Научная статья на тему 'Влияние проблемного метода обучения на формирование активного отношения студентов к учебной деятельности'

Влияние проблемного метода обучения на формирование активного отношения студентов к учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / PARTIALLY-SEARCH TEACHING METHOD / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / КАЧЕСТВО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / QUALITY OF ACQUISITION OF KNOWLEDGE / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS / ORIENTATIVE MAP-INSTRUCTION / TRACK AND FIELD ATHLETICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестряева Людмила Шейисдановна, Щербакова Тамара Аркадьевна, Иванова Анастасия Николаевна

В статье рассматривается применение проблемного метода обучения, такого как частично-поисковый с использованием ориентировочных карт-инструкций, для повышения качества усвоения знаний по легкой атлетике. Результаты педагогического эксперимента, полученные при проведении занятий с применением карт-инструкций со студентами Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, показали высокое качество усвоения знаний по легкой атлетике при изучении дисциплины «Физическая культура». Частично-поисковый метод обучения с применением ориентировочных карт-инструкций создает благоприятные условия для формирования активного отношения студентов к физкультурным занятиям, что способствует повышению уровня развития их физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестряева Людмила Шейисдановна, Щербакова Тамара Аркадьевна, Иванова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PROBLEMATIC TEACHING METHOD IN FORMATION OF ACTIVE ATTITUDE OF STUDENTS TO EDUCATIONAL ACTIVITY

The article discusses the use of problematic teaching method such as a partially-search method using orientative map-instructions to improve the quality of learning in athletics. The pedagogical experiment results obtained during the training using card instructions with the students of the Chuvash State Agricultural Academy showed high quality of acquisition of knowledge in track and field athletics when studying Physical Culture. The partially-search training method using orientative map-instructions creates favorable conditions for the formation of active attitude of students in Physical Culture classes, thereby increasing the level of development of their physical qualities.

Текст научной работы на тему «Влияние проблемного метода обучения на формирование активного отношения студентов к учебной деятельности»

УДК 378.016:796.4

Л. Ш. Пестряева1, Т. А. Щербакова1, А. Н. Иванова2

ВЛИЯНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, г. Чебоксары, Россия 2Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассматривается применение проблемного метода обучения, такого как частично-поисковый с использованием ориентировочных карт-инструкций, для повышения качества усвоения знаний по легкой атлетике. Результаты педагогического эксперимента, полученные при проведении занятий с применением карт -инструкций со студентами Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, показали высокое качество усвоения знаний по легкой атлетике при изучении дисциплины «Физическая культура». Частично-поисковый метод обучения с применением ориентировочных карт-инструкций создает благоприятные условия для формирования активного отношения студентов к физкультурным занятиям, что способствует повышению уровня развития их физических качеств.

Ключевые слова: частично-поисковый метод обучения, ориентировочная карта-инструкция, легкая атлетика, качество усвоения знаний, физические качества студентов.

Актуальность исследуемой проблемы. Умение правильно организовать активную деятельность студентов по изучению дисциплины «Физическая культура» является одной из главных задач в работе современного преподавателя вуза [1], [9]. Согласно исследованиям [2], [9], [10] и по требованию новых образовательных стандартов преподавание спортивно-физкультурных дисциплин должно осуществляться с использованием активных методов обучения. Актуальным в этой связи является поиск более эффективных путей формирования активного отношения студентов к физкультурным занятиям через применение проблемных методов обучения.

Целью настоящего исследования стало выявление влияния применения частично-поискового метода преподавания физкультурно-спортивных дисциплин на усвоение знаний и формирование активного отношения студентов к занятиям физической культурой.

© Пестряева Л. Ш., Щербакова Т. А., Иванова А. Н., 2016

Пестряева Людмила Шейисдановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, г. Чебоксары, Россия; e-mail: pestryae@mail.ru

Щербакова Тамара Аркадьевна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой физического воспитания Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, г. Чебоксары, Россия; e-mail: agro6@academy21.ru

Иванова Анастасия Николаевна - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: 06anastasiaivanova@gmail.com

Статья поступила в редакцию 20.11.2015

Для достижения поставленной цели необходимо решить последовательно следующие задачи: 1) раскрыть сущность проблемного метода обучения; 2) определить степень влияния частично-поискового метода обучения на усвоение знаний, формирование активного отношения студентов к занятиям по физической культуре и на показатели уровня развития у них физических качеств.

