УДК 373.5.016:796.88
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИРЕВОГО СПОРТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EFFECTIVENESS OF USING KETTLEBELL LIFTING IN PHYSICAL EDUCATION OF THE MIDDLE SCHOOL AGET PUPILS
В. П. Симень, А. Л. Атласкин V. P. Simen, A. L. Atlaskin
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Установлено, что применение гиревого спорта в физическом воспитании учащихся 6-8 классов общеобразовательных учреждений на основе реализации комплекса выделенных нами педагогических условий приводит к привлечению школьников к активной физкультурно-спортивной деятельности, достаточно высокому физическому и функциональному развитию и повышению их общей физической подготовленности.
Abstract. It has been established that using kettlebell lifting in physical education of 6-8 form pupils of comprehensive secondary schools on the basis of realization of the complex of pedagogical conditions which we distinguished, leads to the attraction of pupils to active physical-sportive activities, good physical and dynamic development and to the improvement of the general physical efficiency of pupils.
Ключевые слова: педагогические условия, гиревой спорт, физическое воспитание, средний школьный возраст.
Keywords: pedagogical conditions, kettlebell lifting, physical education, middle school age.
Актуальность исследуемой проблемы. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют модернизации системы образования. Государственная политика в этой области отражена в Законах Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании». Наиболее острой и требующей кардинального решения выступает проблема здоровья, физического развития и физической подготовки учащейся молодежи.
Результаты научных исследований и анализ педагогической практики свидетельствуют о тревожной тенденции отставания и несоответствия степени физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей значительной части школьников по сравнению с нормативными требованиями рассматриваемого возраста. Наблюдается устойчивая тенденция дальнейшего снижения этих показателей в процессе обучения в школе.
В научной печати, прессе, по радио и телевидению называют катастрофические цифры: 30-40 % детей различных регионов страны имеют нарушения осанки, чаще всего искривление позвоночника, причем отмечается постоянный рост этого дефекта. Одной из причин такого положения дел следует назвать отсутствие в школьной программе по физической культуре требований по правилам обращения с тяжестями, указаний на специальные упражнения для укрепления мышц спины. Упражнения, включенные в школьную
программу - подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, спортивные игры, большинство легкоатлетических и гимнастических упражнений и другие - укрепляют, прежде всего, мышцы рук, плечевого пояса и ног. Спине же остаются «попутные» нагрузки. В результате мышцы спины, хотя они развиваются быстрее, чем многие другие, становятся слабым звеном даже, казалось бы, у очень сильных людей.
Анализ научной и учебно-методической литературы показывает, что своеобразие физического воспитания школьников и его методики нашло отражение в трудах многих известных педагогов-ученых: Б. А. Ашмарина с соавт. [1], В. К. Бальсевича [2], В. М. Ка-чашкина [5], В. П. Филина [12], Н. А. Фомина [13], Б. М. Шияна с соавт. [14] и других. В них красной нитью прослеживается мысль о самоценности школьного детства. По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы морфологических, функциональных систем организма, а также таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, формируются положительные личностные качества: трудолюбие, патриотизм, нравственность и пр.
Многими современными учеными-педагогами в качестве одного из путей совершенствования физического воспитания школьников все чаще называется учет спортивных интересов учащихся (Г. Л. Драндров, А. С. Зейнетдинов [3], П. К. Дуркин [4],
Н. Н. Кострова [6], Н. М. Куликов [7], Б. Н. Найданов [10], А. Н. Прогонюк [11] и др.) при оптимальном сочетании базового и вариативного компонентов содержания учебных программ (В. И. Лях [8], [9] и др.).
В формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, развитии физических, воспитании морально-волевых и других личностных качеств школьников немаловажное значение имеет гиревой спорт, возможности которого, как показывает практика, неисчерпаемы. Однако проведенный анализ литературы свидетельствует, что научные исследования, раскрывающие особенности физического воспитания учащихся среднего звена общеобразовательных школ с применением гиревого спорта, явно отсутствуют. Это позволяет нам сделать вывод о том, что в практике использования гиревого спорта в физическом воспитании детей среднего школьного возраста, а именно 6-8 классов, есть немало нерешенных проблем:
- нет системы работы по эффективному использованию гиревого спорта в воспитании их физических качеств;
- не выявлены педагогические условия эффективного использования гиревого спорта в физическом воспитании детей среднего звена общеобразовательных школ.
В целом анализ и обобщение литературных данных и педагогической практики свидетельствуют о том, что в настоящее время существует противоречие между требованиями общества, степенью разработанности проблемы физического воспитания школьников, с одной стороны, и сложившейся практикой физического воспитания детей среднего звена общеобразовательных учреждений с применением гиревого спорта, отсутствием специальных работ и современных исследований по этой тематике - с другой.
С учетом этого противоречия цель нашего исследования заключалась в определении и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности использования гиревого спорта в физическом воспитании учащихся среднего звена общеобразовательных учреждений.
Материал и методика исследований. В основу исследований нами была положена гипотеза, согласно которой повысить уровень физической подготовленности детей среднего школьного возраста можно, если будут созданы следующие педагогические условия:
- общие условия: осуществление соответствующего кадрового, методического и материального обеспечения процесса физического воспитания школьников; определение содержания, форм и методов работы с гиревыми упражнениями в соответствии с особенностями воспитания физических качеств детей среднего школьного возраста и учет «зоны ближайшего» их физического развития;
- частные условия: наличие научно обоснованной программы физического воспитания школьников среднего звена средствами гиревого спорта и ее внедрение в деятельность общеобразовательных учреждений; возбуждение и поддержка интереса школьников к гиревому спорту путем увеличения интеллектуальной емкости занятий и удельного веса заданий; создание в процессе работы с гиревыми упражнениями ситуации успеха для каждого ребенка.
Для оценки эффективности практической реализации комплекса выявленных в ходе теоретического анализа педагогических условий в системе физического воспитания учащихся среднего школьного возраста общеобразовательных учреждений нами был проведен трехлетний формирующий педагогический эксперимент (сентябрь 2004 г. - май 2007 г.).
Эксперимент проводился в рамках научно-исследовательской «Концепции эксперимента по совершенствованию структуры и содержания физической культуры в общеобразовательном учреждении Чувашской Республики». В нем принимали участие учащиеся 6-8 классов двух средних общеобразовательных школ Чувашской Республики (Чагасьская и Тобурдановская Канашского района), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. На базе Чагасьской общеобразовательной школы была укомплектована экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 24 человек (11 мальчиков и 13 девочек), в которой физическое воспитание осуществлялось на основе реализации в образовательном процессе выделенных нами педагогических условий, на базе Тобурдановской общеобразовательной школы - контрольная группа (КГ) общей численностью 25 человек (12 мальчиков и 13 девочек), которая занималась по традиционной системе физического воспитания. В экспериментальной и контрольной группах 27,6 % школьников раньше занимались различными видами спорта, но не имели спортивных разрядов. Учебные занятия в обеих группах проводились три раза в неделю по одному академическому часу в течение трех лет педагогического эксперимента. Всего за это время было проведено по 102 учебнотренировочного занятия в каждый учебный год в каждой группе испытуемых.
Были организованы две серии экспериментов. Первая серия была направлена на сравнительное исследование степени физического развития и уровня физической подготовленности школьников. Для измерения и оценки уровня физического и функционального развития в контрольных и экспериментальных группах в начале и по окончании педагогического эксперимента учитывались соматометрические и антропометрические показатели, такие как масса тела, длина тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, кистевая и становая динамометрии, которые измерялись по общепринятым методикам. Уровень физической подготовленности участников эксперимента определялся контрольными упражнениями по общефизической подготовке. Изучались проявления таких физических качеств, как быстрота, выносливость, сила, силовая выносливость, а также проявление скоростно-силового показателя. Степень развития быстроты определялась по бегу на 60 м с низкого старта. Скоростно-силовой компонент определялся по прыжкам в длину с места. Проявление относительной силы у мальчиков определялось по результатам подтягиваний на высокой перекладине, у девочек - по подтягиваниям на
низкой перекладине из виса лежа. Силовая выносливость изучалась по сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа. Выносливость определялась в беге на 2000 м.
