Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления качеством образования в вузе'

Повышение эффективности управления качеством образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина H. A., Кузнецова Е. В., Косарева О. Е.

В статье рассматриваются вопросы управления качеством образования, функционирования системы менеджмента качества. Уделяется внимание контролю знаний студентов, описывается внедрение балльно-рейтинговой системы, рассчитывается коэффициент эффективности применения балльно-рейтинговой системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина H. A., Кузнецова Е. В., Косарева О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF MANAGEMENT EFFICIENCY BY QUALITY OF FORMATION IN HIGH SCHOOL

In the article the questions of management of quality education, functioning of system of a quality management are considered. The consideration is given to the control of knowledge of students, introduction of point-rating system is described, the effectiveness ratio of application of point-rating system is estimate.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления качеством образования в вузе»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Н.А. ИЛЬИНА, профессор кафедры общих математических дисциплин Орловского государственного университета

Тел. 8(4862) 74-50-75

Е.В. КУЗНЕЦОВА, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Орловского государственного университета

Тел. 8(4862)77-75-59

О.Е. КОСАРЕВА, ассистент кафедры менеджмента и маркетинга Орловского государственного университета

Тел. 8(4862)77-75-59

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются вопросы управления качеством образования, функционирования системы менеджмента качества. Уделяется внимание контролю знаний студентов, описывается внедрение балльно-рейтинговой системы, рассчитывается коэффициент эффективности применения балльно-рейтинговой системы.

Ключевые слова: качество обучения, система менеджмента качества, контроль знаний, коэффициент эффективности балльно-рейтинговой системы.

Обеспечение качественного уровня образования становится одной из первостепенных задач высшего образования. Это объясняется тем, что удовлетворение потребностей общества и осуществление тех надежд, которые оно возлагает на высшее образование, зависят в конечном итоге от квалификации преподавателей, качественного уровня основных образовательных программ, инфраструктуры образования и состояния академической среды.

В связи с модернизацией российского образования и внедрением Болонских соглашений происходят изменения требований к качеству образования и системе его оценки. В «Концепции модернизации российского образования», которая определяет вектор развития образования на ближайшее десятилетие, говорится о том, что главная задача «российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства».

В ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» в целях выработки политики качества в области образовательных услуг, а также разработки и внедрения университетской системы менеджмента качества образования с 2007 года функционирует Центр менеджмента качества. Центр менеджмента качества работает в тесной взаимосвязи с учебно-методическим управлением, деканатами факультетов, кафедрами и другими структурными подразделениями вуза по вопросам разработки, внедрения, актуализации документации и проведения мероприятий системы менеджмента качества.

При построении системы менеджмента качества в нашем вузе мы опирались на процессный подход. Он является одним из восьми принципов менеджмента качества — основы международных стандартов ИСО серии 9000:2000, а также играет довольно значительную роль в модели TQM, которая превосходит другие модели, в частности модель EFQM, и Премии Правительства РФ в оценке качества.

Согласно международному стандарту ИСО серии 9000:2000 процессный подход применяется для повышения результативности в управлении функционированием организации. В модели системы менеджмента качества, основанной на процессном

© H.A. Ильина, E.B. Кузнецова, O.E. Косарева

подходе, на входе стоят требования потребителей и других заинтересованных сторон, а на выходе - удовлетворенность этих сторон. Требования к качеству определяют различные участники образовательного процесса, как внешние (государство, общество, работодатели, семьи студентов), так и внутренние (студенты, преподаватели, обслуживающий персонал).

Наиболее точно, на наш взгляд, сущность процессного подхода в определении понятия «качество образования» отражена в работах С.Е. Ши-шова и В.А. Кальней (2000): «Качество образования - это степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг». Однако с позиций данного определения понятия можно усмотреть противоречие в практике реализации процессного подхода: с одной стороны, руководители различных организаций хотят получить качественно подготовленного выпускника, владеющего не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками, творчески относящегося к решению производственных задач, а с другой стороны, потребители не хотят предоставлять им базу практики. Мы в данной статье не будем останавливаться на проблеме организации практик. Наша цель - показать возможные пути организации качественного образовательного процесса в вузе.

