Научная статья на тему 'Обоснование организационных форм, педагогических принципов и методики занятий спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями в целях военно-профессионального воспитания студентов - будущих офицеров запаса'

Обоснование организационных форм, педагогических принципов и методики занятий спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями в целях военно-профессионального воспитания студентов - будущих офицеров запаса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щедрин Ю. Н., Щеголев В. А., Тихонов Б. Г., Переходко Ф. Г., Белоус В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование организационных форм, педагогических принципов и методики занятий спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями в целях военно-профессионального воспитания студентов - будущих офицеров запаса»

ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ И ПРИКЛАДНЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ЦЕЛЯХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА

Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев, Б.Г. Тихонов, Переходко Ф.Г., В.А. Белоус

Решая задачу выбора оптимальных организационных форм, содержания и методики применения спортивных единоборств и прикладных физических упражнений в целях развития личностных качеств у студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, следует, прежде всего, рассмотреть отличительные особенности педагогических систем, используемых в вузах. На наш взгляд, это позволит соотнести педагогические возможности физической подготовки и спорта с наиболее эффективными системами воспитательного воздействия на личность студента и на этой основе определить условия и направленность их применения в физкультурно-спортивной деятельности.

Краткое изложение отличительных характеристик различных педагогических систем, используемых в учебных заведениях России, иллюстрирует табл. 1. Анализ основных форм организации учебно-воспитательного процесса в вузе в соответствии с особенностями используемых педагогических систем позволяет адаптировать их в физ-культурно-спортивной деятельности студентов различных периодов обучения.

Сочетание личностно-деятельностного подхода с интенсивными формами обучения, основанными на коммуникативно-личностном взаимодействии студентов, следует рассматривать как одно из необходимых условий успешной организации процесса развития у них профессионально значимых личностных качеств и навыков. Именно такое сочетание может оказать наиболее действенное воспитательное воздействие на студентов различных курсов обучения в процессе занятий спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями. Основной смысл этого воздействия заключается в создании оптимальных условий и рациональной последовательности использования средств физической подготовки и спорта в целях развития у студентов личностных качеств. Оценка действий каждого обучаемого в сфере физкультурно-спортивной деятельности при этом должна рассматриваться через призму результатов достижений по физической подготовке и спорту всех членов студенческого коллектива.

Совместное выполнение сложных физических упражнений, испытание и преодоление трудностей, которые выпадают на личный состав подразделений, особенно при совершении марш-бросков с оружием и снаряжением, групповые рукопашные схватки и выполнение нормативов по комплексным упражнениям в составе подразделений, где требуются выносливость, выдержка, товарищеская взаимопомощь, ответственность и коллективизм - все это, на наш взгляд, позволяет ускорить процесс размывания разобщенности между студентами, изменить направленность межличностных отношений и укрепить их военно-профессиональное взаимодействие. Состязательность и взаимопомощь - это два главных критерия, которые учитываются на занятиях спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями в процессе организации физической подготовки и спортивной работы со студентами. Состязательность выступает как стремление обучаемых к самоутверждению и реализации на практике своих физических возможностей. При этом, если личные и коллективные интересы совпадают, то спортивное соперничество сочетается с товарищеской взаимопомощью.

Таблица 1

Отличительные особенности педагогических систем, используемых в учебном заведении

Основные формы организации обучения и воспитания в вузе Сущность организационных форм обучения в вузе

Традиционная объяснительно-иллюстративная форма Преподавателем в готовом виде. Усвоение содержания трактуется как достижение цели образования.

Программированное обучение В основу положена кибернетическая концепция управления учебно-воспитательным процессом. Обучаемый рассматривается как объект управления. Учебный материал представляется в виде мелких порций, содержащих необходимую учебную информацию, задачи и контролирующие процедуры. Взаимодействие обучаемых рассматривается как средство контроля в малых группах.

Личностно-деятельностный подход (ЛДП) к организации обучения Личность обучаемого рассматривается как субъект деятельности, который сам формируется в деятельности и общении и который определяет смысл деятельности. ЛДП предполагает изменение основной схемы взаимодействия преподавателя и обучаемого, рассматривая ее равно-партнерское учебное сотрудничество в совместном дидактически организуемом преподавателем учебном процессе.

Интенсивное обучение, основанное на деятельности и коммуникативно-личностном подходе Обучение формируется как коллективная форма познавательной деятельности, предполагающая активное и интенсивное общение обучаемых в процессе решения учебных задач. Взаимодействие обучаемых рассматривается как необходимое условие успешной организации процесса познания, как реальный фактор личностного развития обучаемого в учебном процессе.

Проблемное обучение Предъявляемый учебный материал ориентирует обучаемого на творчество, на выход за рамки мыслительных стереотипов, поиск существенно нового. Программное обучение ориентированно на развитие диалогического взаимодействия как средства решения учебных проблем.

Контекстное обучение В контекстном обучении моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалистов, а усвоение обучаемым абстрактных знаний как знаковых систем наложена на канву этой деятельности. В контекстном обучении формируется единство социального и предметного аспектов квазипрофессиональной деятельности.

