• проведение аттестации рабочих мест и создание на их основе здоровых и безопасных условий труда;
• повышение качества диспансеризации работников, имеющих вредные и опасные условия труда, включая проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
• выделение необходимых финансовых средств на мероприятия, предусмотренные соглашениями об охране труда и коллективными договорами;
• перевод женщин на работу с более легкими и безопасными условиями труда;
• неукоснительное соблюдение законодательства по охране труда;
• привлечение к ответственности лиц, виновных в не обеспечении безопасных и здоровых условий труда на производстве.
На государственном уровне необходимо ввести систему экономических льгот и стимулов для предприятий с целью внедрения на производстве современных и безопасных для человека и окружающей среды технологических процессов, их автоматизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егорова Е.М. Научное обоснование совершенствования медицинской помощи работающим во вредных условиях (на примере Оренбургской области): дисс. ... канд. мед. наук. Оренбург, 2015. С. 4-5.
2. Измеров Н. Ф. Оценка профессионального риска и управление им - основа профилактики в медицине труда // Гигиена и санитария 2006. №5. С. 14-6.
3. Маслов Д.В., Еремеева О.П., Соснина Н.А. Состояние условий труда и профессиональной заболеваемости в угольной промышленности В Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. Т. 58. № 4. С. 94-6.
4. Осипова И.Н., Афанасьева С.И. Состояние условий труда и профессиональной онкологической заболеваемости работающих В Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. Т. 49. № 3-4. С. 134-6.
5. Шевелев И.К. Из истории становления и развития санитарно-эпидемиологической службы Кировского района Приморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. Т. 49. № 3-4. С. 75-7.
O.A. Belyaeva
occupational hygiene and occupational diseases for enterprises lesozavodsk
The territorial department of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorye Region in Lesozavodsk.
The results ofthe analysis ofoccupational diseases in the territory controlled by the territorial department of Rospotrebnadzor for the Primorye Territory in Lesozavodsk, its structure. Research has established that the highest rate of occupational diseases is observed at the enterprises of logging, mining and metallurgical industries. Singled leading working conditions, affecting the growth of occupational diseases. It was revealed that the leading factors in the development of occupational diseases are noise, general and local vibration. The main activities necessary for improvement of working conditions.
Keywords: working conditions, occupational hazards occupational morbidity, prevention measures. Citation: Belyaeva O.A. Occupational hygiene and occupational diseases for enterprises Lesozavodsk. Health. Medical ecology. Science. 2015; 4(62): 70-74. URL: https://yadi.sk/i/r221GxVziTjor.
Сведения об авторе
Беляева Ольга Анатольевна, ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Лесозаводске. Адрес: 692132 Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Ленина, д.16, раб. тел. 8 (4236)34900, e-mail [email protected]
© Коллектив авторов, 2015 г. УДК 613.95:371.8
О.П. Грицина1, Л.В.Транковская1, Е.В. Семанив1, О.В. Переломова1, Н.Л. Щепинская2
влияние занятий в организациях дополнительного образования
на физическую работоспособность и функциональные показатели детей
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток;
2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Владивостока».
Авторами была изучена физическая работоспособность и функциональные показатели детей, посещающих организации дополнительного образования различного профиля. Установлено, что среди детей, посещающих организации дополнительного образования с преимущественным динамическим компонентом, достоверно больше школьников, у которых показатели степ-теста и пробы Генчи соответствуют возрастной норме, чем в группе их сверстников, занимающихся в организациях с преимущественным статическим компонентом, и группы детей, не имеющих внешкольной нагрузки. Также в этой группе обследованных значимо реже наблюдалось снижение функциональных показателей, чем у учащихся группы сравнения. Выявлены достоверные корреляции между уровнями функциональных показателей детей и типом их внешкольной деятельности. Доказано, что занятия в организациях дополнительного образования с преимущественным динамическим компонентом оказывают существенное влияние на физическую работоспособность и функциональные показатели детей.
Ключевые слова: дети, организации дополнительного образования, физическая работоспособность, функциональные показатели.
