Научная статья на тему 'Влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации дополнительного образования'

Влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1096
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ORGANIZING ADDITIONAL EDUCATION / РЕЖИМ ДНЯ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / MENTAL CAPACITY / DAILY ROUTINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грицина Ольга Павловна, Транковская Л. В., Тарасенко Г. А., Черток А. Г.

Дана гигиеническая оценка режима дня и умственной работоспособности детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Установлено, что уровень умственной работоспособности у учащихся, не имеющих внешкольной нагрузки, выше, чем у детей, посещающих организации дополнительного образования. Выявлены достоверные обратные корреляции между продолжительностью ночного сна детей, суммарным недельным временем занятий во внешкольных организациях и их уровнем умственной работоспособности. Подтверждено, что нарушения режима дня приводят к снижению умственной работоспособности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грицина Ольга Павловна, Транковская Л. В., Тарасенко Г. А., Черток А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the mode of the day on the performance of the mental health of students attending the organization of additional education

The hygienic assessment of a day regimen and intellectual efficiency of the children who are engaged in establishments of additional education is given. It is established that level of intellectual working capacity at the pupils who don't have out-of-school loading, above, than at the children visiting the organizations of additional education. Reliable return correlations between duration of a night dream of children, total week time of occupations in the out-of-school organizations and their level of intellectual working capacity are revealed. It is confirmed that violations of a day regimen lead to decrease in intellectual efficiency of pupils.

Текст научной работы на тему «Влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации дополнительного образования»

лотность, подвижный фосфор, обменный калий, обменный кальций, обменный магний, кислотора-створимые и водорастворимые формы металлов, плотный остаток водной вытяжки и др.). Выбор показателей химического загрязнения зависит от предполагаемого состава загрязняющих веществ с учетом характера источника загрязнения.

В рамках ведения социально-гигиенического мониторинга контроль за состоянием почвы осуществлялся в 2013 г. в 92 точках на территории Приморского края (в 2009 г. - в 97 точках, в 2010 г. - в 91 точке, в 2011 г. - в 92 точках) в зонах повышенного риска воздействия на здоровье населения (детские дошкольные, школьные и лечебно-профилактические учреждения, селитебные территории, зоны

охраны водоёмов, зоны рекреации, земли, занятые под сельхозпродукты).

Всего в 2013 г. по санитарно-химическим показателям 53,4% проб не соответствуют гигиеническим нормативам (в 2010 г. - 46,5 %, в 2011 г. - 55,8% проб, 2012 г. - 53,4%).

За период с 2010-2013 гг. в соответствии с оценочной шкалой опасности загрязнения почв по показателю суммарного загрязнения была дана оценка степени опасности загрязнения почв и грунтов на территории края.

Таким образом, проведенные исследования позволили расширить представления о степени загрязнения почв на территории Приморского края и принять соответствующие решения

Glushak А^.

ecologo-hygienic assessment of soil

FBuz « center of hygiene and epidemiology in Primorsky Krai».

In 2013, the laboratory centre subdivisions investigated 1456 soil samples which is 5% less than in 2012, made 11574 sanitary-chemical studies of these, 70% gozzadini, in 2012, 88%. Just in 2013 in San chemical indicators 53.4% of samples do not meet hygienic standards (2010- 46.5 per cent in 2011.- 55.8 % of samples, 2012 at 53.4%).

Keywords: maximum allowable concentrations, approximately permissible concentrations, soil, soil, gross forms of metals, environment.

Citation: Glushak A.Ya. Ecologo-hygienic assessment of soil. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 75-76. URL: https://yadi.sk/i/JXWvjuqQZKut3

Сведения об авторе

Глушак Александр Яковлевич, заведующий отделом санитарно-гигиенических исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.: (8423)265-08-64, e-mail: [email protected].

© Коллектив авторов, 2014 г. УДК 613.955:371.398

О.П. Грицина, Л.В. Транковская, Г. А. Тарасенко, А.Г. Черток

влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации дополнительного образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Дана гигиеническая оценка режима дня и умственной работоспособности детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Установлено, что уровень умственной работоспособности у учащихся, не имеющих внешкольной нагрузки, выше, чем у детей, посещающих организации дополнительного образования. Выявлены достоверные обратные корреляции между продолжительностью ночного сна детей, суммарным недельным временем занятий во внешкольных организациях и их уровнем умственной работоспособности. Подтверждено, что нарушения режима дня приводят к снижению умственной работоспособности учащихся.

