Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система для обучающихся заочной формы при дистанционной поддержке обучения'

Балльно-рейтинговая система для обучающихся заочной формы при дистанционной поддержке обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / MOODLE / GRADE-RATING SYSTEM / EXTRAMURAL STUDIES / REMOTE SUPPORT OF TRAINING / ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокова Инна Александровна

Одной из особенностей организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц в вузе, согласно письму Минобразования РФ от 09.03.2004 N 15-55-357ин/15 о примерном положении организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц, является использование балльно-рейтинговой системы для оценки усвоения студентами учебных дисциплин. Все работы по внедрению и реализации балльно-рейтинговой системы в настоящее время ориентированы в большей мере для студентов очной формы обучения. Однако процесс создания и внедрения рейтинговой системы для обучающихся заочной формы обучения является не менее важным и более сложным. Это связано с тем что, во-первых, невозможно учитывать аудиторную и внеаудиторную работу обучающихся в течение семестра, во-вторых, промежуточная аттестация обучающихся возможна только во время сессии, в-третьих, выполнение контрольных работ, индивидуальных заданий в границах сессии очень сложно в силу высокой плотности учебных занятий. Однако с внедрением инновационных форм обучения, а именно дистанционных образовательных технологий технологий, реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников, в обучение позволяют решить данную проблему. В связи с этим, рассматривается процесс разработки, внедрения и оценки внедрения балльно-рейтинговой системы оценки знаний и достижений при дистанционной поддержке студентов заочной формы обучения дисциплины "Математика" Уфимского государственного нефтяного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сокова Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grade-rating system for extramural students with the remote training

According to the decree (dated March 9, 2004; № 15-55-357in/15) from the Russian Ministry of Education about the model status of educational process organization in the academic institution, one of the characteristic features of educational process organization, considering the usage of the credit points system, is the implementation of grade-rating system to control the digestion of academic disciplines by students. Nowadays, all works on integration and putting the grade-rating system into the practice are concentrated mostly on the full-time students. However, the process of developing and implementing the grade-rating system for extramural students is also significant and more complicated. Firstly, it is connected with the impossibility to register the in-class work and out-of-class work during the term. Secondly, the mid-term assessment is performed only during the examination period. Thirdly, because of the large number of lessons, the execution of review work and individual tasks is rather difficult. This problem can be solved by the integration of innovative forms of teaching which include distant learning technologies. Such technologies are put into the practice mostly with the help of information and telecommunication networks, in the context of the indirect cooperation of students and tutors. Due to this, the process of grade-rating system development, integration and assessment is being analyzed; this grade-rating system is being designed on the discipline "Mathematics" to control knowledge and achievements of extramural students in Ufa State Petroleum Technological University.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система для обучающихся заочной формы при дистанционной поддержке обучения»

ЪС

I

LU

u

UJ

<

CI UJ

*

52

ми. Например, при изучении басни И.А. Крылова "Осел и Соловей" можно задать детям вопрос: "Почему Соловей, услышав не очень лестный отзыв о своем пении, не стал защищать себя перед Ослом, не стал доказывать свою правоту, а просто "вспорхнул и улетел за тридевять земель"? Такая постановка вопроса и формирование правильной мотивации учащегося при поиске путей ответа на него, требует от педагога грамотного использования разнообразных методических приемов при построении подобных занятий.

На наш взгляд, на уроке литературы прийти к проблемной ситуации часто помогает активное использование различных мотивирующих приемов, среди которых: ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников.

Путём сбора ассоциаций, возникающих в связи с каким-либо литературным именем или названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить связи с миром, найти "общую точку", с которой можно начать диалог. К примеру, читая "Детство" И.А. Бунина и "Детство" Л.Н. Толстого, можно попросить учащихся нарисовать рисунок на тему детства или продолжить ассоциативный ряд со словом "детство".

При чтении "Скворцов" В.И. Белова можно задать ученикам следующий вопрос: "Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом), добавив при этом ассоциативный ряд, например, "Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку" или "Тихая моя родина, ты

все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной".

