Научная статья на тему 'Феномен подростковой застенчивости в психолого-педагогической науке'

Феномен подростковой застенчивости в психолого-педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1550
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ / SHYNESS / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / ПОДРОСТКОВАЯ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ / TEENAGE SHYNESS / ПЕРИОД ПОВЫШЕННОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ / A PERIOD OF HEIGHTENED SHYNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Светлана Сергеевна

В статье рассматривается понятие «застенчивость» и ее влияние на формирование социальных отношений и установление межличностных коммуникаций, а также воздействие различных факторов на формирование застенчивой модели поведения в подростковом периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF TEENAGE SHYNESS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE

The article deals with the concept of «shyness» and its influence on the formation of social relations and the establishment of interpersonal communications, as well as the impact of various factors on the formation of a shy model of behavior in the adolescent period.

Текст научной работы на тему «Феномен подростковой застенчивости в психолого-педагогической науке»

- результаты эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности спортивно-ориентированного физического воспитания в достижении спортивных результатов.

Литература:

1. Зорин С. Д., Пестряева Л. Ш. Исследование показателей ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни 13 летних подростков с учетом занятий спортом // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 6. - С. 6-7.

2. Островский Б. И., Федотенков Д. Г. Спортизация физического воспитания как фактор формирования спортивной культуры школьников // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 669-674

3. Пестряева Л. Ш., Пешкумов О. А., Садетдинов Д. Ш. Применение ориентировочных карт-инструкций в учебном процессе по физической культуре со студентами вузов // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №57-5. - С. 265-271.

4. Пестряева Л. Ш., Щербакова Т. А., Иванова А. Н. Влияние проблемного метода обучения на формирование активного отношения студентов к учебной деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2016. - № 1(89). - С. 132-138.

5. Пестряева Л. Ш., Садетдинов Д. Ш., Камалиева Г. А. Совершенствование физического воспитания студентов на основе применения коллективного способа обучения // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - №54-3. - С. 164-174.

6. Пестряева Л. Ш. Дидактические умения преподавателя физической культуры и спорта // Рациональное природопользование и социально-экономическое развитие сельских территорий как основа эффективного функционирования АПК региона: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - С. 577-581.

7. Пестряева Л. Ш. Эффективность применения ориентировочных карт-инструкций в изучении легкоатлетических упражнений // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы межд. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - С. 46-50.

9. Пестряева Л. Ш., Драндров Г. Л., Глинкин Б. Н., Орешкина Т. И. Особенности развития мотивов занятий спортом с учетом спортивной квалификации // Проблемы современного педагогического образования - 2016. - №51-3 - С. 237-247.

10. Садетдинов Д.Ш. Формирование дидактических умений студентов факультета физической культуры на основе контекстного подхода к обучению (на примере преподавания «Легкая атлетика» с методикой преподавания): дис. канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.04. - Йошкар-Ола, 2000. - 170 с.

11. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 г. №1101-р) / Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4110.

12. Шаболтас, А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00.01 / А. В. Шаболтас. - СПб. - 1998. - 21 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук Петрова Светлана Сергеевна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал) Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (г. Нижний Тагил)

ФЕНОМЕН ПОДРОСТКОВОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «застенчивость» и ее влияние на формирование социальных отношений и установление межличностных коммуникаций, а также воздействие различных факторов на формирование застенчивой модели поведения в подростковом периоде.

Ключевые слова: застенчивость, подростковый возраст, подростковая застенчивость, период повышенной застенчивости.

Annotation. The article deals with the concept of «shyness» and its influence on the formation of social relations and the establishment of interpersonal communications, as well as the impact of various factors on the formation of a shy model of behavior in the adolescent period.

Keywords: shyness, adolescence, teenage shyness, a period of heightened shyness.

Введение. Подростковый период - это важный и значимый этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослой жизнью. В это время тело подростка претерпевает физиологические и психоэмоциональные изменения, которые в свою очередь сопровождаются определенными трудностями. Данные перемены, происходящие в образе тела, за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд существенных проблем, как для подростка, так и для его ближайшего окружения. Они могут стать первопричиной закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности, застенчивости. Закомплексованному и стеснительному подростку сложнее найти общий язык со своими сверстниками, сложнее делать выбор и принимать самостоятельные решения. Они предпочитают общение с людьми младшего возраста, и даже зачастую избегают возможных коммуникаций и дружеских отношений с другими людьми, замыкаются в себе и закрываются от внешнего мира.

