Научная статья на тему 'Влияние занятий гиревым спортом на общую физическую подготовленность студентов и уровень ее соответствия нормативным требованиям'

Влияние занятий гиревым спортом на общую физическую подготовленность студентов и уровень ее соответствия нормативным требованиям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
429
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИРЕВОЙ СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / СООТВЕТСТВИЕ / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Симень Владимир Петрович, Атласкин Алексей Леонидович

Установлено, что применение гиревого спорта в физическом воспитании студентов вузов приводит к повышению уровня их общей физической подготовленности и соответствию ее нормативным требованиям рассматриваемого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Симень Владимир Петрович, Атласкин Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий гиревым спортом на общую физическую подготовленность студентов и уровень ее соответствия нормативным требованиям»

УДК 378.016:796.8

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ НА ОБЩУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ И УРОВЕНЬ ЕЕ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

THE INFLUENCE OF KETTLEBELL LIFTING LESSONS ON THE GENERAL PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS AND THE LEVEL OF ITS CONFORMITY TO STATUTORY REQUIREMENTS

В. П. Симень, А. Л. Атласкин V. P. Simen, A. L. Atlaskin

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Установлено, что применение гиревого спорта в физическом воспитании студентов вузов приводит к повышению уровня их общей физической подготовленности и соответствию ее нормативным требованиям рассматриваемого возраста.

Abstract. It is established that using of kettlebell sport in physical education of students leads to increase of their general physical fitness level and conformity of its statutory requirements of the considered age.

Ключевые слова: гиревой спорт, физическая подготовленность, студенты вузов, соответствие, нормативные требования.

Keywords: kettlebell sport, physical fitness, students, conformity, statutory requirements.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе общественного развития, когда остро стоят проблемы здоровья, физического развития, физической подготовки учащейся молодежи, к сожалению, в системе их физического воспитания нетради -ционные виды физических упражнений стали вытеснять традиционные. Так, например, лыжный спорт, спортивная гимнастика, плавание и другие виды спорта, которые входят в обязательный перечень или в базовую часть программы физического воспитания общеобразовательных школ, средних специальных учреждений и высших учебных заведений и имеют огромное значение в формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, развитии физических качеств, воспитании волевых и других свойств личности человека, становятся недоступными для учащейся молодежи. Такую сложившуюся сегодня в России ситуацию, прежде всего, следует объяснить сложными динамическими изменениями во всех сферах жизни, в частности, с устарелостью и непригодностью инвентаря и оборудования или полным отсутствием в образовательных учреждениях материально-технической базы для занятий данными видами спорта.

Анализ опыта собственной многолетней педагогической деятельности и результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о тревожной тенденции отставания и

несоответствия степени физического развития, физической подготовленности и функцио -нальных возможностей значительной части современной обучающейся в вузе молодежи нормативным требованиям их общей физической подготовленности.

В формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, развитии физических качеств, воспитании морально-волевых и других свойств личности студентов немаловажное значение имеет гиревой спорт, возможности которого, как показывает практика, неисчерпаемы.

Следует подчеркнуть, что вопросы своеобразия физического воспитания студентов вузов с применением гиревого спорта нашли отражение в трудах В. Н. Балакшина и

С. В. Моренченко [1], В. М. Пальцева [2], [3], В. А. Сальникова [4], А. Н. Шикунова [5], [6], В. В. Ягодина [7], [8] и других. Авторами описывается методика и организация занятий гиревым спортом в вузе, даются методические указания для студентов, занимающихся данным видом спорта, и т. д.

Как свидетельствует анализ учебно-методической литературы и научных исследований, в работах, раскрывающих особенности физического воспитания подрастающего поколения с использованием гиревого спорта, есть немало нерешенных проблем, и, в частности, одной из них является недостаточная изученность степени соответствия физической подготовленности занимающихся гиревым спортом студентов вузов нормативным требованиям их общей физической подготовленности.

Таким образом, в настоящее время существует противоречие между сложившейся практикой физического воспитания учащейся молодежи с применением такой нетрадиционной системы физических упражнений, как гиревой спорт, с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопросов влияния занятий данным видом спорта на уровень физической подготовленности студентов и соответствия ее нормативным требованиям рассматриваемого возраста - с другой.

