Научная статья на тему 'Использование опыта высших военно-учебных заведений в формировании и развитии лидерских качеств у офицеров запаса (студентов ИТМО) в процессе физкультурно-спортивной деятельности'

Использование опыта высших военно-учебных заведений в формировании и развитии лидерских качеств у офицеров запаса (студентов ИТМО) в процессе физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щедрин Юрий Николаевич, Жигулин Георгий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование опыта высших военно-учебных заведений в формировании и развитии лидерских качеств у офицеров запаса (студентов ИТМО) в процессе физкультурно-спортивной деятельности»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА (СТУДЕНТОВ ИТМО) В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю.Н. Щедрин, Г.П. Жигулин

В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации особую актуальность приобретает решение проблемы эффективности деятельности офицеров, обучение и воспитание которых осуществляется как в военно-учебных заведениях, так и в высших гражданских учебных заведениях, готовящих офицеров запаса. Требования к офицерам представляют собой упорядоченную совокупность качеств, необходимых для успешного выполнения возложенных на них должностных и специальных обязанностей. В связи с этим нужно искать новые подходы к технологии воспитательной деятельности студентов, проходящих учебу в институте комплексного военного образования.

Данное обстоятельство диктует необходимость использовать имеющийся педагогический опыт воспитательного процесса, осуществляемого в курсантской среде. Важное место в этом процессе играет сфера физкультурно-спортивной деятельности.

Многие студенты-выпускники, попав в армейскую среду, будут исполнять должностные обязанности в роли руководителей. Руководить воинским коллективом -это не только командовать подчиненными, приказывать и требовать, но и постоянно воспитывать их, формировать личность военнослужащего, знать его положение в коллективе. Современная динамичная действительность, стремительные изменения, происходящие в обществе и Вооруженных Силах, требуют от человека умения общаться с окружающими не только на функциональном ("вертикальном"), но и на межличностном ("горизонтальном") уровне.

Одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на межличностные взаимодействия в воинском коллективе, является уровень развития социально значимых качеств у членов этого коллектива. Важное место среди них занимают лидерские качества офицеров запаса.

Далеко не все студенты обладают такими качествами, которые бы позволили им эффективно осуществлять межличностные отношения в коллективе. Это объясняется рядом причин и, в первую очередь, отсутствием или слабой выраженностью этих качеств у членов данного коллектива. Многие молодые офицеры (офицеры запаса), имея неплохие профессиональные знания, в то же время недостаточно эффективно руководят своими подчиненными, не обладают развитыми лидерскими качествами, не умеют повести за собой личный состав, обеспечить должный порядок в подразделении, заставить своих подчиненных выполнять нормы и требования уставного поведения. Все это негативно влияет на воинскую дисциплину и взаимоотношения в воинском коллективе.

Быть руководителем и быть лидером в организации - это не одно и то же. Руководство можно считать умственным и физическим процессом, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им поручения и решают определенные задачи. Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и построение отношений с ними прежде всего полагается на должностную основу власти и источники ее питающие.

Лидерство же как специфический тип отношений управления коллективом основывается больше на процессе социального взаимодействия, а точнее - на взаимодействии в той или иной организации. Этот процесс является сложным, требующим от его участников высокого уровня взаимозависимости. В отличие от собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно, отношения "начальник-

подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер-последователь" (О.С. Виханский, А.И. Наумов, 1996). Если в качестве примера взять командира подразделения, то по должности он является руководителем, т.е. должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей командир подразделения не может полагаться только на занимаемую должность. Это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, хорошо управляет нестандартными ситуациями при решении проблем, жизненно важных для подразделения. Он пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть - и любовью подчиненных за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям. Следовательно, быть руководителем еще не означает автоматически считаться лидером. В приведенном примере лидером будет считаться скорее не командир подразделения, а его заместитель.

Процесс влияния через способности и умения, необходимые людям, получил название неформального лидерства, характер которого в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

В нашей работе мы приводим данные влияния занятий различными физическими упражнениями и видами спорта на развитие лидерских качеств у курсантов высших военных учебных заведений, которые успешно можно использовать и в студенческой среде.

