Hygiene •
© Грицина О.П., Транковская Л.В., 2018 г doi: 10.5281/zenodo.1194895
Удк 579.262 (579.8:616-092)
О.П. Грицина, Л.В. Транковская
гигиеническая оценка условий пребывания детей в организациях дополнительного образования
Тихоокеанский государственный медицинский университет» МЗ РФ, Владивосток
Дана гигиеническая оценка условий пребывания детей в организациях дополнительного образования. Проведено комплексное санитарно-гигиеническое обследование организаций дополнительного образования. Проведены инструментальные замеры физических факторов. Выявлено невыполнение обследованными внешкольными организациями гигиенических регламентов. Типичными отклонениями следует считать отсутствие ограждения территории, контроля воздушно-теплового режима, недостаточный набор помещений, превышение нормативных значений уровня шума. Предложен способ защиты временем учащихся от повышенных уровней звука. Предложена классификация внешкольных занятий по уровню двигательного компонента.
Ключевые слова: дети, организации дополнительного образования, гигиеническая оценка, условия пребывания.
Для цитирования: Грицина О.П., Транковская Л.В. Гигиеническая оценка условий пребывания детей в организациях дополнительного образования // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2018; 1(73): 43-46. doi: 10.5281/ zenodo.1194895
Для корреспонденции: Грицина О.П., e-mail: [email protected]
Поступила: 23.01.18
O.P. Gritsina, L.V. Trankovskaya
HYGIENIC EVALUATION OF CONDITIONS OF STAYING CHILDREN IN ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
Pacific State Medical University of the Russian Federation Ministry of Health, Vladivostok, Russia
The hygienic estimation of conditions of stay of children in the organizations of additional education is given. A comprehensive sanitary and hygienic survey of additional education organizations was carried out. Instrumental measurements of physical factors are carried out. The non-observance of hygienic regulations by the out-of-school organizations surveyed was revealed. Typical deviations include the lack of fencing of the territory, control of the air-thermal regime, inadequate set of premises, exceeding the normative values of the noise level. A method for protecting students from increased levels of sound is suggested. A classification of extracurricular activities in terms of the level of the motor component is proposed.
Keywords: children, organization of additional education, hygienic assessment, conditions of stay. For citation: Gritsina O.P., Trankovskaya L.V. Hygienic evaluation of conditions of staying children in organizations of additional education. Health. Medical ecology. Science. 2018; 1(73): 43-46. doi: 10.5281/zenodo.1194895
For correspondence: Gritsina O.P., e-mail: e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors are declaring absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.
Received 23.01.18 Accepted 20.02.18
Введение. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению сети организаций дополнительного образования (ОДО), в которых осуществляется обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам разнообразных направлений [3, 5, 6]. Это позволяет ребенку максимально реализовать себя, приобрести новые компетенции, совершенствовать свое духовное и нравственное состояние, развивать физические способности. Известно, что образовательная среда, в том числе, и организаций дополни-
тельного образования, относятся к числу значимых факторов, способных оказывать влияние на здоровье учащихся [1, 2, 4]. Однако в доступной литературе мы не нашли работ, касающихся характеристики условий пребывания в ОДО различного профиля. Изложенное определило актуальность нашей работы.
Цель исследования. Цель исследования состояла в гигиенической оценке условий пребывания детей, посещающих организации дополнительного образования.
HEALTH. MEDICAL ECOLOGY. SCiENCE 1 (73) - 2018 43
Материалы и методы. Для реализации цели проведено комплексное санитарно-гигиеническое обследование 9 организаций дополнительного образования методом санитарного описания и проведены инструментальные замеры температуры, относительной влажности, подвижности воздуха, параметров освещения, уровней шума. С целью изучения режима деятельности детей в ОДО проанализирована недельная учебная нагрузка. Полученные результаты сопоставлялись с требованиями СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН 2.4.4.3172-14). Данные обработаны с применением метода параметрического и непараметрического анализа: рассчитывались средние арифметические значения (М), стандартные ошибки среднего значения (т), средние квадратичные (стандартные) отклонения (о), относительные величины (Р), ошибки относительных величин (тр). При статистической обработке полученных материалов использован пакет прикладных программ Statistica 10.0 в операционной среде Windows-2010.
