Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственой сферы учащегося-подростка средствами вокально-хоровой музыки'

Формирование духовно-нравственой сферы учащегося-подростка средствами вокально-хоровой музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Т.А.

В статье затрагиваются вопросы обогащения внутреннего мира личности подростка в процессе хорового обучения. По мнению автора, путь к решению данной проблемы должен осуществляться через диалектическую взаимосвязь этического и эстетического восприятия певческого искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственой сферы учащегося-подростка средствами вокально-хоровой музыки»

"Культурная жизнь Юга России"

58 ^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 3 (28), 2008

Т. А. МАЛЬЦЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕГОСЯ-ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

В статье затрагиваются вопросы обогащения внутреннего мира личности подростка в процессе хорового обучения. По мнению автора, путь к решению данной проблемы должен осуществляться через диалектическую взаимосвязь этического и эстетического восприятия певческого искусства.

Ключевые слова: духовность, нравственность, хоровое искусство, певческий голос, подросток.

Искусство вбирает в себя этический опыт человечества, который затем проявляется с помощью эстетических средств. Взаимодействие в искусстве нравственного и эстетического начал, как известно, не являющихся тождественными, представляет собой один из важнейших механизмов духовно-нравственного развития растущей личности, в том числе ее эмоциональной сферы.

В связи с вышесказанным главным объектом, центром внимания в вокально-хоровом обучении оказывается личность ребенка, ее духовно-нравственное развитие. Сущность этого процесса сводится к формированию культуры мышления, творческих способностей учащихся на основе глубокого понимания всемирной истории цивилизаций. Главной педагогической задачей в музыкально-хоровом образовании является формирование ценностной основы певческого искусства, ориентированной на чувства и смысл.

В русской хоровой музыке заложен глубокий стержень православия. Вот почему, даже утратив связь с религией в XX веке, она сумела найти новую сферу углубления мысли, сохранив характерную выразительность. В своих вершинных образцах эта музыка говорит о том, «что шире проблем отдельной личности, воспевает не отдельного "героя", а человечество, рассказывает не про скорбь одинокой души, а про трагедию народов, не про мечты поэта-романтика, а про веру в высшие идеалы» (1).

Духовную организацию личности можно представить как интеграцию ее интересов, ценностей, мотивов, целей, стремлений, знаний и т. д. Духовность, по словам В. В. Медушевского, - это не знания, не навыки решения задач, а «способность мировоззренчески-полетного бытия», «дви-жительная сила», многомерная и цельная, которую нельзя свести лишь к комплексу мыслей, потому что она есть еще и строй чувств, и направленность воли и устремлений, и соцветие всех прочих сущностных сил человека (2). Б. М. Целковников трактует этот феномен как «особое состояние-процесс одухотворения личностью себя и собственных связей с миром, как поиск личностью высшего смысла своего существования» (3).

В духовном сходятся все силы души и разума личности, а его специфическим измерением оказывается нравственность. Вот почему мы нуждаемся в искусстве тонкого прикосновения к человеку, его душе.

Нравственная устойчивость личности означает ее способность сохранять и реализовывать в различных условиях свои позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим собственным установкам.

Убеждения представляют собой единство знаний и особого отношения к ним как к тому, что отражает действительность и определяет поведение человека. Их эмоциональная сторона связана с глубоким прочувствованием: ребенок не просто знает что-то, а переживает истинность своих знаний. Именно это обстоятельство делает его поведение последовательным, логичным, целеустремленным. Таким образом, убеждения интегрируют эмоциональные, интеллектуальные и волевые духовно-психологические свойства личности. Благодаря их диалектическому единству формируется ее система ценностей и позиций, взаимоотношения с миром.

Как же обстоят дела на практике? Как осуществляется духовный контакт подростка с музыкой? Оказывает ли она влияние на его нравственную сферу?

Формирование духовно-нравственной сферы подростков в вокально-певческой деятельности проходит следующие этапы: пробуждение эмоционального чувства; его осознание, выражение и проживание в хоровом исполнительстве. Руководствуясь данным алгоритмом, мы включали в хоровое обучение учащихся подросткового возраста не только произведения мужественного, героического, патриотического содержания, но и лирического, шуточного.

