Научная статья на тему 'Роль самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций студентов-физиков'

Роль самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций студентов-физиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ACTIVE LEARNING METHODS / RESEARCH COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скокова Людмила Вениаминовна, Дамбуева Альбина Борисовна

В статье рассмотрены возможности организации СРС студентов-физиков для формирования профессиональных компетенций. Предложены способы и приемы самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скокова Людмила Вениаминовна, Дамбуева Альбина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of independent work in the formation of professional competences of students-physicists

The possibilities of organizing the independent work of students-physicists to form their professional competences have been considered. The ways and methods of self-education have been proposed

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций студентов-физиков»

УДК 378:53

© Л.В. Скокова, А.Б. Дамбуева

Роль самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций

студентов-физиков

В статье рассмотрены возможности организации СРС студентов-физиков для формирования профессиональных компетенций. Предложены способы и приемы самообразования.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, активные методы обучения, исследовательские компетенции.

L.V. Skokova, A.B. Dambueva

The role of independent work in the formation of professional competences

of students-physicists

The possibilities of organizing the independent work of students-physicists to form their professional competences have been considered. The ways and methods of self-education have been proposed.

Keywords: independent work of students, active learning methods, research competences.

Основной задачей обучения в современных условиях становится не столько овладение знаниями, сколько овладение деятельностью, в результате которой формируются знания [1]. При этом образование должно развиваться от информативных к активным формам и методам обучения. Кроме того, будущий профессионал в изменяющемся мире должен обладать способностью к самообразованию на протяжении всей жизни. В этой связи планирование образовательного процесса в высшей школе предусматривает не менее 50% самостоятельного освоения учебных дисциплин, начиная с первого курса.

«Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса. Развитие навыков самостоятельной работы способствует выработке у студентов навыков самостоятельного приобретения и использования знаний, работы с научной и учебной литературой, навыков анализа полученных результатов, творческого подхода к обучению в целом, т.е. того, что необходимо для подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов» [2].

Вместе с тем практика показывает, что первокурсники не готовы к самостоятельной учебной деятельности. За время школьного обучения выпускники не приобретают достаточных навыков самостоятельной работы [3]. В результате в настоящее время имеет место противоречие между увеличением роли и объема СРС и неподготовленностью первокурсников к этому виду деятельности. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что необходима специальная подготовка студентов к самостоятельной работе и этой подготовкой должен заниматься каждый преподаватель.

При внедрении в учебный процесс самостоятельной работы основополагающими направлениями являются мотивация самостоятельной работы; формирование и развитие знаний, умений и навыков ведения исследовательской деятельности с упором на творчество и самостоятельность; возможность применить полученные знания для практически значимых задач современного общества.

В связи с этим цели СРС можно структурировать следующим образом: цели предметной подготовки - усвоение предметных и межпредметных знаний и методов деятельности; цели надпредметной подготовки - усвоение ключевых и профессиональных компетенций, формирование ценностного отношения к своему образованию [4].

На наш взгляд, одной из главных задач организации СРС является овладение рациональными способами и приемами самообразования. В процессе работы над печатным текстом необходимо научить студентов конспектировать, рецензировать, делать выписки, составлять план текста, а также тезисы и аннотации. Студент должен получать специальные задания, способствующие формированию умений выделять главное в тексте. Это могут быть задания, связанные с составлением опорных и стилизованных конспектов, конспектов таблиц. Студентам необходимы знания о требованиях, предъявляемых к написанию рефератов, эссе, научных статей.

Одним из направлений самостоятельной работы, способствующей формированию профессиональных компетенций, является решение творческих заданий. Нами разработана рабочая тетрадь по механике [5], содержащая задания-

проблемы, направленные на формирование таких умений, как постановка цели, задачи, разработка методов и средств решения; задачи на основе пословиц и поговорок, задания-

эксперименты, способствующие развитию следующих умений: наблюдение и изучение явлений, выдвижение гипотез, формулирование и проверка решения, сравнение задачи с ранее решенными, оформление результатов в виде доклада. После изучения основных разделов нами практикуются такие формы контроля знаний, как физический диктант, аукцион формул и графиков, ролевые игры и т.д. [6].

В качестве домашнего задания студентам предлагаются творческие задания, обеспечивающие развитие исследовательских умений студентов: дополнить конспект иллюстрациями, примерами; заполнить таблицу по предложенной схеме; составить тест; придумать сказку по пройденному разделу; решить кроссворд, ребусы и т. д.

В процессе выполнения исследовательских, творческих заданий студенты осваивают профессиональные компетенции, такие как способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации (ПК-6); способность понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований (ПК-10)

[7].

Уменьшение объема аудиторных часов и увеличение часов, отводимых на самостоятельную работу студентов, приводит к необходимости сделать эту работу более эффективной, приучая к творческой самостоятельной учебной деятельности.

Для подготовки творчески активных, имеющих навыки исследовательской работы студентов также необходимо создание определенных условий.

Одним из условий успешного формирования исследовательских умений является переход к интерактивным формам обучения, переход от репродуктивного обучения к продуктивному. Продуктивная деятельность направлена на получение объективно нового или субъективно нового результата [8].

