Научная статья на тему 'Формирование компетенции ок - 8 средствами элективных дисциплин по физической культуре и спорту у студентов юристов'

Формирование компетенции ок - 8 средствами элективных дисциплин по физической культуре и спорту у студентов юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИСТЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обыденников Геннадий Александрович, Добрянская Зинаида Ивановна

Компетентностный подход в профессиональном обучении, является наиболее актуальным в современной педагогической теории и практике. Предполагается, что, сформировав компетенции мы сможем подготовить сотрудника к профессиональной деятельности и придя на рабочее место он с первого дня сможет показывать высокую производительность труда. Поэтому, для каждой учебной дисциплины в современной учебной программе определено то или иное количество компетенций, это касается и элективных дисциплин по физической культуре и спорту у которых есть свои компетенции. В данной работе мы рассматриваем, процесс формирования общекультурной компетенции ОК 8, через занятия физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обыденников Геннадий Александрович, Добрянская Зинаида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competence OK - 8 by means of elective disciplines in physical culture and sport at law students

Competence-based approach to vocational training is most relevant in modern educational theory and practice. It is assumed that, having formed competencies, we will be able to prepare the employee for professional activities and, having come to the workplace, from the first day he will be able to demonstrate high labor productivity. Therefore, for each academic discipline in a modern curriculum one or another number of competencies is defined, this also applies to the elective disciplines in physical culture and sports, which have their own competencies. In this paper, we consider the process of formation of general cultural competence OK 8, through physical culture.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции ок - 8 средствами элективных дисциплин по физической культуре и спорту у студентов юристов»

4. Дубаков А. В. Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка: содержательные и организационно-технологические аспекты [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2576-2580. URL: http://e-koncept.ru/2015/85516.htm (дата обращения: 05.03.2018).

5. Игна О. Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. No 1. С. 90-94.

6. Каменский А. И. Структура профессиональной компетентности учителя иностранного языка // Компетентностная модель филолога: коллективная монография. Симферополь: Ариал, 2017. С. 61-96.

7. Королева И.В. Особенности профессиональной компетентности педагогов воспитательной колонии / И.В. Королева // Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество: Труды Всероссийской науч.- практ. конф.10-11 дек. 2002 г. М., 2002. Ч. 2, С. 65-67.

8. Котлярова И.О. Теоретические основы личностно- ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.О. Котлярова. Челябинск, 1999. 357 с.

9. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1989. 99 с.

10. Лицман Г.Н. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально-квалификационного роста учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Н. Лицман. Екатеринбург, 2000. 211 с.

11. Макеева С. Н. К разграничению понятий «лингводидактическая компетенция» и «методическая компетенция» учителя иностранного языка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2012. No 1 (9). С. 91-96.

12. Махмурян К. С. Методические основы подготовки учителя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования: монография. М.: Университет, 2008. 405 с.

13. Муравьев Е.М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.М. Муравьев. М., 1996. 27 с.

14. Набиева Е.В. Формирование исследовательской компетентности студентов педагогического университета через систему спецкурсов по единой проблеме: автореф. дис. ... канд. пед наук: 13.00.01 / Е.В. Набиева. - Иркутск, 1999. 16 с.

15. Надточева Е. С. Профессионально-методическая компетенция как приоритетная цель подготовки будущих учителей второго иностранного языка // Языковое образование сегодня - векторы развития: материалы II Международной научно-практической конференции-форума. Екатеринбург, 2011. С. 117-129.

16. Погребняк Л.П. Правовая компетентность руководителя - условие эффективности управления качеством образования / Л.П. Погребняк // Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество: Труды Всероссийской науч.-практ. конф.10-11 дек. 2002 г. М., 2002. Ч. 2, С. 134- 136.

17. Самодурова Т. В. К проблеме развития исследовательской компетентности студентов в условиях перехода на ФГОС // Амурский научный вестник. 2013. No 1. С. 176-183.

18. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. No 12 (218). С. 85-91.

19. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии, 1991. No 1. с. 44-52.

20. Языкова Н. В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1994. 238 с.