Цитировать: Грицина О.П., Транковская Л.В., Семанив Е.В., Переломова О.В., Щепинская Н.Л. Влияние занятий в организациях дополнительного образования на физическую работоспособность и функциональные показатели детей // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. №4(62). С. 74-78. URL: https://yadi.sk/i/nWzWnEZxiTjot.
Под термином физическая работоспособность в настоящее время понимают способность человека проявлять максимум физических усилий при физической нагрузке, зависящую от уровня физической подготовленности и физического развития, тренированности, субстратного и энергетического обеспечения, нервной и гуморальной регуляции, нервно-психических свойств и мотивации индивидуума, а также внешних условий среды, воздействующих на него [1, 6, 7]. Одной из приоритетных задач образовательных организаций, в том числе и дополнительного образования, является укрепление здоровья и физическое воспитание детей и подростков [2, 3, 4]. В настоящее время в России в организациях дополнительного образования (ОДО) осуществляется обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам разнообразных направлений [5, 8]. Занятия при этом характеризуются неодинаковым уровнем динамического компонента, что может являться одним из факторов, оказывающих влияние на физическое развитие и физическую подготовленность обучающихся, и, следовательно, на их физическую работоспособность. Однако в доступной литературе мы не нашли работ, касающихся характеристики особенностей влияния занятий в организациях дополнительного образования различного профиля на физическую работоспособность и функциональные показатели детей. Изложенное определило актуальность нашей работы.
Целью работы было изучение физической работоспособности и функциональных показателей детей и подростков, посещающих организации дополнительного образования различного профиля.
Материалы и методы
Для реализации цели парно-сопряженным методом были сформированы 4 группы детей. Из них 3 основные: 1-я - дети, посещающие внешкольные занятия с преимущественным динамическим компонентом (хореографические, бального танца, цирковые, физкультурно-оздоровительного профиля), 2-я - учащи-
еся, посещающие в организациях дополнительного образования занятия с преимущественным статическим компонентом (кружки технического творчества, с использованием компьютерной техники, литературно-творческие, театральные, музыкальные, хоровые, оркестровые), 3-я - учащиеся, занимающиеся одновременно в объединениях различного профиля) и группа сравнения (контрольная), которую составили школьники, обучающиеся только в школе. Каждая основная группа и группа сравнения состояли из 34 человек, всего в исследовании участвовало 136 детей в возрасте от 7 до 14 лет из общеобразовательных организаций г. Владивостока. Отбор детей в основные и контрольную группы проводился на основании принципа однородности и идентичности по полу и возрасту. В исследование были включены школьники только с I и II группой здоровья. Обследованные в группах не отличались по таким показателям, как социальный статус семьи, уровень медицинского обслуживания. Родители детей были проинформированы о цели и задачах исследования и дали письменное согласие на участие детей в исследовании.
Для изучения и сравнительного анализа физической работоспособности у обследуемых школьников оценивался показатель PWC170 (у детей младшего школьного возраста - PWC150), который определялся с помощью степ-теста с однократной физической нагрузкой. Для оценки функционального состояния дыхательной системы была изучена продолжительность задержки дыхания на выдохе - Проба Генчи, которая проводилась в покое и после дозированной физической нагрузки. При этом нами была изучена не только длительность задержки дыхания двух проб, но и разница между ними. Оценка результатов исследований осуществлялась согласно возрастных физиологических норм (Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92).
Одновременно были изучены такие функциональные показатели, как жизненная емкость легких (ЖЕЛ) методом спирометрии и сила правой и левой кистей
методом кистевой динамометрии. Полученные данные оценивались центильным методом с учетом региональных стандартов физического развития [9].