Таким образом, проблемное обучение заставляет школьников думать, включая всех в педагогический процесс урока, способствуя развитию логической речи. Подобная технология позволяет при минимальных затратах времени максимально развивать мышление и творческие способности. Самостоятельное решение проблем, а также исследовательская деятельность дает прочные, глубокие знания, способствуя развитию умения гармоничного использования полученных знаний, приобретаемый умений и формируемых навыков в ходе поиска решений на разнообразные жизненных ситуациях.

Литература:

1. Корчажкина О.М. Симуляционные задания для интерактивной доски при работе над иноязычными литературными произведениями / О.М. Корчажкина // Иностранные языки в школе. - 2012. -№ 7. - С. 23.

2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива / В.Т. Кудрявцев. - М., 1993. -С. 142.

3. Меретукова З.К. Проблемное обучение как средство реализации единства дидактики и диалектики / З.К. Меретукова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - С. 164.

4. Федотова H.A. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения : дис. ... канд. пед. наук / H.A. Федотова. - Улан-Удэ, 2010. - С. 78.

5. Яценко И.И. Художественный текст: от проблемное™ текста - к его проблемному анализу. Язык, сознание, коммуникация : сб. науч. ст., по-свящённый памяти Галины Ивановны Рожковой / ред. Л. П. Клобукова, В. В. Красных, А. И. Изотов. -М.: Диалог-МГУ, 1998. - Вып. 6. - С. 67.

6. GrzybJ. Adult teaching strategies for national safety / J. Grzyb // Bezpieczenstwo i Technika Pozarnicza. -2015.-V.37.-P. 133.

GRADE-RA TING SYSTEM FOR EXTRAMURAL STUDENTS WITH THE REMOTE TRAINING

Sokova Inna Alexandrovna, Senior Lecturer, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Republic of Bashkortostan

According to the decree (dated March 9, 2004; № !5-55-357in/l5) from the Russian Ministry of Education about the model status of educational process organization in the academic institution, one of the characteristic features of educational process organization, considering the usage of the credit points system, is the implementation of grade-rating system to control the digestion of academic disciplines by students. Nowadays, all works on integration and putting the grade-rating system into the practice are concentrated mostly on the full-time students. However, the process of developing and implementing the grade-rating system for extramural students is also significant and more complicated. Firstly, it is connected with the impossibility to register the in-class work and out-of-dass work during the term. Secondly, the mid-term assessment is performed only during the examination period. Thirdly, because of the large number of lessons, the execution of review work and individual tasks is rather difficult. This problem can be solved by the integration of innovative forms of teaching which include distant learning technologies. Such technologies are put into the practice mostly with the help of information and telecommunication networks, in the context of the indirect cooperation of students and tutors. Due to this, the process of grade-rating system development, integration and assessment is being analyzed; this grade-rating system is being designed on the

discipline "Mathematics" to control knowledge and achievements of extramural students in Ufa State Petroleum Technological University.

Keywords: grade-rating system; extramural studies; remote support of training; electronic educational and methodical complex; MOODLE.

БАЛЛЫЧО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ УД К 3 78

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ВАК РФ 13.00.02

ПОДДЕРЖКЕ ОБУЧЕНИЯ

Одной из особенностей организации учебного процесса с использованием © Сокова И.А., 2017 системы зачетных единиц в вузе, согласно письму Минобразования РФ от 09.03.2004 N 15-55-357ин/15 о примерном положении организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц, является использование балльно-рейтинговой системы для оценки усвоения студентами учебных дисциплин. Все работы по внедрению и реализации балльно-рейтинговой системы в настоящее время ориентированы в большей мере для студентов очной формы обучения. Однако процесс создания и внедрения рейтинговой системы для обучающихся заочной формы обучения является не менее важным и более сложным. Это связано с тем что, во-первых, невозможно учитывать аудиторную и внеаудиторную работу обучающихся в течение семестра, во-вторых, промежуточная аттестация обучающихся возможна только во время сессии, в-третьих, выполнение контрольных работ, индивидуальных заданий в границах сессии очень сложно в силу высокой плотности учебных занятий. Однако с внедрением инновационных форм обучения, а именно дистанционных образовательных технологий - технологий, реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников, в обучение позволяют решить данную проблему. В связи с этим, рассматривается процесс разработки, внедрения и оценки внедрения балльно-рейтинговой системы оценки знаний и достижений при дистанционной поддержке студентов заочной формы обучения дисциплины "Математика" Уфимского государственного нефтяного университе-

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система; заочная форма обучения; дистанционная поддержка обучения; электронный учебно-методический комплекс; MOODLE.

