Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батурин А.Е., Коваленко В.Н., Пунич С.В.

Проблема социализации личности будущего сотрудника правоохранительных органов в настоящее время относится к числу наиболее актуальных. Основной целью статьи явилось исследование влияния занятий физической подготовкой и различными видами спортивной деятельности на социально-психологическую адаптацию студентов Санкт-Петербургской академии Следственного комитета. К исследованию привлекались специалисты физической подготовки и студенты Академии, специализирующиеся в различных видах спорта. По результатам проведенных исследований выявлено положительно влияние видов спорта, характеризующихся высоким уровнем межличностного взаимодействия, на профессиональное становление студентов и развитию у них личностных социально значимых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Батурин А.Е., Коваленко В.Н., Пунич С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF GOING IN WITH SPORTS ON SOCIOPSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF LAW ENFORCEMENT BODIES

The problem of socialization of the personality of a future law enforcement officer is currently one of the most pressing. The main purpose of the article was to study the influence of various types of physical culture and sports activities on the effectiveness of social and psychological adaptation of students of the St. Petersburg Academy of the Investigative Committee. The study involved physical training specialists and academy students specializing in various sports. According to the results of the research, a positive impact of sports characterized by a high level of interpersonal interaction on the professional development and formation of socially significant qualities of students' personality was revealed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

подготовки будущих педагогов-психологов. Исследование будет продолжено в направлении изучения уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакланов А.В. Использование проектных технологий в современном образовании: история и современность / А.В. Бакланов // Новые педагогические технологии. - 2016. - № XXVI. - С. 510.

2. Барышникова Е.В. Проектные технологии в профессиональной деятельности социально-педагогического направления / Е.В. Барышникова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 4 (33). - С. 27-30.

3. Мухидинов М.Г. Технология реализации проектного подхода / М.Г. Мухидинов, А.М. Магомедов, Г.А. Магомедов // МНКО. - 2020. - № 3 (82). - С. 316-317.

4. Приподаева А.А. Использование проектной технологии для формирования профессиональных компетенций / А.А. Приподаева // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 4 (10). - С. 40-41.

5. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования / Н.О. Яковлева. - Москва : Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 239 с.

REFERENCES

1. Baklanov, A.V. (2016), "The use of project technologies in modern education: history and modernity", New pedagogical technologies, No. XXVI, pp. 5-10.

2. Baryshnikova, E.V. (2020), "Project technologies in the professional activity of the socio-ped-agogical direction", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 9, No. 4 (33), pp. 27-30.

3. Mukhidinov, M.G., Magomedov, A.M. and Magomedov, G.A. (2020), "Technology of implementation of the project approach", MNCO, No. 3 (82), pp. 316-317.

4. Pripodaeva, A.A. (2016), "The use of project technology for the formation of professional competencies", Development of modern education: theory, methodology and practice, No. 4 (10), pp. 40-41.

5. Yakovleva, N.O. (2002), Theoretical and methodological foundations ofpedagogical design, ATiSO Information and Publishing Center, Moscow.

Контактная информация: e.v.baryshnikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2023

УДК 796.011.1

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Алексей Евгеньевич Батурин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Станислав Владимирович Пу-нич, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (ВКА)

Аннотация

Проблема социализации личности будущего сотрудника правоохранительных органов в настоящее время относится к числу наиболее актуальных. Основной целью статьи явилось исследование влияния занятий физической подготовкой и различными видами спортивной деятельности на социально-психологическую адаптацию студентов Санкт-Петербургской академии Следственного комитета. К исследованию привлекались специалисты физической подготовки и студенты Академии, специализирующиеся в различных видах спорта. По результатам проведенных исследований выявлено положительно влияние видов спорта, характеризующихся высоким уровнем межличностного взаимодействия, на профессиональное становление студентов и развитию у них личностных социально значимых качеств.

