Научная статья на тему 'Воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов средствами физической культуры и спорта'

Воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INFLUENCE / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL DIALOGUE (COMMUNICATION) / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PROFESSIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов В.Ю., Белоцерковец Е.А.

Совместная физкультурноспортивная деятельность, организованная в интересах укрепления студенческого коллектива, не только способствует оптимизации межличностного общения и взаимодействия студенческой молодежи, но и помогает более эффективно решать задачи повышения индивидуального уровня физической подготовленности студентов, совершенствовать их профессиональное становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов В.Ю., Белоцерковец Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INTERPERSONAL COMMUNICATION AND PROFESSIONAL INTERCONNECTION OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

Joint physical-sports activity organized in the interests of strengthening student collective, does not only promote optimization of interpersonal dialogue and interaction of student youth, but also solves problems of increasing an individual level of students physical readiness, perfection of their becoming professionals more effectively.

Текст научной работы на тему «Воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов средствами физической культуры и спорта»

ВОСПИТАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Доктор педагогических наук, профессор В. Ю. Карпов, ст. преподаватель Е. А. Белоцерковец

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, г. Сочи, КСЭИ, г. Краснодар

Совместная физкультурно-спортивная деятельность, организованная в интересах укрепления студенческого коллектива, не только способствует оптимизации межличностного общения и взаимодействия студенческой молодежи, но и помогает более эффективно решать задачи повышения индивидуального уровня физической подготовленности студентов, совершенствовать их профессиональное становление.

Ключевые слова: педагогическое воздействие, межличностное общение, профессиональное взаимодействие.

В педагогической практике накоплен определенный опыт использования физических упражнений для оптимизации межличностного общения и профессионального взаимодействия молодежи [4, 6] .

Вместе с тем данный опыт в большей степени носит эмпирический характер и не подтвержден результатами комплексных научных исследований .

В связи с вышеизложенным представлялось весьма актуальным изучением условий и возможности, создаваемых в процессе занятий физической культурой и спортом, для формирования у студентов навыков межличностного общения и коллективного взаимодействия .

Для решения поставленной задачи была спланирована и проведена серия педагогических экспериментов, в ходе которых проверялись следующие гипотезы .

Первая - предполагалось, что к числу наиболее эффективных средств, способствующих оптимизации межиндивидуальных связей студентов, укреплению взаимопонимания и сотрудничества, на начальном этапе их пребывания в учебном коллективе относятся средства совместной физ-культурно-спортивной деятельности . Общение в данной сфере выступает как необходимый и существенный фактор, опосредующий не только двигательную активность, но и функцию обмена информацией и эмоциями, который содержит элемент управления взаимосвязанной деятельностью студентов и психологическим климатом, сложившимся в коллективе . Благодаря такому взаимодействию достигается понимание и развивается сотрудничество в студенческой среде

Вторая - совместная спортивно-коллективная, туристская и соревновательная деятельность может в отдельных

случаях и поляризовать студенческие отношения, если при ее организации не учитывается уровень физической и спортивной подготовленности студентов .

Педагогической коррекции подвергались организация и методика проведения учебных занятий и спортивно-массовой работы Основной акцент делался на использование методов и методических приемов, обеспечивающих активное включение студентов в учебно-воспитательный процесс

При этом выделялись две группы приемов управления воспитательным воздействием

Первая группа включала в себя общепедагогические приемы, рационально используемые педагогом, такие как поощрение, повышение ответственности за личную подготовленность, воспитание заботы об успехах своих сокурсников и др .

Вторая группа состояла из методических приемов и педагогических ситуаций, характерных для совместной физ-культурно-спортивной деятельности . Сюда, прежде всего, следует отнести ситуации соревновательного соучастия, когда вся группа переживает за успех одного или нескольких своих членов в их соревновательной борьбе с членами другого студенческого коллектива; методические приемы, создающие возможности для условного самовыражения личности, проигрывания определенной роли во взаимодействии с другими студентами

Все использованные методы и методические приемы были направлены в основном на решение воспитательных задач и выполняли определенные функции, органически вытекающие из характера физкультурно-спортивной деятельности испытуемых .

Эти функции заключались в следующем: 1. Формировались, уточнялись и закреплялись знания, представления и понятия о нормах студенческих отношений, непосредственно связанных с изучением и совершенствованием двигательных действий (по отношению к коллективу учебной группы, учебным заданиям и поручениям, к партнерам, соперникам в ходе учебных соревнований, воспитывающих ситуаций, к преподавателям, тренерам, материальным ценностям и т . п . ) .