21. Языкова Н.В. Повышение психологической компетентности педагогов в условиях гуманизации образования / Н.В. Языкова // Классный руководитель. 2000. No 5, С. 66-76.

22. Young M. The Rise of the Meritocracy. 1870 - 2033. An Essay on Education and Equality. Penguin Books (Harmondsworth), 1967.

Педагогика

УДК 378.146

доцент Обыденников Геннадий Александрович

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк); старший преподаватель Добрянская Зинаида Ивановна

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОК - 8 СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У СТУДЕНТОВ ЮРИСТОВ

Аннотация. Компетентностный подход в профессиональном обучении, является наиболее актуальным в современной педагогической теории и практике. Предполагается, что, сформировав компетенции мы сможем подготовить сотрудника к профессиональной деятельности и придя на рабочее место он с первого дня сможет показывать высокую производительность труда. Поэтому, для каждой учебной дисциплины в современной учебной программе определено то или иное количество компетенций, это касается и элективных дисциплин по физической культуре и спорту у которых есть свои компетенции. В данной работе мы рассматриваем, процесс формирования общекультурной компетенции ОК - 8, через занятия физической культурой.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, элективные дисциплины по физической культуре и спорту, профессиональное образование, юристы, студенты.

Annotation. Competence-based approach to vocational training is most relevant in modern educational theory and practice. It is assumed that, having formed competencies, we will be able to prepare the employee for professional activities and, having come to the workplace, from the first day he will be able to demonstrate high labor productivity. Therefore, for each academic discipline in a modern curriculum one or another number of competencies is defined, this also applies to the elective disciplines in physical culture and sports, which have their own competencies. In this paper, we consider the process of formation of general cultural competence OK - 8, through physical culture.

Keywords: common cultural competences, elective disciplines in physical culture and sports, professional education, lawyers, the students.

Введение. Переход системы профессионального образования на новую парадигму обучения, повлёк за собой значительные изменения в системе обучения студентов. Появилась двухступенчатая система: бакалавриат и магистратура, изменились учебные планы, сроки и объём освоения дисциплин, практик и др. Но самым главным, стал переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. Сейчас задачей освоения дисциплины является формирование определённых компетенций, которые для разных специальностей разные, но они делятся на: общеобразовательные, профессиональные, специально-профессиональные и другие в зависимости от поколения образовательного стандарта.

Компетенции в современном понимании это комплекс из знаний, умений, навыков, личностных качеств, которые способствуют достижению результата в профессиональной деятельности. Каждая компетенция состоит из трёх частей: знать, уметь, владеть, демонстрация которых и позволяет оценить эффективность формирования заданной компетенции. Для оценки уровня сформированности составных частей компетенции используется большой инструментарий, который называется фонд оценочных средств (ФОС) и содержит в себе: тесты, кейсовые задания, темы для письменных работ и расчётов, нормативы и т.д. Соответственно каждая часть компетенции имеет три уровня сформированности: базовый, средний и повышенный, также она может быть и не сформирована.

Для области физическая культура определена своя дисциплина: «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», а также «Физическая культура». Эти дисциплины призваны формировать общекультурные и профессиональные компетенции [3].

Формулировка цели статьи. Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту определена общекультурная компетенция ОК - 8, это способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [3]. Таким образом, назрела необходимость определить какие средства и методы будут формировать данную компетенцию с учётом специфики дисциплины, а также, как оценивать сформированность данной компетенции на практике, опять-таки с учётом специфики дисциплины.

Изложение основного материала статьи. В результате освоения программы бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»:

ОК - 8 - способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, данная компетенция содержит в себе следующие требования к разделам знать, уметь, владеть см. таблицу № 1.

