СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ К СЛУЖБЕ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА
В.А. Кононов, Р.В. Кириченко, Р.Р. Алескеров, В.В. Килин
Межнациональные конфликты принимают затяжной вооруженный характер. В этих условиях возрастает роль внутренних войск МВД России как оплота стабильности и соблюдения правопорядка. При выполнении служебнобоевых задач личному составу приходится действовать в обстановке реальной опасности, переносить значительные физические и психологические нагрузки. Естественно, что в таких условиях успешно справиться с задачами по проведению специальных мероприятий могут лишь военнослужащие, обладающие высоким уровнем развития психических качеств, всесторонне физически развитые, в совершенстве владеющие оружием и специальными средствами, приемами ведения рукопашной борьбы с численно превосходящими правонарушителями, имеющие такую психологическую устойчивость, которая позволила бы уверенно и хладнокровно применять освоенные приемы и действия в сложной обстановке.
При изучении процесса физической подготовки и спорта как факторов социально-психологической адаптации военнослужащих по контракту представляется необходимым проанализировать психолого-педагогические особенности отдельных видов спорта и соревновательных физических упражнений. Базируясь на систематике видов спорта и соревновательных упражнений, выделены четыре группы, различающиеся особенностями взаимодействия между спортсменами (рис. 1).
В первую группу вошли виды спорта и спортивные упражнения, характеризующиеся высоким уровнем межличностного взаимодействия участников, обусловленного взаимосвязанностью совместной учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, это - все виды командных спортивных игр.
Во вторую группу вошли виды спорта и спортивные упражнения, характеризуемые средним уровнем взаимодействия участников совместной деятельности. В этих видах спорта предусматривается возможность контактов между спортсменами либо во время тренировочных занятий (например, оказание помощи и страховки в гимнастике), либо во время соревнований (разрешенная правилами взаимопомощь в марш-бросках и преодолении полос препятствий в составе подразделения).
В третью группу вошли виды спорта с ограниченным уровнем межличностного взаимодействия спортсменов, определяемого условиями деятельности (легкая атлетика, плавание, спортивное ориентирование, лыжные гонки, биатлон, стрельба, гиревой спорт, преодоление полос препятствий и др.). Действия спортсменов в названных видах спорта носят преимущественно индивидуальный либо совместно-индивидуальный характер.
В четвертую группу вошли спортивные единоборства: бокс, все виды борьбы, рукопашный бой.
Высокий уровень лшяслшятосж ного біаилюдейстєия Средний уровень.межличностного віаимод ейстєия
Спортивные игры (кроме тенниса и бадминтона в одиночном разряде) Преодоление полосы препятствий в составе по др аз д еле ний, Кроссы и марш-броски в составе подразделений, Гимнастика, прыжки на батуте, Офицерское многоборье
Л
І Б
Виды спорта и соре єно вательные упражнения, €кямчвяш ые є фитчёскун» подготовку
12
О гран иченн ый уровень .межличностного взаимодействия Прот иворорстеую щ ие в?аи.мод ейстеия
Легкая атлетика, Спортивные единоборства
Спортивное ориентирование, (бокс, все виды борьбы),
Плавание (прикладное плавание), Рукопашный бой
Лыжные гонки,
Гиревой спорт;
Стрельба,
Преодоление препятствий;
В оенно-ппикл алные многобооья и лю
Рис. 1. Систематика видов спорта и соревновательных упражнений, различающихся по особенностям межличностного взаимодействия между спортсменами
Психическая активность спортсменов-единоборцев характеризуется агрессивностью действий по отношению к сопернику. На учебно-тренировочных занятиях товарищи часто выступают в роли спарринг-партнера, что определяет специфику взаимодействия между ними, названного противоборствующим взаимодействием.
По средним показателям, характеризующим знания, умения и личностные качества, проявляемые в учебно-профессиональной деятельности, в лучшую сторону выделяются военнослужащие, занимавшиеся спортивными играми (табл. 1), а также военно-прикладным многоборьем.