Материал и методика исследований. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия явилась опытно-экспериментальной базой исследования. В эксперименте приняли участие студенты 2 курса факультета ветеринарной медицины и зоотехнологии. В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, методы экспертной оценки и математической статистики. Для формирования представления о технике легкоатлетических упражнений применялись разработанные нами ориентировочные карты-инструкции [5], [6].

Результаты исследований и их обсуждение. В настоящее время в вузовской практике имеется арсенал различного рода педагогических приемов и средств, использование которых позволяет обеспечить активизацию познавательной деятельности студентов [4]. Для формирования активного отношения к учебной деятельности применяется метод проблемного обучения, суть которого сводится к организации преподавателем способов активного взаимодействия обучающихся с проблемно представленным содержанием обучения. К достоинствам этого метода обучения согласно [2] следует отнести следующие:

1) попадая в ту или иную учебную ситуацию, обучающийся должен определиться в ней и провести анализ имеющейся информации - такая работа формирует у обучающихся умение самостоятельного поиска новых понятий и способов действия;

2) происходит формирование личностной мотивации обучающегося, его познавательных интересов, а также идет развитие мыслительных способностей;

3) обеспечивается прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности;

4) формируется и развивается диалектическое мышление обучающихся, обеспечивается выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

Все вышеперечисленное позволяет вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность, пройти этапы процесса управления, решения проблемной педагогической задачи по обучению двигательным действиям [5]. Таковыми являются: 1) этап нахождения и выделения проблемы; 2) этап анализа создавшейся ситуации; 3) этап эффективности прогноза; 4) этап принятия решения; 5) этап планирования; 6) этап практического воплощения полученных результатов планирования; 7) этап контроля.

Этап нахождения и выделения проблемы. Умение видеть проблему там, где она есть, является признаком заинтересованности студента данным видом деятельности. Для постановки проблемы характерны следующие исследовательские процессы: обнаружение противоречия, выявление проблемы, определение цели, отбрасывание ненужной, избыточной информации, выделение несогласованных условий исходя из поставленной цели, непосредственная постановка проблемы.

Этап анализа создавшейся ситуации. В рамках данного этапа при изучении физкультурно-оздоровительных дисциплин обучаемый осуществляет ряд качественно различающихся дидактических действий: изучает и оценивает психическую готовность к усвоению учебного материала, физическую и координационную готовность к выполнению техники упражнения по изучаемому действию, совершает анализ двигательного действия с учетом биомеханических, психологических и педагогических знаний.

Этап эффективности прогноза. Ключевым моментом этого этапа является прогнозирование, которое основано на анализе противоречий между прошлым и настоящим и представляет собой попытку заглянуть в будущее, предсказать ход событий, определить и оценить возможные эффекты от воздействия предлагаемых способов решения задач на обучение двигательным действиям.

Этап принятия решения - психологически один из сложных, так как на личностном уровне возможны проявления сомнений в соответствии своего нынешнего «я» решаемой проблемной ситуации.

Этап планирования. Применяя свой предыдущий опыт, следует выбрать организационную форму, методы, средства обучения, определить лимит времени, степень своих физических качеств и личные предпочтения.

На этапе практического воплощения полученных результатов планирования от осмысления следует переходить к практическим действиям по управлению учебно-познавательной деятельностью, следить за полным и правильным выполнением всех предлагаемых двигательных действий и корректировать ошибки.

Этап контроля характеризуется осуществлением критического анализа содержания процесса учебно-познавательной деятельности обучаемых и собственной деятельности в ходе реализации технологии обучения. На этом этапе вносятся конструктивные изменения в разработанную на основе оригинальных идей технологию обучения спортивно-двигательным действиям.