Заочное обучение как одна из форм получения профессионального образования характеризуется тем, что в большей мере, чем очное, предполагает самостоятельное обучение при отсутствии контакта между преподавателем и обучающимся. Последний факт оказывает влияние на мотивацию к обучению и на понимание учебного материала, его усвоения. И как результат, контрольные работы, выданные обучающимся заочной формы, выполняются третьими лицами.

В целях оказания студентам, обучающимся на заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их жительства и работы, Уфимский государственный технический университет (УГНТУ) с 2015 года начал внедрять дистанционные образовательные технологии (ДОТ) посредством модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды МОСЮЬЕ.

При создании электронного учебно-методического курса (ЭУМК) решались следующие задачи [1, с. 88]:

- обеспечение учебной литературой содержащей лекционный и практический материал;

- формирование мотивации к постоянной работе обучающихся;

СОКОВА Инна Александровна, старший преподаватель, кафедра Математики, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Республика Башкор тоста н soko va-sal i то va@maii ru

ЪС

I

LU

о

UJ

<

CI UJ

*

54

- мониторинг, объективность и регулярность оценки успеваемости;

- анализ работы самого курса, выявление и устранение, дальнейшее его совершенствование.

Одним из результатов внедрения курса дистанционной поддержки было то, что: "...обучающиеся фактически остановились на изучении первой половины учебного контента, тем самым, в известной степени, понизив свой уровень познания указанной дисциплины..." [1, с. 89].

Для решения данной проблемы было решено разработать и внедрить балльно-рейтинго-вую систему (БРС) оценки учебной деятельности студентов, призванную повысить мотивацию студентов к освоению дисциплины в дистанционном формате.

Создателями БРС были рассмотрены следующие вопросы:

- создание и внедрение единой внутри университетской системы оценки знаний и достижений студентов с учетом аудиторной и внеаудиторной деятель-

ностей обучающихся [2,3];

- проблемы применения БРС оценивания результатов учебной деятельности студентов [4],

-процесс автоматизации БРС [5,6],

- применение БРС к различным дисциплинам [7,8,9,10],

- влияние БРС на качество подготовки обучающихся [11,12,13,14],

- БРС как способ формирования компетенций обучающихся [15].

Постановка задачи. В результате анализа прошлого опыта и требованием введения БРС рассмотрим следующие задачи:

- Разработать БРС для студентов заочной формы обучения, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

- Реализовать БРС в системе МООРЬЕ, как одной из систем, позволяющая реализовать виртуальное обучение.

- Проверить педагогическую гипотезу о положительном влиянии активности преподавателя-тьютора на активность работы обучающихся в электронной дистанционной образовательной среде МООРЬЕ.

- Проверить педагогическую гипотезу о мотивирующем характере БРС для обучающихся.

Для разработки Положения о БРС для студентов заочного факультета, обучающиеся с применением ДОТ, воспользуемся алгоритмом, предложенным О.Ю. Зябкиной и В.И. Поповой [16], содержащим следующие этапы:

1. Структурирование материала,

2. Создание правил начисления баллов,

3. Установка минимальных баллов,

4. Разработка рейтингового регламента,

5. Организация учёта успеваемости,

6. Подведение итогов.

Структурирование материала по курсу "Математика" УГНТУ во-первых разрабатывается на основе рабочей программы ООП (общеобразовательная программа) дисциплины, во-вторых от учебного плана, а именно от количества учебных недель от сессии до сессии (рис. 1). Содержательная составляющая учебной недели является методической проработкой учебного материала, достаточного для полного, успешного и качественного усвоения учебной дисциплины.