Таблица 1

Содержание формируемой компетенции ОК - 8

Код компетенции Формируемые компетенции Результат обучения по дисциплине

ОК - 8 способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессионально й деятельности Знать: - основы физической культуры и здорового образа жизни; - правила использования физических упражнений, техники выполнения физических упражнений; - способы физического совершенствования организма. Уметь: - создавать условия для реализации индивидуальных оздоровительных задач при помощи различных комплексов физических упражнений; - анализировать физическое самовоспитание и самосовершенствование; правильно организовать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни; - рационально выбирать физические упражнения, учитывая цели, мотивы, уровень физического развития, подготовленности и возможностей, состояние здоровья. Владеть: - навыками выполнения физических упражнений, физическую выносливости, подготовленность организма к серьезным физическим нагрузкам в жизненных ситуациях.

Для формирование данной компетенции, учебным планом определена общая трудоёмкость учебной дисциплины в 400 часов, из них 8 отведено на лекционные занятия, 392 на практические занятия, предусмотрена так же самостоятельная работа студентов в количестве 28 часов, видом аттестации является зачёт, который проводится раз в год. Учебный план выстроен таким образом, что лекционное занятие проводится в начале каждого учебного года, а затем предусмотрены только практические занятия, есть также индивидуальные консультации, со студентами, которые имеют академическую задолженность. Таким образом, основная работа по формированию компетенции возлагается на практические занятия.

Темы лекционных занятий стандартны для всех учебных заведений и всех специальностей, хотя и имеют свою специфику: 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; 2. Профессионально-прикладная физическая подготовка; 3. Социально-биологические основы физической подготовки; 4. Физическая подготовка в профессиональной деятельности специалиста. Данные темы хорошо сказываются на формировании знаний по ОК - 8 и некоторых умений по этой же компетенции, однако на наш взгляд этот репродуктивный способ обучения и эффективность его будет достаточно низка, если периодически не возвращаться к материалу в процессе повторения.

Темы практических занятий состоят из возможностей образовательного учреждения в организации занятий. В нашем Новокузнецком Филиал-Институте Кемеровского Государственного Университета существуют следующие разделы обучения с соответствующими темами: легкая атлетика (совершенствование спринтерского и стайерского бега, кросса, сдача контрольных нормативов), плавание (обучение и совершенствование техники плавания различными способами, проплывание различных дистанций, сдача контрольных нормативов), спортивные игры (обучение и совершенствование техники и тактики игры в волейбол, баскетбол, футбол), фитнесс и силовые упражнения (для развития силовых способностей организма и контроль над массой тела). Данные виды программы позволяют сформировать умения и владения по компетенции ОК - 8, хотя на наш взгляд — это недостаточно для понимания студентами тех посылов, которые содержаться в компонентах уметь и владеть. Вернее, здесь студенты обладают умениями и владениями, но возможно не всегда отдают себе отчёт в этом. В этом и состоит одна из главных проблем преподавания физической культуры, что занятия проходят недостаточно осознанно, студенты не всегда понимают, что и для чего они делают, а руководствуются какими-то своими мотивами. Например, мотив получения зачёта, а не мотив познания. Таким, образом мотив осознанности выполняемых действий становиться ключевым в процессе формирования компетенции. Возникает вопрос, а как сделать практические занятия физической культурой осознанно? С теоретическими занятиями понятно, на лекции познавательный способности студентов задействованы в полной мере, они сидят, слушают, конспектируют, задают вопросы, участвуют в дискуссиях. Но, таких занятий учебным планом предусмотрено очень мало и активацию познавательных мотивов необходимо производить на практических занятиях.

Теорией и методикой физического воспитания предусматривается решение трёх задач на каждом учебном занятии: образовательная, воспитательная и развивающая. Каждое занятие должно иметь образовательный эффект, т.е. привносить новое знание каждому студенту, оно так же должно иметь воспитательный эффект, т.е. воспитывать человека индивидуально или в коллективе, и развивать студента. Под развитием в теории и методике физического воспитания понимается развитие физических качеств, ведь практически любые физические упражнения помогают в развитии каких-либо физических качеств, смотря как их выполнять. Например, бег может развивать и быстроту, и общую выносливость, плавание и выносливость и силу и т.д. Это определяется конкретной целью каждого занятия и всегда доводится студентам перед началом занятия.

