УДК 378:53
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ
А.Б. Дамбуева, Л.В. Скокова
В статье представлена структура профессиональной компетенции, выделены уровни ее развития. Предложены возможности оценивания компетенций при организации учебного процесса.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, спецкурсы, оценка
компетенций.
Компетентностный подход в обучении предполагает овладение компетенциями разрешения проблемных ситуаций на протяжении пожизненного образования, являющегося в эпоху информатизации необходимым условием успешной жизнедеятельности.
Компетенции формируются на основе актуальных знаний и некоторого опыта разрешения специально созданных проблемных ситуаций.
Компетентность является результатом овладения определенной совокупностью компетенций и рассматривается как готовность к разрешению проблемных ситуаций в учебной или профессиональной деятельности [1].
Осваивание профессиональных компетенций студентов-физиков происходит преимущественно при изучении дисциплин профессионального цикла. При этом организация активной учебно-познавательной деятельности коррелирует с занятиями, проводимыми в виде занятий, включающих дискуссии, диалоги, экскурсии, проблемные ситуации, деловые игр, лабораторные работы исследовательского характера и т.д.
При определении критериев оценки эффективности формирования профессиональных компетенций необходимо учитывать уровень формирования у студентов общепрофессиональных знаний, умений, навыков и профильно-специализированных способностей, востребованных современным рынком труда.
Для этого нами выделены такие ее структурные компоненты, как мотивационный, когнитивный, процессуальный, креативный и рефлексивно-оценочный [2].
Мотивационный компонент отражает готовность личности к освоению профессиональных компетенций. Одним из возможных способов его оценивания является анкетирование студентов.
Когнитивная составляющая включает в себя совокупность физических знаний, формирующих научную картину мира, системное мышление, интеллект. Показатели темпа и качества усвоения знаний позволяют оценить обучаемость студента. Свойства интеллекта характеризуют успешность интеллектуальной деятельности студента с точки зрения скорости переработки информации в условиях решения профессиональных задач [3]. В условиях балльно-рейтинговой системы, на экзамене когнитивную составляющую можно оценивать на основе тестов, физических диктантов, контрольных работ.
Процессуальный компонент предполагает владение студентами определенным объемом практических умений. Оценивание процессуального компонента возможно при выполнении студентами лабораторных работ, решении экспериментальных задач на практических занятиях.
Креативная составляющая оценивается на основе способности порождать оригинальные идеи, новые образовательные продукты, использовать нестандартные способы деятельности. На занятиях по физике это становится возможным при составлении кроссвордов по заданной теме, задач, в основу условия которых положен эксперимент, детская игрушка, парадокс, данные из других научных областей, анализ литературных, кинематографических произведений. Одной из возможных технологий оценивания креативной составляющей может служить портфолио [4].
Заслуживает особого внимания самостоятельная работа студентов, требующая новых методических приемов при решении задач.
Вместо обычных домашних контрольных работ целесообразно использовать работу по составлению задач. Можно предложить такие приемы формулировки заданий для студентов:
- составить задачу по образцу;
- конкретизировать задачу (предлагается задача с пропущенными данными);
- составить задачу по краткой записи;
- дополнить или усложнить предложенную задачу;
- составить задачу по рисунку, схеме, таблице, графику, фотографии;
составить задачу после выполнения лабораторной работы.
Рефлексивно-оценочный компонент предполагает наличие у студентов способностей к осознанию себя и окружающего мира в процессе учебной деятельности. Оценка рефлексивнооценочного компонента может производиться на основе анкетирования, беседы со студентами.
Реализация компетенций происходит в процессе практик. Безусловно, это является первым шагом к осуществлению связи теории с практикой, проявлению способности студента действовать за пределами учебных ситуаций, самореализации личности.
В соответствии с выбранным профилем студенты проходят учебную и производственную практики в лабораториях физики конденсированного состояния вещества, физики наносистем, физики плазмы и плазменных технологий, а также в центре космических услуг БГУ, Институте физического материаловедения Бурятского научного центра СО РАН, Институте солнечно-земной физики СО РАН.
