Научная статья на тему 'Формирование исследовательской компетентности будущих физиков'

Формирование исследовательской компетентности будущих физиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / RESEARCH COMPETENCE / TARGETING / RESEARCH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамбуева А. Б.

Изучены проблемы формирования исследовательской компетентности будущих физиков. Представлена структура исследовательской компетентности, выделены уровни ее формирования, а также факторы и условия, необходимые для успешной исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of research competence of future physicists

The problems of formation the research competence of future physicists have been studied. The structure of research competence has been presented, the levels of its formations as well as the factors and conditions necessary for successful research have been determined.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской компетентности будущих физиков»

Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики, Бурятский государственный университет. 670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012) 211300; e-mail: [email protected]

Dambueva Albina Borisovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of general physics, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a

УДК 378:53 © А.Б. Дамбуева

Формирование исследовательской компетентности будущих физиков

Изучены проблемы формирования исследовательской компетентности будущих физиков. Представлена структура исследовательской компетентности, выделены уровни ее формирования, а также факторы и условия, необходимые для успешной исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, целеполагание, исследовательские умения.

A.B. Dambueva

Formation of research competence of future physicists

The problems of formation the research competence of future physicists have been studied. The structure of research competence has been presented, the levels of its formations as well as the factors and conditions necessary for successful research have been determined.

Keywords: research competence, targeting, research skills.

На современном этапе развития общества возникла необходимость реформирования отечественной системы профессиональной подготовки специалистов. Выпускник высшей школы должен обладать такими качествами, как ответственность, умение анализировать, исследовать, способность творчески мыслить, академическая и социальная мобильность, готовность к самообразованию и самосовершенствованию.

В официальном документе «Модель образования 2020» одним из условий развития высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные исследования, что позволит сохранить известные в мире российские научные школы и вырастить новое поколение исследователей. В связи с этим значимым становится обучение способам добывания и переработки научной информации путем самостоятельной исследовательской практики. Поэтому одним из направлений подготовки будущих физиков в вузе является формирование их исследовательской компетентности.

Проблема формирования исследовательской компетентности будущего педагога исследуется в общей (Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков и др.) и педагогический профессиологии (В.И. Загвязин-ский, В.В. Краевский и др.), в частности, при изучении формирования профессионально значимых качеств студента (Н.А. Аминов, С.П. Грушевский, Л.И. Федорова и др.), его мотивационной сферы и интеллектуальных способно-

стей (Ж. Пиаже, В.А. Крутецкий, В.И. Ковалев и др.), ориентированности на саморазвитие (К.Я. Вазина, Н.Н. Кочетова, Л.Н. Куликова и др.).

В психолого-педагогической литературе выделяют различные подходы к изучению понятия «исследовательская компетентность».

С позиций системного подхода данное понятие рассматривается как «составляющая профессиональной компетентности» (В.А. Адольф, В.А. Голубь, А.А. Деркач, В.С. Лазарев и др.), «неотъемлемый компонент общей и профессиональной образованности» (Б.С. Гершунский, В.В. Лаптев и др.).

Большинство педагогов и психологов придерживается знаниевого подхода (Введенский

В.Н., Т.А. Воронова, Э.Ф. Зеер, Т.А. Смолина, М.А. Данилов, М.А. Чошанов и др.) и считает, что исследовательская компетентность - это совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности.

С позиции процессуального подхода (А.В. Хуторской) исследовательская компетентность рассматривается как обладание человеком соответствующей исследовательской компетенцией, под которой следует понимать знания как результат познавательной деятельности человека в определенной области науки; методы, методики исследования, которыми он должен овладеть, чтобы осуществить исследовательскую деятельность, а также мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации [1].

В аспекте функционально-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.В. Попова, В.Д. Шадриков, А.П. Тряпицына и др.) понятие «компетентность» включает совокупность личностных качеств, необходимых для эффективной исследовательской деятельности, и отождествляется с «функциональной компетентностью».

