Научная статья на тему 'Место лидерских качеств в структуре личности и деятельности сержанта курсантского подразделения высшего военного учебного заведения'

Место лидерских качеств в структуре личности и деятельности сержанта курсантского подразделения высшего военного учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место лидерских качеств в структуре личности и деятельности сержанта курсантского подразделения высшего военного учебного заведения»

подготовленности. Кроме приведенных выше тестов при отборе учитываются медицинские и психологические показатели.

Как показало итоговое тестирование у отобранных таким образом военнослужащих без особых осложнений за отведенное программой время формируется твердый навык в подводном плавании.

МЕСТО ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРЖАНТА КУРСАНТСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

А. В. Марков

Актуальность. Требования к личности сержанта курсантского подразделения как к учителю и воспитателю подчиненных в современных условиях постоянно возрастают. Это обуславливается объективной потребностью субъектов военно-педагогического процесса в непрерывном и адресном воздействии на курсантов в учебное и вне учебное время. Последнее возможно только при условии качественного выполнения офицерами учебных подразделений и сержантами функций педагога. Однако далеко не всякий сержант обладает необходимыми для этого способностями и личностным авторитетом. Тем самым возникает противоречие между необходимостью в целостном психологопедагогическом сопровождении процесса формирования будущих офицеров и отсутствием лидерских качеств у всех сержантов как воспитателей.

Проблемная ситуация. Изучение практики деятельности курсовых офицеров показывает, что основу воспитания лидерских качеств у курсантов составляет их собственный служебный опыт. В связи с тем, что этот опыт зачастую обладает определенной уникальностью, возникает риск культивирования негативных элементов в курсантской среде с последующим переносом данного опыта в войсковую практику. Отсюда необходимо формировать у самих курсовых офицеров ясные установки в этой области на основе современных принципов теории управления и воинской этики. Для таких людей необходим высокий уровень инициативы, активности, волевых качеств, организаторских способностей, заинтересованности в достижении групповых целей и, наконец, они должны обладать достаточной общительностью и личной привлекательностью. В то же время до сих пор непонятно - нужны ли личности специфические (уникальные) качества лидера (сила и подвижность нервных процессов, способность к сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности и целый ряд других качеств)? Проведенные исследования показывают, что одних черт недостаточно для достижения ведущего влияния, необходимы другие, дополнительные факторы.

Таким образом, ни черты личности, ни особенности поведения и ситуации, в которых приходится действовать лидеру, сами по себе не выявляют системные источники и механизмы феномена лидера и лидерства. Как представляется, лидером может стать человек способный к «подстройке» своей личности или конструктивному самоопределению в интересах достижения целей совместной деятельности. Тем самым лидерские качества, лидерское поведение могут быть развиты и улучшены посредством обучения и воспитания.

С чего же начинать в этой области? По всей видимости с изменения структуры военного образования.

Характерно, что в 2006 году комиссия Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала выступила с предложениями по реформированию подготовки сержантского состава. Министерству обороны предложено учредить создать в структуре военного образования так называемые «военные техникумы», то есть школы для подготовки сержантов. Члены палаты убеждены, что таким образом удастся повысить интеллектуальный потенциал вооруженных сил.

Для начала, по мнению членов комиссии, в системе обучения военнослужащих необходимо выделить среднее профессиональное звено - создать военные техникумы, или так называемые «сержантские школы». Сегодня, как признаются в Минобороны, «сержанты набираются из призывников, у которых маячит интеллект». Военную подготовку будущие сержанты в течение полугода получают в учебных центрах («учебках», как их называют в армии). Проект предлагает перепрофилировать «учебки» и увеличить сроки обучения сержантов. Однако как поступить с теми сержантами, которые обучаются в военных вузах?