2 . Создавался положительный эмоциональный настрой перед выполнением упражнений и решением ситуаций повышенной трудности .

3 . Стимулировалось преодоление трудностей при выполнении упражнений, связанных с элементами риска . Одобрялись взаимопомощь и поддержка партеров .

4 . Занимающиеся приучались к организованности, дисциплинированности и скромности поведения как к необходимым условиям учебной и тренировочной работы .

5 . Студенты включались в организованную коллективную деятельность, приучались к работе в коллективе, к взаимоуважению и уважению к общественному активу, к старшим .

Таким образом, в сочетании методов воспитания со средствами физической культуры определились следующие формы педагогического управления:

1) предваряющая - выполнение физических упражнений, заданий;

2) сопутствующая - выполнение упражнений и заданий;

3) заключающая - выполнение соответствующих двигательных действий .

Во всех этих формах осуществлялись эмоционально-стимулирующая, воспитательно-образовательная и действенно-контролирующая функции .

Положительно оценивая воспитательную роль физической подготовки и спорта, следует, однако, проанализировать и некоторые специфические особенности физкуль-турно-спортивной деятельности . Речь идет об изучении форм физической культуры, а также видов спорта с точки зрения их влияния на формирование личностных качеств студентов и совершенствование межличностного взаимодействия в студенческих коллективах .

В учебной программе по физическому воспитанию студентов выделяются такие формы, как учебные занятия, утренняя физическая зарядка, занятия спортом .

На основе обобщения и анализа результатов анкетирования 424 студентов 1-5 курсов, а также 74 специалистов по физической культуре и спорту: преподавателей учебных заведений, тренеров по спорту и др . , нами было выявлено значение каждой формы физической культуры в воспитательном воздействии на формирование личности студента и межличностного взаимодействия в студенческих коллективах .

56% опрошенных студентов выделяют в качестве ведущей формы физической культуры, влияющей в большей степени на развитие межличностного взаимодействия и общения, занятия в спортивных секциях 41% опрошенных основной формой физической культуры, наиболее успешно решающей названные воспитательные задачи, считают учебные занятия . И только 5% опрошенных студентов отдают приоритет утренней физической зарядке .

При ответе на вопрос: «Какие формы физической культуры в большей степени способствуют совершенствованию межличностного взаимодействия и общения?»

- специалисты по физической культуре отдали предпочтение спортивной работе - 52% ответов, учебным занятиям

- 35%, самостоятельным занятиям физической культурой

- 7%, утренней физической зарядке - 6% .

В связи с этим при изучении физкультурно-спортивной деятельности как средства воспитания личности представляется необходимым проанализировать психолого-педагогические возможности отдельных видов спорта и соревновательных упражнений .

В аналогичных случаях, по мнению Т. Т. Джамгарова [3], в науке используется прием, основанный на сравнении изучаемых объектов по одному или нескольким наиболее существенным признакам, а затем объединение их в оп-

ределенное число классов или групп Такая систематика позволяет вскрывать внутренние связи между объектами и закономерности их развития, служит платформой для обобщающих выводов, обоснованных прогнозов и практических рекомендаций .

В основе предложенной Т . Т . Джамгаровым психологической классификации видов спорта и соревновательных упражнений в качестве критерия, по которому сравниваются, а затем группируются изучаемые объекты, избрано взаимодействие спортсменов . Оно проявляется в двух основных формах: по отношению к противнику - в форме противоборства (соперничества), по отношению к партнерам - в форме взаимосодействия (сотрудничества) [3] .

Отличаясь от отношений противоборства, конфликтности, соперничества, свойственных взаимодействию противников, отношения между взаимосодействующими партнерами направлены на объединение усилий для достижения общей цели спортивной победы .

Нами была уточнена систематика видов спорта и соревновательных упражнений, которые сведены к четырем группам, различающимся особенностями взаимодействия между спортсменами .

В первую группу вошли виды спорта и спортивные упражнения, характеризуемые высоким уровнем межличностного взаимодействия участников, обусловленного взаимосвязанностью совместной учебно-тренировочной и соревновательной деятельности . Это все виды командных спортивных игр, акробатика парная и групповая, фигурное катание на коньках (парное катание и танцы на льду), гребля (кроме одиночек), командная гонка преследования (велоспорт), парусный спорт, туризм и т . д .