Ключевые слова: физическая подготовка, физкультурно-спортивная деятельность, социально-психологическая адаптация, межличностное взаимодействие, личностные качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p36-42

INFLUENCE OF GOING IN WITH SPORTS ON SOCIOPSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF LAW

ENFORCEMENT BODIES

Alexey Evgenyevich Baturin, candidate of pedagogical Sciences, docent, Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation; Vladimir Nikolaevich Ko-valenko, candidate of pedagogical Sciences, docent, Stanislav Vladimirovich Punich, Mozhaisky Military Space Academy

Abstract

The problem of socialization of the personality of a future law enforcement officer is currently one of the most pressing. The main purpose of the article was to study the influence of various types of physical culture and sports activities on the effectiveness of social and psychological adaptation of students of the St. Petersburg Academy of the Investigative Committee. The study involved physical training specialists and academy students specializing in various sports. According to the results of the research, a positive impact of sports characterized by a high level of interpersonal interaction on the professional development and formation of socially significant qualities of students' personality was revealed.

Keywords: physical training, physical culture and sports activities, social and psychological adaptation, interpersonal interaction, personal qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование коллективов, отличающихся своей сплоченностью и высокой организацией, возможно при условии учета индивидуальных психологических особенностей всех ее членов, особенностей социальной адаптации личности, а также учете специфики предстоящей профессиональной деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов.

Исходя из этого, в педагогической деятельности исключительно важным направлением выступает не только исследование процессов социализации человека при осуществлении профессиональной деятельности, но и разработка инструментов и методов их применения в целях совершенствования данных процессов [3].

Практическая значимость необходимости активизации деятельности по социализации студентов правоохранительных органов в интересах сплочения коллективов выступает в качестве важнейшей основы рассматриваемой проблемы и обуславливается необходимостью совершенствования межличностного взаимодействия студентов, пришедших в коллектив из различных социальных слоев.

Ввиду того, что регулярные занятия физической подготовкой способствуют не только развитию физических качеств, но и формированию важных социальных черт человека, функция по социализации студентов вполне может быть реализована в процессе физ-культурно-спортивной деятельности [2].

Возможности применения средств и методов физической подготовки в интересах формирования социального статуса студента в коллективе и обществе раскрываются в результате исследования влияния занятий спортом на их социально-психологическую адаптацию.

Таким образом, актуальность определяется отсутствием научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию процесса социально-психологической адаптации студентов правоохранительных органов средствами физкультурно-спортивной деятельности (физической подготовки).

Объективная необходимость совершенствования системы физической подготовки студентов обуславливается важностью назревших новаций в процессе физкультурно-спор-тивной деятельности студентов, а также разработки мер психолого-педагогического обеспечения данного процесса.

В этой связи нами сделано предположение о том, что рационально организованный процесс физической подготовки студентов правоохранительных органов, ориентированный на использовании видов спорта, оказывающих наибольших положительных эффект на социально-психологическую адаптацию, не только обеспечит развитие у студентов физических качеств, но и будет способствовать формированию у них социально значимых черт.

Новизна представленных материалов заключается в установлении положительного влияния видов спорта, характеризующихся высоким уровнем межличностного взаимодействия (спортивные игры), на формирование социально значимых качеств студентов правоохранительных органов в процессе физической подготовки.

Необходимость активизации работы по социализации студенческой молодежи в интересах сплочения их коллективов выступает в качестве материальной основы рассматриваемого вопроса в социологии, психологии и педагогике. Рассмотрение данного вопроса обусловлено необходимостью совершенствования взаимодействия молодых людей, попавших в студенческую среду из различных социальных групп.

В отдельных образовательных организациях, как в нашей стране, так и за рубежом активно организуются и проводятся психолого-педагогические исследования по изучению межличностных отношений в коллективе. В более широком смысле социально-психологических исследований мы отмечаем недостаточную роль физкультурно-спортивной деятельности (физической подготовки) как фактора социализации студенческой молодежи. Данное обстоятельство обостряет противоречия между несоответствием задач физической подготовки особенностям развития коллективов, направленности средств и методов физической подготовки на индивидуализацию подготовки студентов. Такой подход ограничивает возможности физической подготовки в плане решения воспитательных задач.

Следовательно, целенаправленное развитие и совершенствование не только профессионально важных физических качеств, но и значимых личностных качеств студентов правоохранительных органов в процессе занятий физической подготовкой, будет способствовать решению задач социализации личности студента [1].

Результаты проведенного среди специалистов физической подготовки и студентов анкетирования свидетельствуют о том, что регулярные занятия физической подготовкой и спортом обладают наибольшим педагогическим потенциалом и оказывают положительное влияние на формирование личностных качеств студентов, а также способствуют установлению в коллективе благоприятных отношений.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачей проводимого исследования являлось изучение влияния различной спортивной специализации на показатели, характеризующие личностные качества социальной адаптации студентов, в т. ч. их успеваемость, а также особенностей взаимодействия спортсменов в процессе спортивной деятельности.