Вторая серия экспериментов была направлена на практическое обоснование эффективности реализации комплекса выявленных нами в ходе исследования педагогических условий, позволяющих совершенствовать процесс физического воспитания учащихся среднего школьного звена общеобразовательных учреждений с применением гиревого спорта. В этой части работы наряду с богатым опытом российской школы гиревого спорта использовался и личный спортивный, и педагогический опыт. Для проведения педагогического эксперимента были разработаны учебные планы по годам обучения для группы, занимающейся гиревым спортом, которые включали в себя практический и теоретический разделы.
Количество часов, предусмотренных в вариативной части, в которой школьники занимались гиревым спортом, распределены между теоретической и практической подготовкой. Теоретический раздел включает в себя овладение следующими теоретическими знаниями: становление и развитие гиревого спорта; сведения о правилах техники безопасности на занятиях по гиревому спорту; техника соревновательных упражнений; правила соревнований гиревого спорта. Практический раздел предусматривает овладение техникой соревновательных и специальных упражнений гиревого спорта и состоит из таких видов подготовки, как общефизическая, специально-физическая, изучение и совершенствование техники и тактики гиревого спорта.
Распределение часов по видам подготовки изменяется в зависимости от года обучения (табл. 1).
Таблица 1
Распределение учебных часов на изучение разделов экспериментальной учебной программы по гиревому спорту при трехразовых занятиях в неделю
№№ п/п Раздел учебной программы Классы, количество часов Классы, соотношение часов, %
6 7 8 6 7 8
1. Базовая часть 72 70 68 70,6 68,6 66,7
2. Вариативная часть 30 32 34 29,4 31,4 33,3
2.1. Теоретическая подготовка 2 2 2 1,96 1,96 1,96
2.2. Общефизическая подготовка 12 11 10 11,76 10,78 9,8
2.3. Специально-физическая подготовка 6 7 9 5,88 6,82 8,82
2.4. Техническая и тактическая подготовка 7 9 10 6,86 8.82 9,8
2.5. Соревновательная подготовка 3 3 3 3 3 2,94
3. Всего 102 102 102 100 100 100
На основе экспериментального учебного плана были разработаны рабочие планы по годам обучения. В них на определенный год обучения указывались основное направление и продолжительность учебной работы, предусматривались последовательность прохождения материалов, содержания основных разделов, примерный объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия и применение определенных средств подготовки в зависимости от цели учебно-тренировочного занятия. В рабочем плане в методической последовательности излагался теоретический и практический материал каждого занятия, указывались некоторые разделы воспитательной работы. В то же время учебный материал был направлен на воспитание трудолюбия, овладение техникой гире-
вых упражнений, развитие физических качеств и создание предпосылок для участия наиболее одаренных школьников в республиканских и всероссийских соревнованиях.
Результаты исследований и их обсуждение. Нами установлено, что по уровню физического и функционального развития испытуемые контрольной и экспериментальной групп на момент начала эксперимента были относительно однородными (табл. 2): различия в показателях развития статистически недостоверны как у мальчиков, так и у девочек.