Все этапы процесса управления, решения проблемной педагогической задачи обучения двигательному действию представляют собой усложняющиеся формы, включающие в себя предыдущие этапы в измененном, трансформированном виде. Уровень практического владения способами реализации этих этапов и способами выполнения составляющих их содержание дидактических действий обусловлен соответствующими дидактическими умениями [3]. Следовательно, переход от репродуктивных и объяснительно-иллюстративных методов формирования знаний у студентов к применению проблемных методов обучения, таких как частично-поисковый, необходим для формирования активного отношения студентов к физкультурным занятиям.

Суть частично-поискового метода обучения выражается в следующих условиях:

1) знания нужно приобретать самостоятельно, а не предлагать учащимся в готовом виде;

2) преподаватель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) обучающиеся под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются прочные знания [7].

Для подтверждения эффективности влияния проблемного метода обучения на формирование у студентов активного отношения к учебной деятельности были определены два направления организации занятий по одной теме. Одна группа (контрольная) обучалась традиционно, с выполнением таких учебных действий, как восприятие, осмысление, запоминание новой информации, систематизация ее в структуре прошлого опыта, простое воспроизведение в общении с сокурсниками и преподавателем. В этих условиях учебная деятельность носит репродуктивный характер.

Другая (экспериментальная) группа обучалась с применением такого проблемного метода обучения, как частично-поисковый. Согласно этому методу студентам предлагалось самостоятельно решать возникающие познавательные задачи под руководством преподава-

теля. Для этого преподаватель сообщал тему занятия и организовывал поиск новых знаний с помощью разнообразных средств. Необходимыми педагогическими условиями для успешной деятельности студентов в этой группе явились сформированные представления о технике легкоатлетических упражнений как целостной системе движений и обеспечение учебного процесса необходимым теоретическим материалом и ориентировочными картами-инструкциями, которые содержат полную информацию о сущности двигательного действия и способе его построения [8]. В каждой группе было по 20 девушек.

В начале эксперимента по данным школьных аттестатов определялся средний балл по дисциплинам, входящим в школьную программу. Результаты сравнительного анализа свидетельствуют об отсутствии существенных различий в уровне готовности к обучению между студентами обеих групп. Таким образом, в начале педагогического эксперимента обе группы испытуемых были относительно одинаковыми и не имели каких-либо существенных преимуществ в отношении их готовности к усвоению учебного материала.

В ходе педагогического эксперимента с помощью тестовых заданий по десятибалльной шкале оценивалось качество усвоения студентами теоретических и методических знаний по легкой атлетике. Нами были разработаны тестовые задания, которые включали 10 вопросов (5 - по теоретическим знаниям, 5 - по методическим) на усвоение техники бега «с низкого старта», например:

1. Каков структурный состав двигательного действия?

2. Сколько и какие фазы у этого двигательного действия?

3. Перечень основных опорных точек и критерии правильного выполнения действия в каждом из них.

4. Перечень возможных ошибок при выполнении двигательного действия и способы их устранения.

5. Найти характер взаимодействия отдельных движений как структурных элементов целостного действия.

6. Выделить основные формы и методы обучения с учетом решаемых задач при изучении двигательного действия.

7. Какие средства применяются при изучении двигательного действия?

8. Выделить основные задачи при изучении двигательного действия.

9. Подобрать эффективные имитационные и подводящие упражнения.

10. Подобрать упражнения для эффективного исправления ошибок.

За правильный ответ ставилось 2 балла, не полностью раскрытый ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов. На выполнение предложенных заданий отводилось 20 минут.

С помощью 1>критерия Стьюдента проводился сравнительный анализ уровня развития показателей качества усвоения теоретических и методических знаний. Как видно из данных таблицы 1, существенное преимущество в показателях теоретических и методических знаний имеют студенты экспериментальной группы.

Таблица 1

Показатели качества усвоения знаний по легкой атлетике у студентов экспериментальной и контрольной групп (Х ± 8)

Виды знаний Показатели качества усвоения знаний Достоверность различий

Контрольная (п=20) Экспериментальная (п=20)

Теоретические знания 7,19+2,08 9,82+2,35 Р<0,01

Методические знания 6,94+2,36 9,58+2,07 Р<0,01

Установленное нами преимущество студентов экспериментальной группы по усвоению знаний по легкой атлетике можно объяснить тем, что в процессе учебной деятельности они значительно чаще включались в решение поставленных задач и быстро ориентировались в учебной ситуации, умели проводить анализ имеющейся информации, сами определяли пути выхода из сложившейся ситуации, учились доказывать правильность принятого решения, компетентность и качество предпринятых при этом действий и поступков. Такой подход к занятиям, когда система практических заданий выступает в качестве средства организации учебной деятельности, создает благоприятные условия для формирования у студентов активного отношения к учебной деятельности [10].

