Научная статья на тему 'Обоснование системы мероприятий по сохранению здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования'

Обоснование системы мероприятий по сохранению здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / РЕЖИМ ДНЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ / CHILDREN / HEALTH / DAILY ROUTINE / MENTAL PERFORMANCE / PHYSICAL PERFORMANCE / ADAPTATION TO SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грицина Ольга Павловна, Транковская Лидия Викторовна, Рзянкина Марина Федоровна

Показана связь уровня внешкольной нагрузки и уменьшения бюджета времени основных элементов режима дня детей, занимающихся в организациях дополнительного образования. Установлена корреляция выраженности нарушений режима дня с уровнем умственной работоспособности обучающихся. Доказано, что занятия в организациях дополнительного образования с преимущественным динамическим компонентом оказывают положительное влияние на физическую и умственную работоспособность и функциональные показатели детей. Дана оценка течения адаптации к школе первоклассников, посещающих организации дополнительного образования. Определено, что у детей, занимающихся дополнительно, незавершенная адаптация в течение первого года обучения в школе встречается достоверно чаще в сравнении с учащимися, не имеющими внешкольной нагрузки. Доказано прямое влияние количества посещаемых организации дополнительного образования и обратное влияние уровня динамического компонента на формирование хронической патологии у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грицина Ольга Павловна, Транковская Лидия Викторовна, Рзянкина Марина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The connection between the level of extracurricular load and reduce the time of the budget main elements of the daily routine of children involved in the organizations of additional education. The correlation between the severities of violations of the day with the mental health level of students. It is proved that the class organizations of additional education with a primary dynamic component has a positive effect on physical and mental performance and functional performance of children. The estimation of current adaptation of first-graders to school, attending supplementary education. It was determined that the children involved in addition, incomplete adaptation during the first year of schooling occurs significantly more often in comparison with students who do not have extracurricular load. Prove a direct influence of the amount of additional education organizations visited and the inverse effect of the level of the dynamic component of the formation of a chronic disease in children.

Текст научной работы на тему «Обоснование системы мероприятий по сохранению здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования»

© Коллектив авторов, 2016 doi: 10.18411/hmes.d-2016-155

УДК: УДК 613.95:371.8

О.П. Грицина1, Л.В. Транковская1, М.Ф. Рзянкина2

ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ,

посещающих организации дополнительного образования

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток;

2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Хабаровск

Показана связь уровня внешкольной нагрузки и уменьшения бюджета времени основных элементов режима дня детей, занимающихся в организациях дополнительного образования. Установлена корреляция выраженности нарушений режима дня с уровнем умственной работоспособности обучающихся. Доказано, что занятия в организациях дополнительного образования с преимущественным динамическим компонентом оказывают положительное влияние на физическую и умственную работоспособность и функциональные показатели детей. Дана оценка течения адаптации к школе первоклассников, посещающих организации дополнительного образования. Определено, что у детей, занимающихся дополнительно, незавершенная адаптация в течение первого года обучения в школе встречается достоверно чаще в сравнении с учащимися, не имеющими внешкольной нагрузки. Доказано прямое влияние количества посещаемых организаций дополнительного образования и обратное влияние уровня динамического компонента на формирование хронической патологии у детей.

Ключевые слова: дети, состояние здоровья, умственная работоспособность, режим дня, физическая работоспособность, адаптация к школе.

Для цитирования: Грицина О.П., Транковская Л.В., Рзянкина М.Ф. Обоснование системы мероприятий по сохранению здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования. Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 4(67): 66-71. DOI: 10.18411/hmes.d-2016-155

Для корреспонденции: Транковская Л.В., д.м.н., профессор, e-mail: trankovskaya@mail.ru

Поступила 11.10.16

O.P. Gritsina1, L.V. Trankovskaya1, M.F. Rzyankina2

rationale of measures for the conservation of health of children

ATTENDING of ADDITioNAL EDUCATioN

1 Federal State Educational Institution of Higher Education «Pacific State Medical University» of the Russian Federation Ministry of Health

2 Federal State Educational Institution of Higher Education «Far Eastern State Medical University» of the Russian Federation Ministry of Health

The connection between the level of extracurricular load and reduce the time of the budget main elements of the daily routine of children involved in the organizations of additional education. The correlation between the severities of violations of the day with the mental health level of students. It is proved that the class organizations of additional education with a primary dynamic component has a positive effect on physical and mental performance and functional performance of children. The estimation of current adaptation of first-graders to school, attending supplementary education. It was determined that the children involved in addition, incomplete adaptation during the first year of schooling occurs significantly more often in comparison with students who do not have extracurricular load. Prove a direct influence of the amount of additional education organizations visited and the inverse effect of the level of the dynamic component of the formation of a chronic disease in children.

