Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура»'

Интерактивные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3372
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / INTERACTIVE METHODS OF STUDYING / PHYSICAL EDUCATION / MOTIVATION / INDIVIDUALIZATION / TEACHING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бледнова Валентина Николаевна, Трунин Виктор Васильевич, Кораблева Елена Николаевна

Интерактивные методы обучения, использование информационных и компьютерных технологий способствуют повышению качества образования, формированию мотивации к самообразованию, поисковой деятельности студентов и индивидуализации процесса обучения по дисциплине «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бледнова Валентина Николаевна, Трунин Виктор Васильевич, Кораблева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive training methods in the process of teaching «Physical education»

Interactive training methods and using computer science enhance the quality of education, help forming the motivation for student’s self education, search activity and individualization of the process of teaching «physical education».

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура»»

Раздел 5

Интерактивные методы обучения дисциплинам физической культуры

УДК: 378; 372.879.6

В.Н. Бледнова, В.В. Трунин, Е.Н. Кораблева

Интерактивные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура»

Интерактивные методы обучения, использование информационных и компьютерных технологий способствуют повышению качества образования, формированию мотивации к самообразованию, поисковой деятельности студентов и индивидуализации процесса обучения по дисциплине «Физическая культура».

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, физическая культура, мотивация, индивидуализация, учебный процесс.

V.N. Blednova, V.V. Trunin, E.N. Korableva

Interactive training methods in the process of teaching «Physical education»

Interactive training methods and using computer science enhance the quality of education, help forming the motivation for students self education, search activity and individualization of the process of teaching «physical education».

Keywords: interactive methods of studying, physical education, motivation, individualization, teaching process.

Студентоцентрированность как основа новой образовательной парадигмы предъявляет современные требования к организации учебного процесса, к педагогу и к студенту. Организация учебного процесса по физическому воспитанию, регламентированная ГОС ВПО, предполагает:

- увеличение диалога со студентом, обучение методикам самостоятельной оценки физического развития, физической подготовленности, самоконтроля за состоянием здоровья, в том числе и в процессе учебнотренировочного занятия;

- индивидуализацию учебного процесса на основе распределения занимающихся на типологические группы:

1. по состоянию здоровья - основная, подготовительная и специальная группы;

2. по соответствию трем уровням самостоятельности:

- подражательно-пассивный (низкий). Выполнение действий по готовому образцу; выражена потребность в помощи преподавателя (фитнес, аэробика и т.д.).

- активно-поисковой (средний). Свободное применение знаний и умений в знакомой ситуации (тренажерный зал).

- интенсивно-творческий (высокий). Успешное применение знаний в новой, нестандартной ситуации. Высокий уровень прогнозирования собственной деятельности (спортивные, подвижные игры).

В соответствии с такой организацией учебного процесса повышаются требования, предъявляемые к профессиональной самоидентификации преподавателя, возрастают объем и качество инновационной составляющей постоянного самообразования. Таким образом, формируется новый ролевой стандарт профессиональной деятельности педагога.

Интерактивные методы обучения довольно широко распространены в различных педагогических системах, однако до сих пор не существует единого мнения по вопросу о теоретико-методических основах их использования. Основные характерные признаки интерактивных методов обучения по дисциплине «Физическая культура» - это:

- принудительная активизация внимания и условно-рефлекторной деятельности: учащиеся вынуждены быть активными, независимо от их желания, на протяжении всего занятия;

- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс;

- активность носит не кратковременный, не эпизодический характер, а пролонгированный период активной работы;

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности при проектировании по заданию преподавателя индивидуальных комплексов физических упражнений;

- постоянное взаимодействие студентов и преподавателя с помощью прямых и обратных связей;

- направленность на преимущественное развитие или приобретение новых двигательных, поведенческих навыков и умений.

Практика организации процесса обучения показывает, что чем адекватнее метод обучения конкретной ситуации, тем эффективнее учебный процесс. Адекватность методов обучения всему комплексу условий протекания учебного процесса достигается, прежде всего, за счет различных сочетаний, методов обучения. Наиболее эффективны способы сочетания различных методов в условиях разнообразных форм обучения: теоретических, методико-практических, учебно-тренировочных, контрольных. Выбор, в каком разделе программы и в каком объеме использовать интерактивные методы обучения, остается за преподавателем.

Теоретические занятия предусматривают освоение широкого объема физкультурно-образовательных знаний, исторической и общекультурной значимости физической культуры, ее роль в развитии личности и общества, освоение принципов и правил рационального использования ее ценностей, профессионально-прикладного характера, осознанного фор-

мирования двигательных умений и навыков, а также другие знания по самоорганизации здорового стиля жизни.

При проведении теоретических лекций-визуализаций особенно эффективно использование показательных тренажеров, кардиотренажеров с компьютерно-программным обеспечением. При этом использование этих средств должно быть органически связано с другими методами и формами проведения занятия (словесным изложением, объяснением, демонстрацией наглядных пособий, вопросами, ответами, беседами, закреплением материала и т.д.). Наглядная информация играет роль своеобразного логического ударения, порождающего у слушателей ориентировочную реакцию, благодаря которой резко усиливается активность восприятия.

