Научная статья на тему 'Гигиеническая Оценка режима дня и умственной работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования'

Гигиеническая Оценка режима дня и умственной работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
561
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / РЕЖИМ ДНЯ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / MENTAL CAPACITY / ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ORGANIZING ADDITIONAL EDUCATION / DAILY ROUTINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грицина Ольга Павловна, Транковская Л.В., Нагирная Л.Н.

Дана гигиеническая оценка режима дня и умственной работоспособности детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Парно-сопряженным методом сформированы 4 группы детей: 3 основные (дети, посещающие учреждения дополнительного образования) и группа сравнения (обучающиеся только в школе). Проведен анкетный опрос родителей учащихся по специальной анкете, содержащей вопросы о бюджете времени деятельности детей. В сравниваемых группах школьников выполнена корректурная проба Бурдона-Анфимова. Установлено, что у детей, посещающих организации дополнительного образования, распространенность нарушений режима дня (сокращение продолжительности ночного сна, длительности пребывания на открытом воздухе, деятельности по собственному выбору) значимо выше, чем у детей занимающихся только в школе. Уровень умственной работоспособности у учащихся, не имеющих внешкольной нагрузки, выше, чем у детей, посещающих организации дополнительного образования. Выявлены достоверные обратные корреляции между продолжительностью ночного сна детей, суммарным недельным временем занятий во внешкольных организациях и их уровнем умственной работоспособности. Подтверждено, что нарушения режима дня приводят к снижению умственной работоспособности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грицина Ольга Павловна, Транковская Л.В., Нагирная Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of day mode and mental performance in children attending establishments of additional education

There is given a hygienic assessment of a day regimen and mental capacity in children who are engaged in establishments of additional education. By the pair interfaced method there were created 4 groups of children: 3 main (the children visiting establishments of additional education) and group of comparison (trained only at school). There was performed questionnaire survey of parents of pupils according to the special questionnaire containing questions of the budget of time of activity of children. In compared groups of schoolmates the Burdona-Anfimov's proof test was executed. In children visiting the organizations of additional education, prevalence of violations of a day regimen (reduction of duration of a night dream, stay duration in the open air, activities for own choice) were established to be significantly higher, than in children engaged only in school. The level of mental capacity in pupils who do not have extracurricular load, is higher than that of children attending establishments of additional education. There were revealed significant inverse correlation between the duration of nocturnal sleep of children, the total weekly training time in extracurricular organizations and their level of mental capacity. The disturbances of the of the day regimen were prove to lead to a reduction of mental capacity in pupils.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая Оценка режима дня и умственной работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования»

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(2)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-185-189

Original article

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.955:373

Грицина О.П., Транковская Л.В., Нагирная Л.Н.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 690002, Владивосток

Дана гигиеническая оценка режима дня и умственной работоспособности детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Парно-сопряженным методом сформированы 4 группы детей: 3 основные (дети, посещающие учреждения дополнительного образования) и группа сравнения (обучающиеся только в школе). Проведен анкетный опрос родителей учащихся по специальной анкете, содержащей вопросы о бюджете времени деятельности детей. В сравниваемых группах школьников выполнена корректурная проба Бурдона-Анфимова. Установлено, что у детей, посещающих организации дополнительного образования, распространенность нарушений режима дня (сокращение продолжительности ночного сна, длительности пребывания на открытом воздухе, деятельности по собственному выбору) значимо выше, чем у детей занимающихся только в школе. Уровень умственной работоспособности у учащихся, не имеющих внешкольной нагрузки, выше, чем у детей, посещающих организации дополнительного образования. Выявлены достоверные обратные корреляции между продолжительностью ночного сна детей, суммарным недельным временем занятий во внешкольных организациях и их уровнем умственной работоспособности. Подтверждено, что нарушения режима дня приводят к снижению умственной работоспособности учащихся.

Ключевые слова: дети; режим дня; умственная работоспособность; организации дополнительного образования.