Большинство из современных подростков чувствуют себя уверено лишь тогда, когда находятся в виртуальном пространстве, играют в компьютерные игры или общаются в социальных сетях. В тоже время, при личном общении с собеседником они ведут себя скованно, испытывают страх и смущение. Свое мнение высказывают скромно, либо придерживаются мнения большинства, выступают в роли пассивного слушателя и стесняются задавать вопросы.

В психологической науке имеется большое разнообразие понятия «застенчивость». Подростковая застенчивость — тенденция ощущать напряженность, беспокойство или неловкость в непривычных социальных ситуациях и в общении с малознакомыми людьми. Застенчивость - черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников [1, с. 111].

Как отдельное независимое свойство личности человека, застенчивость в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких трудов И. С. Кона, А. Б. Добровича, В. Н. Кунициной, Н. В. Шингаева, Е. Н. Бойцовой, Л. Н. Галигузовой, А. Б. Белоусова, Л. В. Краснова. В зарубежной психологии следует особо отметить исследования Ф. Зимбардо.

Изложение основного материала статьи. По словам Ф. Зимбардо, застенчивость - понятие весьма расплывчатое: чем сильнее и глубже мы в него всматриваемся, тем больше видов и граней застенчивости открывается. Застенчивость тесно связанна со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов [5, с. 18-19].

По определению Б. Н. Куницыной, застенчивость - свойство, которое может возникнуть у человека как следствие постоянного испытываемого дискомфорта и определенных трудностей в ситуациях межличностного неформального общения; наблюдается в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями психомоторики, речевой деятельности, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самоощущения.

Первое упоминание термина «застенчивость» относят к 1000 г. н. э., Словарь Уэбстера определяет застенчивость, как состояние «стеснения в присутствии других людей». В русском же языке понятие «застенчивый» исходит от глагола «застить» и толкуется словарем В. И. Даля как «охотник не неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый». В Словаре русского языка С.И. Ожегова застенчивость определяется как склонность человека к робкому и стыдливому поведению в общении. Бурно М.Е. пишет, что застенчивость связана с такими свойствами характера, как робость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, склонность к сомнениям, страхам, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности [2, с. 85-87].

По мнению В. Джонсона и Б. Карпентера застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, неаккуратные, неловкие, боящихся чужого мнения, не умеющих отстаивать свою позицию, обречённых на одиночество или непонимание и непринятие коллективом, не способные к сотрудничеству и достижению целей. Все внимание и психоэмоциональные силы таких людей направлены на преодоление своей стеснительности и борьбу со своим страхом общения с другими людьми.

Природу застенчивости рассматривали разные представители нескольких психологических направлений [4, с. 28].

В теории врожденной застенчивости понятие «застенчивость» предстает как врожденное качество, человек рождается с определенным набором качеств, в том числе и с застенчивостью, и не в состоянии их изменить до конца жизни. Сторонники данной теории утверждали, что человек способен лишь минимизировать влияние одного из врожденных качеств, но не избавится от него совсем. Психолог Р. Кеттел в своем 16-факторном личностном опроснике выделил шкалу с двумя противоположными свойствами личности - смелость-самоуверенность и робость-чувствительность к опасности. Низкие показатели по данному фактору указывают на сверхчувствительную нервную систему, остроте реагирования на любую угрозу, о робости, неуверенности в своем поведении, силах, сдержанности чувств. Люди с такими показателями терзаются чувством собственной неполноценности, то есть являются застенчивыми людьми.

Теория бихевиоризма, напротив, представляет собой понимание того, как человеческая психика влияет на выбор модели поведения, стиля жизни и образа мысли, а само поведение отражает реакцию на внешние раздражители. Данная теория включает в себя определение того, что застенчивость возникает в том случаи, когда люди не могут самостоятельно овладеть социальными навыками общения. Но если создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить, так как, застенчивость - это реакция страха на социальные стимулы. Стоит изменить формы общения, сделать их "правильными", и исчезнет всякая закрепощенность [4, с. 28].