Keywords: children, health, daily routine, mental performance, physical performance, adaptation to school.

For citation: Gritsina O.P., Trankovskaya L.V., Rzyankina M.F. Rationale of measures for the conservation of health of children attending of additional education. Health. Medical ecology. Science. 2016; 4(67): 66-71. DOI: 10.18411/hmes.d-2016-155

For correspondence: Trankovskaya L.V., MD, professor, e-mail: trankovskaya@mail.ru Conflict of interests. The authors are declaring absence of conflict of interests.

Financing. The study had no sponsor support.

Received 11.10.16 Accepted 04.11.16

Введение. Известно, что состояние здоровья детей и подростков - один из основных показателей благополучия государства [1; 2; 3; 4]. Главная особенность организма ребенка - состояние непрерывного роста и развития. Нарушение этого процесса приводит к развитию заболевания. Современное общество предъявляет повышенные требования к физическому и психическому развитию личности. Характерной чертой образовательной среды сегодня является то, что помимо дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций дети посещают организации дополнительного образования (ОДО). Система дополнительного образования стимулирует развитие способностей и талантов и позволяет каждой личности максимально реализовать себя [5; 6]. Вместе с тем, во время внешкольных занятий на учащихся воздействует дополнительный комплекс факторов.

В доступной литературе отсутствуют данные, комплексно характеризующие условия пребывания детей в организациях дополнительного образования. Не в полной мере изучены режим дня таких детей, их умственная и физическая работоспособность, особенности адаптации к общеобразовательной школе, состояние здоровье. Изложенные обстоятельства обосновали актуальность и цель настоящего исследования.

Цель исследования состояла в разработке системы мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья, благоприятное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма на основании комплексного изучения условий пребывания детей в организациях дополнительного образования.

Материалы и методы. Для реализации цели на первом этапе было проведено комплексное санитарно-гигиеническое обследование 9 организаций дополнительного образования на соответствие СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН 2.4.4.3172-14).

На следующем этапе дана гигиеническая оценка режима дня, изучены умственная и физическая работоспособность, выполнена комплексная оценка здоровья детей. Для этого парно-сопряженным методом было сформировано 4 группы. Из них 3 основные: 1-я - учащиеся, посещающие в ОДО занятия с преимущественным статическим компонентом (кружки технического творчества, с использованием компьютерной техники, литературно-творческие, театральные, музыкальные, хоровые, оркестровые); 2-я - дети, посещающие внешкольные занятия с преимущественным динамическим компонентом (хореографические, бального танца, цирковые, физкультурно-оздоровительного профиля); 3-я - учащиеся, занимающиеся одновременно в объединениях раз-

личного профиля) и 1 группа сравнения (контрольная), которую составили школьники, обучающиеся только в общеобразовательной школе.

С целью изучения режима дня, умственной и физической работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования, в группы обследования были включены только школьники с I и II группами здоровья по 55 человек в каждой. Всего в исследовании участвовало 220 детей.

Для изучения состояния здоровья учащихся, занимающихся дополнительно, группы были сформированы из 64 человек каждая, всего в исследовании приняли участие 256 школьников. При составлении групп были отобраны школьники в возрасте от 7 до 14 лет. Кроме того, выполнена оценка течения адаптации к школе первоклассников, посещающих организации дополнительного образования, для чего сформировано 2 группы по 107 человек в возрасте 7-8 лет: основная (первоклассники, занимающиеся в организациях дополнительного образования) и группа сравнения (первоклассники, обучающиеся только в общеобразовательной школе).

Отбор детей в группы проводился исходя из принципа однородности и идентичности по полу и возрасту. Обследованные в группах не отличались по таким показателям, как социальный статус семьи, уровень медицинского обслуживания. Родители детей были проинформированы о цели и задачах исследования и дали письменное согласие на участие детей в исследовании.

