5. Национальная психологическая энциклопедия. // Интернет-ресурс. -http://vocabulary.rU/dictionary/3/word/%C1%E8%EB%E8%ED%E3%E2%E8%E7%EC
6. Сомова, С.В. Формирование билингвальной компетенции специалиста в области преподавания иностранных языков. // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Пятый межвузовский семинар по лингвострановедению: сб. статей: В 2 ч. - Ч.1. Языки в аспекте лингвострановедения. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - 266 с.
7. Цветкова, Т.К. Диалог культур и межкультурное пространство. // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Четвертый межвузовский семинар по лингвострановедению: сб. статей: В 2 ч., Ч.1. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - 260 с.
Педагогика
УДК:796.04
кандидат педагогических наук, доцент Пестряева Людмила Шейисдановна
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары); кандидат биологических наук Пешкумов Олег Аркадьевич
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
Аннотация. В статье раскрывается сущность педагогических условий, по формированию общекультурной компетенции студентов: «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности развития студентов» в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт». С учетом выявленной сущности педагогических условий был проведен эксперимент по определению динамики уровня сформированности общекультурной компетенции у студентов с применением шкалы критериев: знать, уметь и владеть. Полученные результаты эксперимента свидетельствуют о повышении показателей критериев в формировании общекультурной компетенции студентов.
Ключевые слова: студенты, общекультурные компетенции, педагогические условия, дисциплина «Физическая культура и спорт», шкала критериев, динамика сформированности критерий.
АппоШюп. The article reveals the essence of pedagogical conditions for the formation of General cultural competence of students: "the Ability to maintain the proper level of physical fitness to ensure the full social and professional development of students" in the process of studying the discipline "physical culture and sport". Taking into account the revealed essence of pedagogical conditions, an experiment was conducted to determine the dynamics of the level of formation of General cultural competence of students using the scale of criteria to know, be able and own. The results of the experiment indicate an increase in the indicators of criteria in the formation of General cultural competence of students.
Keywords: students, General cultural competence, pedagogical conditions, discipline "physical culture and sport", the scale of criteria, the dynamics of the formation of the criterion.
Введение. Социально-экономические преобразования в стране, предполагают изменения российского высшего образования в соответствии с образовательными стандартами нового типа. Переход высшего образования на компетентностную модель подготовки выпускника вуза, нашел свое отражение в новом федеральном государственном стандарте, где в качестве результатов образования формируются не только профессиональные, но и общекультурные компетенции студентов. Особое внимание обращается на формирование такой общекультурной компетенций как: «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [9].
В научной и методической литературе по теме формирования общекультурных компетенций по физической культуре и спорту [3, 4, 5, 7, 8] показано, что существующая традиционная система преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе не решает поставленной задачи. Преподавание дисциплины «Физическая культура и спорт» характеризуется отсутствием целостности, недостаточное внимание уделяется теоретическим знаниям. Преподаватели сталкиваются со сложностями в выборе педагогических условий, позволяющих формировать общекультурные компетенции у студентов.
Формулировка цели статьи. Традиционные методы обучения в вузах не позволяют формировать общекультурные компетенции выпускников вузов до требований, которые предъявляются обществом. Из выше сказанного, была сформулирована цель исследования:
Раскрыть сущность и экспериментально обосновать педагогические условия по формированию общекультурной компетенции: «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт».
Для достижения этой цели нами последовательно решались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание педагогических условий: учебно-познавательный характер построения учебного процесса, самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения и профессиональная направленность обучения.
2. Изучить динамику формирования общекультурной компетенции: «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности развития студентов».
3. Экспериментально обосновать эффективность педагогических условий по разработанной шкале критериев знать, уметь и владеть.
В научно-педагогическом исследовании применялся комплекс методов, включающий анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики [2].
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась Чувашская государственная
сельскохозяйственная академия.
