ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ И ПРИКЛАДНЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
НА ВОСПИТАНИЕ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В.А. Щеголев, Б.Г. Тихонов, Ю.Н. Щедрин, О.А. Дмитренко
Исследование направленности воздействия занятий спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями на воспитание у студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, профессионально значимых личностных качеств важно начать со сравнительной оценки роли вышеперечисленных, а также других видов спорта и упражнений в воспитательном процессе. С этой целью был проведен анкетный опрос, к которому привлекались офицеры-преподаватели военного факультета Санкт-Петербургского государственного университета (п = 26), специалисты физической культуры и спорта (п = 44), специалисты воспитательных структур (п = 12), а также студенты различных курсов, обучавшиеся по программам подготовки офицеров запаса (п = 156). Предложенная анкета включала несколько вопросов, по результатам ответов на которые предполагалось выяснить: перечень личностных качеств, наиболее значимых для профессиональной деятельности будущих офицеров запаса; перечень (в порядке предпочтения) видов спорта и физических упражнений, в процессе занятий которыми создаются благоприятные условия для развития того или иного личностного качества; вклад студентов-лидеров и ведомых в достижение коллективных целей военно-профессионального обучения.
Результаты анкетного опроса, представленные средними значениями, отражает табл. 1. Анализ таблицы позволяет по соответствующим признакам объединить в группы личностные качества, для развития которых создаются благоприятные условия в ходе занятий теми или иными физическими упражнениями и видами спорта. Так, по мнению респондентов, способность к межличностному военно-профессиональному взаимодействию, социальная активность, личностный статус, дружелюбие, честность и др. преимущественно развиваются в ходе занятий военно-спортивными играми, специальными многоборьями, комплексными военно-спортивными эстафетами, упражнениями в составе подразделения. Уверенность в своих силах, решительность, смелость, воля к победе, личностный статус в большей степени воспитываются в процессе занятий единоборствами, специальными мно-гоборьями, преодолением препятствий и др. Функциональная работоспособность, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, исполнительность, дисциплинированность и др. более эффективно развиваются на занятиях по зимним видам спорта, военно-прикладному плаванию, преодолению препятствий и ускоренному передвижению, единоборствам, специальным многоборьям и т. д.
Анализ данных табл. 2 свидетельствует о том, что по большинству изученных показателей в лучшую сторону выделялись студенты, занимавшиеся военно-спортивными играми, комбинированными эстафетами, различными видами единоборств, прикладными многоборьями. Они достоверно отличались от занимавшихся легкой атлетикой, гиревым спортом, плаванием по уровню развития таких качеств, как социальная активность; способность к межличностному и военно-профессиональному взаимодействию; исполнительность; решительность; уверенность в своих силах; высокая функциональная работоспособность. Все это в сочетании с приобретенным в процессе занятий данными видами спорта опытом коммуникативного взаимодействия и общения, как правило, позволило названным студентам приобретать заслуженный авторитет и лидерские позиции среди сокурсников.