Анализ военно-педагогической и спортивной практики показывает, что можно говорить о различной соревновательной активности студентов и что она, прежде всего, зависит от того, как члены студенческого коллектива внутренне (психологически) включены в соревновательную деятельность, видят ли они личностным смысл данного соревнования. Поэтому представляется весьма важным при организации и проведении различных физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований помочь студенту создать личностную значимость его участия в соревновательном процессе, способствовать предоставлению ему творческой инициативы, выбору посильных нормативных рубежей, развитию военно-профессиональных личностных качеств.

Важная роль в совершенствовании личностных качеств должна отводиться правильной постановке работы со спортивным активом. Для этого в состав актива необходимо подбирать студентов с развитыми лидерскими качествами, высоким уровнем физической подготовленности, организаторскими способностями, умеющими непринужденно и доброжелательно строить свои отношения с товарищами. Свое влияние на совершенствование взаимоотношений в учебном коллективе актив преимущественно оказывает силой примера.

Особое внимание в решении воспитательных задач необходимо обращать на создание и использование в практике преднамеренных педагогических ситуаций. При их моделировании учитываются следующие требования:

• выделение из комплекса решаемых воспитательных задач для каждого занятия ведущей задачи;

• одновременное решение воспитательных и учебных задач;

• сочетание педагогических ситуаций с другими методами воспитания профессионально значимых личностных качеств;

• соответствие степени сложности педагогических ситуаций индивидуальным способностям обучаемых.

Главное при реализации перечисленных требований - достичь воспитательного эффекта, повышающего взаимодействие студентов, их социальную и служебно-функциональную активность.

Педагогические наблюдения показали, что все участники совместной физкультур-но-спортивной деятельности вступают между собой в определенное, регламентируемое руководящими документами и правилами соревнований, многоплановое взаимодействие, основанное на межличностном общении, которое в социальной психологии рассматривается как связь взаимодействующих людей, заключающаяся в обмене информацией и эмоциями для достижения взаимопонимания и регуляции.

Проведенные нами констатирующие эксперименты позволили заключить, что реализация социально-педагогического потенциала физических упражнений происходит во всех видах общения - целевом, мотивационном и операционном - через соответствующие им механизмы и формы общения с помощью определенных педагогических методов. По мнению В.А. Щеголева (1991), Ю.Н. Щедрина (1989, 2003), на этапе целевого общения (при выработке групповой цели) решающую роль играют его интеллектуальные формы и, соответственно, механизмы воздействия коллектива на своих членов - внушение, убеждение, обучение, а также механизмы отражения воздействия -сознательное подражание и активное принятие. Использование названных форм и механизмов общения в непосредственном контакте с обучаемыми и через каналы массовой коммуникации открывает широкие возможности для совершенствования разъяснительной, агитационно-пропагандистской работы среди студентов с целью привития потребности к систематическим занятиям спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями.

Мотивационное общение при правильной организации целеполагания, когда каждый студент в групповой цели может вскрыть для себя личностный смысл деятельности, обеспечивается механизмами подражания на всех его уровнях (неосознанное, осознанное подражание и активное принятие) и модой, отражающими, прежде всего, такой механизм воздействия, как заражение, действие которого основано на наглядной демонстрации лучшими спортсменами возможностей человека, на образцовом показе техники выполнения упражнений, на сопереживании успехам или неудачам сослуживцев (А.В. Зюкин, 1999). Основными педагогическими методами, в рамках которых реализуются названные виды общения с присущими им механизмами и формами, являются методы формирования сознания личности - словесные и наглядные, а также методы мотивации деятельности - поощрения, использования общественного мнения, примера и т.д. (Ю.К. Бабанский, 1989; В.Л. Марищук, 1979, 1980, 1982, 2001).

При операционном общении на первый план выдвигаются такие механизмы воздействия группы на каждого ее члена, как инструктирование (четкое указание на выполнение действий строго определенным, отвечающим выработанным группой целям, образом), а также обмен предметами деятельности либо ее промежуточными результатами. Соответственно, этими механизмами на первом плане оказываются такие формы общения, как ориентировочная и интеллектуальная. Процесс отражения членами группы этих воздействий на трех упомянутых выше уровнях подражания зависит от индивидуальных качеств личности и, прежде всего, от степени его идентификации с общей целью группы.

Сознательное управление операционным общением студентов может успешно осуществляться только при активном использовании в учебно-воспитательном процессе общепедагогических методов организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения, включающих методы постановки задач физкультур-но-спортивной деятельности, предъявления требований, методы выполнения практических действий, методы упражнения, регулирования, корригирования действий и поведения и т.д.

Литературные изыскания и основные выводы констатирующих экспериментов были положены нами в основу теоретического обоснования методики поэтапного применения средств физической подготовки и спорта в интересах развития военно-профессиональных личностных качеств у студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса. Главное ее содержание составили принципы целостного педагогического процесса.