Полезный опыт по этой проблеме накоплен в армии США. По мнению американских военных специалистов, чтобы стать полноценным сержантом, военнослужащий должен достигнуть необходимого уровня военного образования, накопить практический опыт в сфере своей военной специальности, постоянно заниматься самообразованием путем чтения и прохождения различных курсов в системе заочного обучения. Для получения звания сержант необходимо прослужить четыре года. Чтобы стать штаб-сержантом, потребуется семь лет. Добиться права нашить знаки различия сержанта 1-го класса можно через 12 лет. 21 год службы в армии необходим для получения высшего сержантского звания - главный сержант. Опыт зарубежных армий необходимо изучить и все полезное применить в процессе реформирования российской армии.

Так, В.П. Давыдов в работе «Руководство воспитательной деятельностью сержанта» рассмотрел механизм педагогического управления деятельностью сержанта как воспитателя, указал на необходимость учить методике воспитательной работы сержантский состав.

Заключение. В настоящее время к процессу подготовки будущих офицеров в стенах военно-учебных заведений предъявляются все более жесткие требования. За период обучения курсант должен получить твердые и прочные знания, навыки и умения для своей дальнейшей службы. Учебные занятия, практическая работа на технике, войсковая стажировка, да и сам уклад воинской службы формирует у курсантов профессионально-необходимые качества. При решении образовательных задач вуза сержантский состав курсантских подразделений играет существенную роль.

Перед командирами, преподавательским составом стоит задача создать определенные условия, осуществить комплекс организаторских и воспитательных мероприятий направленных на формирование у сержантов курсантских подразделений качеств, позволяющих эффективно управлять подчиненными, воздействовать на них, обеспечивая уставной порядок, организованность, безопасность военной службы.

Одной из проблем, с которыми сталкиваются сержанты в период становления, является, как показали проведенные исследования, неумение строить

взаимоотношения со своими подчиненными. Исследования, проведенные Я. Подоляк Я., О. Скрыпниковым О. [12], показали, что самыми нетерпимыми чертами характера сержанта, по мнению подчиненных, являются вспыльчивость, грубость, безразличие к интересам подчиненных, равнодушие. Так же была отмечена особенность взаимоотношений сержанта и подчиненных в том, что они воспринимают своего командира, прежде всего с точки зрения его нравственных качеств, реальных отношений не к одному подчиненному, а к

Контроль и проверка исполнения поручений Целесообразность и законность требований

9

Личный пример в добросовестном отношении к службе

Справедливость и посильность требований с учетом знания особенностей подчиненных

Персональная ответственность за порученное дело

А

Высокий авторитет среди подчиненных

Рис.1. Система условий, исключающих конфликтные ситуации

Кроме других вопросов деятельность сержантов предполагает также выработку навыков и умений придерживаться определенного стиля руководства, предъявления справедливой требовательности и тактичного поведения с подчиненными. Благодаря этому создаются необходимые условия, исключающие конфликтные ситуации. К таким условиям можно отнести: целесообразность и законность требований; персональная ответственность за порученное дело; контроль и проверка исполнения поручений; личный пример сержанта в добросовестном отношении к службе и его высокий авторитет среди подчиненных; справедливость и посильность требований с учетом знания особенностей подчиненных (рис.1).

Анализ показал следующие причины подобных явлений:

Во-первых, у отдельных сержантов сказывается слабая подготовленность к выполнению своих обязанностей. В частности, отсутствуют навыки воспитательной работы с подчиненными, умение в полной мере управлять отделением, экипажем, расчетом. У некоторых из них недостаточно развита ответственность за состояние дел в подразделении. Сержанты слабо ориентируется в вопросах военного законодательства, в практике применения уставных положений, не может найти своего места в образовательном процессе.

Во-вторых, нередко командиров этой категории в рамках их непосредст-

венных должностных обязанностей подменяют офицеры курсантских подразделений. В итоге такой подмены сержанты, перестают чувствовать себя командирами, самоустраняются от обучения и воспитания подчиненных.

В-третьих, имеются недостатки в подборе кандидатов на сержантские должности. В результате ряд будущих сержантов назначается на командные должности, не имея к этому ни способностей, ни стремления. Естественно, отдача от подобных командиров невелика (рис.2).