Таблица 2
Соотношение показателей уровня физического и функционального развития мальчиков и девочек контрольных и экспериментальных групп
№№ п/п Виды измерений Ед. измерения Группы испытуемых 2004-2005 (М±т) 2005-2006 (М±т) 2006-2007 (М±т) Достоверность, Р
1. Масса тела кг КГ мал. 32,63±2,06 38,95±2,08 45,55±2,12 <0,01
дев. 35,10±1,22 37,05±2,11 42,73±2,37 <0,01
ЭГ мал. 32,55±1,38 40,14±1,56 46,87±2,41 <0,01
дев. 34,95±0,41 36,41±1,65 41,87±2,14 <0,01
2. Длина тела см КГ мал. 142,87±1,58 149,34±2,44 158,5±2,20 <0,01
дев. 143,17±1,58 150,34±2,44 155,5±2,20 <0,01
ЭГ мал. 143,24±1,78 149,27±2,17 157,61±2,36 <0,01
дев. 142,24±1,78 149,27±2,17 155,61±2,36 <0,01
3. Окружность грудной клетки см КГ мал. 70,23±1,35 76,72±2,34 78,75±2,03 <0,01
дев. 72,23±1,35 74,72±2,34 78,75±2,03 <0,01
ЭГ мал. 69,84±1,45 77,0±2,51 79,72±1,42 <0,01
дев. 72,43±1,39 72,21±2,61 77,05±2,78 <0,01
4. Жизненная емкость легких куб.см КГ мал. 2317±112,7 2768± 117,6 2973±134,0 <0,01
дев. 2260±93,6 2486±116,7 2728±133,3 <0,01
ЭГ мал. 2360±67,5 2864±129,3 3160±129,3 <0,01
дев. 2267±75,6 2546±123,9 2872±127,5 <0,01
5. Кистевая динамометрия правой руки кг КГ мал. 15,39±0,93 21,28±0,68 27,57±1,87 <0,01
дев. 16,09±0,83 18,27±0,87 21,75±1,88 <0,01
ЭГ мал. 15,71±0,54 23,58±1,38 30,05±2,12 <0,01
дев. 15,81±0,65 18,83±1,27 23,48±2,19 <0,01
6. Кистевая динамометрия левой руки кг КГ мал. 15,15±0,77 20,21±0,82 26,90±1,65 <0,01
дев. 15,63±0,76 17,63±1,73 20,57±1,39 <0,01
ЭГ мал. 15,21±1,05 22,63±1,75 29,14±1,39 <0,01
дев. 14,21±1,08 18,90±1,82 23,63±1,56 <0,01
7. Становая динамомет- рия кг КГ мал. 70,32±1,61 76,54±2,35 83,38±3,21 <0,01
дев. 51,23±1,71 54,45±2,53 63,83±3,12 <0,01
ЭГ мал. 68,73±2,42 79,99±2,86 88,63±2,78 <0,01
дев. 50,32±2,24 56,88±2,68 66,36±3,76 <0,01
Сравнительный анализ полученных данных об уровне физического развития испытуемых по окончании педагогического эксперимента показал, что положительные изменения произошли как в контрольной, так и экспериментальной группах. Однако по определяемым нами показателям физического развития, кроме длины и массы тела и окружности грудной клетки, наибольшие изменения произошли в экспериментальной группе, что связано, на наш взгляд, не только с естественным развитием организма детей, но и более эффективным применением упражнений гиревого спорта. Значительное увеличе-
ние жизненной емкости легких в экспериментальной группе объясняется особенностями гиревого спорта, который предъявляет высокие требования к развитию функциональных систем организма школьника, в том числе и дыхательной. Относительно большее увеличение динамометрии рук и спины, видимо, тоже можно объяснить особенностями гиревого спорта. Так, захват за душку гири предполагает длительное динамическое и статическое напряжения мышц предплечья. Соревновательные упражнения гиревого спорта, в особенности толчок по длинному циклу и рывок, также большинство элементов силового жонглирования, выполняются за счет энергичного разгибания туловища, что и вызвало больший прирост показателя становой динамометрии экспериментальной группы. Это в свою очередь благоприятно сказывается и на формировании осанки школьника.