Перечень личностных качеств, наиболее значимых для профессиональной деятельности студентов - будущих офицеров запаса, и видов спорта, занятия которыми создают условия для их развития
Военно-профессиональные личностные качества Виды спорта и физические упражнения, создающие условия для развития личностных качеств
Способность к межличностному и военно-профессиональному взаимодействию Военно-спортивные игры; комплексные военно-спортивные эстафеты; физические упражнения в составе подразделений - кроссы, марш-броски
Умение принимать решения в сложной обстановке и нести за них ответственность Военно-спортивные игры; специальные многоборья; военно-спортивные эстафеты, комплексные физические упражнения
Настойчивость и решительность в достижении поставленной цели, психологическая устойчивость Единоборства; специальные многоборья
Военно-профессиональная подготовленность и работоспособность Лыжные гонки; кроссы; единоборства; преодоление естественных и искусственных препятствий
Высокий личностный статус и социальная активность Военно-спортивные игры; стрельба; специальные многоборья
Выдержка и самообладание Единоборства; преодоление препятствий
Уверенность в своих силах Единоборства
Дисциплинированность и исполнительность, личная примерность Единоборства; военно-спортивные игры; специальные многоборья
Высокий уровень развития физических качеств и прикладных двигательных навыков Лыжные гонки; кроссы; военно-спортивные игры; военно-прикладное плавание; преодоление препятствий
Честность и справедливость, коллективизм, войсковое товарищество Военно-спортивные игры; специальные многоборья; единоборства
Смелость, нормативная агрессивность Единоборства; лыжные гонки и эстафеты; преодоление водных преград; прыжки в воду
Таким образом, можно предположить, что разная степень взаимосвязанности участников спортивной деятельности накладывает свой специфический отпечаток на развитие профессионально значимых личностных качеств и авторитет у студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса. При этом создаются педагогические условия для перехода формируемых отношений в личное, субъективное, то есть их интериоризация. Становясь характерными чертами личности, впоследствии они могут переноситься в новую социальную среду, способствуя быстрой и успешной адаптации студента к новым военно-профессиональным условиям. В то же время полученные данные свидетельствуют о том, что имеют место факты нежелательного влияния приобретенных в спорте качеств, например, излишней агрессивности, чрезмерной мотивации притязаний, которые могут затруднять спортсмену контакты с окружающими. Наибольший вклад в создание отношений товарищеской взаимопомощи и благоприятной психологической атмосферы в студенческих коллективах вносят представители видов спорта с высоким уровнем взаимосвязанности участников спортивной деятельности, а наименьший - представители индивидуальных видов спорта. Аналогичная зависимость наблюдается при анализе динамики социометрических показателей, характеризующих положение личности в учебной группе, потребность в общении и психологическую совместимость студентов различной спортивной специализации (табл. 3).
В контексте рассматриваемой проблемы существенный интерес представляют научные данные, которые в своей совокупности характеризуют не только роль студентов - спортсменов той или иной спортивной специализации в решении общеколлективных задач, но и, что весьма важно, дают сравнительные представления вклада студен-
тов-лидеров и ведомых в достижение целей военно-профессионального обучения. Предварительное изучение данного вопроса привело к необходимости более детально рассмотреть его в естественных условиях военно-профессионального обучения студентов, включая и их физкультурно-спортивную деятельность. В педагогических экспериментах участвовали студенты - будущие офицеры запаса различного года обучения, а также сборные команды курсов по видам спорта (всего 244 человека). Применялась специально разработанная схема наблюдения эффективности военно-профессионального взаимодействия студентов, а также экспертная оценка. В роли экспертов выступали преподаватели - офицеры военного факультета, тренеры сборных команд, преподаватели кафедры физической культуры и сами студенты. Экспертная оценка приводилась к среднему значению, данные наблюдения и экспертной оценки обрабатывались статистически до критерия Стьюдента (1;-критерий). Кроме того, фиксировалась удовлетворенность студентов-лидеров и ведомых участием в выполнении тех или иных задач учебной, служебной и спортивной деятельности с применением 9-балльной оценочной шкалы.
Таблица 2
Направленность воздействия занятий различными видами спорта на воспитание профессионально значимых личностных качеств у студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров
запаса(п = 144)
Личностные качества (балл) (х±т) „, Виды спорта
военно-спортивные игры прикладные многоборья, комбинированные военные эстафеты, кроссы в составе подразделения легкая атлетика, военно-прикладное плавание, гиревой спорт, лыжные гонки различные виды единоборств
Способность к межличностному и военно-профессиональному взаимодействию 8,4±0,14 8,4±0,24 7,9±0,12 8,4±0,22
Умение принимать решения в сложной обстановке и нести за них ответственность 8,2±0,16 8,0±0,14 8,0±0,24 8,6±0,26
Настойчивость и решительность в достижении поставленной цели, психологическая устойчивость 8,2±0,10 7,9±0,09 7,8±0,21 8,9±0,12
Военно-профессиональная подготовленность и работоспособность 8,6±0,09 8,1±0,08 7,2±0,11 8,1±0,07
Высокий личностный статус и социальная активность 7,9±0,12 8,2±0,11 7,4±0,18 7,8±0,14
Выдержка и самообладание 8,3±0,08 8,4±0,09 7,4±0,14 8,9±0,08
Уверенность в своих силах 8,9±0,14 8,2±0,22 7,8±0,14 8,6±0,24
Дисциплинированность и исполнительность, личная примерность 7,9±0,21 8,4±0,18 8,2±0,24 8,1±0,12
Высокий уровень развития физических качеств и прикладных двигательных навыков 8,3±0,14 8,6±0,21 8,5±0,18 8,8±0,26
Честность и справедливость, коллективизм, войсковое товарищество 8,6±0,16 8,2±0,24 7,9±0,31 8,2±0,22
Смелость, нормативная агрессивность 7,8±0,24 8,3±0,14 8,1±0,18 8,4±0,22
Примечание: Оценка личностных качеств осуществлялась на основе экспертного опроса по 9-балльной шкале.