Исследование направленности воздействия физкультурно-спортивной деятельности на развитие лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений важно начать с субъективной оценки роли тех или иных видов спорта и физических упражнений в данном процессе. С этой целью был проведен анкетный опрос, к которому привлекались командиры курсантских подразделений (п = 22 чел.), специалисты физической подготовки (п = 28 чел.), преподаватели различных учебных дисциплин (п = 36 чел.), офицеры - воспитатели (п = 12 чел.), а также курсанты различных курсов обучения (п = 126 чел.).

Предложенная анкета включала несколько вопросов, по результатам ответов на которые предполагалось выяснить:

• перечень лидерских качеств, наиболее значимых для военно-профессиональной деятельности будущих офицеров;

• перечень (в порядке предпочтения) видов спорта и физических упражнений, в процессе занятий которыми создаются благоприятные условия для развития того или иного лидерского качества;

• вклад лидеров и ведомых в достижение коллективных целей военно-профессионального обучения.

Результаты анкетного опроса, представленные средними значениями, отражает таблица 1. Анализ таблицы позволяет по соответствующим признакам объединить в группы лидерские качества, для развития которых создаются благоприятные условия в ходе занятий теми или иными физическими упражнениями и видами спорта. Так, по мнению респондентов, способность к межличностной коммуникации, умение командовать и управлять людьми, социальная активность, личностный статус, дружелюбие, честность и др., преимущественно развиваются в ходе занятий спортивными играми, военными многоборьями, комплексными военно-спортивными эстафетами, упражнениями в составе подразделения.

Уверенность в своих силах, решительность, смелость, воля к победе, личностный статус в большей степени воспитываются в процессе занятий единоборствами, прыжками в воду с вышки, военными многоборьями, преодолением препятствий и др.

Функциональная работоспособность, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, исполнительность, дисциплинированность и др. более эффективно развиваются на занятиях по зимним видам спорта, плаванию, преодолению препятствий и ускоренному передвижению, единоборствам, военным многоборьям и т.д.

Таблица 1

Перечень лидерских качеств, наиболее значимых для военно-профессиональной деятельности будущих офицеров, и видов спорта, занятия которыми создают условия для их развития

Лидерские качества Виды спорта и физические упражнения, создающие условия для развития лидерских качеств

Способность к межличностной коммуникации Спортивные игры; комплексные военно-спортивные эстафеты; физические упражнения в составе подразделений

Социальная активность Спортивные игры; военные многоборья, военно-спортивные эстафеты

Уверенность в своих силах Единоборства; военные многоборья; спортивные игры

Настойчивость и упорство в достижении поставленной цели Лыжные гонки, кроссы, единоборства

Выдержка и самообладание Спортивные игры; стрельба; военные многоборья

Решительность Единоборства; прыжки в воду с вышки; Преодоление препятствий

Смелость Единоборства; прыжки в воду с вышки; прыжки с парашютом

Личностный статус Единоборства; спортивные игры, военные многоборья

Функциональная работоспособность Лыжные гонки; кроссы; военные многоборья

Способность принимать адекватные решения Спортивные игры; военные многоборья; единоборства

Воля к победе Единоборства; лыжные гонки и эстафеты; спортивные игры

Справедливость Спортивные игры; упражнения на выносливость; единоборства

Дисциплинированность Военные многоборья; спортивные игры; военно-спортивные эстафеты

Дружелюбие Спортивные игры; военные многоборья; кроссы в составе подразделения

Военно-профессиональная подготовленность Военные многоборья; физические упражнения в составе подразделения; спортивные игры

Умение командовать людьми Спортивные игры; единоборства; военные многоборья

Исполнительность Лыжные гонки; плавание; военные многоборья

Поскольку данные, полученные в ходе анкетного опроса, отражают субъективную оценку выполненного исследования, то для подтверждения объективности представлялось целесообразным дополнить их некоторыми показателями, характеризующими проявление лидерских качеств у 144 курсантов выпускных курсов.

Анализ данных, представленных в таблице 2, свидетельствует о том, что по большинству изученных показателей в лучшую сторону выделялись курсанты, занимавшиеся спортивными играми, военными многоборьями, единоборствами, военно-прикладными эстафетами. Представители этих видов спорта достоверно отличались от занимавшихся легкой атлетикой, гиревым спортом, плаванием, прежде всего по уровню развития таких качеств, как социальная активность, способность к межличностной коммуникации и управлению людьми, исполнительность, решительность, уверенность в своих силах, высокая функциональная работоспособность и др.

