УДК: 378.146: 371.261
В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, В.В. Рябчук
Организация учебного процесса по физической культуре с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний
Организация учебного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков на основе изменения учебной программы дисциплины, увеличения доли интерактивных методов обучения является универсальным средством формирования общекультурных компетенций студентов по различным направлениям. Сочетание обязательных и вариативных составляющих балльно-рейтинговой системы позволяет студенту иметь более широкий выбор для реализации своих творческих способностей при освоении программы дисциплины и способствует повышению качества обучения.
Ключевые слова: общекультурная компетенция, учебный процесс, балльно-рейтинговая система, интерактивные методы обучения, образовательные технологии, качество обучения, промежуточный контроль успеваемости, суммарный рейтинговый балл, аттестация.
V.Y. Efimov-Komarov, L.B. Efimova-Komarova
Organization of university teaching process using point-rating system of knowledge assessment in physical education
Point-rating system of knowledge assessment based on educational program change and the proportion of interactive training methods increase within teaching process management in physical education is considered as a universal means of formation of students' common cultural competence in various fields. Combination of compulsory and optional components of the point-rating system allows learners to have more wide variety for the realization of their creative abilities in the discipline acquisition and enhance the quality of education.
Keywords: common cultural competence, teaching process, point-rating system, interactive training methods, educational technology, quality of education, intermediate performance control, summary rating point, performance review.
Новая система организации учебного процесса в вузе по физической культуре с использованием системы зачетных единиц, соответственно, предъявляет и новые требования к программам обучения, в которых делается акцент на передачу студентам знаний, умений и навыков из области физической культуры для возможности их самостоятельного использования. В связи с этим на первом и втором курсах обучения увеличено количество тем (видов спорта) программы до шести в семестр. За основу взяты: фитнес - классическая аэробика, шейпинг, степ-аэробика, танцевальная аэробика, пилатес, стрейтчинг, разнонаправленная атлетическая гимнастика; спортивные игры - волейбол, баскетбол, настольный теннис, флорбол, бадминтон, дартс; из циклических видов - легкая атлетика (бег); системы упражнений рекреационной направленности - фрисби, регбол, мини футбол, подвижные игры. Задачей обучения на этом этапе
является ознакомление студентов с методиками занятий и основными элементами каждого спортивного направления.
На третьем курсе студент вправе выбрать из предложенных ему видов спорта один индивидуально привлекательный. Занимаясь избранным видом, он на практике должен доказать, что овладел основными методиками развития профессионально-прикладных физических, психических, личностных и специальных качеств, прикладными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной работы по будущей специальности, которые были определенны кафедрой физического воспитания. В связи с такой концепцией построения учебного процесса изменяются требования оценки знаний и умений. На первое место выходят требования по оценке спортивно-технической подготовленности студента и владения различными методиками использования средств физической культуры. Венцом обратной связи «преподаватель - студент» в этом направлении является самостоятельный выбор студентом на третьем курсе обучения индивидуально привлекательного для него вида спорта или системы физических упражнений с обязательным развитием профессионально значимых психофизических качеств и сдачей прогрессирующих практических тестов, разработанных кафедрой по данному направлению. Для улучшения качества образования кафедра использует балльнорейтинговую систему на базе рекомендаций и положения о БРС (балльно-рейтинговой системе) вуза.
Во многих вузах страны, в том числе Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, Оренбургском государственном университете, переход на организацию учебного процесса с использованием системы зачетных единиц по каждому направлению подготовки (специальности) осуществляется на основании решения ученого совета вуза и характеризуется следующими особенностями:
- личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана на основе большой свободы выбора дисциплин;
- вовлечение в учебный процесс академических консультантов, содействующих студентам в формировании индивидуального учебного плана;
- полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах;
- использование БРС для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.
Целью использования БРС является повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, формирования культуры самообразовательной деятельности студентов и активизации работы профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методов обучения.
Основными задачами введения БРС являются:
- повышение мотивации студентов к освоению предмета за счет более полной дифференциации оценки результатов их учебной деятельности;
- стимулирование повседневной систематической работы студентов при освоении предмета;
- активизация самостоятельной работы студентов на основе совершенствования ее содержания и используемых образовательных технологий;
- формирование навыков самоорганизации учебного труда и самооценки у студентов;
- совершенствование мониторинга текущей работы студентов в семестре;
- повышение объективности оценок освоения студентами дисциплин при проведении текущей и промежуточной аттестации.