Для цитирования: Грицина О.П., Транковская Л.В., Нагирная Л.Н. Гигиеническая оценка режима дня и умственной работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования. Гигиена и санитария. 2016; 95 (2): 185-189. DOI: 10.18821/00169900-2016-95-2-185-189

Gritsina O.P., Trankovskaya L.V., Nagirnaya L.N.

HYGIENIC ASSESSMENT OF DAY MODE AND MENTAL PERFORMANCE IN CHILDREN ATTENDING ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION

Pacific State Medical University, Vladivostok, 690002, Russian Federation

There is given a hygienic assessment of a day regimen and mental capacity in children who are engaged in establishments of additional education. By the pair interfaced method there were created 4 groups of children: 3 main (the children visiting establishments of additional education) and group of comparison (trained only at school). There was performed questionnaire survey of parents of pupils according to the special questionnaire containing questions of the budget of time of activity of children. In compared groups of schoolmates the Burdona-Anfimov's proof test was executed. In children visiting the organizations of additional education, prevalence of violations of a day regimen (reduction of duration of a night dream, stay duration in the open air, activities for own choice) were established to be significantly higher, than in children engaged only in school. The level of mental capacity in pupils who do not have extracurricular load, is higher than that of children attending establishments of additional education. There were revealed significant inverse correlation between the duration of nocturnal sleep of children, the total weekly training time in extracurricular organizations and their level of mental capacity. The disturbances of the of the day regimen were prove to lead to a reduction of mental capacity in pupils.

Keywords: children; daily routine; mental capacity; organizing additional education.

For citation: Gritsina O.P., Trankovskaya L.V., Nagirnaya L.N. Hygienic assessment of day mode and mental performance in children attending establishments of additional education. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(2): 185-189. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-185-189

For correspondence: Olga P. Gritsina, postgraduate student of the Department of Hygiene, E-mail: g2010o@mail.ru Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Funding. The study had no sponsorship. Received 15 July 2014 Accepted 4 June 2015

Введение

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей, режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечивать оптимальный уровень двигательной активности, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточный по продолжительности сон, что, безусловно, способствует нормальному росту и развитию детского организма [1-3]. Особое место в режиме дня детей занимает обучение в различных учебных заведениях: дошколь-

Для корреспонденции: Грицина Ольга Павловна, аспирант каф. гигиены ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 690002, Владивосток, E-mail: g2010o@mail.ru.

ных организациях, школах, лицеях, колледжах, организациях дополнительного образования. В значительной мере успешность овладения учебным материалом определяется уровнем умственной работоспособности [1-5]. Известно, что гигиенически рациональное построение режима дня, предусматривающее достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности, является одним из ведущих факторов, влияющих на умственную работоспособность учащихся [1, 2, 6]. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению сети организаций дополнительного образования (ОДО). Причем, как правило, дети выбирают не один, а два или более кружков, студий, объединений. Это сопровождается увеличением нагрузки на растущий организм и требует дополнительного внимания к вопросу гигиенической регламентации

Оригинальная статья

режима деятельности обучающихся [7]. Однако в доступной литературе мы не нашли работ, касающихся характеристики особенностей режима дня детей, посещающих внешкольные организации. Изложенное определило актуальность нашей работы.

Цель работы состояла в гигиенической оценке режима дня и умственной работоспособности детей, занимающихся в организациях дополнительного образования.

Материал и методы

Для реализации цели парно-сопряженным методом были сформированы 4 группы детей. Из них 3 основные (1-я - учащиеся, посещающие в ОДО занятия с преимущественным статическим компонентом (кружки технического творчества, с использованием компьютерной техники, литературно-творческие, театральные, музыкальные, хоровые, оркестровые); 2-я - дети, посещающие внешкольные занятия с преимущественным динамическим компонентом (хореографические, бального танца, цирковые, физкультурно-оздоровительного профиля); 3-я - учащиеся, занимающиеся одновременно в объединениях различного профиля) и группа сравнения (контрольная), которую составили школьники, обучающиеся только в школе. Каждая основная группа и группа сравнения состояли из 55 человек, всего в исследовании участвовало 220 детей в возрасте от 7 до 14 лет из общеобразовательных организаций Владивостока. Отбор детей в основные и контрольную группы проводили на основании принципа однородности и идентичности по полу и возрасту. Обследованные в группах не отличались по таким показателям, как социальный статус семьи, уровень медицинского обслуживания. Родители детей были проинформированы о цели и задачах исследования и дали письменное согласие на участие детей в исследовании.