Компетентностный подход (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, И.С. Якиманская и др.) определяет ее как интегральную характеристику личности учителя, включающую знания, умения, ценности, опыт, личные качества, рефлексию, и наиболее точно отражает суть модернизацион-ных процессов в сфере образования: обращение к личности студента, учет его личностных и деятельностных характеристик, создание условий для самореализации, развития его творческих способностей. В [2] подчеркивается, что компе-тентностный подход является важным фактором обеспечения ГОСов нового поколения.

Анализ различных подходов к понятию исследовательской компетентности позволил нам сделать следующий вывод: исследовательская компетентность будущего физика - это целостная интегральная характеристика личности специалиста, проявляющаяся в ее готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и выражающаяся в умении самостоятельно достигать результатов в процессе переноса смыслового контекста деятельности к преобразующему, базируясь на усвоенной совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности.

Исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, целью которой является не только конечный результат, но и сам процесс развития исследовательских способностей студентов. Основными элементами исследовательской компетентности будущих физиков являются целепола-гание, целевыполнение и рефлексия.

Целеполагание в исследовательской деятельности - это установление целей и задач исследования, необходимых для проектирования действий студентов.

Целевыполнение предполагает определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий.

Рефлексия - осознание своих мыслей, состояний и оснований действий, внутреннего мира других людей, а также событий, происходящих с участием рефлексирующего.

Приобщение к исследовательской деятельности связано с определением уровня готовности к

ней, которая представлена следующими компонентами: мотивационным, когнитивным, процессуальным, креативным и рефлексивнооценочным.

Мотивационный компонент исследовательской компетентности представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоциональноволевых отношений студентов к миру, к деятельности, к самому себе, к своим способностям, их развитию. Осознанность и мотивация к исследовательской деятельности формируется в ходе дискуссий, проблемных лекций, которые позволяют «разбудить» в студентах исследователя.

Когнитивный компонент включает в себя совокупность знаний и понятий, необходимых для решения исследовательских задач и обеспечивающих формирование в сознании студентов научной картины мира, вооружающих диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности.

Процессуальный компонент исследовательской компетентности предполагает владение учащимися определенным объемом практических исследовательских умений [3].

Рефлексивно-оценочный компонент предполагает наличие у студентов способностей к осознанию себя и окружающего мира в процессе исследовательской деятельности, а также осознанию себя в качестве субъекта исследовательской деятельности.

Креативный компонент исследовательской деятельности определяется способностью личности к творчеству, генерированию оригинальных идей, быстроте разрешения проблемных ситуаций [4].

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации учения, в то время как работа по принуждению малоэффективна. Психологи различают четыре вида внутренней мотивации: по результату, по процессу, на оценку, на мотивацию, связанную с избавлением от возможных неприятностей [5].

На наш взгляд, при формировании исследовательской компетентности будущих физиков ключевую роль играет мотивация по процессу деятельности, поскольку она зависит от используемых технологий обучения, которые способствуют личной заинтересованности студента не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения. Для осуществления самостоятельного исследования студент должен владеть системой исследовательских умений, составляющих содержание процессуального компонента.

Анализ научной литературы показал, что основными исследовательскими умениями, направленными на формирование исследовательской компетентности будущих физиков, являются умения: формулировать цель и задачи самостоятельной исследовательской деятельности; определять пути решения исследовательских задач и подбирать для этого необходимые средства; работать с информацией, оценивать ее по степени важности для исследования; логические умения; формулировать гипотезу; творчески решать проблемы исследования; планировать трудовую деятельность; проводить эксперимент и оформлять результаты проведенного исследования [6].

В связи с этим особую актуальность приобретает создание условий, необходимых для формирования исследовательской компетентности. Мы относим к ним следующие педагогические условия: внедрение в учебный процесс ФГОС ВПО, направленного на формирование компетенций; ориентацию учебно-воспитательного процесса на деятельностный, личностноориентированный подходы, на педагогическое творчество; создание учебно-методической базы для проведения исследований; учет образовательных потребностей и индивидуальных особенностей студентов при осуществлении научно-исследовательской деятельности.

Согласно [7] бакалавр физики в сфере научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности должен обладать следующими компетенциями: способностью эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование; способностью использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин, т.е. суть профессиональной деятельности физика состоит в применении физических знаний не только для решения прикладных задач, но и для получения новых знаний в процессе развития физической науки.