Советом по качеству, созданным при Рособр-надзоре, одобрена Типовая модель внутривузов-ской системы качества, базирующаяся на процессном подходе и включающая наряду с другими элементами мониторинг и контроль рабочих процессов, в том числе и оценку качества знаний студентов. Любая система оценки качества знаний выполняет две функции: контролирующую и организующую по отношению к учебному процессу. При этом обе функции должны гарантировать развитие индивидуальных способностей студента. В наибольшей степени эти задачи позволяет решить рейтинговая система, которая основана на индивидуальном кумулятивном индексе или рейтинге. Обучение с использованием рейтинга применяется в вузах достаточно давно и является сегодня важной составной частью новых технологий.

Значимость данной системы увеличивается, поскольку балльно-рейтинговая система позволяет реализовывать субъект-субъектные отношения. Оценивается не только результат, то, что получает студент на экзамене, но и работа в процессе освоения дисциплины. Данная система позволяет активизировать внеаудиторную работу студентов, дать более точную и объективную оценку

знаний студентов, ранжирует студентов по уровню знаний, способствует повышению эффективности работы преподавателей. Кроме того, система требует от студента постоянной работы в течение всего семестра, у него появляются стимулы в достижении более высоких результатов, которых нужно добиться. Балльно-рейтинговая система формирует у студентов умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, пробуждать привычку к постоянному расширению своего кругозора. У студента появляется возможность спланировать себе оценку и сознательно подойти к ее достижению. И, наконец, внедрение БРС является основой для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения.

Центром менеджмента качества Орловского государственного университета было разработано и утверждено ученым советом университета соответствующее положение, разработаны методические рекомендации по применению балльнорейтинговой системы. В данном положении прописаны правила оценки знаний студентов.

Основой балльно-рейтинговой системы является разбиение учебного курса на модули, которые по своей сути близки к принятому разбиению курса на темы, блоки, разделы. Это позволяет выделить группы основных фундаментальных понятий, логично и компактно сгруппировать материал, избежать повторений внутри курса и в смежных дисциплинах. Для обучаемого система дает целостное представление об учебной дисциплине, ее межпредметных связях, создает основу для формирования принципиально новой системы оценки качества знаний. Выполнение всех заданий в пределах модуля позволяет студенту набрать определенное количество баллов.

Оценка успеваемости студентов осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Общая оценка знаний студента по учебной дисциплине определяется как сумма баллов, полученных студентом по различным формам текущего контроля и промежуточной аттестации.

Усвоение каждой изучаемой студентом за семестр дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по разделам дисциплины в зависимости от их значимости и трудоемкости.

Максимальная сумма баллов (100), которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине в ходе текущего контроля (Э тек) и про-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

межуточной аттестации (Эпром. атт.): Э тек. + Э пром. атт. = 100 баллов.

Конкретное распределение баллов по этим видам контроля устанавливается кафедрами.

В ходе изучения дисциплины за текущую работу студент может получить максимально 60 баллов, за экзамен или зачет максимально - 40 баллов.

В рабочей программе по дисциплине определяются формы текущего контроля, диапазоны рейтинговых баллов по разделам дисциплины с выделением баллов за текущую работу по видам работы и промежуточную аттестацию.

При изучении дисциплины могут быть предусмотрены такие формы текущего контроля знаний, как конспектирование лекций, рекомендуемой литературы, монографий и т.д.; выполнение индивидуальных заданий, подготовка и презентация домашних заданий, дискуссии, тренинги, «круглые столы»; письменный контроль (тест, диктант, сочинение, эссе и др.); различные виды коллоквиумов, выполнение лабораторно-практических работ и другие.

Формы текущего контроля и их количество зависят от содержания учебной дисциплины и ее объема. Формы контроля и количество проводимых проверок разрабатываются кафедрой, исходя из специфики дисциплины, вносятся в учебную программу и утверждаются решением кафедры. Образцы материалов для текущего контроля прилагаются к учебной программе дисциплины.