Активное отношение студентов к обучению отразилось и на показателях уровня развития физических качеств (табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровня развития физических качеств у студентов экспериментальной и контрольной групп (Х ± 8)

Контрольные тесты Показатели физических качеств Достоверность различий

Контрольная (n=20) Экспериментальная (n=20)

Челночный бег (3х10 м), с 9,3±0,2 8,9±0,4 P<0,01

Бег 100 м, с 18,8±0,3 17,9±0,6 P<0,01

Прыжок в длину с места, см 160±13 169±10 P<0,01

Наклон вперед, см 16±4,8 17±3,9 P<0,01

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество повторений 11±4 14±3 P<0,01

При определении уровня развития физических качеств использовались общепринятые тесты и методики их проведения [11].

Показатели уровня развития физических качеств у студентов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Это обусловлено тем, что студенты экспериментальной группы отличаются умением видеть и распознавать типичные двигательные ошибки. Они чаще, чем студенты из контрольной группы, осуществляют коррекцию ошибок при выполнении двигательного действия.

Резюме. Таким образом, использование проблемного метода обучения, в частности частично-поискового с применением карт-инструкций, повышает у студентов показатели качества усвоения знаний по легкой атлетике на занятиях по физической культуре. Установлено, что при частично-поисковом методе обучения с применением карт-инструкций система практических заданий выступает в качестве средства организации учебной деятельности, создает благоприятные условия для формирования активного отношения к занятиям физической культурой и способствует повышению уровня развития физических качеств у студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : методическое пособие. - М. : Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. Пестряева Л. Ш., Алексеев В. А. Педагогические условия применения активных методов обучения спортивно-физкультурным дисциплинам. - Чебоксары : Колибри, 2010. - 137 с.

3. Пестряева Л. Ш., Зорин С. Д. Дидактические умения преподавателя физической культуры и спорта // Вестник Волжского филиала МАДИ (ГТУ). - 2007. - № 3. - С. 234-235.

4. Пестряева Л. Ш., Ионов А. А. Управление учебной практикой студентов физкультурно-педагогических вузов // Интеграция всех сил общества как фактор повышения культурного уровня народа и формирования здорового образа жизни : сб. науч. ст. - М. ; Чебоксары, 2002. - С. 43-52.

5. Пестряева Л. Ш. Творческое обучение студентов двигательным действиям при изучении физкуль-турно-спортивных дисциплин : учебно-методическое пособие. - Чебоксары : ВФ МАДИ, 2010. - 86 с.

6. Пестряева Л. Ш. Физическая культура и спорт в системе факторов социализации личности студента // Физическая культура, спорт и здоровье студентов : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2013. - С. 104-108.

7. Попов С. Н., Холодов Ж. К., Данилина Л. Н. Совершенствование процесса обучения в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 3. - С. 40-42.

8. Садетдинов Д. Ш., Драндров Г. Л., Дюкина Л. А. Обучение технике легкоатлетических упражнений с учетом соотношения общего и частного в их содержании // Проблемы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 1997. - С. 163-165.

9. Садетдинов Д. Ш., Пестряева Л. Ш. Подготовка студентов институтов физической культуры на основе интеграции учебной и будущей профессиональной деятельности : учебное пособие. - Набережные Челны : КамГИФК, 2000. - 161 с.

10. Смолкин А. М. Методы активного обучения : науч.-метод. пособие. - М. : Высшая школа, 1991. - 176 с.

11. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания : учебник. - М : Академия, 2001. - 480 с.

