Научная статья на тему 'Спортивно-ориентированное физическое воспитание студентов в вузе на основе гиревого спорта'

Спортивно-ориентированное физическое воспитание студентов в вузе на основе гиревого спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH / СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPORTS-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И СПОРТУ / ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / ГИРЕВОЙ СПОРТ / WEIGHT SPORT / УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / THE LEVEL OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL KNOWLEDGE / ПОКАЗАТЕЛИ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ / INDICATORS OF THE RELATIVE STRENGTH OF MOTIVES FOR WEIGHT LIFTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестряева Людмила Шейисдановна, Глинкин Борис Николаевич

В статье приводятся результаты эксперимента, проведенного в Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, подтверждающие эффективность спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов с использованием средств гиревого спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестряева Людмила Шейисдановна, Глинкин Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY ON THE BASIS OF KETTLEBELL SPORT

The article presents the results of the experiment conducted in the Chuvash state agricultural Academy, confirming the effectiveness of a sports-oriented approach in the physical education of students using the means of weight lifting.

Текст научной работы на тему «Спортивно-ориентированное физическое воспитание студентов в вузе на основе гиревого спорта»

Педагогика

УДК:796.088

кандидат педагогических наук, доцент Пестряева Людмила Шейисдановна

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары); доцент Глинкин Борис Николаевич

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары)

СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА

ОСНОВЕ ГИРЕВОГО СПОРТА

Аннотация. В статье приводятся результаты эксперимента, проведенного в Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, подтверждающие эффективность спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов с использованием средств гиревого спорта.

Ключевые слова: студенческая молодежь, спортивно-ориентированное физическое воспитание, элективные курсы по физическому воспитанию и спорту, гиревой спорт, уровень теоретических и методических знаний, показатели относительной силы мотивов занятий гиревым спортом.

Annotation. The article presents the results of the experiment conducted in the Chuvash state agricultural Academy, confirming the effectiveness of a sports-oriented approach in the physical education of students using the means of weight lifting.

Keywords: student youth, sports-oriented physical education, elective courses in physical education and sports, weight sport, the level of theoretical and methodological knowledge, indicators of the relative strength of motives for weight lifting.

Введение. Физическое воспитание студенческой молодежи в вузах как учебная дисциплина является важнейшим базовым компонентом формирования общей и профессиональной культуры современного специалиста.

В последние годы значительно возросло количество научных работ, посвященных исследованию новых концепций преподавания физической культуры и спорта в высших учебных заведениях. Одним из путей повышения физического развития и функциональных показателей студентов к физическим нагрузкам является спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию в образовательных учреждениях [1, 2, 3, 7].

С переходом в России на двухуровневую систему подготовки высшего образования введена учебная дисциплина элективные курсы по физической культуре и спорту. Она представлена как важнейший компонент, направленный на формирование осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом, являющимися средством укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

Преподавание этой дисциплины заключается в обеспечении студентов свободой выбора, адекватной интересам, склонностям, потребностям и возможностям студентов. Данный подход к проведению занятий должен способствовать мотивации молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом и повышению их физической и спортивной подготовленности.

Идея спортивно-ориентированного физического воспитания возникла ещё в 20 веке, но до сих пор не нашла повсеместного распространения в образовательной системе вузов. При традиционных методиках преподавания дисциплины изучение видов спорта происходит частично и не отражает её сущность. Следовательно, дисциплина элективные курсы по физической культуре и спорту, должна базироваться на конкретных видах спорта, а проводимые занятия направлены на достижение спортивных результатов.

Процесс спортивно-ориентированного физического воспитания опирается на принципы создания наибольших возможностей для освоения ценностей физической культуры и спорта, обязательности использования технологии тренировки и объединения студентов в учебно-тренировочные группы. Учитывая сказанное, теоретическими предпосылками спортивно-ориентированного физического воспитания в сельскохозяйственных вузах становятся следующие положения:

- определение, отбор и дальнейшая ориентация студентов на выбранный вид спорта;

- занятия по дисциплине элективные курсы по физической культуре и спорту должны трансформироваться в спортивно-ориентированные формы, с активным привлечением тренировочных средств и тренировочной программы;

тренировочные занятия должны проводиться с учетом форм, методов, методик, технологий и средств спортивной тренировки выбранного вида спорта.