С учетом этого противоречия цель нашего исследования заключалась в определении и экспериментальном обосновании влияния занятий гиревым спортом на уровень развития общей физической подготовленности обучающейся в вузе молодежи и степень ее соответствия нормативным требованиям общей физической подготовленности студентов.

Материал и методика исследований. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

В целях отбора студентов для занятий гиревым спортом и с тем, чтобы в дальнейшем проследить динамику их физической подготовленности, была предложена анкета о предпочтениях в занятиях физической культурой. Респондентами выступили студенты II курсов в возрасте 19-20 лет в количестве 127 человек.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ результатов анкетирования показал, что только 10,0 % студентов хотят систематически посещать занятия физической культурой 2 раза в неделю (4 часа), 30,0 % - желают бывать на данных занятиях один раз в неделю (2 часа), 15,0 % - от случая к случаю, а 45,0 % опрошенных предпочитают не посещать занятия физической культурой в рамках учебного расписания.

Основными причинами неудовлетворенности занятиями физической культурой в рамках учебного расписания опрашиваемые юноши назвали их однообразие (18,0 %), слишком высокую физическую нагрузку (37,0 %), недостаточную физическую нагрузку

(33 %), неудобное время занятий (12,0 %). 57,0 % респондентов не привлекают предлагаемые на занятиях виды двигательной активности.

Большинство из опрошенных студентов в свободное от учебы время предпочитают заниматься самообразованием (58,0 %), 27,0 % - остановили свой выбор на активном отдыхе, а 15,0 % - либо не имеют свободного времени, либо совмещают учебу с работой.

Автономно физическими упражнениями 35,0 % юношей занимаются 1-2 часа в месяц, 39,0 % - 1-2 часа в неделю, 10,0 % - 3 часа в неделю и более, а 16,0 % опрошенных вообще не уделяют внимания самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

После анкетирования со студентами была проведена беседа, которая показала, что они мало или вообще не занимаются физическими упражнениями самостоятельно потому, что не знают и не умеют применять существующие виды двигательной активности в не зависимых от кого-либо занятиях.

Одним из самых распространенных видов двигательной активности для самостоятельных занятий были названы «спортивные игры», но они нравятся далеко не всем.

25.0 % опрошенных студентов хотели бы заниматься различными видами атлетизма,

17.0 % отдали предпочтение занятиям легкой атлетикой, 13,0 % респондентов предпочли бы заниматься единоборствами, а 5,0 % - брались бы за другие виды двигательной активности.

Таким образом, значительная часть опрошенных студентов отказывается посещать занятия физической культурой в рамках учебного расписания. Их привлекают нетрадиционные виды физических упражнений. Одним из них и является атлетизм, в частности, гиревой спорт.

Для выявления уровня соответствия физической подготовленности занимающихся гиревым спортом студентов нормативным требованиям общей физической подготовки по физическому воспитанию нами был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие две группы юношей: контрольная группа (КГ) в количестве 15 человек, которая занималась по традиционной системе физического воспитания студентов вузов, и экс -периментальная группа (ЭГ) в количестве 15 человек, занимавшаяся в объеме 4 академических часов в неделю гиревым спортом. Учебно-тренировочные занятия проводились с 01 сентября по 30 июня 2009/10 учебного года. Всего за время эксперимента было проведено по 140 академических часов занятий в каждой группе испытуемых. В экспериментальной и контрольной группах 23,7 % студентов раньше занимались различными видами спорта, но не имели спортивных разрядов.

В начале педагогического эксперимента в первоначальном выявлении степени физической подготовленности приняли участие 30 студентов, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Им было предложено выполнить тесты для оценки общей физической подготовленности, состоящие из 6 упражнений:

1) сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, количество раз (определялась силовая выносливость);

2) поднимание и опускание ног в висе на перекладине, количество раз (выявлялся уровень развития брюшного пресса);

3) прыжок в длину с места, см (определялся скоростно-силовой компонент);

4) подтягивание в висе на перекладине, количество раз (определялось проявление относительной силы);

5) бег на 100 м, сек (определялась степень развития быстроты);

6) бег на 3000 м, мин (выявлялась общая выносливость).

Все эти упражнения входят в обязательный перечень зачетных нормативов 2, 4, 6, 8 семестров, утвержденных кафедрой физического воспитания, и рассчитаны на средний уровень физической подготовленности студентов (табл. 1).

