Научная статья на тему 'Формирование компетенции ок - 8 у студентов, обучающихся по направлению "Экономика" средствами элективных дисциплин по физической культуре и спорту'

Формирование компетенции ок - 8 у студентов, обучающихся по направлению "Экономика" средствами элективных дисциплин по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / COMMON CULTURAL COMPETENCES / VOCATIONAL EDUCATION / ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT / TOOLS AND TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянец Николай Васильевич, Давыденко Марина Рафаэловна

Переоценка системы образования, происходящая в последнее время под влиянием бурного развития производства, бизнеса, общественных отношений заставила пересмотреть подходы к организации профессионального образования. Компетентностный подход стал главенствующим в профессиональном образовании, и в данной статье рассматриваются теоретические подходы к формирования общекультурной компетенции ОК 8 у студентов экономистов средствами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянец Николай Васильевич, Давыденко Марина Рафаэловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competence OK - 8 among students studying in the direction of "Economics" by means of Elective Disciplines in Physical Culture and Sports

The overestimation of the education system, which has recently been taking place under the influence of the rapid development of production, business, and public relations, has forced us to reconsider the approaches to the organization of vocational education. Competence approach has become dominant in vocational education, and this article discusses theoretical approaches to the formation of general cultural competence OK 8 among economics students by means of physical culture.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции ок - 8 у студентов, обучающихся по направлению "Экономика" средствами элективных дисциплин по физической культуре и спорту»

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Лукьянец Николай Васильевич

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк); старший преподаватель Давыденко Марина Рафаэловна

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОК - 8 У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Аннотация. Переоценка системы образования, происходящая в последнее время под влиянием бурного развития производства, бизнеса, общественных отношений заставила пересмотреть подходы к организации профессионального образования. Компетентностный подход стал главенствующим в профессиональном образовании, и в данной статье рассматриваются теоретические подходы к формирования общекультурной компетенции ОК - 8 у студентов экономистов средствами физической культуры.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональное образования, элективные дисциплины по физической культуре и спорту, средства и методы обучения.

Annotation. The overestimation of the éducation system, which has recently been taking place under the influence of the rapid development of production, business, and public relations, has forced us to reconsider the approaches to the organization of vocational education. Competence approach has become dominant in vocational education, and this article discusses theoretical approaches to the formation of general cultural competence OK - 8 among economics students by means of physical culture.

Keywords: common cultural competences, vocational education, elective disciplines in physical culture and sport, tools and teaching methods.

Введение. Компетентностный подход в образовании стал новой парадигмой современного образования в Российской Федерации. Современные работодатели хотят получить специалиста, который обладает не абстрактными знаниями, умениями и навыками, а совершенно конкретными способами практической деятельности в профессии. Способы практической деятельности и называются компетенциями, в структуру которых входят: знания, умения и владения. ФГОС 3+ все компетенции подразделяет на три группы: ОК (общекультурные компетенции); ОПК (общепрофессиональные компетенции) и ПК (профессионально-прикладные компетенции). Данные компетенции имеют цель сформировать целостную картину понимания тех профессиональных качеств, которые должны быть сформированы у выпускника.

У студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», дисциплина Элективные Дисциплины по Физической Культуре и Спорту (ЭДпоФКиС) призвана сформировать общекультурную компетенцию ОК - 8, которая сформулирована, как: «Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». В структуре этой компетенции студент должен «Знать: основные методы физического воспитания и укрепления здоровья», «Уметь: регулярно следовать методам физического воспитания в повседневной жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих», «Владеть: навыками и средствами самостоятельного, методически правильного достижения должного уровня физической подготовленности; средствами самостоятельного укрепления здоровья».

Целью данной статьи является поиск эффективных педагогических подходов к формированию компетенции ОК - 8 у студентов обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика».

Задачами являются:

1. Выбор наиболее эффективных форм организации учебного процесса у студентов экономистов.

2. Определение наиболее эффективных средств формирования общекультурной компетенции ОК - 8 средствами физической культуры.

3. Выработка системы оценки сформированности компетенции ОК - 8 на элективных дисциплинах по физической культуре и спорту.