гиревой спорт представляет собой одну из привлекательных форм приобщения студенческой молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Сущность спортивно-ориентированного физического воспитания выступает как одна из актуальных и инновационных тенденций современного физкультурно-спортивного образования.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время ведется активное внедрение спортивно-ориентированного физического воспитания в процесс обучения по дисциплине элективные курсы по физической культуре и спорту [2]. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, спортивно-ориентированное обучении является инновационным. С учетом этого на базе Чувашской государственной сельскохозяйственной академии была создана учебно-тренировочная группа по гиревому спорту. В рамках дисциплины элективные курсы по физической культуре и спорту был проведен педагогический эксперимент.

В ходе эксперимента применялись следующие методы исследования: тестирование физических качеств, анализ уровня теоретических и методических знаний в области физической культуры и спорту и показателей относительной силы мотивов занятий спортом, методы математической статистики.

Эксперимент проводился в течение трех лет. Экспериментальную группу составили студенты -спортсмены по гиревому спорту, контрольную студенты, обучающиеся по традиционной системе. В обеих группах возраст составлял 18-22 года.

Экспериментальная группа 30 человек, занимались по разработанному тренировочному плану, который направлен на улучшение соревновательного результата. Контрольная группа занималась по традиционной системе и состояла из 50 человек.

В ходе эксперимента у студентов осуществлялись измерения показателей развития основных физических качеств в конце 1 и 6 семестра. Все испытуемые относились к основной медицинской группе. Контроль за развитием физических характеристик проводился по основным нормативам (таблица 1).

Таблица 1

Анализ показателей физических характеристик по контрольным нормативам

Контрольные нормативы Экспериментальная Контрольная Достоверность

группа группа различий

до после до после

1000 м, (мин) 3,36 3,10 3,40 3,37 P <0,05

Подтягивание на высокой перекладине, (кол. раз) 12 18 12 12 P <0,05

100 м, (сек.) 14,3 13,9 14,2 14,1 P <0,05

Прыжок в длину с места, (см) 225 230 218 222 P <0,05

Анализ полученных данных показал, что показатели при выполнении контрольных упражнений у студентов - гиревиков статистически достоверно значительно улучшились в показателях на выносливость и силовую выносливость. А скоростные и скоростно-силовые показатели улучшились не значительно. Это связанно со спецификой соревновательного упражнения в гиревом спорте (выполняется до предельного уровня, который определяется максимальным количеством подъемов гирь за 10 минут). У студентов контрольной группы показатели так же улучшились во всех упражнениях, но без значительных изменений. Во всех видах испытаний результат экспериментальной группы был выше, чем результат контрольной группы.

Для выявления уровня теоретических и методических знаний в начале эксперимента и после проводилось тестирование по дисциплине «Физическая культура и спорт». Работы оценивались по десятибалльной шкале. Тестовые задания включали 5 вопросов по теоретическим знаниям, 5 вопросов методического характера. Например:

1. Дать определение «физическому воспитанию», «физической подготовке», «физическому развитию», «физическому совершенству», «спорту».

2. Определить цели и задачи физического воспитания.

3. Дать определение основным физическим качествам.

4. Дать классификацию физическим упражнениям.

5. Объяснить влияние оздоровительных сил природы на здоровье.

6. Методы физического воспитания. Дать характеристику.

7. Что относится к специфическим методам физического воспитания?

8. Что относится к общепедагогическим методам физического воспитания?

9. Подобрать эффективные имитационные и подводящие упражнения.

10. Подобрать упражнения для эффективного исправления ошибок.

Тестовые задания оценивались следующим образом: за правильный ответ ставилось 2 балла, не полностью раскрытый ответ - 1 балл, не смог ответить - 0 баллов. На ответы по предложенным вопросам отводилось 10 минут.

Как видно из данных таблицы 2, существенное преимущество в показателях теоретических и методических знаний имеют студенты из экспериментальной группы.

Таблица 2

Показатели качества усвоения знаний по дисциплине «Физическая культура и спорт» экспериментальной и контрольной групп

Виды знаний Показатели качества усвоения знаний Достоверность различий

Контрольная Экспериментальная

до после до после

Теоретические знания 6,91+1,93 7,29+2,18 6,98+2,15 9,82+2,35 P<0,01

Методические знания 6,78+2,14 6,84+2,16 7,79+2,24 9,58+2,07 P<0,01

Установленное преимущество студентов экспериментальной группы по усвоению знаний по дисциплине «Физическая культура и спорт» можно объяснить тем, что в содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая [5]. Студенты на учебно-тренировочных занятиях решали следующие задачи:

- освоение техники и тактики гиревого спорта;

- совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выступление на основных стартах;

- воспитание характера и трудолюбия;

- воспитание устойчивой психической подготовленности;

- приобретение теоретических и методических знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Такой подход к занятиям способствует повышению активного отношения студентов к физкультурно-спортивным дисциплинам [4].