Организация учебного процесса с использованием БРС дает возможность студенту:
- четко понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам работ, предусмотренных учебным планом, что исключает конфликтные ситуации при получении итоговых оценок;
- осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению материала на основе знания своей текущей оценки по каждой дисциплине и ее изменения в зависимости от качества усвоения материала и соблюдения установленных сроков выполнения заданий;
- своевременно оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебных занятий до начала экзаменационной сессии;
- получать навыки самостоятельного планирования своей учебной деятельности.
Преподавателям использование БРС позволяет:
- рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу студентов по освоению учебного материала;
- управлять процессом усвоения изучаемого материала каждым студентом и учебной группой в целом;
- своевременно выполнять корректирующие действия по организации учебного процесса;
- объективно и полно определять итоговую оценку с учетом промежуточных результатов;
- обеспечить более точную градацию оценки уровня успеваемости по сравнению с традиционной 5-бальной системой;
- осуществлять поощрение студентов за ритмичную работу в семестре, предоставляя возможность получения итоговой оценки без сдачи экзаменов и (или) зачетов.
Использование БРС в вузе позволяет формировать рейтинг студентов (студенческой группы, курса, факультета) за семестр, за учебный год, за время изучения дисциплины для информирования деканата о качестве учебной деятельности студентов.
Ведущий преподаватель, осуществляющий контроль успеваемости по учебному курсу, обязан на первом занятии довести до сведения студентов критерии каждой аттестации в рамках промежуточного и текущего контроля успеваемости.
Успешность изучения каждого учебного курса в течение семестра оценивается, исходя из 100 максимально возможных баллов, в которую входит оценка знаний студента по 30-балльной шкале.
Суммарный рейтинговый балл текущего и промежуточного контро-лей освоения учебного курса за семестр может переводиться в 5балльную оценку, которая считается итоговой оценкой по учебному курсу в текущем семестре и заносится в зачетную книжку студента. Перевод осуществляется по шкале:
Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Зачет незачет Незачет Зачет
Оценка по шкале БСТБ Б Е Б С В А
Традиционная оценка 2 3 4 5
Студент получает оценку «зачтено», если в ходе текущего контроля или в ходе текущего и промежуточного контролей он набрал по учебному курсу не менее 61 балла.
Баллы, набранные студентом по результатам каждой аттестации (на 8 и 14 учебных неделях), заносятся преподавателем, проводящим аттестацию, в журнал, используемый в течение всего семестра и хранящийся на кафедре.
Рейтинговая система строится на основе накопительной оценки успеваемости студентов на протяжении всего периода обучения.
По количеству полученных баллов деканат определяет место студента в группе и на курсе в рамках направления подготовки (специальности).
Семестровый и годовой рейтинг объявляется студентам после окончания каждой экзаменационной сессии. Информация размещается на доске объявлений деканата и/или на сайте вуза в разрезе направлений подготовки (специальностей) и курсов.
По данным среднего балла суммарного рейтинга определяется место учебной группы на курсе, на факультете и в вузе.
Рейтинг-лист для студентов основного отделения по предмету «Физическая культура» (табл. 5.4) может содержать разные разделы, в которых отражены обязательные (отмечены *) и вариативные компоненты.
