Сведения об авторах
Ковальчук Виктор Калинович, д.м.н., профессор; профессор кафедры гигиены ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, телефон 8(423)244-64-61, e-mail: [email protected];
Семанив Елена Валентиновна, к.м.н., доцент; доцент кафедры гигиены ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, телефон 8(423)245-74-45, e-mail: [email protected];
Переломова Оксана Валерьевна, старший преподаватель кафедры физики и математики ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, телефон 8924-72-90-824, e-mail: [email protected]
© Коллектив авторов, 2016 г УДК 373.1.037
О.П. Грицина1, Л.В. Транковская1, О.В. Переломова1, К.А. Паричук1, О.Л. Щепинская2 ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ОРгАНИЗАЦИИ
дополнительного образования
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Владивостока».
Проведен анализ состояния здоровья учащихся, для чего сформированы 4 группы: 3 основные (дети, посещающие организации дополнительного образования (ОДО)) и группа сравнения (обучающиеся только в школе). Установлено, что удельный вес часто болеющих острыми заболеваниями детей был значимо ниже (p<0,05) среди детей, посещающих ОДО, чем у школьников, не имеющих дополнительной нагрузки. Выявлено, что показатели здоровья лучше у детей, посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом: установлены значимые отличия от других групп в удельном весе школьников, не имеющих отклонений в физическом развитии, хронической патологии, а также по количеству обследованных, имеющих I и II группу здоровья. Доказано прямое влияние количества посещаемых ОДО и обратное влияние уровня динамического компонента на формирование хронической патологии у детей.
Ключевые слова: дети, состояние здоровья, организации дополнительного образования (ОДО). Цитировать: Грицина О.П., Транковская Л.В., Переломова О.В., Паричук К.А., Щепинская О.Л. Особенности состояния здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016. № 1(64). С. 33-37. URL: https://yadi.sk/i/pXyBcKwoqNSCp
Введение
Состояние здоровья детей и подростков - один из показателей благополучия и процветания государства, который является фундаментом для дальнейшего развития общества. Поэтому в Российской Федерации традиционно особая роль отводится вопросам сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения [3, 4, 6, 7, 15]. Известно, в течение жизни дети проходят обучение в различных учебных заведениях. К числу главных задач образовательной среды является укрепление здоровья и физическое воспитание детей и подростков [5, 8, 9, 17]. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению сети организаций дополнительного образования (ОДО), в которых осуществляется обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам разнообразных направлений [10, 12, 16]. Это позволяет ребенку максимально реализовать себя, приобрести новые компетенции,
совершенствовать свое духовное и нравственное состояние, развивать физические способности. Вместе с тем, на учащихся во время внешкольных занятий дополнительно воздействует комплекс различных факторов. Однако в доступной литературе мы не нашли работ, касающихся характеристики особенностей влияния занятий в ОДО различного профиля на состояние здоровья детей. Изложенное определило актуальность нашей работы.
Цель исследования: изучение особенностей состояния здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования.
Материалы и методы
Для реализации цели парно-сопряженным методом сформировано 4 группы. Из них 3 основные, (1-я - учащиеся, посещающие в ОДО занятия с преимущественным статическим компонентом (кружки технического творчества, с использованием компьютер-
ной техники, литературно-творческие, театральные, музыкальные, хоровые, оркестровые), 2-я - дети, посещающие внешкольные занятия с преимущественным динамическим компонентом (хореографические, бального танца, цирковые, физкультурно-оздоровительного профиля), 3-я - учащиеся, занимающиеся одновременно в объединениях различного профиля) и 1 группа сравнения (контрольная), которую составили школьники, обучающиеся только в общеобразовательной школе. Каждая основная группа и группа сравнения состояли из 64 человек, всего в исследовании участвовало 256 детей в возрасте от 7 до 14 лет из общеобразовательных организаций Владивостока. Отбор детей в основные и контрольную группы проводился по принципу однородности и идентичности по полу и возрасту. Обследованные в группах не отличались по таким показателям, как социальный статус семьи, уровень медицинского обслуживания. Родители детей были проинформированы о цели и задачах исследования и дали письменное согласие на участие детей в исследовании.