На процесс и результат организации исследовательской деятельности будущего физика в вузе влияют следующие факторы: содержание и структура изложения учебного материала (студент должен участвовать в поиске новых знаний, становясь на позиции исследователя); организационно-педагогическое взаимодействие студента и преподавателя (при проведении занятий педагог руководствуется установкой: все студенты способны к самореализации, саморазвитию, исследовательской деятельности); уровень обученности и обучаемости студентов (студент с высокой степенью обученности характеризует-

ся умением творчески применять полученные теоретические знания на практике в новой, нестандартной ситуации); временные рамки обучения; профессиональная направленность обучения. Эффективными средствами реализации профессиональной направленности обучения физике являются: акцентирование внимания

студентов на универсальности физических методов; использование практических задач, показывающих необходимость физических знаний в различных ситуациях; использование межпредметных связей.

Обучение физике должно отражать фундаментальные достижения физической науки, соответствующие ее современному уровню и перспективам, формировать у студентов научное мировоззрение. В.А. Садовничий называет некоторые открытия современной физики, которые осмыслить сложно даже человеку, имеющему диплом: кварки в физике микромира, создание квантовых компьютеров и т.д. Поэтому одним из важнейших условий формирования исследовательской компетентности будущего физика является компетентность педагога, обучающего их исследовательской деятельности. На этапе становления исследовательской деятельности студентов у преподавателя появляются новые функции: организация сотрудничества со студентами в процессе поиска, координация творческой деятельности, разработка индивидуальной стратегии исследования, развитие устойчивой мотивации к исследованиям. Педагог должен быть готов к проектированию и реализации дисциплин специализации, междисциплинарных спецкурсов, способствующих расширению эрудиции студентов.

Проблема интеграции специальных дисциплин весьма актуальна, поскольку во многом определяет качество профессионального образования. Интеграцию можно рассматривать как взаимопроникновение содержания различных учебных дисциплин для направленного формирования у будущих физиков всесторонней, комплексной системы научных представлений о различных явлениях материального мира.

Анализ литературы позволил нам определить уровни сформированности исследовательской компетентности будущего физика.

Высокий уровень характеризуется осознанием социальной значимости исследования, наличием познавательных, профессиональноценностных и личностных мотивов; устойчивым интересом к исследованию и способам его осуществления; удовлетворенностью полученными результатами; желанием продолжать исследова-

ния; сформированностью методологических знаний, осознанностью, полнотой и последовательностью выполняемых действий. Им свойственно стремление к целеполаганию, рефлексии, самообразованию, проявляющимся в постоянном изучении научной литературы и в качественном ее анализе. Наблюдается генерирование собственных подходов, стратегий решения задач.

Средний уровень характеризуется сформиро-ванностью внутренних мотивов, направленных на исследование, наличием ситуативного интереса к нему. Отмечается недостаточно полное и не всегда последовательное выполнение действий, составляющих структуру исследования, не-востребованность отдельных его элементов. Удовлетворенность результатами исследования и стремление к самоанализу, к их самооценке отмечаются по мере возникновения интереса. У них наблюдается ценностное отношение к самообразованию на фоне эпизодического изучения научной литературы; недостаточное владение способами и приемами ее обработки.

Начальный уровень характеризуется наличием у студентов только внешнего мотива, обусловливающего участие в исследовании, либо безразличным отношением к нему; приблизительным представлением об исследовании, условиях его осуществления; слабым владением умениями исследования; недостаточно осознанным и непоследовательным выполнением исследовательских действий. У них отсутствует стремление к самообразованию, характерна редкая обращаемость к научной литературе; низкий уровень владения умениями исследования. Они не испытывают необходимости в самоанализе своей деятельности и ее результатов.

Развитие исследовательской компетентности имеет свои особенности на различных этапах образовательной подготовки в вузе. На первом и втором курсах формируются метапредметные умения, умения видеть проблемы, решать их и искать новые. Основным методом на данном этапе является решение исследовательских задач. У студентов формируется начальный уровень развития исследовательской компетентности, который характеризуется низким уровнем целеполагания, связанным с тем, что конкретная тема исследования, как правило, на данном этапе устанавливается преподавателем.