Динамика социально-психологических показателей студентов различной спортивной специализации, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса
Виды спорта с различным уровнем
межличностного взаимодействия
Социально-психологические спортсменов (в %) (х ± т)
показатели высоким средним ограниченным противоборствую-щим
Социометрический статус личности:
- деловой 48,2±4,3 46,4±1,0 30,9±4,3 46,1±2,8
- эмоциональный 54,1±3,0 51,5±1,9 39,6±4,5 48,4±1,1
Эмоциональная экспансивность:
- деловая 46,8±4,7 24,6±2,0 22,4±1,1 38,4±1,2
- эмоциональная 43,7±3,8 26,5±1,7 20,3±1,7 36,5±2,0
Индекс психологической совместимости (по 41,0±3,3 20,7±2,4 16,8±0,3 38,8±1,4
деловому критерию)
В среднем каждый студент (лидер и ведомый) получил 10-12 оценок по различным видам военно-профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности за период обследования. Статистическому анализу подвергались средние индексы удовлетворенности участием студентов в решении задач военно-профессионального обучения. Таким образом, показатель вклада лидеров и ведомых представлен тремя характеристиками: эффективностью выполнения задач военно-профессионального обучения, экспертной оценкой вклада в те или иные виды деятельности и оценкой удовлетворенности участием в данных видах деятельности.
Анализ литературы свидетельствует, что вклад лидера в решение общегрупповой задачи обычно превышает вклад любого другого участника (Р. Л. Кричевский, 1980; Ю Л. Ханин, 1980; Н.Ф. Феденко, 1983; В.П. Панасюк, 1991; В.А. Щеголев, 1991; В И. Румянцева, 1996; Ю.Н. Щедрин, 2003 и др.). Этот вклад определяется преимущественно теми усилиями, которые он затрачивает на организацию и координацию совместного взаимодействия с членами студенческого коллектива. Практика служебной и физ-культурно-спортивной деятельности показывает, что ее эффективность определяется не столько индивидуальным вкладом каждого из участников (и лидера в том числе), сколько характером и качеством их взаимодействия, четкостью распределения функций. Таким образом, вклад студента-лидера определяется многозначностью его функций, усилиями, направленными на организацию и координацию взаимодействий членов студенческого коллектива (спортивной команды), и непосредственным участием его в решении командных задач (В.А.Щеголев, 1991; Ю.Н.Щедрин, 2004).
Результаты проведенного нами исследования, полученные путем экспертной оценки, отражают некоторый обобщенный, интегральный вклад лидера в решение профессионально значимых задач. Показатели эффективности решения этих задач можно рассматривать как характеристику непосредственного вклада лидера в достижение общеколлективной цели. Математический и логический анализ данных наблюдения показывает, что эффективность профессионального взаимодействия у инструментальных (деловых) лидеров выше, чем у остальных студентов, на статистически достоверном уровне (при р < 0,01). Иными словами, при выполнении профессиональных задач во взаимодействии с другими студентами инструментальный лидер в среднем допускает меньше ошибок, брака, неточностей, чем остальные.