Для оценки режима дня был проведен анкетный опрос родителей учащихся по специально разработанной карте, содержащей вопросы о бюджете времени деятельности школьников. Для анализа умственной работоспособности в сравниваемых группах школьников выполнена корректурная проба Бурдона-Анфимова. При изучении физической работоспособности у обследуемых школьников были выполнены функциональные тесты: степ-тест и проба Генчи.

Оценка результатов исследований осуществлялась согласно возрастных физиологических норм (Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92). Одновременно были изучены функциональные показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ) методом спирометрии и сила правой и левой кистей методом кистевой динамометрии. Полученные данные оценивались центильным методом с учетом региональных стандартов физического развития.

Анализ состояния здоровья детей проводился на основании данных «Медицинских карт ребенка для образовательных учреждений» (ф 026/у-2000). Изучены резистентность детского организма по кратности острой заболеваемости, распространенность и структура хронической патологии по расширенной номенклатуре болезней «Международной классификации болезней Х пересмотра».

Проведено измерение длины и массы тела школьников, дана оценка их физического развития с использованием центильного метода на основании региональных стандартов. Выполнено распределение детей по группам здоровья согласно Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией, по комплексной оценке, состояния здоровья детей»). Оценка течения адаптации к школе первоклассников, посещающих ОДО, проведена согласно методических рекомендаций, разработанным Ивановским НИИ материнства и детства МЗ РФ.

Полученные данные обработаны с применением метода параметрического и непараметрического анализа: рассчитывались средние арифметические значения (M), стандартные ошибки среднего значения (m), средние квадратичные (стандартные) отклонения (о), относительные величины (P), ошибки относительных величин (mp); при сравнительном анализе изученных показателей применялся t-критерий Стьюдента и критерий Пирсона %2; для изучения взаимосвязи признаков выполняли непараметрический корреляционный анализ Спирмена (г), рассчитывали коэффициент детерминации (R2). В исследовании проверялась статистическая значимость полученных коэффициентов с указанием достигнутого уровня значимости (p). При статистической обработке полученных материалов использован пакет прикладных программ Statistica 10.0 в операционной среде Windows-2010.

Результаты и обсуждение. Комплексная гигиеническая оценка ОДО выявила неполное соответствие обследованных организаций гигиеническим нормативам согласно СанПиН 2.4.4.3172-14. Типичными отклонениями при обеспечении условий пребывания, учащихся в ОДО следует считать отсутствие ограждений, не выполнение требований оснащенности необходимым набором помещений, не соблюдением контроля воздушно-теплового режима, шумовая нагрузка.

При изучении режима дня определено, что, у каждого обследованного ребенка во всех сравниваемых группах обнаружены те или иные нарушения в режиме дня. Причем, у занимающихся в организациях дополнительного образования, значимо чаще (p<0,05-p<0,01) имело место сокращение продолжительности ночного сна, пребывания на открытом воздухе, деятельности по собственному выбору, которое коррелировало с количеством посещаемых внешкольных организаций (г=0,23, p<0,05) и временем пребывания в них (г=0,31, p<0,05). Заметим, что между подгруппами основной группы не выявлено значимых различий в соблюдении детьми элементов режима дня.

Анализ умственной работоспособности в начале недели показал, что в группе детей, не имеющих дополнительной нагрузки изученные показатели были зна-

чимо выше, чем у обследованных, посещающих ОДО с преимущественным статическим компонентом, и у детей, одновременно занимающихся в ОДО различного профиля (среднее количество просмотренных за 10 минут - 1701,9 против 1277,3 и 1405,6 соответственно, p<0,001; количество правильно вычеркнутых букв -

98.7 против 74,7 и 80,9, p<0,001; продуктивность - 9,2 против 5,1 и 6,2, p<0,001; устойчивости внимания -

18.8 против 15,2 в обеих группах, p<0,001).

При сравнении показателей работоспособности в основных группах также были установлены достоверные различия. Так, во 2-й группе количество просмотренных и правильно вычеркнутых букв, продуктивность выполнения задания и устойчивость внимания были достоверно выше относительно 1-й (p<0,01 - p<0,001) и 3-й основных групп (p<0,01). Таким образом, результаты исследования подтверждают известный факт влияния рациональной двигательной активности на уровень работоспособности [7; 8] и дают основание полагать, что занятия с динамическим компонентом позволяют нивелировать отрицательное влияние дополнительной нагрузки.