Ключевые слова: дети, организации дополнительного образования, режим дня, умственная работоспособность.

Цитировать: Грицина О.П., Транковская Л.В., Тарасенко Г.А., Черток А.Г. Влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации дополнительного образования // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 76-80. URL: https://yadi.sk/i/wOTMWs_GZKut9

В течение жизни дети проходят обучение в различных учебных заведениях: дошкольных организациях, школах, лицеях, колледжах, организациях дополнительного образования. В значительной мере успешность овладения учебным материалом определяется уровнем умственной работоспособности [1, 2, 9, 4, 6]. Известно, что гигиенически рациональное построение режима дня, предусматривающее достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности, является одним из ведущих факторов, влияющих на умственную работоспособность учащихся [1, 2, 8]. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению сети организаций дополнительного образования (ОДО). Причем, как правило, дети выбирают не один, а два или более кружков, студий, объединений. Это сопровождается увеличением нагрузки на растущий организм и требует дополнительного внимания к вопросу гигиенической регламентации режима деятельности обучающихся [5]. Однако в доступной литературе мы не нашли работ, касающихся характеристики особенностей режима дня и его влияния на показатели умственной работоспособности детей, посещающих внешкольные организации. Изложенное определило актуальность нашей работы.

Цель работы. Изучение влияния режима дня на уровень умственной работоспособности у детей, посещающих организации дополнительного образования.

Материалы и методы. Для реализации цели парно-сопряженным методом были сформированы 4 группы детей. Из них 3 основные: 1-я - учащиеся, посещающие в организациях дополнительного образования занятия с преимущественным статическим компонентом (кружки технического творчества, с использованием компьютерной техники, литературно-творческие, театральные, музыкальные, хоровые, оркестровые), 2-я - дети, посещающие внешкольные занятия с преимущественным динамическим компонентом (хореографические, бального танца, цирковые, физкультурно-оздоровительного профиля), 3-я - учащиеся, занимающиеся одновременно в объединениях различного профиля и группа сравнения (контрольная), которую составили школьники, обучающиеся только в школе. Каждая основная группа и группа сравнения состояли из 55 человек, всего в исследовании участвовало 220 детей в возрасте от 7 до 14 лет из общеобразовательных организаций г. Владивосток. Отбор детей в основные и контрольную группы проводился на основании принципа однородности и идентичности по полу и возрасту. Обследованные в группах не отличались по таким показателям, как социальный статус семьи, уровень медицинского обслуживания. Родители детей были проинформированы о цели и задачах исследования и дали письменное согласие на участие детей в исследовании.

Результаты и обсуждение. С целью гигиенической оценки режима дня детей проведен анкетный опрос их родителей по специально разработанной анкете, содержащей вопросы о бюджете времени деятельности детей. При этом анализировались следующие компоненты режима дня: продолжительность сна, время выполнения домашнего задания, режим питания, длительность пребывания на свежем воздухе, занятия по собственному выбору (чтение художественной литературы, игры и др.). Регламенты занятий детей в ОДО сопоставлялись с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».

Под индивидуальной умственной работоспособностью понимается способность ребенка воспринимать и перерабатывать максимально возможный объем информации в определенное время. Для оценки работоспособности применили корректурную пробу Бурдона-Анфимова. Полученные данные обработаны с применением статистических методов [3].

Изучая режим дня обследованных детей, мы определили, что сокращение продолжительности ночного сна достоверно чаще (р<0,05) встречалось у школьников в 1-й, 2-й, и 3-й группе, чем у учащихся, не имеющих дополнительной нагрузки. Следует отметить, что у детей превалировало недосыпание менее 1 часа. Такой дефицит был выявлен в 1-й группе у 34,5% детей, во 2-й группе -у 45,5%, в 3-й - у 47,3% обследованных; в группе сравнения - у 25,4% учащихся. При этом статистически значимые различия установлены во 2-й и в 3-й основных группах относительно группы сравнения (р<0,05). Сокращение ночного сна более чем на 1 час имело место у 30,9% обследованных в 1-й группе, у 16,4% и 21,8% школьников во 2-й и в 3-й группах, соответственно, и у 16,4% учащихся, посещающих только школу (р>0,05).