Такова общая объективная тенденция, которая отмечалась в течение всего периода исследования. Следовательно, непосредственный вклад инструментального лидера
по показателям эффективности коммуникативного и профессионального взаимодействия существенно выше, чем у остальных студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса. Результаты экспертных оценок также с высокой достоверностью свидетельствуют, что и обобщенный, интегральный вклад лидера в достижении командно-групповых целей выше, чем у ведомых. Средняя оценка, данная инструментальному лидеру его командирами, преподавателями и сокурсниками, составляет 8,15 балла (по 9-балльной шкале); у экспрессивных (эмоциональных) лидеров и остальной массы студентов - 7,8 и 6,8 балла, соответственно. Различия статистически достоверны при р < 0,05. Оценивая роль инструментального лидера с точки зрения его вклада в процесс достижения групповой цели, командиры, преподаватели и товарищи по совместному профессиональному обучению свои представления по данному признаку синтезируют в экспертной оценке лидера, включая в нее различные показатели. При этом с уверенностью можно утверждать, что инструментальный лидер вносит более существенный вклад в достижение командной цели, чем ведомый.
Рассматривая роль студента-лидера в военно-профессиональной деятельности, следует отметить, что далеко не всегда лидер сохраняет свои позиции при решении тех или иных задач военно-профессионального обучения. Часто наблюдается смена лидера в зависимости от характера и вида выполняемых задач или складывающихся ситуаций. Однако данное обстоятельство, хотя и накладывает свой отпечаток на структуру лидерства в учебном коллективе, в то же время выдвигает в число лидеров тех его членов, которые по большинству показателей занимают лидирующие позиции.
Проведенные исследования позволили обнаружить общую закономерность в удовлетворенности участием студентов-лидеров в том или ином виде профессиональной и спортивной деятельности. Так, независимо от того, успешной или неуспешной была эта деятельность, средний индекс оценки удовлетворенности во всех случаях оказался выше у инструментальных лидеров - 7,4 балла (у экспрессивных лидеров - 6,6 балла; остальных студентов - 5,3 балла). Различия статистически достоверны на 1% уровне значимости. Представляется, что в показатель удовлетворенности участием в коллективной деятельности студент-лидер привносит, осознавая или не осознавая свое стремление к цели, достижению успеха, оценку своих способностей к лидерской деятельности. Особенно выраженно это наблюдается в условиях достижения профессионально значимой цели.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что вклад студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, в решение тех или иных коллективных задач, в достижение профессионально-значимых целей неодинаков. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты-лидеры, особенно занимавшиеся спортивными единоборствами, вносят более существенный вклад, который выражается в различных действиях и влиянии на остальных студентов, способности к коммуникативному взаимодействию и управлению, личностном статусе, социально- психологической позиции и социальной активности.
Однако было бы ошибкой утверждать, что занятия спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями в равной степени и автоматически способствуют развитию профессионально важных личностных качеств у студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса. Механизм этого влияния весьма сложен и противоречив (Ф.Н. Соков, 1990; В.А. Щеголев, 1991; Ю.Н. Щедрин, 2004). Ослабление психолого-педагогического воздействия со стороны руководителя (тренера) в процессе занятий физической подготовкой и спортом может приводить к нежелательным последствиям: поляризации взаимоотношений, излишней агрессивности со стороны ведущих спортсменов-лидеров, напряженности в студенческих коллективах, негативному психологическому климату, нарушению дисциплины и т.д. Реальное положительное воздействие физической подготовки и спорта в общей системе воспитания
возможно лишь в единстве всех его компонентов (Ю.Н.Щедрин, 1989; Ф.Н.Соков, 1990). По мнению Ю.Н. Щедрина (2004), физкультурно-спортивная деятельность оказывает свое положительное воздействие на развитие профессионально значимых личностных качеств, прежде всего, опосредованно, через совершенствование социально значимых, профессиональных и нравственных черт личности студента.
Таким образом, можно заключить, что, с одной стороны, правильная воспитательная работа в сфере физической подготовки и спорта способствует формированию профессионально значимых личностных качеств у студентов, а с другой - сама физкуль-турно-спортивная деятельность создает условия для активного проявления и развития этих качеств у будущих офицеров запаса.