Анализ состояния здоровья детей проводился на основании данных «Медицинских карт ребенка для образовательных учреждений» (ф 026/у-2000). Изучены резистентность детского организма по кратности острой заболеваемости, распространенность и структура хронической патологии по расширенной номенклатуре болезней «Международной классификации болезней Х пересмотра». Проведено измерение длины и массы тела школьников, дана оценка их физического развития с использованием центильного метода на основании региональных стандартов [13, 14]. Выполнено распределение детей по группам здоровья согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»).
Полученные данные обрабатывались статистически с применением метода параметрического и непараметрического анализа: рассчитывались средние арифметические значения (М), стандартные ошибки среднего значения (т), средние квадратичные (стандартные) отклонения (о), относительные величины (Р), ошибки относительных величин (тр); при сравнительном анализе изученных показателей применялся ^критерий Стьюдента и критерий Пирсона %2; для изучения взаимосвязи признаков выполняли непараметрический корреляционный анализ Спирме-на В исследовании проверялась статистическая значимость полученных коэффициентов с указанием достигнутого уровня значимости (р) и фактическим значением критерия. При статистической обработке полученных материалов использован пакет прикладных программ Statistica 10.0 в операционной среде Windows-2010.
Результаты исследования
При исследовании и оценке длинны и массы тела установлено, что нормальное физическое развитие в группе детей, занимающихся в ОДО с преимущественным статическим компонентом у 60,9±6,1% обследованных, среди посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом - у 71,9±5,6%, в 3-й группе - у 64,1±6,0%, и у 51,5%±6,2% детей контрольной группы. При этом статистические различия были выявлены между 2-й основной группой и группой сравнения ^=2,42, р<0,05). Наиболее частыми отклонениями в физическом развитии были: повышенная масса тела при нормальных значениях длинны (от 5,7 до 11,4%), высокая масса тела при нормальных значениях длинны (от 3,4 до 7,8%), сниженная масса тела при нормальных значениях длинны (от 6,3 до 9,2%), низкая масса тела при нормальных значениях длинны (от 2,1 до 5,2%), сниженная длина тела при нормальном значении массы (от 6,7 до 12,4%), низкая длина тела при нормальном значении массы (от 4,2 до 9,4%).
Установлено, что распространенность острых заболеваний составила 185,9 случаев на 100 детей среди учащихся, посещающих ОДО с преимущественным статическим компонентом; 160,9 случаев - в группе обследованных, занимающихся в ОДО с преимущественным динамическим компонентом; 137,5
- у детей, совмещающих различные виды деятельности; и 214,1 - у школьников контрольной группы.
В структуре заболеваемости по обращаемости во всех сравниваемых группах первое ранговое место занимали болезни органов дыхания. Среди острых заболеваний, зарегистрированных у учащихся, посещающих ОДО с преимущественным статическим компонентом, их удельный вес составил 89,8±3,4%, у детей, занимающихся в ОДО с преобладанием динамического компонента - 96,3±2,1%, у школьников совмещающих кружки различного профиля
- 92,0±3,8%, в контрольной группе - 88,1±2,9%. Заболевания других классов встречались у обследованных школьников эпизодически, и были представлены болезнями уха и сосцевидного отростка (от 2,0 до 2,5%), болезнями системы кровообращения (1,3%), болезнями органов пищеварения (от 1,6 до 2,5%), болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (0,8%), болезнями мочеполовой системы (от 1,3 до 6%), травмами, отравлениями и некоторыми другими последствия воздействия внешних причин (от 1,3 до 6,3%).