Регламенты занятий детей в ОДО сопоставляли с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)». С целью гигиенической оценки режима дня детей проведен анкетный опрос их родителей по специально разработанной анкете, содержащей вопросы о бюджете времени деятельности детей. При этом анализировали следующие компоненты режима дня: продолжительность сна, время выполнения домашнего задания, режим питания, длительность пребывания на свежем воздухе, занятия по собственному выбору (чтение художественной литературы, игры, просмотр телепередач и др.).

Характеристика режима дня детей

Таблица 1

Оценка продолжительности занятий детей в организациях дополнительного образования в течение недели

№ Соответствует гигиеническим регламентам Превышает рекомендуемое время до 2 часов в неделю Превышает рекомендуемое время более 2 часов в неделю

группы абс. число Р±т , % р абс. число Р±т , % р абс. число Р±т , % р

1 32 58,2±6,7 14 25,4±5,9 9 16,4±5,0

2 29 52,7±6,7 18 32,7±6,3 8 14,6±4,8

3 25 45,5±6,7 19 34,5±6,4 11 20,0±5,4

Под индивидуальной умственной работоспособностью понимается способность ребенка воспринимать и перерабатывать максимально возможный объем информации в определенное время. Для оценки работоспособности применяли корректурную пробу Бурдона-Анфимова. Нами использован стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. Исследование было групповым и проводилось у всех учащихся дважды (во вторник - на пике работоспособности и в пятницу - во время ее спада), одновременно, в первой половине дня на втором школьном уроке (с 9 часов 30 минут). Испытуемым школьникам предлагали по команде вычеркнуть буквы «к» и «р» в течение 10 минут. В течение опыта экспериментатор фиксировал, произнося слово «черта», 60-секундные промежутки времени. Были получены и проанализированы следующие показатели: количество просмотренных букв за 10 минут, количество правильно вычеркнутых букв, точность выполнения задания, продуктивность внимания, устойчивость внимания.

Полученные данные обработаны с применением статистических методов [8].

Результаты и обсуждение

Установлено, что 64,8% детей основных групп посещают 1-2 внешкольные организации, что соответствует гигиеническим регламентам (СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»); в то время как 35,2% занимаются в 3-х и более кружках, что превышает норматив.

Кратность посещения каждого ОДО составляла 2-3 раза в неделю, продолжительность занятий - от 45 мин до 2 ч в

Таблица 2

Элемент режима дня

Соответствие гигиеническим требованиям

Удельный вес элементов режима дня, соответствующих и не соответствующих гигиеническим требованиям

основные группы

1-я группа (п = 55)

абс. число

Р±т , % р

2-я группа (п = 55)

абс. число

Р±т , % р

3-я группа (п = 55)

абс. число

Р±т , % р

группа

(п

сравнения = 55)

абс. число

Р±т , % р

Продолжительность ночного сна

Продолжительность выполнения домашнего задания

Продолжительность прогулок на открытом воздухе

Кратность питания

Продолжительность свободных занятий

Соответствует Не соответствует Соответствует Не соответствует Соответствует Не соответствует Соответствует Не соответствует Соответствует Не соответствует