Таблица 2

Направленность воздействия занятий различными видами спорта на развитие лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений (п=144)

Лидерские качества (балл) (х ± т)

Уровень Кол-во Способ- Военно- Высокая

Виды спорта межлич- спорт- Социаль- ность к Испол- професси- Уверен- функцио-

ностного сменов ная межлично- нитель- ональная ность в нальная

взаимодей- актив- стной ность подготов- своих работо-

ствия ность коммуникации и управлению людьми ленность силах способность

Спортивные игры высокий 36 8,2 ± 0,10 8,6 ± 0,09 7,9 ± 0,12 8,3 ± 0,08 8,9 ± 0,14 7,9 ± 0,21

Офицерское многоборье, комбинированные эстафеты, средний 38 7,9 ± 0,09 8,1 ± 0,08 7,8 ± 0,11 8,1 ± 0,09 8,2 ± 0,22 8,4 ± 0,18

кроссы в составе

подразделения

Легкая атлетика,

плавание, ограни- 42 5,8 ± 6,2 ± 0,11 6,4 ± 7,4 ± 7,8 ± 8,2 ±

гиревои спорт, ченный 0,21 0,18 0,14 0,14 0,24

лыжные гонки

Различные виды единоборств противоборству-ющий 28 6,4 ± 0,12 7,1 ± 0,07 6,8 ± 0,14 7,9 ± 0,08 8,6 ± 0,24 8,1 ± 0,12

Примечание. Оценка лидерских качеств осуществлялась на основе экспертного опроса по 9-балльной шкале.

Все это, в сочетании с приобретенным в процессе занятий данными видами спорта опытом коммуникативного взаимодействия и общения, как правило, позволяло названным курсантам-спортсменам приобретать заслуженный авторитет и лидерские позиции среди сослуживцев.

Таким образом, можно предположить, что разная степень взаимосвязанности участников спортивной деятельности накладывает свой специфический отпечаток на развитие лидерских качеств и авторитет курсантов военно-учебных заведений. При этом создаются педагогические условия для перехода формируемых отношений в личное, субъективное, т.е. их интериоризация. Становясь характерными чертами личности, они впоследствии могут переноситься в новую социальную среду, способствуя быстрой и успешной адаптации к новым условиям.

В то же время полученные данные свидетельствуют о том, что имеют место факты нежелательного влияния приобретенных в спорте качеств, например, излишней

агрессивности, чрезмерной мотивации притязаний, которые могут затруднять спортсмену контакты с окружающими.

Наши исследования позволяют заключить, что наибольший вклад в создание отношений товарищеской взаимопомощи и благоприятной психологической атмосферы в курсантских коллективах, как правило, вносят представители видов спорта с высоким уровнем взаимосвязанности участников спортивной деятельности, а наименьший - представители индивидуальных видов спорта.

Аналогичная зависимость наблюдается при анализе динамики социометрических показателей, характеризующих положение личности в группе, потребность в общении и психологическую совместимость курсантов различной спортивной специализации (табл. 3).

В контексте рассматриваемой проблемы существенный интерес могут представить научные данные, которые в своей совокупности характеризуют не только роль курсантов-спортсменов той или иной спортивной специализации в решении общеколлективных задач, но и, что весьма важно, могут дать сравнительные представления о вкладе лидеров и ведомых в достижении целей военно-профессионального обучения.

Таблица 3

Динамика социально-психологических показателей курсантов различной спортивной специализации

Социально-психологические показатели Виды спорта с различным уровнем межличностного взаимодействия спортсменов (в %) (х ± т)

высоким средним ограниченным противоборствующим

Социометрический статус личности:

деловой 49,2 ± 4,3 42,4 ± 1,0 30,9 ± 4,3 41,1 ± 2,8

эмоциональный 56,1 ± 3,0 51,5 ± 1,9 39,6 ± 4,5 38,4 ± 1,1

Эмоциональная экспансивность:

деловая 44,8 ± 4,7 24,6 ± 2,0 22,4 ± 1,1 28,4 ± 1,2

эмоциональная 33,7 ± 3,8 26,5 ± 1,7 20,3 ± 1,7 26,5 ± 2,0

Индекс психологической совместимости (по деловому критерию) 31,0 ± 3,3 20,7± 2,4 16,8 ± 0,3 18,8 ± 1,4

Предварительное изучение данного вопроса по литературным источникам (А.В. Барабанщиков, Н.Д. Глоточкин, Н.Ф. Феденко, В.В. Шеляг, 1973; Л.Х. Киргуев, 1979; В.Я. Кикоть, 1996; В.Я. Слепов, 1997; В.И. Хальзов, 1998; А.А. Реан, 1999, и др.) привело к необходимости более детально рассмотреть его в естественных условиях военно-профессионального обучения курсантов, включая и их физкультурно-спортивную деятельность.

В педагогических экспериментах участвовали подразделения курсантов различного года обучения, а также сборные команды курсов по видам спорта (всего 156 человек). Применялась специально разработанная схема наблюдения эффективности профессионального взаимодействия курсантов, а также экспертная оценка.

В роли экспертов выступали командиры подразделений, тренеры сборных команд, преподаватели и сами курсанты. Экспертная оценка приводилась к среднему значению, данные наблюдения и экспертной оценки обрабатывались статистически до критерия Стьюдента (¿-критерий). Кроме того, фиксировалась удовлетворенность курсантов-лидеров и ведомых участием в выполнении тех или иных задач учебной, воинской и спортивной деятельности с применением 9-балльной оценочной шкалы. В

среднем каждый курсант (лидер и ведомый) получил 10-12 оценок по различным видам военно-профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности за период обследования. Статистическому анализу подвергались средние индексы удовлетворенности участием курсантов в решении задач военно-профессионального обучения.

Таким образом, показатель вклада лидеров и ведомых представлен тремя характеристиками: эффективностью выполнения задач военно-профессионального обучения, экспертной оценкой вклада в те или иные виды деятельности и оценкой удовлетворенности участием в данных видах деятельности.

Анализ литературы свидетельствует, что вклад лидера в решение общегрупповой задачи обычно превышает вклад любого другого участника (Ю.П. Степкин, 1976; М.И. Бобнева, 1978; Ю Л. Ханин, 1980; Р.Л. Кричевский, 1980; Н.Ф. Феденко, 1983; В.А. Щеголев, 1991; В.П. Панасюк, 1991; В.И. Румянцева, 1996, и др.). Этот вклад определяется преимущественно теми усилиями, которые он затрачивает на организацию и координацию совместного взаимодействия с членами курсантского коллектива.

Н.Н. Обозов (1979), отмечая важную роль лидера на примере организации и управления спортивной командой, утверждает, что с помощью лидера можно успешно вести борьбу со стихийностью и неорганизованностью процесса внутрикомандного общения, предотвращать срывы в игре, создавать нужный настрой и наладить организацию и эффективное управление командой на протяжении всех соревнований.

Практика воинской и физкультурно-спортивной деятельности показывает, что ее эффективность определяется не столько индивидуальным вкладом каждого из участников (и лидера в том числе), сколько характером и качеством их взаимодействия, четкостью распределения функций (Ю.Н. Щедрин, 1989; В.А. Щеголев, 1991; Ф.Н. Соков, 1990; СВ. Николаев, 1993; С.В. Лобанов, 1995; А.В. Зыков, 1997, и др.).

Таким образом, вклад лидера определяется многозначностью его функций, усилиями, направленными на организацию и координацию взаимодействий членов курсантского коллектива (спортивной команды) и непосредственным участием его в решении командных задач (В.А. Щеголев, 1991).

Результаты проведенного нами исследования, полученные путем экспертной оценки, отражают некоторый обобщенный, интегральный вклад лидера в решении профессионально-значимых задач. Показатели эффективности решения этих задач можно рассматривать как характеристику непосредственного вклада лидера в достижении общеколлективной цели.

Математический и логический анализ данных наблюдения показывают, что эффективность военно-профессионального взаимодействия у инструментальных (деловых) лидеров выше, чем у остальных курсантов на статистически достоверном уровне (при Р < 0,01). Иными словами, при выполнении военно-профессиональных задач во взаимодействии с другими курсантами инструментальный лидер в среднем допускает меньше ошибок, брака, неточностей, чем остальные.

