Научная статья на тему 'Формы социального взаимодействия в процессе физической подготовки'

Формы социального взаимодействия в процессе физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1640
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / социальное взаимодействие / конфликт / соперничество / сотрудничество / physical training / social interaction / conflict / rivalry / cooperation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З. Н. Тазиева

В данной статье рассматривается вопрос физической активности и спорта как сильнейших аспектов социального взаимодействия молодых людей. Также были проанализированы наиболее верные и универсальные средства и методы социального взаимодействия, способствующие повышению активности социализации личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF SOCIAL INTERACTION IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING

This article deals with the issue of physical activity and sports as the strongest aspects of social interaction of young people. Also the most correct and universal means and methods of social interaction promoting increase of activity of socialization of the personality of students were analyzed.

Текст научной работы на тему «Формы социального взаимодействия в процессе физической подготовки»

УДК 378.17

З.Н. Тазиева

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

В данной статье рассматривается вопрос физической активности и спорта как сильнейших аспектов социального взаимодействия молодых людей. Также были проанализированы наиболее верные и универсальные средства и методы социального взаимодействия, способствующие повышению активности социализации личности студентов.

Ключевые слова: физическая подготовка, социальное взаимодействие, конфликт, соперничество, сотрудничество.

Zarina N. Tazieva FORMS OF SOCIAL INTERACTION IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING.

This article deals with the issue of physical activity and sports as the strongest aspects of social interaction of young people. Also the most correct and universal means and methods of social interaction promoting increase of activity of socialization of the personality of students were analyzed.

Keywords: physical training, social interaction, conflict, rivalry, cooperation.

Реформирование высшего образования на современном этапе неразрывно связано с решением целого ряда социальных, научно-технических и психолого-педагогических проблем. К числу наиболее важных и актуальных, относится проблема социализации личности студента. В условиях постоянно меняющегося социального окружения, обучающийся испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Каждый студент, только что поступивший в вуз, сталкивается с рядом проблем: адаптация к новой обстановке, к новой социальной роли и привыкание новым условиям.

Социализация студенческой молодежи в процессе обучения включает не только усвоение знаний и умений, но и приобретение навыков жизни во взрослом обществе, приобретение социально-психологической профессионально значимой направленности, обеспечивающих успешную деятельность как результат самореализации. Существует огромное количество факторов, влияющих на социализацию студентов в период обучения в вузе [1]:

1.экономические - сложное материальное финансовое положение студента и его семьи, неопределенность трудоустройства;

2.политические - модель проведения государством политики влияет на всех его граждан;

3.социальные перемены при переходе к рыночной экономике, возникает ряд проблем, как безразличие к социально-неполноценным людям;

4. моральные и культурные.

Помимо внешних факторов, на процесс адаптации студентов к взрослой жизни оказывают индивидуально-личностные факторы (воспитание]. Поэтому ВУЗ берёт на себя немалую ответственность при таком сложном важном процессе. Ведь обществу нужны реализующие свои таланты люди, которые не только хорошо выполняют свою работу, но и вносят свой вклад во всеобщее развитие и благосостояние.

На наш взгляд в социализации студента особая роль принадлежит творческой деятельности, организуемой в процессе учебной и внеучебной деятельности, которая выступает в качестве основы для достижения необходимого уровня активности в познавательной деятельности, создания межличностных отношений позволяющих снять социальные проблемы студентов в группе.

В широком аспекте социально-психологических исследований в этом направлении, видим недостаточность физической подготовки как фактора социализации обучающихся. Это привело к тому, что в теории и практике воспитания задачи физической подготовки и способы их решения соотносятся с этапами и особенностями развития студенческих коллективов, а её средства и методы преимущественно направляются на повышение индивидуального уровня физической подготовленности обучающихся.

Данный подход к роли и предназначению физической подготовки и спорта в высших учебных заведениях ограничивает их возможности в решении воспитательных задач, в повышении эффективности учебной деятельности.

В этой связи, функция социализации личности может быть возложена на рационально организованный процесс физического совершенствования студентов, в котором особое внимание уделяется не только развитию у них необходимых физических качеств и профессионально-прикладных навыков, но и формированию социально значимых черт личности.

Исследование влияния физкультурно-спортивной деятельности на социализацию личности студента раскрывает пути использования средств и методов в целях укрепления социально значимого статуса обучающегося в учебной группе, так и в обществе целом. Общение преподавателя и студентов выходит за рамки простого обмена информацией, так как оно одновременно является и содержанием, и инструментом обучения. Основная задача таких коммуникаций - достижение желаемого уровня профессиональных, поведенческих компетенций, которые осуществляются через процессы формирования, передачи, трансформации и создания новых знаний, навыков и умений студентов и преподавателя [2].