19 36 47 8 13 42 55 0

34 21

34,5±6,4** 65,5±6,4** 85,5±4,7 14,5±4,7 23,6±5,7* 76,4±5,7* 100 0

61,8±6,6* 38,2±6,6*

21 34 50 5 12 43 55 0

32 23

38,2±6,6* 61,8±6,6* 90,9±3,9 9,1±3,9 21,8±5,6* 78,2±5,6* 100 0

58,2±6,6* 41,8±6,6*

17 38 44 11 8

47 55 0

29 26

30,9±6,2** 69,1±6,2** 80,0±5,4 20,0±5,4 14,5±4,7** 85,5±4,7** 100 0

52,7±6,7** 47,3±6,7**

32 23 48 7

23 32 55 0

44 11

58,2±6,7 41,8±6,7 87,3±4,5 12,7±4,5 41,8±6,7 58,1±6,7 100 0

80,0±5,4 20,0±5,4

Примечание. Статистическая достоверность различий (р) с группой сравненияр < 0,05 - *,р < 0,01 - **

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(2)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-185-189

Original article

Таблица 3

Динамика уровня работоспособности детей

Основные группы Группа сравнения 4

Показатель 1-я группа (n = 55) 2-я группа (n = 55) 3-я группа (n = 55) (n = 55)

работоспособности день обследования день обследования день обследования день обследования

вторник пятница вторник пятница вторник пятница вторник пятница

Количество букв, про- 1277,3±39,1*** 1207,6±32,3*** 1618,8±48,9 1487,3±38,4 1405,6±59,3*** 1261,5±40,8*** 1701,9±43,6 1577,4±43,7

смотренных за 10 мин (М±т) Р1-Р2* Р1-Р2™ Р2-Рз##& Р2вт Р2пт Р2-Рз### Р3вт Р3пт Р4вт Р4пт

Количество правиль- 74,7±2,2*** 69,5±1,7*** 95,2±2,7 86,0±2,3 80,9±3,1*** 68,0±2,6*** 98,7±2,5 89,0±2,4

но вычеркнутых букв (М±т) р_р2### р_р2### Р2-Рз##& Р2вт Р2пт р2-рз### Р3вт Р3пт Р„ -Р, && г 4вт г 4пт

Оценка точности, баллы (М±т) 10,1±0,8 8,9±0,7 РгРъШ 10,1±0,7 8,3±0,6 Р2-Рз## 8,9±0,7 Р3вт Р3пт 5,9±0,5* 9,7±0,7 7,9±0,6

Оценка продуктивности, баллы (М±т) 5,1±0,4*** р_р2### 4,5±0,4*** РГР2# 8,4±0,5 Р2-Р3** 7,4±0,4 р2-рз### 6,2±0,6*** 5,0±0,5*** 9,2±0,4 8,3±0,4

Оценка устойчивости внимания, баллы (М±т) 15,2±0,7*** Р1-Р2###& Р1вт Р1пт 13,4±0,6** Р'Х Р1-Р3 18,4±0,5 Р2-Р3## р -р && 15,8±0,6 р2-рз### 15,2±0,6*** p P &&& 10,8±0,6*** 18,8±0,6 Р. -Р. && г 4вт г 4пт 16,3±0,6

Примечание. Статистическая достоверность различий (р) с группой сравнения: р < 0,05 - *, тистическая достоверность различий (р) между подгруппами: р < 0,05 - #, р < 0,01 - ##, р < 0,001 различий (р) между днями недели обследования -р < 0,05 - &, р < 0,01 - &&, р < 0,001 - &&&.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

p < 0,01

,p < 0,001 - ***; ста-

, статистическая достоверность

зависимости от возраста. В творческих объединениях (хореографических, цирковых) эпизодически (перед конкурсами, концертными программами) количество занятий увеличивалось до 4-5 в неделю. Время занятости детей во внешкольных организациях составляло 1-2 академических часа в день, 2-16 академических часов в неделю.

Нами выявлено, что суммарное недельное время занятий в ОДО соответствовало рекомендуемой продолжительности лишь у 58,2% школьников 1-й группы, у 52,7% детей - 2-й, у 45,5% учащихся - 3-й группы. Статистически значимых различий по времени занятости детей в ОДО между основными группами не установлено (табл. 1).