Важным аспектом, раскрывающим социально-педагогические механизмы воздействия на личность студентов, является также вопрос о том, как мотивы занятий спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями обусловливают проявление профессионально значимых личностных качеств. Для выяснения этого вопроса было проведено частное исследование в виде анкетного опроса, в котором приняли участие студенты первого и второго курсов военного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Результаты опроса показывают, что 48% опрошенных студентов первого курса и 52% - второго курса занимаются спортом из-за желания достичь успеха. Около 40% студентов обоих курсов свои занятия спортом связывали с желанием иметь хорошее здоровье, крепкое телосложение и высокую функциональную работоспособность. Более 32% студентов первого курса и 36% - второго курса считают, что занятия физкультурно-спортивной деятельностью способствуют снятию нервно-эмоционального напряжения, позволяют развлечься, активно отдохнуть, пообщаться с товарищами и повысить свои физические кондиции. На вопрос: «Способствуют ли при этом занятия спортивными единоборствами и другими видами физических упражнений развитию и проявлению личностных качеств, необходимых для их будущей военно-профессиональной деятельности?» ответило утвердительно 88% студентов первого курса и 92% - второго курса. Результаты опроса свидетельствуют, что студенты в своем большинстве рассматривают физическую подготовку и спорт в качестве важного фактора развития личностных качеств, необходимых для их будущей военно-профессиональной деятельности, как средство и способ эффективного взаимодействия со своими товарищами по обучению.
Около 54% студентов выбирали для совместных занятий спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями таких партнеров, которые добросовестно относились к тренировкам, являлись достойными соперниками и хорошими товарищами. У 39% студентов, занимающихся спортом, мотивы межличностных отношений основывались на симпатии, дружбе, общности интересов в служебной и неслужебной сферах. Около 37% опрошенных занятия спортом рассматривали, помимо прочих мотивов, и в качестве возможности показать свое превосходство над соперниками, проявить свое лидирующее положение, испытать волевые качества.
Проведенное исследование позволило выявить интересную зависимость характера проявления профессионально значимых личностных качеств у студентов от мотивов занятий спортом. Установившиеся отношения между ними в спортивной деятельности имеют особенность: они трансформируются за пределы мест занятий спортом в сферу учебного и военно-профессионального взаимодействия. Партнеры на тренировках и соревнованиях часто эффективно взаимодействуют между собой при выполнении служебных задач, становятся товарищами по службе и друзьями в быту. Отмеченное обстоятельство важно учитывать для целенаправленной воспитательной работы по формированию и совершенствованию профессионально важных качеств и навыков у будущих офицеров запаса.
Исследуя влияние спортивных единоборств и прикладных физических упражнений на проявление и развитие личностных качеств у студентов, обучающихся по про-
граммам подготовки офицеров запаса, следует особое внимание обратить на такие волевые качества, как смелость, решительность, упорство, выдержка и др. В специальной литературе имеются ссылки на то, что физическая подготовка и спорт создают условия для проявления и формирования волевых качеств. Воздействовать на развитие волевых качеств - это значит с помощью различных педагогических средств влиять на сознание студентов. Особое место в развитии волевых качеств у военнослужащих принадлежит спортивной деятельности. Спортсмен и воля - понятия взаимосвязанные. Стремление к победе в спортивной борьбе способствует формированию морально-волевых качеств, как и сам процесс физической подготовки, связанный с преодолением трудностей и различных препятствий. Занимаясь спортивными единоборствами, военно-прикладными и другими видами спорта, человек регулярно оказывается в таких условиях, которые требуют от него стремления к победе, настойчивости, смелости, решительности, физического и психического напряжения, дисциплины и ряда других качеств, от которых во многом зависит исход спортивного единоборства (В.Л. Марищук, 1979).
Опыт ведения боевых действий в Афганистане и Чечне свидетельствует о том, что военнослужащие, занимавшиеся военно-прикладными и другими видами спорта, в сложных условиях боевой деятельности ведут себя более решительно, инициативно, умело, чем те, кто пассивно относился к тренировкам по физической подготовке и спорту.