17 October - 23 October

Тема №3. Векторы. Модуль. Скалярное произведение. Угол между векторами Лекция

Лекция Векторы Действия над векторами

Недоступно пока не выполнена Активны» элемент Тест по теме "Матрицы. Определители. Системы л инеияьсд. уравнений" отмечен завершенным

А Видео-пекчияХкэлярлое произведение авторов" ( PC Ьзйрамгуловэ!

Рисунок 1 - Содержание учебной недели дисциплины

Создание правил начисления баллов и установка минимальных баллов - два взаимосвязанных этапа. Весь ЭУМК дисциплины "Математика" был разделен на модули, содержащие лекционный (теоретический), тестовый материал и задания лабораторной работы. Обучающиеся заочной формы обучения с применением в обучении ДОТ в течение семестра должны самостоятельно, под контролем преподавателя, изучить лекционный материал курса "Математика". Для лучшего понимания лекционного материала в курсе выложены видео-лекции, снятые с участием научно-педагогических работников кафедры. Оценкой выполнения является шкала зачет/незачет. Оценка "зачет" ставится в случае, если даны правильные ответы не менее чем на 55% вопросов лекции. В этом случае обучающиеся получают возможность перехода к следующему ступени (к следующей лекции или к тесту модуля).

Тестовый материал оценивается по 5-балльной шкале. Обучающиеся, набравшие 30% от максимально возможного балла, переходят к изучению следующего лекционного материала. В случае если проходной балл не набран, обучающийся повторно проходит тестирование, а в качестве рекомендации необходимо повторить теоретический материал. При повторном тестировании ставится усредненная оценка. Данный принцип основывается на том, что в результате такого построения курса, у обучающегося появляется мотивация пройти тест с первого раза на более высокую оценку. Количество возможностей для прохождения теста ограничено 10 попытками. При прохождении всех тестов студент может набрать максимум 40 баллов (40% от 100 баллов). Остальные 60 баллов обучающиеся могут получить на очной процедуре сдачи зачета/экзамена. Такая градация баллов обоснована тем, что процесс контроля прохождения тестов ЭУМК еще не совершенен, т.е. нельзя гарантировать то, что обучающийся сам отвечает на вопросы.

Лабораторная работа является индивидуальной для каждого обучающегося. Результаты выполненной работы студенты отправляют на проверку преподавателю. Оценкой выполнения является шкала зачет/незачет.

В итоге составлены правила начисления баллов в первом семестре по дисциплине "Математика" (табл. 1).

Разработка рейтингового регламента упрощалась тем, что основные правила уже были изложены в Положении о БРС кафедры (измененная от 01.09.2012) [10]. При определении оценки обучающихся используется соотноше-

ние между реитинговои и традиционной шкалами, приведенное в таблице 2.

Таблица 1 - Правила начисления баллов в первом семестре по дисциплине "Математика"

№ модуля Содержание модуля Отчетная работа Оценка

1 Линейная и векторная алгебра. Аналитическая геометрия. Лекция «Матрицы и действия над ними. Определитель» зачет

Лекция «Решение систем линейных /равнений. Метод Крамера. Метод Гаусса.» зачет

Лабораторная работа «Решение СЛАУ методом Гаусса» зачет

Гест по теме «Матрица. Определитель. Системы линейных уравнений» 5

Лекция «Векторы и действия над ними» зачет

Лекция «Векторное и смешанное произведение» зачет

Гест «Векторы и действия над ними» 5

Лекция «Прямая на плоскости» зачет

Лекция «Кривые второго порядка» зачет

Гест «Аналитическая геометрия на плоскости» 5

Лекция «Прямая в пространстве» Зачет

Лекция «Плоскость в пространстве» Зачет

Гест «Прямая и плоскость в пространстве» 5

2 Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Лекция «Введение в математический анализ. Теория пределов» зачет

Лекция «Замечательные пределы. Непрерывность функции в точке.» зачет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гест «Введение в математический анализ» 5

Лекция «Дифференциальное исчисление функции одной переменной.» зачет

Лекция «Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Приложение» зачет

Гест «Дифференциальное исчисление функции одной переменной» 5

3 Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных. Лекция «Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных» зачет