Исследования показателей относительной силы мотивов занятий спортом в 1 семестре до начала эксперимента и в 6 семестре, после окончания эксперимента показали, что продолжительность и эффективность занятий спортом студентов зависит от мотивов. Следовательно, знания особенностей мотивов занятий спортом позволяют направленно воздействовать на процесс их формирования в этапах спортивной подготовки [9]. Измерение показателей относительной силы мотивов занятий спортом проводилось с использованием методики «Мотивы занятий спортом», разработанной А.В. Шаболтас [12]. Определялась относительная сила 10 мотивов. В таблице 3 приведены показатели относительной силы занятий спортом у студентов экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 3

Показатели относительной силы мотивов занятий спортом у студентов с учетом спортивной

квалификации, баллы (Х±8)

Мотивы занятий физическими упражнениями Спортивная квалификация Достоверность различий

Экспериментальная группа Контрольная группа

до после до после

1. Спортивная направленность

Мотив достижения успеха в спорте 21,8+2,7 25,6+3,1 19,8+2,8 20,1+1,2 <0,05

Спортивно-познавательный мотив 15,9+3,4 20,9+3,9 10,1+2,3 10,9+ 2,4 <0,01

Гражданско-патриотический мотив 20,1+2,9 22,4+3,7 22,1+2,6 22,4+3,4 <0,01

2. Полуспортивная направленность

Мотив социального самоутверждения 21,3+3,9 21,6+4,2 26,1+2,6 26,4+3,4 <0,01

Социально-эмоциональный мотив 17,5+2,7 19,8+3,3 17,5+2,3 18,0+3,1 <0,01

Социально-моральный мотив 16,1+1,8 16,2+2,6 14,1+2,5 14,4+3,2 <0,01

3. Физкультурно-оздоровительная направленность

Мотив подготовки к профессиональной деятельности 10,3+3,1 13,8+2,7 10,7+1,6 11,4+3,0 <0,05

Мотив эмоционального удовольствия 16,6+3,2 16,8+3,5 23,3+3,1 24,6+4,2 <0,01

Мотив физического самоутверждения 14,2+2,7 15,0+2,5 16,1+2,0 16,2+1,4 <0,01

Рационально-волевой мотив 11,5+2,1 12,0+2,1 8,7+1,7 9,0 +1,6 <0,01

Из таблицы видно, что у студентов - гиревиков после эксперимента мотив достижения успеха в спорте значительно вырос. Надо отметить, что изначально показатели по этому мотиву были одинаковы у обеих групп. У контрольной группы доминирует мотив социального самоутверждения. Это связано с тем, что студенты, занимающиеся по традиционной системе физического воспитания не могут проявить свои способности на соревнованиях, так как это делают студенты, занимающиеся гиревым спортом. Следовательно, у них появляются потребности в самоутверждении и реализации своих достижений в физкультурном развитии через спортивно-ориентированный подход к занятиям физической культурой. Последние места в иерархии мотивов у обеих групп занимает мотив подготовки к профессиональной деятельности и рационально-волевой мотив.

Сравнивая значимость мотивов занятий спортом для испытуемых обеих групп после эксперимента, можно отметить, что студенты экспериментальной группы имеют существенное преимущество перед студентами контрольной группы в относительной силе таких мотивов, как мотив достижения успеха в спорте (25,6 против 20,1 балла), спортивно-познавательный мотив (20,9 против 10,9 балла).

Для студентов, занимающихся гиревым спортом мало значимыми являются мотивы, характеризующие физкультурно-оздоровительную направленность личности - мотивы физического самоутверждения и рациональной волевой мотив. Это объясняется тем, что они относятся к категории спортсменов. Поэтому для них наиболее значимы мотивы, характеризующие спортивную (мотив достижения успеха и гражданско-патриотический мотив) и полуспортивную (мотив социального самоутверждения) направленность.

В мотивационной структуре, отражающей отношение к занятиям спортом, у студентов - гиревиков наблюдалось незначительное преобладание мотивов полуспортивной направленности над спортивной, а у студентов, контрольной группы мотивы полуспортивной направленности отличались наибольшей силой.