Во вторую группу вошли виды спорта и спортивные упражнения, характеризуемые средним уровнем взаимодействия участников совместной деятельности . В этих видах спорта предусматривается возможность контактов между спортсменами либо во время тренировочных занятий (например, оказание помощи и страховка в гимнастике, прыжковой акробатике), либо во время соревнований . В эту группу мы отнесли также спортивные упражнения, выполняемые индивидуально каждым участником, но требующие синхронного исполнения (синхронное плавание, синхронные прыжки на батуте и т д )

В третью группу вошли виды спорта с ограниченным уровнем межличностного взаимодействия спортсменов, определяемые условиями деятельности (легкая атлетика, плавание, спортивное ориентирование, лыжные гонки, биатлон, стрельба, велоспорт, тяжелая атлетика, гиревой спорт и др ) Действия спортсменов в названных видах спорта носят преимущественно индивидуальный либо совместно-индивидуальный характер

В четвертую группу вошли спортивные единоборства (бокс, все виды борьбы, контактные единоборства, фехтование, теннис, бадминтон - одиночный разряд) . Психическая активность спортсменов-единоборцев характеризуется агрессивностью действий по отношению к сопернику На учебно-тренировочных занятиях товарищи по команде часто выступают в роли спарринг-партнеров, что определяет специфику взаимодействия между ними, названного нами противоборствующим взаимосодействием

Несмотря на существенные различия биодинамических, биоэнергетических и иных характеристик соревновательных упражнений и видов спорта, включенных в каждую отдельную группу, деятельность спортсменов в социально-психологическом отношении имеет важные общие черты . Это явилось подтверждением положения об особой

Таблица

Динамика социально-психологических показателей студентов различной спортивной специализации

№ п/п Социально-психологические показатели* (%) Виды спорта

с высоким уровнем взаимосвязанности спортсменов со средним уровнем взаи-мосвя-занности спортсменов с ограниченным уровнем взаимосвязанности спортсменов с противоборствующим взаимосодействием (единоборства)

Х± т Х± т Х± т Х± т

1. Социометрический статус личности: - деловой - эмоциональный 49,4 ± 5,3 55,2 ± 6,4 44,6 ± 6,1 52,3 ± 4,9 34,9 ± 3,6 46,8 ± 4,4 42,4 ± 4,8 38,3 ± 3,1

2 . Эмоциональная экспансивность: - деловая - эмоциональная 42.3 ± 3,7 38.4 ± 3,8 32.4 ± 3,0 33.5 ± 3,7 36,4 ± 4,1 30,3 ± 2,7 26,5 ± 3,2 28,3 ± 3,0

3 . Индекс психологической совместимости по деловому критерию 36,0 ± 3,8 29,5 ± 2,4 24,3 ± 3,3 23,8 ± 4,2

значимости параметра взаимодействия партнеров .

Наблюдение и анализ представленных данных показывают, что деятельность студентов-спортсменов в учебно-тренировочном процессе по индивидуальным видам спорта при условии ограниченности их межличностного взаимодействия и общения не способствует созданию благоприятных возможностей для решения воспитательных задач . Индивидуализация тренировочного процесса как воплощение принципа индивидуального подхода является для спортивной тренировки явлением бесспорно прогрессивным

Однако, если рассматривать не только спортивный, но и воспитательный аспект деятельности, то нельзя не согласиться с Ю . Н . Щедриным, утверждавшим, что утрированное применение этого принципа может привести к невольной дезинтеграции спортивного коллектива: индивидуальный подход становится в определенных случаях причиной возникновения индивидуализма [7] .

Несмотря на то что исследования В . А . Щеголева [6] убедительно показывают, что решающим фактором воспитания является не характер спортивно-технического взаимодействия, а уровень педагогического руководства, приводящий к возникновению или, напротив, отсутствию коллективистских отношений в команде вне зависимости от специфики вида спорта, все же нельзя не учитывать, что большая взаимосвязанность участников деятельности, интенсивность их общения приводят к значительной эмоциональной насыщенности контактов, что, по мнению В . К. Бальсевича, Л . И . Лубышевой [1], способствует при правильном педагогическом руководстве формированию необходимых нравственных отношений в студенческом коллективе . При этом создаются психологические условия для перехода формируемых отношений в личное, субъективное, т . е . их интериоризация . Становясь характерными чертами личности, они впоследствии могут переноситься ею в новую социальную среду, способствуя быстрой и успешной адаптации к новым условиям В то же время наблюдения показывают, что имеют место факты нежела-

тельного влияния приобретенных в спорте качеств, например агрессивности, чрезмерной мотивации притязаний, которые могут затруднять спортсмену контакты с окружающими [2] .