Для оценки степени резистентности растущего организма проанализирована частота эпизодов острых респираторных заболеваний за год, что является критерием отнесения детей к группе «часто болеющих» [2]. Удельный вес часто болеющих детей был значимо больше среди школьников, не имеющих дополнительной нагрузки, чем у детей основных
сравниваемых групп (34,4±6,0% против 15,6±4,5% в 1-й группе, 1=2,51 р<0,05, 12,5±4,1% - во 2-й, 1=3,01 р<0,01, 10,9±3,4% - в 3-й, 1=3,41 р<0,01). Вместе с тем не установлено статистических различий в удельном весе часто болеющих детей среди учащихся основных групп сравнения.
Распространенность хронической патологии составила среди детей в 1-й основной группе 264,1 случаев на 100 детей, во 2-й - 157,8 случаев, в 3-й - 187,5 и в группе сравнения - 229,7.
В структуре хронических болезней среди учащихся 1-й основной группы ведущее место занимали болезни косно-мышечной системы и соединительной ткани - 36,7±4,1%, на втором месте были болезни глаза и его придаточного аппарата - 14,4±2,9%, на третьем -болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - 8,6±2,4%, четвертое, пятое и шестое ранговые места занимали, соответственно, болезни органов дыхания (7,9±2,3%), болезни мочеполовой системы (7,2±2,2%) и болезни органов пищеварения (6,5±2,1%). Во 2-й основной группе на первом месте были болезни косно-мышечной системы и соединительной ткани - 44,6±4,9%, далее следовали болезни органов дыхания (15,8±3,6%), болезни глаза и его придаточного аппарата (14,9±3,5%), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (6,9±2,5%). В 3-ей основной группе первое ранговое место занимали болезни косно-мышечной системы и соединительной ткани (41,7±4,5%), второе - болезни органов пищеварения (12,5±3,0%), третье - болезни глаза и его придаточного аппарата (10,0±2,7%), четвертое место разделили болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ и болезни органов дыхания (по 8,3±2,5%).
В контрольной группе, так же как и в основных, первое место занимали болезни косно-мышечной системы и соединительной ткани (33,3±3,9%). Вто-
рое место - болезни органов дыхания и болезни органов пищеварения (по 11,6±2,6%), на третьем и четвертом месте были соответственно болезни глаза и его придаточного аппарата (10,9±2,5%) и болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (8,8±2,3%). Кроме того, во всех обследованных группах детей встречались единичные случаи некоторых инфекционных и паразитарных болезней (от 0,7 до 0,8%), новообразований (от 0,7 до 1,4%), болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм (от 1,4 до 2,0%), болезней нервной системы (от 3,0 до 4,7%), болезней системы кровообращения (от 1,7 до 2,7%), болезней кожи и подкожной клетчатки (от 1,4 до 2,0%).
Сравнительный анализ структуры хронических болезней показал, что у детей, посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом, удельный вес болезней мочеполовой системы был значимо ниже, чем у школьников, занимающихся дополнительно в организациях с преимущественным статическим компонентом (2,0±1,4% против 7,2±2,2%, 1=2,0, р<0,05), а также болезней органов пищеварения по сравнению с обследованными 3-й и контрольной групп (4,0±1,9% против 12,5±3,0%, 1=2,4, р<0,05 и 11,6±2,6% 1=2,3, р<0,05 соответственно). По другим классам болезней статистических различий в сравниваемых группах детей не было выявлено.
Распределение детей по группам здоровья представлено на рис. 1. Сравнительный анализ показал, что учащихся с III группой здоровья, было значимо меньше среди посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом, чем у их сверстников, занимающихся в ОДО с преобладанием статического компонента, и школьников, не имеющих дополнительной нагрузки (17,2±4,7% против 35,9±6,0%, 1=2,46, р<0,05 и 40,6±6,2%, 1=3.01, р<0,01 соответственно).