Таблица 1

Контрольные нормативы по физическому воспитанию студентов основной медицинской группы в 4, 6, 8 семестрах, юноши

№№ п/п Тесты Единица измерения Баллы

5 4 3 2 1

1. Бег на 100 м сек 13.60 13.80 14.00 14.30 14.60

2. Бег на 3000 м мин. сек 12.00 12.20 12.40 13.10 13.40

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа кол-во раз 40 35 30 25 20

4. Подтягивание в висе на перекладине кол-во раз 12 10 8 6 4

5. Прыжок в длину с места см 230 220 210 200 190

6. Поднимание и опускание ног в висе на перекладине кол-во раз 12 10 8 6 4

Примечание: сумма очков для оценки (зачета) - 21 и больше.

Во время проведения предварительных тестов пришлось уделить немалое внимание обучению технике движений при выполнении зачетных упражнений. Большинство студентов выполняли их либо с серьезными техническими ошибками, либо, с их слов, выполняли впервые.

Сравнительные результаты исходных значений степени общей физической подготовленности студентов в начале эксперимента говорят о примерно одинаковом их уровне (табл. 2): различия в показателях статически недостоверны как у контрольной, так и у экспериментальной группы.

Анализ результатов повторного тестирования в конце эксперимента показал, что занятия как традиционной формой физических упражнений, так и гиревым спортом приводят к положительным изменениям показателей уровня общей физической подготовленности студентов.

Из табл. 2 видно, что развитие силовой выносливости разгибателей мышц плеч к концу эксперимента увеличилось значительно и достоверно в группе гиревого спорта (36,4±0,77 против 47,7±0,42), чем в группе студентов, занимавшихся физической культурой по учебному плану (36,7±0,86 против 39,6±0,51). Более достоверным изменениям также в экспериментальной группе подверглись показатели скоростно-силового компонента (217,3±0,47 против 232,2,±0,62 в ЭГ, 218,1±0,45 против 225,7±0,55 в КГ), степени развития брюшного пресса (8,1±0,44 против 15,5±0,31 в ЭГ и 9,8±0,33 против 12,9±0,40 в КГ). Уровень развития общей выносливости (13,10±0,50 против 11,19±0,47 в ЭГ, 13,04±0,78 против 12,11±0,47 в КГ) оказался значительно выше также в экспериментальной группе.

Меньшим, но позитивным изменениям подверглись показатели быстроты и относительной силы. Так, например, среднеарифметические значения составили: в беге на 100 м: в ЭГ - 14,3±0,19 сек против 13,9±0,16 сек, в КГ - 14,2±0,20 сек против 13,6±0,14 сек; в подтягивании на высокой перекладине: в ЭГ - 8,5±0,37 раз против 10,9±0,24 раз, в КГ -8,9±0,42 против 11,7±0,39 раз.

Таблица 2

Динамика показателей уровня общей физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп (Х±8)