1. Принцип «учить тому, что необходимо в военно-профессиональной деятельности офицеров запаса различных военно-учетных специальностей». Принцип обеспечивает прикладную направленность в организации занимающихся, предполагает создание ситуаций, при которых выполнение физических упражнений осуществляется на фоне высоких физических и психических нагрузок и напряжений. Все это формирует и развивает ряд таких профессионально важных личностных качеств, как настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, высокая физическая подготовленность и профессиональная работоспособность, уверенность в своих силах.

2. Принцип междисциплинарного комплексирования средств и методов педагогического воздействия из различных дисциплин программы подготовки офицеров запаса, включающей физическую, тактическую, огневую и военно-специальную подготовку. Реализация принципа обеспечивается разработкой и использованием спортивных единоборств и различных комплексных физических упражнений, выполняемых в составе мелких подразделений или групп соревновательным методом. В процессе целенаправленного применения таких упражнений создаются благоприятные условия для эффективного проявления и развития профессионально значимых личностных качеств: умение принимать решения и нести за них ответственность, военно-профессиональная работоспособность, смелость и решительность, способность к межличностной коммуникации и военно-профессиональному взаимодействию и др.

3. Принцип конкретного ролевого участия каждого студента в процессе физ-культурно-спортивной деятельности. Принцип реализуется посредством различных ситуаций соревновательного соучастия, когда все подразделение переживает за успех одного или нескольких своих членов в их соревновательной борьбе с членами другого учебного коллектива, созданием возможностей для условного самовыражения личности, проигрывания роли лидера во взаимодействии с другими студентами. Выполнение или проигрывание таких ролей обеспечивают необходимые условия для проявления и воспитания профессионально значимых личностных качеств, укрепления социально-психологической позиции и авторитета студентов среди сокурсников, формируют навыки коммуникативного и военно-профессионального взаимодействия с командирами и начальниками.

4. Принцип усиления военно-прикладной направленности плановых учебных занятий и спортивных тренировок. Реализация принципа в процессе физкультурно-спортивной деятельности может осуществляться при выполнении задач по организации конкретных физкультурно-спортивных мероприятий, участии в судействе соревнований по спортивным единоборствам и другим прикладным видам спорта, оказании помощи преподавательскому составу в проведении соревнований по различным видам спорта, совершенствовании учебно-материальной базы по спорту, получении командно-методических навыков в проведении занятий по физической подготовке и др. Регу-

лярное участие в выполнении перечисленных, а также других заданий создает условия для развития: социальной активности, ответственности за выполнение служебных заданий, исполнительности, дисциплинированности, уверенности в своих силах, военно-профессиональной подготовленности.

Кроме перечисленных принципов и условий успешного развития личностных качеств в процессе занятий физической подготовкой и спортом, комплексная методика включала в себя и ряд педагогических способов направленного воздействия спортивных единоборств и прикладных физических упражнений, приемов и действий на личность студента путем создания положительного эмоционального настроя перед выполнением упражнений и решением задач повышенной трудности; стимулирования преодоления трудностей при выполнении упражнений, связанных с элементами риска, одобрения взаимопомощи и поддержки партнеров; формирования навыков командования людьми, принятия решения в сложных условиях, преодоления нервно-психических напряжений.

Развитие военно-профессиональных качеств, а также регулирование межличностных взаимоотношений студентов в процессе занятий спортивными единоборствами и другими прикладными физическими упражнениями направлено:

• в номинальном студенческом коллективе - на осознание студентами целей и задач физкультурно-спортивной деятельности, выработку устойчивой мотивации к занятиям физической подготовкой, ускорение социальной адаптации и развитие социально значимых качеств личности студента;

• в формирующемся студенческом коллективе - на оптимизацию коллективного целепо-лагания и мотивации, формирование оптимальной социально-психологической структуры, развитие внутриколлективного взаимодействия через управление общением;

• в социально зрелом студенческом коллективе - на утверждение целевого мотивацион-ного и ценностно-ориентационного единства студенческих коллективов, содействие достижению высокого уровня согласованности взаимодействия (слаженности) и помехоустойчивости в совместной военно-профессиональной деятельности, обеспечивающих единство учебных коллективов и овладение студентами профессией офицера.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 557 с.

2. Зюкин А.В. Педагогические основы физической подготовки и спорта как средства военно-профессиональной ориентации молодежи и студентов: Дис. ... докт. пед. наук. СПб, 1999. 368 с.

3. Марищук В.Л. Педагогические основы воспитания высоких морально-боевых качеств. Л.: ВДКИФК, 1979. С. 4-18.

4. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Л., 1982. 42 с.

5. Марищук В.Л. Теории и концепции обучения. Л.: ВДКИФК, 1980. 25 с.

6. Марищук В.Л., Романенко Н.В., Панасюк В.П. Вопросы общей, военной и спортивной акмеологии. СПб.: ВИФК, 2001. 160 с.

7. Щеголев В.А. Воспитание и сплочение воинских коллективов в процессе физкуль-турно-спортивной деятельности: Дис. ... докт. пед. наук. СПб., 1991. 418 с.

8. Щедрин Ю.Н. Развитие лидерских качеств у студентов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 2003. 49 с.

9. Щедрин Ю.Н. Условия и последовательность использования средств физической подготовки и спорта для укрепления войскового товарищества: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1989. 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.