Рис. 1. Распределение детей по группам здоровья
Корреляционный анализ показал наличие прямых статистически значимых связей между количеством хронических болезней у ребенка и числом посещаемых ОДО 0,147, р<0,05, р=0,047), доля дисперсии этого признака составляла 2% (И2=0,02), Одновременно, установлено наличие обратных корреляций между уровнем динамического компонента на занятиях (R= -0,200, р<0,01, р=0,013) и так же формированием хронической патологии, доля дисперсии - 4%.
Выводы
Исследование длинны и массы тела школьников показало, что достоверно меньше детей, посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом, чем их сверстников, не имеющих дополнительной нагрузки. Изучение состояния здоровья детей показало, что часто болеющих детей было значимо больше среди школьников, не имеющих дополнительной нагрузки, чем в группе детей, посещающих ОДО. Сравнивая структуру хронической патологии, мы установили, что среди школьников, занимающихся в ОДО с преимущественным динамическим компонентом удельный вес детей, имеющих болезни мочеполовой системы, был значимо ниже, чем у учащихся занимающихся дополнительно в организациях с преобладанием статической нагрузки.
Кроме того, установлено, что у детей 2-й группы имело удельный вес имеющих болезни органов пищеварения был значимо меньше, чем у обследованных совмещающих различные виды деятельности и не имеющих дополнительной нагрузки, Детей с III группой здоровья так же было достоверно меньше среди школьников, посещающих ОДО с преобладанием динамического компонента, чем у детей 1-й основной и контрольной групп. Выявленные особенности могут быть обусловлены положительным влиянием двигательной активности на занятиях с преобладанием динамического компонента на эти системы [1, 11]. Доказано прямое влияние количества посещаемых ОДО и обратное влияние уровня динамического компонента на формирование хронической патологии у детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонов А.И. Гигиенические основы укрепления здоровья детей и подростков методами физического воспитания: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Оренбург, 2015. 25 с.
2. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. // Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты, пути оздоровления. - Пермь, 2006. 86 с.
3. Баранов А.А., Яковлева Т.В., Лапин Ю.Е. Охрана здоровья детей в системе государственной политики // Вестник Российской академии медицинских наук. 2011. № 6. С. 8-12.
4. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Салова М.Н. Конституциональный подход к оценке состояния здоровья детей // Тихоокеанский медицинский журнал. 2011. № 1. С.83-5.
5. Грицина О.П., Транковская Л.В., Тарасенко Г.А., Черток А.Г. Влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации дополнительного образования // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. Т. 58. № 4. С. 76-80.
6. Грицина О.П., Транковская Л.В., Семанив Е.В., Переломова О.В., Щепинская Н.Л. Влияние занятий в организациях дополнительного образования на физическую работоспособность и функциональные показатели детей // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. Т. 62. № -4. С. 74-8.
7. Корженко О.М., Свинцова Д.А. Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона) // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф.. Казань: Бук, 2014. С. 224-6.
8. Кулеш Д.В., Колесников С.И., Долгих В.В., Шойко С.В., Абашин Н.Н., Лебедева Л.Н. Медико-эпидемиологические и методологические подходы к прогнозированию показателей, характеризующих здоровье подростков на современном этапе // Вестник РАМН. 2013. №6. С. 15-20.
9. Ливщиц С.А., Нагорная О.В. Анализ состояния здоровья длительно и часто болеющих детей дошкольного возраста на современном этапе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2; URL: www.science-education.ru/108-8807.
10. Мальгин В. Е. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования // Молодой ученый. 2014. №2. С. 787-9.
11. Машинистова Н. В. История становления дополнительного образования детей в России / Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. С. 38-42.
12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41). М.: 2014.
13. Смирнов К. В. Пищеварение и гипокинезия. -М. Медицина 1990. 224 с.
14. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013.