Исследования проводились на кафедре физической и специальной подготовки факультета подготовки следователей Санкт-Петербургской академии Следственного комитета (далее - Академии) в 2022 году.

Для проведения исследования все виды спорта были поделены на четыре группы, характеризующие уровень взаимодействия (высокий, средний, ограниченный и противоборствующий).

Первую группу составили все виды спортивных командных игр, характеризующиеся чрезвычайно высоким уровнем межличностного взаимодействия, который обусловлен совместной соревновательной деятельностью и организацией учебно-тренировочного процесса.

Виды спорта, характеризующиеся средним уровнем межличностного взаимодействия (кроссфит, спортивная гимнастика, пауэрлифтинг и др.), составили вторую группу. Виды спорта данной группы характеризуются тем, что в процессе учебно-тренировочной работы между спортсменами предусматривается выполнение контактной работы (оказание помощи

или страховки при выполнении упражнений).

Такие виды спортивной деятельности (легкая атлетика, лыжные гонки и др.), характерной особенностью которых выступает недостаточный уровень выполнения совместных действий, составили третью группу. В рассматриваемых видах спорта деятельность спортсменов характеризуется преимущественно индивидуальной деятельностью или носит совместно-индивидуальный характер.

Различные виды спортивных единоборств (различные виды спортивной борьбы, бокс и др.) были отнесены к четвертой группе видов спорта - противоборствующей. В данных видах спорта уровень взаимодействия спортсменов не только в соревновательной, но и в учебно-тренировочной деятельности характеризуется наличием условной агрессии, т. к. зачастую, в тренировочном процессе товарищам приходится выступать по отношению к другу в качестве соперника.

Используя вышеприведенную систематику, нами проведено изучение влияния вида спортивной деятельности и уровня спортивной подготовленности на эффективность социально-психологической адаптации студентов в процессе обучения их в Академии, которая выражалась в результатах их обучения и воспитания. Изучению подвергались показатели студентов 4 курса, активно занимавшихся в спортивных секциях Академии.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведенного исследования, представленные в таблице 1 свидетельствуют о том, что студенты Академии, специализирующиеся в спортивных играх и кроссфите, существенно превосходят своих коллег, отнесенным к другим группам по показателям рассматриваемых нами личностных качеств и академической успеваемости.

Так, студенты, занимающиеся спортивными играми и кроссфитом, по результатам освоения дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» в течение 5 семестров обучения существенно превзошли студентов, занимающихся легкой атлетикой и спортивными единоборствами.

Различия между студентами группы с высоким уровнем межличностного взаимодействия и противоборствующей группы в показателях инициативности составили 0,46 балла, в показателях исполнительности - 0,27 балла, в показателях дисциплинированности - 0,13 балла.

Необходимо отметить, что студенты в процессе занятий спортивными играми и кроссфитом приобрели не только опыт общения и коммуникативного взаимодействия, но и заслуженный авторитет в своем коллективе.

Таблица 1 - Характеристика учебной деятельности студентов Академии - занимавшихся

различным видам спорта

Виды спорта/уровни взаимодействия

Знания/ качества Спортивные игры Кроссфит Легкая атлетика Спорт. единоборства

Высокий Средний Ограниченный Противоборствующий

п=10, х±m п=9, х±m п=8, х±ш п=9, х±ш

«Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» 4,39±0,07 4,21±0,07 4,11±0,08 4,01±0,06

Инициатива 4,54±0,07 4,52±0,06 4,15±0,09 4,08±0,06

Исполнительность 4,48±0,07 4,41±0,06 4,33±0,08 4,21±0,09

Дисциплинированность 4,54±0,08 4,61±0,09 4,21±0,07 4,41±0,08

Следовательно, исходя из представленных данных, мы можем сделать предположение о том, что развитие личностных качеств находится в определенной взаимосвязи, определяемой степенью взаимодействия студентов в процессе спортивной деятельности.