Занятия в ОДО сопровождались воздействием звукового давления различного уровня, источником которого служили: работающее оборудование, использование приспособлений, музыкальное сопровождение и др. Инструментальные замеры показали, что фактические уровни звукового давления варьировали от 34,0 до 94,0 дБА и составляли в среднем на занятиях с музыкальным сопровождением 78,3±10,8 дБА, при игре на музыкальных инструментах -71,8±9,7 дБА, при использовании вспомогательного оборудования (гончарные круги, муфельные печи для обжига керамических изделий, станки по обработке дерева и металла и т.п.) - 67,3±7,7 дБА, на занятиях, не требующих эксплуатации технических устройств и музыкальных инструментов - 45,4±5,7 дБА. Отметим, что в п. 1.5 СанПиН 2.4.4.3172-14
Результаты и обсуждение. При гигиенической оценке условий пребывания детей в ОДО было установлено, что требования СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» не были соблюдены в полном объеме ни в одной из обследованных организаций. Так, в 4-х организациях (44,4%) отсутствовало ограждение территории, в 6-ти (66,7%) - не соответствовало требованиям оснащение санитарными комнатами, и во всех ОДО не в полной мере выполнялся контроль воздушно-теплового режима (30,8% обследованных помещений). Вместе с тем, состав помещений, их площади, оборудование, наполняемость групп детьми, соответствовали гигиеническим регламентам. Инструментальные замеры физических факторов в ОДО показали, что температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, кратность воздухообмена соответствовали требованиям санитарных норм (табл. 1). Фактические уровни искусственного освещения соответствовали нормативным в помещениях всех обследованных ОДО (табл. 2).
указано, что уровни шума «в здании и на территории организации дополнительного образования не должны превышать нормативы для помещений жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки», из чего следует ориентироваться на нормативное значение звукового давления 55 дБА.
Образовательный процесс в обследованных ОДО был организован в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Расписания занятий были составлены согласно с гигиеническими регламентами. Занятия начинались в 9.00 часов утра и заканчивались в 20.00 часов. Продолжительность занятий обучающихся не превышала 3-х академических часов в будние дни и 4-х - в выходные и на каникулах. Между занятиями и каждые 30-45 минут теоретических занятий были органи-
Таблица 1
Параметры микроклимата в помещениях обследованных организаций дополнительного образования
Наименование помещения Температура воздуха, °С Скорость движения воздуха, м/с Влажность воздуха,% Кратность воздухообмена, м3/ч
Нормат. значение* Фактич. значение Нормат. значение* Фактич. значение Нормат. значение* Фактич. значение Нормат. значение* Фактич. значение
Учебные помещения для занятий теорией, музыкой, художественным творчеством и актовые залы 20-22 20,2-21,8 21,2±0,7 20 20,6-48,7 34,5±7,4
Залы для хореографических и спортивных занятий, мастерские по обработке дерева и металла, гончарная мастерская 18-22 18,7-21,4 20,4±0,9 <0,1 <0,1 40-60 43,0-58,0 55,6±6,2 80 82,7-92,4 88,4±2,8
Раздевалки 20-22 20,5-22,0 21,4±0,5 Не нормируется
Примечание: *согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; **в числителе - минимальные и максимальные значения исследованных показателей, в знаменателе М ± т.
Примечание: *согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; **в числителе - минимальные и максимальные значения исследованных показателей, в знаменателе М ± т.