Изложение основного материала статьи. Современный работодатель желает получить специалиста который обладал бы знаниями которые бы помогли ему принимать решения, а также опытом их принятия и реализации. Данный запрос очевидно противоречив: «Как приобрести опыт профессиональной деятельности молодому человеку, который, по сути, и не работал?». Данная дилемма заставляет вести поиск нового в организации образовательного процесса. Предлагается интенсификация учебного процесса, личностная ориентация в процессе обучения, использование различных ИКТ - в образовании, применение различных технологий в организации процесса образования и т.д. Все эти новации заставляют пересматривать дисциплины, которые входят в образовательный стандарт, их содержание, методику преподавания, методику организации учебных занятий. Содержание дисциплины должно быть практико-ориентированным, методика преподавания должна быть разнообразной содержать различные формы и технологии, учебные занятия необходимо организовывать технологично, «интерактивно» с наличием обратной связи. Всё это заставляет пересматривать подходы к организации занятия, к преподаванию и оценки достижений в обучении физической культуре, в общем, и элективным дисциплинам по физической культуре и спорту в частности.

Дисциплина ЭДпоФКиС в объёме 400 часов изучается в период обучения на I и II курсах, и её объём составляет 2 ЗЕТ. Программа дисциплины включает в себя: лекционные занятия, практические занятия и самостоятельную работы студента. Оценивание эффективности обучения осуществляется по системе «зачтено/не зачтено» и, как правило, происходит это в чётном семестре.

Формы организации учебных занятий определены образовательной программой, это: лекционные занятия, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Лекционные занятия один из самых эффективных способов организации занятий. Все студенты, присутствующие на лекции получают одинаковую информацию из одного источника, что сводит к минимуму вариант её трактовки, значит, понимание материала будет одинаковым. В этой форме организации учебного занятия, преподаватель, в сжатой форме, под запись, даёт необходимые знания, расшифровывает самые важные понятия необходимые для формирования знаниевой составляющей компетенции. Однако, объём

учебных занятий отведённых на лекционную форму организации, в дисциплине ЭДпоФКиС очень мал и составляет 6 - 8 часов. Сформировать целостную картину знаний, исходя из содержания компетенции, за такой короткий промежуток времени весьма сложно. Лекционные занятия выносятся на первое занятие каждого семестра, а в некоторых случаях и года, что затрудняет формирование компетенций вследствие объективных процессов, например забывания. Поэтому, необходимо пересмотреть содержание лекционного занятия и формы его проведения. Ранее существовали темы лекционных занятий по физической культуре которые читались в начале каждого курса на первом занятии, они формулировались следующим образом: I семестр «Физическая культура в общекультурно и профессиональной подготовке студента»; II семестр «Основы здорового образа жизни студентов»; III семестр «Основы методики самостоятельных занятий физической культурой»; IV семестр «Социально-биологические основы физической культуры»; V семестр (если была предусмотрена) «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности». При компетентностном подходе, на наш взгляд лекционный материал следует изменить и темы лекционных занятий должны быть сформулированы следующим образом: I семестр «Физическая культура в общекультурно и профессиональной подготовке студента»; II семестр «Здоровье. Методы оценки состояния здоровья. Коррекция состояния здоровья средствами физической культуры»; III семестр «Методика организации самостоятельных занятий силовой направленности, кардио-направленности, гибкости. Рекомендуемые виды физкультурно-спортивной деятельности для развития физических качеств»; IV семестр «Основы правильного питания при различных физических нагрузках. Диетология»; V семестр «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности».

При организации занятия его необходимо строить по типу «Проблемной лекции» или «Лекции диспута», в которых должно быть не монологическое изложение учебного материала, а обсуждение, «сталкивание мнений», коллективный поиск истины, но всё это должно быть под управляемым контролем преподавателя. В организации таких занятий необходимо широко использовать ИКТ, наглядные средства, показ видеороликов, использование интерактивных методов и т.д. Однако, злоупотреблять всеми этими методами нельзя, ведь ничего не заменит «живого» общения. В организации лекционных занятий можно использовать и современные технологии их проведения, например когда лекцию «читают» несколько преподавателей, или лекция проводится не в лекционных аудиториях, а например, где-то в «полевых» или «производственных» условиях. В любом случае, в конце каждой лекции необходимо подведение итогов, этакая рефлексия с акцентом на узловых моментах темы, с указанием направления дальнейших действий. Это будет способствовать управлению познавательной активностью студентов.