Динамика умственной работоспособности обследованных детей от вторника к пятнице свидетельствовала о закономерном снижении показателей во всех группах школьников. Одновременно был осуществлен корреляционный анализ между степенью несоответствия продолжительности занятий в ОДО и уровнем работоспособности учащихся основных групп. Установлены обратные достоверные корреляции (p<0,05 - p<0,001) между сокращением продолжительности ночного сна, превышением суммарного недельного времени занятий во внешкольных организациях и показателями работоспособности: количество правильно вычеркнутых букв, точность выполнения задания, устойчивость внимания. Причем эта связь наблюдалась как вначале недели, так и в конце.

При проведении функциональных проб, мы установили, что комплексный показатель физической работоспособности PWC170/150 и время задержки дыхания на выдохе до и после физической нагрузки соответствовал возрасту у значимо большего числа детей, посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом, чем у учащихся 1-й основной группы и школьников, не имеющих дополнительной нагрузки (p<0,05 - р <0,001). Анализ функциональных показателей детей показал, что среди школьников, занимающихся в ОДО с преимущественным динамическим компонентом, ЖЕЛ была снижена у значимо меньшего числа детей, чем в группе сравнения (14,7% против 38,2%, p<0,05). Сила правой руки была повышена у большего числа детей во 2-й группе, чем у школьников группы сравнения (43,6 и 20,0% соответственно, p<0,05). Так же были выявлены различия силы левой кисти у обследованных 2-й основной группы и контроль-

ной группы (снижение показателя - у 5,5% против 29,1%, p<0,05, повышение - у 52,7% против 23,0% соответственно, p<0,05).

Корреляционный анализ показал наличие статистически значимых связей между изученными показателями и типом посещаемой организации дополнительного образования. Так, при изучении показателей первой и второй проб Генчи, была выявлена обратная корреляция (r=-0,23, p<0,01) между разностью времени задержки дыхания на выдохе до и после физической нагрузки и типом внешкольной деятельности учащихся. ЖЕЛ (r=0,21, p<0,05), сила правой руки (r=0,22, p<0,05) и левой руки (r=0,29, p<0,001) также коррелировали с типом внешкольной деятельности. С использованием зависимости R2 (коэффициента детерминации), установлено, что занятия в организациях дополнительного образования с преимущественным динамическим компонентом влияют на пробу Генчи на уровне 5,39%, ЖЕЛ - 4,33%, силу правой руки - 4,68% и силу левой руки - 7,76%. Таким образом, полученные данные позволили заключить, что посещение занятий с преимущественным динамическим компонентом влияет на физическую работоспособность и функциональные показатели детей.

При оценке адаптации к школе выявлено, что в первом полугодии у 85,1% первоклассников, посещающих ОДО, и 82,4% учащихся, занимающихся только в общеобразовательной школе, адаптация была не закончена. В конце второго полугодия адаптация осталась незавершённой у 57,6% и 42,3% учеников соответственно (p<0,05). Уровень эмоционально-поведенческих реакций у детей, посещавших ОДО был ниже, чем у детей, не имеющих дополнительной нагрузки в течение всего учебного года. При этом статистически значимые различия имели место в первом полугодии в группах детей с высоким уровнем характеризуемого показателя (11,6% у первоклассников, посещающих ОДО против 23,4% детей, занимающихся только в общеобразовательной школе, p<0,05).

Анализ успешности освоения школьной программы показал, что во второй учебной четверти «успешных» было значимо больше среди школьников, не имевших внешкольных занятий (р<0,01). Анкетирование родителей показало, что частота встречаемости жалоб невротического характера была значимо выше у первоклассников, посещающих организации дополнительного образования, чем в группе сравнения (71,0% против 52,0%, p<0,01).

Анализ динамики массы тела показал, что достоверные различия наблюдались в сравниваемых группах во всех четвертях учебного года. Нами установлено, что наиболее высокое снижение веса (более 300 грамм) встречалось в первой четверти: у 16,8% детей, посещающих ОДО против 5,6%, не посещающих ОДО (p<0,01). При оценке состояния здоровья установлено, что удельный вес детей, пе-

ренесших заболевания в течение года, в группе учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования, был выше и составил 62,0%, а у детей, посещающих только общеобразовательную школу -47,0% (p<0,01). Таким образом, комплексная оценка адаптации первоклассников к школе показала, что у учащихся, посещавших ОДО, признаки незавершённой адаптации в течение первого года обучения в школе встречались значимо чаще по сравнению с детьми, не имевшими дополнительной нагрузки.