Изучая режим дня обследованных детей, мы определили, что у каждого обследованного ребенка во всех сравниваемых группах обнаружены те или иные нарушения в режиме дня. Причем сокращение продолжительности ночного сна достоверно чаще (р < 0,05) встречалось у школьников в 1, 2 и 3-й группах, чем у учащихся, не имеющих дополнительной нагрузки (табл. 2). Следует отметить, что у детей превалировало недосыпание менее 1 часа. Такой дефицит был выявлен в 1-й группе у 34,5% детей, во 2-й - у 45,5%, в 3-й - у 47,3%, в группе сравнения - у 25,4% учащихся. При этом статистически значимые различия установлены во 2 и 3-й основных группах относительно группы сравнения (р < 0,05). Сокращение ночного сна более чем на 1 час имело место у 30,9% обследованных в 1-й группе, у 16,4 и 21,8% школьников во 2 и 3-й груп-

пах соответственно, и у 16,4% учащихся, посещающих только школу (р > 0,05).

Кроме того, нами установлено, что дети, посещающие ОДО в течение всего учебного года, статистически значимо меньше времени (р < 0,05) проводили на открытом воздухе, чем их сверстники, посещающие только школу (см. табл. 2). Однако нами отмечено, что в период летних каникул время и кратность пребывания на свежем воздухе соответствовали рекомендуемым у абсолютного большинства детей, вошедших в наше исследование (97,3, 89,6 и 97,6% - в 1, 2 и 3-й основных группах соответственно и 97,9% - в группе сравнения). Длительность выполнения домашнего задания соответствовала гигиеническим регламентам у большинства учащихся в обследованных группах (р >0,05). Режим питания соответствовал возрастным рекомендациям у всех детей. Из анкетного опроса родителей учащихся установлено, что время, уделяемое на деятельность по собственному выбору, было сокращено у 38,2% детей в 1-й группе школьников, имеющих внешкольную нагрузку, у 41,8% - во 2-й и у 47,3% - в 3-й группе. В группе сравнения продолжительность свободных занятий по выбору была сокращена у 20% детей (р < 0,05). Заметим, что между подгруппами основной группы не выявлено значимых различий в соблюдении детьми элементов режима дня (см. табл. 2).

Итак, у занимающихся в ОДО значимо чаще имело место сокращение продолжительности ночного сна, длительности пребывания на открытом воздухе, деятельности по собствен-

Таблица 4

Взаимосвязь сокращения времени ночного сна и показателей умственной работоспособности

Коэффициент корреляции Спирмена, R

основные группы группа сравнения (n = 55)

Показатель работоспособности 1-я группа (n = 55) 2-я группа (n = 55) 3-я группа (n = 55)

день обследования день обследования день обследования день обследования

вторник пятница вторник пятница вторник пятница вторник пятница

Количество букв, просмотренных за 10 мин -0,08 p < 0,1 -0,02 p < 0,1 -0,18 p < 0,1 -0,4** -0,11 p < 0,1 -0,23 p < 0,1 -0,03 p < 0,1 -0,09 p < 0,1

Количество правильно вычеркнутых букв -0,36** -0,27* -0,49*** -0,62*** -0,30* -0,23** -0,34** -0,36**

Оценка точности, баллы -0,65*** -0,55*** -0,59*** -0,63*** -0,55*** -0,7*** -0,64*** -0,50***

Оценка продуктивности, баллы -0,08 p < 0,1 -0,01 p < 0,1 -0,2 p < 0,1 -0,36** -0,1 p < 0,1 -0,25* -0,05 p < 0,1 -0,11 p < 0,1

Оценка устойчивости внимания, баллы -0,74*** -0,62*** -0,8*** -0,8*** -0,72*** -0,78*** -0,72*** -0,61***

Примечание. *-p < 0,05, ** - p < 0,01, *** - p < 0,001.