На третьем курсе студенты распределяются по специализациям, в частности, на физикотехническом факультете БГУ реализуются три специализации: физика конденсированного состояния вещества, радиофизика и электроника,

космофизика. В учебный процесс вводятся авторские спецкурсы «Введение в физику конденсированного состояния вещества», «Введение в физику наноматериалов», «Введение в физику Солнца» и др. Итогом исследовательской работы является выполнение различных творческих заданий, курсовых проектов. Студенты находятся на среднем уровне целеполагания и формирования исследовательской компетентности, т.к. тема исследования выбирается студентом из предложенных преподавателем.

На старших курсах студенты проходят производственную практику в лабораториях физики некристаллических твердых тел БГУ, Институте физического материаловедения Бурятского научного центра СО РАН, Институте солнечноземной физики СО РАН, в ходе которых осуществляется связь теории с практикой. При дальнейшем изучении спецкурсов студенты часто сталкиваются с задачами поискового, проблемного характера. Например, введение спецкурсов «Физика некристаллических твердых тел», «Физика квантовых жидкостей» и др. в учебный процесс ФТФ БГУ рассматривается нами как один из факторов оптимизации условий подготовки будущих физиков. Это связано с тем, что они создают благоприятные возможности для развития исследовательской компетентности студентов, т.к. их деятельность на таких спецкурсах содержит элементы творческой деятельности: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, использование этих знаний в практической и экспериментальной деятельности; видение новой проблемы в знакомой ситуации; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые; нахождение различных решений данной проблемы; установление связи между различными явлениями. На данном этапе значительная часть студентов самостоятельно выбирает тему исследования и достигает высокого уровня формирования исследовательской компетентности.

Целевыполнение, как правило, предполагает выполнение исследовательской работы и выступление на научно-практических конференциях различного уровня. Отметим, что не все студенты после проведения исследования способны провести рефлексию своей деятельности.

Таким образом, исследовательская компетентность имеет ключевое значение в профессиональном становлении будущих физиков.

Литература

1. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. -

М.: Научно-внедренческое предприятие

«ИНЭК», 2007. - С. 327.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Академия, 2009. - 377 с.

3. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. -24 с.

4. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академический проект, 2004. - 559 с.

5. Фирсова М.М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии // Педагогика. - 2003. № 8. -

С. 26-31.

6. Апазаова З.Н. Формирование исследовательских умений и навыков у будущих учителей технологии методом проектов // Вестник Адыг. гос. унта. - 2009. - Вып. 1. Сер. Педагогика и психология. - С. 13-16.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлению 011200.62 «Физика».

Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики, Бурятский государственный университет. 670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012) 211300; e-mail: [email protected]

Dambueva Albina Borisovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of general physics, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a

УДК 378.046.2

© Е.В. Казанцева

Управление подготовкой профессиональных кадров в условиях модернизации довузовского профессионального образования Республики Бурятия

В статье раскрывается понятие модернизации образования, описываются основные направления модернизации профессионального образования и механизмы совершенствования подготовки профессиональных кадров согласно потребности регионального рынка труда.

Ключевые слова: модернизация, рынок труда, ресурсный центр, рабочие кадры, специалисты, кластер, социальное партнерство.

E.V. Kazantseva

Management of preparation the professional stuff in the conditions of modernization of vocational training in the Republic Buryatia

The article reveals a concept of education modernization, it describes the main directions of modernization of professional education and mechanisms of improvement the preparation of professional stuff according to a need of regional labor market.

Keywords: modernization, labor market, resource center, working stuff, specialists, cluster, social partnership.

В последние десятилетия отечественная система образования была на грани выживания. Она функционировала в условиях острого дефицита финансовых средств, истощенной материальнотехнической базы, нехватки квалифицированных кадров. Необходимость перемен в сфере российского образования связана с рядом как внутренних, так и внешних важнейших социальноэкономических и социокультурных факторов, сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями этого периода, которые оказали существенное влияние на состояние российского образования [11].

В настоящее время модернизация образования является ведущей идеей и центральной зада-

чей российской образовательной политики; это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования, это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления [3].

Термин «модернизация» является общенаучным, производным от французского «модерн» -новейший, современный, и обозначает изменение чего-либо в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.