Обычно каждая рабочая хоровая репетиция начинается с такого важного момента в воспитании певческой культуры учащихся, как распевание. Включенные в него упражнения выполняют несколько функций: физиологическую (подготовка певческого аппарата к работе), слуховую, психологическую и др. Однако в нашей методике вопрос распевания решается шире, поскольку акцент смещается в образно-смысловую сферу, с помощью которой активизируется мыслительно-ассоциативная деятельность учащихся. Красоту звуковой линии определяет четкая интонационная ориентация. Звук может быть «удален во времени», по-разному окрашен (светлее или темнее), соотнесен с чувствами (тревога, боль, радость, уверенность). Исполнение одного упражнения с изменением характера звука, динамики, темпа,

№ 3 (28), 2008

"Культурная жизнь Юга России" ^

штрихов окрашивает атмосферу урока, расширяет ракурс слышания, чувствования у детей.

Именно поиск интонации формирует выразительные ресурсы хора как инструмента. В отличие от традиционного подхода к хоровой звучности как проблеме звука (тембрального, высотного, динамичного и др.), мы в своей работе с учащимися подросткового возраста ставим вопрос о звучности как «выразительном действии». Это не «перелицовка» терминологии, а иной познавательный ракурс. Проникновение в идею, образ хорового произведения происходит через понимание музыки как искусства, связанного с жизнью, через диалектическую связь эстетического и нравственного. Добиваясь правдивости звучания, выразительности исполнения, мы включаем в репетиционную работу игровой прием. Игра рассматривается нами как особое состояние психофизики, позволяющее человеку проживать на сцене, на глазах у публики, судьбы других людей.

Хоровое исполнительство предполагает глубокое проникновение в образ, перевоплощение, понимание изучаемого произведения. Каждое новое сочинение требует от певцов и руководителя нахождения особой звучности, красочности. В звуке мы обнаруживаем космос, логос, мироздание, социум, культуру, человека. Звук - «мельчайшая, выразительная частичка музыки, голограмма ее духовного мира, отражение в ней мироощущения народов и эпох» (4).

В своей работе с подростками мы стремились к тому, чтобы с каждым новым произведением они все более осознавали неисчерпаемость духовно-нравственного потенциала музыки. Знакомясь с различными по содержанию и стилю сочинениями, учащиеся приобретали исполнительские навыки, обогащали свой певческий и жизненный опыт новыми ощущениями и эмоциями. Так произошло во время разучивания, а в дальнейшем исполнения особенно полюбившегося им хорового сочинения И. Дунаевского на стихи В. Лебедева-Кумача «Спой нам, ветер!».

В ходе первых репетиций мы поняли, что исполнение этого произведения требует особого отношения. Поскольку эта музыка по характеру яркая, динамичная, красочная, с упругим ритмом, нам захотелось внести в нее элементы театрализации хорового звучания. Для этого нам понадобились консультации специалистов (хореографа, режиссера). В театрально-хоровом действии участвовали солисты и группы хора. Безусловно, опора на театрализацию в исполнении данного сочинения позволила нам сплотить детей в микроспектакле, что выразилось в активизации их внутренних резервов. Сверхзадача данного произведения, определенная нами как оптимистичный взгляд в будущее, помогала исполнителям проживать на сцене все, о чем они пели.

После концерта, посвященного юбилею И. Дунаевского, в котором вышеназванное произведение было исполнено в нашей постановке, зрители поделились с нами своими впечатлениями. Они отмечали, что подросткам удалось передать слу-

шательской аудитории ту жизненную энергию и веру в добро, которые были заложены в произведении поэтом и композитором.

Таким образом, на примере данного сочинения, мы еще раз убедились в том, что содержанием музыки является обобщенный нравственный опыт человечества. В свою очередь, искусство (в нашем случае - певческое) оказывает влияние на подростка, его духовный мир, проникая в его сознание.

В процессе хоровых занятий мы каждый раз исходили из того, что в любом произведении есть воспитательное ядро. Поэтому умение выявить его и осознать во многом определяло позицию подростков в восприятии музыки. В оценке нового сочинения мы старались обратить внимание учащихся на диалектическую взаимосвязь в нем эстетического и нравственного начал.

Учитывая философский, этический и эстетический аспекты вокально-хорового искусства, мы можем констатировать его педагогический потенциал в формировании культуры подростков и их мировоззрения. Музыка способна формировать в человеке лучшие интеллектуальные, эмоциональные и нравственные качества. Только в стремлении чувством, волей, интуицией проникнуть в глубинный слой музыки, познать ее смысл в процессе музыкального обучения происходит формирование нравственности.

Благодаря художественно-рефлексивным процессам личности, которые более всего отвечают ценностно-смысловому назначению искусства, активность духовно-нравственного сознания возрастает именно в процессе непосредственного общения подростка с музыкальным наследием. В контексте такого взгляда на искусство происходит личностный рост ребенка как субъекта творческого процесса.