Освоение практического раздела программы занятий по физическому воспитанию направлено на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурноспортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебнотренировочных занятиях в учебных группах. В занятиях используются активные методы обучения: метод конкретных ситуаций, познавательных задач, проблемности, игровые методы.

Методико-практические занятия предусматривают освоение и самостоятельное воспроизведение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Деятельность студентов на этих занятиях заключается в овладении методами, обеспечивающими практические результаты. Могут использоваться ролевые, имитационные, деловые игры, проблемные ситуации, анализ конкретных ситуаций, решение познавательных задач, тематические задания для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.

В учебно-тренировочном подразделе практических занятий программы «Физическая культура» кафедрам физического воспитания каждого вуза предоставляется некоторая самостоятельность. Это связано с погодно-климатическими факторами и имеющимися в конкретном вузе материально-техническими и кадровыми условиями. В то же время обязательными видами физических упражнений являются: отдельные виды легкой атлетики, плавание, спортивные игры, фитнес, атлетизм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки. Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершен-

ствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям, а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости, координации. Используются физические упражнения из различных видов спорта, оздоровительных систем, упражнения профессионально-прикладной направленности. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы (кардиотренажеры).

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний, о состоянии и динамике физического развития, общей и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании определенного минимума двигательной активности, обязательных и дополнительных тестов. Контрольный раздел программы по дисциплине «Физическая культура» реализуется с применением методов программированного обучения и текущего компьютерного тестирования функционального состояния организма студента.

Программированное обучение, в котором весь материал делится на разделы, порции, шаги и обеспечивается пошаговый контроль усвоения, овладения действиями по строгим предписаниям (алгоритмам), имеет ряд преимуществ:

- увеличивается информационная емкость обучения;

- усиливается обратная связь;

- каждый учащийся работает в оптимальном темпе;

- формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

Технология программированного обучения и текущего компьютерного тестирования, опираясь на предъявляемые концепцией сведения, рассматривает обучение с учетом конечных результатов деятельности студентов, придавая ей характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания и повышения личной физической работоспособности.

Организация обучения направлена на повышение аффекторной составляющей компетенции по дисциплине «Физическая культура», творческий подход к данной дисциплине, что делает студента главным действующим лицом в учебном процессе, дает возможность реально оценить свои личные функциональные и двигательные возможности, придать процессу познания эмоциональную окраску.

Использование компьютерных технологий позволяет:

- значительно расширять возможности предъявления учебной информации;

- осуществлять усиление мотивации обучения;

- применять элементы занимательности.

Применение тренажеров с компьютерным обеспечением позволяет реализовать принципы индивидуализированного и дифференцированного обучения.

Компьютерные технологии позволяют качественно изменить контроль за функциональным состоянием и двигательной толерантностью студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Процесс формирования физической культуры человека, наряду с традиционным процессом воспитания телесной культуры, должен обеспечивать постоянное накопление знаний о законах и правилах развития и совершенствования физического потенциала человека и освоение в процессе физического воспитания других общечеловеческих духовных, нравственных и эстетических ценностей.

Повышение познавательной активности студентов, формирование у них интеллектуальных устремлений зависит от профессионализма и педагогических умений преподавателя. Этому способствует внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс. В результате это позволяет:

- строить занятия как взаимодействие преподавателя и студента в процессе усвоения каждой темы;

- в нужное время и по сути рассматриваемой проблемы задавать вопросы, играющие роль стимулятора выработки двигательных навыков у студентов;

- вызывать у студентов положительные эмоции при освоении двигательных навыков;

- оперативно реагировать на изменения функционального состояния организма студентов;

- вести занятия в оптимальном темпе и ритме.

Требования к студентам регламентированы структурой компетенций, т.е. изначально заданными требованиями к образовательной подготовке и мерой соответствия этим требованиям, степенью освоения компетенций, личностной характеристикой бакалавра.

Общекультурные компетенции, формируемые дисциплиной «Физическая культура», наиболее полно структурированы таксономией Б. Блума и его последователей и имеют следующие составляющие: когнитивная (познавательная), аффективная (ценностно-эмоциональная), психомоторная (включающая в себя физические навыки, координацию мыслительной и мышечной деятельности).

Очевидно, что дисциплине «Физическая культура» принадлежит значительная роль в формировании психомоторной составляющей и психофизического статуса человека, так как в процессе каждого учебнотренировочного занятия происходит обучение и обязательная реализация

нового двигательного акта или тактического навыка при существенном напряжении функциональных и двигательных резервов организма.

Основополагающими психофизическими компонентами компетент-ностной совокупности и эффективной реализации профессиональных знаний, умений, навыков бакалавра являются здоровье и высокая профессиональная работоспособность, биологический базис которых представляет работоспособность двигательной, вегетативной, сенсорной и регулятивной систем человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.