Изложение основного материала статьи. Реформы высшего образования в начале 21 века, вызвали ряд изменений, связанных с потребностями стратегий национального развития Российской Федерации [9]. Если в ранних учебных программах по дисциплине «Физическая культура и спорт» студентов «вооружали» комплексом знаний, умений и навыков, то сейчас цели ориентируют на формирование общекультурной компетенции.
Ориентация учебных программ по физкультурно-спортивным дисциплинам на компетентностную модель подготовки выпускника вуза к существенному изменению их содержания не привело. По-прежнему, приоритетное значение отводится практическому усвоению техники спортивных упражнений и физическому совершенствованию, при этом слабо отражены вопросы формирования общекультурной компетенции.
Раскрытие понятия педагогических условий, формирующих общекультурные компетенции, является основанием для определения содержания исследуемой темы.
В настоящем исследовании под педагогическими условиями следует понимать целенаправленный комплекс мер, создаваемых педагогом, для создания благоприятной среды успешного формирования общекультурной компетенции.
В рамках нашего исследования была раскрыта сущность следующих педагогических условий по формированию общекультурной компетенции «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт».
1. Учебно-познавательный характер построения учебного процесса.
Основным способом организации учебно-познавательной деятельности учебного процесса являются методы проблемного обучения. Для реализации проблемности в обучение применяются коллективные формы обучения - групповые формы и взаимообучение в парах сменного состава.
2. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения.
Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения является одной из форм обучения, направленных на овладение новым учебным материалом, подготовку к участию учебно-познавательной деятельности учебного процесса.
3. Профессиональная направленность обучения.
Профессиональная направленность обучения заключается в грамотном подборе средств и методов физической культуры, применимые в будущей профессии В.В. Гориневский считал: «Физическая культура рабочего должна применяться к его профессии и при помощи грамотного подбора физических упражнений можно добиться хороших результатов. А также каждому работнику важно знать, отчего ухудшается его здоровье и какими мерами предупреждать возможные заболевания» [1].
С учетом выявленной сущности педагогических условий был проведен эксперимент, в ходе которого у 20 студентов экспериментальной группы, в течение трех лет определялась динамика уровня сформированности общекультурной компетенции. Оценивалась она по разработанной нами шкале по следующим критериям:
1. Знать - теоретические и методические основы физической культуры и спорта.
2. Уметь - выполнять двигательные действия в базовых видах спорта, использовать их для сохранения и укрепления здоровья, самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
3. Владеть - средствами и методами организации физкультурной деятельности для укрепления индивидуального здоровья и успешной социализации в дальнейшей профессиональной деятельности.
Уровень сформированности общекультурной компетенции по критерию «знать» определялся 5 контрольными вопросами по теории и методики физического воспитания в конце учебного года. За каждый положительный ответ давался 1 балл.
Установлено, что у студентов к третьему году обучения, существенно улучшились показатели качества усвоения теоретических и методических видов знаний в области физической культуры и спорта (таблица 1).
Таблица 1
Показатели динамики уровня сформированности критерия «знать», баллы (Х±8)
Виды знаний Год обучения Р
первый второй третий
Теоретические 2,8±0,23 3,7±0,41 4,7±0,34 Р<0,01
Методические 2,4±0,64 3,2±0,31 4,7±0,34 Р<0,01
Так же значительно улучшились показатели по критерию «уметь». Их определяли с применением экспертного оценивания качества усвоения студентами двигательных действий физических упражнений базовых видов спорта - легкой атлетики и спортивных игр. Оценивание проводилось по оценочной карте-инструкции по 5-балльной шкале [6]. Данные отражены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели динамики уровня сформированности критерия «уметь», баллы, (Х±8)
Виды знаний Год обучения Р
первый второй третий
Организационная 3,5±0,14 4,1±0,15 4,5±0,21 Р<0,01
подготовка
Методическая 2,7±0,21 3,1±0,13 4,5±01,5 Р<0,01
подготовка