Лекция «Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных. 2» зачет

Тестирование «Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных.» 5

4 Итоговый тест Итоговый тест за 1 семестр 5

Итого 40

Таблица 2 - Оценка обучающегося по дисциплине

по рейтинговой шкапе по традиционной шкапе

с оценкой без оценки

86 - 100 баллов отлично Зачтено

71 - 85 баллов хорошо

56 - 70 баллов удовлетворительно

55 и менее баллов неудовлетворительно Незачтено

Организация учёта успеваемости разделена на два этапа: в течение семестра и во время сессии. В течение семестра обучающиеся должны пройти тесты в ЭУМК, а также организованы консультации в режиме off-line, и форум в режиме on-line. Однако, как показал опыт, для обучающихся заочной формы наиболее при-

ЪС

ш

ъс о ш

56

<

С1 ш

емлема консультация, так как она не привязана ко времени проведения, форум же жестко регламентирован и может не вписываться в рабочий график студентов. Во время сессии успеваемость определяется во время экзамена.

Подведение итогов невозможно без этапа внедрения БРС, что предполагает, в первую очередь, ее открытость. Для выполнения этого требования во время установочной сессии (5 неделя учебного года)со студентами первого курса, обучающиеся с применением ДОТ проводятся занятия, на которых рассматриваются принципы работы в системе МООРЬЕ, доводится информация из положения о БРС: максимальный и минимальный рейтинговый балл, условия допуска и получения оценки на экзамене, учебный план изучения материала. Данная информация дублируется и в самом ЭУМК. Владея такой информацией, обучающийся располагает возможностью постоянно отслеживать своевременность процесса обучения, видеть свои достижения и уровень собственных знаний.

Экспериментальное исследование проводилось на базе кафедры "Математика" УГНТУ с группами заочного факультета АГз-16-01, БАГсз-16-01, Б АГз-16-01, БАЭсз-16-01, БАЭз-16-01, ББПз-16-01, БЭПз-16-01, БЭГдз-16-01, БЭФз-16-01. Тьюторское сопровождение обучающихся в дистанционном формате обеспечивали четыре преподавателя, двое из них участвовали в наполнении учебного контента курса, а двое - являлись простыми пользователями электронного ресурса.

Результаты исследования предоставлены в таблицах.

Таблица 3 - Анализ активности преподавателей в курсе дистанционной поддержки

В результате сравнения средних показаний событий со студентами видно, что преподаватели, создавшие свой курс в электронной образовательной среде, чаще работают с обучающимися в дистанционном формате.

Таблица 4 - Анализ активности обучающихся в курсе дистанционной поддержки

Тьюторское сопровождения Количество людей, прошедших

курс

группа Средний балл в курсе (из 40 возможных) ф ф ф й # ч- ю 55-70% ю со 86-100%

2 со со

Преподаватель 1 БАГсз-16-01 23,64 1 2 1 1 2

БАГз-16-01 15,47 7 3 2 3 2

БАЭсз-16-01 15,58 1 2 1 3 4

БАЭз-16-01 9,01 3 1 1 2 2

Преподаватель 2 ББПз-16-01 23,39 2 1 2 2 2

Преподаватель 3 БЭПз-16-01 26,58 2 2 2 3 5

(составитель курса) БЭФз-16-01 24,37 1 2 2 5 4

Преподаватель 4 (составитель курса) АГз-16-01 30,19 5 0 1 2 13

Тьюторское сопровождения Количество событий в курсе

группы Количество обучающихся всего Из них со студентами Среднее показание событий на одного студента

Преподаватель 1 БАГсз-16-01 БАГз-16-01 БАЭсз-16-01 БАЭз-16-01 7 18 итого 11 45 9 332 20 20/45=0,44

Преподаватель 2 ББПз-16-01 9 509 59 59/9=6,5

Преподаватель 3 (составитель курса) БЭПз-16-01 БЭФз-16-01 14 итого 8 22 1541 456 456 -= 20,73 22

Преподаватель 4 (составитель курса) АГз-16-01 24 3734 859 859 -= 35,89 24

Сравнивая данные таблиц 4 и 5, можно сделать вывод, что на активность обучающихся влияет активность преподавателя в дистанционном курсе. Согласно теории Мура, для снижения потенциального недопонимания со стороны обучающихся, необходимо снизить, так называемое, транзакционное расстояние (ТР). (ТР - дистанция, возникающее в психологическом и коммуникативном пространстве во время учебного процесса между обучающимся и преподавателем, между обучающимися и между обучающимся и самим учебным процессом) [17].