Рубежный контроль проводится с целью определения качества усвоения учебного материала по дисциплинарному модулю. В течение семестра должно быть проведено один-три рубежа в зависимости от трудоемкости и специфики изучаемой дисциплины. Кафедра устанавливает количество рубежных контролей по каждому дисциплинарному модулю, исходя из следующих условий: по дисциплинам с трудоемкостью менее 20 часов - 1 рубежный контроль; от 21 до 36 часов -2 рубежных контроля; свыше 36 часов - 3 рубежных контроля.

Рубежный контроль проводится по графику, составленному деканатом, согласованному с преподавателем.

Преподаватель суммирует баллы, полученные студентом в ходе текущей работы, и выставляет их в ведомость. Он имеет право по своему усмотрению добавлять студенту до 5 баллов по дисциплине за участие в научно-исследовательской работе, внутривузовских олимпиадах, конференциях и т.д.; за углубленное изучение дисциплины, публикации статей в сборниках научных конференций, выступления на межвузовских конференциях, по-

беды в межвузовских студенческих олимпиадах по предмету - до 10-15 баллов.

Для получения зачета по дисциплине сумма баллов студента по дисциплине должна быть 40 и более баллов при условии прохождения всех контрольных рубежей. В этом случае в экзаменационную ведомость проставляется отметка «зачтено» и набранное количество баллов, в зачетную книжку - отметка «зачтено».

Экзамен проводится по 40-балльной шкале. На основе набранных баллов успеваемость студентов в семестре определяется следующими оценками: «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». При этом действует следующая шкала: 89-100 баллов -«отлично»; 77-88 баллов - «хорошо»; 65-76 баллов - «удовлетворительно»; менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Дисциплина считается изученной, если студент набрал количество баллов согласно установленному диапазону. Если студент не изучил дисциплину, то ему предоставляется возможность добора баллов. Студент обязан отчитаться по задолженностям по отдельным темам (разделам) дисциплины до экзамена (зачета) в рамках часов, отводимых на самостоятельную работу с преподавателем. Расписание для дополнительных занятий по добору баллов с закреплением аудиторий составляется деканатом по согласованию с преподавателями.

Итоговая рейтинговая оценка студента по дисциплине рассчитывается как средневзвешенное количество баллов, набранных студентом при изучении дисциплины в течение всех семестров, отведенных на изучение данной дисциплины:

п

X*

РД = -1 ,

п

где РД - итоговая рейтинговая оценка студента по j-й дисциплине;

п - количество семестров, отведенных на изучение данной дисциплины;

Ву - количество баллов, набранных студентом при изучении у-й дисциплины в им семестре.

Если дисциплина рассчитана на один семестр, то рейтингом студента по дисциплине является рейтинг студента, набранный в течение семестра.

При внедрении балльно-рейтинговой системы были выявлены как положительные стороны, так и выделен ряд трудностей. Заведующие кафедрами, анализируя результаты внедрения БРС, отмечают следующее:

- снижается загруженность студентов в период сессии и перед сессией через проведе-

ние равномерно распределенных в учебном семестре рубежных контролей, что действительно мобилизует студентов на работу в течение всего семестра, а не только в период перед экзаменами;

- по мнению преподавателей, участвующих в эксперименте, заметно повышается как общая посещаемость студентов, так и их активность во время занятий;

- исключается элемент субъективизма при выставлении итоговой оценки, т. к. степень работы студента в семестре становится более прозрачной;

- четкое расписание возможных видов работ и их стоимостной оценки в баллах позволяет студенту самостоятельно определять темп и интенсивность работы в течение семестра, исходя из желаемой оценки на экзамене (зачете);

- оценка становится более дифференцированной; при традиционных методах контроля пользуются четырехбалльной шкалой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), здесь же 100балльная шкала, которая обеспечивает более высокую точность измерений учебных достижений;

- активизируется систематическая самостоятельная работа студентов;

- повышается мотивация обучения.