Согласно проведенным опросам, преподаватель высшей школы тратит на общение со студентами 50 - 90 % своего времени, из них от 20% до 30% являются неэффективными потому, что в процессе передачи и получения знаний возникают различные преграды.

Физкультурно-спортивная деятельность служит хорошим средством удовлетворения в общении. По данным французских исследователей, около 50% опрошенных заявили, что занимаются физкультурно-спортивной деятельностью, кроме всех прочих причин еще и потому, что желают иметь товарищей, коллег, что данный вид деятельности удовлетворяет их потребность объединении.

Человек - биосоциальное существо, и он не может нормально существовать отдельно от общества. В обществе индивидууму приходится вступать в тот или иной контакт с различными людьми, совершать действия, направленные на ответную реакцию от других людей. Такую форму отношений между людьми называют социальным взаимодействием, которое в свою очередь делится на три формы: сотрудничество, соперничество и конфликт [3].

В процессе физической подготовки, как и в любом виде деятельности, невозможно обойтись без взаимодействия с другими людьми. Так между собой контактируют товарищи по команде в спортивных играх, т.е. находятся в сотрудничестве друг с другом. Действия членов противоборствующих команд по отношению друг к другу тоже являются формой социального взаимодействия, а конкретно - соперничеством. Конфликт, как вытекающее последствие соперничества, в процессе физического воспитания может заключаться в резком столкновении противоборствующих мнений. Например, спорные ситуации в спорте, применение физической силы для решения проблемы - иллюстрация данной формы социального взаимодействия.

Если говорить конкретно про процесс физического воспитания, то здесь наиболее ярко проявляется именно первая форма - сотрудничество. Сотрудничество, или кооперация предполагает взаимовыгодный обмен, обогащающий обе стороны опытом, знаниями, материальными ценностями. В таких отношениях находится тренер со своим подопечным [7].

Допустим, человек решил заняться фитнесом. Для достижения хороших физических результатов ему нужен профессиональный тренер, чей труд оплачивается в соответствии с договором оказания услуг, а потребитель в ответ на это действие получает консультации и рекомендации, а также сотрудничает с ним при выработке практического спортивного навыка.

Как известно, при сотрудничестве люди занимаются каким-либо делом для достижения общей цели. Чтобы проиллюстрировать это, приведем пример из истории отечественного спорта. Команда СССР по баскетболу долгое время стремилась к победе на Олимпийских Играх, но заветное золото забирала год от года команда США. И тогда у команды сменился тренер. Его главной целью была победа его команды на Олимпийских играх. Таким образом, при взаимодействии Владимир Кодрашин и его команда стремились к одной цели - Олимпийскому золоту. Итогом их сотрудничества стала победа, ставшая для Советского Союза большим достижением.

Соперничество, или конкуренция - форма социального взаимодействия, при которой индивиды находятся в состоянии борьбы между собой за «ценностные и материальные блага». Как правило, конкуренция заключается в непрямом воздействии на соперника, а лишь в «демонстрации своих способностей». Однако в контактных видах спорта допускается прямое воздействие в рамках, установленных официально существующими правилами игры. Это касается таких видов спорта, как борьба, всех её видов, а также командных игр, таких, как волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.

К слову, указанный мною выше пример с Олимпийским золотом 72-го года по баскетболу может быть иллюстрацией и соперничества. Сборная США также имела цель победить на Играх. Т.е. команды боролись за одно благо. Ради достижения поставленной цели они усиленно тренировались, придумывали новые стратегии ведения игры, совершенствовали свой стиль. Таким образом, член определённой социальной группы может использовать в отношении с другими индивидуумами разные формы взаимодействия одновременно.

В процессе физической подготовки соперничество может проявляться в следующем. Допустим, в университете объявили о создании спецгруппы, где студенты будут заниматься гимнастикой. Для этого им необходимо пройти специальные пробы и тесты, а также проявить свой физический навык. Студенты, стремящиеся, попасть в группу гимнастики становятся конкурентами, вступают в соперничество друг с другом за право быть членом данной спортивной группы, т.к. количество участников в ней ограничено.