471
Условием выполнения учебного раздела является посещение 90% занятий или подготовка и участие в соревнованиях, которые учитываются, как посещение практических занятий только при успешной сдаче тестов спортивно - технической подготовки, согласно тематическому плану за текущий семестр. Рейтинг-лист БРС оценки знаний и умений студентов основного учебного отделения по физической культуре привещден в таблице:
№ Разделы БРС оценки знаний и умений Баллы по видам работ Мин/ма кс. балл по разделу (61/100)
Учебный раздел
1* Посещение лекций или наличие конспектов лекций (2 лекции в семестр) для студентов 1-2 курсов 1 балл за 2 часа или конспект 30 / 56 для 1-2 курсов 28 / 52 для 3 курсов
2* Посещение практических занятий не менее 44 часов в семестр для студентов 1-2-3 курсов, (без учета посещаемости при промежуточной аттестации) 1балл за 2 часа
Контрольный раздел
1* Выполнение теста спортивно-технической подготовленности (СТП) по пройденным разделам программы для студентов 1-2 курсов (без учета теста по СТП при промежуточной аттестации) 3 балла за вид (не более 2 тестов в семестр)
2* Выполнение практических тестов по ППФП (прогрессирующая шкала на каждый семестр) для студентов 1-2-3 курсов 3 балла за тест (3 теста в семестр)
3* Выполнение методико-практического задания (МПЗ) для студентов 3 курса: 1. Самооценка физического развития, функционального состояния и уровня здоровья (5 семестр) 2. Проектирование комплекса упражнений на развитие определенных мышечных групп и его практическая реализация по заданию преподавателя (5 семестр) 3. Самоконтроль за физическим состоянием на занятиях в избранном виде спорта (6 семестр) 4. Проектирование режима оптимальной двигательной активности с учетом развития индивидуально привлекательных психофизических качеств и профессиональной направленности (6 семестр) 3 балла за задание 30 / 30
4* Промежуточная аттестация (1 тест СТП + посещаемость для студентов 1-2курсов или 1 МПЗ + посещаемость для студентов 3 курса) 15 баллов
Стимулирующий раздел
1 Ответ на тестовое задание по материалам лекций 2 балла 2 / ~
2 Написание реферата 6 баллов
3 Участие в НИР (статьи, тезисы, др. публикации по НИР кафедры) 2 балла за вид
4 Подготовка и участие в Спартакиаде (10 видов) или участие в судействе. 6 баллов за 1 соревнование
Практические тесты определения общей и специальной статической выносливости как основных физических качеств, характеризующих профессионально прикладную подготовленность студентов (в данном случае по направлению «Менеджер»), могут носить прогрессирующую направленность, но отличаться по содержанию для других направлений. Практические тесты определения профессиональной прикладной физической подготовленности студентов по направлению «Менеджер» представлены в таблице:
Курс обучения 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Количество баллов по БРС за тест 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Учебные отделения Основное учебное отделение Спортивное отделение Основное отделение подготовительная группа
Тест Купера (бег 12 мин. на расстояние) Шаг «0.4 км» Шаг «0.4 км» Шаг «-0.4 км»
мужчины, км 2.0 2.4 2.8 2.0 2.4 2.8 1.6 2.0 2.4
женщины, км 1.4 1.8 2.2 1.4 1.8 2.2 1.0 1.4 1.8
Удержание поднятых ног (угол 450) из и.п.-сед, упор на предплечьях сзади Шаг «20 с» Шаг «20 с» Шаг «-20 с»
мужчины, время 1 м 1 м 20 с 1 м 40 с 1 м 1 м 20 с 1 м 40 с 40 с 1 м 1 м 20 с
женщины, время 40 с 1 м 1 м 20 с 40 с 1 м 1 м 20 с 20 с 40 с 1 м
Удержание положения «прогнув-шись» из и.п лежа на животе руки за головой, ноги в стороны приподняты Шаг «20 сек.» Шаг «20 сек.» Шаг « - 20 сек.»
мужчины 1 м 1 м 20 с 1 м 40 с 1 м 1 м 20 с 1м 40 с 40 с 1 м 1 м 20 с
женщины 40 с 1 м 1 м 20 с 40с 1 м 1 м 20 с 20 с 40 с 1 м
Для студентов специального и спортивного учебных отделений рейтинг-листы строятся по такому же принципу, исходя из особенностей учебной программы. Так, в контрольном разделе для специального учебного отделения уделено больше внимания методическим и теоретическим аспектам, а для спортивного учебного отделения - динамике спортивно-технической подготовленности. Обязательными компонентами стимулирующего раздела для этих отделений является ведение дневника самоконтроля самочувствия и дневника тренировок. Объединяет требования ко всем учебным отделениям направленность учебного процесса на овладение теоретическими и методическими знаниями в области физической культуры для их самостоятельного и правильного использования.
Сочетание обязательных и вариативных частей БРС по предмету «Физическая культура» позволяет студенту иметь более широкий выбор прохождения учебного материала, способствует формированию умения правильно использовать основные средства и методы физической культуры для сохранения здоровья, повышения функционального состояния организма и достижения уровня физического развития, необходимого для успешной профессиональной деятельности. Формирование такой общекультурной компетенции средствами физической культуры в настоящий момент является главным итогом обучения студентов по любому направлению (специальности). Такая универсальность в очередной раз подчеркивает особенность дисциплины «Физическая культура» в системе высшего профессионального образования.