При анализе состояния здоровья детей, посещающих ОДО установлено, что нормальное физическое развитие в группе детей, занимающихся в ОДО с преимущественным статическим компонентом у 60,9% обследованных, среди посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом -у 71,9%, в 3-й группе - у 64,1%, и у 51,5% детей контрольной группы. При этом статистические различия были выявлены между 2-й основной группой и группой сравнения (p<0,05). Установлено, что распространенность острых заболеваний составила 185,9 случаев на 100 детей среди учащихся, посещающих ОДО с преимущественным статическим компонентом; 160,9 случаев - в группе обследованных, занимающихся в ОДО с преимущественным динамическим компонентом; 137,5 - у детей, совмещающих различные виды деятельности; и 214,1 - у школьников контрольной группы.

В структуре заболеваемости по обращаемости во всех сравниваемых группах первое ранговое место занимали болезни органов дыхания (88,1 - 96,3%). Заболевания других классов встречались у обследованных школьников эпизодически. Для оценки степени резистентности растущего организма проанализирована частота эпизодов острых респираторных заболеваний за год. Установлено, что удельный вес часто болеющих детей был значимо больше среди школьников, не имеющих дополнительной нагрузки, чем у детей основных сравниваемых групп (34,4% против 15,6% в 1-й группе, p<0,05, 12,5% - во 2-й, p<0,01, 10,9% - в 3-й, p<0,01). Распространенность хронической патологии составила среди детей в 1-й основной группе 264,1 случаев на 100 детей, во 2-й - 157,8 случаев, в 3-й -187,5 и в группе сравнения - 229,7.

Сравнительный анализ структуры хронических болезней показал, что у детей, посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом, удельный вес болезней мочеполовой системы был значимо ниже, чем у школьников, занимающихся дополнительно в организациях с преимущественным статическим компонентом (2,0% против 7,2%, p<0,05), а также болезней органов пищеварения по сравнению с обследованными 3-й и контрольной групп (4,0% против 12,5%, p<0,05 и 11,6%, p<0,05 соответственно).

Комплексная оценка здоровья показала, что учащихся с III группой здоровья, было значимо мень-

ше среди посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом, чем у их сверстников, занимающихся в ОДО с преобладанием статического компонента, и школьников, не имеющих дополнительной нагрузки (17,2% против 35,9%, p<0,05 и 40,6%, p<0,01 соответственно). Выявленные особенности могут быть обусловлены положительным влиянием двигательной активности на занятиях с преобладанием динамического компонента [9; 10].

Корреляционный анализ показал наличие прямых статистически значимых связей между количеством хронических болезней у ребенка и числом посещаемых ОДО (г= 0,147, p<0,05), доля диспер-

сии этого признака составляла 2% (R2=0,02). Одновременно, установлено наличие обратных корреляций между уровнем динамического компонента на занятиях (г = - 0,200, p<0,01) и так же формированием хронической патологии, доля дисперсии - 4%. Таким образом, доказано прямое влияние количества посещаемых ОДО и обратное влияние уровня динамического компонента на формирование хронической патологии у детей.

По итогам проведенного исследования разработана схема системы мероприятий по сохранению здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования (рис.).

Рис. Схема системы мероприятий по сохранению здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования

Заключение. Выполненное комплексное исследование позволило научно обосновать и разработать систему мероприятий, направленную на сохранение здоровья учащихся, посещающих организации дополнительного образования. Предложенная система носит межведомственный характер и включает надзорные, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и просветительские мероприятия.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование проводилось без привлечения спонсорских средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А. А., Яковлева Т В., Лапин Ю. Е. Охрана здоровья детей в системе государственной по-

литики. Вестник Российской академии медицинских наук. 2011; 6: 8-12.

2. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Салова М.Н. Конституциональный подход к оценке состояния здоровья детей. Тихоокеанский медицинский журнал. 2011; 1: 83-5.

3. Кулеш Д.В., Колесников С.И., Долгих В.В., Шойко С.В., Абашин Н.Н., Лебедева Л.Н. Медико-эпидемиологические и методологические подходы к прогнозированию показателей, характеризующих здоровье подростков на современном этапе. Вестн. РАМН. 2013; 6: 15-20.