В спортивном состязании каждая из борющихся команд выступает носителем стремлений и надежд коллектива, к которому принадлежит спортсмен, социальной группы. Лица, прошедшие школу спорта, в дальнейшем проявляют высокую и деловую общественную активность в различных сферах деятельно за счет развитых в процессе занятий качеств.

Объяснение вышеотмеченных результатов исследований в том, что личность занимающегося физической культурой спортом, вовлекается в своеобразную практическую модель процесса формирования социальной активности. Физкультурно-спортивная деятельность «развертывает» личность к обществу ее социальными свойствами и качествами. Следовательно, можно ожидать, что наряду с повышением чувствительности к социальному окружению, способности к «социальному резонансу» с групповыми интересами и задачами, овладение физической культурой совершенствует личность как субъекта общения, развивая ее социальную активность.

Потребности формируются, развиваются в течение всей жизни человека. Можно развивать потребность в ежедневной физической нагрузке и можно сформировать потребность в общении с определенной группой людей, в данном исследовании - со студентами КГАСУ, будущими инженерами-строителями.

Важным аспектом проблемы социального взаимодействия студентов в процессе занятий физической подготовкой и спортом является изучение мотивации занятий спортом и физической подготовкой. С этой целью нами было проведено исследование, в котором приняли участие 410 студентов первого курса КГАСУ.

В качестве доминирующего мотива каждый второй студент определяет возможность укрепления здоровья и эмоциональную привлекательность физических упражнений как средства удовлетворения потребности в движениях.

Каждый третий считает занятия спортом важным средством приобретения и совершенствования профессиональных навыков и 10% опрошенных связывают свои занятия спортом необходимостью защиты спортивной чести учебного заведения (ВУЗа] на соревнованиях, 25% опрошенных испытывают удовлетворение от межличностного общения в процессе участия в спортивных соревнованиях и во время подготовки ним. И только 3% студентов ведущим мотивом занятий спортом считают стремление к высоким спортивным достижениям.

По результатам наших исследований, в конце второго курса обучения наибольший статус по деловому критерию имели, как правило, представители спортивных игр, характеризующиеся повышенной коммуникабельностью, общительностью и деловым авторитетом. У них также можно было выделить заметное стремление к установлению товарищеских контактов с игроками других команд.

В то же время низкие, средние значения названных показателей, можно было наблюдать у лыжников, пловцов, легкоатлетов, стрелков и у слабо физически подготовленных студентов.

Спортивная деятельность, характеризуемая большой взаимосвязанностью ее участников, определяет приоритетность мотива занятия спортом, связанного с возможностью удовлетворения потребности в общении.

Теперь перейдём к известной форме социального взаимодействия, - конфликту. Наука определяет конфликт как "столкновение интересов, позиций, убеждений, принявшее крайнюю форму, выходящее за пределы общепринятых правил и норм".

Говоря более простыми словами, конфликт - форма, при которой индивиды являются носителями противоположных мнений и вступают в открытое или скрытое противостояние.

В процессе физического воспитания не редки конфликтные ситуации. Считается, что открытому конфликту предшествуют скрытые причины. Если сотрудничество носит положительный характер и ведёт к плодотворной деятельности, то конфликт имеет за собой исключительно отрицательные последствия, в чем отличается от конкуренции. Конкуренция хоть и предполагает борьбу противоположностей, она всё же может иметь положительный результат (здоровая конкуренция - стремление к победе] [4].

В процессе физического воспитания поводом для конфликта могут стать как конкретные ситуации, так и особенности характера одной из сторон, моральное истощение, плохое настроение, физическая усталость [6].

Конфликт может провоцировать неравнозначность ролей в команде. Так он может возникнуть в борьбе за лидерскую позицию. Определенные черты характера, физическая подготовка, спортивные навыки одного человека, определяют его лидерство в команде, а другой, являющийся лидером по характеру, но обладающий недостаточным уровнем подготовки не может достичь желаемой им позиции, наличие скрытой конкуренции между игроками за место в основном составе, наличие «любимчиков», непринятие наставника как личности и как специалиста, наличие в группе группировок, по-разному относящихся к установкам тренера, к нормативным предписаниям, выработанным в данной команде [8].

Основной причиной конфликтов в деловых отношениях является недобросовестное отношение ряда членов команды к тренировочным занятиям и соревнованиям, а в личных отношениях - низкий моральный уровень спортсменов, проявляющийся в эгоизме, в неуважении к товарищам, в отсутствии взаимопомощи т.д. [5].