В рамках Психоаналитической теории, понятие застенчивости рассматривается как ответная реакция на неудовлетворенные потребности, и связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, который охраняет моральные нормы. Застенчивость расценивается как внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта, психоаналитические рассуждения основаны на примерах патологической застенчивости, которую действительно необходимо лечить [4, с. 29].

А. Адлер - представитель индивидуальной психологии, ввел понятие «комплекс неполноценности» и считал, что все подростки испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства и нехватки сил, возможностей, что может способствовать затруднению их развития. Каждый подросток выбирает свой собственный жизненный стиль и руководствуется имеющимся у него представлением о себе и мире в целом. Адлер предполагал, что человек никогда не станет невротиком, если он сотрудничает с людьми, а те, кто не склонен к сотрудничеству и взаимовыручке, оказываются одинокими. Подростки могут стать таковыми по причинам органической неполноценности, по причинам частых болезней, что заставляет их соперничать с другими. Адлер ввел понятие «неуверенное поведение», обусловленное страхом критики, страхом сказать «нет», страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью. Дети с «неуверенным поведением» зависимы, несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы [4, с. 30].

В последнее время застенчивость стали обозначать как "высокую реактивность", все чаще у высокореактивных детей застенчивость играет роль инстинктивного поведения, способного защитить от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения. Первый - ребенок, чем-то неудовлетворенный, выбирает "стратегию избегания" - вид психологической защиты, и становится застенчивым. Второй - ребенок включается в соперничество и становится уверенным в себе [4, с. 29].

Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость, к социальным факторам относят модель и стиль семейного воспитания, ближайшее окружение, друзья, ценности, влияние традиций и норм приемлемых в обществе. К природным факторам относится темперамент, обусловленный типом нервной системы, задатки. Существуют застенчивые холерики и сангвиники, но подавляющее большинство застенчивых людей относят к типу меланхоликов и флегматиков.

В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается как синоним чувства страха, легкого испуга (Д. Болдуин, К.Гросс), как выражение чувства вины или стыда (В.Штерн, В.Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем, все психологи отмечают взаимосвязь застенчивости с особенностями

самосознания человека и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, низкая самооценка, недоверие и непринятие окружающих людей их мнения и отношения к жизни.

Застенчивость является разносторонним и глубоким качеством личности, она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой. Причины и факторы застенчивости в подростковом возрасте также разнообразны, как и ее определение. Основным источником застенчивости принято считать страх перед людьми, а точнее страх общения и оценочной критики. Фундамент застенчивости, устроен таким образом, что закладывается в детстве и зависит от семейного воспитания, ближайшего окружения, среды учебной и социальной.

Период повышенной застенчивости у детей приходится на подростковый возраст [6, с. 2171. Изменение социально-экономической ситуации в обществе, изменение ценностных ориентаций людей привело к искажению восприятия застенчивого человека и более того к отрицанию данной характеристики личности у старшеклассника. Однако исследования психологов говорят о том, что, напротив, почти половина молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет застенчивыми являются 50 процентов мальчиков и 60 процентов девочек [5, с. 341.

В подростковый период внутренний взор направлен на собственное Я, возрастает внимание к потенциалу, к самонаблюдению, к анализу собственных физических и умственных возможностей. Болезненно воспринимается критика и мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Подростки в такой период склоны преувеличивать физические недостатки, самооценка, как правило, является неадекватной, заниженной. Такое отношение к себе может перерасти со временем в депрессивное состояние.

А. И. Захаров отмечает, что страдают застенчивостью подростки эмоционально чувствительные, впечатлительные, все близко принимающие к сердцу, с повышенным чувством долга, обязанности, справедливости, не умеющие хитрить и обманывать, как и вести себя гибко и естественно, сообразно обстоятельствам, с интровертированным, обращенным внутрь себя характером реагирования; неадекватно повышенным и явно внушенным уровнем социального контроля. Депрессивное мироощущение, отсутствие уверенности в себе, тревога и опасения, боязнь не соответствовать социальным стандартам, и составляют внутреннюю канву застенчивости как отражения тревожно-мнительного настроя или соответствующих черт характера. Такие подростки считают, что окружающие имеет о них исключительно плохое мнение. Такая застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных отношений.