Совокупность переживаний исполнителя при общении с музыкой различных авторов, стилей, эпох определяет постижение им мира. Музыка (в частности, вокально-хоровая) оказывает на него особое воздействие, так как именно в ней сосредоточен духовно-мировоззренческий смысл и потенциал, интонационный способ существования основных ценностей (эстетических, моральных, мировоззренческих). Убеждения составляют базу действенных чувств, которые обладают значительной побудительной силой.

Нравственность (во взаимодействии с искусством) проявляется благодаря наличию в сознании ребенка особого знания-переживания, воплощающего в себе единство разума и чувства, гармонию внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного), а в широком смысле - слияние личности с «бытием».

В практической музыкальной деятельности формирование нравственного убеждения подтверждается наличием у подростка «выстраданных знаний», обогащенных личностно-ценнос-тным отношением к окружающему миру. Это дает нам основание говорить о расширении парадигмы постижения музыки учащимися, что заметно обогащает все компоненты, входящие в

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (28), 2008

60 —

структуру нравственного сознания (равно как и убеждения): эмоционально-чувственный, художественно-интеллектуальный и деятельностно-практический.

В процессе вокально-хорового обучения музыка тонко, незаметно, исключая назидательность, проникает в духовную сферу подростка. Именно через нее осуществляется сближение певческого искусства с его нравственным миром. Поскольку вокально-хоровая деятельность связана с голосом (а именно последний дает возможность исполнителю раскрыть себя, проявить свои чувства и убеждения через выразительную, наполненную личностным смыслом интонацию), она способна формировать в ребенке внутреннее отношение к жизни, искусству, способность к размышлению, соучастию, сопереживанию.

Только благодаря оживлению и наполнению внутренней энергией каждого звука, пропущенного через сознание, чувства, согретого личной

заинтересованностью певца, можно добиться выразительного вокально-хорового исполнения.

В заключение отметим, что в процессе вокально-хоровой деятельности рождается новое по качеству соборное «чувство-мысль», имеющее нравственно-этическую направленность. Общение с хоровой музыкой, понимание ее подростком начинается с интонационного прочувствования художественного образа, с узнавания в музыке себя, своих переживаний.

Литература

1. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000. С. 320.

2. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М., 1993. С. 54.

3. Целковников Б. М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла. М., 1999. С. 38.

4. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки... С. 224.

T. A. MALTSEVA. THE FORMATION OF MENTAL-MORAL NATURE OF PUPIL-TEENAGER BY MEANS OF VOCAL-CHORAL MUSIC

This article deals with the questions concerning the improvement of individual's internal world in the process of choral education. According to the author, the solution of this problem must be carried out through the dialect mutual connection of ethic and aesthetic perception of choral art.

Key words: immateriality, morality, choral art, singing voice, teenager.

Е. С. РОМАНЮК

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена актуальным проблемам обучения иностранных студентов русскому языку, вопросам организации внеаудиторной работы, формирующей основы межкультурного общения.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, адаптация, внеаудиторная работа, социокультурная среда, этническая идентичность.

Довузовский этап обучения иностранных учащихся представляет собой сложный период их адаптации. Они должны приспособиться к жизни в данном социуме, к новой для них системе образования, социокультурной среде. В это время их этническая идентичность может размываться или частично утрачиваться. Задача преподавателя - сформировать навыки межкультурного взаимодействия так, чтобы у студентов сохранилось уважение к собственной национальной культуре.

Противоречие между этноцентризмом личности иностранного студента и его стремлением к межкультурному общению в процессе обучения можно разрешить при правильной организации учебной аудиторной и внеаудиторной работы, которая является важнейшим средством достижения целей обучения.

В российских вузах 50% учебного времени занимает самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Вопросы, связанные с ней, иссле-

дуют как отечественные ученые (Е. А. Буренок, Т. М. Кузнецова, И. И. Постникова, Г. П. Сиротина, Е. В. Степаненко и др.), так и зарубежные (В. Девор, Б. Лэгей, В. Поллард, Г. М. Мамедова, Н. А Мишонкова и др.).

Е. А. Буренок понимает под внеаудиторной любую деятельность студентов, которая осуществляется в рамках учебного заведения, не связана с учебными планами, направлена на формирование и развитие профессионально значимых качеств, способствует их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний (1). Данный вид работы характеризуется разнообразием форм, носит творческий характер и является важнейшим средством, позволяющим интенсифицировать процесс обучения иностранных студентов подготовительного факультета. Внеаудиторная работа тесно связана с формированием личности иностранного студента, развитием его мировоззрения. Это важный элемент пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.