Кроме того, нами установлено, что дети, посещающие внешкольные образовательные учреждения, в течение всего учебного года статистически значимо меньше времени (р<0,05). проводили на открытом воздухе, чем их сверстники, посещающие только школу. Однако, нами отмечено, что в период летних каникул время и кратность пребывания на свежем воздухе соответствовали рекомендуемым у абсолютного большинства детей, вошедших в наше исследование (97,3%, 89,6%, 97,6% - в 1-й, 2-й и 3-й основных группах, соответственно и 97,9% в группе сравнения). Длительность выполнения домашнего задания соответствовала гигиеническим регламентам у большинства учащихся в обследованных группах (р>0,05). Режим питания соответствовал возрастным рекомендациям у всех детей. Из анкетного опроса родителей учащихся установлено, что время, уделяемое на деятельность по собственному выбо-

ру, было сокращено у 38,2% школьников, имеющих внешкольную нагрузку, в 1-й группе, у 41,8% во -2-й и у 47,3% - в 3-й группе. В группе сравнения продолжительность свободных занятий по выбору была сокращена у достоверно меньшего удельного веса детей (20,0%, р<0,05). Заметим, что между основными группами не выявлено значимых различий в соблюдении детьми элементов режима дня.

Также был проведен анализ занятости учащихся основных групп во внешкольных организациях. Установлено, что 64,8% детей основных групп посещают 1-2 внешкольные организации, что соответствует гигиеническим регламентам (СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»); в то время, как 35,2% - занимаются в 3-х и более кружках, что превышает норматив. Кратность посещения каждого внешкольного образовательного учреждения составляла 2-3 раза в неделю, продолжительность занятий - от 45 минут до 2 часов в зависимости от возраста. В творческих объединениях (хореографических, цирковых) эпизодически (перед конкурсами, концертными программами) количество занятий увеличивалось до 4-5 в неделю. Нами выявлено, что суммарное недельное время занятий в ОДО соответствовало рекомендуемой продолжительности лишь у 58,2% школьников 1-ой группы, у 52,7% детей -2-ой, у 45,5% учащихся - 3-ей группы. Статистически значимых различий по времени занятости детей в ОДО между основными группами не установлено

Итак, определено, что у занимающихся в ОДО, значимо чаще имело место сокращение продолжительности ночного сна, длительности пребывания на открытом воздухе, деятельности по собственному выбору, относительно детей, посещающих только школу. Таким образом, занятость во внешкольных организациях влечет уменьшение бюджета времени, уделяемого другим элементам режима дня.

Анализ работоспособности по корректурным пробам в начале недели показал, что в группе детей, не имеющих дополнительной нагрузки, среднее количество просмотренных за 10 минут знаков было значимо выше, чем у обследованных, посещающих ОДО с преимущественным статическим компонентом (р<0,001), и у детей, одновременно занимающихся в ОДО различного профиля (р>0,01). Одновременно и количество правильно вычеркнутых букв было достоверно выше в группе сравнения относительно 1-й и 3-й основных групп (р<0,001). Точность выполнения задания незначимо отличалась во всех сравниваемых группах (р>0,05). Оценка продуктивности и устойчивости внимания выявила, что эти показатели достоверно выше среди учащихся, не имеющих дополнительной нагрузки, чем в 1-ой и в 3-ей группах школьников, посещающих

ОДО (р<0,001). Важно отметить, что статистически значимых различий со 2-й группой (в которой были дети, занимающиеся в ОДО с преимущественным двигательным компонентом) и группой обследованных, посещающих только школу, по показателям умственной работоспособности не установлено. При сравнении показателей работоспособности в основных группах также были установлены достоверные различия. Так, во 2-й группе количество просмотренных и правильно вычеркнутых букв было значительно выше относительно 1-й (р<0,001) и 3-й групп (р<0,01). Кроме того, продуктивность выполнения задания и устойчивость внимания существенно лучше во 2-й группе, чем в 1-й - (р<0,01) и в 3-й (р<0,01). Таким образом, у детей, посещающих дополнительные занятия с преимущественным динамическим компонентом, умственная работоспособность значимо выше, чем в других основных группах, что является закономерным и подтверждает известный факт влияния рациональной двигательной активности на сохранение работоспособности [4, 7]. Результаты исследования дают основание полагать, что занятия с динамическим компонентом позволяют нивелировать отрицательное влияние дополнительной нагрузки.