Как правило, застенчивые подростки испытывают стеснение, они пытаются освободиться от этого чувства, быть как остальные - смелыми, раскрепощенными, легкими в общении. Подростка могут мучать сомнения, тревоги и переживания из-за своей робости. Порой это выплескивается в сверхкомпенсацию застенчивости, тогда подросток начинает вести себя сверхуверенно, вызывающе, иногда даже агрессивно. В такие периоды подростки могут грубить людям, которых на самом деле очень уважают, вести себя неадекватно, совершать поступки, на которые в обычном состоянии не смогли бы решиться. Такое поведение вызвано стремлением подростка быть таким же, как и все, и доказать всему свету, что он совершенно не застенчив, а наоборот, смел и раскрепощен. Ведя себя, подобным образом, подросток понимает, что поступает неправильно, но не может остановиться без посторонней помощи и поддержки [3, с. 1511.

В подростковом возрасте характерны такие акты самоутверждения, как побеги из дома, увлечение татуировками, пирсингом, иногда спиртным и наркотическими средствами как знак проявления самостоятельности и потребности принимать независимые решения, в такой период ухудшаются взаимоотношения с семьей, страдает, как правило, и уровень обучаемости.

По мнению многих практикующих психологов и педагогов, застенчивость является одной из самых распространённых и сложных проблем межличностных коммуникаций. Известно, что затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, чрезмерная сосредоточенность на себе, приводит к потере веры в свои силы, в возможность чего-либо достичь [3, с. 1561.

Н. В. Шингаева выделила определенный набор личностных особенностей застенчивых подростков. Различия между застенчивыми и «свободными в общении» распределились по следующим категориям: экстраверсии-интроверсии, общительности, уравновешенности, личностностной тревожности, сенситивности к отвержению, целеустремленности, решительности; по параметрам депрессивности, реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности, реактивной тревожности, тенденции к присоединению, инициативности-самостоятельности, настойчивости, выдержке. Это позволило составить психологический портрет застенчивых подростков.

Такие подростки в большей степени подвержены стрессовому реагированию на штатные жизненные ситуации, причем их реакция выстраивается по пассивно-оборонительному типу. Плохо переносят ситуацию, когда их оценивают или они оказываются в центре внимания. Они отличаются повышенным уровнем беспокойства и мнительности. В состоянии тревоги не могут сосредоточить свое внимание. Им не хватает настойчивости, решительности в достижении цели, трудно принимают самостоятельные решения, в общении с противоположным полом испытывают трудности.

По мнению Е. И. Жигэу, застенчивых подростков отличают такие состояния как уныние, печаль, мрачность, разочарованность, тревожность и чувство безысходности. У них ниже уровень общительности, хотя по потребности в общении различий с незастенчивыми людьми обнаружено не было. Изучение стратегий психологической защиты в общении показало, что у застенчивых на первом месте стоит избегание, на втором - партнерство и сотрудничество. В группе незастенчивых ведущим механизмом защиты после избегания является агрессия.

Иную типологию подростковой застенчивости, на основе большой психотерапевтической практики, предложили В. Л. Леви и Л. 3. Волков, они выделяют три типа патологической застенчивости.

Первый тип подростковой застенчивости называется Шизоидно-интровертированный или конституциональный. Он характеризуется стойкой и психотерапевтически наиболее неблагоприятной застенчивостью. Она связана с изолированностью подростка в группе, его неконформным поведением, явлениями дисморфофобии, сокращением контакта с людьми («бегство от оценок»). Данная форма застенчивости близка к аутистичности, ее можно назвать аутистической застенчивостью.

Псевдошизоидный тип застенчивости: возникает из-за физической или социальной неполноценности, физических дефектов, таких как заикание, косоглазие, ожирение, смешное имя или фамилия. С близкими и хорошо знакомыми людьми не проявляется. Лица с псевдошизоидной застенчивостью имеют неустойчивую самооценку, пытаются компенсировать свою застенчивость в форме сверхконформного поведения, демонстрируют «беззастенчивость от застенчивости» — развязность. Псевдошизоидный тип застенчивости — это поведение закомплексованного человека, компенсаторная беззастенчивость.