Представители этих видов спорта достоверно отличаются от занимавшихся легкой атлетикой, гиревым двоеборьем, лыжным спортом, а также от спортсменов-единоборцев, прежде всего, уровнем военно-профессиональных знаний, методической подготовленности, проявлением инициативы в работе, исполнительности и дисциплинированности (табл. 2).
Все это в сочетании с приобретенным в процессе занятий данными видами спорта опытом коммуникативного взаимодействия и общения позволило воинам-спортсменам приобретать заслуженный деловой авторитет в воинских коллективах.
Для определения вклада военнослужащих по контракту различной исходной спортивной специализации в создание благоприятной психологиче-
ской атмосферы и включенности в организацию товарищеской взаимопомощи возвратимся к представленной выше классификации видов спорта и соревновательных упражнений (табл. 2).
Таблица 1
Характеристика учебно-профессиональной деятельности военнослужа-
щих, членов сборных команд по различным видам спорта
Виды спорта и соревновательные упражнения Виды межлич- ностного взаимо- действия Количе- ство Профессиональные знания, умения и качества военнослужащих последнего года службы
Специ- альная подго- товка Методи- ческая подго- товка Органи- затор- ские умения Инициа- тива Испол- нитель- ность Дисцип- линиро- ванность
х±т х±т х±т х±т х±т х±т
1. Спортивные игры Высокий уровень взаимо- связан- ности 16 4,39±0,07 4,41±0,03 4,13±0,03 4,54±0,07 4,43±0,07 4,54±0,08
2. Воен-но- прикладные многоборья, марш-броски в составе подразделения Средний уровень взаимо- связан- ности 9 4,21±0,07 4,12±0,09 4,04±0,08 4,52±0,06 4,41±0,06 4,61±0,09
3 Легкая атлетика, гиревой спорт, лыжные гонки и др. Ограни- ченное взаимо- действие 12 4,11±0,08 4,02±0,08 3,9±0,1 4,15±0,09 4,33±0,08 4,21±0,07
4. Борьба, бокс, рукопашный бой Проти- воборст- вующее взаимо- действие 21 3,91±0,06 3,78±0,1 4,01±0,09 4,08±0,06 4,21±0,09 4,41±0,08
Всего обследовано 58
Таблица 2
Реализация вклада военнослужащих различной исходной спортивной специализации в организацию товарищеской взаимопомощи и создание благоприятной психологической атмосферы в первичных коллекти-
вах
Виды спорта Характер взаимодействия участников спортивной деятельности Количе- ство воинов- спорт- сменов Оценка вклада в организацию товарищеской взаимопомощи и создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе (балл) х±т
1 Спортивные игры Высокая взаимосвязанность 16 4,07±0,07
2. Офицерское многоборье Средняя взаимосвязанность 9 3,87±0,07
3. Легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гиревой спорт Ограниченная взаимосвязанность 12 3,71±0,06
4. Бокс, борьба, рукопашный бой Противоборствующее взаимодействие 21 3,47±0,08
ИТОГО 58
Наибольший вклад в создание отношений товарищеской взаимопомощи и благоприятной психологической атмосферы в воинских коллективах, как правило, вносят представители видов спорта с высоким уровнем взаимосвязанности участников спортивной деятельности, а наименьший - представители индивидуальных видов спорта и спортивных единоборств.
Аналогичная зависимость прослеживается при анализе динамики социометрических показателей, характеризующих положение личности в группе, потребность в общении и психологическую совместимость военнослужащих по контракту различной спортивной специализации (табл. 3).
Таблица 3
Социально-психологические показатели военнослужащих по контракту
различной спортивной специализации
Социально-психологические показатели Виды спорта
С высоким уровнем взаимосвязанности спортсменов Со средним уровнем взаимосвязанности спортсменов С ограниченным уровнем взаимосвязанности спортсменов С противоборствующим взаимодействием спортсменов (единоборств)
х±т х±т х±т х±т
1. Социометрический статус 58,2±8,1 41,8±9,1 32,7±8,6 28,6±6,8
2. Эмоциональная экспансивность 43,7±6,8 28,4±8,1 33,2±7,6 29,1±6,5
3. Индекс психологической совместимости по деловому критерию 34,1±11,5 19,1±10,7 13,1±9,1 11,8±6,9
У представителей видов спорта с высоким уровнем межличностного взаимодействия (взаимосвязанности спортсменов) средняя величина социометрического статуса, эмоциональной экспансивности по деловому и эмоциональному критериям, а также индекса психологической совместимости значительно выше, чем у представителей других видов спорта.