Hygiene • Таблица 2
Фактические уровни искусственного освещения в помещениях организациях дополнительного образования
Наименование помещения Нормативное значение*, Лк Фактическое значение, Лк**
Учебные помещения для теоретических занятий 300-500 306-458 352,5±48,8
Мастерские по обработке металла, дерева 300-500 319-462 358,8±52,3
Швейные мастерские 400-600 414-469 428,3±26,8
Изостудии, мастерские живописи, рисунка, скульптуры 300-500 326-422 365,8±32,2
Концертные залы > 300 315-365 331,4±30,9
Помещения для музыкальных занятий > 300 305-484 367,9±51,1
Спортивные залы (на полу) > 200 241-321 282,0±23,7
Рекреации > 150 189-273 234,1±22,6
Помещения для занятий юных натуралистов > 300 306-421 352,3±37,4
зованы 10-15 минутные перерывы. Максимальная недельная аудиторная нагрузка на одного учащегося в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, согласно расписаниям, не превышала 14 часов, по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств - 10 часов. В художественных школах недельная нагрузка составляла от 4-х до 9-ти часов в неделю, в цирковой и танцевальных студиях - от -2-х до 8-ми часов в зависимости от возраста обучающихся.
В ходе нашей работы выполнены хронометраж-ные исследования занятий в ОДО. Установлено, что занятия характеризовались различным уровнем двигательного (динамического) компонента. На за-
Заключение. По результатам выполненной работы предложен «Способ защиты временем детей от воздействия повышенных уровней звука на занятиях в организациях дополнительного образования» и рассчитано рекомендуемое время воздействия шумового фактора на занятиях в ОДО (табл. 3). Предложенный
нятиях в танцевальной, в цирковой студии, в спортивно-оздоровительных кружках, удельный вес двигательной активности составлял от 53,4% до 92,6%. На занятиях музыкой, пением, художественным, театральным, техническим творчеством, а также с использованием персонального компьютера - от 7,7% до 28,3%. Хронометражные наблюдения позволили выделить занятия с преимущественным динамическим компонентом (удельный вес двигательной активности более 50%) и с преимущественным статическим компонентом (удельный вес двигательной активности не превышает 30%). Это позволило в дальнейшем изучить особенности влияния занятий с различным уровнем двигательного компонента на растущий организм.
способ защиты временем позволяет минимизировать негативное воздействие повышенных уровней шума во время занятий в ОДО, и рекомендован к использованию в практике Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю.
Таблица 3
Допустимое время воздействия шумового фактора на занятиях в организациях дополнительного образования
в зависимости от уровня звука
Фактический уровень звукового давления, дБА Допустимое время воздействия, мин
7-10 лет 11-15 лет 16-18 лет
До 55 Без ограничений
56-65 30-45 45 45
66-70 <20 <30 <35
71-75 <10 <20 <25
76-80 <5 <10 <15
>80 Не допустимо <5 <10
HEALTH. MEDiCAL ECOLOGY. SCiENCE 1 (73) - 2018 45
Выводы. Таким образом, комплексная гигиеническая оценка ОДО выявила несоответствие обследованных организаций гигиеническим нормативам согласно СанПиН 2.4.4.3172-14. Не соблюдались требования к территории ОДО, набору помещений, контролю воздушно-теплового режима, установлено превышение уровней шума на занятиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грицина О.П., Транковская Л.В., Переломова О.В., Паричук К.А., Щепинская О.Л. Особенности состояния здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 1(64): 33-37. URL: https://yadi.sk/i/pXyBcKwoqNSCp.
2. Звездина И.В., Сухарева Л.М., Жигарева Н.С., Рапопорт И.К., Ямпольская Ю.А., Бережков Л.Ф. и др. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения // Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 8-11.
3. Земляной Д.А. Гигиеническая оценка факторов школьной среды и состояния здоровья обучающихся (на примере невского и выборгского районов Санкт-Петербурга): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Санкт-Петербург; 2014. 25 с.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41).
5. Туаева И.Ш. Гигиеническая характеристика условий получения дополнительного образования детьми и подростками г. Владикавказа // Фундаментальные исследования. 2015; 1-4: 833-836.
6. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Сведения об авторах
Грицина Ольга Павловна - ассистент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2. тел.: 8-924-234-95-58; e-mail: [email protected] (автор-корреспондент);
Транковская Лидия Викторовна - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой гигиены, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2; e-mail: [email protected].