Проведенное нами наблюдение за организацией и проведением учебно-тренировочного процесса студентов различных квалификационных групп с целью установления влияния спортивной специализации на психологический климат в секции также свидетельствует о преимуществе группы студентов, отнесенных к группе с высоким уровнем

взаимодействия, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Влияние спортивной специализации на психологический климат в коллективе

Виды спорта Характер взаимодействия п Оценка, балл, х±т

Спортивные игры Высокий 10 4,47±0,07

Кроссфит Средний 9 4,27±0,07

Легкая атлетика Ограниченный 8 4,11±0,06

Спортивные единоборства Противоборствующий 9 4,07±0,08

Представленные результаты позволяют нам констатировать, что учебно-тренировочная деятельность студентов, специализирующихся в индивидуальных видах спорта, ввиду ограниченного межличностного взаимодействия спортсменов между собой, не оказывает положительного влияния по созданию благоприятных условий в интересах достижения задач социально-психологической адаптации. Исходя из этого, можно предположить, что для спортивной тренировки, бесспорно, индивидуализация учебно-тренировочного процесса является прогрессивным явлением. Вместе с этим, рассмотрение воспитательного аспекта спортивной деятельности свидетельствует о том, что применение данного метода может иметь негативные последствия, приводящие к «разбалансировке» спортивного коллектива. То есть, применение в спортивной тренировке индивидуального подхода, в отдельных случаях, приводит к развитию у некоторых спортсменов индивидуализма.

Проведенными Н.И. Пономаревым (1974) исследованиями было убедительно доказано, что степень взаимодействия в коллективе выступает в качестве важнейшего показателя, характеризующего воспитательный процесс [4]. Существенный вклад в плане воспитания спортсменов в коллективе принадлежит непосредственно тренеру. Правильно организованная с его стороны работа по воспитанию, а также его педагогическое мастерство является залогом успеха воспитательного процесса. При организации учебно-тренировочной работы следует иметь в виду, что тесное взаимодействие членов спортивного коллектива обеспечивает и большую эмоциональность общения, что благоприятно сказывается на всем коллективе.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что существенное влияние на атмосферу взаимоотношений в спортивном коллективе, характер межличностных отношений его членов в значительной мере определяется степенью взаимодействия. Спортсмены, специализирующиеся в спортивных играх, характеризуются высоким уровнем взаимодействия, а единоборцы - менее выраженным.

Исследование влияния различных видов спортивной деятельности на социально-психологические показатели студентов также свидетельствовало о преимуществе лиц, характеризующихся высоким уровнем межличностного взаимодействия, представленные в таблице 3.

Студенты, специализирующиеся в видах спорта, характеризующихся высоким уровнем межличностного взаимодействия, по всем рассматриваемым нами показателям (совместимость, социометрический статус, экспансивность) отличались в лучшую сторону.

По показателям социометрического статуса студенты, специализирующиеся в спортивных играх, существенно превзошли своих коллег группы противоборствующего характера взаимодействия. Различия составили 22,3 балла.

По показателям экспансивности студенты с высоким уровнем межличностного взаимодействия превзошли студентов со средним уровнем взаимодействия на 21,0 балла, студентов с ограниченным уровнем взаимодействия - на 12,4 балла и студентов с противоборствующим уровнем взаимодействия - на 17,1 балл.

Различия в показателях психологической совместимости характеризовались следующими значениями: между группами с высоким и средним уровнем взаимодействия - 16,3 балла, между группами с высоким и ограниченным уровнем взаимодействия - 22,1 балла, между группой с высоким и противоборствующим уровнем взаимодействия - 23,7 балла.

Таблица 3 - Значения социально-психологических показателей студентов, специализирующихся в различных видах спорта_

Показатели Характер взаимодействия, x±m

Высокий Средний Ограниченный Противоборствующий

Социометрический статус, балл 59,4±7,9 42,5±8,8 33,4±8,2 37,1±6,3

Экспансивность, балл 44,9±7,1 23,9±7,9 32,5±7,2 27,8±5,9

Психологическая совместимость, балл 36,6±10,9 20,3±10,2 14,5±8,9 12,9±6,6

Представленные данные позволяют утверждать, что у спортсменов, которые специализируются в видах спорта, отличающихся более низким уровнем коллективного взаимодействия, возможности их адаптации в коллективе характеризуются более низкими показателями.