При обучении необходимо постоянно учитывать две составляющие:

- содержание учебного курса, применяемые учебные методы;

- способы и характер взаимодействия между преподавателем и обучающимся.

Для дистанционного обучения второй момент более актуален. Обучающийся, находящийся в постоянном контакте с преподавателем, психологически более мотивирован на обучение.

Как видно на сравнительной диаграмме (рис. 2), группы, которые были более активными в курсе дистанционной поддержки, более успешно закрыли сессию по дисциплине. Это связано также с тем, что балл, набранный в курсе дистанционной поддержки,входил в состав итогового балла эк-

замена. Это говорит о мотивирующем характере разработанной БРС.

Таблица 5 - Итоги сессии (результаты экзамена)

го заведения. Все это также снижает уровень заинтересованности преподавателей в работе над своим электронным учебным курсом.

-Активная работа

группа Итоги экзамена Процент сдавших экзамен

Не допущенные / не явившиеся на экзамен Оценка

2 3 4 5

Преподаватель 1 БАГсз-16-01 5 - 2 - - 28,57%

БАГз-16-01 12 3 2 - - 14,28%

БАЭсз-16-01 7 - 4 - - 36,36%

БАЭз-16-01 3 2 4 - - 44,44%

Преподаватель 2 ББПз-16-01 1 5 1 - 1 25%

Преподаватель 3 (составитель курса) БЭПз-16-01 1 2 4 4 2 76,92%

БЭФз-16-01 2 - 5 1 - 75%

Преподаватель 4 (составитель курса) АГз-16-01 2 5 8 8 1 70,83%

Рисунок 2 - Сравнительная диаграмма среднего балла за курс и числа сдавших экзамен

Таким образом, установлено, что:

- Зависимость между активностью обучающихся и активностью преподавателя-тьютора в дистанционном курсе прямо пропорциональна.

- Преподаватель-тьютор, являющийся составителем курса, более мотивирован к работе со студентами в дистанционном формате. Казалось бы, что тогда необходимо всех преподавателей, работающих в дистанционном формате, побуждать к созданию своего электронного учебного курса. Однако этот процесс очень трудоемкий и требует 1) наличие навыков работы не только в среде MOODLE, но и приобретение дополнительных таких как, например, знание языков программирования Latex для набора различных формул, которые встречаются в дисциплинах точных наук и без которых невозможно обойтись; 2) специализированного оборудования, например,для создания видео-лекций, для повышения процесса освоения учебного материала; 3) большого количества времени на создание, ежедневное присутствие в курсе для совместной работы с обучающимися, что влечет кувеличе-нию рабочего времени за пределами учебно-

обучающихся заочной формы обучения в курсе дистанционной поддержки оказывает положительное влияние на успешность усвоения.

В ходе работы была разработана и внедрена БРС для студентов заочной формы обучения, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. БРС учитывало достижения обучающихся в курсе дистанционной поддержки в системе MOODLE.

Была доказана педагогическая гипотеза о положительном влиянии активности преподавателя-тьютора на активность работы обучающихся в электронной дистанционной образовательной среде MOODLE. А также выявлены причины низкой активности преподавателей при работе в дистанционном формате.

Была подтверждена педагогическая гипотеза о мотивирующем характере БРС.

БРС оценки знаний и достижений студентов заочной формы обучающихся с применением ДОТ позволяет:

- организовать непрерывное обучение, преподавателям контролировать процесс усвоения материала, корректировать процесс обучения в случае, если обучающийся является неуспевающим;

- стимулировать обучающихся к освоению образовательной программы, формировать мотивацию к систематической самостоятельной работе, что приводит к формированию компетенций, выраженных в учебных результатах (умения, навыки и знания) и личных качеств обучающихся (ответственность, дисциплина).

Литература:

1. Фаткуллин Н.Ю., Мусина Д.Р., Шамшович В.Ф., Шварева E.H. К вопросу о диагностике методами математической статистики успешности обучающихся по заочной форме при их переводе в дистанционную среду. // Вестник ВЭГУ. - 2016. - № б (86).-С. 82-91.