Статистическую обработку полученных материалов проводили по общепринятым методам: рассчитывали средние величины (М), ошибки средних
Результаты и обсуждение
Изучая физическую работоспособность школьников, мы установили, что показатель PWC170/150 соответствовал возрастной норме у 82,4% учащихся, посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом, 47,1% детей, занимающихся в ОДО с преимущественным статическим компонентом, 67,6% - совмещающих объединения различного направления и 55,8% школьников, не имеющих дополнительной нагрузки (табл.). При этом статистически значимые различия этого показателя были отмечены между 1-й основной группой и 2-й (р<0,01), а так же с группой сравнения (р<0,05).
При проведении пробы Генчи было выявлено, что время задержки дыхания на выдохе до физической нагрузки соответствовало возрастной норме у 76,5% обследованных в 1-й основной группе, 55,8% - во 2-й, 73,5% - в 3-ей, 58,8% - группе сравнения, после физической нагрузки у 41,2%, 17,6%, 35,3%, 20,6% детей соответственно. При этом статистически значимых различий этого показателя между сравниваемыми группами до нагрузки не было установлено, а после нагрузки у большего числа детей время задержки дыхания соответствовало возрасту в 1-й группе, чем во 2-й (р<0,05).
Анализ функциональных показателей детей показал, что среди школьников, занимающихся в ОДО с преимущественным динамическим компонентом,
величин (т), относительные величины (Р), ошибки относительных величин (р), для выявления связей сравниваемых показателей использовали корреляционный анализ Спирмена (г), для оценки достоверности применяли ^критерий Стьюдента, рассчитывали коэффициент детерминации ^2).
ЖЕЛ была снижена у значимо меньшего числа детей, чем в группе сравнения (14,7% против 38,2%, р<0,05). Сила правой руки была повышена у большего числа детей в 1-й группе, чем у школьников группы сравнения (44,1 и 20,6% соответственно, р<0,05). Так же были выявлены различия силы левой кисти у обследованных 1-й основной группы и контрольной группы. Так, снижение этого показателя относительно возрастной нормы отмечалось у 5,9% детей посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом и у 29,4% учащихся, не имеющих дополнительной нагрузки (р<0,05), и повышение - у 52,9% против 23,5% соответственно (р<0,05). Вместе с тем значимых различий 2-й, 3-й и контрольной группой, а так же между основными группами не было выявлено.
Корреляционный анализ показал наличие слабых, но статистически значимых связей между изученными показателями и типом посещаемой организации дополнительного образования. Тип динамического компонента как фактор нельзя назвать доминирующим и основным на исследуемые показатели, т.к. любые физиологические особенности формируются под влиянием множества факторов, не учтенных в данном эксперименте. Но исследование доказало, что занятость детей в различных внешкольных организациях отражается на их физическом и физиологическом состоянии. Так, при изучении показа-
Таблица
Оценка функциональных показателей у детей
Показатель Оценка показателя Удельный вес показателей функциональных проб, соответствующих и не соответствующих возрастным физиологическим нормам
Основные группы Группа сравнения (п=34)
1-я группа (п=34) 2-я группа (п=34) 3-я группа (п=34)
Абс. число Р±т , % р' Абс. число Р±т , % р' Абс. число Р±т , % р' Абс. число Р±т , % р'
ЖЕЛ, л Снижен 5 14,7±6,1 Р -Р * 1 1 1 4 10 29,4±7,8 8 23,5±7,3 13 38,2±8,3
Средний 19 55,9±8,5 18 52,9±8,6 17 50,0±8,6 16 47,1±8,6
Повышен 10 29,4±7,8 6 17,7±6,5 9 26,5±7,6 5 14,7±6,1
Сила правой руки, кг Снижен 4 11,8±5,5 8 23,5±7,3 6 17,7±6,5 10 29,4±7,8
Средний 15 44,1±8,5 17 50,0±8,6 16 47,1±8,6 17 50,0±8,6
Повышен 15 44,1±8,5 Р -Р * 1 1 1 4 9 26,5±7,6 12 35,3±8,2 7 20,6±6,9
Сила левой руки, кг Снижен 2 5,9±4,0 Р -Р * 1 1 1 4 7 20,6±6,9 4 11,7±5,5 10 29,4±7,8
Средний 14 41,2±8,4 16 47,1±8,6 16 47,1±8,6 16 47,1±8,6
Повышен 18 52,9±8,6 Р -Р * 1 1 1 4 11 32,3±8,0 14 41,2±8,4 8 23,5±7,3
Примечание: статистическая достоверность различий (р): р<0,05 - *