Наряду с этим, необходимо отметить, что у рассматриваемой категории студентов потребность в установлении товарищеских отношений и в общении с друзьями по коллективу отличается высокими показателями и по значению эмоциональной экспансивности уступает лишь группе студентов, специализирующихся в спортивных играх.

Исходя из представленных данных, мы можем констатировать, что специфика спортивной деятельности, построение учебно-тренировочного процесса и уровень педагогического руководства наставника в существенной мере определяют формы проявления и некоторые особенности направленности личности спортсменов.

Существенное значение при рассмотрении проблемы социально-психологической адаптации студентов Академии в процессе физкультурно-спортивной деятельности отводится изучению их мотивации к регулярным занятиям физической подготовкой. Проведенное исследование со студентами Академии позволило нам установить, что в качестве доминирующего мотива, побуждающего их к регулярным занятиям физической культурой, более 53% респондентов отмечали их высокую эмоциональность.

Более 30% опрошенных нами студентов отмечали особую важность регулярных занятий физической подготовкой и спортом для развития и совершенствования важных в профессиональном плане качеств.

Результаты проведенного нами анкетирования позволяют сделать заключение о том, что в плане повышения заинтересованности студентов к регулярным занятиям физической подготовкой значительное место занимают процессуальные мотивы - мотивы, связанные с непосредственным участием в занятиях спортом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные материалы показывают, что различия условий реализации потребности в общении определяются характером взаимосвязанности участников физкультурно-спортивной деятельности. При разработке рационального построения процесса физической подготовки студентов Академии необходим учет этих особенностей.

Основу массовой физкультурно-спортивной деятельности студентов Академии составляет Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, в котором все упражнения носят индивидуальный характер.

Наиболее важной формой физической подготовки студентов, оказывающей положительное влияние на формирование и совершенствование межличностного взаимодействия студентов Академии, при соответствующем педагогическом руководстве, выступают учебные занятия по физической подготовке, однако их значимость в формировании коллективного взаимодействия определяется тематикой - в которой ведущая роль отводится спортивным играм.

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют сформулировать определенные выводы, которые, по нашему мнению, имеют существенное значение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. На профессиональное становление личности будущего сотрудника правоохранительных органов и приобретение опыта психолого-педагогического взаимодействия

благоприятное влияние оказывают регулярные занятия физкультурно-спортивной деятельностью, направленность которых, при одинаковом уровне педагогического руководства, отмечается высоким уровнем межличностного взаимодействия (спортивные игры).

2. Различные виды спорта в разной степени способствуют формированию социально значимых качеств личности. Достижение наибольшего положительного эффекта по развитию и совершенствованию социально значимых качеств отмечается за счет более широкого применения спортивных игр, характеризующихся высоким уровнем межличностного взаимодействия студентов.

Следовательно, можно заключить, что в процессе выполнения коллективных физических упражнений имеются широкие возможности для межличностного взаимодействия и общения студентов. Это свидетельствует о мощном потенциале психолого-педагогического воздействия на студентов Академии в процессе занятий физической подготовкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лобанов Ю.Я. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 126-130.

2. Лобанов Ю.Я. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, А.В.Токарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 122-126.

3. Манаков В.Ю. Социализация - типы социализации / В.Ю. Манаков // Современные научные исследования и инновации. - 2021. - № 1 (117). - С. 18.

4. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. - Москва : Физкультура и спорт, 1974. - 309 с.

REFERENCES

1. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V. and Ustinova, O.N. (2018), "Training methodology for students with a low level of physical fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (156), pp.126-130.

2. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V and Tokareva, A.V. (2018), "The nature of the manifestation of physical qualities depending on the typological features of the constitution of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (156), pp. 122-126.

3. Manakov, V. Yu. (2021), "Socialization - types of socialization", Modern scientific research and innovation, No. 1 (117), pp. 18.

4. Ponomarev, N.I. (1974), "Social functions of physical culture and sports", Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: www1962@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2023

УДК 796.011.1

ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОГРАММ ПО МНОГОБОРЬЮ ГТО И ФИДЖИТАЛ СПОРТУ В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ СПОРТА

Виталий Викторович Бобков, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва; Ольга Павловна Кокоулина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Ольга Александровна Хорошева, старший преподаватель, Юлия Андреевна Мещерякова, ассистент, Владимир Викторович Борданов, старший преподаватель, МИРЭА - Российский технологический университет, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.