Критерий «владеть» оценивался по владению студентами средствами физической культуры и методами организации физкультурной деятельности. При этом, студент проводит основную часть учебного занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт», применяя средства и методы, обеспечивающие сближение учебной деятельности с его предстоящей профессиональной деятельностью. Оценивание осуществлялось по разработанной нами 5-балльной шкале [2]:
5 баллов - совокупность частных задач представляет собой целостную непротиворечивую систему; последовательность задач соответствует логике учебного материала, ее реализация обеспечивает овладение студентами разучиваемым физическим упражнением на уровне двигательного умения;
4 балла - совокупность частных задач представляет собой целостную непротиворечивую систему; последовательность задач соответствует логике учебного материала, но ее реализация не всегда обеспечивает овладение студентами разучиваемым физическим упражнением на уровне двигательного умения, наблюдаются несущественные ошибки, не препятствующие решению двигательной задачи;
3 балла - в совокупности частных задач упущены отдельные задачи; при планировании последовательности решения задач не всегда учитывается логика учебного материала; разучиваемое двигательное действие осуществляется с существенными ошибками, затрудняющими решение двигательной задачи;
2 балла - выделяемые частные задачи являются недостаточными для овладения студентами учебного материала; не всегда учитывается логика учебного материала при планировании последовательности задач; решение двигательной задачи наблюдается только в отдельных попытках;
1 балл - выделяемые частные задачи расходятся с целью обучения, являются недостаточными для ее достижения; они расположены в случайном порядке без учета логических связей между структурными элементами учебного материала; студенты не могут решать двигательные задачи с использованием разучиваемого двигательного действия.
Для достоверности результатов, показатели сформированности общекультурной компетенции студентов контрольной группы третьего года обучения, сравнили с экспериментальной группой по критериям: «знать», «уметь» и «владеть». Контрольная группа в количестве 20 человек занималась по традиционной системе.
В таблице 3 приведены показатели сформированности физкультурной компетентности студентов контрольной и экспериментальной групп по критериям «знать», «уметь» и «владеть».
Таблица 3
Показатели сформированности общекультурной компетенции студентов контрольной и экспериментальной групп по критериям «знать», «уметь» и «владеть», баллы (Х±8)
Критерии оценивания физкультурной компетентности Группы испытуемых Р
контрольная (п=20) экспериментальная (п=20)
«знать» 3,31±0,11 4,7±0,34 Р<0,01
«уметь» 3,52±0,21 4,5±0,21 Р<0,01
«владеть» 3,58±0,13 4,3±0,16 Р<0,01
Из приведенных данных следует, что студенты экспериментальной группы отличаются по сравнению со студентами контрольной группы более высокими показателями по всем критериям формирования общекультурной компетенции.
Выводы:
1. Раскрыты понятия педагогических условий: учебно-познавательный характер построения учебного процесса, самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения и профессиональная направленность обучения.
2. Разработаны критерии по оценке уровня сформированности общекультурной компетенции.
3. Реализация выделенных педагогических условий позволяет повысить показатели критериев в формировании общекультурной компетенции студентов, что подтверждено экспериментально.
Литература:
1. Паженская М. А. В. В. Гориневский о задачах физического воспитания в школе // Физ. культура в школе, 1964. - № 1. - С. 4-7.
2. Пестряева Л. Ш. Применение активных методов обучения в формировании дидактических умений студентов института физической культуры: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.08. - Йошкар-Ола, 2002. - 147 с.
3. Пестряева Л.Ш., Щербакова Т.А., Иванова А.Н. Влияние проблемного метода обучения на формирование активного отношения студентов к учебной деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2016. - № 1(89). - С. 132-138.
4. Пестряева Л.Ш., Садетдинов Д.Ш., Камалиева Г.А. Совершенствование физического воспитания студентов на основе применения коллективного способа обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №54-3. - С. 164-174.
5. Пестряева Л.Ш. Дидактические умения преподавателя физической культуры и спорта // Рациональное природопользование и социально-экономическое развитие сельских территорий как основа эффективного функционирования АПК региона: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - С. 577-581.
6. Пестряева Л.Ш. Эффективность применения ориентировочных карт-инструкций в изучении легкоатлетических упражнений // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы межд. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - С. 46-50.