телей первой и второй проб Генчи, была выявлена обратная слабая корреляция (г=-0,23, р<0,01) между разностью времени задержки дыхания на выдохе до и после физической нагрузки и типом внешкольной деятельности учащихся, т.е. разность двух проб тем ниже, чем выше уровень динамического компонента на занятии. ЖЕЛ (г=0,21, р<0,05), сила правой руки (г=0,22, р<0,05) и левой руки (г=0,29, р<0,001) также слабо коррелировали с типом внешкольной деятельности, однако связи были прямыми, т.е. вышеуказанные показатели были тем выше, чем больше был уровень динамического компонента. С использованием зависимости R2 (коэффициента детерминации), установлено, что занятия в организациях дополнительного образования с преимущественным динамическим компонентом влияют на пробу Генчи на уровне 5,39%, ЖЕЛ - 4,33%, силу правой руки -4,68% и силу левой руки - 7,76%.
Вывод
Таким образом, полученные данные позволяют заключить, что посещение занятий с преимущественным динамическим компонентом влияет на физическую работоспособность и функциональные показатели детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астахов, А. В. Физическая работоспособность и методика ее определения // Теория и практика физической культуры. 2007. № 8. С. 20.
2. Корженко О. М. Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона) // Инновационные педагогические технологии: материалы между-нар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 224-226.
3. Мальгин В. Е. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования // Молодой ученый. 2014. №2. С. 787-9.
4. Машинистова Н. В. История становления дополнительного образования детей в России / Н. В. Машинистова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 38-42.
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41)
6. Сонькин В.Д. Проблема оценки физической работоспособности // Вестник спортивной науки. 2010. № 2. С. 37-42.
7. Транковская Л.В. , Нагирная Л.Н., Шепарев А.А. Гигиенические требования к организации физического воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях: учебное пособие для врачей. Владивосток: Медицина ДВ,2012. 140 с.
8. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
9. Физическое развитие детей 3-17 лет г. Владивосток. Стандарты физического развития: методические рекомендации / Е.В. Крукович, Л.В. Транковская, А.К. Яценко, Е.А. Корнеева и др.; Тихоокеанский государственный медицинский университет. Владивосток: ТГМУ, 2015. 24 с.
O.P.Gritsina1, L.V. Trankovskaya1, T.V. Semanov1, O.V. Perelomova1, N.L. Schepinskaya2 influence of employment in the organization of additional education in the physical capacity and functional parameters children
1 State Educational Institution of Higher Professional Education «Vladivostok State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation; Vladivostok, Russia;
2 Municipal budget educational institution «Secondary school number 17 in Vladivostok», Vladivostok, Russia.
The authors studied the physical performance and functional performance of children attending supplementary education in various fields. Found that among children enrolled in supplementary education with a primary dynamic component, significantly more students who are indicators of the step-test and sample Genchi correspond to age norm than in the group of their peers involved in organizations with a primary static component, and a group of children who do not have extra-curricular load. Also in this group significantly less frequently surveyed saw a decrease in functional performance than students in the comparison group. There were significant correlations between levels of functional performance of children and their extracurricular activities. It is proved that training in the organizations of additional education with a primary dynamic component have a significant impact on physical performance and functional performance of children.
Keywords: children, organization of an additional education, physical performance, functional parameters, Russia. Citation: Gritsina O.P., Trankovskaya L.V., Semanov T.V., Perelomova O.V., Schepinskaya N.L. Influence of employment in the organization of additional education in the physical capacity and functional parameters children. Health. Medical ecology. Science. 2015; 4(62): 74-78. URL: https://yadi.sk/i/nWzWnEZxiTjot.