Г руппы испытуемых Показатели общей физической подготовленности Достоверность, Р

в начале эксперимента | в конце эксперимента

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз

КГ 36,7±0,86 39,6±0,51 < 0,05

ЭГ 36,4±0,77 47,7±0,42 < 0,001

Достоверность, Р > 0,01 < 0,01

Поднимание и опускание ног в висе на перекладине, количество раз

КГ 9,8±0,33 12,9±0,40 < 0,05

ЭГ 8,1±0,44 15,5±0,31 < 0,01

Достоверность, Р > 0,05 < 0,05

Прыжок в длину с места, см

КГ 218,1±0,45 225,7±0,55 < 0,01

ЭГ 217,3±0,47 232,2,±0,62 < 0,001

Достоверность, Р > 0,05 < 0,01

Подтягивание в висе на пе рекладине, количество раз

КГ 8,9±0,42 11,7±0,39 < 0,05

ЭГ 8,5±0,37 10,9±0,24 < 0,05

Достоверность, Р > 0,01 > 0,05

Бег на 100 м, сек

КГ 14,2±0,20 13,6±0,14 < 0,05

ЭГ 14,3±0,19 13,9±0,16 < 0,05

Достоверность, Р > 0,01 > 0,01

Бег на 3000 м, мин

КГ 13,04±0,78 12,11±0,47 < 0,05

ЭГ 13,10±0,50 11,19±0,47 < 0,01

Достоверность, Р > 0,01 < 0,05

Анализируя динамику изменения уровня общефизической подготовленности в обеих группах испытуемых в целом за один учебный год педагогического эксперимента, можно заметить, что результаты наших предыдущих исследований, проведенных с учащимися общеобразовательных школ, подтверждаются. И во всех контрольных нормативах, кроме таких, как бег на 100 метров и подтягивание на перекладине, наибольшие изменения произошли в ЭГ, занимавшейся гиревым спортом, что подтверждается высоким уровнем достоверности. Относительно низкие результаты в беге на 100 м можно объяснить тем, что гиревой спорт в первую очередь развивает силовую выносливость, ввиду чего развитие скоростных качеств в экспериментальной и контрольной группах примерно равны. В подтягивании на перекладине относительно низкий результат в ЭГ, на наш взгляд, объясняется особенностями гиревого спорта, а именно топографией силы гиревика. Самые производительные мышцы у гиревика - разгибатели бедра, голени, стопы, рук, спины, а мышцы-сгибатели не так сильно развиты.

Обобщая результаты исследования, можно заключить, что:

1. В современных неблагоприятных экономических условиях для большинства населения России, когда в образовательных учреждениях материально-техническая база многих видов спорта значительно ухудшилась, а спортивно-оздоровительные услуги приобрели платный характер, большую роль призваны сыграть те средства физического воспитания, которые не требуют больших финансовых затрат и доступны широкому

кругу занимающихся. Одним из таких средств, способствующих с высокой действенностью решить задачи укрепления здоровья, физического развития, формирования необходимых в жизни двигательных умений и навыков, целеустремленности, выдержки, мо -рально-волевых качеств и роста показателей двигательной подготовленности, является гиревой спорт.

2. В целях совершенствования системы физического воспитания обучающейся молодежи в вузе нами была разработана и апробирована в педагогическом эксперименте модель системы физического воспитания студентов с использованием гиревого спорта. Результатом ее применения в образовательно-воспитательном процессе вуза стало повышение уровня общей физической подготовленности студентов - успешный переход их с низкой степени развития двигательных качеств на более высокий уровень и соответствие степени их общей физической подготовленности нормативным требованиям.

Резюме. Изучение влияния занятий гиревым спортом на состояние общей физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе является актуальным и представляет как научный, так и практический интерес. Исследование позволило выявить педагогические и физиологические закономерности в развитии физических качеств занимающихся гиревым спортом студентов и на этой основе более объективно планировать нагрузки на учебно-тренировочных занятиях по данному виду спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балакшин, В. Н. Физическое воспитание : учеб. пособие по атлетической гимнастике и гиревому спорту для студентов всех специальностей / В. Н. Балакшин, С. В. Моренченко. - Саратов : Саратов. гос. техн. ун-т, 2001. - 66 с.

2. Пальцев, В. М. Гиревой спорт в вузе / В. М. Пальцев. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ им. С. М. Кирова, 1994. - 148 с.

3. Пальцев, В. М. Методика и организация занятий гиревым спортом в техническом вузе : метод. указания / В. М. Пальцев. - Свердловск : УПИ им. С. М. Кирова, 1989. - 43 с.

4. Сальников, В. А. Элементы техники и тренировки для самостоятельных занятий гиревым спортом : метод. указания для студентов отделения спортивного совершенствования и занимающихся самостоятельно гиревым спортом / В. А. Сальников, Н. М. Ефимов. - Омск : СИБАДИ им. В. В. Куйбышева, 1987. - 35 с.

5. Шикунов, А. Н. Гиревой спорт как альтернатива традиционным физкультурно-спортивным методикам охраны здоровья обучающихся / А. Н. Шикунов // Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании : материалы всеросс. науч.-практ. конф. - Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. - С. 136-138.

6. Шикунов, А. Н. Коррекция отклонений в физическом и психическом развитии у юношей при помощи занятия гиревым спортом в системе дополнительного образования / А. Н. Шикунов // Социализация детей, подростков и молодежи с проблемами в развитии в системе дополнительного образования : материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Тамбов : ТГТУ, 2003. - С. 111-112.

7. Ягодин, В. В. Методические указания для студентов, занимающихся гиревым спортом / В. В. Ягодин. - Свердловск : СГИ им. В. В. Вахрушева, 1989. - 45 с.

8. Ягодин, В. В. Основы теории гиревого спорта : учеб. пособие для вузов / В. В. Ягодин. - Екатеринбург : УГПУ, 1996. - 218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.