Результаты исследований физической подготовленности занимающихся в контрольной и экспериментальной группах также свидетельствуют о том, что уровень физической подготовленности обеих групп в начале педагогического эксперимента существенных различий не имел (табл. 3). Так, например, среднеарифметические значения составили: в беге на 60 м в КГ у мальчиков - 10,28 сек, девочек - 10,83 сек, в ЭГ у мальчиков - 10,31 сек, девочек -10,73 сек; в прыжках в длину с места в КГ у мальчиков - 165,7 см, девочек - 165,5 см, в ЭГ у мальчиков - 166,2 см, девочек - 164,7 см; в подтягивании на высокой перекладине в КГ у мальчиков - 4,45 раза, в ЭГ - 3,98 раза, в подтягивании из виса лежа в КГ у девочек - 11,38 раза, в ЭГ - 10,53 раза; в сгибании и разгибании рук в упоре лежа в КГ у мальчиков - 20,17 раза, девочек - 11,02 раза, в ЭГ у мальчиков - 21,36 раза. У девочек - 10,53 раза; в кроссе на 2000 м в КГ у мальчиков в среднем - 8 мин 51 сек, девочек - 9 мин 43 сек.
Таблица 3
Соотношение показателей уровня общефизической подготовленности мальчиков и девочек контрольных и экспериментальных групп
№№ п/п Контрольные упражнения Ед. измерения Группы испытуе- мых 2004-2005 (М±т) 2005-2006 (М±т) 2006-2007 (М±т) Достоверность, Р
1. Бег на 60 метров сек КГ мал. 10,28±0,036 10,17±0,032 9,71 ±0,022 <0,01
дев. 10,83±0,037 10,46±0,032 10,38±0,019 <0,01
ЭГ мал. 10,31±0,021 10,22±0,025 9,8±0,01 <0,01
дев. 10,73±0,023 10,38±0,027 10,41±0,02 <0,01
2. Прыжки в длину с места см КГ мал. 165,7±0,66 174,3±1,07 185,2±0,89 <0,01
дев. 165,5±0,67 170,3±1,07 178,6±0,89 <0,01
ЭГ мал. 166,2±0,91 177,9±1,20 191,8±0,58 <0,01
дев. 164,7±0,88 172,4±1,12 182,6±0,96 <0,01
3. Подтягивание на перекладине кол-во раз КГ мал. 4,45±0,20 6,07±0,13 7,26±0,15 <0,01
дев. 11,38±0,12 14,41±0,13 21,36±0,15 <0,01
ЭГ мал. 3,98±0,16 5,82±0,12 7,13±0,12 <0,01
дев. 10,53±0,16 15,81±0,13 22,05±0,17 <0,01
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа кол-во раз КГ мал. 20,17±0,23 24,82±0,36 31,14±0,61 <0,01
дев. 11,02±0,3 16,82±0,42 17,14±0,21 <0,01
ЭГ мал. 21,36±0,51 29,45±0,21 38,82±0,36 <0,01
дев. 10,53±0,46 18,64±0,32 21,81±0,45 <0,01
5. Кросс на 2000 метров мин КГ мал. 8,51±0.12 8,33±0.16 7,58±0.18 <0,01
дев. 9,43±0.16 9,19±0,21 8,57±0.18 <0,01
ЭГ мал. 8,57±0.14 8,26±0.12 7,41±0.15 <0,01
дев. 9,38±0.13 9,07±0.12 8,41±0.17 <0,01
Анализируя динамику изменения уровня общефизической подготовленности в обеих группах испытуемых в целом за три года педагогического эксперимента, можно заметить, что во всех контрольных нормативах, кроме таких, как бег на 60 м и подтягивание на перекладине, наибольшие изменения произошли в экспериментальных группах, занимавшихся гиревым спортом, что подтверждается высоким уровнем достоверности. Относительно низкие результаты в беге на 60 м можно объяснить тем, что гиревой спорт в первую очередь развивает силовую выносливость, ввиду чего развитие скоростных качеств в экспериментальной и контрольной группах примерно равны. В подтягивании на перекладине относительно низкий результат в экспериментальной группе, на наш взгляд, объясняется особенностями гиревого спорта, а именно топографией силы гиревика. Самые производительные мышцы у гиревика - разгибатели бедра, голени, стопы, рук, спины, а мышцы-сгибатели не так сильно развиты.