Тем не менее необходимо отметить, что для успешной реализации БРС необходимо создавать определенные условия, выполнение которых является обязательным. Во-первых, гласность, прозрачность результатов оценки (рейтинг-планы изучения дисциплин, критерии оценки знаний должны быть известны студентам начиная с первых дней текущего семестра). Во-вторых, стимулирование качественной и ритмичной работы студентов (поощрения, льготы, дополнительные возможности и др.). В-третьих, использование разнообразных форм самостоятельной работы и контроля знаний.

Конечно, не все требования были выполнены на первых порах внедрения системы, к тому же ряд дисциплин довольно сложно оценить традиционными формами. Например, оценка результатов работы студента художественно-графического факультета по рисунку. Студент, не посещающий занятия, может принести готовую работу, выполненную на довольно качественном уровне.

Содержанием следующего этапа работы по внедрению БРС является коррекция организации учебного процесса, исходя из полученного опы-

та, адаптация рабочих программ учебных дисциплин с учетом требований балльно-рейтинговой системы. Этим была обусловлена необходимость в выявлении проблем внедрения БРС, которые решаются с разным уровнем успешности, как-то:

- понимания самой системы, её актуальности, целей и задач как студентами, так и преподавателями;

- перехода преподавателей от традиционной системы оценки работы студентов к балльной, когда практически каждый шаг студента в рамках учебного процесса подлежит дифференцированной оценке;

- определения «цены» различных видов деятельности и участия студентов в учебном процессе;

- переработки методического комплекса, пересмотра форм текущего контроля и его методического обеспечения(разработка тестов и т.д.);

- присутствия определенного консерватизма при внедрении нового, когда неизвестно, что получится;

- загруженности преподавателей, это связано с необходимостью скрупулезного учета баллов, набранных студентом за различные виды деятельности в течение семестра.

Кроме того, центром менеджмента качества была поставлена задача оценки эффективности внедрения БРС.

Для оценки эффективности были введены коэффициенты, один из которых можно рассчитать следующим образом:

количество студентов, получивших «пять» и «четыре» в процентном соотношении за период ведения БРС, к процентному соотношению студентов, получивших «пять» и «четыре» до введения данной системы, к=К1/К2, где:

К1 - процент студентов, получивших «пять» и «четыре» за период применения БРС;

К2 - процент студентов, получивших «пять» и «четыре» до введения БРС. К1^1^*100%, где:

VI - количество студентов, получивших 4 и 5 после применения БРС,

V - общее количество студентов за время применения БРС К2^2/У3*100%, где:

V2 - количество студентов, получивших 4 и 5 до введения БРС,

V3 - общее количество студентов за тот же период.

Если коэффициент будет больше 1, можно говорить о положительной тенденции, если меньше 1 - то об отрицательной, если равно 1 - то о нуле-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

вой, иначе говоря, в этом случае внедрение БРС не повлияло на стремление студентов получать знания.

Так, например, если сравнивать данные по ма-Таблица 1 -

тематике студентов 1 курса факультета экономики и управления 2009-2010 года с данными 20082009 учебного года, то можно прийти к следующим результатам, показанным в таблице 1.

Данные для расчета коэффициента эффективности применения БРС у студентов 1 курса факультета экономики и управления по математике

№ группы студентов 1 курса Количество студентов 1 курса 2008-2009 учебного года Количество 4 и 5 по математике студентов 1 курса 2008-2009 учебного года Количество студентов 1 курса 2009-2010 учебного года Количество 4 и 5 по математике студентов 1 курса 2009-2010 учебного года

1 12 2 11 2

2 10 4 8 1

3 9 1 7 3

4 13 2 19 2

5 15 3 13 3

6 15 3 11 4

7 20 7 16 2

8 18 4 16 3

9 17 3 9 4

10 14 3 35 13

11 19 2 16 2

12 5 1 14 4

13 8 1 13 1

Итого 175 36 188 44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К2^2/У3*100%=36/175*100%=20,57% - количество студентов 1 курса, получивших 4 и 5 по математике, до применения БРС.