Вторая форма организации учебных занятий определённая программой, это практические занятия. На практических занятиях решается огромный спектр задач: формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, совершенствование и обогащение индивидуальной «школы» движений, развитие физических качеств, передача необходимых знаний о «телесности», получение физкультурных знаний и т.д. Практические занятия в современной образовательной концепции призваны формировать содержательную часть компетенции ОК - 8, а именно: «Владеть: навыками и средствами самостоятельного, методически правильного достижения должного уровня физической подготовленности; средствами самостоятельного укрепления здоровья». Таким образом, практическое содержание занятий должно быть ориентировано на передачу знаний о способах и методах спортивной и оздоровительной тренировки. Также необходимо создать представления о «должном уровне физической подготовленности», что так же будет отчасти выполняться и на лекционных занятиях.

Третья форма организации учебных занятий это самостоятельная работа студентов. Целью самостоятельной работы студентов, на наш взгляд является сведение в единую картину, в единое целое теоретических и практических составляющих компетенции ОК - 8. При правильной организации самостоятельной работы она позволяет расширить и углубить знания, полученные на лекционных занятиях, попробовать применение этих знаний на практике и приобрести необходимый опыт из этой деятельности. Т.е. данная работа позволяет сделать процесс физического воспитания личностно-ориентированным, что позволит сказать об успешности формирования необходимой компетенции.

Для определения наиболее эффективных средств формирования компетенции ОК - 8, мы исходим из того набора средств, которые регламентированы учебной программой. Лекция, как уже указывалось выше, лекция должна быть проведена в инновационной форме: «чтение» лекции двумя преподавателями, «лекции-диспуты» и т.д. Можно организовать лекцию, поделив материал на части и дать студентам подготовить сообщения по этим частям, и студенты будут выступать в роли лекторов, преподаватель контролирует ход лекции, обращает внимание на наиболее важные моменты. Для такой лекции готовят 3 - 4 студентов, наиболее подготовленных им, даются задания, которые раскрывают тему по ходу лекции, т.е. студенты выступают друг за другом. Преподаватель контролирует течение лекции, актуализирует при необходимости полученные ранее знания, осуществляет подводку и переходы между докладами, так же преподаватель подводит итог занятия с выделением основных мыслей. Для повышения эффективности донесения лекционного материала до студентов необходимо использовать ИКТ - технологии.

Практические занятия. Организуются исходя из возможностей образовательного учреждения. В нашем Новокузнецком Филиал-Институте Кемеровского Государственного Университета содержание практических занятий составляют следующие виды физической активности: лёгкая атлетика, плавание, спортивные игры, фитнесс, бодибилдинг. На этих занятиях решается широчайший спектр задач: определение уровня развития физических качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков, освоение методик развития двигательных качеств, методик укрепления здоровья, методик составления тренировочных и оздоровительных программ, техники выполнения упражнений и многое другое. На занятиях по лёгкие атлетике совершенствуется техника бега на различные дистанции, техника прыжков и метаний. На этих же занятия можно оценивать уровень физической подготовленности по таким тестам, как бег на 100 метров, бег на 2000 и 1000 метров, прыжок в длину с места, метание различных предметов на дальность. Занятия лёгкой атлетикой позволяют совершенствовать такие физических качеств как общая выносливость, скоростно-силовые качества, быстрота, так же эти занятия благотворно сказываются на укреплении кардио-респираторной системы. Плавание позволяет оценить плавательные способности человека, его умение проплывать различные дистанции, а также способствует закаливанию организма,

развитию кардио-респираторной системы, общей выносливости. Занятия спортивными играми благотворно влияют на развитие предметной ловкости, координации, развитию скоростно-силовых способностей, умению работать в команде, укрепляют здоровье через развитие кардио-респираторной системы. Упражнения из фитнесса и бодибилдинга позволяют укрепить мышцы, способствуют увеличению мышечной массы, снижению доли жирового компонента в массе тела, улучшению фигуры, а также развитию собственно силовых способностей, выносливости, гибкости. занимаясь, студенты приобретают навык построения тренировочных программ, умений планировать тренировки в разных условиях (в спортивном зале, на улице и др.).