2. Крамер С.М., Горина Ю.Е., Хомякова Н.В. О создании и введении балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки знаний и достижений студентов

в Университете машиностроения // Известия МГТУ. - Т5. - 2014. - №4 (22).

3. Гудов A.M., Завозкин С.Ю. Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов как основа повышения качества образовательного процесса // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - Т. 1. - № 1 (57). - С. 52-59.

4. Каширская Ю.С. Особенности реализации и перспективы развития балльно-рейтинговой системы аттестации студентов // European Social Science Journal. - 2014. - № 8-3 (47). - С. 84-86.

5. Степанов Ю.А., Бурмин Л.Н. Автоматизированная система управления "БРС" // Современные информационные технологии и ИТ-образование. -2011,- №7.-С. 427-432

6. Слива Е.А. Опыт ведения электронного журнала преподавателя в формате MS Excel для учета текущей и итоговой успеваемости студентов в рамках БРС // В сборнике: Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Г.Н. Артемьева. - 2013. - С. 262-264.

7. Марницына Е.С. Из опыта применения БРС на практических занятиях по иностранному языку // Альманах мировой науки. - 2015. - № 3-2 (3). -С. 104-108.

8. Гусакова В.И., Шепелова Н.С.. Особенности бал-льно-рейтинговой системы при изучении дисциплин математического цикла // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 4. - С. 199-203.

9. Строганов Ю.Н. О введении рейтинговой системы оценки успеваемости студентов при изучении специальных дисциплин. Аграрное образование и наука. - 2013. - № 1. - С. 11.

10. Бахтизин Р.Н., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемо-

сти студентов по математике в уфимском государственном нефтяном техническом университете // Педагогические и информационные технологии в образовании. - 2009. - № 8. - С. 2.

11. Айтуганова Ж.И., Галиахметова A.T., Артамонова Е.В. Балльно-рейтинговая система оценки знаний как средство повышения качества образования в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 3 (19). - С. 74-79.]

12. Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2.

13. Ведешкина Л.А. Влияние балльно-рейтинго-вой системы на качество подготовки первокурсников по информатике: психолого-педагогические аспекты // Наука и бизнес: пути развития. -

2011,-№6.-С. 64-66.

14. Гудов A.M., Завозкин С.Ю. Балльно-рейтинго-вая система оценки деятельности студентов как основа повышения качества образовательного процесса // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - Т. 1, - № 1 (57). - С. 52-59.

15. Тарханова О.В., Подгорнова H.H. Балльно-рей-тинговая система как элемент управления учебным процессом и формирования компетенций будущего инженера // Научные труды SWorld. -2014.-Т. 11,- №2. -С. 50-52.

16. Зябкина О.Ю., Попова В.И. Балльно-рейтинго-вая система оценки достижений учащихся НОЦ ИСЭРТ РАН // Проблемы развития территории. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012,-№1 (57).-С. 111-118.

17. Moore М. G. (2013). The theory of transactional distance. In M. G. Moore (Ed.) Handbook of distance education (3rd ed., pp. 66-85). New York, NY: Routledge., стр 68.

IDENTIFICATION OF LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF FIRST AND SECOND COURSES Cherkasova Irina Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Economic and natural Sciences, Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov (branch), Mineralnye Vody

The article is devoted to the organization and conduct of testing of physical qualities of students of the first and second years of study for comparative analysis with the purpose of search of improving the quality of physical education in higher education institutions.

Keywords: physical fitness; exercise; physical quality; monitoring; testing; health.

УДК 796.012.1 ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

ВАК РФ 13.00.04 ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО

И ВТОРОГО КУРСОВ

© Черкасова И.В., 2017 Статья посвящена организации и проведению тестирования физических ка-

честв студентов первых и вторых курсов для проведения сравнительного анализа с целью поиска повышения качества физического образования в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: физическая подготовленность; физические упражнения; физические качества; мониторинг; тестирование; здоровье.

Учебный процесс в высшихучебных заведениях характеризуется высокой умственной и психофизической напряженностью студен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.