К1^1/У*100%=44/188*100%=23,40%- количество студентов 1 курса, получивших 4 и 5 по математике после применения БРС.

к=К1/К2=23,40%/20,57%=1,14.

Таким образом, коэффициент эффективности применения балльно-рейтинговой системы равен 1,14, а это больше 1, то есть можно утверждать о положительной динамике. Другими словами, при применении БРС у студентов 1 курса по математике количество 4 и 5 увеличилось на 14%.

Так же могут быть рассчитаны и другие коэффициенты эффективности применения БРС. Например, коэффициент эффективности примене-

ния БРС, рассчитанный по конкретным дисциплинам, для анализа динамики изучения данной дисциплины. В данном случае можно оценить:

1) мотивированность студентов на предмет (считают ли студенты, что данный предмет им необходим, что он пригодится в будущем и т.д.). Выпускник, например, экономического факультета должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик, понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

2) мотивацию преподавателя на преподавание данного предмета (психологический

климат, вносимый преподавателем в группу, применение различных методик, практических занятий, деловых игр для изучения предмета и т.д.);

3) оптимизацию расписания занятий (очередность одного предмета за другим, время проведения занятий и т.д.).

Коэффициент эффективности применения БРС, рассчитанный за семестр, позволяет просмотреть мотивированность ряда факторов в конкретном семестре. Данный коэффициент можно рассчитывать:

1) с 1 по 10 семестр - сравнить 1 семестр до введения БРС с 1 семестром после введения (здесь нужны данные за 5 лет обучения, если мы хотим проследить динамику по работе факультета в целом при применении БРС);

2) в конкретной группе - сравнить семестр до введения к семестру после введения в данной группе БРС. Например, данные за 2 курс, где БРС еще не применялась, и 3 курс, когда стали использовать данную систему, исключив, таким образом, влияние множества «лишних» факторов, таких как, например, сравнение заведомо сильной группы со слабой и т.д.

Коэффициент эффективности применения БРС, рассчитанный за весь период обучения, дает возможность просмотреть тенденцию вовлеченности студентов в процесс обучения, сравнить с результатами предыдущего выпуска, не использовавшего БРС, выявить проблемные зоны (плюсы, если за весь период учебы процент «четверок» или «пятерок» увеличивается, минусы, если процент «четверок» или «пятерок» уменьшается, найти причины такого положения дел; если динамика меняется от семестра к семестру как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения результатов, найти проблемы и способы их устранения).

Обобщая опыт внедрения БРС в ОГУ, можно отметить, что все мероприятия по её внедрению направлены в первую очередь на создание оптимальных условий для наилучшей подготовки студентов, для повышения конкурентоспособности молодых специалистов с высшим образованием на рынке труда, а следовательно, и качества образовательного процесса. А значит, у Болонской системы в России есть будущее и перспективы. А полученный опыт позволит нам менее болезненно перейти к новой образовательной системе.

Библиографический список

1. Аванесов В.С. Композиция текстовых заданий. - 2-е издание. - М.: Адепт, 1998. - 217 с.

2. Ефремов А.П. Об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц. - РУДН.

3. Заиченко Н.А. Зачетные единицы и проблемы их зачета. - Высшая школа экономики. - СПб.

4. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных стандартов / Б.А. Сазонов, Е.В. Караваева, Н.И. Максимов. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 104 с.

5. Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (Письмо Минобрнауки РФ от 28.11.2002 г. № 14-52-988 ин/13).

6. Проблемы и перспективы современной науки. Сборник научных трудов. Вып. 1 / Под ред. Н.Н. Ильинских. -Томск, 2008.

N.A.ILYINA, E.V.KUZNETSOVA, O.E.KOSAREVA INCREASE OF MANAGEMENT EFFICIENCY BY QUALITY OF FORMATION IN HIGH SCHOOL

In the article the questions of management of quality education, functioning of system of a quality management are considered. The consideration is given to the control of knowledge of students, introduction of point-rating system is described, the effectiveness ratio of application of point-rating system is estimate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.