Оригинальная статья

Корреляции между степенью несоответствия времени занятий в ОДО (в часах в неделю) и уровнем работоспособности

Таблица 5

Коэффициент корреляции Спирмена, Я

основные группы

Показатель работоспособности 1-я группа (п = 55) 2-я группа (п = 55) 3-я группа (п = 55)

день обследования день обследования день обследования

вторник пятница вторник пятница вторник пятница

Количество букв, просмотренных за 10 мин -0,20 p < 0,1 -0,17 p < 0,1 -0,07 p < 0,1 -0,24 p < 0,1 -0,20 p < 0,1 -0,26 p < 0,1

Количество правильно вычеркнутых букв -0,39** -0,33* -0,36** -0,46*** -0,39** -0,33*

Оценка точности, баллы -0 47*** -0,33* -0,56*** -0,58*** -0,49*** -0,63***

Оценка продуктивности, баллы -0,20 p < 0,1 -0,18 p < 0,1 -0,09 p < 0,1 -0,22 p < 0,1 -0,18 p < 0,1 -0,26 p < 0,1

Оценка устойчивости внимания, баллы -0,62*** -0,5*** -0,68*** -0,66*** -0,74*** -0,71***

Примечание. *-p < 0,05,

- p < 0,01,

- p < 0,001.

ному выбору, относительно детей, посещающих только школу. Таким образом, занятость во внешкольных организациях влечет уменьшение бюджета времени, уделяемого другим элементам режима дня.

Анализ работоспособности по корректурным пробам в начале недели показал, что в группе детей, не имеющих дополнительной нагрузки, среднее количество просмотренных за 10 минут знаков было значимо выше, чем у детей, посещающих ОДО с преимущественным статическим компонентом ^ < 0,001) и одновременно занимающихся в ОДО различного профиля ^ > 0,01) (табл. 3). Одновременно и количество правильно вычеркнутых букв было достоверно выше в группе сравнения относительно 1 и 3-й основных подгрупп ф < 0,001). Точность выполнения задания незначимо отличалась во всех сравниваемых группах ^ > 0,05). Оценка продуктивности и устойчивости внимания выявила, что эти показатели достоверно выше среди учащихся, не имеющих дополнительной нагрузки, чем в 1 и 3-й группах школьников, посещающих ОДО ^ < 0,001). Важно отметить, что статистически значимых различий между 2-й группой (в которой были дети, занимающиеся в ОДО с преимущественным двигательным компонентом) и группой обследованных, посещающих только школу, по показателям умственной работоспособности не установлено. При сравнении показателей работоспособности в основных группах также были установлены достоверные различия. Так, во 2-й группе количество просмотренных и правильно вычеркнутых букв было значительно выше относительно 1-й ^ < 0,001) и 3-й групп ^ < 0,01). Кроме того, продуктивность выполнения задания и устойчивость внимания существенно лучше во 2-й группе, чем в 1 и 3-й ^ < 0,01) (см. табл. 3). Таким образом, у детей, посещающих ОДО с преимущественным динамическим компонентом, умственная работоспособность значимо выше, чем в других основных группах, что является закономерным и подтверждает известный факт влияния рациональной двигательной активности на уровень работоспособности [4, 9]. Результаты исследования дают основание полагать, что занятия с динамическим компонентом позволяют нивелировать отрицательное влияние дополнительной нагрузки.

Динамика умственной работоспособности обследованных детей от вторника к пятнице свидетельствовала о закономерном снижении показателей во всех группах школьников (см. табл. 3). Так, в 1-й группе значимо снизилась устойчивость внимания ^ < 0,05). Во 2-й группе достоверно уменьшилось количество просмотренных и правильно вычеркнутых букв ^ < 0,05), устойчивость внимания ^ < 0,01). В 3-й группе снизилось количество просмотренных ^ < 0,05) и правильно вычеркнутых букв ^ < 0,01), точность выполнения задания ^ < 0,01), устойчивость внимания ^ < 0,001). В группе сравнения наблюдалось достоверное снижение количества просмотренных ^ < 0,05) и правильно вычеркнутых букв ^ < 0,01) и устойчивости внимания ^ < 0,01) (см. табл. 3). Картина распределения различий по количеству просмотренных и

правильно вычеркнутых букв, продуктивности и устойчивости внимания между группами в пятницу была аналогичной данным, полученным в начале недели. Кроме того, точность выполнения задания в пятницу была достоверно лучше у обследованных 1-й и 2-й основных групп ^ < 0,01) и детей группы сравнения ^ < 0,05) относительно учащихся из 3-й группы.