Такова общая объективная тенденция, которая отмечалась в течение всего периода исследования. Следовательно, непосредственный вклад инструментального лидера по показателям эффективности коммуникативного и профессионального взаимодействия существенно выше, чем у остальных курсантов.

Результаты экспертных оценок также с высокой достоверностью свидетельствуют, что и обобщенный, интегральный вклад лидера в достижение командно-групповых целей выше, чем у ведомых. Средняя оценка, данная инструментальному лидеру его командирами, преподавателями и сослуживцами, составляет 8,25 балла (по 9-балльной шкале); у экспрессивных (эмоциональных) лидеров и остальной массы курсантов - 7,4 и 5,8 балла, соответственно. Различия статистически достоверны при Р < 0,05.

Оценивая роль инструментального лидера с точки зрения его вклада в процесс достижения групповой цели, командиры, преподаватели и товарищи по совместному военно-профессиональному обучению свои представления по данному признаку синтезируют в экспертной оценке лидера, включая в нее различные показатели. При этом с уверенностью можно утверждать, что инструментальный лидер вносит более существенный вклад в достижение командной цели, чем ведомый.

Рассматривая роль лидера в военно-профессиональной деятельности, следует отметить, что далеко не всегда лидер сохраняет свои позиции при решении тех или иных задач военно-профессионального обучения. Часто наблюдается смена лидера в зависимости от характера и вида выполняемых задач или складывающихся ситуаций. Однако данное обстоятельство, хотя и накладывает свой отпечаток на структуру лидерства в воинском коллективе, в то же время выдвигает в число лидеров тех его членов, которые по большинству показателей занимают лидирующие позиции.

Проведенные исследования позволили обнаружить общую закономерность в удовлетворенности участием лидеров в том или ином виде военно-профессиональной и спортивной деятельности. Так, независимо от того, успешной или неуспешной была эта деятельность (спортивная игра или соревнования), средний индекс оценки удовлетворенности во всех случаях оказался выше у инструментальных лидеров - 7,3 балла (у экспрессивных лидеров - 5,6 балла; остальных курсантов - 5,3 балла). Различия статистически достоверны на 1%-ном уровне значимости. Представляется, что в показатель удовлетворенности участием в коллективной деятельности лидер привносит, осознавая или не осознавая, свое стремление к цели, достижению успеха, оценку своих способностей к лидерской деятельности. Особенно выраженно это наблюдается в условиях достижения профессионально значимой цели.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что вклад лидеров и ведомых в решение тех или иных коллективных задач, в достижение профессионально-значимых целей неодинаков. Полученные данные свидетельствуют о том, что лидер, особенно инструментальный, вносит более существенный вклад, который выражается в его различных действиях и влиянии на остальных курсантов, способности к коммуникативному взаимодействию и управлению, личностном статусе, социально-психологической позиции и социальной активности.

Однако было бы ошибкой утверждать, что занятия физической подготовкой и спортом в равной степени и автоматически способствуют развитию лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений. Механизм этого влияния весьма сложен и противоречив (В. А. Щеголев, 1991; Ф.Н. Соков, 1990).

Ослабление психолого-педагогического воздействия со стороны руководителя (тренера) в процессе занятий физической подготовкой и спортом может приводить к нежелательным последствиям: поляризации воинских взаимоотношений, излишней агрессивности со стороны ведущих спортсменов-лидеров, напряженности в курсантских коллективах, негативному психологическому климату, нарушению воинской дисциплины и т.д. Реальное положительное воздействие физической подготовки и спорта в общей системе воспитания возможно лишь в единстве всех его компонентов (Ю Н. Щедрин, 1989; Ф.Н. Соков, 1990).

По нашему мнению, физкультурно-спортивная деятельность оказывает свое положительное воздействие на развитие лидерских качеств, главным образом, опосредованно через совершенство социально значимых, военно-профессиональных и нравственных черт личности студента.

Таким образом, можно заключить, что, с одной стороны, правильная воспитательная работа в сфере физического воспитания и спорта способствует формированию лидерских и других социально значимых качеств у студентов, а с другой - сама физкультурно-спортивная деятельность создает условия для активного проявления и развития этих качеств у будущих офицеров запаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.