Тренер в процессе физического воспитания должен учитывать особенности характера своих подопечных, их возможности и использовать разные виды контактирования с членами команды для разрешения конфликта. К слову, в спорте можно пользоваться всеми видами социального взаимодействия - вербальными, невербальными и физическими. Конечно, лучше обойтись без физического воздействия, т.к. оно может породить неприязнь со стороны членов команды и спровоцировать новый конфликт. Таким образом, тренеру следует обладать не только высокими физическими качествами, но и быть хорошим психологом.

В учебных заведениях педагог помогает студенту вырабатывать физические навыки, совершенствовать технику тех или иных физических упражнений, формирует у них правильное представление о здоровом питании и режиме дня. Как и тренеру спортивной команды, ему время от времени приходится регулировать конфликты.

Вывод. Совершенно очевидно, что занятия физической культурой и спортом весьма эффективно благоприятствуют повышению активности студенческой молодежи в совместной учебе и общественной деятельности. Результаты наших исследований говорят о том, что у лиц имеющих физкультурно-спортивный опыт и хорошо физически подготовленных, более развиты адаптационные механизмы в социальном общении, сильнее групповая направленность и черты коллективизма и т.д. Физическая культура и спорт - это не только эффективный фактор развития физических качеств личности, его здоровья и определенных навыков. Но это еще и проявление процесса социального взаимодействия и формирования здоровой личности.

В заключении хотелось бы добавить, что социализация в период обучения в вузе играет важнейшую роль в развитии каждой личности. Она может проходить как естественно и легко, а

также сложно и проблематично. Ведь обучение в вузе - это переходный момент между юностью и зрелой жизнью. Поэтому очень важно уделять этому вопросу достойное внимание.

Литература

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 449с.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М.: AKADEMIA, 2000. - 330с.

3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. М., 2010. - 210с.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2009. - 410с.

5. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 2005. - 531с.

6. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005. - 184с.

7. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. - М.: Проспект, 2009. - 320с.

8. Сафонов В.К. Агрессия в спорте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 421с.

References

1. Andrienko E.V. Social'naya psihologiya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000. - 449s.

2. Gogunov E.N., Mart'yanov B. I. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta. M.: AKADEMIA, 2000. -

330s.

3. Darendorf R. EHlementy teorii social'nogo konflikta. M., 2010. - 210s.

4. Dmitriev A.V. Konfliktologiya. M., 2009. - 410s.

5. Kan-Kalik V.A. Osnovy professional'no-pedagogicheskogo obshcheniya. - Groznyj, 2005. - 531s.

6. Kozer L. Funkcii social'nogo konflikta. M., 2005. - 184s.

7. Kravchenko A.I. Kratkij sociologicheskij slovar'. - M.: Prospekt, 2009. - 320s.

8. Safonov V.K. Agressiya v sporte. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2003. - 421s.

УДК 33.332.025

Э.А. Туганова, Г.М. Ибрагимова, Э.Р. Исмагилова

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН )

В мире не прекращаются попытки поиска новых инструментов в борьбе с коррупцией, что актуально и в развитии российской государственности. Приводя данные противодействия коррупции относительно индустрии туризма, подчеркнем все большую ее коммерциализацию. Принципы приобщения людей к физическому и духовно-культурному совершенству стремительно уступают место коммерческому расчету и материально-экономической выгоде. Своего рода сопротивлением этому видится формирование в обществе антикоррупционной культуры с минимизацией правового нигилизма, основанного на понимании того, что социально-экономические перемены в обществе не происходят по мановению волшебной палочки или политического решения власти. Здесь важно живое участие каждого гражданина страны.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государство, индустрия туризма, антикоррупционная культура, Российская Федерация, Республики Татарстан, антикоррупционная политика.

Elina A. Tuganova, Guliya M. Ibragimova, Elina R. IsmagHova FORMATION OF ANTI-CORRUPTION CULTURE AS AN IMPORTANT ASPECT OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITY (THE EXAMPLE OF TATARSTAN TOURISM INDUSTRY).

Abstract: The subject of present article is essence of corruption and directed anti-corruption measures in the tourism industry. The current situation in tourism industry of the Russian Federation and arising problem issues are considered. Activity of an anti-corruption component in the Republic of Tatarstan is described. Measures of check and control during the international cultural and spectacular sport events are studied.

Keywords: corruption, anti-corruption component, Russian Federation, Republic of Tatarstan, international cultural and spectacular events, social and economic policy, event tourism.

Реалии таковы, что, несмотря на антикоррупционный пакет документов международного, федерального и регионального уровня, коррупция по-прежнему выступает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.