Для установления возможных причинно-следственных связей был выполнен корреляционный анализ по Спирмену между показателями умственной работоспособности и продолжительностью ночного сна детей. В начале недели установлены достоверные < 0,05-0,001) обратные связи между количеством правильно вычеркнутых букв, точностью выполнения задания, устойчивостью внимания с одной стороны и дефицитом времени ночного сна у детей во всех основных и контрольной группах. В конце недели, помимо вышеуказанных связей, во 2-й группе установлена корреляция недосыпания и количества просмотренных букв, во 2 и 3-й группах - связь длительности сна и продуктивности выполнения задания (табл. 4). Одновременно осуществлен корреляционный анализ между степенью несоответствия продолжительности занятий в ОДО и уровнем работоспособности учащихся основных групп. Установлены обратные достоверные корреляции (р < 0,05-0,001) между превышением суммарного недельного времени занятий во внешкольных организациях и показателями работоспособности: количество правильно вычеркнутых букв, точность выполнения задания, устойчивость внимания. Причем эту связь наблюдали как в начале недели, так и в конце (табл. 5).

Выводы

1. У детей, посещающих ОДО, распространенность несоответствия элементов режима дня гигиеническим рекомендациям (сокращение продолжительности ночного сна, длительности пребывания на открытом воздухе, деятельности по собственному выбору) значимо выше, чем у детей занимающихся только в школе (38,2-85,5% против 20,0-58,1% соответственно, p < 0,05-0,01).

2. Уровень умственной работоспособности у учащихся, не имеющих внешкольной нагрузки, выше, чем у детей, посещающих ОДО.

3. Установлены достоверные обратные корреляции ^ <

0.05-0,001) между продолжительностью ночного сна детей, суммарным недельным временем занятий во внешкольных организациях и уровнем их умственной работоспособности.

4. Нарушения режима дня приводят к снижению умственной работоспособности учащихся.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литер ату р а

1. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: Просвещение; 1974.

2. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей. М.: МИОО; 2005.

3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие. М.: Просвещение; 1990.

4. Мустафина Р.Г. Морфофункциональные особенности и умственная работоспособность школьников 13 лет различных режимов обучения и двигательной активности: Дисс. ... канд. биол. наук. Казань; 2005.

5. Осипенко Е.В. Умственная работоспособность школьников, проживающих в условиях Гомельского региона. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины; 2012.

6. Туаева И.В. Гигиеническая оценка режима дня и его влияние на здоровье школьников старших классов в современных условиях: Дисс. ... канд. мед. наук. СПб.; 2005.

7. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2011.

8. Леонов С.А., Вайсман Д.Ш., Моравская С.В., Мирсков Ю.А. Статистические методы анализа в здравоохранении. М.: ИД «Менеджер здравоохранения»; 2011.

9. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина; 1991.

References

1. Antropova M.V. Day Regimen, Working Capacity and State of Health of School Students [Rezhim dnya, rabotosposobnost' i sostoyanie zdorov'ya shkol'nikov]. Moscow: Prosveshchenie; 1974. (in Russian)

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(2)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-189-192

Оriginal article

2. Kuchma V.R. Medical and Preventive Basis of Training and Education of Children [Mediko-profilakticheskie osnovy obucheniya i vospitaniya detey]. Moscow: MIOO; 2005. (in Russian)

3. Khripkova A.G. Age Physiology and School Hygiene: Manual [Vozrastnaya fiziologiya i shkol'naya gigiena: uchebnoe poso-bie]. Moscow: Prosveshchenie; 1990. (in Russian)

4. Mustafina R.G. Morphofunctional Features and Intellectual Efficiency of School Students of 13 Years of Various Modes of Training and Physical Activity: Diss. Kazan'; 2005. (in Russian)