Наши исследования позволяют сделать вывод, что наибольший вклад в создание отношений товарищеской взаимопомощи и благоприятной психологической атмосферы в студенческих коллективах, как правило, вносят представители видов спорта с высоким уровнем взаимосвязанности участников спортивной деятельности, а наименьший - представители индивидуальных видов спорта и спортивных единоборств .

Аналогичную зависимость мы наблюдаем при анализе динамики социометрических показателей, характеризующих положение личности в группе, потребность в общении и психологическую совместимость студентов различной спортивной специализации (табл . ) .

У представителей видов спорта с высоким уровнем межличностного взаимодействия (взаимосвязанности спортсменов) средняя величина социометрического статуса, эмоциональной экспансивности по деловому и эмоциональным критериям, а также индекса психологической совместимости значительно выше, чем у представителей других видов спорта .

Примечание: представленные социально-психологические показатели получены на основе непараметрической социометрии

Наблюдения и анализ социометрических измерений показали, что представители таких видов спорта, как легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, спортивные единоборства, не пользовались приоритетом при выборе их в качестве партнеров для профессионального и неформального общения Они же, как правило, имеют невысокие показатели психологической совместимости с товарищами по учебной группе . Это подтверждает наше предположение о том, что в процессе предшествующей спортивной деятельности у представителей названных видов спорта в определенной мере были ограничены возможности для

приобретения того социального опыта, который бы им пригодился для более успешной адаптации в новой социальной среде .

Таким образом, наши исследования подтвердили вывод Н . И . Пономарева [5] о том, что специфика спортивной деятельности, спортивной среды, спортивного образа жизни определяет и некоторые особенности направленности личности и формы ее проявления .

Важным аспектом проблемы формирования личности студента в процессе спортивной деятельности является изучение мотивации занятий спортом и туризмом . Для изучения данного вопроса нами было проведено специальное исследование, в котором приняли участие 424 студента Самарского государственного педагогического университета и Кубанского социально-экономического института .

В структуре мотивации можно выделить доминирующие мотивы, а также второстепенные, подчиненные В качестве доминирующего мотива каждый второй студент определяет возможность укрепления здоровья и эмоциональную привлекательность физических упражнений как средства удовлетворения потребности в движениях .

Каждый третий студент вузов считает свои занятия спортом важным средством приобретения и совершенствования профессиональных навыков и качеств . Более 16% студентов связывают свои занятия спортом с необходимостью защиты спортивной чести студенческого коллектива на соревнованиях, такая же часть студенчества испытывает удовлетворение от межличностного общения в процессе участия в спортивных соревнованиях и во время подготовки к ним И только около 6% студентов ведущим мотивом занятий спортом считают стремление к высоким спортивным достижениям .

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в мотивации спортивной деятельности студентов доминируют процессуальные мотивы, ориентированные на участие в ней, в то время как мотивы достижения высоких спортивных результатов, успехов в спорте у них отсутствуют или носят подчиненный характер . Процессуальные мотивы в большей мере детерминированы функциональным содержанием вида спорта, его эмоциональными, экспрессивными моментами

Спортивная деятельность, характеризуемая большей взаимосвязанностью ее участников, определяет приоритетность мотива занятия спортом, связанного с возможностью удовлетворения потребности в общении .

В свете современных представлений общение рассматривается как связь взаимодействующих людей, заключающуюся во взаимном обмене информацией и эмоциями для достижения взаимопонимания и взаиморегуляции При этом взаимопонимание определяется как процесс восприятия и интерпретации информации с целью уяснения намерений и познания друг друга участниками общения, а взаиморегуляция - как формирование и уточнение целей, актуализация мотивов, программ поведения, взаимное изменение поведения партнеров по общению

Общение, как и деятельность, - необходимое условие формирования личности . В процессе общения устанавливается общность идей, настроений, взглядов, взаимовлияние и взаимодействие людей .

Проведенное нами исследование показало, что характер взаимосвязанности участников спортивной деятельности определяет различие условий реализации их потребности в общении . Учет этих особенностей становится необходимым при разработке рационального построения процесса воспитывающего обучения

Таким образом, обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований, выполненных в рамках данного раздела, позволяет сформулировать ряд положений, имеющих, на наш взгляд, существенное значение для педагогической практики .