• Социально-гигиенический мониторинг, общая гигиена Сведения об авторах
Грицина Ольга Павловна - аспирант кафедры гигиены, тел.: 8-924-234-95-58, e-mail: [email protected], 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 104, кв. 48.
Транковская Лидия Викторовна - зав. кафедрой гигиены, доктор медицинских наук, профессор, тел.: 8-902-556-87-49, e-mail: [email protected], 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 104, кв. 41.
Семанив Елена Валентиновна - кандидат медицинских наук, доцент, 8-914-978-43-29, e-mail: semaniv. [email protected], 690108, г. Владивосток, ул. Артековская 1А, кв. 76.
Переломова Оксана Валерьевна - старший преподаватель кафедры физики и математики, тел. 8-924-72908-24, e-mail: [email protected], 690105, г. Владивосток, ул. Адм. Горшкова, д.30, кв. 134.
Щепинская Наталья Леонидовна - директор МБОУ «Школа № 17», тел. 8-924-321-03-05, e-mail: 593733@ mail.ru, 690105, г. Вл-к, ул.Анны Щетининой, д. 35, кв. 108.
© Коллектив авторов, 2015 г. УДК: 546.3; 577.4 (20)
Л.В. Кислицына1, И.Л. Иванова12, П.Ф. Кику3
оценка риска вероятного воздействия тяжелых металлов в пищевых
продуктах на состояние здоровья население приморского края
1 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»;
2 ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра гигиены;
3 Дальневосточный Федеральный университет, Школа биомедицины, г. Владивосток.
Изложены результаты исследования влияния контаминированных продуктов питания местных и импортируемых производителей на состояние здоровья населения Приморского края. Дана гигиеническая оценка содержанию тяжелых металлов в основных продуктах питания с 2010 по 2014 гг. на территории Приморья. Определены приоритетные загрязнители пищевых продуктов, потребляемым населением края. На основании полученных данных о среднесуточных дозах поступления контаминантов в организм при потреблении основных продуктов питания определены риски для здоровья населения.
Ключевые слова: оценка риска, тяжелые металлы, продукты питания, население.
Цитировать: Кислицына Л.В., Иванова И.Л., Кику П.Ф. Оценка риска вероятного воздействия тяжелых металлов в пищевых продуктах на состояние здоровья население Приморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. №4(62). С. 78-83. URL: https://yadi.sk/i/NuQ7se8SiTjox.
Характер питания - это один из наиболее существенных факторов, определяющих состояние здоровья населения. Рациональное питание способствует повышению сопротивляемости организма неблагоприятному воздействию окружающей среды, профилактике заболеваний, нормальному развитию подрастающего поколения [1, 3, 4, 6, 7].
При дефиците и дисбалансе основных компонентов пищевого рациона возрастает опасность негативного воздействия контаминированных продуктов питания на организм человека [2, 5].
Результаты лабораторного контроля, за содержанием контаминантов в продуктах питания и продовольственном сырье за период с 2010-2014 гг. проанализированы по 30 административным территориям Приморского края. Продовольственное сырьё и пищевые продукты отбирались на пищевых предприятиях, в торговой сети, в лечебно-профилактических и детских учреждениях, на продовольственных складах, в частном секторе, на фермах и в тепличных хозяйствах.
Всего обработано 13586 исследований проб пищевых продуктов.
Статистическая обработка и гигиеническая оценка вычисленных среднемноголетних величин проведена с использованием СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», МУ 2.3.7.2125-06 «Состояние здоровья населения в связи с состоянием питания. Социально-гигиенический мониторинг. Контаминация продовольственного сырья и пищевых продуктов химическими веществами. Сбор, обработка и анализ показателей», МУ 2.3.7.2519-09 «Определение экспозиции и оценка риска воздействия химических контаминантов пищевых продуктов на население», Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»
На основании полученных данных о концентрации (в мг/кг) химических веществ в пищевых продуктах и величине их среднесуточного потребления (кг/сутки) были рассчитаны экспозиционные сред-