Психастенический тип застенчивости характеризуется отсутствием стремления к лидерству у подростка, в конформном поведением. Запущенная застенчивость может принимать различные формы бегства, в том числе и форму пристрастия к алкоголю, табакокурению, суициду. Все эти три вида застенчивости, как указывают авторы, относятся к патологической застенчивости, то есть характеризуют пограничные состояния.

Выводы. Природа застенчивости разнообразна. Важно, чтоб в подростковом периоде, когда ребенок наиболее подвержен острому реагированию на внешние раздражители, она не перерастала в патологическую застенчивость. Застенчивость - разностороннее, глубокое качество личности, которое способно не только создавать психологические трудности, либо затруднение при межличностном общении, но и защищать от психоэмоциональной перегрузке высокореактивных подростков.

Подростковый возраст является вторым пиком повышенной застенчивости, которая может привести подростка к замыканию в себе, депрессии, вплоть до суицида, либо трансформироваться в наглость, отклоняющиеся от норм поведение. Изменения, которые претерпевает организм, провоцируют ряд психологических трудностей, которые способны оставить след на всю жизнь. С переходом в юношеский возраст большему количеству людей удается преодолеть свою застенчивость. В том числе меняется отношение к застенчивости, особенно под влиянием того, что в этот период у молодых людей повышается самооценка, приходит самоуважение и понимание ценности своей личности.

Литература:

1. Большой психолого-педагогический словарь. - Ростов - на Дону: «Феникс», 1999. - 111 с.

2. Бретт Д. Застенчивость // Жила-была девочка, похожая на тебя / Пер. с английского Г.А. Павлова -М.: Независимая фирма "Класс", 1996. - С.85-87.

3. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Медицина,1980. - 151-156

4. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Вопросы психологии. -2000. 28-30.

5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М., 2000. - 18-19 с.

6. Марасанов Г.И. «Социально-психологический тренинг». — М., 1998.

Педагогика

УДК: 373.1

кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В

ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В современных условиях востребованным является выбор стратегии воспитания школьника, поскольку возникла необходимость ответственного отношения государства, родителей и всех заинтересованных лиц в воспитании обучающихся.

Особую значимость приобретает социально-педагогическая стратегия воспитания, поскольку обеспечивает развитие жизненных установок, планов и способов самореализации, приобретение личностного опыта в эстетически ориентированном ключе. Эстетическая составляющая предполагает формирование готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания.

Проведенный анализ позволяет выявить, что актуальными остаются идеи отечественной педагогики о расширении представлений человека о себе как творческой личности, что, несомненно, делает востребованной такую совместную деятельность педагога и обучающегося, при которой появляется возможность для поиска нестандартных решений. При этом деятельность обучающегося не может оставаться только на уровне восприятия проблемы или самостоятельной ее формулировки. Необходима включенность и педагога и обучающегося в осмысление дальнейших действий, согласование интересов и определение путей решения возникающих проблем.

В заявленном аспекте воспитание творческой личности в эстетической деятельности приобретает новые ориентиры: стратегия воспитания становится объектом осмысления, проектирования и конструирования в эстетически ориентированном ключе, что также способствует развитию творческого потенциала личности. Это означает, во-первых, использование уже имеющихся знаний и расширение возможностей их осмысления, во-вторых, развитие способностей к импровизации в новых нестандартных условиях.

Вопросам воспитания творческой личности в эстетической деятельности уделялось в отечественной педагогике достаточно внимания. Известны разные точки зрения на исследуемую проблему. При этом важна установка на то, что эстетическое в его сущностном онтологическом смысле, есть нечто совершенное, а совершенство предполагает полноту бытия (природного, социального и духовного), как в позитивном, так и в негативном многообразии [5].

Дальнейший анализ позволяет выделить следующие признаки специфического содержания эстетического: наличие определенных оснований в оценке красоты, присущей в той или иной мере всей человеческой практике, создание условий для свободной творчески-созидательной деятельности в искусстве. Философское наследие А.Ф. Лосева в плане определения сути эстетического и М. М. Бахтина в отношении роли «другого» в эстетическом формообразовании позволяет выявить значимые для настоящей статьи уточнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.