Каждый третий военнослужащий считает свои занятия спортом важным средством приобретения и совершенствования профессиональных навыков и качеств. Более 10% опрошенных связывают свои занятия спортом с необходимостью защиты спортивной чести воинского коллектива на соревнованиях, 25% опрошенных испытывают удовлетворение от межличностного общения в процессе участия в спортивных соревнованиях и во время подготовки к ним и только 3% военнослужащих ведущим мотивом занятий спортом считают стремление к высоким спортивным достижениям.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в мотивации спортивной деятельности военнослужащих по контракту доминируют процессуальные мотивы, ориентированные на участие в ней, в то время как мотивы достижения высоких спортивных результатов, успехов в спорте у них отсутствуют или носят подчиненный характер. Процессуальные мотивы в большей мере детерминированы функциональным содержанием вида спорта, его эмоциональными, экспрессивными моментами.
Проведенное нами исследование показало, что характер взаимосвязанности участников спортивной деятельности определяет различие условий реализации их потребности в общении. Учет этих особенностей становится необходимым при разработке рационального построения процесса физической подготовки и спортивной деятельности.
Такой подход ограничивает возможности спортивной работы в реализации потребности военнослужащих в межличностном общении, сдерживает эффективное использование массового спорта как средства воспитания коллективизма и сплоченности воинских подразделений.
ВЫВОДЫ:
1. Различные виды спорта, а также формы и разделы физической подготовки имеют неадекватные условия для организации межличностного общения, направленного на достижение взаимопонимания и взаиморегуляции и, как следствие, в разной степени содействуют формированию социально значимых качеств личности.
2. Наибольшим потенциалом влияния на социально-психологическую адаптацию обладают виды спорта с высоким и средним уровнем взаимосвязанности участников спортивной деятельности, а наименьшим - индивидуальные виды спорта и спортивные единоборства.
3. При организации физической подготовки с целью решения задач социально-психологической адаптации спортивным играм и коллективным физическим упражнениям должно уделяться больше внимания, чем единоборствам, причем в последних также следует изыскивать возможность для организации межличностного общения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Щеголев, В.А. Педагогические и социально-педагогические аспекты
физической подготовки воинского коллектива // Физическая подготовка и спорт в системе воинского воспитания. - Л. : ВДКИФК, 1989.
2. Щеголев, В.А. Физическая подготовка как средство совершенствования боевой слаженности воинских подразделений / В.А. Щеголев, В.А. Шей-ченко // Современный бой и физическая подготовка войск. - СПб. : ВДКИФК, 1992. - Вып. 3.
3. Marlowe, D.R. Imphaering Cohesion, Morale cen help Prevent battle strese / D.R. Marlowe, L.R. Ingraham // Army. - 2001. - № 7.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ МВД РОССИИ
О. В. Красилов
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России сохраняется сложная криминогенная обстановка, что требует от правоохранительных органов активизации работы и корректировки задач по организации профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел в соответствии с современными условиями. Наиболее сложным является процесс подготовки к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Как показывает практика, наиболее важными задачами в этой области являются:
- обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;
- обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и экстремальных условиях служебной деятельности;
- поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;
- формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и психологических процессов.
Педагогическая практика подтверждает, что одним из наиболее действенных средств является применение в учебно-воспитательном процессе игрового моделирования, в котором имитируются условия реальной деятельности сотрудников ОВД.
МЕТОДИКА
Имитационные методы включают в себя модели изучаемого процесса, имитацию индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности. При этом достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности, значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
К наиболее эффективным, как показывают исследования в системе профессиональной подготовки курсантов ОВД, относятся следующие игровые