15. Крукович Е.В., Транковская Л.В., Яценко А.К., Корнеева Е.А. и др. Физическое развитие детей 3-17 лет г. Владивостока. Стандарты физического развития: методические рекомендации / Тихоокеанский государственный медицинский университет - Владивосток: ТГМУ, 2015. 24 с.
16. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. - М.: Изд-во Московского университета, 1991. 320 с.
17. Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 408 с.
O.P. Gritsina1, L.V. Trankovskaya1, O.V. Perelomova1, K.A. Parichuk1, O.L. Schepinskaya2 FEATURES OF THE STATE OF HEALTH OF CHILDREN ATTENDING OF ADDITIONAL EDUCATION
1 State Educational Institution of Higher Professional Education «Vladivostok State Medical University» of the Russian Federation Ministry of Health, Vladivostok, Russia;
2 Munitsipalnoe budget educational institution «Secondary school number 17 in Vladivostok», Russia.
The analysis of a state of health of pupils for what 4 groups are created is carried out: 3 main (the children the visiting organization of additional education (OAE)) and group of comparison (trained only at school). It was found that the proportion of frequently ill acute ly ill children was significantly lower (p<0,05) among children attending the OAE than the students who do not have the additional load. It was found that health indicators are better in children attending ALC with a primary dynamic component: established significant differences from other groups in the proportion of students who do not have physical disabilities, chronic diseases, as well as in the number of surveyed with I and II health group. It was found that health indicators are better in children attending OAE with a primary dynamic component: established significant differences from other groups in the proportion of students who do not have physical disabilities, chronic diseases, as well as in the number of surveyed with I and II health group. Direct influence of quantity of the visited OAE and the return influence of level of a dynamic component on formation of chronic pathology at children is proved.
Keywords: children, state of health, organizations of additional education (OAE).
Citation: Gritsina O.P., Trankovskaya L.V, Perelomova O.V, Parichuk K.A., Schepinskaya O.L. Features ofthe state of health of children attending of additional education. Health. Medical ecology. Science. 2016; N 1(64): 33-37. URL: https://yadi.sk/i/pXyBcKwoqNSCp
Сведения об авторах
Грицина Ольга Павловна - аспирант кафедры гигиены, тел.: 8-924-234-95-58, e-mail: [email protected], 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 104, кв. 48.
Транковская Лидия Викторовна - зав. кафедрой гигиены, доктор медицинских наук, профессор, тел.: 8-902-556-87-49, e-mail: [email protected], 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 104, кв. 41.
Переломова Оксана Валерьевна - старший преподаватель кафедры физики и математики, тел. 8-924-72908-24, e-mail: [email protected], 690105, г. Владивосток, ул. Адм. Горшкова, д.30, кв. 134.
Паричук Кира Александровна - студентка 5 курса лечебного факультета, тел. 8-924-736-88-78, e-mail: [email protected], 690102, г. Владивосток, пр-т Красного Знамени, д.45.
Щепинская Наталья Леонидовна - директор МБОУ «Школа № 17», тел. 8-924-321-03-05, e-mail: 593733@ mail.ru, 690105, г. Владивосток, ул. Анны Щетининой, д. 35, кв. 108.
© А.А. Важенина, В.А. Петров, 2016 г. УДК 616-053.3-071.3:616.8
А.А. Важенина, В.А. Петров
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ, ПОСЕЩАЮЩИХ ЧАСТНЫЕ
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАДИВОСТОКА
Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток.
В статье приведены данные по изучению физического развития детей дошкольного возраста -воспитанников частных дошкольных образовательных организаций (ЧДОО). Проведено обследование 238 детей. Выявлено, что среднее гармоничное физическое развитие среди обследованных имеют лишь 37% мальчиков и 29% девочек дошкольного возраста. Резко дисгармоничное физическое развитие наблюдается у 18% мальчиков и 26% девочек, при этом у мальчиков больший вклад в структуру отклонений определяет избыточная масса тела, у девочек - дефицит веса.