5. Osipenko E.V. Intellectual Efficiency of the School Students Living in Conditions of the Gomel Region [Umstvennaya rabotosposobnost' shkol'nikov, prozhivayushchikh v usloviyakh Gomel'skogo regiona]. Gomel': GGU im. F. Skoriny; 2012. (in Russian)

6. Tuaeva I.V. Hygienic Evaluation Mode of the Day and its Effect on the Health of High School Students in Modern Conditions: Diss. St. Petersburg; 2005. (in Russian)

7. About a sanitary and epidemiologic situation in the Russian Federation in 2010: State report. Moscow: Federal center of hygiene and Rospotrebnadzor epidemiology; 2011. (in Russian)

8. Leonov S.A., Vaysman D.Sh., Moravskaya S.V., Mirskov Yu.A. Statistical Methods of the Analysis in Health Care [Statisticheskie metody analiza v zdravookhranenii]. Moscow: ID "Menedzher zdravookhraneniya"; 2011. (in Russian)

9. Sukharev A.G. Health and Physical Education for Children and Adolescents [Zdorov'e i fizicheskoe vospitanie detey i podrost-kov]. Moscow: Meditsina; 1991. (in Russian)

Поступила 15.07.14 Принята к печати 04.06.15

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.7:632.95]:618.3

Ниязова В.А., Бегматова Д.Ш., Тойчуев Р.М.

ОСЛОЖНЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХЛОПКОСЕЮЩЕЙ ЗОНЕ

Институт медицинских проблем Южного отделения Национальной академии наук Кыргызской Республики, 723504, Ош, Кыргызская Республика

Проанализированы осложнения во время беременности у женщин, проживающих в хлопкосеющих зонах, где окружающая среда загрязнена хлорорганическими пестицидами (ХОП). В зависимости от количества родов женщин, проживающих в местах, загрязненных остаточными количествами ХОП, в структуре сопутствующих заболеваний железодефицитная анемия выявлена в 98%, пиелонефрит - в 37%, болезни печени - в 14%, острые респираторные вирусные инфекции - в 54% в структуре осложнений, связанных с беременностью, токсикозы - у 35%, кольпиты - у 33% рожениц. Угроза прерывания беременности наблюдалась в 28% случаев, гестационный пиелонефрит - в 21%, запоры беременных - в 19%, дородовое излитие околоплодных вод - в 15%, гестационная гипертензия - в 11%, кровотечения - в 4%, отслойка плаценты - в 2%, много- и малово-дие наблюдались по одному случаю. Беременных женщин, проживающих в хлопкосеющих зонах, независимо от количества родов, следует отнести к группе риска.

Ключевые слова: окружающая среда; хлорорганические пестициды; беременные; роженицы; хлопкосеющая зона; осложнения.

Для цитирования: Ниязова В.А., Бегматова Д.Ш., Тойчуев Р.М. Осложнения во время беременности у женщин, проживающих в хлопкосеющей зоне. Гигиена и санитария. 2016; 95 (2): 189-192. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-189-192

Niyazova V.A., Begmatova D.Sh., Toichuev R.M.

PREGNANCY COMPLICATIONS IN WOMEN LIVING IN COTTON-GROWING AREA

Institute of Medical Problems, South Branch of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Osh, 723504, Kyrgyzstan

There were analyzed complications observed during pregnancy in women residing in cotton-growing areas where the environment is polluted by organochlorine pesticides (OCPs). In dependence to the number of births in women residing in the areas polluted by OCPs residuals, in the structure of concomitant diseases iron deficiency anemia (IDA) was detected in 98%, pyelonephritis - in 37%, liver diseases - in 14%, acute respiratory viral infections (ARVI) -in 54%. Toxicoses were observed in 35%, colpitis - in 33% of parturient women, threatened miscarriages (TM) were detected in 28% of cases, gestational pyelonephritis (GE) - in 21%, constipations - in 19%, prenatal amniorrhea - in 15%, gestational hypertension (GH) - in 11%, bleeding - in 4% and placental abruption - in 2%. As polyhydramnios

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.