Для активации познавательной деятельности студентов на занятиях по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту можно пойти по пути, который используется на этапе общего образования. Там, теоретические знания объясняются школьникам либо перед началом занятия, либо по ходу занятия. Это позволяет активизировать познавательные способности перед началом урока, когда школьники ещё не устали, либо по ходу его, когда надо с акцентировать их внимание. Однако, нам кажется, что такая передача данных будет репродуктивна и необходимо будет возвращаться к повторению.

Можно пойти путём разделения группы на подгруппы, где одна часть выполняет физические упражнения, а другая часть получает необходимые теоретические знания, но необходимо понимать, что нельзя превращать физическую культуру в ещё один предмет, на котором бы двигательная активность была бы сведена к минимуму. На физической культуре студенты должны получать двигательную нагрузку, это будет способствовать их отдыху от умственной работы, переключению с одного вида деятельности на другой, согласно теории активного отдыха И.М. Сеченова.

Лучшим вариантом формирования знаниевой составляющей компетенции, на наш взгляд, будет являться активация познавательной деятельности перед учебным занятием за счёт обозначения целей и задач занятия, а также некой «вводной», что позволило бы студентам сознательно активировать свою познавательную функцию. В конце занятия необходимы подведения итогов, но на них не надо акцентировать внимание на оценках за занятие, а необходимо подведение итогов сделать в форме небольшой рефлексии. Это позволит, активировать познавательную функцию студентов и заставить оценить свои успехи и возможно наметить план дальнейших действий. Так же походу занятия между его частями можно акцентировать внимание студентов на тех или иных факторах: исторических, правовых, физиологических, биомеханических и других.

Представляется перспективным привлечение студентов к самостоятельной работе, направленной на формирование компетенций, любых из ее составных частей. Это могут быть рефераты, сообщения по разным темам, которые можно использовать в процессе проведения занятия, например, во время паузы для отдыха или смены вида деятельности, так же можно готовить студентов при наличии у них желания для участия в различных конференциях, как внутри института, так и за его пределами. Также самостоятельная работа студентов может формировать умения и владения, хотя на наш взгляд для этого времени отведённой программой будет недостаточно.

Важным является вопрос о том, как оценивать сформированность компетенций в процессе занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Мы соглашаемся с утверждением Звягинцева М.В., что любая оценка воздействия на личность должна оцениваться с позиции влияния на все составляющие личности: биологическую, психологическую и социальную [1]. Однако, на практике в разделе физическое воспитание, как правило оценивается физическая подготовленность по стандартным критериям, и не уделяется должного внимания другим составляющим личности. Также, мы согласны и с тезисом о том, что преподавание физической культуры должно быть личностно-ориентированным [2], и результаты работы будут прямо пропорциональны вовлеченности личности в этот процесс. Но реалии несколько отличаются от того, что нам бы хотелось. Процесс оценивания знаний на зачёте происходит следующим образом: первоначально оценивается посещаемость занятий, а потом обращается внимание на результаты, показанные студентами при оценивании их физической подготовленности, т.е. на сдачу контрольных нормативов.

Это не в полной мере отражает сформированность компетенции, т.к., например, никак не оценивается знаниевый компонент. Для его оценки предлагаются следующие варианты действий: можно проводить устный зачёт, на котором можно было бы оценить знаниевую составляющую компетенции, можно проводить мероприятие по допуску к зачёту в форме эссе или реферата, которые сдаются перед самим зачётом преподавателю. Можно объединить сдачу устного этапа и практического, сначала сдаётся устная часть, а потом переходят к практике и т.д. Нам представляется весьма интересным именно последний вариант. На зачёте студенты сначала рассказывают теоретические вопросы, а потом переходят к практической сдаче контрольных нормативов. Однако, это потребует значительных временных затрат, что не всегда возможно сделать из-за специфики учебного процесса, расписания занятий и т.д. Мы ведём поиск нового в данной

сфере, нами разрабатывались компьютерные тесты, дневники оценки состояния здоровья, комплексные тесты определения уровня физической подготовленности, а также в качестве эксперимента бинарная форма проведения зачёта, всё это нам кажется весьма перспективным.

Выводы:

1. Новая парадигма образования, требует новых подходов к организации образовательного процесса, и пересмотру подходов к оценке полученных знаний.