Самостоятельная работа студентов, является важнейшей составляющей учебного процесса. В ЭДпоФКиС цель этой работы соединить теоретические знания, получаемые на лекционных занятиях с умениями и навыками, получаемыми на практических занятиях. Такое объединение позволяет придать процессу физического воспитания личностно-ориентированный характер. Одним студентам нравится спортивная деятельность, и они могут направить свой познавательный интерес именно в этом русле. Например, составлять тренировочные программы, планы тренировок, придумывать упражнения, изучать правила проведения соревнований, участвовать в соревнованиях. Другим студентам, которые отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимы занятия оздоровительной направленности. Они могут изучать этиологию и патогенез своего заболевания, изучать вопросы профилактики, составлять комплексы упражнений лечебной физической культуры (ЛФК), составлять оздоровительные и реабилитационные программы, могут заниматься адаптивным спортом. Так же возможно изучение физической культуры, как образовательной дисциплины, изучать: историю, достижения спортсменов, концепции обучения и воспитания, изучение научных трудов различных учёных и т.д. Таким образом, СРС позволяет сформировать составную часть компетенции ОК - 8 «Уметь».

Одним из важнейших вопросов является вопрос оценивания уровня сформированности компетенции. Программой ЭДпоФКиС выделяется 4 уровня в сформированности компетенции: несформированный уровень, базовый, средний и повышенный. Первый уровень это означает, что студент не сдаст зачёт, а остальные уровни, это получение зачёта. Ранее для получения зачёта использовалось механическое перенесение успешности сдачи контрольных нормативов, т.е. если нормативы сдал хотя бы на отметку «удовлетворительно», то студент получал «зачёт». Сейчас необходимо чтобы все составные части компетенции были оценены. Выходом из создавшейся ситуации видится внесение теоретического вопроса в «билеты» для зачёта. Теоретический вопрос будет выявлять знаниевую составляющую компетенции. Если теоретический вопрос выразить не через вопрос-ответ, а через творческое задание то можно будет говорить о том, что оценивается компонент компетенции «знать» и «уметь», и тогда выполнение каких-либо нормативов по физической подготовки или двигательным действиям отразят составляющую «владеть». Таким образом, можно будет говорить о том, что компетенция оценена в полном объёме, т.к. оценены все составляющие компетенции. Из нашего опыта, мы даём предварительно, до зачёта, задание которое студенты выполняют в письменной форме. До зачёта в часы консультаций они «защищают» свою работу и получают первую отметку. В день зачёта они сдают контрольные нормативы, если они не были сданы заранее и получают окончательную отметку.

Выводы:

1. Формы организации учебных занятий регламентированы образовательной программой и включают в себя: лекционные занятия, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Формы давно известные и хорошо себя зарекомендовавшие, однако внесение новых форм в организацию занятий может существенно повысить их качество. Это поможет сформировать часть компетенции «знать» и создаст предпосылки к формированию части компетенции «уметь».

2. Средства физического воспитания определены возможностями образовательной организации, однако смещение акцента в сторону личностной ориентации может способствовать повышению личностной заинтересованности в результате, что повысит эффективность формирования общекультурной компетенции.

3. Во время оценивания уровня сформированности компетенции, задания необходимо подбирать и формулировать так, чтобы была возможность оценить уровень сформированности всех составных частей компетенции. Это можно делать с помощью различных средств, но как показывает опыт лучше всего для этого подходят творческие задания, на которых студент решает какую-либо задачу исходя из своих знаний, умений и предыдущего опыта. Тесты по физической подготовке можно сдавать в течении учебного семестра, через так называемые контрольные точки или рубежный контроль и при сдаче всех тестов на зачёте их можно не принимать, а результаты сдачи принимать во внимание при выставлении «зачёта», особенно если это «дифференцированый зачёт».

