведено анкетирование среди 20 студентов четвертого курса. Респондентам был представлен список профессиональных компетенций по направлению 011200.62 «Физика» для оценки профессиональной деятельности выпускников. Студентам были предложены варианты ответов: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

На «хорошо» и «отлично» оценили «способность понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований» - 55% студентов; «способность эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование» - 30%; «способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации»

- 35%; «способность понимать и использовать на практике теоретические основы организации и планирования физических исследований»

- 35%.

Результаты проведенного анкетирования показывают, что наиболее сформированным является когнитивный компонент. Низкий процент сформированности процессуального компонента мы связываем со слабым владением техникой эксперимента, затруднениями в самостоятельном выполнении, что является следствием сокращения часов аудиторных занятий.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что формирование профессиональной компетентности бакалавров физики в условиях компетентностного подхода будет более эффек-

тивным, если обеспечены содержательная, методологическая и методическая преемственность системы профессионального образования, разработаны и внедрены в учебный процесс профильные спецкурсы, применены педагогические средства, интегрирующие новые информационные и традиционные образовательные технологии.

Литература

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированный парадигмы // Народное образование. - 2QQ3. - №2. - С. 58-64.

2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - №5. - 2QQ5. -С. 3-12.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход: учеб. пособие. - М., 2005.

4. Кустов Л.М. Исследовательская деятельность инженера-педагога: основа педагогической теории. -Челябинск: Изд-во ИРПО, 1996. - 2Q7 с.

5. Базарова Т.С. Компетентностный подход в подготовке будущего социального работника в системе университетского образования в регионе // Образование и глобализация: материалы III Байкальской междунар. конф. - Улан-Удэ, 2009. - С. 9-12.

6. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2QQ2. - №2. - С. 14-15.

7. Сандитов Д.С., Бартенев Г.М. Физические свойства неупорядоченных структур. - Новосибирск: Наука, 1982. - 259 с.

8. Ерофеева Г.В., Склярова Е.А. Профессиональная подготовка выпускника технического вуза по направлению «Физика» // Вестник ТГПУ. - 2Q12. - №5.

- С. 82-86.

9. Пугачева Е.Е. Формирование и оценивание компетенций студентов-географов ТГПУ // Вестник ТГПУ. - 2Q1Q. - Вып. 10. - С. 63-65.

10. Дамбуева А.Б. Формирование исследовательских умений студентов-физиков как условие развития их профессиональной компетентности // Вестник КГПУ. - 2Q12. - №3.

Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Dambueva Albina Borisovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of general physics, Buryat State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.