UDC 378.016:796.4

L. S. Pestryaeva1, T. A. Shcherbakova1, A. N. Ivanova2

INFLUENCE OF PROBLEMATIC TEACHING METHOD IN FORMATION

OF ACTIVE ATTITUDE OF STUDENTS TO EDUCATIONAL ACTIVITY

1Chuvash State Agricultural Academy, Cheboksary, Russia 2I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article discusses the use of problematic teaching method such as a partially-search method using orientative map-instructions to improve the quality of learning in athletics. The pedagogical experiment results obtained during the training using card instructions with the students of the Chuvash State Agricultural Academy showed high quality of acquisition of knowledge in track and field athletics when studying Physical Culture. The partially-search training method using orientative map-instructions creates favorable conditions for the formation of active attitude of students in Physical Culture classes, thereby increasing the level of development of their physical qualities.

© Pestryaeva L. S., Shcherbakova T. A., Ivanova A. N., 2016

Pestryaeva, Lyudmila Sheyisdanovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Physical Education, Chuvash State Agricultural Academy, Cheboksary, Russia; e-mail: pestryae@mail.ru

Shcherbakova, Tamara Arkadyevna - Candidate of Pedagogics, Head of the Department of Physical Education, Chuvash State Agricultural Academy, Cheboksary, Russia; e-mail: agro6@academy21.ru

Ivanova, Anastasia Nikolaevna - Senior Lecturer, Department of Physical Culture and Sports, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: 06anastasiaivanova@gmail.com

The article was contributed on November 20, 2015

Вестник ^TnY vm. H. H. Xmeneea. 2016. № 1(89)

Keywords: partially-search teaching method, orientative map-instruction, track and field athletics, quality of acquisition of knowledge, physical qualities of students.

REFERENCES

1. Verbickij A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod : metodicheskoe posobie. - M. : Vysshaja shkola, 1991. - 207 s.

2. Pestrjaeva L. Sh., Alekseev V. A. Pedagogicheskie uslovija primenenija aktivnyh metodov obuchenija spor-tivno-fizkul'turnym disciplinam. - Cheboksary : Kolibri, 2010. - 137 s.

3. Pestrjaeva L. Sh., Zorin S. D. Didakticheskie umenija prepodavatelja fizicheskoj kul'tury i sporta // Vestnik Volzhskogo filiala MADI (GTU). - 2007. - № 3. - S. 234-235.

4. Pestrjaeva L. Sh., Ionov A. A. Upravlenie uchebnoj praktikoj studentov fizkul'turno-pedagogicheskih vuzov // Integracija vseh sil obshhestva kak faktor povyshenija kul'turnogo urovnja naroda i formirovanija zdo-rovogo obraza zhizni : sb. nauch. st. - M. ; Cheboksary, 2002. - S. 43-52.

5. Pestrjaeva L. Sh. Tvorcheskoe obuchenie studentov dvigatel'nym dejstvijam pri izuchenii fizkul'turno-sportivnyh disciplin : uchebno-metodicheskoe posobie. - Cheboksary : VF MADI, 2010. - 86 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Pestrjaeva L. Sh. Fizicheskaja kul'tura i sport v sisteme faktorov socializacii lichnosti studenta // Fizi-cheskaja kul'tura, sport i zdorov'e studentov : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Cheboksary, 2013. -S. 104-108.

7. Popov S. N., Holodov Zh. K., Danilina L. N. Sovershenstvovanie processa obuchenija v fizkul'turnyh vuzah // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. - 1985. - № 3. - S. 40-42.

8. Sadetdinov D. Sh., Drandrov G. L., Djukina L. A. Obuchenie tehnike legkoatleticheskih uprazhnenij s uchetom sootnoshenija obshhego i chastnogo v ih soderzhanii // Problemy professional'noj podgotovki specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Cheboksary, 1997. - S. 163-165.

9. Sadetdinov D. Sh., Pestrjaeva L. Sh. Podgotovka studentov institutov fizicheskoj kul'tury na osnove inte-gracii uchebnoj i budushhej professional'noj dejatel'nosti : uchebnoe posobie. - Naberezhnye Chelny : KamGIFK, 2000. - 161 s.

10. Smolkin A. M. Metody aktivnogo obuchenija : nauch.-metod. posobie. - M. : Vysshaja shkola, 1991. -

176 s.

11. Holodov Zh. K., Kuznecov V. S. Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija : uchebnik. - M : Akade-mija, 2001. - 480 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.