2. Формирование общекультурной компетенции ОК - 8 средствами элективных дисциплин по физической культуре и спорту представляется весьма реальным, для этого надо изменить немного процесс преподавания. Необходимо уметь манипулировать познавательной активностью студентов, в нужный момент её активируя и воспользоваться образовательными возможностями рефлексии.

3. Форма оценки уровня сформированности компетенций должна быть комплексная и одинаково эффективно оценивать и знания, и умения, и владения. Для выбора лучшей формы оценивания составляющих компетенции необходимо отбирать формы оценки исходя из специфики дисциплины. Представляется, что поиск адекватных механизмов оценки уровня сформированности компетенций с учётом специфики элективных дисциплин по физической культуре и спорту, ещё предстоит.

Литература:

1. Звягинцев М.В. Педагогическая теория личности, как инструмент педагогики [Текст] / М.В. Звягинцев // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч.4. - С. 118 - 123.

2. Звягинцев М.В. Построение концепции, интегрированной личностно-ориентированной физической культуры [Текст] / М.В. Звягинцев // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 2 (156) - 2018. - С. 58 - 63.

3. Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция (уровень бакалавриата).

Педагогика

УДК 371

аспирант Павлова Елена Игоревна

Гжельский государственный университет (пос. Электроизолятор)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме нравственно-этического воспитания студентов колледжа. Проблема заключается в теоретическом и практическом обосновании успешности развития этого направления у студентов колледжа.

Рассмотрены используемые методы и приёмы в нравственном воспитании студенческой молодёжи.

Ключевые слова: нравственно-этическое воспитание, метод дилемм и рефлексия, стимулирование и мотивация, волонтёрская деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of moral and ethical education of College students. The problem lies in the theoretical and practical justification of the success of the development of this direction in College students. The methods and techniques used in the moral education of students.

Keywords: moral and ethical education, method of dilemmas and reflection, stimulation and motivation, volunteer activity.

Введение. В настоящее время тема нравственно-этического воспитания актуальна как никогда. Сейчас молодёжи, живущей в мегаполисах, необходима в данном направлении помощь со стороны опытного педагога. В течение всего своего существования человечество накопило нормы и правила, поддерживающие определенные отношения в обществе, а так же гарантирующие его стабильность и безопасность для граждан. Они позволяют людям развиваться, достигать задуманного, не ущемляя прав рядом живущих.

Великий мыслитель Пифагор уже в VI веке до н.э. говорил: «Где нравы без просвещения и просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой». Он призывал: «Старайтесь прежде иметь добрые нравы, чем законы: нравы есть самые первые законы» [5, с. 441. Для передачи норм и правил поведения выработаны приемы, составляющие основу воспитания. В нравственном воспитании используются различные методы и приемы воспитательного воздействия, к которым относятся: требование, просьба, напоминание, поручение, распоряжение. В нравственном воспитании важное место занимают самовоспитание, цели, содержание, методы.

Изложение основного материала статьи. В современной образовательной практике в процессе нравственно - этического воспитания студенческой молодёжи выделяют ведущие методологические подходы и методы организации воспитательной работы.

Рассмотрим их подробнее.

Как показал анализ литературы [6-8 и др.], в современной образовательной практике реализуется следующий комплекс методологических подходов: аксиологический подход, системный подход, субъектный подход, деятельностный подход, средовой подход и др.

Деятельностный подход. Теоретические основы деятельностного подходы были разработаны Б. Г. Ананьевым, А. В. Брушлинским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др. (в кн. А. В. Хуроского) [10] Реализация деятельностного подхода предполагает «коллективную коммуникацию» в процессе воспитания, активную деятельность студента в процессе достижения цели. Деятельностный подход предусматривает:

1) создание комфортной образовательно-воспитательной среды;

2) партнерские «субъект-субъектные» взаимоотношения студента с педагогами и сокурсниками;

3) коллективная ответсвенность субъектов воспитательного процесса.

В рамках деятельностного подхода мы связываем личность студента и его деятельность. Изменение в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.