7. Садетдинов Д.Ш. Формирование дидактических умений студентов факультета физической культуры на основе контекстного подхода к обучению (на примере преподавания «Легкая атлетика» с методикой преподавания): дис. канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.04. - Йошкар-Ола, 2000. - 170 с.
8. Смирнова Е. И. Современные подходы к организации «Физической культуры» в вузе // Актуальные проблемы современной педагогики: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть III. (15 февраля 2010г.). - Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. - С. 65-68
9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 г. №1101-р) / Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4110.
Педагогика
УДК 376
кандидат педагогических наук Петрова Екатерина Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Рассмотрена организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников в условиях реализации практики инклюзивного образования. Представлены подходы к определению понятия «сопровождение», принципы, компоненты и уровни психолого-педагогического сопровождения. Раскрыты механизм, этапы и содержание деятельности психолого-медико-педагогического консилиума при сопровождении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-медико-педагогический консилиум.
Annotation. The organization of psychology and pedagogical support for preschool-age children in the conditions of realization inclusive education is considered. Approaches to definition of the concept "maintenance", the principles, components and levels of psychology and pedagogical maintenance are presented. The mechanism, stages and content of activity of a psychological, medical and educational consultation at support of preschool-age children with special needs in the conditions of inclusive education are opened.
Keywords: inclusive education, psychological and pedagogical maintenance, psychological, medical and educational consultation.
Введение. В последнее десятилетние произошли значительные изменения в системе образования РФ в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. После ратификации Россией «Конвенции о Правах инвалидов» (2012) внесены изменения в Закон об образовании (2012), направленные на обеспечение доступного и качественного образования для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Новым в практике отечественной системы образования стало развитие инклюзивного образования, предполагающего возможность совместного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с типично развивающимися сверстниками.
Эффективность (доступность и качество) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования зависит от специальных условий, созданных в образовательной организации с учетом особых образовательных потребностей каждого включенного в среду сверстников ребенка.
Одним из основных условий успешного развития дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования является организация их психолого-педагогического сопровождения, что определяет актуальность рассмотрения данного вопроса.
Целью статьи является представление организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного образования с типично развивающимися сверстниками.
Изложение основного материала статьи. Концепция сопровождения, как направления оказания помощи детям, начала разрабатываться с середины 90-х годов XX века. Впервые термин «сопровождение» употреблен в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» -«сопровождение развития» [1]. Концепция сопровождения как образовательной технологии, разработана в 1995-2001 гг. Е.И. Казаковой [3].
С одной стороны, концепция сопровождения в образовательном процессе является достаточно новым педагогическим явлением, с другой стороны, ключевые идеи, принципы и содержание сопровождения являются базовыми в области специальной педагогики и насчитывают более чем вековую историю.
Вопросам сопровождения обучающихся с ОВЗ посвящены исследования А.А. Майер, Н.Н. Малофеева, Е.Л. Гончаровой, Е.И. Казаковой, О.И. Кукушкиной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицыной и др.
В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к определению понятия «сопровождение» :
- проектирование образовательной среды, направленной на максимальное раскрытие возможностей и реализацию потенциала ребенка с учетом возрастных нормативов развития и основных новообразований возраста (М.Р. Битянова) [2];
- создание условий для активизации внутреннего потенциала ребенка, осуществления его продвижения в «зону ближайшего развития», создание «условий для перехода сопровождаемого от помощи к самопомощи». В отличие от коррекции технология сопровождения обучающихся с ОВЗ предполагает не «исправление недостатков и переделку», а опору на возможности ребенка, поиск его скрытых ресурсов и ресурсов окружения, создание на этой основе условий для восстановления связей с социумом (А.А. Майер) [5];
- оказание индивидуальной комплексной помощи и поддержки в достижении максимально возможных результатов освоения адаптированных образовательных программ (Карпова С.И., Любченко О.А.) [4].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить основные характеристики сопровождения: опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка, взаимодействие вместо воздействия, обеспечение необходимости системного сопровождения и его непрерывный характер.