Выводы. На основе результатов трехлетнего педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:

- результаты исследования указывают на эффективность использования гиревого спорта в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в сельскохозяйственных вузах;

- спортивно-ориентированное физическое воспитание поддерживает у студентов сильную мотивацию к дальнейшим самостоятельным занятиям, что способствует повышению их физической и спортивной подготовленности;

- результаты эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности спортивно-ориентированного физического воспитания в достижении спортивных результатов.

Литература:

1. Зорин С. Д., Пестряева Л. Ш. Исследование показателей ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни 13 летних подростков с учетом занятий спортом // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 6. - С. 6-7.

2. Островский Б. И., Федотенков Д. Г. Спортизация физического воспитания как фактор формирования спортивной культуры школьников // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 669-674

3. Пестряева Л. Ш., Пешкумов О. А., Садетдинов Д. Ш. Применение ориентировочных карт-инструкций в учебном процессе по физической культуре со студентами вузов // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №57-5. - С. 265-271.

4. Пестряева Л. Ш., Щербакова Т. А., Иванова А. Н. Влияние проблемного метода обучения на формирование активного отношения студентов к учебной деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2016. - № 1(89). - С. 132-138.

5. Пестряева Л. Ш., Садетдинов Д. Ш., Камалиева Г. А. Совершенствование физического воспитания студентов на основе применения коллективного способа обучения // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - №54-3. - С. 164-174.

6. Пестряева Л. Ш. Дидактические умения преподавателя физической культуры и спорта // Рациональное природопользование и социально-экономическое развитие сельских территорий как основа эффективного функционирования АПК региона: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - С. 577-581.

7. Пестряева Л. Ш. Эффективность применения ориентировочных карт-инструкций в изучении легкоатлетических упражнений // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы межд. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - С. 46-50.

9. Пестряева Л. Ш., Драндров Г. Л., Глинкин Б. Н., Орешкина Т. И. Особенности развития мотивов занятий спортом с учетом спортивной квалификации // Проблемы современного педагогического образования - 2016. - №51-3 - С. 237-247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Садетдинов Д.Ш. Формирование дидактических умений студентов факультета физической культуры на основе контекстного подхода к обучению (на примере преподавания «Легкая атлетика» с методикой преподавания): дис. канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.04. - Йошкар-Ола, 2000. - 170 с.

11. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 г. №1101-р) / Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4110.

12. Шаболтас, А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00.01 / А. В. Шаболтас. - СПб. - 1998. - 21 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук Петрова Светлана Сергеевна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал) Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (г. Нижний Тагил)

ФЕНОМЕН ПОДРОСТКОВОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «застенчивость» и ее влияние на формирование социальных отношений и установление межличностных коммуникаций, а также воздействие различных факторов на формирование застенчивой модели поведения в подростковом периоде.

Ключевые слова: застенчивость, подростковый возраст, подростковая застенчивость, период повышенной застенчивости.

Annotation. The article deals with the concept of «shyness» and its influence on the formation of social relations and the establishment of interpersonal communications, as well as the impact of various factors on the formation of a shy model of behavior in the adolescent period.

Keywords: shyness, adolescence, teenage shyness, a period of heightened shyness.

Введение. Подростковый период - это важный и значимый этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослой жизнью. В это время тело подростка претерпевает физиологические и психоэмоциональные изменения, которые в свою очередь сопровождаются определенными трудностями. Данные перемены, происходящие в образе тела, за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд существенных проблем, как для подростка, так и для его ближайшего окружения. Они могут стать первопричиной закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности, застенчивости. Закомплексованному и стеснительному подростку сложнее найти общий язык со своими сверстниками, сложнее делать выбор и принимать самостоятельные решения. Они предпочитают общение с людьми младшего возраста, и даже зачастую избегают возможных коммуникаций и дружеских отношений с другими людьми, замыкаются в себе и закрываются от внешнего мира.

Большинство из современных подростков чувствуют себя уверено лишь тогда, когда находятся в виртуальном пространстве, играют в компьютерные игры или общаются в социальных сетях. В тоже время, при личном общении с собеседником они ведут себя скованно, испытывают страх и смущение. Свое мнение высказывают скромно, либо придерживаются мнения большинства, выступают в роли пассивного слушателя и стесняются задавать вопросы.

В психологической науке имеется большое разнообразие понятия «застенчивость». Подростковая застенчивость — тенденция ощущать напряженность, беспокойство или неловкость в непривычных социальных ситуациях и в общении с малознакомыми людьми. Застенчивость - черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников [1, с. 111].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.