Динамика умственной работоспособности обследованных детей от вторника к пятнице свидетельствовала о закономерном снижении показателей во всех группах школьников. Так, в 1-й группе значимо снизилась устойчивость внимания (р<0,05). Во 2-й группе достоверно уменьшилось количество просмотренных и правильно вычеркнутых букв (р<0,05), устойчивость внимания (р<0,01). В 3-й группе снизилось количество просмотренных (р<0,05) и правильно вычеркнутых букв (р<0,01), точность выполнения задания (р<0,01), устойчивость внимания (р<0,001). В группе сравнения наблюдалось достоверное снижение количества просмотренных (р<0,05) и правильно вычеркнутых букв (р<0,01) и устойчивости внимания (р<0,01). Картина распределения различий по количеству просмотренных и правильно вычеркнутых букв, продуктивности и устойчивости внимания между группами в пятницу была аналогичной данным, полученным в начале недели. Кроме того, точность выполнения задания в пятницу была достоверно лучше у обследованных 1-й, 2-й основных групп (р<0,01) и детей группы сравнения (р<0,05) относительно учащихся из 3-й группы.

Для установления возможных причинно-следственных связей был выполнен корреляционный анализ по Спирмену между показателями умственной работоспособности и продолжительностью ночного сна детей. В начале недели установлены достоверные (р<0,05 - р<0,001) обратные связи между количеством правильно вычеркнутых букв,

точностью выполнения задания, устойчивостью внимания с одной стороны и дефицитом времени ночного сна у детей во всех основных и в группе сравнения. В конце недели, помимо вышеуказанных связей, во 2-й группе установлена корреляция недосыпания и количества просмотренных букв, во 2-й и в 3-й группах - связь длительности сна и продуктивности выполнения задания. Одновременно осуществлен корреляционный анализ между степенью несоответствия продолжительности занятий в ОДО и уровнем работоспособности учащихся основных групп. Установлены обратные достоверные корреляции (р<0,05 - р<0,001) между превышением суммарного недельного времени занятий во внешкольных организациях и показателями работоспособности: количество правильно вычеркнутых букв, точность выполнения задания, устойчивость внимания. Причем эта связь наблюдалась как вначале недели, так и в конце.

Таким образом, посещающих организации дополнительного образования, распространенность несоответствия элементов режима дня гигиеническим рекомендациям (сокращение продолжительности ночного сна, длительности пребывания на открытом воздухе, деятельности по собственному выбору) значимо выше, чем у детей занимающихся только в школе (38,2-85,5% против 20,0-58,1%, соответственно, р<0,05 - р<0,01). Уровень умственной работоспособности у учащихся, не имеющих внешкольной нагрузки, выше, чем у детей, посещающих организации дополнительного образования. Установлены достоверные обратные корреляции (р<0,05 - р<0,001) между продолжительностью ночного сна детей, суммарным недельным временем занятий во внешкольных организациях и уровнем их умственной работоспособности.

Таким образом, нарушения режима дня приводят к снижению умственной работоспособности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: Просвещение, 1974. 136 с.

2. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей. М.: МИОО, 2005. 224 с.

3. Леонов С.А., Вайсман Д.Ш., Моравская С.В, Мирсков Ю.А. Статистические методы анализа в здравоохранении. Краткий курс лекций. М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2011. 172 с.

4. Мустафина Р.Г. Морфофункциональные особенности и умственная работоспособность школьников 13 лет различных режимов обучения и двигательной активности: Дис. ... канд. биол. наук: Казань, 2005. 40 с.

5. Немкова О.А., Полякова М.В., Снегорева М.А. Санитарно-эпидемиологический контроль за дошкольными образовательными организациями Приморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4(49-50). С. 123-124.

5. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011. 431 с.

6. Осипенко, Е. В. Умственная работоспособность школьников, проживающих в условиях Гомельского региона Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. 388 с.

7. Роговая Н.В., Вязовик М.М. Государственный надзор за условиями обучения и воспитания детей // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4(49-50). С. 143-145.

7. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина; 1991. 187 с.

8. Туаева И.В., Гигиеническая оценка режима дня и его влияние на здоровье школьников старших классов в современных условиях: Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб, 2005. 21 с.

9. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие М.: Просвещение, 1990. 319 с.

Gritsina o.P., Trankovskaya L.v., Tarasenko G.A., chertok A.G.

the impact of the mode of the day on the performance of the mental

health of students attending the organization of additional education

State educational institution of higher professional education «Pacific state medical university» of the Ministry of health of the Russian Federation.

The hygienic assessment of a day regimen and intellectual efficiency of the children who are engaged in establishments of additional education is given. It is established that level of intellectual working capacity at the pupils who don>t have out-of-school loading, above, than at the children visiting the organizations of additional education. Reliable return correlations between duration of a night dream of children, total week time of occupations in the out-of-school organizations and their level of intellectual working capacity are revealed. It is confirmed that violations of a day regimen lead to decrease in intellectual efficiency of pupils.

Keywords: children, organizing additional education, daily routine, mental capacity.

Citation: Gritsina O.P., Trankovskaya L.V, Tarasenko G. A., Chertok A.G. The impact of the mode of the day on the performance of the mental health of students attending the organization of additional education. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 76-80. URL: https://yadi.sk/i/wOTMWs_GZKut9

Сведения об авторах

Грицина Ольга Павловна - аспирант кафедры гигиены, тел.: 8-924-234-95-58, e-mail: [email protected], 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 163;

Транковская Лидия Викторовна - заведующий кафедрой гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор, тел.: 8-914-967-01-17, e-mail: [email protected], 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 163;

Тарасенко Галина Алексеевна - доцент кафедры гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, кандидат медицинских наук, тел.: 8-914-792-00-40, e-mail: [email protected], 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 163;

Черток Алевтина Генадьевна - доцент кафедры гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, кандидат медицинских наук, тел.: 8-423-245-74-45, e-mail: [email protected], 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 163.

© Коллектив авторов, 2014 г. УДК 621.396.93

Е.С. Гуревич, Т.С. Попова, О.А. Моисеенко

актуальные задачи санитарно-эпидемиологических экспертиз размещения базовых станций беспроводной радиотелефонной связи

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», г. Владивосток.

В данной статье приведены анализ результатов проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» по размещению базовых станций сотовой связи за период 2009-2013 гг. Отражены нормативные документы, регламентирующие требования к базовым станциям и оформлению экспертных заключений. Указаны диапазоны частот электромагнитных полей подвижных станций сухопутной радиосвязи. Приведен анализ работы по проведению экспертиз при размещении базовых станций, при выполнении расчетов интенсивности электромагнитного излучения в материалах предоставляемых при размещении базовых станций и результатов замеров интенсивности электромагнитного излучения при вводе в эксплуатацию базовых станций. Выделены актуальные задачи санитарно-эпидемиологических экспертиз.

Ключевые слова: базовые станции беспроводной сотовой радиотелефонной связи, уровни, электромагнитные поля, плотность потока энергии, мониторинг электромагнитной обстановки населенных пунктов.

Цитировать: Гуревич Е.С., Попова Т.С., Моисеенко О.А. Актуальные задачи санитарно-эпидемиологических экспертиз размещения базовых станций беспроводной радиотелефонной связи // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 80-83. URL: https://yadi.sM/vX4p-x7mZKuuU

При размещении базовых станций беспроводной радиотелефонной связи должны соблюдаться требования СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» [5].

Указанные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств подвижной радиосвязи диапазона частот 27-2400 МГц, включая абонентские терминалы спутниковой связи и на ПРТО, установленные на транспортных средствах (летательных аппаратах, морских и речных судах, поездах) на период их эксплуатации на постоянных или временных стоянках.

Цель сообщения: анализ результатов проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» по размещению базовых станций сотовой связи за период 2009-2013 гг.

Материалы и методы. Проанализированы результаты проведенных экспертиз в 2009-2013 гг.

Проведена оценка результатов с учетом существующих нормативных документов.

Результаты. Для транспортировки радиосигнала при эксплуатации базовых станций сотовой радиотелефонной связи используется передающее оборудование радиорелейных станций и абонентских терминалов. Учитывая диапазоны частот излучения при их размещении должны соблюдаться требования СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» и СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07 Изменение № 1 к СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» [6, 7].

Вышеуказанные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размещению и эксплуатации стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30-300 ГГц, в том числе находящихся на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.