1. Эффективным средством социально-личностного управления, способствующим оптимизации межличностных взаимоотношений студентов, является совместная физкультурно-спортивная деятельность . Она создает благоприятные условия для расширения коммуникативного опыта студенческой молодежи на начальном этапе обучения и воспитания Данный опыт используется с целью своевременного принятия решения, согласования совместных действий, предупреждения межличностных конфликтов Повышение эффективности группового взаимодействия студентов связано также и с тем, что за счет непосредственного управления процессом межличностной коммуникации во время рационально организованных занятий физической культурой и спортом происходит оптимизация межличностных связей и нервно-психических состояний членов студенческого коллектива

2 . Физкультурно-спортивная деятельность, отличающаяся высоким уровнем межличностного взаимодействия, при одинаковом уровне педагогического управления создает более благоприятные условия для приобретения студентами необходимого психолого-педагогического опыта, используемого при формировании коллективного взаимодействия

3 . Различные формы физической культуры, а также виды спорта в разной степени содействуют формированию социально значимых качеств личности, определяющих дифференцированное проявление студентами предметно-практической и коммуникативной включенности в решение общеколлективных задач

4 . Межличностное взаимодействие и общение в процессе физкультурно-спортивной деятельности обусловлены, прежде всего, конкретными физическими (в том числе соревновательными) упражнениями, реализация социально-педагогического потенциала которых происходит во всех основных видах взаимодействия - целевом, мотива-ционном и операциональном

5 Необходимый эффект в профилактике групповой напряженности оказывает оптимальное педагогическое управление Наиболее продуктивными при этом являются методы одобрения, поддержки, воспитания ответственности за успешное выполнение группового задания Особо важную роль играет положительное влияние формального или неформального лидера студенческого коллектива Это обусловлено тем, что одобрение и поддержка лидера выступают не только как средство регуляции поведения, но и как стимул, повышающий волевую активность студентов, мобилизующий их на максимальное проявление своих возможностей и в известной мере компенсирующий недостаточность спортивного мастерства, пробелы в развитии волевых качеств . Ведущим мотивом в регуляции поведения студенческой молодежи в условиях значимой спортивно-коллективной деятельности является общая цель - стремление к победе . На фоне такой перестройки мотивов у студентов часто происходят разительные сдвиги в структуре установки Благодаря этому они не затрачивают усилий на подавление импульсных вспышек и отрицательных эмоций, поскольку ориентируются на позитивные действия, помощь партнерам и их поддержку независимо от своей личной симпатии или антипатии к ним

Таким образом, проведенный анализ психолого-пе-

дагогического воздействия средств физической культуры на воспитание внутриколлективной согласованности и межличностного общения студентов свидетельствует о высокой ее эффективности При этом важно отметить, что совместная физкультурно-спортивная деятельность, организованная в интересах укрепления студенческого коллектива, не только способствует оптимизации межличностного общения и взаимодействия студенческой молодежи, но и помогает более эффективно решать задачи повышения индивидуального уровня физической подготовленности студентов, совершенствования их профессионального становления

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бальсевич В . К . , Лубышева Л . И . Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В . К . Бальсевич, Л . И . Лубышева // Теория и практика физической культуры . - 1995 . - № 5 . - С . 2-8 .

2 . Виленский М . Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза [Текст] / М . Я . Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка . - 1996 .

- № 1. - С . 27-32 .

3 . Джамгаров Т . Т . Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Т . Т . Джамгаров . - М . ,1979 . - С . 18-28 .

4 . Николаев С . В . Социализация военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности [Текст] / С . В . Николаев .

- СПб . : ВИФК, 2002 . - С . 144-158 .

5 . Пономарев Н . И . Физическая культура как элемент культуры общества и человека [Текст] / Н . И . Пономарев . - СПб . : ГДОИФК им . П . Ф . Лесгафта, 1996 . - 284 с .

6 . Щеголев В . А . Физическая культура и спорт в воспитании студентов [Текст] / В . А . Щеголев . - Великие Луки: ПРЕСС, 1999 .

- 52 с

7 . Щедрин Ю. Н . Развитие лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортив-ной деятельности [Текст] : дис . ... д-ра пед . наук . - СПб . , 2003 .

- 209 с .

ON INTERPERSONAL COMMUNICATION AND PROFESSIONAL INTERCONNECTION OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

V. Karpov, Doctor of Pedagogics, Professor

Sochi State University of Tourism and Resort Activity, Sochi.

E. Belotserkovets, Senior Teacher, Kuban Social Institute of Economics, Krasnodar

Joint physical-sports activity organized in the interests of strengthening student collective, does not only promote optimization of interpersonal dialogue and interaction of student youth, but also solves problems of increasing an individual level

of students' physical readiness, perfection of their becoming professionals more effectively .

Key words: pedagogical influence, interpersonal dialogue (communication), professional interaction .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.