Реализовать продуктивное обучение можно, например, через использование метода проектов. Этот метод подразумевает большую долю самостоятельной работы с учебной, научноисследовательской, нормативно-технической

литературой. Использование проекта как учебного метода позволяет решить многие педагогические задачи, среди которых развитие исследо-

вательских способностей студентов, формирование их готовности к такой самостоятельной деятельности, как написание дипломных работ, курсовых работ, научных статей.

Метод проектов включает студентов в активную познавательную самостоятельную деятельность, которая предполагает дифференциацию деятельности как по сложности выполняемого задания, так и по интересам.

Несмотря на то, что магистратура обеспечивает углубленное и специализированное обучение с исследовательской составляющей, после которой выпускник может начать академическую карьеру, нельзя не согласиться с тем, что необходимые исследовательские умения должны формироваться еще в школе, и их формирование должно продолжиться во время обучения на бакалавриате.

Для формирования исследовательских умений целесообразно предлагать студентам для самостоятельной проработки следующие задания: описание научного открытия; изучение перспективы развития какого-либо научного направления.

Для овладения основами профессиональной деятельности и нахождения путей применения теоретических знаний можно предложить такие самостоятельные задания, как изготовление приборов, макетов, создание проектов машин и механизмов; описание технологического процесса; составление отчета о посещении экскурсий (на предприятия связи, машиностроения, транспорта, двигателестроения, авиации, предприятия сферы электроники, плазменной обработки металлов и т. п.), отчета о посещении технических выставок, НИИ.

Участие студентов в таких видах учебных занятий предусматривает активное включение в самостоятельную познавательную деятельность. Для усиления мотивации студентов к СРС необходимо создавать условия для возможности публикации творческих работ студентов по результатам их участия в студенческих научных конференциях и семинарах, в выполнении НИР кафедры по результатам работы в СКБ.

Приобщение к научной деятельности формирует устойчивые навыки, готовность к работе с монографиями, авторефератами, статьями, справочной литературой.

Все это требует сформированности интеллектуальных компетенций: понимание и знание путей, способов развертывания логических моделей, конструкций, наличие словарного запаса, умение составлять тезисы, делать логически правильные и адекватные выводы, владеть

грамматической структурой и стилем научной речи.

Согласно ФГОС третьего поколения одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов является внедрение интерактивных форм обучения [9]. К ним можно отнести следующие приемы обучения: круглый стол, дебаты, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, мастер-класс, видеоконференция, дискуссия. Подготовка студентов также предусматривает активное включение в самостоятельную познавательную деятельность.

Для успешной организации СРС необходимы средства управления, среди которых оптимальным, по мнению В.М. Никитина, является модульная программа. Модульная программа, с одной стороны, это программа планирования и управления учебной самостоятельной деятельностью студентов, т. е. учебная рабочая программа; рабочий план студента; система учебных заданий; комплекс методического обеспечения; система контроля, самоконтроля и обратной связи. С другой стороны, модульная про-

грамма, это программа планирования и управления учебно-методической деятельностью преподавателя [10].

Следовательно, одним из основных результатов СРС является развитие интеллектуальнологических способностей и способности с помощью текста выражать свои мысли, описывать и оформлять результаты учебной и исследовательской работы.

Для успешного осуществления самостоятельной работы студентов необходимы комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы, сочетание всех уровней (типов) СРС, обеспечение контроля за качеством выполнения.

Таким образом, СРС на современном этапе развития высшего образования следует рассматривать как вид учебного труда, способствующего наряду с усвоением учебной информации формированию у обучаемых готовности к самостоятельной творческой деятельности на основе активных форм и методов обучения.

Литература

1. Станкин М.И. Нет стремления более естественного, чем стремление к знаниям // Специалист. - 2001. - №31. - С. 26.

2. Нарынская Е.Н., Михеев Н.В. Формирование у студентов навыков самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины «Квантовая теория» // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы V Меж-дунар. науч.-метод. конф. - Курск, 2013. - С. 54-56.

3. Добрица В. П. Об организации самостоятельной работы студентов в вузе // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. - Курск, 2013. - С. 210-212.

4. Иванова С.В. Самостоятельная работа как фактор развития профессиональной компетенции студента // Образование и глобализация: материалы III Байкальской междунар. конф. - Улан-Удэ, 2009. - С. 34-36.

5. Скокова Л.В., Цыдыпов Ш.Б., Дамбуева А.Б. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по физике. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. - 100 с.

6. Ланина И.Я. 100 игр по физике. - М.:Просвещение, 1995. - 224 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 011200 Физика (квалификация (степень) «бакалавр» // URL: http://www.bsu.ru/

content/pages2/602/011200.62.pdf

8. Байбаков В.Ю. Проектная деятельность студентов как условие развития исследовательских умений // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. / Юго-Зап. гос. ун-т. -Курск, 2013. - 390 с.

9. Мошкевич М.Л. Интерактивный подход в обучении студентов технических специальностей // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. - Курск, 2013. - С. 52-54.

10. Никитин В.М. Модульная программа как средство управления самостоятельной работой студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2005.

Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Бурятского государственного университета, тел. (3012) 211300; e-mail: [email protected]

Скокова Людмила Вениаминовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей физики Бурятского государственного университета, tel. (3012) 282417; e-mail: lud [email protected]

Dambueva Albina Borisovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of general physics, Buryat State University.

Skokova Lyudmila Vеniaminovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of general physics, Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.