На первом и втором курсах на прохождение учебной практики отводится по 2 недели, на третьем и четвертом курсах - по 4 недели. В этот период обучения появляется возможность соотнесения результатов освоения студентами основной образовательной программы с качеством приобретаемых компетенций.
Успешное прохождение практики позволяет решить важные педагогические и профессиональные задачи: определяется динамика учебно-познавательной деятельности,
стимулируется учебная мотивация поощряется активность и самостоятельность студентов, появляются дополнительные условия для проявления самообразования, развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формируются профессиональные навыки, развиваются логика мышления, умение анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать информацию [5].
После прохождения практики студенты сдают дневник с указанием характера ежедневных работ, отчет с результатами выполнения индивидуального задания, отзыв руководителя практики с оценкой его теоретической подготовки, способностей, дисциплинированности, заинтересованности в получении знаний и навыков. В период обучения на практике можно оценить качество приобретаемых студентами компетенций.
Оценивание компетенций с помощью различных видов практик возможно через публичную защиту практик; через проведение экзаменов в особой форме; через выставление оценок к перечню компетенций самими студентами и руководителями практик.
Для оценки уровня профессиональной компетентности было проведено анкетирование среди 20 студентов четвертого курса. Респондентам был представлен список профессиональных компетенций из ФГОС ВПО по направлению 011200.62 Физика для оценки профессиональной деятельности выпускников. Студентам были предложены варианты ответов: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».
На «хорошо» и «отлично» оценили «способность понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований» 55% студентов; «способность эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование» - 30%; «способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации» - 35%; «способность понимать и использовать на практике теоретические основы организации и планирования физических исследований» - 35%.
Результаты проведенного анкетирования показывают, что наиболее сформированным является когнитивный компонент. Низкий процент сформированности процессуального компонента мы связываем со слабым владением техникой эксперимента, затруднениями в самостоятельном выполнении, являющимися следствием сокращения часов аудиторных занятий.
Таким образом, проверка сформированности профессиональных компетенций должна включать входной контроль знаний, умений и навыков студентов, рубежную диагностику освоения дисциплин специализации, итоговый контроль сформированности профессиональных компетенций, диагностику удовлетворенности студентов качеством образования, а также осуществляется на основе анализа результатов успеваемости, защиты курсовых проектов, выпускных квалификационных работ и отчетов по практике, выступлений на ежегодной студенческой научной конференции.
The paper considers the notion of professional competence, the possibility of their formation. The structure of professional competence, marked levels of development, and the factors and conditions necessary for the successful formation.
The key words: professional competence, competence approach, courses, implementation of competency.
Cписок литературы
1. Очиров М.Н. Компетентностное обучение: модель реализации // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2012. №15. С. 61-64
2. Дамбуева А.Б. Формирование исследовательской компетентности будущих физиков// Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2012.№ 15. С. 40-44.
З.Чешуина Т.Г. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов педвуза в период производственный практики // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2004.№ 5. С. 184-188.
4. Лыгина Н.И., Макаренко О.В., Резников Б.С. Портфолио как технология развития компетентности основных участников образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал.-2012.№ 6. С. 74-80.
5. Пугачева Е.Е. Формирование и оценивание компетенций студентов-географов ТГПУ// Вестник ТГПУ. 2010. Вып. 10. С. 63-65.
Об авторах
Дамбуева А. Б. - заместитель декана по учебной работе физико-технического факультета, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Бурятского государственного университета, [email protected], Улан-Удэ
Скокова Л. В. - председатель учебно-методического совета физико-технического факультета, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей физики Бурятского государственного университета, [email protected], Улан-Удэ
EVALUATION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE STUDY OF GENERAL PHYSICS
Dambueva A. B., Skokova L. V.