Обобщая результаты исследования, можно заключить, что:
1. Одной из важнейших задач развития личности ребенка среднего школьного возраста является освоение им жизненно важных двигательных умений и навыков. Использование гиревого спорта в процессе физического воспитания оказывает существенное влияние на формирование необходимых в жизни двигательных умений и навыков, целеустремленности, выдержки, морально-волевых качеств, развитие двигательных способностей и т. п.
2. Средний школьный возраст (12-14; 13-15 лет) является наиболее значимым периодом в процессе физического воспитания личности. Это период активного освоения ею различных двигательных действий. Поэтому он является наиболее ответственным этапом в закладке опыта двигательной деятельности, общей физической подготовки, становлении личности в целом. Дети этого возраста характеризуются восприимчивостью к мышечным чувствам. В связи с этим расширяются возможности физического воспитания школьников среднего звена общеобразовательных школ с применением гиревого спорта.
3. В целях совершенствования физического воспитания учащихся нами была разработана и апробирована модель системы физического воспитания детей среднего школьного возраста с использованием гиревого спорта. Результатом ее внедрения в образовательно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения стало повышение уровня физических качеств детей среднего школьного возраста.
4. Проведенная нами экспериментальная работа показала, что применение гиревого спорта значительно способствует совершенствованию физического воспитания учащихся среднего звена общеобразовательных школ, обеспечивает успешный переход школьников среднего возраста с низкой степени развития двигательных качеств на более высокий уровень.
Резюме. Физическое воспитание учащихся 6-8 классов на основе реализации комплекса выделенных нами педагогических условий способствует привлечению школьников к активной физкультурно-спортивной деятельности, достаточно высокому физическому и функциональному развитию и обеспечивает существенное повышение эффективности развития физических качеств детей, занимающихся гиревым видом спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания : учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина ; под ред. Б. А. Ашмарина. - М. : Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. - М. : Ф и С, 1988. - 132 с.
3. Драндров, Г. Л. Физическое воспитание школьников на основе углубленного изучения футбола / Г. Л. Драндров, А. С. Зейнетдинов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 138 с.
4. Дуркин, П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / П. К. Дуркин. - Архангельск, 1995. - 43 с.
5. Качашкин, В. М. Физическое воспитание в начальной школе : пособие для учителей / В. М. Ка-чашкин. - М. : Просвещение, 1983. - 223 с.
6. Кострова, Н. Н. Формирование физической культуры школьников на основе спортизации физического воспитания / Н. Н. Кострова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 150 с.
7. Куликов, Н. М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников :
автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Н. М. Куликов. - Челябинск, 2000. - 22 с.
8. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе /
В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 9. - С. 10-14.
9. Лях, В. И. Базовый компонент необходим / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Физическая культура в
школе. - 1991. - № 1. - С. 19-23.
10. Найданов, Б. Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы / Б. Н. Найданов // Физическая культура в школе. - 1996. - № 1. - 1996. - С. 31-34.
11. Прогонюк, А. Н. Освоение технологий спортизированного физического воспитания обучающихся общеобразовательных школ / А. Н. Прогонюк // Физическая культура (Вестник проблемного совета по физической культуре Российской Академии образования). - 2000. - № 4. - С. 37-41.
12. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.
13. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин. - М. :
Физкультура и спорт, 1972. - 176 с.
14. Шиян, Б. М. Теория и методика физического воспитания : учеб. пособие / Б. М. Шиян, Б. А. Ашмарин, Б. Н. Минаев ; под ред. Б. М. Шияна. - М. : Просвещение, 1988. - 224 с.