Проведенное нами наблюдение за студентами второго курса военного факультета Санкт-Петербургского государственного университета на полевом выходе в учебном центре показало, что при преодолении различных трудностей и препятствий, встрече с опасностью, студенты, занимавшиеся спортивными единоборствами, военно-спортивными многоборьями, кроссами в составе подразделения, военно-прикладным плаванием и рукопашным боем, действовали смелее и решительнее, в отличие от тех студентов, которые занимались легкой и тяжелой атлетикой, гимнастикой, фехтованием и другими видами спорта.
Полученные результаты подтверждаются ранее проведенными исследованиями, свидетельствующими о том, что при встрече с опасностью из общего числа студентов-спортсменов, подвергшихся испытанию, действовали смелее и решительнее 81%, в то время как среди не занимающихся спортом - только 32,2%.
Особый интерес представляют данные наблюдений за поведением студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, в напряженных и экстремальных условиях профессиональной деятельности. Результаты экспертного опроса офицеров - преподавателей военного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, а также самих студентов свидетельствуют о том, что в ситуациях высокого физического и психологического напряжения роль лидеров берут на себя студенты с высоким уровнем развития выносливости и сформировавшимися прикладными навыками. Как правило, это студенты, занимавшиеся спортивными единоборствами, специальными многоборьями и видами спорта, требующими проявления высокой функциональной дееспособности и волевых качеств.
Таким образом, проведенное исследование по определению направленности влияния спортивных единоборств и различных физических упражнений на развитие профессионально важных личностных качеств у студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, свидетельствует о положительном педагогическом воздействии занятий физической подготовкой и спортом на данный процесс. Вместе с тем, следует отметить, что занятия различными прикладными физическими упражнениями и видами спорта в неодинаковой степени создают условия для воспитания тех или иных личностных качеств. Так, военно-спортивные и подвижные игры, комбинированные эстафеты, а также другие совместные формы выполнения физических упражнений способствуют развитию навыков межличностной коммуникации и управления людьми,
военно-профессионального взаимодействия и самоопределения в коллективе, социальной активности и др. Спортивные противоборства (бокс, борьба, рукопашный бой, восточные единоборства) преимущественно воспитывают у занимающихся смелость, решительность, уверенность в своих силах, волю к победе, здоровое честолюбие и другие личностные качества, необходимые будущему офицеру для руководства подчиненными. Марш-броски, лыжные гонки, преодоление водных и естественных препятствий в большей мере обеспечивают развитие у студентов высокой физической и функциональной работоспособности, упорства, настойчивости, выдержки и других профессионально важных личностных качеств.
Эти, а также другие выявленные особенности расширяют возможности для научно-теоретического обоснования организационных форм, содержания и методики занятий спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями в целях развития профессионально важных личностных качеств у студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса.
Литература
1. Кричевский Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 12-18.
2. Марищук В.Л. Педагогические основы воспитания высоких морально-боевых качеств. Л.: ВДКИФК, 1979. С. 4-18.
3. Панасюк В.П. Воинское воспитание курсантских коллективов военно-физкультурного вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1991. 281 с.
4. Румянцева В.И. Лидер: Опыт изучения психологии неформального лидерства. СПб: СПб ГТУ, 1996. С. 132-156.
5. Феденко Н.Ф. Актуальные проблемы военной социальной психологии // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. С. 270-281.
6. Ханин Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности: Дис. докт. психол. наук. Л., 1985. С. 94-101.
7. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 1980. С. 54-86.
8. Щеголев В.А. Воспитание и сплочение воинских коллективов в процессе физкуль-турно-спортивной деятельности: Дис. ... докт. пед. наук. СПб., 1991. 418 с.
9. Щедрин Ю.Н. Развитие лидерских качеств у студентов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 2003. 49 с.
10. Щедрин Ю.Н. Условия и последовательность использования средств физической подготовки и спорта для укрепления войскового товарищества: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1989. 217 с.