4. Ливщиц С.А., Нагорная О.В. Анализ состояния здоровья длительно и часто болеющих детей дошкольного возраста на современном этапе. Современные проблемы науки и образования. 2013; 2: URL: www.science-education.ru/108-8807.

5. Корженко О.М., Свинцова Д.А. Этническая история и культура России в системе дополнитель-

ного образования (на примере Белгородского региона). Инновационные педагогические технологии: Матер. межд. науч. конф. (Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014; 224-6.

6. Машинистова Н.В. История становления дополнительного образования детей в России. Проблемы и перспективы развития образования: Матер. II межд. науч. конф. (Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. 38-42.

7. Мустафина Р.Г. Морфофункциональные особенности и умственная работоспособность школьников 13 лет различных режимов обучения и двигательной активности: Дисс. ... канд. биол. наук. Казань; 2005. 24 с.

8. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина; 1991.

9. Агафонов А.И. Гигиенические основы укрепления здоровья детей и подростков методами физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2015; 24 с.

10. Смирнов К.В. Пищеварение и гипокинезия. -М.: Медицина 1990. 224 с.

REFERENCES

1. Baranov A. A., Jakovleva T V., Lapin Ju. E. Ohrana zdorov’ja detej v sisteme gosudarstvennoj politiki. Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2011; 6: 8-12.

2. Boboshko I.E., Zhdanova L.A., Salova M.N. Konstitucional’nyj podhod k ocenke sostojanija zdorov’ja detej. Tihookeanskij medicinskij zhurnal. 2011; 1: 83-5.

3. Kulesh D.V., Kolesnikov S.I., Dolgih V.V., Shojko S.V., Abashin N.N., Lebedeva L.N. Mediko-jepidemiologicheskie i metodologicheskie podhody k prognozirovaniju pokazatelej, harakterizujushhih zdorov’e podrostkov na sovremennom jetape. Vestn. RAMN. 2013; 6: 15-20.

4. Livshhic S.A., Nagornaja O.V. Analiz sostojanija zdorov’ja dlitel’no i chasto bolejushhih detej doshkol’nogo vozrasta na sovremennom jetape. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovanija. 2013; 2: URL: www.science-education.ru/108-8807.

5. Korzhenko O.M., Svincova D.A. Jetnicheskaja isto-rija i kul’tura Rossii v sisteme dopolnitel’nogo obrazovanija (na primere Belgorodskogo regiona). Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: Mater, mezhd. nauch. konf. (Kazan’, oktjabr’ 2014 g.). - Kazan’: Buk, 2014; 224-6.

6. Mashinistova N.V. Istorija stanovlenija dopolnitel’nogo obrazovanija detej v Rossii. Problemy i pers-pektivy razvitija obrazovanija: Mater. II mezhd. nauch. konf. (Perm’, maj 2012 g.). - Perm’: Merkurij, 2012. 38-42.

7. Mustafina R.G. Morfofunkcional’nye osobennosti i umstvennaja rabotosposobnost’ shkol’nikov 13 let razlichnyh rezhimov obuchenija i dvigatel’noj aktivnosti: Diss. ... kand. biol. nauk. Kazan’; 2005. 24 s.

8. Suharev A.G. Zdorov’e i fizicheskoe vospitanie detej i podrostkov. M.: Medicina; 1991.

9. Agafonov A.I. Gigienicheskie osnovy ukreplenija zdorov’ja detej i podrostkov metodami fizicheskogo vospitanija: Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. -Orenburg, 2015; 24 s.

10. Smirnov K.V. Pishhevarenie i gipokinezija. -M.: Medicina 1990. 224 s.

Сведения об авторах

Грицина Ольга Павловна - ассистент кафедры гигиены, тел.: 8-924-234-95-58, e-mail: g2010o@mail.ru, 690002, г. Владивосток, ул. Адмирала Горшкова, 22, кв. 188;

Транковская Лидия Викторовна - зав. кафедрой гигиены, доктор медицинских наук, профессор, тел.: 8-902-556-87-49, e-mail: trankovskaya@mail.ru, 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 104, кв. 41;

Рзянкина Марина Федоровна - декан педиатрического факультета заведующая кафедрой социальной педиатрии и здорового ребенка ДВГМУ, доктор медицинских наук, профессор, тел.: 8 (4212) 32-69-90, e-mail: rzyankina@mail.ru, 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.