Отсутствие навыков воспитательной работы с

Отсутствие умений управлять

отделением, экипажем,

Недостаточно развитая ответственность за состояние дел___________________________

Подмена сержантов в рамках их непосредственных должностных обязанностей офицерами курсантских подразделений

Слабая ориентация в вопросах военного законодательства, в практике применения

Подбор кандидатов на ержантские должности без учета их способностей

Рис. 2. Факторы, негативно влияющие на формирование лидерских качеств.

ВЫВОДЫ

Предельно жестко высказался по этому поводу генерал-полковник Б. Громов: «...В Афганистане до 80 % прибывающих к нам сержантов мы вынуждены были не назначать на сержантские должности. Не то, что в боевой, но даже в обычной обстановке они не способны были сполна выполнять свои обязанности»(65).

Таким образом, чтобы поднять значение и роль сержантов на уровень предъявляемых современных требований и устранить существующие издержки, необходимо, наряду с традиционной системой подготовки сержантов в вузе, создать эффективную педагогическую систему воспитания у сержантов лидерских качеств. Необходима совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, обеспечивающих функционирование процесса воспитания лидерских качеств у сержантов курсантских подразделений.

В том числе командирам подразделений в деле формирования у сержантов лидерских качеств существенную помощь оказывают общественные организации. Большой воспитательный потенциал заложен в советах сержантов, призванных оказывать повседневную помощь командирам в воспитании и обучении сержантского состава. На совете сержантов рассматриваются результаты служебной деятельности, оценивается состояние воинской дисциплины в отделениях, взводах, личная примерность сержантов в выполнении воинского долга. Хорошей школой формирования и совершенствования психо-лого-педагогических навыков и организаторских способностей у сержантов является их участие в подготовке и проведении различных воспитательных мероприятий, спортивных соревнований, досуга.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства// Вопросы психологии.1991.- № 3. - С.90.

2. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. - М.: Наука, 1977. -380с.

3. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П. и др. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. - М., 1987.

4. Варваров В.И., Мерзляк Л.Е. Командир и подчиненные. - М.: Воен-издат, 1986. -186 с.

5. Гамыла Н.П. Педагогические основы подготовки сержантов к воспитательной работе в частях ВВС: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1986.27 с.

6. Давыдов В.П., Мороз И.И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. - М.: ВПА, 1983. - 178 с.

7. Давидовский В. Быть ли «главным» российскому сержанту?// Ориентир. N10. - 1999.

8. Концепция воспитания военнослужащих силовых министерств и ведомств российской Федерации. - М.: Координационный совет при президенте РФ по воспитательной работе в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах. - 1998.

9. Марищук В.Л., Степанчук О.А., Аверин А.Н. Формы обучения и воспитания, применяемые в Вооруженных Силах Российской Федерации. СПб., 1993. - 56 с.

10. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ЛГУ, 1975. -312с.

11. Минделл А. Лидер как мастер единоборств. - М.: 1993.

12. Подоляк Я.В. Личность и коллектив. Психология военного управления. - М.: Воениздат, 1989.-350 с.

13. Сержанты и старшины Вооруженных Сил СССР/ Под ред. В.П. Хро-бостова. - М., 1986.

14. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. В кн. Коллектив и личность. Ред. Е.В. Шорохов, К.К. Платонов и др. - М.: Наука, 1975.

15. Херманн М. Составляющие лидерства/ Политическая психология, современные проблемы и подходы: Реферат. - М.: МГУ, 1988. - 38с.

ВЛИЯНИЕ ФИТНЕСС-НАГРУЗОК АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА НА

ЭНДОКРИННЫЕ И ВЕГЕТОСОСУДИСТЫЕ НАРУШЕНИЯ У

ЖЕНЩИН

И.Б. Маслова, А. С. Солодков

В последние годы при различных нарушениях здоровья люди обращаются к фитнесс-нагрузкам с целью приобрести хорошую физическую форму и снизить патологические проявления в организме. В частности, используя адекватную двигательную активность, представляется возможным корректировать гормональный статус больных эндокринологической направленности и сердечно-сосудистые нарушения.

Состояние здоровья населения Российской федерации продолжает оста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.