Педагогика

УДК 377.4

доктор технических наук, профессор Лунев Александр Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский национальный исследовательский технический

университет имени А. Н. Туполева-КАИ» (г. Казань);

доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань);

заместитель директора по научной работе Каюмова Лилия Азатовна

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновацилнный университет имени В. Г. Тимирясова» (г. Казань)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена позиционированием процесса повышения квалификации кадров как фактора устойчивого развития общества, конкурентоспособности российской экономики. Цель исследования - дать характеристику образовательного кластера как субъекта управления повышением квалификации кадров. Методологической основой исследования стал принцип регионализации, позволяющий рассматривать процесс управления повышением квалификации кадров как условие устойчивого развития региона и обеспечения сбалансированного социально-экономического развития территорий на основе развития социального партнерства образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами. В исследовании приняли участие 200 преподавателей колледжей и университетов, 300 студентов колледжей, 400 студентов университетов, 80 работодателей, которые выявили критерии эффективности образовательных кластеров (формирование мотивации на образование в течение всей жизни, соответствие образовательных и профессиональных стандартов, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда). Основные результаты исследования состоят в выявлении видов образовательных кластеров (интегративного и партнерского) как субъектов управления повышением квалификации кадров. Значимость полученных результатов состоит в том, что интегративный вид образовательного кластера обеспечивает непрерывность образования, партнерский вид - совершенствование подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами и потребностями региональной экономики.

Ключевые слова: повышение квалификации кадров, образовательный кластер, принцип регионализации, социальное партнерство образовательных организаций, субъект управления повышением квалификации, непрерывность образования, регионализация образования.

Annotation. The relevance of the study is due to the positioning of the process of staff development as a factor in the sustainable development of society and the competitiveness of the Russian economy. The purpose of the study is to characterize the educational cluster as a subject of management of staff development. The methodological basis of the study was the principle of regionalization, which makes it possible to consider the process of managing staff development as a condition for the sustainable development of the region and ensuring balanced socio-economic development of territories based on the development of social partnership of educational and scientific organizations with various economic structures. The study involved 200 teachers of colleges and universities, 300 college students, 400 university students, 80 employers who identified the criteria for the effectiveness of educational clusters (formation of motivation for lifelong education, compliance with educational and professional standards, achieving a balance of demand and supply of labor in the job market). The main results of the research are to identify the types of educational clusters (integrative and partnership) as subjects of management of staff development. The significance of the results obtained lies in the fact that the integrative type of the educational cluster ensures the continuity of education, the partnership type is the improvement of the training of specialists in accordance with international standards and the needs of the regional economy.

Keywords: staff development, educational cluster, principle of regionalization, social partnership of educational organizations, subject of management of professional development, continuity of education, regionalization of education.

Введение. Актуальность исследования обусловлена позиционированием процесса повышения квалификации кадров как фактора устойчивого развития общества, конкурентоспособности российской экономики. Повышение квалификации кадров призвано удовлетворять, с одной стороны, потребности специалиста в совершенствовании знаний, умений, навыков, компетенций, с другой, - экономики в подготовке высококвалифицированных кадров нового типа, проявляющих интерес к постоянному повышению уровня образования и квалификации. Качество повышения квалификации кадров становится одним из механизмов решения целого комплекса социально-экономических проблем, определяющих развитие страны и ее территорий. Необходимым условием оптимизации повышения квалификации кадров становится взаимосвязь экономики, рынка труда и системы профессионального образования. Это проявляется в социальном партнерстве образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами, на основе равноправия сторон; добровольности принятия субъектами обязательств выполнения; демократизма, позволяющего каждому субъекту проявлять инициативу; организации цифровой инфраструктуры [1].

Выявлены основные направления социального партнерства образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами: 1) организационно-административное: целевая подготовка специалистов для конкретного предприятия с трудоустройством выпускников; организация практики студентов на оборудовании, действующем в современном секторе промышленности; практическое обучение студентов на реальных рабочих местах; повышение квалификации работников предприятия в университетах; 2) научно-методическое: участие работодателей в разработке и рецензировании учебно-программной документации; внедрение форм и методов обучения студентов с привлечением специалистов предприятий («гостевые лекторы»); создание механизма оценки качества подготовки специалистов независимыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.